S Каждый имеет право на место под солнцем
Участники: учительница в пенсионном возрасте, психолог. Информация. Учительница Н. несколько лет назад получила право выхода на пенсию, но она еще не собирается покидать работу. Предмет она преподает хорошо, но уже не справляется с дисциплиной на уроке. Директор предложил ей уйти на пенсию и освободить место для молодых кадров. Учительница пришла к психологу. Она расстроена. Задание: провести консультацию. S Слабый ученик Участники: директор школы, психолог. Информация. Директор дает психологу распоряжение составить психологическую характеристику на ученика Н., который учится в специализированном (гимназическом) классе. Директор уверен, что из этого ученика ничего не получится, ему не место в специализированном классе. Психолог не согласен. Задание: защитить свою позицию. S Застенчивый клиент Участники: психолог, работник предприятия. Информация. Психолог встречается в столовой с работником предприятия, который дает знать, что у него много что сказать, но не знает, как начать. Задание: помочь клиенту раскрыть свои мысли. S Помогите Участники: родитель, психолог. Информация. Мама очень озабочена поведением своего сына 9 лет - после возвращения из санатория он стал плохо себя вести. Дерется, не слушается. Она боится с ним на люди показываться. Задание: провести консультацию в русле гуманистической парадигмы. S «Вредные» клиенты Участники: клиент (незнакомый человек, не из этой группы), психолог. Информация. Клиент описывает свою ситуацию, содержащую психологические проблемы. Консультант должен провести консультирование с ним. Дополнительная информация клиенту. В ходе обсуждения попробовать «сбить» психолога, задав провокационные вопросы, сделав какие-либо предложения «не по делу».,
- Сколько вам лет? - Я приглашаю вас вечером в ресторан. -Дайте совет. - Вы такая молодая. - Вы хорошо выглядите. Как вам это удается? - Я тоже психолог. - Я известный психолог. - Я не доверяю мужчинам-психологам (женщинам). - Все это ерунда. Ничего вы не понимаете. - А у вас с сексом все в порядке? S Сглаживание оскорбления Участники: психолог, учительница. Информация. Стало традицией к годовщине школы награждать почетным знаком учителей-ветеранов. В список награждаемых включена учительница П., долгое время работающая в школе. Заместитель директора по воспитательной работе приглашает ее в связи с награждением на торжественное собрание, в котором, в принципе, она могла бы не участвовать. Учительница, одетая наряднее обычного, приходит на собрание, но почетного знака не получает - по ошибке ее фамилия в приказе директора была пропущена. Учительница обижена, ей стыдно, т. к. все коллеги знали, почему она пришла на торжественное собрание. После собрания учительница приходит к психологу и рассказывает о полученном ею оскорблении. Задание психологу: эмоционально поддержать и сгладить обиду. ^ Сюрприз Участники: психолог, девочка из 11-го класса. Информация. К школьному психологу приходит Оля - хорошая, примерная ученица. Ей предсказывают, что она закончит школу с золотой медалью. Задание психологу: реагировать соответственно обстановке. Q 1 Ты - Оля, ученица 11-го класса. Ты вне себя, опечалена и запугана. Идешь к психологу и заявляешь, что ждешь ребенка. ШКОЛЬНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ (ПО ЕДИНОЙ СХЕМЕ, ПРЕДЛОЖЕННОЙ А. Ф. АНУФРИЕВЫМ, О. Р. БУСАРОВОЙ) Описание случаев в школьной консультативной практике возможно проводить по единой схеме, являющейся следствием анализа концептуального аппарата теории постановки психологического диагноза и включающей следующие разделы.
