Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Жизненный и профессиональный кодекс практического психолога (по Смагиной С. Ю.)

Цель: рефлексия и вербализация жизненных и профессио­нальных ценностей и принципов.

Согласные и гласные русского алфавита (кроме Ё, И, Ъ, Ь, Ы, Ю, Щ) делятся между участниками группы. Задача участников -

«7

сформулировать несколько значимых лично для них и для мира в целом жизненных или профессиональных правил, которые на­чинались бы на те буквы алфавита, которые им достались. В за­вершение встречи группе предлагается организовать совместное прочтение правил. Соблюдая порядок букв русского алфавита, участники зачитывают сформулированные ими законы. Так по­лучается единый жизненный и профессиональный кодекс прак­тического психолога.

• Авторитарность исключи, включи доверие с любовью.

• Быть всегда внимательным и чутким к проблемам других людей.

• Важно не то, что ты имеешь в виду, а то, как тебя понимают,

• Главное - быть человечным.

• Действовать достойно, давая положительный заряд клиенту.

• Ехать нужно прямо, с пути не сворачивая.

• Жизненный путь очень трудный, и пройти его надо дос­тойно.

• Знать, чтобы уметь, и использовать это во благо людей.

• Искать себя везде, искать себя всегда.

• Кроме войн и разрушений, в мире должны существовать любовь и счастье.

• Люби и уважай личность другого.

• Можно существовать, но жить - этому надо долго учиться.

• Никогда не решать свои проблемы за счет других.

• Овладевая знаниями в теоретическом курсе, не забывайте их применять на практике.

• Постарайтесь понять чувства, присущие другому челове­ку, и попытайтесь «влиться» в их глубину. Не обещать того, чего не сможешь выполнить. Переделывая мир, помни, каким он был.

• Результат зависит от твоих усилий и,твоего стремления к достижению цели.

И т. д.

Очень ничего

Цель: самоанализ уровня профессионализма и формирова­ние установки на его развитие.

Участников расспрашивают, какого уровня профессиона­лизма они достигли в ходе профессиональной подготовки.

Сторонники каждого уровня подсчитываются по поднятым рукам. Результаты фиксируются в виде следующей схемы:

Уровень профессионализма Число человек
Ничего  
Очень ничего  
Очень-очень ничего  

Вопросы для обсуждения: удовлетворены ли вы уровнем сво­его профессионализма? Считаете ли его достаточным? Долж­ны ли ваши клиенты быть удовлетворены этим уровнем про­фессионализма? Каковы главные помехи на пути повышения профессионализма? Что мы можем предпринять для повыше­ния профессионализма и качества психологических услуг? Об­судите с участниками группы, какие качества повышения про­фессионализма они используют. Знакомы ли эти средства всем участникам? Сформируйте небольшие группы для мозгового штурма по выявлению путей повышения профессионализма и повышения качества предлагаемых психологических услуг,

ж Кинорежиссеры (по Бабайцевой В. Ю.)

Цель: помочь «со стороны» посмотреть на профессию пси холога, оценить необходимость многих качеств личности в профессиональном плане.

Участники разбиваются на несколько подгрупп. Каждая под­группа представляет собой кинорежиссеров какой-либо кино­студии. Перед каждой киностудией ставится задача подобрать актеров для съемки фильма о школе. Главные действующие лица фильма: учитель, работающий в этой школе, молодой пси­холог, начинающий свою работу в школе, пожарник, прове­ряющий состояние противопожарной безопасности данного учебного заведения. Кинорежиссерам предлагается опреде­лить: а) качества, необходимые для создания данных образов и б) качества, нежелательные для данных образов. Для облегче­ния работы командам кинорежиссеров предлагаются списки ка­честв, которые при необходимости можно дополнить. Списки требуемых и нежелательных качеств ведущим составляются за­ранее. Например:

требуемые качества: решительность, непоседливость, доб­рожелательный взгляд, уверенность в себе, мечтательность, изысканные манеры, усталый вид, спокойствие, строгий голос, человек, у которого можно многому научиться, признает, что порой недостаточно ясно выражается, доброжелательность, от­ветственность, юмор и т. д.;

нежелательные качества: упрямый вид, смешливость, экс­травагантная прическа, говорливость, сонливый вид, тревож­ные, бегающие глаза, невнятная речь, оттопыренные уши, вя­лость, думает, что он все знает, утверждает, что его неправильно понимают, категоричность, демонстративность и т. д.

Кинорежиссерам предлагается, опираясь на первый спи­сок, выбрать 3-5 качеств, без которых не могут обойтись глав­ные действующие лица и, опираясь на второй список, выбрать такое же количество качеств, которые ни в коем случае не должны присутствовать в данных образах.

Обсуждение: анализируется, почему участники выбрали именно эти качества, чем отличаются друг от друга обра­зы главных героев. Какие из этих качеств обнаруживаются у себя?

Плохой психолог

Цель: осознание своих недостатков в профессиональном становлении, в поступках, без перевода их на личность, уме­ние корректно выдавать и воспринимать критику.

