Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Аналитическая профессиограмма психолога (образец)

Операционно-технологическая

Психологическая структура дея-

структура профессии

тельности

Профессио­нальные функции и задачи Операци-онно- тех­нологиче­ские дей­ствия Норматив­но-ориенти­рующие при­знаки испол­нения профес­сиональных Цели дейст­вий Психо­логиче­ская харак­тери­стика Психические про­цессы и профессио­нально важные качества, обеспе­чивающие их про-
        дейст- текание
    действий      
        вий  
Научно- Участие Обще-теоре- По- Когни- Мышление репро-
исследова- в работе тическая под- знать, тивные дуктивное и про-
тельские научной готовка, ква- приме-   дуктивное, словес-
(общая пси- группы, лификацион- нять,   но-логическое,
хология, со- планиро- ные нормати- исполь-   речь, восприятие,
циальная, вание вы учебно- зовать,   устойчивость
возрастная, и органи- и научно-ис- изучать   и концентрация
введение зация ис- следователь- (иссле-   произвольного вни-
в профес- следова- ских работ, довать),   мания, долговре-
сию, методо- ний, рабо- планы учеб- анали-   менная произволь-
логические та с лите- ной и исследо- зиро-   ная память, на-
проблемы ратурой, вательской вать   стойчивость, уме-
психологии, разработ- работы кафед-     ние планировать
логика, ма- ка и со- ры, лаборато-     свою работу, само-
тематика, вершенст- рии, методи-     организация, эмо-
информати- вование ческие реко-     ционально-волевая
ка и др.) количест- мендации,     регуляция, профес-
  венных компьютер-     сиональное често-
  методов ная грамот-     любие, аккурат-
    ность     ность и последова-
          тельность в работе

Задание 1. Заполнить выделенные столбцы

 

 

Экспертно-диагно -

Сбор феноменологиче-

Психометрические                          ЦКогни-

Мышление формально- ло-

стические (основы

ских данных, выдви-

стандарты, профес-                             ривные,

гическое, продуктивное,

психодиагностики,

жение теоретических

сионально-этические

•перцеп-

объем и произвольность

математические

конструктов и гипо-

нормативы, методи-

ггивные,

внимания, оперативная па-

методы, психоло-

тез, выбор методов

ческие рекоменда-

Нкомму-

мять, эмпатия, беспристра-

гический практи-

и методик, проведение

ции, общетеоретиче-

Нникатив-

стность, уважение к лично-

кум, спецпракти-

обследования, поста-

ская подготовка, воз-

Нные, ана-

сти, тщательность и добро-

кумы)

новка диагноза, выда-

растные и групповые

Илитиче-

совестность, вежливость,

 

ча обратной связи, ре-

нормативы, компью-

Яские

интуиция, аккуратность

 

комендаций, прогноз

терная грамотность

 

 

и последовательность

Эксперименталь-

Планирование экспе-

ч

Планировать,

Когни-

Мышление продуктивное,

ные (эксперимен-

римента, определе-                                      Нвыдвигать идеи

тивные,

оперативная память, кон-

тальная психоло-

ние переменных, вы- Н                                  |и гипотезы, ор-

творче-

центрация, устойчивость

гия, матем. мето-

цвижение и проверкам                                 |ганизовывать,

ские

и распределение внимания,

ды, логика, курсо-

гипотез, очищение                                          [проверять, про-

 

воображение, целеустрем-

вые)

условий, протоколи- р                               адтоколировать,

 

ленность, оптимизм, наход-

 

рование, обработка                                         [обрабатывать,

 

чивость, тщательность, ме-

 

данных, интерпрета- н                                  [обсчитывать,

 

тодичность, работоспособ-

 

ция результатов, на- 1                               , [обсуждать

 

ность, инициативность, ин-

 

писание отчета

и обобщать

 

теллектуальная смелость,

 

1

 

 

критичность

Психопрофилакти-

ИПсихофизиологиче-

Организовы-

Когни-

Мышление продуктивное

ческие (семейная

.

