Жизненный и профессиональный кодекс практического психолога (по Смагиной С. Ю.)
Цель: рефлексия и вербализация жизненных и профессиональных ценностей и принципов. Согласные и гласные русского алфавита (кроме Ё, И, Ъ, Ь, Ы, Ю, Щ) делятся между участниками группы. Задача участников - «7 сформулировать несколько значимых лично для них и для мира в целом жизненных или профессиональных правил, которые начинались бы на те буквы алфавита, которые им достались. В завершение встречи группе предлагается организовать совместное прочтение правил. Соблюдая порядок букв русского алфавита, участники зачитывают сформулированные ими законы. Так получается единый жизненный и профессиональный кодекс практического психолога. • Авторитарность исключи, включи доверие с любовью. • Быть всегда внимательным и чутким к проблемам других людей. • Важно не то, что ты имеешь в виду, а то, как тебя понимают, • Главное - быть человечным. • Действовать достойно, давая положительный заряд клиенту. • Ехать нужно прямо, с пути не сворачивая. • Жизненный путь очень трудный, и пройти его надо достойно. • Знать, чтобы уметь, и использовать это во благо людей. • Искать себя везде, искать себя всегда. • Кроме войн и разрушений, в мире должны существовать любовь и счастье. • Люби и уважай личность другого. • Можно существовать, но жить - этому надо долго учиться. • Никогда не решать свои проблемы за счет других. • Овладевая знаниями в теоретическом курсе, не забывайте их применять на практике. • Постарайтесь понять чувства, присущие другому человеку, и попытайтесь «влиться» в их глубину. Не обещать того, чего не сможешь выполнить. Переделывая мир, помни, каким он был. • Результат зависит от твоих усилий и,твоего стремления к достижению цели.
И т. д. Очень ничего Цель: самоанализ уровня профессионализма и формирование установки на его развитие. Участников расспрашивают, какого уровня профессионализма они достигли в ходе профессиональной подготовки. Сторонники каждого уровня подсчитываются по поднятым рукам. Результаты фиксируются в виде следующей схемы:
Вопросы для обсуждения: удовлетворены ли вы уровнем своего профессионализма? Считаете ли его достаточным? Должны ли ваши клиенты быть удовлетворены этим уровнем профессионализма? Каковы главные помехи на пути повышения профессионализма? Что мы можем предпринять для повышения профессионализма и качества психологических услуг? Обсудите с участниками группы, какие качества повышения профессионализма они используют. Знакомы ли эти средства всем участникам? Сформируйте небольшие группы для мозгового штурма по выявлению путей повышения профессионализма и повышения качества предлагаемых психологических услуг, ж Кинорежиссеры (по Бабайцевой В. Ю.) Цель: помочь «со стороны» посмотреть на профессию пси холога, оценить необходимость многих качеств личности в профессиональном плане. Участники разбиваются на несколько подгрупп. Каждая подгруппа представляет собой кинорежиссеров какой-либо киностудии. Перед каждой киностудией ставится задача подобрать актеров для съемки фильма о школе. Главные действующие лица фильма: учитель, работающий в этой школе, молодой психолог, начинающий свою работу в школе, пожарник, проверяющий состояние противопожарной безопасности данного учебного заведения. Кинорежиссерам предлагается определить: а) качества, необходимые для создания данных образов и б) качества, нежелательные для данных образов. Для облегчения работы командам кинорежиссеров предлагаются списки качеств, которые при необходимости можно дополнить. Списки требуемых и нежелательных качеств ведущим составляются заранее. Например:
• требуемые качества: решительность, непоседливость, доброжелательный взгляд, уверенность в себе, мечтательность, изысканные манеры, усталый вид, спокойствие, строгий голос, человек, у которого можно многому научиться, признает, что порой недостаточно ясно выражается, доброжелательность, ответственность, юмор и т. д.; • нежелательные качества: упрямый вид, смешливость, экстравагантная прическа, говорливость, сонливый вид, тревожные, бегающие глаза, невнятная речь, оттопыренные уши, вялость, думает, что он все знает, утверждает, что его неправильно понимают, категоричность, демонстративность и т. д. Кинорежиссерам предлагается, опираясь на первый список, выбрать 3-5 качеств, без которых не могут обойтись главные действующие лица и, опираясь на второй список, выбрать такое же количество качеств, которые ни в коем случае не должны присутствовать в данных образах. Обсуждение: анализируется, почему участники выбрали именно эти качества, чем отличаются друг от друга образы главных героев. Какие из этих качеств обнаруживаются у себя? Плохой психолог Цель: осознание своих недостатков в профессиональном становлении, в поступках, без перевода их на личность, умение корректно выдавать и воспринимать критику. Из числа участников выбирается студент на роль «плохого психолога» (в зависимости от группы и ситуации им может стать тот, кто действительно чувствует себя плохим психологом, либо наоборот, тот, кто является успешным студентом и способен выдержать эту интервенцию). Остальные разбиваются на две группы, примерно равные по количеству. Задача группы «обвинителей» - выделить негативную черту «плохого психолога» и описать ее проявления. Просто «оценочные» высказывания, без описания ситуации проявления этой черты, не допускаются. Функции «защитников» - найти объяснения проявлению этой черты и дать другую, позитивную характеристику «плохому психологу», Высказывания говорятся в лицо «штохо-мупсихологу»,он должен видеть, кто говорит. Затем слово дается герою. Он сам высказывается по поводу услышанного, выра-
