Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Риентировочные тексты-подсказки

1. Психоаналитический подход. Психоаналитический под­ход предполагает прежде всего исследование неосознаваемой психодинамики поведения Сергея. Основные моменты психо­терапевтической работы следующие. 1) Углубленная работа с тревогой, связанной с подавленными сексуальными и агрес­сивными импульсами. В прошлом Сергей вынужден был подав­лять эти импульсы, контролировать их, в противном случае по­падал в трудное положение. 2) Принятие к сведению сильного супер-эго, сформировавшегося у Сергея под влиянием интерна-

лизации родительских норм и ценностей. Перфекционистские цели и нормы диктуют Сергею основное правило, согласно кото­рому он может быть любим только при условии, что будет совер­шенным. Естественно, что нереалистичность подобных устано­вок привела лишь к интернализации агрессии и вины. Вместо того, чтобы направить эти чувства на родителей и брата, он обра­тил их на себя. 3) Приверженность курению может трактоваться как «оральная фиксация». В связи с тем, что в раннем детстве он недополучил любви и принятия, он до сих пор страдает от депри-вации, ища одобрения и принятия со стороны других. 4) Поло­вая идентификация Сергея прошла неблагополучно. Являясь свидетелем постоянной борьбы родителей друг с другом, он идентифицировался со слабым отцом и перенес боязнь к матери, сильной и доминирующей, на всех женщин. Возможно он даже женился на женщине, похожей на его мать и вызывавшей у него те же чувства неполноценности. 5) Сердцевина психоаналитиче­ской терапии - установление отношений трансфера и их прора­ботка. Вполне логично допустить, что к психотерапевту Сергей станет относиться как к матери (тем более, если это будет жен­щина), или - как к отцу, и анализ этих отношений даст ему воз­можность осознать неосознаваемые детерминанты собственного поведения. 6) Значительное внимание следует уделить анализу прошлого: отношений с родителями, братом, испытанным в дет­стве чувствам. Типичные вопросы к Сергею могут быть следую­щими: «Что ты делал, когда чувствовал себя нелюбимым? Когда ты был ребенком, мог ты выражать свои негативные чувства? Что ты делал с ними? Какое влияние на тебя оказали твои отно­шения с матерью?». 7) Особо следует выделить момент повторе­ния в текущем поведении опыта детских переживаний, в част­ности, воспроизведение его неосознаваемой зависимости от матери. Застревание на симбиотической зависимости и неспособ­ности по-настоящему отделиться от родителей свидетельствуют о незавершенности процессов индивидуации и интеграции, о не­завершенности конфликта, борьбы, связанной с независимо­стью, что ведет к формированию чувства собственной малоцен-ности.

2. Экзистенциальный подход. Консультант исходит из того, что Сергей располагает способностями расширить свое сознание и определить для себя будущее направление своей жизни. Преж­де всего терапевт обращается к Сергею, побуждая его осознать,

OQ

что тот не должен быть жертвой прошлого, а, наоборот, способен быть архитектором в реконструкции будущего. Сергей может освободить себя от детерминистских шор и принять ответствен­ность, которая приходит вместе со свободой направления собст­венной жизни: Данный подход делает упор не на психотехнику, а на постижение мира Сергея терапевтом в процессе подлинных взаимоотношений как средства самопонимания. Сергею можно также противостоять в его попытках избежать свободы посред­ством алкогольно-никотиновой зависимости. Беспокойство Сер­гея (тревога) - это не то, что требует «лечения». Скорее, он нуж­дается в обучении тому, что реалистическое беспокойство -витальная составляющая жизни в свободе и неопределенности. В связи с тем, что гарантий не существует и человек одинок, вина, и даже отчаяние - нормальные сопутствующие этому пе­реживания. Экзистенциальный терапевт склонен рассматри­вать воображаемое самоубийство Сергея как символ умирания его личности. Использует ли Сергей свой человеческий потенци­ал? Избирает ли он, так сказать, путь утверждения жизни или путь смерти? Можно было бы занять позицию конфронтации по отношению к смыслу и цели его жизни. Есть ли причина (резон) для него продолжать хотеть жить? Каковы проекты обогащения его жизни? Что он может сделать, чтобы обрести смысл, значи­мый для него, и живительный? В жизни Сергея доминирует вина. Однако, в основном, это вина невротическая, т. к. она ос­нована на том, что он думает будто подводит других людей и не удовлетворяет их ожидания. Сергей должен обучиться тому, что вина может выполнять ценную функцию, если она основа­на на осознании недостаточного использования собственных потенций. Сергею необходимо также принять ту реальность, что временами он может чувствовать себя одиноко, т. к. самостоя­тельный выбор и жизнь со своего собственного центра сопряже­ны с чувством одиночества. Экзистенциальный психотерапевт рассмотрел бы также надежду Сергея в процессе учебы открыть свой собственный личностный центр и жить собственными цен­ностными смыслами. В формировании такого собственного психологического центра своей жизни Сергей смог бы стать бо­лее основательной личностью и стал бы ценить себя выше. По мере становления такой центрации (я - центр собственного мира) он бы меньше искал одобрения других, в частности, ро­дителей или их заместителей. Вместо установления зависимых

отношений он смог бы относиться к другим с позиций своей силы (достоинства). Только тогда возникла бы возможность преодол'ения чувства изолированности и отделенности от других.