ские, психогигиени-

вать, рекомен-

тивные,

и репродуктивное, вооб-

психология, техно-

 

ческие, медицин-

цовать, совето-

интерак-

ражение, внимание, вер-

логия социальной

 

ские, юридические,

вать, учиты-

тивные,

бальное общение, тактич-

работы, клиниче-

 

социально-экономи-

вать, разраба-

комму-

ность, организованность,

ская психология,

 

ческие нормативы,

тывать

никатив-

гуманизм, отзывчивость,

ЭТНОПСИХОЛОГИЯ,

Ш ••-,-,,

методические реко-

 

ные, ор-

компетентность, уверен-

психология деви-

 

мендации

 

ганиза-

ность в себе, доброжела-

антного поведения.

 

 

 

торские

тельность, "умение забо-

психофизиология

 

 

 

 

титься о посторонних

и др.)

 

 

 

 

 

Продолжение таблицы

Психотерапевтиче-

Установление те-

Профессионально-

Слушать,                        (Мышление словесно-логическое

 

ские (основы пси-

рапевтического

этические требо-

беседовать, g            5|и наглядно-образное, версионное

 

хотерапии, пси-

альянса, анализ

вания, концепту-

учитывать, п               метафорическая речь, внимание,

 

хология семейных

запроса, работа

альная и техно-

понимать,                       восприятие, воображение, эмпа-

 

отношений, клини-

с проблемами,

логическая подго-

использо-                        тия, рефлексия, безоценочность,

 

ческая психология,

анализ причин,

товка, профессио-

вать, вла-                    : сснситивность, конгруэнтность,

 

начала психиат-

осуществление те-

нально-личност-

деть                              Зйлабильность, позитивная Я-кон-

 

рии)

рапевтической ин-

ное самоопределе-

.

цепция, способность к самоиссле-

 

 

тервенции, оценка

ние

 

цованию, вера в человека, профи-

 

 

эффективности

 

1

дентичность

 

Психокоррекцион-

1

Профессиональ-

Организо-

Интерак-

Мышление наглядно-действен-

 

ные, реабилитаци-

но-этические тре-

вывать,

тивные, ор-

ное, продуктивное, речь, вообра-

 

онные (технология

 

бования, метод и-

проводить,

ганизатор-

жение, координация, спонтан-

 

социальной рабо-

. |ческие рекоменда-

участво-

ские, ком-

ность, эмоционально-волевая ре-

 

ты, детская психо-

Нции

вать, разра-

муникатив-

гуляция, эмпатия, гуманизм, от-

 

логическая служба,

; ';';

батывать,

ные, пер-

зывчивость, ответственность,

 

клиническая пси-

 

учитывать,

цептивные,

доброжелательность, сенситив-

 

хология, психоло-

 

оценивать

аналитиче-

ность, жизнерадостность, жела-

 

гия конфликтов,

 

 

ские, сенсо-

ние и умение заботиться о посто-

 

психология зрелого

 

 

моторные

ронних, терпеливость

 

возраста и др.)

_ ____________________. ___ ^

 

 

 

 

 

Консультативные •

Диагностирова-

Профессионально-

 

Интерак-

Мышление продуктивное сло-

 

'основы консульти-

ние, установление

этические требова-

 

тивные,

весно-логическое и нагляд-

 

рования, индивиду-

контакта, анализ

ния, специальная

 

перцептив-

но-действенное, оперативная па-

 

альное и семейное

запроса, работа

теоретическая

 

ные, анали-

мять, избирательное внимание,

 

консультирование,

с проблемами, ор-

и практическая

 

тические,

диалогичностьречи, воображе-

 

организационное

ганизация психо-

подготовка, про-

 

рефлексив-

ние, социальное восприятие, эм-

 

консультирование,

логической интер-

фессиональные

Иные

патия, рефлексия, конгруэнт-

 

детская псих.

