Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Управленческое консультирование

Историческая справка. Консультирование в управлении становится возможным, когда процесс общения и структурации управленческого опыта достигает относительно развитой стадии (вторая половина XIX в.).

Консультирование, которое возникло на основе движе­ния научного управления, концентрировалось в основном на вопросах производительности и эффективности работы фабрик, рациональной организации труда, изучения трудо­вых движений и затрат времени, устранения отходов и сни­жения издержек производства. Формировалось представле­ние о консультанте как человеке, способном находить новые возможности для сбережения ресурсов и повышения произ­водительности труда даже в тех случаях, когда другие не ви­дели выхода.

Одна из первых консультантских фирм современного типа была основана в Чикаго в 1914 г. Эдвином Вузом под назва­нием «Служба деловых исследований». В 20-е годы Э. Майо, проводивший готорнский эксперимент, дал импульс исследо­ваниям по консультированию в области межличностных взаимоотношений между членами коллектива. Начало важ­ной консультативной работе по управлению людскими ресур­сами, изучению их мотивации положила Мэри Паркер Фол-лет.

Интерес к более эффективному сбыту и маркетингу был пробужден такими людьми как англичанин Гарольд Уайтхед, автор книги «Принцип торговли». В 20-е годы был основан ряд консультантских фирм.

Быстро стало развиваться консультирование по вопросам финансов, включая финансирование предприятий и финансо­вый контроль над операциями. В XIX в. - начале XX в. объем и области консультирования оставались ограниченными, об­служивая в основном запросы правительства и армии.

Расцвет управленческого консультирования начинается во второй половине XX в., он связан со значительными качест­венными происшедшими изменениями, такими как:

• многообразие услуг;

• учет достижений НТР;

• агрессивная стратегия стимулирования деловой активно­сти;

• создание «большой восьмерки»;

• интернационализация консультативных услуг;

• развитие внутреннего консультирования;

• прогресс в методологии консультирования;

• повышение компетентности клиентов в использовании кон­сультантов.

Диапазон оказываемых услуг так же расширился и к на­стоящему времени включает в себя:

• области и функции управления (общее руководство, управ­ление финансами, организация и управление производством, управление маркетингом и сбытом, управление кадрами и тру­довыми ресурсами и их подготовка);

• эффективный подход к организационным изменениям;

• отраслевой уклон;

• новые типы услуг (подготовка кадров, компьютеризация, психологическое тестирование, реклама, упаковка, опрос об­щественного мнения, для коньюктурных исследований, отрас­левые исследования экономики и рынка, рекомендации по инвестиционным возможностям, статистические программы, па­тенты и.лицензии и др.).

Что такое управленческое консультирование сегодня? Раз­личают два подхода к определению управленческого консуль­тирования.

1 подход (Фриц Стееле): Под процессом консультирования понимается любая форма оказания помощи в отношении со­держания, процесса или структуры задачи или серии задач, при которых сам консультант не отвечает за выполнение зада­чи, но помогает тем, кто ответственен за это.

2 подход (Лэрри Грейнер и Роберт Метцгер): Управленче­ское консультирование - это консультативная служба, рабо­тающая по контракту и оказывающая услуги организациям с помощью специально обученных и квалифицированных лиц, которые помогают организации-заказчику выявить управ­ленческие проблемы, проанализировать их, дают рекоменда­ции по решению этих проблем и содействуют, при необходи­мости, выполнению решений.

Управленческое консультирование в нынешних условиях по­нимается и функционирует либо как профессиональная служба, либо как метод, обеспечивающий практическую помощь.

Профессиональные консультанты должны обладать навы­ками, необходимыми для:

• решения проблем и обмена опытом;

• выявления проблем организаций;

• нахождения нужной информации;

• анализа проблем и синтеза фактов;

• разработки предложений по совершенствованию работы;

• общения с людьми;

• планирования изменений;

• преодоления сопротивления изменениям;

• помощи клиентам в накоплении опыта;

• передачи методов управления из одной страны в другую. Мастерство и искусство управленческого консультанта

сводится к тому, чтобы правильным образом дать правиль­ный совет нужному лицу и в нужное время. Клиенту следует научиться принимать и использовать совет консультанта по Управлению.

