Главная | Обратная связь
МегаЛекции

УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ





Историческая справка. Консультирование в управлении становится возможным, когда процесс общения и структурации управленческого опыта достигает относительно развитой стадии (вторая половина XIX в.).

Консультирование, которое возникло на основе движе­ния научного управления, концентрировалось в основном на вопросах производительности и эффективности работы фабрик, рациональной организации труда, изучения трудо­вых движений и затрат времени, устранения отходов и сни­жения издержек производства. Формировалось представле­ние о консультанте как человеке, способном находить новые возможности для сбережения ресурсов и повышения произ­водительности труда даже в тех случаях, когда другие не ви­дели выхода.

Одна из первых консультантских фирм современного типа была основана в Чикаго в 1914 г. Эдвином Вузом под назва­нием «Служба деловых исследований». В 20-е годы Э. Майо, проводивший готорнский эксперимент, дал импульс исследо­ваниям по консультированию в области межличностных взаимоотношений между членами коллектива. Начало важ­ной консультативной работе по управлению людскими ресур­сами, изучению их мотивации положила Мэри Паркер Фол-лет.

Интерес к более эффективному сбыту и маркетингу был пробужден такими людьми как англичанин Гарольд Уайтхед, автор книги «Принцип торговли». В 20-е годы был основан ряд консультантских фирм.

Быстро стало развиваться консультирование по вопросам финансов, включая финансирование предприятий и финансо­вый контроль над операциями. В XIX в. - начале XX в. объем и области консультирования оставались ограниченными, об­служивая в основном запросы правительства и армии.

Расцвет управленческого консультирования начинается во второй половине XX в., он связан со значительными качест­венными происшедшими изменениями, такими как:

• многообразие услуг;

• учет достижений НТР;

• агрессивная стратегия стимулирования деловой активно­сти;

• создание «большой восьмерки»;



• интернационализация консультативных услуг;

• развитие внутреннего консультирования;

• прогресс в методологии консультирования;

• повышение компетентности клиентов в использовании кон­сультантов.

Диапазон оказываемых услуг так же расширился и к на­стоящему времени включает в себя:

• области и функции управления (общее руководство, управ­ление финансами, организация и управление производством, управление маркетингом и сбытом, управление кадрами и тру­довыми ресурсами и их подготовка);

• эффективный подход к организационным изменениям;

• отраслевой уклон;

• новые типы услуг (подготовка кадров, компьютеризация, психологическое тестирование, реклама, упаковка, опрос об­щественного мнения, для коньюктурных исследований, отрас­левые исследования экономики и рынка, рекомендации по инвестиционным возможностям, статистические программы, па­тенты и.лицензии и др.).

Что такое управленческое консультирование сегодня? Раз­личают два подхода к определению управленческого консуль­тирования.

1 подход (Фриц Стееле): Под процессом консультирования понимается любая форма оказания помощи в отношении со­держания, процесса или структуры задачи или серии задач, при которых сам консультант не отвечает за выполнение зада­чи, но помогает тем, кто ответственен за это.

2 подход (Лэрри Грейнер и Роберт Метцгер): Управленче­ское консультирование - это консультативная служба, рабо­тающая по контракту и оказывающая услуги организациям с помощью специально обученных и квалифицированных лиц, которые помогают организации-заказчику выявить управ­ленческие проблемы, проанализировать их, дают рекоменда­ции по решению этих проблем и содействуют, при необходи­мости, выполнению решений.

Управленческое консультирование в нынешних условиях по­нимается и функционирует либо как профессиональная служба, либо как метод, обеспечивающий практическую помощь.

Профессиональные консультанты должны обладать навы­ками, необходимыми для:

• решения проблем и обмена опытом;

• выявления проблем организаций;

• нахождения нужной информации;

• анализа проблем и синтеза фактов;

• разработки предложений по совершенствованию работы;

• общения с людьми;

• планирования изменений;

• преодоления сопротивления изменениям;

• помощи клиентам в накоплении опыта;

• передачи методов управления из одной страны в другую. Мастерство и искусство управленческого консультанта

сводится к тому, чтобы правильным образом дать правиль­ный совет нужному лицу и в нужное время. Клиенту следует научиться принимать и использовать совет консультанта по Управлению.