жая свое эмоциональное отношение к ситуации, сам отвечает на обвинения. Описывает себя как «хорошего» психолога. Обсуждение: умение осознавать свои слабости и недостатки, умение «держать удар». Поддержка Цель: развитие тактильной сензитивности, выдача невербальных поглаживаний. Один человек выйдет в центр круга, сядет на стул, положит руки ладонями вверх и закроет глаза. Все подходят к нему и кладут руки ему на ладони. Надо отгадать подошедшего. То же, но подходят сзади и обнимают сидящего. Хронотопы Все суета, суета, суета! В чаши судьбы до краев налита. Огден Нэш Человек становится человеком, обретает идентичность, когда он способен встать внутри протяжения времени. М. Хай-деггер задается вопросом: «Человек - создатель времени или его получатель? И если второе, то как человек получает время? Если человек сначала человек, чтобы потом по обстоятельствам, то есть к какому-то определенному времени получить восприятие времени и встать в отношение к нему?» Вопрос об овладении человеком временем поднят философом как один из глобальных вопросов бытия. Но почему при осознании всей важности обозначенного вопроса так распространено бессмысленное отношение к нему? * • •. время нередко не сознается необходимым условием всего, пл что есть в мире, - пишет по этому поводу П. Флоренский, - и потому представляется естественной возможность беспредельного существования». Отсутствие координаты времени в сознании, в характеристике образа жизни лишает его длительности, выхолащивает его как изнутри определяемый процесс, может привести к остановке личностного роста, утрате идентичности. Время выражает «четырехмерную полноту личности... Есть дни нашей жизни более важные, более ответственные и более характерные графически, нежели другие; есть и возрасты более заметные в разных отношениях, чем прочие. И все-таки мы живем сегодня не для завтрашнего дня, а для сегодняшнего, или точнее сказать - и сегодня, и завтра, и послезавтра живем ради цельности, ни одним днем не исчерпываемой, но вместе с тем и всяким днем символически знаменуемой» (П. Флоренский).
Качественные особенности психологического времени служили предметом анализа в работах С. Л. Рубинштейна, сформулировавшего понятия «кажимости» времени как адекватной формы жизни человека и «субъекта жизни» как личности, ответственной за сценарий своей жизни (противоположное - «субъект поступка» - фрагментация идентичности). Каково психологическое содержание, такого образования, как чувство времени? На этот вопрос находим ответ у группы авторов -В. Графа, И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. Они считают, что чувство времени является сложной системой актов сознания, возникающей на основе определенной практики использования времени в его организации в повседневной жизнедеятельности. В своей развитой форме чувство времени предполагает осознание связи хода собственной жизни с историческим, социальным временем. Чувство «бытового времени» проявляет себя в определенной способности организовывать и регулировать всю систему индивидуального повседневного поведения в целях более продуктивного использования времени, оно предполагает не упускать в настоящем тех дел, от которых будут зависеть отдаленные действия и поступки, будет зависеть будущее. С нашей точки зрения, временная и пространственная организация (все вместе - хронотопы) личности являются элементами структуры личности (основа самоорганизации). Психологами установлено, что только личностный смысл способен пронизывать время, уплотнять его, если этого не происходит, время превращается в «дурную бесконечность», лишенную смыслов и самосознания, что воплощается в кризисах идентичности. Не подкрепленную сознанием идею идентичности можно рассматривать бесконечно, если к тому же она не преломлена через личностные смыслы - она бессильна. Если воспользоваться определением смысла, данным А-А. Брудным, согласно которому смысл - «это такое отражение действительности в сознании, которое может изменить действительность», то возникают очевидные и бесспорные параллели со способами личностного и жизненного самоопределения и появляется возможность для переживания своей неповторимости и уникальности бытия, т. е. идентичности. Как может рассматриваться процесс достижения идентичности, самоопределения и самоорганизации поведения, преломленный сознанием, изменениями смысла, ценностей? В теории установки (Д. Н. Узнадзе) этот процесс объясняется воздействием сознания на поведение. Нас интересует не абстрактное поведение человека, а его жизнедеятельность, временные аспекты его жизни, взаимосвязь событий, которые подчиняются логике данной реальности. Условия «данной реальности» определяют направленность человека, последняя представляет собой мотивационно-смысловую структуру деятельности, которая вбирает в себя программу деятельности, отношение будущих действий и операций, жизненный план. В составе жизненного плана различаются два типа целей: идеальные (конечные) и реальные, конкретные. Конечные цели представляют собой идеалы, понимаемые как ценности, эти Цели стабильны. Реальные же цели характеризуются конкретностью и досягаемостью, они могут изменяться в зависимости от успехов и неудач. Таким образом, обнаруживается связь жизненного плана с ценностями.