Услуги консультантов являются востребованными, т. к. це­нятся:

• их особые знания и навыки;

• интенсивная профессиональная помощь на временной ос­нове;

• беспристрастный взгляд со стороны;

• обоснование решений, принятых руководством;

• обучение посредством консультирования;

• доходы не должны превышать расходы.

Процесс управленческого консультирования. Процесс кон­сультирования представляет собой совместную деятельность консультанта и клиента с целью решения определенных задач и осуществления желаемых изменений в организации-заказчике (клиенте).

Наиболее распространенной является пятифазная модель управленческого консультирования, в которой выделяют эта­пы подготовки, диагноза, планирования действий, внедрения и завершения. Эту модель иногда называют моделью измене­ний. На каждом этапе консультант должен решить определен­ные задачи и осуществить соответствующие действия. Рас­смотрим это подробнее.

1. Подготовка • Первый контакт с клиентом • Предварительный диагноз проблемы • Планирование задания • Предложение клиенту относительно задания • Контракт на консультирование
2. Диагноз • Обнаружение фактов • Анализ и синтез фактов • Детальное изучение проблемы
3. Планирование дейст­вий • Выработка решений • Оценка альтернативных вариантов • Предложения клиенту • Планирование осуществления решений
4. Внедрение • Помощь в осуществлении • Корректировка предложений • Обучение
5. Завершение • Оценка • Конечный отчет • Расчет по обязательствам • Планы на будущее • Уход консультанта

Актуальной и быстро развивающейся сферой для отечест­венной практической психологии явилась область управлен­ческого консультирования - консультирование в организаци­ях. Возникший в 70-е годы данный вид психологической помощи включает в себя широкое поле деятельности для пси­холога-консультанта: помощь в принятии управленческих ре­шений, вопросы кадрового подбора и организации производ­ства, отслеживание и разрешение конфликтов, различные виды и формы работы с персоналом и т.д. Понятие «управлен­ческое консультирование» нередко выходит за рамки тради­ционного понятия консультирования в связи со спецификой целей и задач, которые должны быть достигнуты в результате его использования. К ряду консультантов «управленцев» час­то относят психологов-консультантов в области рекламы, про­паганды, торговли и пр. Как правило, профессиональные обя­занности этих специалистов достаточно далеки от практики оказания психологической помощи. Более того, прикладная психология часто в их руках выступает в качестве инструмен­та манипулирования человеком.


СЕМЕЙНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

В настоящее время семейное консультирование является широко востребованным видом психологической помощи сре­ди населения России.

Семейные консультанты работают в психологических цен­трах, в консультациях, ЗАГСах, действующих в системе ми­нистерства социальной защиты и комитетов по охране семьи и детства, а также в других учреждениях.

Использование потребности в помощи. Консультатив­ная модель психологической помощи предполагает работу с семьями и членами семей, которые не только объективно, но и субъективно испытывают трудности в семейном обще­нии и семейном воспитании, т.е. мотивированы на приня­тие психологической помощи и добровольно обратились в Консультацию. Это положение основано на том, полученном в опыте факте, что психологические методы воздействия эф­фективны только для семей, добровольно обращающихся к исихологу.

На всем протяжении своей жизни семья может столкнуться и неизбежно сталкивается с разнообразными проблемами и кризисами.

Эти проблемы и кризисы имеют различную природу и про­исхождение.

Часть из них связана с прохождением семьи через различ­ные стадии жизненного цикла, с теми обычными, естествен­ными событиями, которые происходят в семьях и которые от­деляют одну стадию жизненного цикла от другой. Любое «естественное» событие в жизни семьи (вступление в брак, ро­ждение ребенка, поступление ребенка в школу, чья-то смерть или болезнь и т.д.) и его последствия с неизбежностью порож­дают в семьях те или иные проблемные ситуации, кризисы, требуют от семьи принятия соответствующих решений, моби­лизации для этого необходимых ресурсов. Их принято назы­вать «нормативными стрессами»1.

Другие проблемы и кризисы, с которыми приходится стал­киваться семье, порождаются такими событиями как прежде­временная смерть, развод, потеря работы, арест, стихийное бедствие, инфляция, безработица, война.