1. Феноменология (феноменологический уровень объекта психодиагностики, который включает запрос, данные, приведенные педагогом, данные, сообщенные родителями, наблюдение и работа с ребенком, отношение ребенка к обследованию, диагноз непсихологов, самодиагноз, резюме по феноменологическим данным). 2. Теоретический конструкт и гипотезы (уровень причинных оснований объекта психодиагностики). 3. Данные психологического обследования (отдельно по каждой гипотезе проверка, резюме по данным обследования). 4. Психодиагностическое заключение. 5. Рекомендации (классному руководителю, родителям, ребенку), кроме того, возможно определение и проектирование психокоррекционной работы с ребенком на основе полученных данных. 6. Катамнез (проверка диагноза по результату воздействия). Практикум «Случай из школьной практики» И. В. Дубровина, изучавшая взаимосвязь науки и практики в школьной психологической службе, заключает: «Школьный психолог сочетает в себе ученого и практика: ученого в том смысле, что он должен быть компетентным исследова- телем и содействовать получению знаний о ребенке, а практиком - в том, что он в своей повседневной работе обязательно проводит обследование или изучает учащихся. И это изучение отличается от экспериментальной работы научного сотрудника. Основная разница - в истоках экспериментальной работы, в том, почему, зачем (выделение - Дубровина) они начинают обследование. Дело не в том, что лучше, что хуже, дело в специфике профессиональной деятельности». Наличие обобщенной схемы, предложенной А. Ф. Ануфриевым и О. Р. Бусаровой, и работа с анализом приведенных ими случаев, позволяет осуществлять подготовку студентов-психологов к практической деятельности в школе. Сначала проводится разбор конкретного случая из школьной психологической практики по обозначенной схеме, затем студенты получают материалы с описанием феноменологического уровня объекта психодиагностики. Задача заключается в том, чтобы, познакомившись с содержанием определенного практического случая из практики школьного психолога, самостоятельно составить теоретический конструкт и сформулировать гипотезы. Затем под каждый вариант гипотезы и теоретического конструкта надо указать (подобрать), какие конкретные методики могут быть использованы. Кроме того, следует наметить по данному случаю некоторые возможные рекомендации или пути психокоррекци-онного воздействия.
Цели данной работы связаны с изучением теоретических оснований психодиагностической деятельности практического психолога, с развитием диагностических умений на основе усвоения определенного алгоритма действий в конкретных ситуациях, кроме того отрабатываются (упражняются) навыки использования различных методик-диагностик и составления рекомендаций или психокоррекционных программ относительно реальных (хотя и заданных) случаев. Примеры случаев следующие. ^Случай 1. Маша О., 9 лет, 5-й гимназический класс. Октябрь 1992г. Феноменология. Запрос классного руководителя: «Посоветуйте маме забрать Дочь из гимназии». Запрос мамы: «Может быть, мне лучше забрать дочь из гимназии». Данные, приведенные учителями. Успеваемость удовлетворительная, единственная претензия - тройки по русскому языку. Вступительные экзамены сдала неровно: получила «3» за диктант, но понравилась учителю-словеснику хорошей речью. Зачислена с условием, что догонит класс по английскому. Учителей беспокоит ее доведение: она «не вписывается» в коллектив, настраивает одних девочек против других, иногда грубит старшим. Маша привирает, придумывая о себе «красивые» истории: однажды она заявила, что плохо себя чувствует, поэтому надо поручить одноклассницам провожать ее домой (школьный врач оценила ее жалобы как симуляцию). Данные, сообщенные мамой. Нет усердия в учебе, часто «выкручивается». В начальных классах (в другой школе) была самой сильной по успеваемости, правда, уровень преподавания был низкий. Маме казалось, что дочь способна справляться с более высокими требованиями, поэтому Маша и поступила в гимназию. В прежнем классе отношения с одноклассниками и учителем были нормальные. Она жалуется, что в гимназии ее дразнят за «бедность». Ее родители развелись, когда девочке было 2 года, живет Маша с мамой и бабушкой. Мама - инженер, зарплата скромная, вынуждена во многом отказывать себе и дочери. Возвращается мама домой поздно, общение с дочерью ограничивается занятиями английским языком. Мама - молодая интересная женщина, но, по ее признанию, ни о какой личной жизни и речи быть не может, так как бабушка (70 лет, бывшая учительница) подавляет и дочь, и внучку. Бабушка не разрешает Маше гулять после школы, боясь, как бы с ней что-нибудь не случилось, в кружки внучку водить отказывается, ссылаясь на свое слабое здоровье. Mania и мама трогательно привязаны друг к другу, мама очень переживает из-за гимназических трудностей дочери.
