Аналитическая профессиограмма психолога (образец)
Задание 1. Заполнить выделенные столбцы
Обсуждение: высказать свое мнение, обосновать его и аргументировать. | Человек — человек (Климов Е. А.) Цель:развивать ориентацию в мире профессий (сравнение и сопоставление), более глубоко понимать специфику своей профессии. Участники знакомятся с обобщенной и неколичественной психологической характеристикой представителей профессий типа «человек-человек». После описания (обобщенной профес-сиограммы) приводится небольшой алфавитный перечень названий разных профессий. Задание: распределить эти названия сообразно приведенной характеристике профессии. Поскольку профессии являются сложными многопризнаковыми объектами, целесообразно делать так: указывать профессию, которая к данному типу относится, скажем, в первую очередь, «на пять баллов», какая, по вашему мнению, тоже относится, но во вторую очередь - «на четыре балла», какая - «на три балла» и т. д. Субъект в профессиях типа «человек - человек, человеческие общности, социальные системы» (сокращенный вариант). Работник усматривает мир (и мир волнует его) прежде всего со стороны наполненности окружающей среды разными, разнообразными, разномыслящими, разнокачественными и разнонаправленными людьми, группами, сообществами, организациями, их сложными взаимоотношениями. В то же время «космическая», «природно-планетная» составляющая образа мира практически не находит заметного отображения на первых планах самосознания. Это какой-то далекий смутный фон. Профессионалы выделяют и удерживают в сознании прежде всего такие целостности, которые характеризуют умонастроение, поведение людей, образ их жизни и формы активности, а также способы привнесения порядка, упорядоченности в сложную жизнь человека и общества. Цивилизация, культура, история человечества в представлении таких специалистов - это прежде всего народы, страны, государства, языки, культурные ценности разных народов. А международные отношения - это прежде всего деловые - политические, торгово- экономические, общекультурные - взаимодействия между хорошо различаемыми социальными системами. Деятельность человечества, людей - это прежде всего приобщение широких слоев населения к освоению культурных ценностей, культурно-просветительская деятельность, доведение товаров до потребителя, обеспечение гражданских прав, борьба с преступлениями разного рода. Наиболее детализированы при этом представления о разновидностях людей (и дети, и взрослые, и обезличенные «лица», и индивидуально отличаемые люди, например, «склонные к тунеядству» и пр.). Работники - представители профессий данного типа - умеют руководить группами, коллективами, сообществами людей (придавать некоторую упорядоченность общественным процессам сообразно поставленным целям), учить и воспитывать людей того или иного возраста, лечить, осуществлять полезные действия по обслуживанию различных потребностей людей (материальных, духовных, социальных). Испольнительно-двигательная сторона труда имеет в профессиях этого типа следующие особенности: это прежде всего речевые действия (говорение тоже не обходится без рече-двигательных навыков...). Далее, это выразительные движения (мимика, пантомимика) и, кстати говоря, выразительные свойства внешности и даже одежды. Особенности познавательной деятельности представителей профессии этого типа во многом определяются чудовищной сложностью и текучестью, нестандартностью предметов рассмотрения, воздействия, поиска, принципиальной нечеткостью границ, разделяющих социальные явления. Очень важным является умение слушать (не перебивая) и слышать, понимать стороннего человека, понимать именно его внутренний мир, а не мерить его своим аршином (не приписывать ему то, что нам самим бы пришло в голову в его положении). Профессионал рассматриваемого типа должен иметь немалый кругозор в области гуманитарного знания. Очень кстати оказывается здесь и жизненный опыт, и основанное на нем понимание внутреннего состояния тех людей, с которыми приходится иметь дело. Поскольку социальные ситуации изменчивы и неповторимы, работнику нужно отчетливо выделять наряду с более или менее «вечными» знаниями знания оперативные, относящиеся к конкретной обстановке «здесь и сейчас». Среди требований к качеству исполнительно-двигательных проявлений на первом месте требования не только к