венции, оказание

и социально-эко-

ность, позитивная Я-концепция,

 

служба, психоло-

эмоциональной

номические нор-

1

безоценочность, эмоциональная

 

гия конфликта

поддержки

мативы (в управ-

 

устойчивость, сенситивность,

 

и др.)

 

ленческом кон-

 

терпимость, здравый смысл

 

 

 

сультировании)

_________ |

 

 

 

------ _ ^— п_^_^_ ------- i      ------------ ^ -------------------------------------                           * — • -----------------

 

1екционно-прос ве-

Троведение раз-

i

Знать, объ-

Интерак-

Мышление репродуктивное

гительские, актив-

личных видов

 

яснять, об-

тивные,

и продуктивное, речь, произ-

ного обучения (пе-

учебных занятий,

 

суждать, от-

коммуни-

вольное внимание, восприятие,

дагогика, педагоги-

чтение лекций,

 

вечать, изу-

кативные,

оперативная память, трудолю-

ческая психология,

выбор средств

 

чать, приме-

когнитив-

бие, эмоционально-волевая ре-

методика препода-

и методов обуче-

 

нять, разра-

ные

гуляция, самостоятельность, ра-

вания психологии,

ния, подготовка

 

батывать,

 

ботоспособность, энтузиазм,

методика СПТ, тре-

занятий, их ана-

 

планиро-

 

добросовестность, эмоциональ-

нинги, психология

лиз, проведение

.

вать, моде-

 

ная лабильность, самоорганиза-

общения, логика,

бесед, социаль-

 

лировать,

 

ция, способность обучать дру-

этика)

но-психологиче-

 

анализиро-

 

гих, склонность к разнообразию

 

ских тренингов,

 

вать, фаси-

 

 

 

ролевых игр

 

литировать

 

 

Лрофориентацион-

Диагностика, бе-

Юридические, ме-

Оценивать,

Когнитив-

/                                                     " "

ные и профкон-

седа, чтение лек-

дицинские, квали-

познать,

ные (сопос-

 

сультационные

ций, проектирова-

фикационные, эр-

спрогнози-

тавление,

 

психология труда,

ние профессио-

гономические, со-

ровать, мо-

обобще-

 

практическая пси-

нальной деятель-

циально-экономи-

делировать

ние), ком-

 

хология в организа-

ности, разработка

ческие, техни-

и проекти-

муникатив-

 

ции, основы психо-

профессиограмм,

ко-технологиче-

ровать, ин-

ные (побу-

 

диагностики, осно-

проведение проф-

ские, микроклима-

формиро-

ждение

 

вы консультирова-

отбора

тические и соци-

вать, акти-

к общению

 

ния)

 

ально-психологи-

визировать

и дейст-

 

 

 

ческие нормативы,

 

вию)

 

 

 

должностные инст-

 

 

 

 

 

рукции, техника

 

 

 

 

 

безопасности, пер-

 

 

 

 

 

спективные планы

 

 

 

 

 

развития организа-

 

 

 

 

 

ций, региональные

 

 

 

 

 

положения, ин-

 

 

 

 

 

формация службы

 

 

 

 

 

занятости

 

 

| ___

                                     

Обсуждение: высказать свое мнение, обосновать его и аргу­ментировать.

| Человек — человек (Климов Е. А.)

Цель:развивать ориентацию в мире профессий (сравнение и сопоставление), более глубоко понимать специфику своей профессии.

Участники знакомятся с обобщенной и неколичественной психологической характеристикой представителей профессий типа «человек-человек». После описания (обобщенной профес-сиограммы) приводится небольшой алфавитный перечень на­званий разных профессий.

Задание: распределить эти названия сообразно приведен­ной характеристике профессии. Поскольку профессии явля­ются сложными многопризнаковыми объектами, целесообраз­но делать так: указывать профессию, которая к данному типу относится, скажем, в первую очередь, «на пять баллов», какая, по вашему мнению, тоже относится, но во вторую очередь - «на четыре балла», какая - «на три балла» и т. д.

