Три консультанта (А. Г. Банэ)
Цель: дать себе отчет по вопросу о наличии необходимых для работы психологом-консультантом навыков, предоставить возможность попрактиковаться в консультировании. Оборудование: по одному экземпляру фрагментов мини-теста (см. Диагностику) и по одному экземпляру «Схема наблюдения навыков консультирования» каждому участнику, карандаш и бумага. Приводим фрагменты мини-теста, которые каждый участник использует в заполненном виде, когда вступает в роль клиента. Насколько вам свойственно: 1. Эмпатия. Я вижу мир глазами других. Я понимаю другого, так как могу почувствовать себя в его коже. Я понимаю настроение моего собеседника и отвечаю на него. 1...2...3...4...5...6...7...8...9...10 2. Тепло. Признание личности другого. Я выражаю, не всегда обязательно чувствуя, разными способами, что я уважаю другого, признаю его право на свое мнение, даже ошибку. Я человек, активно поддерживающий других. 1...2...3...4...5...6...7...8...9...10 3. Искренность, подлинность. Я более искренен, чем фальшив в своем взаимодействии с окружающими. Я, не скрываясь за ролями и фасадами, не стремлюсь произвести впечатление, «сделать вид», поэтому другие знают, на чем я стою в самом деле. Я остаюсь самим собой в своем общении с другими людьми. 1...2...3...4...5...6...7...8...9...10 4. Конкретность. О себе я не могу сказать, что выражаюсь неопределенно, когда разговариваю с людьми. Я не говорю общих фраз, не хожу вокруг и около, соотношусь с конкретным опытом и поведением. Я говорю ясно и точно. 1...2..*.3...4...5...6...7...8...9...10 5. Инициативность. Во взаимоотношениях с другими я занимаю активную позицию: сам действую, а не только реагирую. Вступаю в контакт, а не жду, когда вступят в контакт со мной. Я проявляю инициативу по разным поводам в отношении людей.
1...2...3...4...5...6...7...8...9...10 6. Спонтанность. Непосредственность в проявлении себя. Я действую открыто и прямо во взаимоотношениях с окружающими, не раздумывая о том, как я буду выглядеть со стороны. 1...2...3...4...5...6...7...8...9...10 Приводим схему наблюдения навыков консультирования. 1. Эмоционально стимулирует клиента. 2. Проясняет чувства клиента. 3. Обнаруживает свои чувства перед клиентом. 4. Формулирует идеи. 5. Делает выводы по реакции клиента. 6. Интерпретирует высказывания клиента. 7. Задает вопросы. 8. Резюмирует высказывания клиента. 9. Внимательно слушает. 10. Замечает уровень заинтересованности. 11. Замечает, когда клиент избегает касаться какой-то темы. 12. Умение держать паузу. Вначале коротко говорится о целях предстоящей работы. Участники получают фрагменты заполненного мини-теста. Затем они разбиваются в триады, причем за каждым участником закрепляется имя А, Б или В. Ведущий сообщает, что в течение первого раунда участник А будет выступать в роли клиента, который представляет на рассмотрение и обсуждение свои данные по мини-тесту. Участник Б играет роль консультанта, строит «помогающие» взаимоотношения с клиентом. Участник В, являясь наблюдателем, получает схему наблюдения, которую использует. Далее начинается первый раунд. Ведущий останавливает процесс через 20 минут и предлагает наблюдателю сооб- щать о том, что он видел, и затем участники обсуждают беседу консультанта с клиентом в течение 10 минут. Далее участники меняются ролями: Б - клиент, В - консультант, А - наблюдатель (30 минут). В третьем раунде В -клиент, А - консультант, Б - наблюдатель. Участники, работая в тройках, должны обсудить, чтопомо-гает и что мешает в работе консультанта, и выработать три тезиса об этом для обсуждения всей группой. Задания на установление психологического контакта