Наблюдение и беседа с ребенком. Маша - миловидная, миниатюрная девочка. К обследованию отнеслась заинтересованно, внимание психолога было ей приятно. Очень словоохотлива, интересы инфантильные, доброжелательна к окружающим, ориентирована на поддержку со стороны старших, ей свойственна некоторая демонстра-тивность поведения. Неудовлетворена своими оценками и отношениями в новом классе. В отсутствии подруг в гимназии винит одноклассниц или обстоятельства. Жалуется на чрезмерную опеку со стороны бабушки, особенно обидно Маше, что бабушка даже днем не разрешает ей гулять во дворе. Диагноз непсихолога. Классный руководитель: «Плохое воспитание». Мама затрудняется назвать причину дезадаптации. Самодиагноз: «Недружныйкласс». Резюме по феноменологическим данным. Трудности адаптации в новом коллективе, черты демонст-ративности в поведении. •/Случай 2, Илья П., 10 лет, 5 класс. Октябрь 1992г. Феноменология. Запрос классного руководителя: «Посоветуйте, как снять у ребенка двигательную расторможенность на уроках». Данные, приведенные учителями. Учится Илья удовлетворительно, иногда выступает с интересными докладами по истории и литературе, но на уроках расторможен, постоянно что-то теребит в руках, часто отвлекается, не следит за происходящим на уроке. Илья - добрый, вежливый мальчик. Учителя отмечают гиперопеку со стороны мамы: она настояла, чтобы сын оставался в группе продленного дня вместе с третьеклассниками (для его сверстников продленки нет). Каждый день мама сама забирает сына из ГПД, хотя живут они недалеко от школы. Данные, сообщенные мамой. Илья живет с мамой в коммунальной квартире. Родители мальчика развелись, когда ему исполнился год. Мама постоянно переживает, что сын растет без отца. До сих пор она сомневается в правильности своего поступка, расставшись с мужем по настоянию своего отца. Дед Ильи - крупный специалист по военной технике - очень любит дочь и внука, помогает деньгами и, хотя живет в Подмосковье, часто их навещает, отвозит мальчика на теннисный корт, занимается с ним
радиоконструированием. Соседка по квартире - пожилая, сердобольная женщина, часто по доброте своей пускает к себе пьяниц, поэтому мама и оставляет сына на продленке. Дед Ильи постоянно предупреждает дочь об опасностях, которые подстерегают детей, если они остаются без родительского надзора. Все свободное время мама старается проводить с сыном, они очень привязаны друг к другу. Своих увлечений у нее нет, некогда заниматься собой: все домашнее хозяйство на ней. Илья самостоятельно не ходит даже за продуктами во избежание неприятных происшествий. Его успеваемость не совсем удовлетворяет маму, ей кажется, что он вполне мог бы учиться на «4». Причина частых троек, на ее взгляд, -недостаточное прилежание сына и отсутствие у нее времени для проверки уроков. Жалобы учителей на расторможенность удивляют маму: дома Илья часами занимается радиодеталями, какие-либо неврологические заболевания отрицаются ею. Основным педагогическим методом является воспитательная беседа - «нотация», как призналась она сама. Наблюдение и беседа с ребенком. В физическом развитии мальчик опережает сверстников, движения угловаты и плохо координированы. К обследованию отнесся очень настороженно, воспринял как ситуацию экзамена. После уроков любимое занятие мальчика - самостоятельное техническое моделирование, а также он любит играть как на компьютере, так и с мягкими игрушками, которые дарили ему в раннем детстве. Все свободное время Илья проводит дома. В воскресенье он выезжает с мамой в музей или с дедом на теннисный корт. У него один друг, сосед по подъезду, но он младше его на два года и учится во вторую смену, поэтому видятся они нечасто. Илья признается, что отношения с одноклассниками плохие, он чувствует себя в классе одиноким, но смирился с этим, объясняя свою изоляцию тем, что «не хулиган» в отличие от них. Мальчик ревниво следит за своими оценками, гордится, что не двоечник, последних он презирает. Считает, что может учиться без троек, но ему не хватает организованности. Находясь в школе по 8 часов в день (продленка), очень устает от шума и суеты, но согласен посещать ГПД, так как опасается быть дома без матери. Беспокойное поведение на уроках объяснить не может. Диагноз непсихологов. Классный руководитель: «Что-то не в порядке с нервной системой». Мама затрудняется ответить. Самодиагноз: «Так получилось». Резюме по феноменологическим