Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Идентификация с ролью клиента





Цель: развитие у студентов способности поставить себя на место другого.

113

Ведущий рассказывает участникам группы о специфике душевной боли, выделяет три базовых составляющих кон­сультативного процесса в практической психологии - опыт, жизнь и любовь.

Далее участникам предлагаются карточки с описаниями различных ситуаций, в которых оказались люди - как взрос­лые, так и дети. Участники должны войти в положение своих героев и рассказать группе их историю от первого лица.

Ситуация 1. Молодой человек, не проявивший никаких способностей в жизни. Ничего толком он не умеет, ничего у него не получается, никаких особых способностей не про­явилось. Другие люди ему об этом тоже говорят. Он им верит. Испытывает разочарование в жизни, утратил к ней интерес.

Ситуация 2. Женщина поссорилась со своим мужем. Они поругались, и муж сказал, что он уходит и забирает с собой сына. Она подумала, что он угрожает. Но муж действительно забрал ребенка. Он забрал его тайно, пока ее не было. Больше она их не видела. Сейчас у нее новая семья. Но она все время ду­мает о первом муже, хочет его вернуть.

Ситуация 3. Девочка-подросток страдает из-за семейных конфликтов. Причиной этих ссор является она сама, вернее, ее воспитание. Родители упрекают друг друга, обвиняют, сканда­лят. Каждый считает, что вина в том, что дочь отбивается от рук, в другом. Девочка тяжело переживает эти раздоры, очень эмоционально реагирует на них. Главное заключается в том, что она считает себя хорошей и ей обидно, когда в нее не верят.

Ситуация 4. Отец постоянно ругает своего сына, «пилит» по поводу и без. Он же просто теряется, так как не знает, как тому угодить. Чувствует себя униженным, суетится всякий раз, когда отец кричит на него. Ему очень горько, что его никто не защищает и не любит.

Ситуация 5. Женщина испытывает большие нагрузки на работе, кроме того, ей постоянно и беспричинно делают замеча­ния, попрекают. Ей кажется, что все ополчились против нее. На нее бросают косые взгляды, перешептываются за спиной, но в глаза никто ничего не высказывает. Она очень дорожит своей работой, но условия в коллективе становятся невыносимыми.



Ситуация 6. Девочки-сестры враждуют между собой. Стар­шая насмехается над младшей, издевается над ее внешностью, манерой одеваться, причесываться, говорить. Она выставляет

114

в смешном свете все, чем занимается младшая. Когда дома нико­го нет -^обзывает младшую и даже бьет. На попытки младшей се­стры искать защиту и поддержку у родителей, те отвечают ей, что она это все выдумывает.

Ситуация 7. Старшеклассница жалуется на отсутствие друзей, с ней никто не хочет дружить, из компаний ее просто прогоняют. Она думает, что это связано с ее некрасивой внеш­ностью, которая всех отталкивает. Надежду обрести друзей она уже утратила. Одиночество стало таким всеобъемлющим, что ей уже не хочется жить.

Ситуация 8. Пожилая женщина недовольна своим сыном и его женой, которая постоянно им командует. Пока матери удается помогать сыну, спасти его от ситуации подкаблучни­ка, но ее мучают опасения, что после ее смерти все изменится к худшему и сын попросту пропадет. Ведь даже для своих де­тей он не авторитет, как их мать скажет, так и будет.

Ситуация 9. Молодая женщина находится в растерянно­сти: муж накануне вечером сообщил ей, что у него есть другая и он решил уйти к ней. Уговоры не возымели никакого дейст­вия. Он заявил, что все равно с ней жить не будет. Сегодня ут­ром он собрал вещи и ушел, сказав, что навсегда.

Ситуация 10. Мать не знает, что делать со своей выросшей дочерью, которая ни ее, ни отца не слушает, хамит. Может по несколько дней не появляться дома, при этом ничего родите­лям не сообщает. Они знают, что у нее уже регулярно меняются партнеры, ее интимное поведение попросту называется развра­том. Дочь становится все более развязной, грубой, ничего не де­лает по дому - только ест, спит, меняет наряды и постоянно тре­бует денег.

Ситуация 11. Старая женщина узнала, что в детском доме живет ее племянница, о судьбе которой она прежде ничего не знала. После встречи с девочкой в детдоме женщина испытыва­ет ужасные мучения, т. к. девочка очень обрадовалась встрече с ней и просит забрать ее оттуда, однако женщина обеспокоена тем, что она слишком стара и тяжело больна, и, кроме того, опасается, что на ее пенсию и социальное пособие ребенка ей не поднять.