Из числа участников выбирается студент на роль «плохого психолога» (в зависимости от группы и ситуации им может стать тот, кто действительно чувствует себя плохим психоло­гом, либо наоборот, тот, кто является успешным студентом и способен выдержать эту интервенцию). Остальные разбива­ются на две группы, примерно равные по количеству. Задача группы «обвинителей» - выделить негативную черту «плохого психолога» и описать ее проявления. Просто «оценочные» вы­сказывания, без описания ситуации проявления этой черты, не допускаются. Функции «защитников» - найти объяснения про­явлению этой черты и дать другую, позитивную характеристику «плохому психологу», Высказывания говорятся в лицо «штохо-мупсихологу»,он должен видеть, кто говорит. Затем слово дает­ся герою. Он сам высказывается по поводу услышанного, выра-

жая свое эмоциональное отношение к ситуации, сам отвечает на обвинения. Описывает себя как «хорошего» психолога.

Обсуждение: умение осознавать свои слабости и недостат­ки, умение «держать удар».

Поддержка

Цель: развитие тактильной сензитивности, выдача не­вербальных поглаживаний.

Один человек выйдет в центр круга, сядет на стул, положит руки ладонями вверх и закроет глаза. Все подходят к нему и кладут руки ему на ладони. Надо отгадать подошедшего.

То же, но подходят сзади и обнимают сидящего.


Хронотопы

Все суета, суета, суета! В чаши судьбы до краев налита.

Огден Нэш

Человек становится человеком, обретает идентичность, ко­гда он способен встать внутри протяжения времени. М. Хай-деггер задается вопросом: «Человек - создатель времени или его получатель? И если второе, то как человек получает вре­мя? Если человек сначала человек, чтобы потом по обстоя­тельствам, то есть к какому-то определенному времени полу­чить восприятие времени и встать в отношение к нему?» Вопрос об овладении человеком временем поднят философом как один из глобальных вопросов бытия.

Но почему при осознании всей важности обозначенного во­проса так распространено бессмысленное отношение к нему? * • •. время нередко не сознается необходимым условием всего,

пл

что есть в мире, - пишет по этому поводу П. Флоренский, - и потому представляется естественной возможность беспре­дельного существования». Отсутствие координаты времени в сознании, в характеристике образа жизни лишает его дли­тельности, выхолащивает его как изнутри определяемый про­цесс, может привести к остановке личностного роста, утрате идентичности. Время выражает «четырехмерную полноту личности... Есть дни нашей жизни более важные, более ответ­ственные и более характерные графически, нежели другие; есть и возрасты более заметные в разных отношениях, чем прочие. И все-таки мы живем сегодня не для завтрашнего дня, а для сегодняшнего, или точнее сказать - и сегодня, и завтра, и послезавтра живем ради цельности, ни одним днем не исчер­пываемой, но вместе с тем и всяким днем символически знаме­нуемой» (П. Флоренский).

Качественные особенности психологического времени слу­жили предметом анализа в работах С. Л. Рубинштейна, сфор­мулировавшего понятия «кажимости» времени как адекват­ной формы жизни человека и «субъекта жизни» как личности, ответственной за сценарий своей жизни (противоположное - «субъект поступка» - фрагментация идентичности). Каково психологическое содержание, такого образования, как чувство времени? На этот вопрос находим ответ у группы авторов -В. Графа, И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. Они считают, что чувст­во времени является сложной системой актов сознания, возни­кающей на основе определенной практики использования вре­мени в его организации в повседневной жизнедеятельности. В своей развитой форме чувство времени предполагает осозна­ние связи хода собственной жизни с историческим, социальным временем. Чувство «бытового времени» проявляет себя в опреде­ленной способности организовывать и регулировать всю систему индивидуального повседневного поведения в целях более про­дуктивного использования времени, оно предполагает не упус­кать в настоящем тех дел, от которых будут зависеть отдаленные действия и поступки, будет зависеть будущее.

С нашей точки зрения, временная и пространственная ор­ганизация (все вместе - хронотопы) личности являются эле­ментами структуры личности (основа самоорганизации).

Психологами установлено, что только личностный смысл способен пронизывать время, уплотнять его, если этого не

происходит, время превращается в «дурную бесконечность», лишенную смыслов и самосознания, что воплощается в кри­зисах идентичности. Не подкрепленную сознанием идею идентичности можно рассматривать бесконечно, если к тому же она не преломлена через личностные смыслы - она бес­сильна.

Если воспользоваться определением смысла, данным А-А. Брудным, согласно которому смысл - «это такое отраже­ние действительности в сознании, которое может изменить действительность», то возникают очевидные и бесспорные па­раллели со способами личностного и жизненного самоопреде­ления и появляется возможность для переживания своей не­повторимости и уникальности бытия, т. е. идентичности.