Кризисные события и ситуации могут совершенно по-раз­ному восприниматься и переживаться семьями, находящими­ся на разных стадиях жизненного цикла. Они имеют критиче­ское значение для развития семьи, т.к. ведут или к конструк­тивному разрешению кризиса и развитию, или к семейной дезадаптации и последующему разрушению семьи. Исход за­висит от характера восприятия текущих кризисных ситуаций и возможностей их разрешения семьей.

Семья может иметь выявленную и сформировавшуюся по­требность в обращении к внешней поддержке для разреше­ния как нормативных, так и ненормативных кризисов, но эта потребность может быть и не выявлена и даже не сформи­рована.

В основном за психологической помощью обращаются раз­водящиеся семьи, семьи с одним родителем, семьи с отчимом или мачехой, семьи с приемными родителями, семьи, имею­щие детей-инвалидов, семьи, в которых кто-то из их членов находится в заключении или в психиатрической больнице,

семьи, имеющие маленьких детей4 семьи, в которых имеет место насилие по отношению к детям или другим членам, се­мьи с детьми-подростками, имеющими склонность к само­убийству.

В последнее время семейные психологи-консультанты наряду с указанными выше упоминают также семьи с гипе­рактивными детьми, семьи с проблемными брачными отно­шениями, семьи, пережившие утрату, семьи алкоголиков, безработных и т.д., а также семьи с сочетанием нескольких проблем.

В ситуациях стресса нуждаются в помощи молодые семьи, в том числе семьи накануне и сразу после рождения первого ребенка, бикарьерные семьи, бедные семьи, семьи, в которых умер маленький ребенок, и т.д.

Многие семьи не в состоянии самостоятельно справиться с проблемами и кризисами, не способны изменить себя ради со­хранения своей целостности.

С точки зрения способности семьи решить возникающие перед ней нормативные и ненормативные кризисы, все семьи могут быть разделены на три группы:

- зрелые семьи, в которых система взаимодействий достаточ­но гибка, члены которых свободны в проявлении своих чувств и желаний, в которых все возникающие проблемы открыто обсу­ждаются в семье, что дает возможность находить новые образцы отношений, адекватно изменять семейную структуру;

- псевдоблагополучные семьи, в которых основная масса усилий направлена на поддержание согласия и единства перед внешним миром и в которых поэтому исключены любые инди­видуальные разногласия, а целостность достигается до поры до времени как подчинение воли и желаний всех воле и жела­ниям одного;

- проблемные семьи, взаимодействия в которых хаотичны и основаны на беспрерывных спорах и конфликтах, ведущих к кризису, и в которых прошлый опыт ничему не учит и не служит ориентиром для поведения в будущем.

Очевидно, что объектами психологической помощи могут быть семьи, относящиеся к любому из этих трех типов. Одна­ко, во-первых, степень нуждаемости их в помощи различна, как различно и конкретное содержание ее. Зрелые семьи мо­гут нуждаться в поддержке, скорее, в ситуациях ненорматив-

ного стресса, при возникновении опасных, но естественных ситуаций (несчастный случай, серьезное заболевание, физи­ческий или умственный дефект, безвременная смерть, несча­стье, вызванное внешними факторами).

Псевдоблагополучные семьи, может быть, в большей степе­ни нуждаются в психологической помощи, однако из-за их «закрытости» для внешнего мира обращение к ней возможно лишь в случае событий, как бы «взрывающих» границы семьи и становящихся известными. Таковыми могут быть психиче­ские заболевания, случаи открывающегося насилия над чле­нами семьи, суицида и т.д.

Проблемные семьи, имеющие хаотическую структуру внут­реннего и внешнего взаимодействия, низкоорганизованные, конфликтные в наименьшей степени обладают собственным потенциалом разрешения кризисных ситуаций. Поэтому они в наибольшей степени нуждаются в психологической под­держке и помощи.