Обсуждение: насколько трудно было войти в роль клиента? чувства возникли в этой роли? Трудно ли поставить себя на место другого человека и понять его переживания?

1 1 К

Ситуации сочувствия (по Р. Смид)

Цель: развитие сочувственного отношения к проблемам и бедам других людей.

Далее предлагаются ситуации, в которых надо выразить со­чувствие и оказать поддержку.

Ситуация la . Маша только что узнала, что ее мама и папа собираются развестись. Они сказали ей, что некоторое время она будет жить у тети Кати, пока все образуется. Маша плачет, рас­сказывая вам об этом. Вы можете выразить сочувствие Маше?

Ситуация 2а. Паше 8 лет. На день рождения папа подарил ему щенка. Паша гулял с ним каждый день, кормил, поил и иг­рал с ним после школы. Паша очень привязался к своему ново­му другу и заботился о нем. Однажды Паша пришел из школы и обнаружил, что щенок прорыл дыру под забором и убежал. Мальчик был очень расстроен. Он искал его повсюду. Мама по­могла ему дозвониться в службу по отлову беспризорных жи­вотных, чтобы проверить, не попал ли он туда. Паша расклеил объявления о пропаже щенка, но никто не откликнулся. Когда Паша рассказывал вам об этом, он был очень-очень опечален. Можете ли вы посочувствовать Паше?

Ситуация За. Ребенок выходит во двор поиграть в футбол, но ему постоянно отказывают, говоря, что он еще мал.

Ситуация 4а. Тимур и Роза - брат и сестра. Их родители приехали из Казахстана несколько лет назад. Они живут в боль­шом городе и ходят в среднюю школу. Однажды они вернулись из школы и застали обоих родителей дома. Это было очень стран­но, потому что они оба работали. Родители сказали им, что их ба­бушка в Казахстане тяжело заболела и маме необходимо поехать туда на долгое время, чтобы ухаживать за ней. Роза и Тимур очень огорчены, что их мама уезжает так далеко и не известно, когда вернется. Можете ли вы им посочувствовать?

Ситуация 5а. Пете подарили велосипед на день рожде­ния. Папа предупредил его, чтобы он не забывал каждый ве­чер ставить велосипед в гараж. Однажды вечером Петя заи­грался с друзьями с соседней улицы и забыл про велосипед. На следующее утро он вспомнил о нем и побежал посмотреть, на месте ли он. Велосипеда не было! Петя рассказал вам об этом по дороге в школу. Можете ли вы придумать слова утешения для Пети?

Ситуация 6а. Карине 13 лет. Она живет с мамой и четырь­мя младшими братьями. Мама подрабатывает в трех местах, чтобы заработать достаточно денег. Карина хочет стать участ­ником школьной олимпиады по химии, но у нее нет времени, чтобы ходить на дополнительные занятия. После школы она должна сидеть с братишками. Карина спросила у учителя хи­мии, который отвечает за подготовку участников олимпиады, что ей делать. Учитель дал ей книги для самостоятельной под­готовки и подобрал задания, чтобы она могла практиковаться дома. На олимпиаде она заняла первое место и была очень сча­стлива! Карина забежала к вам на перемене и рассказала об этом. Можете ли вы разделить ее радость?

Принятие ответственности (Р. Смид)

Цель: развитие умения работать с ответственностью. Далее предлагается работа, предполагающая определение меры ответственности и ее принятия.

Ситуация 1. Дэн отвечает дома за собаку по кличке Лэд -кормит, моет, гуляет и играет с ней каждый день. Однако не­сколько дней подряд Дэн был настолько увлечен играми со своими друзьями, что забывал погулять и поиграть со своим псом. Лэд очень любит бегать по окрестностям и играть с деть­ми и теперь, когда про него забыли, заскучал и начал грызть свой ремешок. Наконец он перегрыз его и с радостью убежал гу­лять. Вечером Дэн пришел кормить собаку и обнаружил по­рванный ремешок. Он очень огорчился и почувствовал себя ужасно из-за пропажи собаки. Однако Дэн не хочет брать на себя ответственность за плохой уход за собакой и считает, что виноват Лэд, - он не захотел оставаться дома, и поэтому он пло­хой пес.

Вопросы. Какая часть ответственности лежит на Дэне? Какая часть ответственности лежит на Лэде? Какая часть ответственности лежит на остальных? Что можно было сделать Дэну по-другому, чтобы Дэн не убежал?