Как может рассматриваться процесс достижения идентич­ности, самоопределения и самоорганизации поведения, пре­ломленный сознанием, изменениями смысла, ценностей? В теории установки (Д. Н. Узнадзе) этот процесс объясняется воздействием сознания на поведение. Нас интересует не абст­рактное поведение человека, а его жизнедеятельность, вре­менные аспекты его жизни, взаимосвязь событий, которые подчиняются логике данной реальности. Условия «данной ре­альности» определяют направленность человека, последняя представляет собой мотивационно-смысловую структуру дея­тельности, которая вбирает в себя программу деятельности, отношение будущих действий и операций, жизненный план. В составе жизненного плана различаются два типа целей: иде­альные (конечные) и реальные, конкретные. Конечные цели представляют собой идеалы, понимаемые как ценности, эти Цели стабильны. Реальные же цели характеризуются кон­кретностью и досягаемостью, они могут изменяться в зависи­мости от успехов и неудач. Таким образом, обнаруживается связь жизненного плана с ценностями.

Ценности, в свою очередь, связаны с представлением о смыс­ле жизни, которое является одновременно и основанием раз­вития личности, и его результатом. С нашей точки зрения, Ценности выступают еще одним элементом структуры иден­тичности (основа образа Я), определяя существование в мире смыслов как существование на собственно личностном уров­не. Они играют ведущую роль в процессе формирования лич­ности, т.к. на их основе создаются эталон, образ будущего.

Ценность принципиально вне времени: задавая человеку представление о будущем, она не соотносит его с временной осью, с хронологией, ибо это иная размерность - размерность «смыслового будущего» (М. М. Бахтин). Временное будущее, более или менее точное планирование и хронотопирование своей жизни во времени и пространстве, по-видимому, появ­ляется на уровне социального самоопределения и самооргани­зации. В дальнейшем эти два вида представлений о будущем сосуществуют, выполняя различные функции: смысловое бу­дущее на основе присвоения ценностей и смыслов - функцию смыслообразования, временное будущее на основе хроното­пов ~ регулятивную функцию (Б. В. Зейгарник).

Уже на первых этапах профессионального самоопределе­ния встает вопрос, какой образ профессии сложился (или складывается) у человека и как он меняется в последующем. Понятие «образ профессии» используется как аргумент в ре­шении тех или иных вопросов, однако исследователи вкла­дывают в него далеко не однозначный смысл. Традиционно определяют понятие «образ» как все накопленные и организо­ванные знания организма о себе самом и о мире (нас интересу­ет мир профессий), в котором он существует. В данном случае под образом понимается нечто большее, чем картина. Имеется в виду тот вид представления, который включает все, что при­обрел субъект, организованное при помощи тех понятий, об­разов или отношений, которые он смог выработать. Как видно из этих определений, понятие «образ» тесно связано с поняти­ем «представление». В результате чего остановимся на сле­дующем определении: образ профессии - это представление человека о выбранной профессии и его отношение к ней.

Можно сказать, что человек нашел свое место (может быть, только на время), когда он представляет, где и кем он будет работать, что от него требуется. Если человек знает, что он будет делать, какие функции будет выполнять в своей профессиональной жизни, значит, можно предположить, что у него сформирован определенный образ профессии.

Если говорить о соотношении образа и плана, то исследова­тели приходят к выводу, что план может стать частью образа, а образы могут составлять часть плана. Термин «план» ис­пользуется чаще всего для обозначения грубого наброска ка­кой-то последовательности действий во времени.

Профессиональный жизненный план по Климову Е. А. - это сложный образ, структура, «конструкция» которого должна со­стоять из более или менее ясных знаний о следующих обстоятель­ствах.

1. Главная цель.

2. Цепочка ближайших и более отдаленных конкретных

целей.

3. Пути и средства достижения жизненных ближайших

целей.

4. Внешние условия достижения целей.

5. Внутренние условия.

6. Запасные варианты целей и путей их достижения на слу­чай возникновения непреодолимых трудностей для реализа­ции основных вариантов.

Планы у людей различны: они могут быть смутными, отры­вочными или полными, ясными, устойчивыми или изменчивы­ми, гибкими или косными, реалистичными или фантастически­ми; отдельные части плана могут быть согласованными или несогласованными или даже практически несовместимыми друг с другом, противоречивыми. Профессиональный личный план, который является регулятором жизненного поведения че­ловека, в идеале должен иметь полную структуру. На основе оп­ределенного образа профессии, образа своей профессиональной деятельности человек планирует свое профессиональное буду­щее. Это, в свою очередь, влияет на характер профессиональных ожиданий, эмоциональную привлекательность и устойчивость профессиональных намерений.

Практикум

:Г Человек-однодневка (Абрамова Г. Н.)

Цель: расширение временной перспективы.

Всем участникам по очереди нужно представить следую­щую гипотетическую ситуацию: резко сократились интерва­лы между некоторыми событиями, т. е. вся жизнь человека равна 1 дню. Нужно описать этот день с утра до вечера.

Обсуждение; какие чувства вызывает этот день у себя, У других.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...