Главная | Обратная связь
МегаЛекции

S Каждый имеет право на место под солнцем





Участники: учительница в пенсионном возрасте, психолог.

Информация. Учительница Н. несколько лет назад получи­ла право выхода на пенсию, но она еще не собирается покидать работу. Предмет она преподает хорошо, но уже не справляется с дисциплиной на уроке. Директор предложил ей уйти на пен­сию и освободить место для молодых кадров. Учительница пришла к психологу. Она расстроена.

Задание: провести консультацию.

S Слабый ученик

Участники: директор школы, психолог.

Информация. Директор дает психологу распоряжение соста­вить психологическую характеристику на ученика Н., который учится в специализированном (гимназическом) классе. Дирек­тор уверен, что из этого ученика ничего не получится, ему не ме­сто в специализированном классе. Психолог не согласен.

Задание: защитить свою позицию.

S Застенчивый клиент

Участники: психолог, работник предприятия.

Информация. Психолог встречается в столовой с работни­ком предприятия, который дает знать, что у него много что сказать, но не знает, как начать.

Задание: помочь клиенту раскрыть свои мысли.

S Помогите

Участники: родитель, психолог.

Информация. Мама очень озабочена поведением своего сына 9 лет - после возвращения из санатория он стал плохо себя вес­ти. Дерется, не слушается. Она боится с ним на люди показы­ваться.

Задание: провести консультацию в русле гуманистической парадигмы.

S «Вредные» клиенты

Участники: клиент (незнакомый человек, не из этой груп­пы), психолог.

Информация. Клиент описывает свою ситуацию, содержа­щую психологические проблемы. Консультант должен про­вести консультирование с ним.

Дополнительная информация клиенту. В ходе обсужде­ния попробовать «сбить» психолога, задав провокационные вопросы, сделав какие-либо предложения «не по делу ».,

- Сколько вам лет?

- Я приглашаю вас вечером в ресторан. -Дайте совет.

- Вы такая молодая.

- Вы хорошо выглядите. Как вам это удается?

- Я тоже психолог.

- Я известный психолог.



- Я не доверяю мужчинам-психологам (женщинам).

- Все это ерунда. Ничего вы не понимаете.

- А у вас с сексом все в порядке?

S Сглаживание оскорбления

Участники: психолог, учительница.

Информация. Стало традицией к годовщине школы награж­дать почетным знаком учителей-ветеранов. В список награж­даемых включена учительница П., долгое время работающая в школе. Заместитель директора по воспитательной работе при­глашает ее в связи с награждением на торжественное собрание, в котором, в принципе, она могла бы не участвовать. Учительни­ца, одетая наряднее обычного, приходит на собрание, но почет­ного знака не получает - по ошибке ее фамилия в приказе дирек­тора была пропущена. Учительница обижена, ей стыдно, т. к. все коллеги знали, почему она пришла на торжественное собра­ние. После собрания учительница приходит к психологу и рас­сказывает о полученном ею оскорблении.

Задание психологу: эмоционально поддержать и сгладить обиду.

^ Сюрприз

Участники: психолог, девочка из 11-го класса.

Информация. К школьному психологу приходит Оля - хо­рошая, примерная ученица. Ей предсказывают, что она закон­чит школу с золотой медалью.

Задание психологу: реагировать соответственно обстановке.

Q 1

Ты - Оля, ученица 11-го класса. Ты вне себя, опечалена и за­пугана. Идешь к психологу и заявляешь, что ждешь ребенка.


ШКОЛЬНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ (ПО ЕДИНОЙ СХЕМЕ, ПРЕДЛОЖЕННОЙ А. Ф. АНУФРИЕВЫМ, О. Р. БУСАРОВОЙ)

Описание случаев в школьной консультативной практике возможно проводить по единой схеме, являющейся следстви­ем анализа концептуального аппарата теории постановки пси­хологического диагноза и включающей следующие разделы.

1. Феноменология (феноменологический уровень объекта психодиагностики, который включает запрос, данные, приведен­ные педагогом, данные, сообщенные родителями, наблюдение и работа с ребенком, отношение ребенка к обследованию, диагноз непсихологов, самодиагноз, резюме по феноменологическим дан­ным).

2. Теоретический конструкт и гипотезы (уровень причин­ных оснований объекта психодиагностики).

3. Данные психологического обследования (отдельно по ка­ждой гипотезе проверка, резюме по данным обследования).