Семейное консультирование целесообразно, когда:

• семейная проблема является проблемой взаимоотноше­ний, такой как супружеский конфликт, сильное соперниче­ство между сводными детьми, конфликт между поколения­ми;

• рассматриваемая проблема имеется у одного члена семьи, а на остальных его симптоматика оказывает сильное воздействие; например: алкоголизм, наркомания, правонарушения подрост­ка, психоз;

• семейное консультирование может быть показано, когда консультант интенсивно работал с проблемой, имеющейся у од­ного из членов семьи, а успех был незначительным. В этой си­туации семейный психолог должен принимать во внимание го-меостатическую функцию, в которой симптомы одного клиента служат опознавательными знаками патологии всей семейной системы. Например: длительная депрессия у женщины средних лет может рассматриваться ею как единственный способ управ­ления мужем и детьми;

• наконец, это огромное количество семей, которые хотят больше узнать о себе, изменяться и совершенствоваться. Такие семьи часто обращаются к нам сами.

Семейное консультирование может быть противопоказано, когда:

• члены семьи пытаются решить свои проблемы своими си­лами и не желают вмешивать посторонних;

• неблагополучие семьи кроется не столько в межличност­ных отношениях или психологических особенностях членов семьи, сколько в конфликтных отношениях семьи с общест­вом, одно только психологическое воздействие малоэффек­тивно;

• семья характеризуется антиобщественной направленно­стью (пьянством, аморальным образом жизни, жестоким обра­щением с детьми), она должна быть объектом всей системы вос­питательных воздействий общества;

• наиболее значимые члены семьи отсутствуют или не жела­ют принимать участие (госпитализированы, в тюрьме и т.д.);

• один член семьи имеет такую сильную патологию, из-за которой сеансы не могут состояться;

• структура семьи или супружеская коалиция являются на­столько хрупкой, что непосредственное вмешательство было бы слишком для нее угрожающим. В этом случае, возможно, лучше встретиться с каждым из супругов отдельно.

Кроме адресной помощи отдельным членам семьи, необхо­димо упомянуть вопросы оказания психологической помощи и поддержки детям.

Психологи, используя правовую силу Конвенции о правах ребенка, могут и обязаны следить за отношением к защите достоинства детей в семье и обществе.1

Тщательное изучение Конвенции показывает, что она от­ражает появление во всем мире поразительного согласия в том, что ребенок - действительно личность, что он тем более имеет право на уважение и защиту. Конвенция объединяет разноплановые взгляды на права детей, сосредотачивая вни­мание на уважении достоинства детей - слове, которое в раз­ных контекстах встречается в Конвенции семь раз. Уважение достоинства требует, чтобы со всеми детьми в государстве об­ращались одинаково. Различия в обращении могут быть свя­заны только с индивидуальными особенностями детей. Пра­вовая недостаточность не должна определяться поступками

Мельтон Гэри Б.Социализация в мировом сообществе. Уважение досто­инства детей. // Детство идеальное и настоящее: сборник работ совре­менных западных ученых: Пер. с англ. Новосибирск, 1994. С.57-68.

родителей (что происходило при дискриминации «незакон­ных» детей в прошлом) или социальным положением.

Предоставление ребенку свободы с самого раннего возраста имеет большое значение для его развития, способствуя актив­ному участию в обучении и лечении и развитию самоконтро­ля. Известно, что уже в младшем школьном возрасте дети до­рожат свободой и личной жизнью. И напротив, сильное огра­ничение свободы, и вторжение в личную жизнь, вызывает у ребенка чувство неудовлетворенности и неуверенности в себе. Наиболее травмирующие события для детей - это нападки на их личностную и физическую целостность (например, при те­лесных наказаниях) или психологическую (например, при об­винении во лжи).

Конвенция запрещает неправомерное вмешательство в лич­ную жизнь детей (Статья 16), например, при чрезмерно подав­ляющей или раскрывающей психотерапии.

Конвенция признает родителей «в первую очередь ответст­венными за воспитание и развитие ребенка» (Статья 18, § 1).

Серьезное отношение к детям в семье, вероятно, приведет к улучшению их благосостояния и социализации. Только тогда они смогут развить такие навыки и усвоить те ценности, кото­рые позволят им стать полезными гражданами, заботящимися как о своем родном обществе, так и о мировом сообществе. Об этом должен постоянно помнить психолог-консультант, работая с семьей.