Услуги консультантов являются востребованными, т. к. це­нятся:

• их особые знания и навыки;

• интенсивная профессиональная помощь на временной ос­нове;

• беспристрастный взгляд со стороны;

• обоснование решений, принятых руководством;

• обучение посредством консультирования;

• доходы не должны превышать расходы.

Процесс управленческого консультирования. Процесс кон­сультирования представляет собой совместную деятельность консультанта и клиента с целью решения определенных задач и осуществления желаемых изменений в организации-заказчике (клиенте).

Наиболее распространенной является пятифазная модель управленческого консультирования, в которой выделяют эта­пы подготовки, диагноза, планирования действий, внедрения и завершения. Эту модель иногда называют моделью измене­ний. На каждом этапе консультант должен решить определен­ные задачи и осуществить соответствующие действия. Рас­смотрим это подробнее.

1. Подготовка • Первый контакт с клиентом • Предварительный диагноз проблемы • Планирование задания • Предложение клиенту относительно задания • Контракт на консультирование
2. Диагноз • Обнаружение фактов • Анализ и синтез фактов • Детальное изучение проблемы
3. Планирование дейст­вий • Выработка решений • Оценка альтернативных вариантов • Предложения клиенту • Планирование осуществления решений
4. Внедрение • Помощь в осуществлении • Корректировка предложений • Обучение
5. Завершение • Оценка • Конечный отчет • Расчет по обязательствам • Планы на будущее • Уход консультанта

Актуальной и быстро развивающейся сферой для отечест­венной практической психологии явилась область управлен­ческого консультирования - консультирование в организаци­ях. Возникший в 70-е годы данный вид психологической помощи включает в себя широкое поле деятельности для пси­холога-консультанта: помощь в принятии управленческих ре­шений, вопросы кадрового подбора и организации производ­ства, отслеживание и разрешение конфликтов, различные виды и формы работы с персоналом и т.д. Понятие «управлен­ческое консультирование» нередко выходит за рамки тради­ционного понятия консультирования в связи со спецификой целей и задач, которые должны быть достигнуты в результате его использования. К ряду консультантов «управленцев» час­то относят психологов-консультантов в области рекламы, про­паганды, торговли и пр. Как правило, профессиональные обя­занности этих специалистов достаточно далеки от практики оказания психологической помощи. Более того, прикладная психология часто в их руках выступает в качестве инструмен­та манипулирования человеком.


СЕМЕЙНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

В настоящее время семейное консультирование является широко востребованным видом психологической помощи сре­ди населения России.

Семейные консультанты работают в психологических цен­трах, в консультациях, ЗАГСах, действующих в системе ми­нистерства социальной защиты и комитетов по охране семьи и детства, а также в других учреждениях.

Использование потребности в помощи. Консультатив­ная модель психологической помощи предполагает работу с семьями и членами семей, которые не только объективно, но и субъективно испытывают трудности в семейном обще­нии и семейном воспитании, т.е. мотивированы на приня­тие психологической помощи и добровольно обратились в Консультацию. Это положение основано на том, полученном в опыте факте, что психологические методы воздействия эф­фективны только для семей, добровольно обращающихся к исихологу.

На всем протяжении своей жизни семья может столкнуться и неизбежно сталкивается с разнообразными проблемами и кризисами.

Эти проблемы и кризисы имеют различную природу и про­исхождение.

Часть из них связана с прохождением семьи через различ­ные стадии жизненного цикла, с теми обычными, естествен­ными событиями, которые происходят в семьях и которые от­деляют одну стадию жизненного цикла от другой. Любое «естественное» событие в жизни семьи (вступление в брак, ро­ждение ребенка, поступление ребенка в школу, чья-то смерть или болезнь и т.д.) и его последствия с неизбежностью порож­дают в семьях те или иные проблемные ситуации, кризисы, требуют от семьи принятия соответствующих решений, моби­лизации для этого необходимых ресурсов. Их принято назы­вать «нормативными стрессами»1.

