Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Парадигмальное самоопределение практического психолога





Необходимо отметить связь между позицией консультанта и теоретическим подходом, которым он пользуется в своей практи­ке. Под термином позиция могут пониматься разные вещи. С од­ной стороны, позиция предполагает содержание действий кон­сультанта, с другой - эмоциональный тон этих действий. Позиции, обусловленные содержанием, могут быть описаны сле­дующим образом: 1. Консультант-советчик — дает клиенту пря­мые советы; 2. Консультант-помощник - оказывает помощь кли­енту в достижении инсайта, в актуализации внутренних резервов ит. п.; 3. Консультант-эксперт - показывает клиенту возможные варианты решения проблемной ситуации, оценивает их совмест­но с клиентом и помогает ему выбрать наиболее адекватные.

Позиции одного и того же консультанта могут меняться при работе с различными клиентами.

Принимая во внимание эмоциональный тон действий кон­сультанта, что связано с действиями психолога в директивном, недирективном и промежуточном подходах, можно описать по­зиции взаимодействующих в ситуации индивидуального кон­сультирования: 1. Взаимодействие на равных; 2. Взаимодейст­вие с позиции «сверху»; 3. Взаимодействие позиции «снизу» (Г. С. Абрамова).

Помимо этого, встречается в литературе такой репертуар ролей консультанта, как терпеливый слушатель, «жилетка», в которую можно поплакаться; умный аналитик, знаток пси­хологических закономерностей, духовный наставник, «вра­чеватель души», советник, умелый фасилитатор.

Одной из главных составляющих профессиональной позиции является обобщенная теория или содержание научных знаний практического психолога (М.А. Гулина, А.Ф. Бондаренко, Г.С. Абрамова и др.). В отличие от психотерапии, где отстаива­ется «чистота» психотерапевтического направления, в кон­сультировании психолог-консультант оперирует обобщенны­ми теоретическими положениями. Остановимся на краткой характеристике (Г. С. Абрамова) возможных подходов к прак­тике психологического консультирования:



- психодинамический подход - психоанализ (3. Фрейд), ин­дивидуальная психология (А. Адлер), аналитическая психоло­гия (К. Юнг), транзактный анализ (Э. Берн) и др.;

- поведенческое направление - социальное научение, тренинг социальной компетентности; самообучение; когнитивная тера­пия; рационально-эмоциональная терапия (А. Эоллис) и др.;

- клиентцентрироваиное направление - групповая тера­пия (К. Роджерс).

Выделим основные понятия, используемые в каждом направ­лении, и основные методы воздействия на клиента.

- Психодинамическое направление. Психоаналитическая теория 3. Фрейда существует во множестве модификаций его последователями: А. Адлером, Э. Эриксоном, Э. Фроммом, К. Хорни, К. Юнгом, В. Райхом. Главной задачей психоанали­за является выявление и изучение бессознательной сферы, ко­торая управляет человеком, а целью - осознание клиентом своих неосознаваемых процессов и овладение способами воз­действия на них, преодоление стереотипичности поведения и мышления, которая определяется прошлым. Также задачей является сохранение баланса между внешними (социальными) и внутренними силами, действующими на личность. Распозна­вание эмоциональных и поведенческих стереотипов можно произвести через изучение защитных механизмов личности. В процессе интервью консультант, работающий на основе дси-ходинамической теории, использует основную технику - сво­бодное ассоциирование; анализ символов повседневности; ана­лиз ошибок, описок, обмолвок клиента, которые указывают на неосознаваемые чувства клиента («Фрейдовская ошибка»); анализ сновидений; анализ сопротивления как проявления бо­лее широкого механизма вытеснения; анализ содержания пе­реноса клиента.

реализация психодинамического подхода на практике. Психоаналитический подход предполагает прежде всего иссле­дование неосознаваемой психодинамики поведения человека. Основные моменты психотерапевтической работы, на которых сходятся многие психологи-практики, суть следующие. 1) Уг­лубленная работа с тревогой, связанной с подавленными-сексу­альными и агрессивными импульсами. 2) Принятие к сведению сильного супер-эго, сформировавшегося у человека под влияни­ем интернализации родительских норм и ценностей. Перфек-ционистские цели и нормы диктуют человеку основное правило, согласно которому он, может быть, любим только при условии, что будет совершенным. Естественно, что нереалистичность по­добных установок приводит лишь к интернализации агрессии и вины. 3) Сердцевина психоаналитической терапии - установ­ление отношений трансфера и их проработка. Вполне логично допустить, что к консультанту человек станет относиться как к матери (тем более, если это будет женщина), или - как к отцу, и анализ этих отношений даст ему возможность осознать неосоз­наваемые детерминанты собственного поведения. 4) Значитель­ное внимание следует уделить анализу прошлого: отношений с родителями, испытанным в детстве чувствам. Типичные во­просы к человеку могут быть следующими: « Что ты делал, когда чувствовал себя нелюбимым? Когда ты был ребенком, мог ты выражать свои негативные чувства? Что ты делал с ними? Какое влияние на тебя оказали твои отношения с матерью?» 5) Особо следует выделить момент повторения в текущем поведении опы­та детских переживаний, в частности, воспроизведение неосоз­наваемой зависимости от матери (или другого значимого лица). Застревание на симбиотической зависимости и неспособности по-настоящему отделиться от родителей свидетельствуют о не­завершенности процессов индивидуации и интеграции, о неза­вершенности конфликта, борьбы, связанной с независимостью, что ведет к формированию чувства собственной малоценности.