Профессиональный характер помощи. Помощь, оказы­ваемая психологом, строится на базе профессиональной под­готовки в области индивидуального и семейного консультиро­вания, индивидуальной или групповой психотерапии, а так­же в области психологии развития, психологии личности, социальной и медицинской психологии и других специаль­ных дисциплин. Это положение подчеркивает то обстоятель­ство, что, находясь в сложной жизненной, и в частности се­мейной ситуации, человек может получить полезный совет от родных, друзей, знакомых. Никакая служба не может отме­нить ценности участия близких, друзей и заинтересованной помощи общественных организаций. Однако было бы нецеле­сообразным и расточительным организовывать Службу, кото­рая ограничивалась бы советами, основанными на здравом смысле и благожелательном отношении. Здравый смысл и

доброжелательность, конечно же, важные и необходимые ка­чества практического психолога, однако свои действия в тех или иных ситуациях он основывает на профессиональных зна­ниях и опыте.

Недостаточный профессионализм в практике консультиро­вания приводит к тому, что консультант оказывается не столько союзником, сколько соучастником своего клиента. Он вступает с ним в коалицию, направленную против другого члена семьи, который на самом деле не меньше нуждается в помощи и поддержке, либо становится «эмоциональным до­нором», который профессиональную деятельность подменяет растратой чувств и эмоций, нередко в ущерб собственной лич­ной жизни и семейным отношениям.

Модель профессиональной консультативной психологиче­ской помощи1 предполагает: 1) установление контакта с кли­ентом, который здоров с медицинской точки зрения, но испы­тывает то или иное неблагополучие в семейной жизни, нужда­ется в помощи и просит о ней; 2) проведение психологической диагностики, направленной на выявление причин неблагопо­лучия и определение возможных форм помощи; 3) собственно консультативную работу, коррекционные или психотерапев­тические мероприятия, направленные на снятие имеющегося неблагополучия путем активации собственных психологиче­ских ресурсов клиента или семьи в целом.

Индивидуальный подход. Акцент в работе психолога-кон­сультанта делается на устранении или профилактике тех ин­дивидуально- или социально-психологических причин, кото­рые, по-разному проявляясь в разных семьях, приводят к распаду семьи, глубоким семейным дисгармониям, алкого­лизму, невротическим заболеваниям, снижению качества се­мейного воспитания и нарушениям в поведении и развитии детей. Хотя за всеми этими явлениями могут стоять общие проблемы социально-демографической, экономической или социологической природы, психолог-консультант исходит из Допущения, что они по-разному трансформируются у разных людей, в разных семьях и опосредуются личностными особен-

Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологи­ческого консультирования / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М., 1989. С.8-16.

ностями членов семьи, их психологическими ресурсами. Бла­годаря этому опосредующему влиянию психологических структур и процессов одни и те же факторы в одних семьях приводят к дисгармониям и неблагополучию, а в других - нет. Поэтому объектом анализа и воздействия в рамках консульта­тивной психологической помощи всегда является конкретная семья (или личность) с присущими только ей особенностями развития, реагирования на жизненные ситуации, способами решения конфликтов, планами и т.д.

Цель консультативной работы - стремиться к выявле­нию индивидуальных причин семейных дисгармоний и содей­ствовать устранению этих причин в конкретных случаях.

Опыт показывает, что, за одними и теми же по своему содер­жанию жалобами родителей могут лежать самые разные причи­ны: особенности темперамента ребенка, не учитываемые родите­лями, соматические или психические заболевания, неудачно сложившийся опыт общения в коллективе, психическая трав­ма, особенности воспитательного стиля или личности самих ро­дителей, специфика семейной ситуации, характер общения и различные трудности в контактах родителей-супругов, в том числе и сексуальные проблемы. Это означает, что специалисты Службы семьи должны уметь определить природу тех или иных нарушений и оказать адекватную помощь.

Процесс принятия решений о ходе консультирования мо­жет быть представлен в виде следующей схемы.

1. Диагностика (сбор информации о проблеме клиента).

2. Поиск причины, которая могла «запустить» проблему (например: потеря, неудача, чувство вины и т. д.).

3. Цели консультирования.

4. Стратегия консультации (техники).

5. Оценка эффективности консультирования и разбор всех предшествующих этапов процесса.