Другие проблемы и кризисы, с которыми приходится стал­киваться семье, порождаются такими событиями как прежде­временная смерть, развод, потеря работы, арест, стихийное бедствие, инфляция, безработица, война.

Кризисные события и ситуации могут совершенно по-раз­ному восприниматься и переживаться семьями, находящими­ся на разных стадиях жизненного цикла. Они имеют критиче­ское значение для развития семьи, т.к. ведут или к конструк­тивному разрешению кризиса и развитию, или к семейной дезадаптации и последующему разрушению семьи. Исход за­висит от характера восприятия текущих кризисных ситуаций и возможностей их разрешения семьей.

Семья может иметь выявленную и сформировавшуюся по­требность в обращении к внешней поддержке для разреше­ния как нормативных, так и ненормативных кризисов, но эта потребность может быть и не выявлена и даже не сформи­рована.

В основном за психологической помощью обращаются раз­водящиеся семьи, семьи с одним родителем, семьи с отчимом или мачехой, семьи с приемными родителями, семьи, имею­щие детей-инвалидов, семьи, в которых кто-то из их членов находится в заключении или в психиатрической больнице,

семьи, имеющие маленьких детей4 семьи, в которых имеет место насилие по отношению к детям или другим членам, се­мьи с детьми-подростками, имеющими склонность к само­убийству.

В последнее время семейные психологи-консультанты наряду с указанными выше упоминают также семьи с гипе­рактивными детьми, семьи с проблемными брачными отно­шениями, семьи, пережившие утрату, семьи алкоголиков, безработных и т.д., а также семьи с сочетанием нескольких проблем.

В ситуациях стресса нуждаются в помощи молодые семьи, в том числе семьи накануне и сразу после рождения первого ребенка, бикарьерные семьи, бедные семьи, семьи, в которых умер маленький ребенок, и т.д.

Многие семьи не в состоянии самостоятельно справиться с проблемами и кризисами, не способны изменить себя ради со­хранения своей целостности.

С точки зрения способности семьи решить возникающие перед ней нормативные и ненормативные кризисы, все семьи могут быть разделены на три группы:

- зрелые семьи, в которых система взаимодействий достаточ­но гибка, члены которых свободны в проявлении своих чувств и желаний, в которых все возникающие проблемы открыто обсу­ждаются в семье, что дает возможность находить новые образцы отношений, адекватно изменять семейную структуру;

- псевдоблагополучные семьи, в которых основная масса усилий направлена на поддержание согласия и единства перед внешним миром и в которых поэтому исключены любые инди­видуальные разногласия, а целостность достигается до поры до времени как подчинение воли и желаний всех воле и жела­ниям одного;

- проблемные семьи, взаимодействия в которых хаотичны и основаны на беспрерывных спорах и конфликтах, ведущих к кризису, и в которых прошлый опыт ничему не учит и не служит ориентиром для поведения в будущем.

Очевидно, что объектами психологической помощи могут быть семьи, относящиеся к любому из этих трех типов. Одна­ко, во-первых, степень нуждаемости их в помощи различна, как различно и конкретное содержание ее. Зрелые семьи мо­гут нуждаться в поддержке, скорее, в ситуациях ненорматив-

ного стресса, при возникновении опасных, но естественных ситуаций (несчастный случай, серьезное заболевание, физи­ческий или умственный дефект, безвременная смерть, несча­стье, вызванное внешними факторами).

Псевдоблагополучные семьи, может быть, в большей степе­ни нуждаются в психологической помощи, однако из-за их «закрытости» для внешнего мира обращение к ней возможно лишь в случае событий, как бы «взрывающих » границы семьи и становящихся известными. Таковыми могут быть психиче­ские заболевания, случаи открывающегося насилия над чле­нами семьи, суицида и т.д.

Проблемные семьи, имеющие хаотическую структуру внут­реннего и внешнего взаимодействия, низкоорганизованные, конфликтные в наименьшей степени обладают собственным потенциалом разрешения кризисных ситуаций. Поэтому они в наибольшей степени нуждаются в психологической под­держке и помощи.