Базисные цели психотерапевта аналитической ориентации

(Неофрейдизм) соответствуют 4-м этапам консультирования:

) Установлению и поддержанию хороших рабочих отноше-

и с клиентом; 2) исследованию динамики жизни клиента;

поощрению клиента к развитию инсайта и понимания;

1 Помощи ему в поиске новых альтернатив и выборов. Первая

?лъ - развитие взаимного доверия и уважения. Консультант

должен внимательно отнестись к субъективным пережива­ниям клиента и попытаться уяснить, как тот реагировал на поворотные моменты в жизни. Поскольку консультирование предполагает отношения равенства, консультант должен ис­следовать с клиентом его чувство неравенства с большинст­вом других людей. Цели консультирования устанавливаются совместно. Вторая стадия предполагает анализ и оценку сти­ля жизни человека (например, с помощью специализирован­ного опросника). При этом (в течение нескольких сеансов) анализировались бы: социальные связи клиента, его профес­сиональная ответственность, его тендерная роль и чувства, связанные с самим собой. Значительное внимание было бы уделено жизненным целям и приоритетам. Обобщив прошлый опыт человека, консультант особенно бы выделил то, что на-зывается^у адлерианцев «базисные ошибки», т. е. ошибочные умозаключения о жизни и деструктивные - о самом себе. Обобщение и интерпретация консультантом всей информации должно, по сути, привести клиента к инсайту. Иначе говоря, человек увидит, что он нуждается не в лечении, а в подбадри­вании и в переориентировке в жизненных целях. В ходе де­тального анализа его верований, целей, намерений человек увидит неточности в его субъективной логике. В ходе третье­го этапа консультант интерпретирует жизненный стиль, цели, задачи и субъективную логику клиента. От последнего ожидается выполнение домашних заданий, связанных с пере­водом его инсайтов в новое поведение. На последнем этапе, в фазе переориентации, ожидается, что клиент вместе с кон­сультантом будет работать над рассмотрением альтернатив­ных установок, верований и действий. К этому времени чело­век увидит, что он вовсе не должен замыкать себя в паттернах прошлого. Он также откроет, что у него достаточно сил для пе­ремены жизни и что для изменений недостаточно одних ин­сайтов, а требуется план, ориентированный на действие. Че­ловек почувствует и поймет, что он способен создать новую жизнь для себя, а не оставаться жертвой обстоятельств.

Поведенческое направление в психологическом консуль­тировании состоит в том, чтобы дать клиенту контроль над своими действиями, вызвать конкретные перемены его поведе­ния (Э. Ч. Толмей, К. Л. Халл, Д. Уотсон и Б. Скиннер). Делает­ся акцент на том, что окружающая среда воздействует на лич-

ность человека. Консультант вместе с клиентом пытается вме­щаться в жизненные условия клиента с целью их изменения. Это строится на следующих основных составляющих бихевио-ральной психологии.

1. Поощряется активность клиента.

2. Определяется проблема клиента через операционализа-цию поведения (перевод неясных слов в конкретные, наблю­даемые действия).

3. Понимание контекста проблемы через функциональный анализ (установление причинно-следственных связей).

4. Определение социально важных целей для клиента (кон­кретный план действий). При этом используются процедуры изменения:

а) тренировка настойчивости (помогает преодолеть беспо­мощность и неадекватность) через вопросы, ролевые игры, пе­речисление альтернатив для принятия решения;

б) тренировка релаксации;

в) моделирование поведения и поощрение за желаемое пове­дение в сочетании с ведением записей;

г) поддержка у клиента нужного поведения.

Реализация поведенческого подхода в практике консуль­тирования. Первоначальная задача консультанта поведенче­ской ориентации заключалась бы в том, чтобы помочь клиен­ту перевести некоторые из его общих целей в конкретные и измеряемые. Так, если клиент говорит: «Я хотел бы лучше относиться к себе», консультант может спросить: «Что ты имеешь в виду? Когда ты чувствуешь себя хорошо? Что ты мо­жешь сделать, чтобы сузить свою цель?» Когда клиент гово­рит: «Я хочу избавиться от своего комплекса неполноценно­сти», консультант может задать встречный вопрос: «Какое твое поведение ведет к чувству неполноценности?» Что ка­сается неуверенности человека в общении с людьми, ему можно предложить моделирование, ролевую игру, трениров­ку поведения, когда консультант, играя роль партнера, мог бы предоставить обратную связь о том впечатлении, которое про­изводит клиент в общении, и они смогли бы закрепить эффек­тивное поведение. Клиент бы практиковал желаемое поведе­ние с проговариванием всех опасений и соответствующим

зализом обратной связи. Страх неудачи можно было бы про­рабатывать с помощью систематической десенсибилизации.