Ценности, в свою очередь, связаны с представлением о смысле жизни, которое является одновременно и основанием развития личности, и его результатом. С нашей точки зрения, Ценности выступают еще одним элементом структуры идентичности (основа образа Я), определяя существование в мире смыслов как существование на собственно личностном уровне. Они играют ведущую роль в процессе формирования личности, т.к. на их основе создаются эталон, образ будущего. 7Я Ценность принципиально вне времени: задавая человеку представление о будущем, она не соотносит его с временной осью, с хронологией, ибо это иная размерность - размерность «смыслового будущего» (М. М. Бахтин). Временное будущее, более или менее точное планирование и хронотопирование своей жизни во времени и пространстве, по-видимому, появляется на уровне социального самоопределения и самоорганизации. В дальнейшем эти два вида представлений о будущем сосуществуют, выполняя различные функции: смысловое будущее на основе присвоения ценностей и смыслов - функцию смыслообразования, временное будущее на основе хронотопов ~ регулятивную функцию (Б. В. Зейгарник). Уже на первых этапах профессионального самоопределения встает вопрос, какой образ профессии сложился (или складывается) у человека и как он меняется в последующем. Понятие «образ профессии» используется как аргумент в решении тех или иных вопросов, однако исследователи вкладывают в него далеко не однозначный смысл. Традиционно определяют понятие «образ» как все накопленные и организованные знания организма о себе самом и о мире (нас интересует мир профессий), в котором он существует. В данном случае под образом понимается нечто большее, чем картина. Имеется в виду тот вид представления, который включает все, что приобрел субъект, организованное при помощи тех понятий, образов или отношений, которые он смог выработать. Как видно из этих определений, понятие «образ» тесно связано с понятием «представление». В результате чего остановимся на следующем определении: образ профессии - это представление человека о выбранной профессии и его отношение к ней. Можно сказать, что человек нашел свое место (может быть, только на время), когда он представляет, где и кем он будет работать, что от него требуется. Если человек знает, что он будет делать, какие функции будет выполнять в своей профессиональной жизни, значит, можно предположить, что у него сформирован определенный образ профессии. Если говорить о соотношении образа и плана, то исследователи приходят к выводу, что план может стать частью образа, а образы могут составлять часть плана. Термин «план» используется чаще всего для обозначения грубого наброска какой-то последовательности действий во времени. Профессиональный жизненный план по Климову Е. А. - это сложный образ, структура, «конструкция» которого должна состоять из более или менее ясных знаний о следующих обстоятельствах. 1. Главная цель. 2. Цепочка ближайших и более отдаленных конкретных целей. 3. Пути и средства достижения жизненных ближайших целей. 4. Внешние условия достижения целей. 5. Внутренние условия. 6. Запасные варианты целей и путей их достижения на случай возникновения непреодолимых трудностей для реализации основных вариантов. Планы у людей различны: они могут быть смутными, отрывочными или полными, ясными, устойчивыми или изменчивыми, гибкими или косными, реалистичными или фантастическими; отдельные части плана могут быть согласованными или несогласованными или даже практически несовместимыми друг с другом, противоречивыми. Профессиональный личный план, который является регулятором жизненного поведения человека, в идеале должен иметь полную структуру. На основе определенного образа профессии, образа своей профессиональной деятельности человек планирует свое профессиональное будущее. Это, в свою очередь, влияет на характер профессиональных ожиданий, эмоциональную привлекательность и устойчивость профессиональных намерений. Практикум :Г Человек-однодневка (Абрамова Г. Н.) Цель: расширение временной перспективы. Всем участникам по очереди нужно представить следующую гипотетическую ситуацию: резко сократились интервалы между некоторыми событиями, т. е. вся жизнь человека равна 1 дню. Нужно описать этот день с утра до вечера. Обсуждение; какие чувства вызывает этот день у себя, У других.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|