Семейное консультирование целесообразно, когда:

• семейная проблема является проблемой взаимоотноше­ний, такой как супружеский конфликт, сильное соперниче­ство между сводными детьми, конфликт между поколения­ми;

• рассматриваемая проблема имеется у одного члена семьи, а на остальных его симптоматика оказывает сильное воздействие; например: алкоголизм, наркомания, правонарушения подрост­ка, психоз;

• семейное консультирование может быть показано, когда консультант интенсивно работал с проблемой, имеющейся у од­ного из членов семьи, а успех был незначительным. В этой си­туации семейный психолог должен принимать во внимание го-меостатическую функцию, в которой симптомы одного клиента служат опознавательными знаками патологии всей семейной системы. Например: длительная депрессия у женщины средних лет может рассматриваться ею как единственный способ управ­ления мужем и детьми;

• наконец, это огромное количество семей, которые хотят больше узнать о себе, изменяться и совершенствоваться. Такие семьи часто обращаются к нам сами.

Семейное консультирование может быть противопоказано, когда:

• члены семьи пытаются решить свои проблемы своими си­лами и не желают вмешивать посторонних;

• неблагополучие семьи кроется не столько в межличност­ных отношениях или психологических особенностях членов семьи, сколько в конфликтных отношениях семьи с общест­вом, одно только психологическое воздействие малоэффек­тивно;

• семья характеризуется антиобщественной направленно­стью (пьянством, аморальным образом жизни, жестоким обра­щением с детьми), она должна быть объектом всей системы вос­питательных воздействий общества;

• наиболее значимые члены семьи отсутствуют или не жела­ют принимать участие (госпитализированы, в тюрьме и т.д.);

• один член семьи имеет такую сильную патологию, из-за которой сеансы не могут состояться;

• структура семьи или супружеская коалиция являются на­столько хрупкой, что непосредственное вмешательство было бы слишком для нее угрожающим. В этом случае, возможно, лучше встретиться с каждым из супругов отдельно.

Кроме адресной помощи отдельным членам семьи, необхо­димо упомянуть вопросы оказания психологической помощи и поддержки детям.

Психологи, используя правовую силу Конвенции о правах ребенка, могут и обязаны следить за отношением к защите достоинства детей в семье и обществе.1

Тщательное изучение Конвенции показывает, что она от­ражает появление во всем мире поразительного согласия в том, что ребенок - действительно личность, что он тем более имеет право на уважение и защиту. Конвенция объединяет разноплановые взгляды на права детей, сосредотачивая вни­мание на уважении достоинства детей - слове, которое в раз­ных контекстах встречается в Конвенции семь раз. Уважение достоинства требует, чтобы со всеми детьми в государстве об­ращались одинаково. Различия в обращении могут быть свя­заны только с индивидуальными особенностями детей. Пра­вовая недостаточность не должна определяться поступками

Мельтон Гэри Б.Социализация в мировом сообществе. Уважение досто­инства детей. // Детство идеальное и настоящее: сборник работ совре­менных западных ученых: Пер. с англ. Новосибирск, 1994. С.57-68.

родителей (что происходило при дискриминации «незакон­ных» детей в прошлом) или социальным положением.

Предоставление ребенку свободы с самого раннего возраста имеет большое значение для его развития, способствуя актив­ному участию в обучении и лечении и развитию самоконтро­ля. Известно, что уже в младшем школьном возрасте дети до­рожат свободой и личной жизнью. И напротив, сильное огра­ничение свободы, и вторжение в личную жизнь, вызывает у ребенка чувство неудовлетворенности и неуверенности в себе. Наиболее травмирующие события для детей - это нападки на их личностную и физическую целостность (например, при те­лесных наказаниях) или психологическую (например, при об­винении во лжи).

Конвенция запрещает неправомерное вмешательство в лич­ную жизнь детей (Статья 16), например, при чрезмерно подав­ляющей или раскрывающей психотерапии.

Конвенция признает родителей «в первую очередь ответст­венными за воспитание и развитие ребенка» (Статья 18, § 1).

Серьезное отношение к детям в семье, вероятно, приведет к улучшению их благосостояния и социализации. Только тогда они смогут развить такие навыки и усвоить те ценности, кото­рые позволят им стать полезными гражданами, заботящимися как о своем родном обществе, так и о мировом сообществе. Об этом должен постоянно помнить психолог-консультант, работая с семьей.