Семейное консультирование - это одна из разновидностей семейной психотерапии, которая имеет свои отличительные признаки и границы терапевтического вмешательства. Се-

мейное консультирование развивалось параллельно с семей­ной терапией, взаимно обогащая друг друга. Основной целью, стоящей* перед семейным консультированием, является изу­чение проблемы члена или членов семьи для изменения взаи­модействия в ней и обеспечения возможностей личностного роста.

Чем отличаются семейное консультирование и семейная терапия? Во-первых, семейное консультирование не прини­мает концепцию болезни. Во-вторых, в нем поставлен акцент на анализе ситуации и аспектов ролевого взаимодействия в се­мье. В-третьих, оно призвано помочь в поисках личностного ресурса субъектов консультирования и обсуждении способов разрешения ситуации. В-четвертых, парадигмальное самооп­ределение в рамках семейного консультирования носит кон­вергентный характер.

Для сравнения перечислим основные школы и направле­ния в семейной психотерапии. К ним относятся школа Пало Алто, семейная психоаналитическая терапия, системная се­мейная психотерапия, позитивная семейная психотерапия, стратегическая семейная психотерапия, семейная поведенче­ская психотерапия, семейная коммуникативная терапия, се­мейная психотерапия основанная на опыте, супружеская пси­хотерапия и семейное консультирование. В числе ведущих теоретических концепций семейного консультирования при­водятся когнитивно-поведенческая терапия, рационально-эмоциональная терапия и другие.

Этим обусловлено то разнообразие приемов и методов, ко­торые имеются в его арсенале.

Основные принципы и прави­ла семейного консультирования можно свести к следующим пунктам.

1. Установление контакта и присоединение консультанта к клиентам. Достигается с помощью соблюдения оптималь­ной дистанции, способствующей конструктивному общению, а также приемов синхронизации мимики и дыхания кон­сультанта и консультируемого, использования консультан­том речевых форм, отражающих доминирующую репрезента­тивную систему того, кто сообщает о своей семейной пробле­ме.

2. Сбор информации о проблеме клиента с использованием приемов мета-моделирования (НЛП) и терапевтических метафор.

Чтобы достичь этой цели, консультант может задавать уточняю­щие вопросы типа: «Какого результата Вы хотите достигнуть?», «Чего Вы хотите?», «Попробуйте сказать об этом без отрицатель­ной частицы «нет», то есть словами, описывающими положи­тельный результат».

3. Обсуждение психотерапевтического контракта, что яв­ляется одной из важнейших задач семейного консультирова­ния. На этом этапе происходит обсуждение того, как будет распределяться ответственность между клиентом и его кон­сультантом. Например, консультант отвечает за условия безо­пасности семейного консультирования, за технологии досту­па к разрешению проблемы клиента. В свою очередь, клиент становится ответственным за собственную активность, ис­кренность в желании изменить свое ролевое поведение и так далее. После успешного прохождения этой фазы участники договариваются о продолжительности работы (например, 3-6 часов), длительности проведения одного сеанса и периодично­сти терапевтических встреч (например, сначала 1 раз в неде­лю, впоследствии уже реже - 1 раз в 2-3 недели). Наконец, об­суждаются условия оплаты, а также санкции за нарушение сторонами условий контракта.

4. Далее происходит уточнение проблемы клиента, также оп­ределяются ресурсы семьи в целом и каждого ее члена в отдельно­сти. Этому способствуют вопросы: «Как вы раньше справлялись с трудностями? Что вам в этом помогало?», «В каких ситуациях вы были сильными? Как вы использовали свою силу?».

5. Проведение собственно консультации. Здесь необходи­мо укрепить веру клиентов в успешность и безопасность про­цедуры консультирования: «Ваше желание осуществить из­менения, ваш прежний опыт, активность и искренность в со­четании с желанием консультанта сотрудничать с вами, его профессиональные качества и опыт работы будут надежной гарантией успешности работы». С участниками консультиро­вания обсуждают положительные и отрицательные стороны сложившихся стереотипов поведения, например, с помощью таких вопросов: «Что, по вашему мнению, является самым негативным в сложившейся ситуации? А что самое хорошее в этих обстоятельствах?» Осуществляется совместный поиск новых способов поведения. Консультант предлагает следую­щие вопросы: «Чего вы еще не делали, чтобы разрешить про-

блему? Как вели себя значимые для вас люди, если оказыва­лись в сходной ситуации? Смогли бы вы так поступить?» или «Что поможет вам совершить такой же поступок?» Консуль­тант может использовать приемы визуализации: клиенты, находясь в трансе, создают образ новой ситуации, фиксируя при этом возникающие кинестетические ощущения.

