Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психодрама, ролевые игры и другие игровые методы.

Методы драматизации используются, с целью создания эмпа-тического контакта между членами семьи. Психодрама и ро­левая игра также помогает семьям осознать, что существуют другие типы отношений друг к другу, не похожие на те, к ко­торым они привыкли. Методика «Скульптура семьи» являет­ся невербальной терапевтической техникой. Она состоит в том, что каждый член семьи составляет из других членов жи­вую картину, символизирующую то, как он или она восприни­мает семью. Целью является выявление особенностей семей­ных взаимоотношений и переживаний, а также, осознание защитных механизмов, таких как проекции и рационализа­ция. Так, например, изображая «в скульптурной форме» си­туацию в семье матери, которая находится в угнетенном со­стоянии, ей может быть предложено лечь на полу, а остальным членам семьи расположиться сверху.

Приписывание признака, парадоксальное вмешатель­ство. Парадоксальное вмешательство является терапевтиче­ской техникой, использующей «двойной захват». Она заклю­чается в том, что терапевт дает клиенту или семье указание, по отношению к выполнению которого он ожидает сопротивле­ния. Позитивное изменение возникает в результате игнориро­вания семьей предписаний терапевта.

Техника «приписывание симптомов» вынуждает семью ак­тивизировать контроль своих проявлений. Признаки, таким образом, теряют независимость проявлений потому, что семья начала их контролировать. Похожий метод называется «по­вторение рецидива». Например, терапевт говорит клиенту: «Вы сейчас гораздо лучше контролируете свое пристрастие к алкоголю. Настолько лучше, что есть шансы того, что на сле­дующей неделе вы вернетесь к своим прежним привычкам».

Парадоксальное вмешательство не следует применять в кризисных ситуациях. Например, этот подход не даст ожидае­мого эффекта и даже будет вреден в случаях замыслов клиента по поводу убийства или суицида. Использование парадокса в психотерапии затрагивает много этических вопросов, кото­рые необходимо обсудить до начала терапии. Парадокс не сле­дует использовать как шоковую терапию. Несмотря на то, что эти методы могут вызвать шоковую реакцию у клиентов, это не является самоцелью парадокса.

Парадоксальные методы могут неправильно употреблять­ся, и их, и их использование должно быть оправдано не только интуитивно, но и аналитически. Выделяют три специфиче­ские области, связанные с этическими проблемами.

• Определение проблемы и целей (терапевт и клиент должны определить проблему, которая должна быть подвержена изме­нениям).

• Выбор метода, который не контролируется клиентом, вме­шательство не должно ограничиваться, но также и контроли­роваться или навязываться каким-либо образом.

• Осведомленное согласие, случай применения парадокса не­совместим со знанием клиента о том, какой эффект ожидается. В связи с тем, что осознание или знание клиента о том, что дейст­вительно будет происходить, приведет к сопротивлению или обес­цениванию.

Увеличение количества терапевтов. Существует ряд пре­имуществ в использовании котерапевтов или нескольких те­рапевтов при лечении семейных групп. К ним относятся:

• возрастание числа моделей ролевого взаимодействия;

• демонстрация благополучных взаимодействий между по­лами (часто важно при лечении сексуальных отклонений и про­блемных браков);

• присутствие другого терапевта обеспечивает большую ва-лидность и увеличение объективности при диагностике и пси­хокоррекции.

Недостатки этой техники связаны с необходимостью допол­нительных расходов денежных средств и времени, которые требуются котерапевтам, чтобы посоветоваться и разобрать конфликтные ситуации.

Воспитание и обучение членов семьи. Целенаправленное обучение в семейной терапии очень полезно. Например, воз­можно рассмотрение следующих вопросов: «Что может ожи­дать семья после двух лет совместной жизни?», «Какова нор­мальная модель сексуального реагирования для женщины? », «Каковы некоторые другие способы дисциплинирования ре­бенка?». Семейные терапевты могут также направленно обу­чать новым навыкам, таким как: использование техники «Я-высказываний», или, как добиться каких-то изменений в отношениях от супруга. Терапевт может также обучить мето­ду «достойного сражения».

«Мимисис». «Мимисис» - это метод структурной семейной терапии. Терапевт намеренно имитирует и изображает стиль взаимодействий в семье для того, чтобы «сплотить» семью и до­биться изменений внутри семейной системы. Это специфиче­ская техника сплочения, которая подразумевает некоторую ак­тивность терапевта, направленную на то, чтобы стать частью се­мейной системы и создать терапевтическую единицу. Приспо­собление терапевта к стилю и правилам семьи приводит к фор­мированию определенных отношений, и семья становится более восприимчивой к вмешательству со стороны терапевта.

Переименование или переструктурирование. Перена­именование является «вербальным пересмотром» события для того, чтобы понять и осознать причины дисфункциональ­ного поведения. Таким образом, это вызывает изменение отно­шений к поведению других членов семьи. Перенаименование или переструктурирование обычно вызывает более позитив­ный побочный эффект, чем прямое обозначение симптома.

Семейная гешталъттерапия. Тесно соприкасаясь с «сис­темным» подходом, семейная гештальттерапия является по­пыткой воздействовать на проблемы индивидов, рассматривая их в контексте семьи. В соответствии с принципами этой тера­пии акцент делается на настоящем, в противовес прошлому (только реальное время является настоящим). Особое значение придается принятию индивидом на себя ответственности за свое поведение. Таким образом оказывается противодействие сопро­тивлению семьи и стремлению обвинять других. Техники могут включать ролевое проигрывание и создание скульптур, В целом, техники - активные, терапевт выполняет директивную роль. Один семейный гештальттерапевт Уолтер Кэмплер сказал: «Се­мейная терапия требует очень активного участия со стороны психотерапевта, если он хочет «выжить»1.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...