Субъект в профессиях типа «человек - человек, человеческие общности, социальные системы» (сокращенный вариант).

Работник усматривает мир (и мир волнует его) прежде всего со стороны наполненности окружающей среды разными, раз­нообразными, разномыслящими, разнокачественными и раз­нонаправленными людьми, группами, сообществами, органи­зациями, их сложными взаимоотношениями. В то же время «космическая», «природно-планетная» составляющая об­раза мира практически не находит заметного отображения на первых планах самосознания. Это какой-то далекий смут­ный фон.

Профессионалы выделяют и удерживают в сознании преж­де всего такие целостности, которые характеризуют умона­строение, поведение людей, образ их жизни и формы активно­сти, а также способы привнесения порядка, упорядоченности в сложную жизнь человека и общества. Цивилизация, культу­ра, история человечества в представлении таких специали­стов - это прежде всего народы, страны, государства, языки, культурные ценности разных народов. А международные от­ношения - это прежде всего деловые - политические, торгово-

экономические, общекультурные - взаимодействия между хо­рошо различаемыми социальными системами.

Деятельность человечества, людей - это прежде всего приоб­щение широких слоев населения к освоению культурных цен­ностей, культурно-просветительская деятельность, доведение товаров до потребителя, обеспечение гражданских прав, борьба с преступлениями разного рода. Наиболее детализированы при этом представления о разновидностях людей (и дети, и взрослые, и обезличенные «лица», и индивидуально отли­чаемые люди, например, «склонные к тунеядству» и пр.).

Работники - представители профессий данного типа - умеют руководить группами, коллективами, сообществами людей (придавать некоторую упорядоченность общественным процес­сам сообразно поставленным целям), учить и воспитывать лю­дей того или иного возраста, лечить, осуществлять полезные действия по обслуживанию различных потребностей людей (ма­териальных, духовных, социальных).

Испольнительно-двигательная сторона труда имеет в профес­сиях этого типа следующие особенности: это прежде всего рече­вые действия (говорение тоже не обходится без рече-двигатель­ных навыков...). Далее, это выразительные движения (мимика, пантомимика) и, кстати говоря, выразительные свойства внеш­ности и даже одежды.

Особенности познавательной деятельности представителей профессии этого типа во многом определяются чудовищной сложностью и текучестью, нестандартностью предметов рас­смотрения, воздействия, поиска, принципиальной нечетко­стью границ, разделяющих социальные явления.

Очень важным является умение слушать (не перебивая) и слы­шать, понимать стороннего человека, понимать именно его внут­ренний мир, а не мерить его своим аршином (не приписывать ему то, что нам самим бы пришло в голову в его положении).

Профессионал рассматриваемого типа должен иметь нема­лый кругозор в области гуманитарного знания. Очень кстати оказывается здесь и жизненный опыт, и основанное на нем по­нимание внутреннего состояния тех людей, с которыми прихо­дится иметь дело. Поскольку социальные ситуации изменчивы и неповторимы, работнику нужно отчетливо выделять наряду с более или менее «вечными» знаниями знания оперативные, от­носящиеся к конкретной обстановке «здесь и сейчас».

Среди требований к качеству исполнительно-двигательных проявлений на первом месте требования не только к письмен­ной, но и к устной речи — ее четкости, раздельности, удобному для слушателей темпу, связности и, конечно, ясности, понятно­сти содержания высказываний, реплик.

Самое главное в области познавательных процессов пред­ставителей рассматриваемого типа профессий, конечно, не острота зрения или слуха, а своеобразная душеведческая на­правленность ума, наблюдательность к проявлениям чувств, ума и характера человека, к его поведению, умение или спо­собность мысленно представить, смоделировать именно его внутренний мир, а не приписать ему свой собственный или иной, знакомый по опыту или по газетам.