4. Психодиагностическое заключение.

5. Рекомендации (классному руководителю, родителям, ребенку), кроме того, возможно определение и проектирование психокоррекционной работы с ребенком на основе полученных данных.

6. Катамнез (проверка диагноза по результату воздейст­вия).

Практикум

«Случай из школьной практики»

И. В. Дубровина, изучавшая взаимосвязь науки и практи­ки в школьной психологической службе, заключает: «Школь­ный психолог сочетает в себе ученого и практика: ученого в том смысле, что он должен быть компетентным исследова-

телем и содействовать получению знаний о ребенке, а практи­ком - в том, что он в своей повседневной работе обязательно проводит обследование или изучает учащихся. И это изучение отличается от экспериментальной работы научного сотрудни­ка. Основная разница - в истоках экспериментальной работы, в том, почему, зачем (выделение - Дубровина) они начинают обследование. Дело не в том, что лучше, что хуже, дело в спе­цифике профессиональной деятельности».

Наличие обобщенной схемы, предложенной А. Ф. Ануфрие­вым и О. Р. Бусаровой, и работа с анализом приведенных ими случаев, позволяет осуществлять подготовку студентов-психо­логов к практической деятельности в школе. Сначала проводит­ся разбор конкретного случая из школьной психологической практики по обозначенной схеме, затем студенты получают ма­териалы с описанием феноменологического уровня объекта пси­ходиагностики. Задача заключается в том, чтобы, познакомив­шись с содержанием определенного практического случая из практики школьного психолога, самостоятельно составить тео­ретический конструкт и сформулировать гипотезы. Затем под каждый вариант гипотезы и теоретического конструкта надо указать (подобрать), какие конкретные методики могут быть ис­пользованы. Кроме того, следует наметить по данному случаю некоторые возможные рекомендации или пути психокоррекци-онного воздействия.

Цели данной работы связаны с изучением теоретических оснований психодиагностической деятельности практическо­го психолога, с развитием диагностических умений на основе усвоения определенного алгоритма действий в конкретных ситуациях, кроме того отрабатываются (упражняются) навы­ки использования различных методик-диагностик и составле­ния рекомендаций или психокоррекционных программ отно­сительно реальных (хотя и заданных) случаев.

Примеры случаев следующие.

^Случай 1.

Маша О., 9 лет, 5-й гимназический класс.

Октябрь 1992г.

Феноменология.

Запрос классного руководителя: «Посоветуйте маме забрать Дочь из гимназии».

Запрос мамы: «Может быть, мне лучше забрать дочь из гимназии».

Данные, приведенные учителями.

Успеваемость удовлетворительная, единственная претен­зия - тройки по русскому языку. Вступительные экзамены сдала неровно: получила «3» за диктант, но понравилась учи­телю-словеснику хорошей речью. Зачислена с условием, что догонит класс по английскому. Учителей беспокоит ее дове­дение: она «не вписывается» в коллектив, настраивает одних девочек против других, иногда грубит старшим. Маша при­вирает, придумывая о себе «красивые» истории: однажды она заявила, что плохо себя чувствует, поэтому надо поручить од­ноклассницам провожать ее домой (школьный врач оценила ее жалобы как симуляцию). Данные, сообщенные мамой.

Нет усердия в учебе, часто «выкручивается». В начальных классах (в другой школе) была самой сильной по успеваемо­сти, правда, уровень преподавания был низкий. Маме каза­лось, что дочь способна справляться с более высокими требо­ваниями, поэтому Маша и поступила в гимназию. В прежнем классе отношения с одноклассниками и учителем были нор­мальные. Она жалуется, что в гимназии ее дразнят за «бед­ность» . Ее родители развелись, когда девочке было 2 года, жи­вет Маша с мамой и бабушкой. Мама - инженер, зарплата скромная, вынуждена во многом отказывать себе и дочери. Возвращается мама домой поздно, общение с дочерью ограни­чивается занятиями английским языком. Мама - молодая ин­тересная женщина, но, по ее признанию, ни о какой личной жизни и речи быть не может, так как бабушка (70 лет, бывшая учительница) подавляет и дочь, и внучку. Бабушка не разре­шает Маше гулять после школы, боясь, как бы с ней что-ни­будь не случилось, в кружки внучку водить отказывается, ссылаясь на свое слабое здоровье. Mania и мама трогательно привязаны друг к другу, мама очень переживает из-за гимна­зических трудностей дочери.