Профессиональный характер помощи. Помощь, оказы­ваемая психологом, строится на базе профессиональной под­готовки в области индивидуального и семейного консультиро­вания, индивидуальной или групповой психотерапии, а так­же в области психологии развития, психологии личности, социальной и медицинской психологии и других специаль­ных дисциплин. Это положение подчеркивает то обстоятель­ство, что, находясь в сложной жизненной, и в частности се­мейной ситуации, человек может получить полезный совет от родных, друзей, знакомых. Никакая служба не может отме­нить ценности участия близких, друзей и заинтересованной помощи общественных организаций. Однако было бы нецеле­сообразным и расточительным организовывать Службу, кото­рая ограничивалась бы советами, основанными на здравом смысле и благожелательном отношении. Здравый смысл и

доброжелательность, конечно же, важные и необходимые ка­чества практического психолога, однако свои действия в тех или иных ситуациях он основывает на профессиональных зна­ниях и опыте.

Недостаточный профессионализм в практике консультиро­вания приводит к тому, что консультант оказывается не столько союзником, сколько соучастником своего клиента. Он вступает с ним в коалицию, направленную против другого члена семьи, который на самом деле не меньше нуждается в помощи и поддержке, либо становится «эмоциональным до­нором», который профессиональную деятельность подменяет растратой чувств и эмоций, нередко в ущерб собственной лич­ной жизни и семейным отношениям.

Модель профессиональной консультативной психологиче­ской помощи1 предполагает: 1) установление контакта с кли­ентом, который здоров с медицинской точки зрения, но испы­тывает то или иное неблагополучие в семейной жизни, нужда­ется в помощи и просит о ней; 2) проведение психологической диагностики, направленной на выявление причин неблагопо­лучия и определение возможных форм помощи; 3) собственно консультативную работу, коррекционные или психотерапев­тические мероприятия, направленные на снятие имеющегося неблагополучия путем активации собственных психологиче­ских ресурсов клиента или семьи в целом.

Индивидуальный подход. Акцент в работе психолога-кон­сультанта делается на устранении или профилактике тех ин­дивидуально- или социально-психологических причин, кото­рые, по-разному проявляясь в разных семьях, приводят к распаду семьи, глубоким семейным дисгармониям, алкого­лизму, невротическим заболеваниям, снижению качества се­мейного воспитания и нарушениям в поведении и развитии детей. Хотя за всеми этими явлениями могут стоять общие проблемы социально-демографической, экономической или социологической природы, психолог-консультант исходит из Допущения, что они по-разному трансформируются у разных людей, в разных семьях и опосредуются личностными особен-

Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологи­ческого консультирования / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М., 1989. С.8-16.

ностями членов семьи, их психологическими ресурсами. Бла­годаря этому опосредующему влиянию психологических структур и процессов одни и те же факторы в одних семьях приводят к дисгармониям и неблагополучию, а в других - нет. Поэтому объектом анализа и воздействия в рамках консульта­тивной психологической помощи всегда является конкретная семья (или личность) с присущими только ей особенностями развития, реагирования на жизненные ситуации, способами решения конфликтов, планами и т.д.

Цель консультативной работы - стремиться к выявле­нию индивидуальных причин семейных дисгармоний и содей­ствовать устранению этих причин в конкретных случаях.

Опыт показывает, что, за одними и теми же по своему содер­жанию жалобами родителей могут лежать самые разные причи­ны: особенности темперамента ребенка, не учитываемые родите­лями, соматические или психические заболевания, неудачно сложившийся опыт общения в коллективе, психическая трав­ма, особенности воспитательного стиля или личности самих ро­дителей, специфика семейной ситуации, характер общения и различные трудности в контактах родителей-супругов, в том числе и сексуальные проблемы. Это означает, что специалисты Службы семьи должны уметь определить природу тех или иных нарушений и оказать адекватную помощь.

Процесс принятия решений о ходе консультирования мо­жет быть представлен в виде следующей схемы.

1. Диагностика (сбор информации о проблеме клиента).