• S Призыв к участвующим в тренинге Участники: вся группа. Оборудование: видеокамера, видеомагнитофон, телевизор. Задача: тебе нужно обратиться к собравшимся с эмоциональным призывом. Содержание послания должно помочь: - забыть рабочие заботы; - вжиться в обстановку тренинга; - сплотить участников. Каждому дается на это 30 секунд. После соответствующего сигнала нужно закончить предложение или мысль. Обсуждение с видеопросмотром: какие способы использовались для привлечения внимания? Что обнаружилось как конструктивное, а что мешало реализации эмоционального призыва? Какая реакция на каждое обращение возникала в группе? S Телефон Участники: сначала одна пара работает перед всей группой, затем работа в парах всей группы по той же схеме. Обеденный перерыв. По телефону говорят на какую-то личную тему. Тебе надо позвонить точно в определенное время. Задание: привлечь внимание человека, который говорит по телефону и попросить разрешение на свой разговор. Дополнительная информация: человек, который говорит по телефону, старается избежать контакта, насколько можно притворяясь, что не замечает коллегу, который тоже хочет Позвонить. Обсуждение: какие способы оказались эффективными для привлечения внимания? Что позволило установить контакт? Как вы это заметили? Как удалось закрепить контакт? Что мешало установлению контакта? S Кто Заместитель министра? Участники: представитель хозяйства, заместитель министра, участники пленума. Информация. Завтра хозяйство посетит иностранная делегация. По техническим причинам завтра хозяйство не может принять заранее планированную иностранную делегацию. Задача. Состоится пленум. В перерыве пленума представитель хозяйства должен сказать заместителю министра, что хозяйство не может принять гостей. Заместитель министра сидит в кругу оживленно беседующих людей. Представитель хозяйства не знает, кто из них именно заместитель министра. Выберите участников и проиграйте ситуацию в виде ролевой игры. Задания на психологическую наблюдательность и реализацию индивидуального подхода S Беседа с родителем Участники: родители и психолог. Инструкция. Вы - родитель. Психолог приглашает Вас в школу на беседу по поводу трудностей в обучении Вашего сына.
Задание психологу: - выяснить причины; - добиться сотрудничества с родителем; - выяснить, насколько можно положиться на родителей в преодолении школьных трудностей ребенка. Дополнительная информация родителю. Вы- а) одинокая, замкнутая женщина, живете с ребенком вдвоем; б) очень занятой человек; в) страдающая хронической усталостью мать четверых детей; г) мать, готовая защитить своего ребенка от бесцеремонности и несправедливости школы; д) школьный психолог; е) директор соседней школы; ж) ваша бывшая подруга. Задание психологу: провести беседу. Выберите участников и проиграйте ситуацию в виде ролевой игры. J Неаккуратная машинистка Участники: машинистка, начальник. Начальная информация. Машинистка, которая всегда печатала твои материалы, в последнее время стала делать много ошибок. Задание. Принося очередную работу для перепечатывания, найди возможность дать знать, что такое качество работы тебя не удовлетворяет(устраивает). Дополнительная информация. Машинистка: - усталая и болезненная, - капризная молодая дама, - одинокая очень замкнутая женщина, - очень интеллигентная пожилая дама. Выберите участников и проиграйте ситуацию в виде ролевой игры. ^ Овощная база Участники: заведующий отделом, работники - Татьяна и Полина. Информация. Согласно приказу директора один из работников вашего отдела должен быть направлен на овощную базу. Характер работы позволяет заведующему отделом послать только Татьяну или Полину. Задание. Поговорить с обеими женщинами, пытаясь добиться их добровольного согласия. Заведующему нужно решить, кто из женщин пойдет. Дополнительная инструкция. Вы - Татьяна или Полина. Попробуйте по возможности быстрее прервать контакт с заведующим отдела. Если это не удается, то попробуйте хотя бы отказаться от работы на овощной базе, У Вас есть свои причины для отказа. Профессиональные ситуации
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|