Наблюдение и беседа с ребенком.

Маша - миловидная, миниатюрная девочка. К обследова­нию отнеслась заинтересованно, внимание психолога было ей приятно. Очень словоохотлива, интересы инфантильные, доб­рожелательна к окружающим, ориентирована на поддержку

со стороны старших, ей свойственна некоторая демонстра-тивность поведения. Неудовлетворена своими оценками и отношениями в новом классе. В отсутствии подруг в гим­назии винит одноклассниц или обстоятельства. Жалуется на чрезмерную опеку со стороны бабушки, особенно обидно Маше, что бабушка даже днем не разрешает ей гулять во дворе.

Диагноз непсихолога.

Классный руководитель: «Плохое воспитание».

Мама затрудняется назвать причину дезадаптации.

Самодиагноз: «Недружныйкласс».

Резюме по феноменологическим данным.

Трудности адаптации в новом коллективе, черты демонст-ративности в поведении.

•/Случай 2,

Илья П., 10 лет, 5 класс. Октябрь 1992г. Феноменология.

Запрос классного руководителя: «Посоветуйте, как снять у ребенка двигательную расторможенность на уроках».

Данные, приведенные учителями.

Учится Илья удовлетворительно, иногда выступает с инте­ресными докладами по истории и литературе, но на уроках расторможен, постоянно что-то теребит в руках, часто отвле­кается, не следит за происходящим на уроке. Илья - добрый, вежливый мальчик. Учителя отмечают гиперопеку со сторо­ны мамы: она настояла, чтобы сын оставался в группе про­дленного дня вместе с третьеклассниками (для его сверстни­ков продленки нет). Каждый день мама сама забирает сына из ГПД, хотя живут они недалеко от школы.

Данные, сообщенные мамой.

Илья живет с мамой в коммунальной квартире. Родители мальчика развелись, когда ему исполнился год. Мама посто­янно переживает, что сын растет без отца. До сих пор она со­мневается в правильности своего поступка, расставшись с мужем по настоянию своего отца. Дед Ильи - крупный спе­циалист по военной технике - очень любит дочь и внука, помо­гает деньгами и, хотя живет в Подмосковье, часто их навеща­ет, отвозит мальчика на теннисный корт, занимается с ним

радиоконструированием. Соседка по квартире - пожилая, сердобольная женщина, часто по доброте своей пускает к себе пьяниц, поэтому мама и оставляет сына на продленке. Дед Ильи постоянно предупреждает дочь об опасностях, которые подстерегают детей, если они остаются без родительского над­зора. Все свободное время мама старается проводить с сыном, они очень привязаны друг к другу. Своих увлечений у нее нет, некогда заниматься собой: все домашнее хозяйство на ней. Илья самостоятельно не ходит даже за продуктами во избежа­ние неприятных происшествий. Его успеваемость не совсем удовлетворяет маму, ей кажется, что он вполне мог бы учить­ся на «4». Причина частых троек, на ее взгляд, -недостаточное прилежание сына и отсутствие у нее времени для проверки уро­ков. Жалобы учителей на расторможенность удивляют маму: дома Илья часами занимается радиодеталями, какие-либо нев­рологические заболевания отрицаются ею. Основным педаго­гическим методом является воспитательная беседа - «нота­ция» , как призналась она сама. Наблюдение и беседа с ребенком.

В физическом развитии мальчик опережает сверстников, движения угловаты и плохо координированы. К обследова­нию отнесся очень настороженно, воспринял как ситуацию экзамена. После уроков любимое занятие мальчика - само­стоятельное техническое моделирование, а также он любит играть как на компьютере, так и с мягкими игрушками, ко­торые дарили ему в раннем детстве. Все свободное время Илья проводит дома. В воскресенье он выезжает с мамой в му­зей или с дедом на теннисный корт. У него один друг, сосед по подъезду, но он младше его на два года и учится во вторую смену, поэтому видятся они нечасто. Илья признается, что отношения с одноклассниками плохие, он чувствует себя в классе одиноким, но смирился с этим, объясняя свою изо­ляцию тем, что «не хулиган» в отличие от них. Мальчик рев­ниво следит за своими оценками, гордится, что не двоечник, последних он презирает. Считает, что может учиться без троек, но ему не хватает организованности. Находясь в шко­ле по 8 часов в день (продленка), очень устает от шума и суе­ты, но согласен посещать ГПД, так как опасается быть дома без матери. Беспокойное поведение на уроках объяснить не может.