2. Поиск причины, которая могла «запустить» проблему (например: потеря, неудача, чувство вины и т. д.).

3. Цели консультирования.

4. Стратегия консультации (техники).

5. Оценка эффективности консультирования и разбор всех предшествующих этапов процесса.

Семейное консультирование - это одна из разновидностей семейной психотерапии, которая имеет свои отличительные признаки и границы терапевтического вмешательства. Се-

мейное консультирование развивалось параллельно с семей­ной терапией, взаимно обогащая друг друга. Основной целью, стоящей* перед семейным консультированием, является изу­чение проблемы члена или членов семьи для изменения взаи­модействия в ней и обеспечения возможностей личностного роста.

Чем отличаются семейное консультирование и семейная терапия? Во-первых, семейное консультирование не прини­мает концепцию болезни. Во-вторых, в нем поставлен акцент на анализе ситуации и аспектов ролевого взаимодействия в се­мье. В-третьих, оно призвано помочь в поисках личностного ресурса субъектов консультирования и обсуждении способов разрешения ситуации. В-четвертых, парадигмальное самооп­ределение в рамках семейного консультирования носит кон­вергентный характер.

Для сравнения перечислим основные школы и направле­ния в семейной психотерапии. К ним относятся школа Пало Алто, семейная психоаналитическая терапия, системная се­мейная психотерапия, позитивная семейная психотерапия, стратегическая семейная психотерапия, семейная поведенче­ская психотерапия, семейная коммуникативная терапия, се­мейная психотерапия основанная на опыте, супружеская пси­хотерапия и семейное консультирование. В числе ведущих теоретических концепций семейного консультирования при­водятся когнитивно-поведенческая терапия, рационально-эмоциональная терапия и другие.

Этим обусловлено то разнообразие приемов и методов, ко­торые имеются в его арсенале.

Основные принципы и прави­ла семейного консультирования можно свести к следующим пунктам.

1. Установление контакта и присоединение консультанта к клиентам. Достигается с помощью соблюдения оптималь­ной дистанции, способствующей конструктивному общению, а также приемов синхронизации мимики и дыхания кон­сультанта и консультируемого, использования консультан­том речевых форм, отражающих доминирующую репрезента­тивную систему того, кто сообщает о своей семейной пробле­ме.

2. Сбор информации о проблеме клиента с использованием приемов мета-моделирования (НЛП) и терапевтических метафор.

Чтобы достичь этой цели, консультант может задавать уточняю­щие вопросы типа: «Какого результата Вы хотите достигнуть?», «Чего Вы хотите?», «Попробуйте сказать об этом без отрицатель­ной частицы «нет», то есть словами, описывающими положи­тельный результат».

3. Обсуждение психотерапевтического контракта, что яв­ляется одной из важнейших задач семейного консультирова­ния. На этом этапе происходит обсуждение того, как будет распределяться ответственность между клиентом и его кон­сультантом. Например, консультант отвечает за условия безо­пасности семейного консультирования, за технологии досту­па к разрешению проблемы клиента. В свою очередь, клиент становится ответственным за собственную активность, ис­кренность в желании изменить свое ролевое поведение и так далее. После успешного прохождения этой фазы участники договариваются о продолжительности работы (например, 3-6 часов), длительности проведения одного сеанса и периодично­сти терапевтических встреч (например, сначала 1 раз в неде­лю, впоследствии уже реже - 1 раз в 2-3 недели). Наконец, об­суждаются условия оплаты, а также санкции за нарушение сторонами условий контракта.

4. Далее происходит уточнение проблемы клиента, также оп­ределяются ресурсы семьи в целом и каждого ее члена в отдельно­сти. Этому способствуют вопросы: «Как вы раньше справлялись с трудностями? Что вам в этом помогало?», «В каких ситуациях вы были сильными? Как вы использовали свою силу? ».