•  Ситуация 2. В июле Полу исполнилось 16 лет, и он полу­чил водительские права. Он очень доволен, что теперь может с Друзьями ездить, куда захочет. Его сестра Кетти работает в банке. Ее машина находится в ремонте. Пол согласился встре­тить Кетти после работы в 5 часов вечера и подвезти ее домой,

потому что она плохо себя чувствует и ей нельзя долго нахо­диться на открытом солнце. В этот день было очень жарко и друзья Пола попросили отвезти их после школы в кафе вы­пить молочного коктейля. Они шутили и смеялись и не замети­ли, как пролетело время. Пробило 5 часов, и Пол понял, что опоздал за Кетти как минимум на полчаса. Его друзья сказали, что ему не стоит беспокоиться, поскольку его сестре 19 лет, и она вполне может сама взять машину и вообще не нуждается в опеке своего 16-летнего брата. Пол никак не мог отвязаться от своих друзей и чувствовал возрастающее беспокойство. Когда наконец он добрался до банка, то увидел у входа несколько по­лицейских машин и машину «скорой помощи». Испуганный Пол спросил у полицейского, что произошло. Выяснилось, что у входа в банк молодая женщина упала в обморок, и сейчас ее собираются отвезти в больницу. Пол сказал полицейскому, что, наверное, это его сестра, и ему разрешили заглянуть в ма­шину «скорой помощи». Это действительно была Кетти. Врач сказал, что ей лучше, но в больницу ее отвезти необходимо. По дороге домой Пол чувствовал угрызения совести. Он думал, что если бы он приехал за Кетти вовремя, то она не перегрелась бы на солнце и не попала бы в больницу.

Вопросы. Если полная ответственность равна 100%, то какая доля ответственности лежит на Поле? Какая доля от­ветственности лежит на Кетти? На ком еще лежит ответ ственностъ за ситуацию? Как Пол мог поступить, чтобы проявить больше ответственности?

v: Задания на активное слушание

Надоело

Информация, которая сообщается (или раздается в пись­менном виде) всем студентам:

«Вчера супруг опять сделал мне замечание в присутствии наших гостей. Как будто я ничего не умею сама и мне надо объ­яснять, как сделать так, чтобы выглядело хорошо. Надоело мне все это, давно пора покончить с этой нервотрепкой».

Письменно участники формулируют:

- уточнение; — пересказ;

- дальнейшее развитие мыслей собеседника.

1 1 Q

Обсуждение: выявляются лучшие варианты, обнаружива ются ответы в технике активного слушания и не соответ ствующие ей.

•/ Увольнение

Участники: начальник и его подчиненный.

Информация. Сотрудник приходит к начальнику отдела и сообщает, что хочет уволиться. Говорит, что нашел работу ближе к дому и сможет больше времени уделять воспитанию

детей.

Инструкции.

Ты - начальник. К тебе приходит подчиненный, кото­рый выражает желание уйти с работы. Это является неожи­данностью для тебя. Попробуй выяснить настоящую при­чину ухода.

Ты -подчиненный. Идешь к начальнику, чтобы проин­формировать его о своем желании уйти с работы. Истинной причины ухода начальник не знает. Объяви причину только тогда, когда почувствуешь, что между вами хороший контакт.

Дополнительная инструкция сотруднику. На самом деле считает, что его работа не оценивается по заслугам, обижен на начальника и поэтому решил уволиться. Можно причину при­думать самому.

^ Путевка

Участники: сын и мать.

Информация. Сын уговаривает мать поехать в санаторий. Мать отказывается, говоря, что семье сына будет сложно са­мим справиться с хозяйством, с детьми. (Мать живет с семьей сына.)

Дополнительная инструкция. На самом деле у нее появил­ся знакомый, с которым она не хотела бы сейчас расставаться.

^ За и против тренинга

Участники: ведущий, который выбирается из числа уча­стников.

Вся группа - два, стоящих на разных позициях, лагеря.

Информация. После тренинга студенческая группа, участво­вавшая в нем, обращается в деканат уже в качестве реальной группы, и дает отчет руководителю - оправдал себя тренинг или

нет. Половина группы считает, что тренинг оправдал себя пол­ностью, вторая половина - наоборот.

Задание: достигнуть согласия, которое представляло бы мнение всех. Ведущий дискуссию должен при помощи тех­ник активного слушания рефлектировать точки зрения чле­нов группы.

• S Старосту курса больше не слушают

Участники: староста курса, преподаватель, курирующий курс.