данным. Двигательная расторможенность на уроках при отсутствии неврологического и психиатрического анамнеза, нарушение отношений со сверстниками, предельно узкий круг общения вне школы. S Случай 3. Аня Т., 10 лет, 5-й гимназический класс. Октябрь 1992 г. Феноменология. Запрос учителя русского языка; «Как помочь ребенку не переживать так сильно из-за оценок?» Данные, приведенные учителями. Аня - любимица многих учителей, преподающих в этом классе: отличница, добрая, умная, обаятельная, живая, симпатичная девочка. В этом классе, набранном по конкурсу, сильна конкуренция между детьми за положение ведущих учеников и за лидерство в коллективе, нередки конфликты между гимназистами, доходящие порой до драк. Однако Аню эти инциденты не касаются, более того, ее авторитет общепризнан. Учителя объясняют это удивительной ее доброжелательностью и тактичностью. Девочку выбрали командиром класса. В принципе, она справляется с этим поручением, но характер у нее явно не командирский. Ее душа не лежит к организаторской деятельности. Она выполняет свои обязанности без желания, только благодаря своей исполнительности и чрезмерной ответственности. На будущий учебный год классный руководитель присматривает другого командира. Практически у Ани хорошие отношения со всеми в классе. Ближе других ей Аня Р., ее соседка по подъезду, дружат и их родители. Аня растет в замечательной семье: ее Родители, инженеры, много внимания уделяют занятиям с дочерью, по выходным выезжают за город или посещают музеи, выставки. Одноклассники любят бывать у Ани в гостях, а день ее Рождения - это долгожданное событие для многих: всем весело, 8зрослые помогают дочери принимать гостей, живо участвуют в детских играх и развлечениях, у Аниных родителей для каждого находится доброе слово, а если надо - и совет. Мама девочки - завсегдатай классных «огоньков», много и охотно помогает учителям во внеурочной работе. Все было бы хорошо, если бы она не так сильно переживала из-за отметок. Изредка Аня получает четверки: на глазах слезы и кажется, что это — самый несчастный ребенок. Учителя стараются смягчить «удар», предваряя объявление результатов диктанта (контрольной) монологом о том, что оценка — это лотерея, что даже самые лучшие ученики могут плохо себя чувствовать, отвлечься на уроке или забыть какую-нибудь мелочь и иногда получают четверки - но на девочку никакие уговоры не действуют. Данные, сообщенные мамой. Мама была удивлена приглашением к психологу: ей кажется, что с ребенком все в порядке. Огорчения по поводу четверок для отличницы, с ее точки зрения, естественны. Наверное, Аня чересчур переживает, но мама не видит в этом ничего страшного. Родители не создают культ оценки, не ругают дочь за четверки, хотя им приятно, что Аня - отличница, и это от нее не скрывают. Единственное, что немного тревожит маму -уединенность дочери. Сами они - активные общительные люди, в школьные годы мама посещала несколько кружков. Аня же почти все свободное время проводит за чтением, иногда играет с любимыми куклами. С подружками она редко гуляет. Навязывать ей внешкольные занятия родители не стали, понимая, что это не соответствует характеру девочки, но они прилагают массу усилий, чтобы она чаще бывала среди сверстников, этим и объясняется постоянное участие мамы в классных мероприятиях и активная помощь дочери в приеме гостей. Впрочем, признается мама, нам и самим нравится бывать в шумных веселых компаниях, пусть даже и детских. Наблюдение и беседа с ребенком. Аня - симпатичная, хрупкая девочка с большими голубыми глазами, выглядит моложе своих лет. К обследованию отнеслась сдержанно. Говорит быстро, внимательно смотрит на собеседника, часто улыбается. Ей нравится учиться в гимназическом классе: хорошие учителя, интересная программа. Любимый урок - математика. Аню привлекает сам процесс решения задач, ее радует, что она всегда первой находит правильный ответ. Ее вполне устраивает новый коллектив: большинство девочек учились вместе с ней в начальной школе, отношения с ними по-прежнему хорошие, обилие отличников по итогам первой четверти скорее радует Аню, чем огорчает: «Есть, с кем поспорить на уроках». Складывается впечатление, что характерная для одноклассников конкуренция ей не свойственна. Есть в школьной жизни и неприятные моменты, например, обязательное питье молока на второй перемене: «Иногда надо повторить материал к следующему уроку, порой очень хочется