5. Проведение собственно консультации. Здесь необходи­мо укрепить веру клиентов в успешность и безопасность про­цедуры консультирования: «Ваше желание осуществить из­менения, ваш прежний опыт, активность и искренность в со­четании с желанием консультанта сотрудничать с вами, его профессиональные качества и опыт работы будут надежной гарантией успешности работы». С участниками консультиро­вания обсуждают положительные и отрицательные стороны сложившихся стереотипов поведения, например, с помощью таких вопросов: «Что, по вашему мнению, является самым негативным в сложившейся ситуации? А что самое хорошее в этих обстоятельствах?» Осуществляется совместный поиск новых способов поведения. Консультант предлагает следую­щие вопросы: «Чего вы еще не делали, чтобы разрешить про-

блему? Как вели себя значимые для вас люди, если оказыва­лись в сходной ситуации? Смогли бы вы так поступить?» или «Что поможет вам совершить такой же поступок?» Консуль­тант может использовать приемы визуализации: клиенты, находясь в трансе, создают образ новой ситуации, фиксируя при этом возникающие кинестетические ощущения.

6. «Экологическая проверка». Консультант предлагает чле­нам семьи представить себя в сходной ситуации через 5-10 лет и исследовать свое состояние.

7. Приближаясь к завершению семейного консультирова­ния, консультант прилагает усилия по переносу в реальную жизнь и сохранению устойчивости результатов. Это связано с тем, что клиенты иногда нуждаются в действиях, помогаю­щих им обрести уверенность при освоении новых способов по­ведения. Они могут получить от консультанта какое-нибудь домашнее задание и приглашение прийти на повторную кон­сультацию спустя некоторое время для обсуждения реализа­ции полученных результатов.

8. Отсоединение. Такая процедура оказывается нужной в ряде случаев. Например, в литературе описывается, как это делал Джей Хэйли с помощью «парадоксального задания», точное выполнение которого приводит к противоположному результату. Молодым супругам, с которыми проводилась консультация по поводу выражения своих чувств, было пред­ложено ссориться по часу в день «для проверки своего эмо­ционального реагирования». Хэйли учитывал, таким обра­зом, человеческую природу, зная, что никто не будет созна­тельно вредить себе1. Супруги попробовали выполнять задание и бросили его, у них укрепилось желание ценить ДРУГ друга, и они приняли решение отказаться от услуг «по­глупевшего консультанта», таким образом, совершилось «от­соединение».

Использование методов психологического воздействия. В си­туации оказания психологической помощи консультант опирает­ся, прежде всего, на 1) личностные ресурсы своего клиента и на свои личностные ресурсы и 2) на закономерности и психотерапев­тический потенциал общения как в диаде консультант - клиент,

Хейли Дж. Необычайная психотерапия (психотерапевтические техни­ки Милтона Эриксона). Часть 2. Нью-Йорк, Лондон, 1986. С. 64-87.

так и в группе, в том числе в семье. Психолог-консультант апел­лирует к разуму, эмоциям, чувствам, потребностям и мотивам клиента, так же как к его способности общаться с людьми, при этом используя различные техники, приводящие в движение эти ресурсы клиента.

Диагностика, Иногда в консультировании применяются специфические методы психологического тестирования. Тем не менее, большая часть семейных консультантов оценивает функционирование семьи, не прибегая к стандартной форме и тестированию, а лишь отталкиваясь от клинического интер­вью. В первом интервью терапевт выявляет модели взаимо­действий внутри семьи, союзы и коалиции. Так как болезнен­ная симптоматика, как правило, служит определенным це­лям семьи, консультант, прежде всего, старается понять эти цели. Среди вопросов, которые интересуют психолога-кон­сультанта, часто задаются и такие как: « На какой стадии жиз­ненного развития находится семья? », «Какие стрессы вероят­нее всего оказали воздействие на семью?», «Какие задачи по развитию семьи следует решить?».

Стандартная психологическая диагностика семьи как сис­темы является слишком сложной. Прежде всего, это связано с тем, что психологический инструментарий, использую­щийся обычно для диагностики и оценки ориентирован ско­рее на индивидуальные особенности человека, чем на систе­му семьи. Как следует из положений теории систем, простое суммирование наборов индивидуальных показателей не дает представления о семье как едином целом. Кроме того, весь инструментарий был традиционно ориентирован на измене­ние патологии, что требует от психолога определенных уси­лий, чтобы избежать приклеивания ярлыков патологическо­го характера.