Диагноз непсихологов.

Классный руководитель: «Что-то не в порядке с нервной системой».

Мама затрудняется ответить.

Самодиагноз: «Так получилось».

Резюме по феноменологическим данным.

Двигательная расторможенность на уроках при отсутствии неврологического и психиатрического анамнеза, нарушение отношений со сверстниками, предельно узкий круг общения вне школы.

S Случай 3.

Аня Т., 10 лет, 5-й гимназический класс.

Октябрь 1992 г.

Феноменология.

Запрос учителя русского языка; « Как помочь ребенку не пе­реживать так сильно из-за оценок?»

Данные, приведенные учителями.

Аня - любимица многих учителей, преподающих в этом классе: отличница, добрая, умная, обаятельная, живая, симпа­тичная девочка. В этом классе, набранном по конкурсу, сильна конкуренция между детьми за положение ведущих учеников и за лидерство в коллективе, нередки конфликты между гимна­зистами, доходящие порой до драк. Однако Аню эти инциденты не касаются, более того, ее авторитет общепризнан. Учителя объясняют это удивительной ее доброжелательностью и тактич­ностью. Девочку выбрали командиром класса. В принципе, она справляется с этим поручением, но характер у нее явно не ко­мандирский. Ее душа не лежит к организаторской деятельно­сти. Она выполняет свои обязанности без желания, только бла­годаря своей исполнительности и чрезмерной ответственности. На будущий учебный год классный руководитель присматрива­ет другого командира. Практически у Ани хорошие отношения со всеми в классе. Ближе других ей Аня Р., ее соседка по подъез­ду, дружат и их родители. Аня растет в замечательной семье: ее Родители, инженеры, много внимания уделяют занятиям с доче­рью, по выходным выезжают за город или посещают музеи, вы­ставки. Одноклассники любят бывать у Ани в гостях, а день ее Рождения - это долгожданное событие для многих: всем весело, 8зрослые помогают дочери принимать гостей, живо участвуют

в детских играх и развлечениях, у Аниных родителей для каж­дого находится доброе слово, а если надо - и совет. Мама девоч­ки - завсегдатай классных « огоньков », много и охотно помогает учителям во внеурочной работе. Все было бы хорошо, если бы она не так сильно переживала из-за отметок. Изредка Аня полу­чает четверки: на глазах слезы и кажется, что это — самый несча­стный ребенок. Учителя стараются смягчить «удар», предваряя объявление результатов диктанта (контрольной) монологом о том, что оценка — это лотерея, что даже самые лучшие ученики могут плохо себя чувствовать, отвлечься на уроке или забыть ка­кую-нибудь мелочь и иногда получают четверки - но на девочку никакие уговоры не действуют.

Данные, сообщенные мамой.

Мама была удивлена приглашением к психологу: ей кажет­ся, что с ребенком все в порядке. Огорчения по поводу четве­рок для отличницы, с ее точки зрения, естественны. Навер­ное, Аня чересчур переживает, но мама не видит в этом ничего страшного. Родители не создают культ оценки, не ругают дочь за четверки, хотя им приятно, что Аня - отличница, и это от нее не скрывают. Единственное, что немного тревожит маму -уединенность дочери. Сами они - активные общительные люди, в школьные годы мама посещала несколько кружков. Аня же почти все свободное время проводит за чтением, ино­гда играет с любимыми куклами. С подружками она редко гу­ляет. Навязывать ей внешкольные занятия родители не ста­ли, понимая, что это не соответствует характеру девочки, но они прилагают массу усилий, чтобы она чаще бывала среди сверстников, этим и объясняется постоянное участие мамы в классных мероприятиях и активная помощь дочери в прие­ме гостей. Впрочем, признается мама, нам и самим нравится бывать в шумных веселых компаниях, пусть даже и детских.

Наблюдение и беседа с ребенком.