попрыгать с девочками «в резиночку», а то и просто нет настроения идти в столовую, а ведь еда - дело добровольное!» Больше всего на свете она любит быть с родителями: есть по выходным мамин пирог или гулять втроем. Объяснить свое особое отношение к пятеркам девочка затрудняется, просто ей приятно их получать и очень обидно, если оценка другая. В третьем классе за год у нее вышло несколько четверок (до этого были одни пятерки), в чем причина ухудшения успеваемости, она не смогла объяснить. В четвертом классе вновь была круглой отличницей. Диагноз непсихологов. Классный руководитель, учитель русского языка: «Чрезмерная ответственность». Мама: не видит поводов для беспокойства. Аня: затрудняется с ответом. Резюме по данным феноменологии. Неадекватно сильная отрицательная эмоциональная реакция на «четверки». S Случай 4. Света Ю., 10 лет, 5-й класс. Октябрь 1992 г. Феноменология. Запрос классного руководителя: «Необщительна, уклоняется от участия во внеурочных мероприятиях». Данные, приведенные учителями. Учителя-предметники немного могли сообщить о Свете. В учебе ничем не выделяется, пожалуй, только аккуратностью ведения записей в тетрадях. Отметки- «3», «4». Она не любит выступать с докладами, ее не отличают оригинальность мышления или развитая фантазия, но чувствуется, что к занятиям девочка всегда готовится. На уроках ведет себя спокойно, практически не получает замечаний. Классный руководитель обратила внимание на то, что Света держится на некоторой дистанции от других девочек, на переменах часто пребывает в одиночестве. Однако тихоней ее никак не назовешь: если она видит несправедливость, то обязательно будет с ней бороться, вплоть до применения кулаков. Конфликты у нее бывают как с девочками, так и с мальчиками. Особенно настораживает классного руководителя то, что Света, побывав на первых классных «огоньках», на последующие перестала ходить, хотя все остальные дети эти мероприятия любят. Девочка имеет свою точку зрения по многим вопросам и практически разубедить ее невозможно. Данные, сообщенные мамой. Мама не удивилась приглашению к психологу: характер дочери всегда ее беспокоил: «она одинока». Во дворе не гуляет, говорит, что ей не интересно, рассказывает матери о недостатках детей, живущих в их доме. На ее возражения, что не бывает людей без недостатков, дочь упрямо молчит. Мама отчаялась ее переубедить. Все свободное время она проводит дома, читает, занимается рукоделием, смотрит телевизор. Очень аккуратна, сама следит за чистотой в своей комнате, обижается на мать, если та что-нибудь переставляет или забывает какую-либо вещь у дочери. Света трепетно относится к своей комнате, чувствует там себя хозяйкой. Девочка любит проводить свободное время с отцом, они вместе занимаются физкультурой: ходят на лыжах, бегают трусцой, играют в бадминтон. Правда, времени у папы мало: он увлечен работой (преподает физику в вузе). Дружбу с отцом мама объясняет сходством характеров: «Муж такой же «правильный»: чистюля, домосед, не пьет, не курит». По ее мнению, единственный его недостаток - то, что он молчалив. «Они замечательные, - признается она, - но мне с ними иногда скучно». С матерью Света советуется по поводу рукоделия (мама -швея), а также рассказывает о всех событиях в школе за день, так что она заочно знает весь класс, ей известны все Светины переживания. Устав после работы, мама не всегда в состоянии выслушать ежевечерние рассказы дочери и обсуждать события в классе. «Тебе бы с подружкой об этом поговорить», —часто говорит она девочке. С другой стороны, мама, конечно, довольна, что дочь полностью ей доверяет. Света очень принципиальная, максималистка, всегда жалеет и защищает слабых, обиженных. Мама смирилась с замкнутостью дочери, объясняя этнаследственной предрасположенностью (отец и дед по отцовской линии). Наблюдение и беседа с ребенком. Света - крепкая, физически развитая девочка, довольно рослая. К беседе с психологом отнеслась настороженно, но отвечать на вопросы не отказывалась. Света хотела учиться в гимназическом классе, но, получив «3» по русскому языку, не прошла по конкурсу. Новый класс не нравится. Не устраивают ее и отношения между детьми: мальчики часто дерутся, некоторое девочки «задаются». На недостойное поведение одноклассников она предпочитает не реагировать, старается не замечать его. Самое неприятное в школе, по ее мнению, неаккуратность ребят. Если бы Свете разрешили, она сидела