Информация. Староста жалуется, что группа его больше не слушается, все вдруг против него, хотя ничего не произошло.

Задача: куратор должен постараться только с помощью тех­ник АС выяснить истинную причину.

Дополнительная инструкция. Ты староста курса. Ты с дет­ства был всегда вожаком, и по этой причине тебя выдвигали командовать другими. То, что в детском коллективе воспри­нимали как должное, в студенческом коллективе стало непри­емлемым.

S Письменная жалоба

Участники: руководитель предприятия, заведующий от­делом.

Информация. На заведующего одного из отделов поступила письменная жалоба от его подчиненных. В жалобе говори­лось, что он в общении груб и нетактичен, а также старается всячески подчеркнуть свое превосходство. Руководитель дол­жен как-то отреагировать на жалобу. Он вызывает к себе дан­ного заведующего.

Задача. Руководитель должен выяснить факты, используя приемы эмпатического (активного) слушания.

Дополнительные инструкции. Вы руководитель предпри­ятия. На заведующего отделом поступила от его подчиненных письменная жалоба о том, что он ведет себя грубо и нетактич­но и старается всячески подчеркнуть свое превосходство.

Вы вынуждены как-то среагировать на жалобу. Вы вызы­ваете к себе заведующего отделом.

Заведующий отделом:

а) на предприятии еще новый человек;

б) долгие годы проработал на данном предприятии рабочим;

ОП

в) долгие годы проработал на своем месте без особых кон­фликтов.

/ Ворчливая уборщица

Участники: начальник цеха, уборщица.

Информация. Начальник цеха ждет важных гостей из пред­приятия той же отрасли. Гости должны появиться каждую минуту. Вдруг входит уборщица и сердито кричит: «Только час назад я здесь все убрала и вычистила, и теперь все снова за­пачкано. Долго мне за вами убирать?»

Задача. Начальник цеха старается успокоить уборщицу, пользуясь техниками АС.

v ' Субботник

Участники: начальник, подчиненный.

Информация. Вы должны получить обещание от подчинен­ного, что он придет на субботник. Подчиненный говорит, что он не хочет делать уборку на работе, когда и дома дел полно.

Задача: ответить, используя техники АС.

• S Кто уберет?

Участники: мастер, рабочий.

Информация. Мастер обращается с просьбой к рабочему, чтобы тот убрал свое место работы. Рабочий отвечает с гневом: «Какого черта я должен играть уборщицу. Найдите другого дурака!»

Задача: ответить, используя техники АС.

^ Молодой специалист

Участники: заведующий цехом, молодой специалист. Информация. Молодой специалист просит у заведующего Цехом разрешение уйти с работы раньше на пару часов. Задачи:

1. Пользуясь техниками АС, постараться разузнать причи­ны его ухода.

2. Убедить молодого специалиста остаться на предприятии. Дополнительная инструкция. Вы молодой специалист. Вы

хотите уйти с предприятия. Вы просите у заведующего цехом Разрешение уйти на несколько часов раньше окончания рабо­чего дня, так как собираетесь идти разузнавать насчет нового

места работы. Причину ухода можно выдумать самостоятель­но. Следует высказать ее заведующему цехом, если чувству­ешь, что между вами налажен хороший контакт.

^ Проблемы в тренинге

Инструкция. Тренинг - это утомительная работа - борьба с недостатками. В данный момент Ваша голова заполнена про­блемами, которые требуют решения. Выскажите одну из них своему соседу слева. Задача партнера - пользуясь техниками АС, стимулировать более глубокое раскрытие проблемы со стороны собеседника. Задача выполнена, если партнер отве­тит своей репликой. Все остальные члены группы слушают и позже корригируют ответ, если тот не удался. Постарайтесь ответить одним предложением. Продолжить по кругу.

S Скрытая зона

Инструкция. Выбери из числа участников партнера, с кем ты меньше всех имел возможность общаться, который тебе меньше всех знаком. Выбери тему для беседы и найди возмож­ность «заставить» партнера беседовать с целью расширить « скрытую зону *.

S Поездной психотерапевт

Участники: две знакомые женщины.

Информация. В поезде встречаются две знакомые женщи­ны. Одна жалуется другой, что на работе к ней стали плохо от­носиться, и она хочет поменять место работы.

Задание: «поездной психотерапевт» должен выслушать со­беседницу, не навязывая своих преждевременных советов. Сначала нужно сориентироваться в проблемной ситуации.

Дополнительная информация жалующейся: скрытая при­чина в том, что Вы обидчивы. Отношения на работе на самом деле далеко не такие плохие, как Вам в данную минуту кажет­ся. В ухудшении отношений есть и Ваша доля вины.