Аня - симпатичная, хрупкая девочка с большими голубыми глазами, выглядит моложе своих лет. К обследованию отнеслась сдержанно. Говорит быстро, внимательно смотрит на собесед­ника, часто улыбается. Ей нравится учиться в гимназическом классе: хорошие учителя, интересная программа. Любимый урок - математика. Аню привлекает сам процесс решения за­дач, ее радует, что она всегда первой находит правильный ответ. Ее вполне устраивает новый коллектив: большинство девочек

учились вместе с ней в начальной школе, отношения с ними по-прежнему хорошие, обилие отличников по итогам первой четверти скорее радует Аню, чем огорчает: «Есть, с кем поспо­рить на уроках». Складывается впечатление, что характерная для одноклассников конкуренция ей не свойственна. Есть в школьной жизни и неприятные моменты, например, обязатель­ное питье молока на второй перемене: «Иногда надо повторить материал к следующему уроку, порой очень хочется попрыгать с девочками «в резиночку», а то и просто нет настроения идти в столовую, а ведь еда - дело добровольное!» Больше всего на све­те она любит быть с родителями: есть по выходным мамин пирог или гулять втроем. Объяснить свое особое отношение к пятеркам девочка затрудняется, просто ей приятно их получать и очень обидно, если оценка другая. В третьем классе за год у нее вышло несколько четверок (до этого были одни пятерки), в чем причина ухудшения успеваемости, она не смогла объяснить. В четвертом классе вновь была круглой отличницей.

Диагноз непсихологов.

Классный руководитель, учитель русского языка: «Чрез­мерная ответственность».

Мама: не видит поводов для беспокойства.

Аня: затрудняется с ответом.

Резюме по данным феноменологии.

Неадекватно сильная отрицательная эмоциональная реак­ция на «четверки».

S Случай 4.

Света Ю., 10 лет, 5-й класс.

Октябрь 1992 г.

Феноменология.

Запрос классного руководителя: «Необщительна, уклоняет­ся от участия во внеурочных мероприятиях».

Данные, приведенные учителями.

Учителя-предметники немного могли сообщить о Свете. В учебе ничем не выделяется, пожалуй, только аккуратно­стью ведения записей в тетрадях. Отметки- «3», «4». Она не любит выступать с докладами, ее не отличают оригиналь­ность мышления или развитая фантазия, но чувствуется, что к занятиям девочка всегда готовится. На уроках ведет себя спокойно, практически не получает замечаний. Классный

руководитель обратила внимание на то, что Света держится на некоторой дистанции от других девочек, на переменах часто пребывает в одиночестве. Однако тихоней ее никак не назо­вешь: если она видит несправедливость, то обязательно будет с ней бороться, вплоть до применения кулаков. Конфликты у нее бывают как с девочками, так и с мальчиками. Особенно настораживает классного руководителя то, что Света, побы­вав на первых классных «огоньках», на последующие пере­стала ходить, хотя все остальные дети эти мероприятия лю­бят. Девочка имеет свою точку зрения по многим вопросам и практически разубедить ее невозможно.

Данные, сообщенные мамой.

Мама не удивилась приглашению к психологу: характер дочери всегда ее беспокоил: «она одинока». Во дворе не гуля­ет, говорит, что ей не интересно, рассказывает матери о недос­татках детей, живущих в их доме. На ее возражения, что не бывает людей без недостатков, дочь упрямо молчит. Мама отчаялась ее переубедить. Все свободное время она проводит дома, читает, занимается рукоделием, смотрит телевизор. Очень аккуратна, сама следит за чистотой в своей комнате, обижается на мать, если та что-нибудь переставляет или за­бывает какую-либо вещь у дочери. Света трепетно относится к своей комнате, чувствует там себя хозяйкой. Девочка лю­бит проводить свободное время с отцом, они вместе занима­ются физкультурой: ходят на лыжах, бегают трусцой, игра­ют в бадминтон. Правда, времени у папы мало: он увлечен ра­ботой (преподает физику в вузе). Дружбу с отцом мама объясняет сходством характеров: «Муж такой же «правиль­ный»: чистюля, домосед, не пьет, не курит». По ее мнению, единственный его недостаток - то, что он молчалив. «Они за­мечательные, - признается она, - но мне с ними иногда скуч­но» . С матерью Света советуется по поводу рукоделия (мама -швея), а также рассказывает о всех событиях в школе за день, так что она заочно знает весь класс, ей известны все Светины переживания. Устав после работы, мама не всегда в состоянии выслушать ежевечерние рассказы дочери и обсуждать собы­тия в классе. «Тебе бы с подружкой об этом поговорить», —час­то говорит она девочке. С другой стороны, мама, конечно, до­вольна, что дочь полностью ей доверяет. Света очень принци­пиальная, максималистка, всегда жалеет и защищает слабых,

обиженных. Мама смирилась с замкнутостью дочери, объяс­няя этнаследственной предрасположенностью (отец и дед по отцовской линии).