бы одна за партой, чтобы сосед не отвлекал. Общественных поручений иметь не хочет, объяснить это не смогла. Больше всего девочке нравится жить летом в деревне, где родители купили дом. Она с удовольствием работает на приусадебном участке, занимается хозяйством: приносит воду из колодца, топит печь и т. д. В деревне есть ребята ее возраста, они ей ближе, чем одноклассники: «не воображают», однако и с ними Света не каждый день видится. Самое интересное - хозяйственные хлопоты. Когда вырастет, хочет стать юристом, чтобы устанавливать справедливость. В речи употребляет много слов-паразитов: «вот», «это» и т. д. Диагноз непсихологов. Классный руководитель: «Возможно, это психическое заболевание». Припоминает одну свою ученицу, которая на всех «огоньках» сидела около взрослых и не принимала участие в детских играх, та девочка стояла на учете у психоневролога. Мама: «Наследственная особенность характера». Самодиагноз: «Дети слишком плохо себя ведут, чтобы с ними Дружить». Резюме по феноменологическим данным. Замкнутость, отсутствие дружеских и приятельских отношений как в школе, так и за ее пределами, конфликтность из-за повышенной требовательности к другим. ^Случай 5. Саша Ш., 10 лет, 5-й класс. Ноябрь 1992г. Феноменология. Запрос классного руководителя. «Очень неблагополучный ребенок: по основным предметам двойки, на уроках расторможен, классный коллектив его полностью отвергает. Как помочь ребенку?» Данные, приведенные учителями. Саша - младший ребенок в семье, его сестры учились в этой же школе. Старшая - сводная сестра - старательная, тихая девочка, училась без троек, никаких проблем с ней не было. Сейчас Лена - студентка престижного гуманитарного вуза. Родная же сестра Саши с трудом закончила 9 классов и доучивается в вечерней школе. Являясь неглупой девочкой, в средних классах она много прогуливала, домашние задания не всегда выполняла, поэтому ее едва дотянули до выпуска. Кроме того, она отличалась неуравновешенным характером, могла нагрубить учителям в ответ на замечания. Учителя считают, что в отношении средней дочери родители заняли неправильную позицию, стараясь всячески оправдывать ее выходки. Родителей учителя также считают «трудными»: мать занята хозяйством, воспитанием детей, и контактами со школой ведает отец, у которого есть свое представление о содержании и методах обучения и воспитания. Школа, где учились дочери, а сейчас учится сын, далека от его идеала, о чем он неоднократно заявлял им. Принять его замечания, как правило, нельзя, так как они затрагивают содержание учебников и требуют пересмотра сложившейся методики преподавания. Сашин отец - прораб. С его слов, имеет два высших образования, увлекается оккультизмом, религиозен. «Витает в облаках, с ним трудно обсуждать конкретные вопросы воспитания сына», - жалуются педагоги. В семье практикуется вегетарианство, что, по мнению учителей, плохо отражается на самочувствии мальчика, классный руководитель рассказывает, что он с жадностью съедает школьный завтрак. В первой четверти у Саши двойки по русскому языку и математике. Учителя говорят, что даже «натянутая» тройка по этим предметам - невозможна: слишком значительны пробелы в знаниях. Во второй четверти, скорее всего, будет «2» и по английскому языку. Учительница считает, что ребенок не может отвечать в присутствии других детей, слишком нервничает. Однако, по ее мнению, у Саши есть некоторые способности к языку: он хорошо схватывает интонацию, ему легко дается фонетика, он вполне справ- лялся бы со школьной программой, находясь на индивидуальном обучении. На всех уроках мальчик крайне не усидчив: постоянно отвлекается, вертится, с кем-нибудь разговаривает, мешая учителю. Складывается впечатление, что такое поведение - не злой умысел, а следствие двигательной расторможенно-сти, которую Саша не может произвольно контролировать. «Это и понятно, он родился, когда матери было за сорок», - вздохнула одна учительница. Одноклассники очень не любят Сашу. Классный руководитель не может понять причину такой неприязни: мальчик не обзывается, не дерется, не ябедничает... Многие дети просили ее перевести Сашу из их класса, объясняя это тем, что он подводит коллектив: слабо учится, плохо ведет себя на уроках. На замечание учительницы, что таких ребят в классе несколько, они не могут что-либо убедительно ответить. Друзей или приятелей у мальчика в классе нет, сидеть за одной партой с ним все