Начав с обучения релаксации, можно было бы затем соста­вить перечень конкретных страхов, связанных с несостоя­тельностью. Затем можно было бы предложить ему вообразить приятную сценку и начать процесс десенсибилизации с мень­шего страха, прорабатывая его до ситуаций, вызывающих наи­больший страх. Далее терапия сфокусировалась бы на моди­фикации поведения, приводящего к чувствам вины и тревоги. Скорее всего, анализировалось бы не столько прошлое, сколько нынешнее неверное поведение. Значимость придавалась бы не столько инсайту или переживаниям, сколько обучению совпа­дающему поведению, устранению нереалистичных чувств вины и страха и выработке более адаптивных реакций, чем су­ществующие, что приведет к большей степени удовлетворен­ности.

Клиентцентрированное направление в психологии (К. Роджерс). Основная методологическая позиция состоит в том, что предназначение человека - жить и действовать, опре­деляя свою судьбу, сосредоточение контроля и решений - нахо­дится внутри самого человека, а не в его окружении; изначаль­ное наличие в человеке стремления к максимальной социальной самоактуализации, росту личности. Задача клиента и психоло­га состоит в том, чтобы как можно полнее понять мир клиента и поддержать его во время принятия ответственного решения с помощью «творческого, активного, чувственного, точного, эмпатического, не судящего слушания» (К. Роджерс). Основ­ное понятие, с которым работают консультанты данного на­правления, - мироощущение конкретного клиента. Психолог должен уметь работать с противоречием реального и идеально­го образа Я, быть конгруэнтным и безоценочным.

Реализацияроджерианского подхода в практике консульти­рования. Роджерианский консультант прежде всего начал бы с веры в способность человека найти свой собственный путь и в его собственные силы. Иначе говоря, эта парадигма акцентиру­ет не диагноз и не информацию о прошлом, а прежде всего пред­полагает свободное высказывание чувств - неадекватности, фрустрации, безнадежности и т. п. Терапевт предоставляет свободу и безопасность для исследования угрожающих аспек­тов личностного бытия, воздерживаясь от суждений и критики чувств. Здесь мало простого отражения чувств путем вербализа­ции. Консультант стремится полностью пережить текущий

момент, что значит - жить в мире клиента. Подлинные отноше­ния с клиентом включали бы в себя: доброту, глубокое понима­ние, безусловное принятие и теплоту, а также желание позво­лить клиенту любые из его чувств в ходе консультативного времени. Консультант должен был бы передать клиенту основ­ные установки понимания и принятия, и через это положитель­ное отношение человек получил бы шанс отбросить свои опасе­ния и более полно и свободно исследовать свои личные заботы. В сущности, клиент рос бы личностно во взаимоотношениях с консультантом, который должен был бы оставаться искрен­ним. Клиент использовал бы эти отношения, чтобы научиться принимать себя со всеми своими достоинствами и ограничения­ми. Клиенту была бы предоставлена возможность открытого выражения чувства страха по отношению к людям, ощущений себя неудачником и «слабаком» и т. д. и главное - возможность исследовать, как он себя ощущает, когда его оценивают другие -родители, начальство. Он получил бы возможность выразить чувство вины, т. е. что он живет не так, как ожидали от него ро­дители; что он никогда никого не любил, что он одинок и т. п.

Делясь своими чувствами, клиент перестал бы ощущать свое одиночество, ибо он рискнул бы впустить в свой частный мир другого, т. е. консультанта. Посредством таких личностных от­ношений с консультантом клиент постепенно смог бы сосредото­читься на своих переживаниях и прояснить свои чувства и уста­новки. А консультант увидел бы его как человека, способного развить свои собственные силы и принимать самостоятельные решения. Словом, терапевтические отношения в такой продук­тивной совместной деятельности освободили бы его от самораз­рушительных тенденций. Вера и забота консультанта увеличи­ли бы его собственную веру и уверенность в своих способностях разрешать трудности и открывать новые пути бытия.

Из экспериментального исследования, проведенного А. ф. Бондаренко относительно того, какими теориями пользу­ются в своей работе отечественные консультанты-практики и психотерапевты и насколько они это осознают, сделаны выво­ды, что наиболее мощными являются: эклекика, гештальттера-пия, личностно-ориентированная терапия К. Роджерса, пове­денческая психотерапия. Менее распространенными оказались 'Кзистенциальная психотерапия, транзактный анализ, адлеров-психотерапия, рационально-эмотивная психотерапия. Наи-

более «слабым» оказался психоанализ, а психотерапия здравым смыслом вообще была не отмечена.

Современными исследователями выделена связь различных подходов к практике консультирования с конкретными приема­ми, что частично отражено в таблице 2.

Таблица 2





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2019 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.