Наблюдение и беседа с ребенком.

Света - крепкая, физически развитая девочка, довольно рос­лая. К беседе с психологом отнеслась настороженно, но отвечать на вопросы не отказывалась. Света хотела учиться в гимназиче­ском классе, но, получив «3» по русскому языку, не прошла по конкурсу. Новый класс не нравится. Не устраивают ее и отно­шения между детьми: мальчики часто дерутся, некоторое де­вочки «задаются». На недостойное поведение одноклассников она предпочитает не реагировать, старается не замечать его. Са­мое неприятное в школе, по ее мнению, неаккуратность ребят. Если бы Свете разрешили, она сидела бы одна за партой, чтобы сосед не отвлекал. Общественных поручений иметь не хочет, объяснить это не смогла. Больше всего девочке нравится жить летом в деревне, где родители купили дом. Она с удовольствием работает на приусадебном участке, занимается хозяйством: при­носит воду из колодца, топит печь и т. д. В деревне есть ребята ее возраста, они ей ближе, чем одноклассники: «не воображают», однако и с ними Света не каждый день видится. Самое интерес­ное - хозяйственные хлопоты. Когда вырастет, хочет стать юри­стом, чтобы устанавливать справедливость. В речи употребляет много слов-паразитов: «вот», «это» и т. д.

Диагноз непсихологов.

Классный руководитель: «Возможно, это психическое забо­левание». Припоминает одну свою ученицу, которая на всех «огоньках» сидела около взрослых и не принимала участие в детских играх, та девочка стояла на учете у психоневролога.

Мама: «Наследственная особенность характера».

Самодиагноз: «Дети слишком плохо себя ведут, чтобы с ними Дружить».

Резюме по феноменологическим данным.

Замкнутость, отсутствие дружеских и приятельских отно­шений как в школе, так и за ее пределами, конфликтность из-за повышенной требовательности к другим.

^Случай 5.

Саша Ш., 10 лет, 5-й класс. Ноябрь 1992г.

Феноменология.

Запрос классного руководителя.

«Очень неблагополучный ребенок: по основным предметам двойки, на уроках расторможен, классный коллектив его пол­ностью отвергает. Как помочь ребенку?»

Данные, приведенные учителями.

Саша - младший ребенок в семье, его сестры учились в этой же школе. Старшая - сводная сестра - старательная, тихая де­вочка, училась без троек, никаких проблем с ней не было. Сей­час Лена - студентка престижного гуманитарного вуза. Родная же сестра Саши с трудом закончила 9 классов и доучивается в ве­черней школе. Являясь неглупой девочкой, в средних классах она много прогуливала, домашние задания не всегда выполня­ла, поэтому ее едва дотянули до выпуска. Кроме того, она отли­чалась неуравновешенным характером, могла нагрубить учите­лям в ответ на замечания. Учителя считают, что в отношении средней дочери родители заняли неправильную позицию, стара­ясь всячески оправдывать ее выходки. Родителей учителя так­же считают «трудными»: мать занята хозяйством, воспитанием детей, и контактами со школой ведает отец, у которого есть свое представление о содержании и методах обучения и воспитания. Школа, где учились дочери, а сейчас учится сын, далека от его идеала, о чем он неоднократно заявлял им. Принять его замеча­ния, как правило, нельзя, так как они затрагивают содержание учебников и требуют пересмотра сложившейся методики препо­давания. Сашин отец - прораб. С его слов, имеет два высших об­разования, увлекается оккультизмом, религиозен. «Витает в об­лаках, с ним трудно обсуждать конкретные вопросы воспитания сына», - жалуются педагоги. В семье практикуется вегетариан­ство, что, по мнению учителей, плохо отражается на самочувст­вии мальчика, классный руководитель рассказывает, что он с жадностью съедает школьный завтрак. В первой четверти у Саши двойки по русскому языку и математике. Учителя гово­рят, что даже «натянутая» тройка по этим предметам - невоз­можна: слишком значительны пробелы в знаниях. Во второй четверти, скорее всего, будет «2» и по английскому языку. Учи­тельница считает, что ребенок не может отвечать в присутствии других детей, слишком нервничает. Однако, по ее мнению, у Саши есть некоторые способности к языку: он хорошо схваты­вает интонацию, ему легко дается фонетика, он вполне справ-