6. «Экологическая проверка». Консультант предлагает чле­нам семьи представить себя в сходной ситуации через 5-10 лет и исследовать свое состояние.

7. Приближаясь к завершению семейного консультирова­ния, консультант прилагает усилия по переносу в реальную жизнь и сохранению устойчивости результатов. Это связано с тем, что клиенты иногда нуждаются в действиях, помогаю­щих им обрести уверенность при освоении новых способов по­ведения. Они могут получить от консультанта какое-нибудь домашнее задание и приглашение прийти на повторную кон­сультацию спустя некоторое время для обсуждения реализа­ции полученных результатов.

8. Отсоединение. Такая процедура оказывается нужной в ряде случаев. Например, в литературе описывается, как это делал Джей Хэйли с помощью «парадоксального задания», точное выполнение которого приводит к противоположному результату. Молодым супругам, с которыми проводилась консультация по поводу выражения своих чувств, было пред­ложено ссориться по часу в день «для проверки своего эмо­ционального реагирования». Хэйли учитывал, таким обра­зом, человеческую природу, зная, что никто не будет созна­тельно вредить себе1. Супруги попробовали выполнять задание и бросили его, у них укрепилось желание ценить ДРУГ друга, и они приняли решение отказаться от услуг «по­глупевшего консультанта», таким образом, совершилось «от­соединение».

Использование методов психологического воздействия. В си­туации оказания психологической помощи консультант опирает­ся, прежде всего, на 1) личностные ресурсы своего клиента и на свои личностные ресурсы и 2) на закономерности и психотерапев­тический потенциал общения как в диаде консультант - клиент,

Хейли Дж. Необычайная психотерапия (психотерапевтические техни­ки Милтона Эриксона). Часть 2. Нью-Йорк, Лондон, 1986. С. 64-87.

так и в группе, в том числе в семье. Психолог-консультант апел­лирует к разуму, эмоциям, чувствам, потребностям и мотивам клиента, так же как к его способности общаться с людьми, при этом используя различные техники, приводящие в движение эти ресурсы клиента.

Диагностика, Иногда в консультировании применяются специфические методы психологического тестирования. Тем не менее, большая часть семейных консультантов оценивает функционирование семьи, не прибегая к стандартной форме и тестированию, а лишь отталкиваясь от клинического интер­вью. В первом интервью терапевт выявляет модели взаимо­действий внутри семьи, союзы и коалиции. Так как болезнен­ная симптоматика, как правило, служит определенным це­лям семьи, консультант, прежде всего, старается понять эти цели. Среди вопросов, которые интересуют психолога-кон­сультанта, часто задаются и такие как: «На какой стадии жиз­ненного развития находится семья?», «Какие стрессы вероят­нее всего оказали воздействие на семью?», «Какие задачи по развитию семьи следует решить?».

Стандартная психологическая диагностика семьи как сис­темы является слишком сложной. Прежде всего, это связано с тем, что психологический инструментарий, использую­щийся обычно для диагностики и оценки ориентирован ско­рее на индивидуальные особенности человека, чем на систе­му семьи. Как следует из положений теории систем, простое суммирование наборов индивидуальных показателей не дает представления о семье как едином целом. Кроме того, весь инструментарий был традиционно ориентирован на измене­ние патологии, что требует от психолога определенных уси­лий, чтобы избежать приклеивания ярлыков патологическо­го характера.

Для диагностики взаимоотношений полезны некоторые пси­хологические тесты:

• Анализ темперамента Тэйлора-Джонсона.

• Шкала изменения межличностных отношений.

• 16-Факторный опросник Кеттела также может быть взят на вооружение для выявления совместимости во взаимоотно­шениях.

