Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Три консультанта (А. Г. Банэ)





Цель: дать себе отчет по вопросу о наличии необходимых для работы психологом-консультантом навыков, предоста­вить возможность попрактиковаться в консультировании.

Оборудование: по одному экземпляру фрагментов мини-теста (см. Диагностику) и по одному экземпляру «Схема на­блюдения навыков консультирования» каждому участнику, карандаш и бумага. Приводим фрагменты мини-теста, кото­рые каждый участник использует в заполненном виде, когда вступает в роль клиента.

Насколько вам свойственно:

1. Эмпатия. Я вижу мир глазами других. Я понимаю дру­гого, так как могу почувствовать себя в его коже. Я понимаю на­строение моего собеседника и отвечаю на него.

1...2...3...4...5...6...7...8...9...10

2. Тепло. Признание личности другого. Я выражаю, не все­гда обязательно чувствуя, разными способами, что я уважаю дру­гого, признаю его право на свое мнение, даже ошибку. Я человек, активно поддерживающий других.

1...2...3...4...5...6...7...8...9...10

3. Искренность, подлинность. Я более искренен, чем фаль­шив в своем взаимодействии с окружающими. Я, не скрываясь за ролями и фасадами, не стремлюсь произвести впечатление, «сде­лать вид», поэтому другие знают, на чем я стою в самом деле. Я ос­таюсь самим собой в своем общении с другими людьми.

1...2...3...4...5...6...7...8...9...10

4. Конкретность. О себе я не могу сказать, что выражаюсь неопределенно, когда разговариваю с людьми. Я не говорю общих фраз, не хожу вокруг и около, соотношусь с конкретным опытом и поведением. Я говорю ясно и точно. 1...2..*.3...4...5...6...7...8...9...10

5. Инициативность. Во взаимоотношениях с другими я за­нимаю активную позицию: сам действую, а не только реагирую. Вступаю в контакт, а не жду, когда вступят в контакт со мной. Я проявляю инициативу по разным поводам в отношении людей .

1...2...3...4...5...6...7...8...9...10

6. Спонтанность. Непосредственность в проявлении себя. Я действую открыто и прямо во взаимоотношениях с окружаю­щими, не раздумывая о том, как я буду выглядеть со стороны.

1...2...3...4...5...6...7...8...9...10

Приводим схему наблюдения навыков консультирования.



1 . Эмоционально стимулирует клиента.

2 . Проясняет чувства клиента.

3. Обнаруживает свои чувства перед клиентом.

4. Формулирует идеи.

5. Делает выводы по реакции клиента.

6. Интерпретирует высказывания клиента.

7. Задает вопросы.

8. Резюмирует высказывания клиента.

9. Внимательно слушает.

10. Замечает уровень заинтересованности.

11. Замечает, когда клиент избегает касаться какой-то темы.

12. Умение держать паузу.

Вначале коротко говорится о целях предстоящей работы. Участники получают фрагменты заполненного мини-теста. За­тем они разбиваются в триады, причем за каждым участником закрепляется имя А, Б или В. Ведущий сообщает, что в течение первого раунда участник А будет выступать в роли клиента, ко­торый представляет на рассмотрение и обсуждение свои дан­ные по мини-тесту. Участник Б играет роль консультанта, стро­ит «помогающие» взаимоотношения с клиентом. Участник В, являясь наблюдателем, получает схему наблюдения, которую использует. Далее начинается первый раунд. Ведущий останав­ливает процесс через 20 минут и предлагает наблюдателю сооб-

щать о том, что он видел, и затем участники обсуждают беседу консультанта с клиентом в течение 10 минут.

Далее участники меняются ролями: Б - клиент, В - кон­сультант, А - наблюдатель (30 минут). В третьем раунде В -клиент, А - консультант, Б - наблюдатель.

Участники, работая в тройках, должны обсудить, чтопомо-гает и что мешает в работе консультанта, и выработать три те­зиса об этом для обсуждения всей группой.

Задания на установление психологического контакта

• S Призыв к участвующим в тренинге

Участники: вся группа.