лялся бы со школьной программой, находясь на индивидуаль­ном обучении. На всех уроках мальчик крайне не усидчив: постоянно отвлекается, вертится, с кем-нибудь разговаривает, мешая учителю. Складывается впечатление, что такое поведе­ние - не злой умысел, а следствие двигательной расторможенно-сти, которую Саша не может произвольно контролировать. «Это и понятно, он родился, когда матери было за сорок », - вздохну­ла одна учительница. Одноклассники очень не любят Сашу. Классный руководитель не может понять причину такой непри­язни: мальчик не обзывается, не дерется, не ябедничает... Мно­гие дети просили ее перевести Сашу из их класса, объясняя это тем, что он подводит коллектив: слабо учится, плохо ведет себя на уроках. На замечание учительницы, что таких ребят в классе несколько, они не могут что-либо убедительно ответить. Друзей или приятелей у мальчика в классе нет, сидеть за одной партой с ним все отказываются.

Данные, сообщенные родителями.

Беседа с отцом (ноябрь). Он уверен в правильности своей пе­дагогической теории, трудности со средней дочерью не связы­вает с ошибками в семейном воспитании, считает, что это «судьба». Для общения с детьми у него выдается 15-20 мин. в день: он возвращается с работы около 10 часов вечера, неред­ко приходится ездить в командировки. Конечно, они требуют большего времени, но, чтобы обеспечить семью материально, папа вынужден соглашаться на такие условия работы. Пер­вые два года учеба сына мало интересовала его, больше волно­вало нравственное развитие человека, чем конкретные жиз­ненные события. Жалобы Саши на несправедливое отношение к нему одноклассников он воспринимал спокойно: люди часто не ценят душевные качества других, придавая огромное зна­чение внешним атрибутам. Отец советовал Саше быть со все­ми дружелюбным, ни на кого не обижаться, ни в коем случае не платить обидчикам той же монетой: не драться, не драз­ниться и т. д. «Надо ко всем относиться хорошо, независимо от их отношения к тебе», - вот главный его принцип в обще­нии с людьми, который он старается передать сыну. Однако На третьем году Сашиной школьной жизни отец отказался от политики невмешательства в отношения сына и школы. Как-то на собрании его поразила фраза учительницы: «Ваш саша делает так много ошибок, что мы над ним смеемся всем

классом*. Жаловаться на педагога администрации папа не стал - он принципиально ни на кого не жалуется, - но выска­зал свое возмущение, сильно напугав ее. С тех пор он стал кри­тически оценивать и стиль общения с детьми данного педаго­га, и ее критерии оценки знаний учеников. Свое мнение отец в тактичной форме старался высказывать на собраниях, что­бы побудить учительницу задуматься о правильности ее вос­питательных и дидактических установок. Он с сожалением замечал, что не находит поддержки у других родителей. Соб­ственно успеваемости мальчика в семье не стали уделять боль­ше внимания: оценки - личное дело каждого. Кроме того, папа надеялся, что у других педагогов Саша будет лучше учиться, и с удивлением отметил, что, хотя в средней школе все они вызывают у него уважение, оценки остались прежни­ми, более того, если учительница начальной школы после многих двоек все-таки выводила в итоге «удовлетворитель­но», то теперь появились неуды в четвертях. Отец находится в состоянии некоторой растерянности, так как дела у сына очень неблагополучны. Неприятности со средней дочерью на­чались с 7-го класса, а тут, как он теперь понимает, дело приня­ло нежелательный оборот чуть ли не с первого... Тем не менее папа надеется еще на что-то хорошее, то, что он закладывает в сыне, рано или поздно проявится и даст свои плоды.

Беседа с матерью (декабрь). Мама пришла к психологу, ко­гда стало ясно, что во второй четверти у мальчика будет три двойки - по русскому, английскому и математике. Она до-вольна своей семьей: муж - работящий, высоконравственный человек, без вредных привычек, у них общие взгляды по ос­новным жизненным вопросам. То, что семья большая - трое детей, - ее гордость, в малодетной семье «меньше жизни, скучно». По ее словам, дома Саша совершенно иной, чем в школе: веселый, живой ребенок, с ней и сестрами очень лас­ков, иногда, правда, может вспылить, но тут же отходит, пере­живает за свою несдержанность. Маме странно слышать, что сына не принимает классный коллектив: некоторые мальчи­ки из класса приходят к ним в гости, с удовольствием играют вместе, дом всегда открыт для друзей. Любимое занятие сына - просмотр телепередач, прежде всего мелодраматических те­лесериалов . В последнее время она стала использовать телеви­зор как стимул для выполнения домашних заданий: сначала -