S Тема дипломной работы

Участники: преподаватель, студент.

Информация. Преподаватель уговаривает студента прийти к нему писать дипломную работу.

Задание: выяснить, почему студент колеблется.

Дополнительная информация студенту: Вы хотели бы пи­сать дипломную работу у этого преподавателя, но уже два года писали курсовые у другого преподавателя, и Вам неудобно ему отказать.

• S Отпуск

Участники: молодой сотрудник, начальник отдела.

Информация. Молодой сотрудник приходит к начальнику отдела с просьбой перенести отпуск с августа на апрель.

Инструкция молодому сотруднику. В апреле у вас свадьба с сотрудницей этого же отдела. Вы пока не хотели бы это афи­шировать. В качестве благовидного предлога можете назвать получение удачной путевки.

Предоставление и получение обратной связи (Д. Данко и Р. Черси)

Цель: установление психологического климата, способст­вующего предоставлению и получению обратной связи в уста­новленных рабочих группах, практика активного слушания и навыков обратной связи.

Оборудование: листок бумаги и карандаши для каждого участника.

Ведущий объясняет цель упражнения. Он говорит о том, что часто бывает трудно в групповых ситуациях спонтанно дать и получить похвалу, конструктивную критику или нега­тивную обратную связь, т. к. люди не хотят нарушать группо­вых норм, отдалять других людей или быть воспринятыми как приносящие другим людям неприятности, и еще потому, что они не знают, что им на это ответят. Далее ведущий пояс­няет, что целью данного упражнения является предоставле­ние участникам возможности обменяться информацией друг о друге.

Ведущий объясняет первую фазу упражнения: сбор фак­тов. На этом этапе каждый участник должен поговорить с ка­ждым попарно. Примерный перечень вопросов.

• Какое ваше любимое дело?

• Как вы сейчас себя чувствуете?

• Кому вы больше всего доверяете?

• О чем вы чаще всего мечтаете?

• Когда вы хотите побыть один?

• Что вы называете экзотическим?

• Как вы определяете дружбу?

• Когда вы чувствуете особое расположение к другому чело­век?

• Какие ценности являются для вас наиболее значимыми?

• Что вы ожидаете от меня?

• В каких обстоятельствах вы говорите неправду?

• Что вам трудно делать?

• Какова ваша любимая шутка или анекдот?

• Когда вы чувствуете себя некомфортно?

В ходе беседы должен произойти в течение 3-5 минут обмен обратной связью. При этом желательно придерживаться сле­дующих правил:

• обратная связь представляет собой информацию о таком влиянии нашего поведения, которое обычно не осознается. Фор­мой обратной связи является сообщение о своих реакциях на по­ведение других людей с целью помочь им откорректировать его;

• хорошо начинать с положительной обратной связи, посте­пенно переходя к негативным моментам, если они имеются;

• обратная связь должна носить скорее описательный, чем оценочный характер, кроме того, она должна быть конкретной;

• задачей слушающего является практика активного слу­шания. Пояснения спрашиваются лишь тогда, когда они необ­ходимы;

• информация, содержащаяся в обратной связи, может осно­вываться только на собственных наблюдениях и впечатлениях слушающего;

• давая личностную обратную связь, необходимо оговорить, что это Ваше личное мнение.

Участникам раздаются чистые листы бумаги и карандаши, они рассаживаются попарно. Пары просят сесть таким обра­зом, чтобы не мешать и не слышать то, о чем говорят соседние пары. Участников просят выбрать того человека в паре, кото­рый будет первым, и начать первую фазу упражнения. Через 3 минуты участников просят поменяться ролями в диадах. Еще через 3 минуты общение заканчивается. Одна минута да­ется участникам на фиксацию полученной информации, а по­том их просят выбрать себе следующего партнера. Этот про­цесс продолжается до тех пор, пока каждый не даст и не

получит обратную связь от каждого. Участников просят про-смотрет,ь и структурировать ту информацию о себе, которую они получили.

Далее объясняется вторая фаза упражнения: ответ. Каж­дому участнику предоставляется по 3 минуты на то, чтобы сообщить и ответить на ту обратную связь, которую они по­лучили о себе. Участникам напоминается о конфиденциаль­ности источников.

Обсуждение: группа обсуждает новое восприятие друг дру­га, возможности использования обратной связи в консульти­ровании и те средства и способы, с помощью которых лучше давать и получать обратную связь.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2019 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.