Для диагностики взаимоотношений полезны некоторые пси­хологические тесты:

• Анализ темперамента Тэйлора-Джонсона.

• Шкала изменения межличностных отношений.

• 16-Факторный опросник Кеттела также может быть взят на вооружение для выявления совместимости во взаимоотно­шениях.

Имеются также некоторые дополнительные диагностиче­ские техники.

Структурированное семейное интервью. Многие психоло­ги проводят структурированное интервью для того, чтобы оценивать взаимоотношения в семье последовательно и на­дежно. В частности «Структурированное семейное интер­вью» весьма продуктивно, так как позволяет собрать важную информацию в течение одного часа. Используя эту технику, консультант имеет возможность наблюдать и оценивать че­ловека, диаду и взаимоотношения целой семьи. В ходе струк­турированного семейного интервью семье предлагается вы­полнить пять заданий. Психолог просит семью что-нибудь вместе спланировать. Это может быть, например, совместное путешествие. Консультант наблюдает за тем, как семья вы­полняет это задание.

Наблюдение осуществляется с целью определения харак­тера взаимодействия в семье, способа решения проблем, по­ведения в конфликтных ситуациях и многого другого. Кроме того, в ходе такого интервью родителям может быть предло­жено прийти к единой точке зрения в трактовке какой-либо пословицы или выражения, чтобы объяснить ее значение своим детям. Ценная информация извлекается, скорее, из наблюдения за тем, насколько родители допускают разногла­сия, и за тем, каким образом они вовлекают детей в толкова­ние пословицы, при этом совершенно не важно как трактует­ся пословица.

Структурированное семейное интервью позволяет провес­ти сравнение семей и облегчает научные исследования благо­даря тому, что методика стандартизована и оценочная систе­ма относительно объективна.

Семейный опросник жизненных событий. Одной из мето­дик, которая используется для исследования особенностей се­мьи, является «Семейный опросник жизненных событий». Данный опросник обладает рядом достоинств, такими как: экс­пресс диагностика, детальный анализ, сравнительный анализ разных членов одной и той же семьи, выявление стрессовых (неожиданных) событий, которые заставили семью прибегнуть

к терапии.

Генограмма. Генограмма (или «дерево семьи») является од­ной из наиболее известных методик экспертизы семьи. Она была разработана Мюррейем Боуэном и используется многими его учениками. Генограмма является структурной диаграммой

системы взаимоотношений в семье за несколько поколений. Ис­пользование генограммы олицетворяет собой объективность, тщательность и точность, которые согласуются с общим подхо­дом Боуэна. Во многих случаях генограмма может рассматри­ваться для терапевта как «карта-путь* по эмоциональным про­цессам семьи.

В основном, генограмма позволяет понять, почему и как отделенные члены семьи были вовлечены в эмоциональные проблемы и почему и как другие были менее вовлечены. И как показывает практика семейной терапии, наиболее важные вопросы направлены на прояснение взаимоотноше­ний внутри и между поколениями, а также на разрядку по­давляемых эмоций.

Психотехнический инструментарий. Специальные терапев­тические техники.

Видео- и аудиозапись. Использование в семейной консуль­тации видеозаписи может дать ряд преимуществ.

• Просмотр видеозаписи во время сессии часто помогает чле­нам семьи по-новому взглянуть на жизнь семьи. Видеозапись дает уникальную возможность собрать в ходе консультирования объективные данные о поведении и проверить его адекватность. Таким образом, она может помочь установить оптимальную пси­хологическую дистанцию и улучшить понимание себя и моде­лей общения, которые имеются в семье. Корректирующее воз­действие видеозаписи состоит также в том, что клиенты имеют возможность сразу же увидеть свое поведение с телеэкрана. Не­которые психологи советуют каждому члену семьи требовать не­медленного обращения к видеозаписи во время сессии, чтобы вновь увидеть и проанализировать то, что произошло. Важно то, что участникам сложно отрицать какие-либо собственные про­явления (слова, действия) перед лицом очевидных фактов, за­фиксированных на видеопленке. Многие консультанты далее показывают фрагменты видеозаписи предыдущих сессий для того, чтобы помочь скорректировать текущую сессию.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2019 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.