уроки, а затем просмотр очередной серии. Если же не контро­лировать мальчика, то к домашним заданиям он приступает в десятом часу вечера, непосредственно перед приходом отца. Мама обратилась с просьбой поговорить с учительницей анг­лийского языка. Она же преподавала язык у средней дочери, по ее мнению, она недолюбливала девочку и теперь перенесла негативное отношение на сына. Интересно, что мама никогда не знала имени и отчества учительницы, и вопрос психолога, с кем же именно из преподавателей английского надо погово­рить, поставил ее в тупик. «Дети всегда звали ее «Черепахой Тортиллой», - сказала она. Старшая дочь, умница, хорошо знающая язык, занимается дома с братом и считает, что он мо­жет иметь положительные оценки. Лена была на нескольких уроках, но Сашу тогда не спрашивали, она вообще, как пока­залось сестре, недостаточно обращает на него внимания. Это подтвердило мамины опасения. Мама была вынуждена при­знать, что в двойках по русскому и математике учителя не ви­новаты, дело в Сашиных знаниях.

Наблюдение и беседа с ребенком.

Саша - худенький, подвижный мальчик, выглядит немно­го моложе своих лет, типичное выражение лица при общении со взрослыми - виноватая улыбка. В первые минуты беседы с психологом выглядел испуганным, но, убедившись в добро­желательном отношении к себе, успокоился, охотно отвечал на вопросы и выполнял психодиагностические методики. Лю­бимое его занятие - гулять во дворе. Отношения с ребятами у него хорошие. Одно время мальчик учился играть на трубе в Доме детского творчества, у него хорошо получалось, но вскоре кружок из-за ухода руководителя перестал существо­вать. Два месяца Саша ездил на тренировки по восточным еди­ноборствам, но секция находилась далеко - на дорогу в оба конца уходило 2 часа. Отец, возивший его на занятия, часто Уезжает в командировки, поэтому от тренировок пришлось от­казаться. Восточные единоборства нравились ему потому, что дают навыки самообороны. Другие виды спорта меньше при­влекают мальчика. Сашина мечта - завести собаку, обяза­тельно большую, и выдрессировать так, чтобы она надежно за­щищала хозяина. Мечта вряд ли скоро осуществится: дома Живут кошка и попугай (он очень их любит), мама и слышать Не хочет еще об одном животном. Саша не может объяснить

причину неприязни одноклассников к себе. Кажется, что он привык к этому и смирился. Говоря об оценках, мальчик заве­рил, что старается, но по некоторым предметам ничего не по­лучается. Тут же вызвался рассказать стихотворение по анг­лийскому, был очень доволен, что вспомнил его без ошибок. На учителей не жаловался. На вопрос о поведении на уроках заметил, что у них в классе многие вертятся и разговаривают друг с другом. Саша не считает, что ведет себя хуже всех, а от­влекается он неумышленно — «так получается*.

Диагноз непсихологов.

Учителя: «Педагогическая запущенность со стороны родите­лей, нежелание последних прислушиваться к советам педаго­гов, большие пробелы в знаниях, возможно, ослаблена нервная система (расторможенность), вероятно, не развиты нравствен­ные качества». Учительница замечает: «Значит, что-то в нем есть нехорошее, раз дети не любят».

Родители: «Необъективное отношение некоторых препода­вателей, последствия нетактичного отношения к ребенку учи­теля начальных классов^ недостаточное развитие нравствен­ного сознания для установления гармоничных отношений со сверстниками и ответственного отношения к учебе».

Самодиагноз: сформулировать затрудняется.

Резюме по данным феноменологии.

Двигательная расторможенность на уроках, отвержение со стороны классного коллектива, неуспеваемость по основным предметам.

S Случай 6.

Лена Н., 10 лет, 5-й гимназический класс.

Ноябрь 1992 г.

Феноменология.

Запрос педагогического коллектива. «Лена несколько раз била одноклассников. Посоветуйте, как прекратить это без­образие».

Данные, приведенные учителями.

Лена прошла в гимназический класс по конкурсу из парал­лельного класса. В начальной школе она была в группе «лиде­ров» (три человека) в своем классе. Как с учебой, так и с ее пове­дением в начальной школе трудностей не было. Девочка серьезно занимается музыкой, с хоровой студией выезжала на





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2019 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.