отказываются. Данные, сообщенные родителями. Беседа с отцом (ноябрь). Он уверен в правильности своей педагогической теории, трудности со средней дочерью не связывает с ошибками в семейном воспитании, считает, что это «судьба». Для общения с детьми у него выдается 15-20 мин. в день: он возвращается с работы около 10 часов вечера, нередко приходится ездить в командировки. Конечно, они требуют большего времени, но, чтобы обеспечить семью материально, папа вынужден соглашаться на такие условия работы. Первые два года учеба сына мало интересовала его, больше волновало нравственное развитие человека, чем конкретные жизненные события. Жалобы Саши на несправедливое отношение к нему одноклассников он воспринимал спокойно: люди часто не ценят душевные качества других, придавая огромное значение внешним атрибутам. Отец советовал Саше быть со всеми дружелюбным, ни на кого не обижаться, ни в коем случае не платить обидчикам той же монетой: не драться, не дразниться и т. д. «Надо ко всем относиться хорошо, независимо от их отношения к тебе», - вот главный его принцип в общении с людьми, который он старается передать сыну. Однако На третьем году Сашиной школьной жизни отец отказался от политики невмешательства в отношения сына и школы. Как-то на собрании его поразила фраза учительницы: «Ваш саша делает так много ошибок, что мы над ним смеемся всем классом*. Жаловаться на педагога администрации папа не стал - он принципиально ни на кого не жалуется, - но высказал свое возмущение, сильно напугав ее. С тех пор он стал критически оценивать и стиль общения с детьми данного педагога, и ее критерии оценки знаний учеников. Свое мнение отец в тактичной форме старался высказывать на собраниях, чтобы побудить учительницу задуматься о правильности ее воспитательных и дидактических установок. Он с сожалением замечал, что не находит поддержки у других родителей. Собственно успеваемости мальчика в семье не стали уделять больше внимания: оценки - личное дело каждого. Кроме того, папа надеялся, что у других педагогов Саша будет лучше учиться, и с удивлением отметил, что, хотя в средней школе все они вызывают у него уважение, оценки остались прежними, более того, если учительница начальной школы после многих двоек все-таки выводила в итоге «удовлетворительно», то теперь появились неуды в четвертях. Отец находится в состоянии некоторой растерянности, так как дела у сына очень неблагополучны. Неприятности со средней дочерью начались с 7-го класса, а тут, как он теперь понимает, дело приняло нежелательный оборот чуть ли не с первого... Тем не менее папа надеется еще на что-то хорошее, то, что он закладывает в сыне, рано или поздно проявится и даст свои плоды. Беседа с матерью (декабрь). Мама пришла к психологу, когда стало ясно, что во второй четверти у мальчика будет три двойки - по русскому, английскому и математике. Она до-вольна своей семьей: муж - работящий, высоконравственный человек, без вредных привычек, у них общие взгляды по основным жизненным вопросам. То, что семья большая - трое детей, - ее гордость, в малодетной семье «меньше жизни, скучно». По ее словам, дома Саша совершенно иной, чем в школе: веселый, живой ребенок, с ней и сестрами очень ласков, иногда, правда, может вспылить, но тут же отходит, переживает за свою несдержанность. Маме странно слышать, что сына не принимает классный коллектив: некоторые мальчики из класса приходят к ним в гости, с удовольствием играют вместе, дом всегда открыт для друзей. Любимое занятие сына - просмотр телепередач, прежде всего мелодраматических телесериалов. В последнее время она стала использовать телевизор как стимул для выполнения домашних заданий: сначала - уроки, а затем просмотр очередной серии. Если же не контролировать мальчика, то к домашним заданиям он приступает в десятом часу вечера, непосредственно перед приходом отца. Мама обратилась с просьбой поговорить с учительницей английского языка. Она же преподавала язык у средней дочери, по ее мнению, она недолюбливала девочку и теперь перенесла негативное отношение на сына. Интересно, что мама никогда не знала имени и отчества учительницы, и вопрос психолога, с кем же именно из преподавателей английского надо поговорить, поставил ее в тупик. «Дети всегда звали ее «Черепахой Тортиллой», - сказала она. Старшая дочь, умница, хорошо знающая язык, занимается дома с братом и считает, что он может иметь положительные оценки. Лена