И еще важен оптимистический проектировочный подход к человеку, основанный на уверенности, что человек всегда мо­жет стать все лучше и лучше. Технический стереотип приписы­вания качества, «сорта» раз и навсегда здесь обычно неуместен.

Требуется и очень важна способность сопереживать друго­му человеку (сострадать и сорадоваться).

Итак, соотнесите оговоренным в начале текста способом на­званные ниже профессии, специальности с охарактеризованным выше типом.

1. Агроном                                    5...4...3...2...1...0

2. Ветеринарный фельдшер            5...4...3...2...1...0

3. Воспитатель дошкольных учреждений

5...4...3...2...1...0

4. Делопроизводитель                    5...4...3...2...1...0

5. Корректор типографии               5...4...3...2...1...0

6. Медицинская сестра                   5...4...3...2...1...0

7. Менеджер по персоналу               5...4...3...2...1...0

8. Наладчик машин и технологического оборудования

5...4...3...2...1...0

9. Нотариус                                     5...4...3...2...1...0

10. Оптик                                           5...4...3...2...1...0

11. Педагог-тренер                           5...4...3...2...1...0

12. Почтальон                                 5...4...3...2...1...0

13. Проводник пассажирского вагона дальнего следования

5...4...3...2...1...0

14. Продавец непродовольственных товаров

5...4...3...2...1...0

15. Психолог-консультант                5...4...3...2...1...0

16. Пчеловод                                   5...4...3...2...1...0

17. Следователь                              5...4...3...2...1...0

18. Фрезеровщик                            5...4...3...2...1...0

19. Художник-реставратор              5...4...3...2...1...0

20. Эвакуатор службы скорой помощи 5...4...3...2...1...0

21. Экскурсовод                                5...4...3...2...1...0

22. Экономист                               5...4...3...2...1...0 Обсуждение: аргументировать, обосновать и защитить

свое мнение по специальности психолога-консультанта.

Удовлетворенность работой

Цель: анализ самомотивирования в работе.

Ведущий обращается к участникам: «Представьте себе, что вы ищете работу. Вы хотите, чтобы новая работа удовлетворяла вас с точки зрения как внешних, так и внутренних мотивов. Пе­речислите по три условия, как первых, так и вторых, при выпол­нении которых вы будете удовлетворены своей работой».

Внешние мотивы

(например, хорошее начальство, хорошая зарплата и до­полнительные льготы, хорошо поставленная охрана труда)

Внутренние мотивы...............................................

(например, гибкий график работы, ответственная рабо­та, управление через постановку целей)

Самопроверка

1. Какой из перечисленных ниже психологов, вероятнее все­го, мог бы утверждать, что «целое больше, чем сумма его частей»?

а) бихевиорист б)психоаналитик

в) гештальт-психолог

г) приверженец гуманистической психологии

2. Какое направление психологии, занимается только на­блюдением и обсуждением поведения человека?

а) бихевиоризм

б) гештальт-психология

в) психоаналитическое направление

г) гуманистическое направление

3. Психолог сказал Алексею, что тому не следует винить себя в собственной агрессивности, так как им управляют бессознательные побуждения. Какого направления при­держивается этот психолог?

а) бихевиоризма

б) гештальтпсихологии

в) психоаналитического направления

г) гуманистического направления

4. Чему уделил бы внимание гуманистический психолог?

а) организации психики

б) неосознаваемым побуждениям

в) способам поощрения

г) свободе выбора

5. К какому направлению принадлежат психологи, более всего интересующиеся тем, как именно человек пере­рабатывает информацию?

а) бихевиоризму

б) когнитивной психологии в)психоанализу

г) гуманистической психологии

6. Кто из перечисленных ниже специалистов принимает и применяет на практике несколько направлений психо­логии?

а) психоаналитик б)бихевиорист

в) гештальтпсихолог

г) приверженец эклектического подхода

7. На каком этапе образования большинство психологов из­бирают одну из специальностей?

а) в средней школе

б) на младших курсах университета

в) на старших курсах университета

г) никогда

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...