письменной, но и к устной речи — ее четкости, раздельности, удобному для слушателей темпу, связности и, конечно, ясности, понятности содержания высказываний, реплик. Самое главное в области познавательных процессов представителей рассматриваемого типа профессий, конечно, не острота зрения или слуха, а своеобразная душеведческая направленность ума, наблюдательность к проявлениям чувств, ума и характера человека, к его поведению, умение или способность мысленно представить, смоделировать именно его внутренний мир, а не приписать ему свой собственный или иной, знакомый по опыту или по газетам. И еще важен оптимистический проектировочный подход к человеку, основанный на уверенности, что человек всегда может стать все лучше и лучше. Технический стереотип приписывания качества, «сорта» раз и навсегда здесь обычно неуместен. Требуется и очень важна способность сопереживать другому человеку (сострадать и сорадоваться). Итак, соотнесите оговоренным в начале текста способом названные ниже профессии, специальности с охарактеризованным выше типом. 1. Агроном 5...4...3...2...1...0 2. Ветеринарный фельдшер 5...4...3...2...1...0 3. Воспитатель дошкольных учреждений 5...4...3...2...1...0 4. Делопроизводитель 5...4...3...2...1...0 5. Корректор типографии 5...4...3...2...1...0 6. Медицинская сестра 5...4...3...2...1...0 7. Менеджер по персоналу 5...4...3...2...1...0 8. Наладчик машин и технологического оборудования 5...4...3...2...1...0 9. Нотариус 5...4...3...2...1...0 10. Оптик 5...4...3...2...1...0 11. Педагог-тренер 5...4...3...2...1...0 12. Почтальон 5...4...3...2...1...0 13. Проводник пассажирского вагона дальнего следования 5...4...3...2...1...0 14. Продавец непродовольственных товаров 5...4...3...2...1...0 15. Психолог-консультант 5...4...3...2...1...0 16. Пчеловод 5...4...3...2...1...0 17. Следователь 5...4...3...2...1...0 18. Фрезеровщик 5...4...3...2...1...0 19. Художник-реставратор 5...4...3...2...1...0 20. Эвакуатор службы скорой помощи 5...4...3...2...1...0 21. Экскурсовод 5...4...3...2...1...0 22. Экономист 5...4...3...2...1...0 Обсуждение: аргументировать, обосновать и защитить свое мнение по специальности психолога-консультанта. Удовлетворенность работой Цель: анализ самомотивирования в работе. Ведущий обращается к участникам: «Представьте себе, что вы ищете работу. Вы хотите, чтобы новая работа удовлетворяла вас с точки зрения как внешних, так и внутренних мотивов. Перечислите по три условия, как первых, так и вторых, при выполнении которых вы будете удовлетворены своей работой». Внешние мотивы (например, хорошее начальство, хорошая зарплата и дополнительные льготы, хорошо поставленная охрана труда) Внутренние мотивы............................................... (например, гибкий график работы, ответственная работа, управление через постановку целей) Самопроверка 1. Какой из перечисленных ниже психологов, вероятнее всего, мог бы утверждать, что «целое больше, чем сумма его частей»? а) бихевиорист б)психоаналитик в) гештальт-психолог г) приверженец гуманистической психологии 2. Какое направление психологии, занимается только наблюдением и обсуждением поведения человека? а) бихевиоризм б) гештальт-психология в) психоаналитическое направление г) гуманистическое направление 3. Психолог сказал Алексею, что тому не следует винить себя в собственной агрессивности, так как им управляют бессознательные побуждения. Какого направления придерживается этот психолог? а) бихевиоризма б) гештальтпсихологии в) психоаналитического направления г) гуманистического направления 4. Чему уделил бы внимание гуманистический психолог? а) организации психики б) неосознаваемым побуждениям в) способам поощрения г) свободе выбора 5. К какому направлению принадлежат психологи, более всего интересующиеся тем, как именно человек перерабатывает информацию? а) бихевиоризму б) когнитивной психологии в)психоанализу г) гуманистической психологии 6. Кто из перечисленных ниже специалистов принимает и применяет на практике несколько направлений психологии? а) психоаналитик б)бихевиорист в) гештальтпсихолог г) приверженец эклектического подхода 7. На каком этапе образования большинство психологов избирают одну из специальностей? а) в средней школе б) на младших курсах университета в) на старших курсах университета г) никогда
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|