Оборудование: видеокамера, видеомагнитофон, телевизор. Задача: тебе нужно обратиться к собравшимся с эмоцио­нальным призывом.

Содержание послания должно помочь:

- забыть рабочие заботы;

- вжиться в обстановку тренинга;

- сплотить участников.

Каждому дается на это 30 секунд. После соответствующего сигнала нужно закончить предложение или мысль.

Обсуждение с видеопросмотром: какие способы использова­лись для привлечения внимания? Что обнаружилось как конст­руктивное, а что мешало реализации эмоционального призыва? Какая реакция на каждое обращение возникала в группе?

S Телефон

Участники: сначала одна пара работает перед всей груп­пой, затем работа в парах всей группы по той же схеме.

Обеденный перерыв. По телефону говорят на какую-то лич­ную тему. Тебе надо позвонить точно в определенное время.

Задание: привлечь внимание человека, который говорит по телефону и попросить разрешение на свой разговор.

Дополнительная информация: человек, который говорит по телефону, старается избежать контакта, насколько можно притворяясь, что не замечает коллегу, который тоже хочет Позвонить.

Обсуждение: какие способы оказались эффективными для привлечения внимания? Что позволило установить кон­такт? Как вы это заметили? Как удалось закрепить кон­такт? Что мешало установлению контакта?

S Кто Заместитель министра?

Участники: представитель хозяйства, заместитель мини­стра, участники пленума.

Информация. Завтра хозяйство посетит иностранная деле­гация. По техническим причинам завтра хозяйство не может принять заранее планированную иностранную делегацию.

Задача. Состоится пленум. В перерыве пленума представи­тель хозяйства должен сказать заместителю министра, что хо­зяйство не может принять гостей. Заместитель министра си­дит в кругу оживленно беседующих людей. Представитель хозяйства не знает, кто из них именно заместитель министра.

Выберите участников и проиграйте ситуацию в виде ролевой игры.

Задания на психологическую наблюдательность и реализацию индивидуального подхода

S Беседа с родителем

Участники: родители и психолог.

Инструкция. Вы - родитель. Психолог приглашает Вас в школу на беседу по поводу трудностей в обучении Вашего сына.

Задание психологу:

- выяснить причины;

- добиться сотрудничества с родителем;

- выяснить, насколько можно положиться на родителей в преодолении школьных трудностей ребенка.

Дополнительная информация родителю. Вы-

а) одинокая, замкнутая женщина, живете с ребенком вдвоем;

б) очень занятой человек;

в) страдающая хронической усталостью мать четверых детей;

г) мать, готовая защитить своего ребенка от бесцеремонно­сти и несправедливости школы;

д) школьный психолог;

е) директор соседней школы;

ж) ваша бывшая подруга. Задание психологу: провести беседу.

Выберите участников и проиграйте ситуацию в виде роле­вой игры.

J Неаккуратная машинистка

Участники: машинистка, начальник.

Начальная информация. Машинистка, которая всегда пе­чатала твои материалы, в последнее время стала делать много ошибок.

Задание. Принося очередную работу для перепечатывания, найди возможность дать знать, что такое качество работы тебя не удовлетворяет(устраивает).

Дополнительная информация.

Машинистка:

- усталая и болезненная,

- капризная молодая дама,

- одинокая очень замкнутая женщина,

- очень интеллигентная пожилая дама.

Выберите участников и проиграйте ситуацию в виде роле­вой игры.

^ Овощная база

Участники: заведующий отделом, работники - Татьяна

и Полина.

Информация. Согласно приказу директора один из работ­ников вашего отдела должен быть направлен на овощную базу. Характер работы позволяет заведующему отделом по­слать только Татьяну или Полину.

Задание. Поговорить с обеими женщинами, пытаясь добить­ся их добровольного согласия. Заведующему нужно решить, кто из женщин пойдет.

Дополнительная инструкция. Вы - Татьяна или Полина. По­пробуйте по возможности быстрее прервать контакт с заведую­щим отдела. Если это не удается, то попробуйте хотя бы отказать­ся от работы на овощной базе, У Вас есть свои причины для отказа.

Профессиональные ситуации





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2019 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.