была на нескольких уроках, но Сашу тогда не спрашивали, она вообще, как показалось сестре, недостаточно обращает на него внимания. Это подтвердило мамины опасения. Мама была вынуждена признать, что в двойках по русскому и математике учителя не виноваты, дело в Сашиных знаниях. Наблюдение и беседа с ребенком. Саша - худенький, подвижный мальчик, выглядит немного моложе своих лет, типичное выражение лица при общении со взрослыми - виноватая улыбка. В первые минуты беседы с психологом выглядел испуганным, но, убедившись в доброжелательном отношении к себе, успокоился, охотно отвечал на вопросы и выполнял психодиагностические методики. Любимое его занятие - гулять во дворе. Отношения с ребятами у него хорошие. Одно время мальчик учился играть на трубе в Доме детского творчества, у него хорошо получалось, но вскоре кружок из-за ухода руководителя перестал существовать. Два месяца Саша ездил на тренировки по восточным единоборствам, но секция находилась далеко - на дорогу в оба конца уходило 2 часа. Отец, возивший его на занятия, часто Уезжает в командировки, поэтому от тренировок пришлось отказаться. Восточные единоборства нравились ему потому, что дают навыки самообороны. Другие виды спорта меньше привлекают мальчика. Сашина мечта - завести собаку, обязательно большую, и выдрессировать так, чтобы она надежно защищала хозяина. Мечта вряд ли скоро осуществится: дома Живут кошка и попугай (он очень их любит), мама и слышать Не хочет еще об одном животном. Саша не может объяснить причину неприязни одноклассников к себе. Кажется, что он привык к этому и смирился. Говоря об оценках, мальчик заверил, что старается, но по некоторым предметам ничего не получается. Тут же вызвался рассказать стихотворение по английскому, был очень доволен, что вспомнил его без ошибок. На учителей не жаловался. На вопрос о поведении на уроках заметил, что у них в классе многие вертятся и разговаривают друг с другом. Саша не считает, что ведет себя хуже всех, а отвлекается он неумышленно — «так получается*. Диагноз непсихологов. Учителя: «Педагогическая запущенность со стороны родителей, нежелание последних прислушиваться к советам педагогов, большие пробелы в знаниях, возможно, ослаблена нервная система (расторможенность), вероятно, не развиты нравственные качества». Учительница замечает: «Значит, что-то в нем есть нехорошее, раз дети не любят». Родители: «Необъективное отношение некоторых преподавателей, последствия нетактичного отношения к ребенку учителя начальных классов^ недостаточное развитие нравственного сознания для установления гармоничных отношений со сверстниками и ответственного отношения к учебе». Самодиагноз: сформулировать затрудняется. Резюме по данным феноменологии. Двигательная расторможенность на уроках, отвержение со стороны классного коллектива, неуспеваемость по основным предметам. S Случай 6. Лена Н., 10 лет, 5-й гимназический класс. Ноябрь 1992 г. Феноменология. Запрос педагогического коллектива. «Лена несколько раз била одноклассников. Посоветуйте, как прекратить это безобразие». Данные, приведенные учителями. Лена прошла в гимназический класс по конкурсу из параллельного класса. В начальной школе она была в группе «лидеров» (три человека) в своем классе. Как с учебой, так и с ее поведением в начальной школе трудностей не было. Девочка серьезно занимается музыкой, с хоровой студией выезжала на гастроли за рубеж. В гимназическом классе она хорошо справляется с учебной нагрузкой, преобладающие оценки — «4»и«5», всегда готова к уроку. Преподавателей и родительскую общественность возмутили две драки с ее участием, происшедшие в начале второй четверти с разницей в несколько дней. Первый инцидент начался с игры в снежки перед школой. Лене показалось, что две девочки объединились против нее, кидают снежки не «на кого бог пошлет *, а именно в нее. Она ударила одну из них кулаком по лицу, чудом не разбив ей очки. Подоспевшая учительница развела детей, ребята сели в автобус и поехали в музей. Однако при выходе из автобуса Лена отомстила другой, влепив пригоршню льдинок ей в щеку. Ее поведение обсуждалось на классном часе, учителя были уверены, что подобного не повторится, но вскоре от Лены досталось ее соседу по парте. По ее словам, он не дал ей линейку. После звонка он подтащила мальчика к стене и стала сильно трясти его, держа за плечи, в результате чего б
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|