Имеются также некоторые дополнительные диагностиче­ские техники.

Структурированное семейное интервью. Многие психоло­ги проводят структурированное интервью для того, чтобы оценивать взаимоотношения в семье последовательно и на­дежно. В частности «Структурированное семейное интер­вью» весьма продуктивно, так как позволяет собрать важную информацию в течение одного часа. Используя эту технику, консультант имеет возможность наблюдать и оценивать че­ловека, диаду и взаимоотношения целой семьи. В ходе струк­турированного семейного интервью семье предлагается вы­полнить пять заданий. Психолог просит семью что-нибудь вместе спланировать. Это может быть, например, совместное путешествие. Консультант наблюдает за тем, как семья вы­полняет это задание.

Наблюдение осуществляется с целью определения харак­тера взаимодействия в семье, способа решения проблем, по­ведения в конфликтных ситуациях и многого другого. Кроме того, в ходе такого интервью родителям может быть предло­жено прийти к единой точке зрения в трактовке какой-либо пословицы или выражения, чтобы объяснить ее значение своим детям. Ценная информация извлекается, скорее, из наблюдения за тем, насколько родители допускают разногла­сия, и за тем, каким образом они вовлекают детей в толкова­ние пословицы, при этом совершенно не важно как трактует­ся пословица.

Структурированное семейное интервью позволяет провес­ти сравнение семей и облегчает научные исследования благо­даря тому, что методика стандартизована и оценочная систе­ма относительно объективна.

Семейный опросник жизненных событий. Одной из мето­дик, которая используется для исследования особенностей се­мьи, является «Семейный опросник жизненных событий». Данный опросник обладает рядом достоинств, такими как: экс­пресс диагностика, детальный анализ, сравнительный анализ разных членов одной и той же семьи, выявление стрессовых (неожиданных) событий, которые заставили семью прибегнуть

к терапии.

Генограмма. Генограмма (или «дерево семьи») является од­ной из наиболее известных методик экспертизы семьи. Она была разработана Мюррейем Боуэном и используется многими его учениками. Генограмма является структурной диаграммой

системы взаимоотношений в семье за несколько поколений. Ис­пользование генограммы олицетворяет собой объективность, тщательность и точность, которые согласуются с общим подхо­дом Боуэна. Во многих случаях генограмма может рассматри­ваться для терапевта как «карта-путь* по эмоциональным про­цессам семьи.

В основном, генограмма позволяет понять, почему и как отделенные члены семьи были вовлечены в эмоциональные проблемы и почему и как другие были менее вовлечены. И как показывает практика семейной терапии, наиболее важные вопросы направлены на прояснение взаимоотноше­ний внутри и между поколениями, а также на разрядку по­давляемых эмоций.

Психотехнический инструментарий. Специальные терапев­тические техники.

Видео- и аудиозапись. Использование в семейной консуль­тации видеозаписи может дать ряд преимуществ.

• Просмотр видеозаписи во время сессии часто помогает чле­нам семьи по-новому взглянуть на жизнь семьи. Видеозапись дает уникальную возможность собрать в ходе консультирования объективные данные о поведении и проверить его адекватность. Таким образом, она может помочь установить оптимальную пси­хологическую дистанцию и улучшить понимание себя и моде­лей общения, которые имеются в семье. Корректирующее воз­действие видеозаписи состоит также в том, что клиенты имеют возможность сразу же увидеть свое поведение с телеэкрана. Не­которые психологи советуют каждому члену семьи требовать не­медленного обращения к видеозаписи во время сессии, чтобы вновь увидеть и проанализировать то, что произошло. Важно то, что участникам сложно отрицать какие-либо собственные про­явления (слова, действия) перед лицом очевидных фактов, за­фиксированных на видеопленке. Многие консультанты далее показывают фрагменты видеозаписи предыдущих сессий для того, чтобы помочь скорректировать текущую сессию.

• С помощью видеозаписи консультант может обнаружить нюансы общения, на которые он не обратил внимания раньше, или даже увидеть то, каким образом он сам вел себя на сеансе. Так как сеансы семейной консультации эмоционально насы­щены, видеозапись может предоставить важный материал для анали

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...