3. Роджерианский подход. Психологическая автобиография Сергея четко показывает, чего он хочет для своей жизни. Он ста­вит цели, он мотивирован к изменению и у него достаточно бес­покойства, чтобы работать над собой. Поэтому роджерианский психотерапевт прежде всего начал бы с веры в способность Сер­гея найти свой собственный путь и в его собственные силы. Иначе говоря, эта парадигма акцентирует не диагноз и не ин­формацию о прошлом, а прежде всего предполагает свободное высказывание чувств - неадекватности, фрустрации, безнадеж­ности и т. п. Терапевт предоставляет свободу и безопасность для исследования угрожающих аспектов личностного бытия, воз­держиваясь от суждений и критики чувств. Здесь мало простого отражения чувств путем вербализации. Терапевт стремится полностью пережить в текущий момент, что это значит жить в мире Сергея. Подлинные отношения с Сергеем включали бы в себя: доброту, глубокое понимание, безусловное принятие и те­плоту, а также желание позволить клиенту любые из его чувств в ходе терапевтического времени. Терапевт должен был бы пере­дать Сергею основные установки понимания и принятия, и через это положительное отношение Сергей получил бы шанс отбро­сить свои опасения и более полно и свободно исследовать свои личные заботы. В сущности, Сергей рос бы личностно во взаимо­отношениях с терапевтом, который должен был бы оставаться искренним. Сергей использовал бы эти отношения, чтобы нау­читься больше принимать себя со своими достоинствами и огра­ничениями. Сергею была бы предоставлена возможность откры­того выражения чувства страха по отношению к женщинам, ощущений себя неудачником и «слабаком» и т. д. и, главное, -возможность исследовать, как он себя ощущает, когда его оце­нивают другие - родители, начальство. Он получил бы возмож­ность выразить чувство вины, т. е. что он живет не так, как ожи­дали от него родители; что он никогда никого не любил, что он одинок и т. п.

Делясь своими чувствами, Сергей перестал бы ощущать свое одиночество, ибо он рискнул бы впустить в свой частный мир другого, т. е. психолога. Посредством таких личностный

Оок

отношений с терапевтом Сергей постепенно смог бы сосредото­читься на своих переживаниях и прояснить свои чувства и ус­тановки. А терапевт увидел бы его как человека, способного развить свои собственные силы и принимать самостоятельные решения. Словом, терапевтические отношения освободили бы его от саморазрушительных тенденций. В«ра и забота психо­лога увеличили бы его собственную веру и уверенность в своих способностях разрешать трудности и открывать новые пути бытия.

4. Подход гештальт-терапии. Гештальт-терапевт прежде всего сосредоточился бы на незавершенном действии Сергея по отношению к родителям и бывшей жене. Скорее всего, это чувство негодования, но Сергей направил его в свою сторону. Поместив в центр работы его нынешнюю ситуацию, психоте­рапевт учел бы также и то, что Сергей нуждается в повторном переживании прошлых чувств, которые иначе вмешиваются в нынешнюю жизнь. Однако, в гештальт-терапии проработка прошлых чувств осуществляется не в реминисценциях, а в си­туации «здесь и теперь» в воображаемых сценках из жизни с бывшей женой. Сергей как бы анимировал ситуацию, обра­щаясь «непосредственно» к жене. Он мог бы прямо сказать ей о своих отрицательных чувствах и тем самым завершить неза­вершенное. Ему нужен также символический разговор с мате­рью и отцом. Здесь важно именно содержание его речей, обра­щенных к родителям, содержание, которое не проявлялось в реальной жизни. При этом психотерапевт может побуждать высказываться следующими вопросами: «Что вызывает у тебя самое большое возмущение в отношении этих людей? Чего ты желал получить от них и не получил? Как бы ты хотел, чтобы они к тебе относились? Что тебе надо сказать им сейчас, чтобы высказать все свое негодование и обиду?» Через осознание того, что он сейчас делает и как удерживает себя в замкнутом пространстве прошлого, Сергей может принять ответствен­ность за свою жизнь. Вовлекая его в диалог между разными «частями» его личности, психотерапевт предоставляет Сер­гею возможность сыграть разные «Я» и установить между ними более сбалансированные отношения. Можно при этом использовать технику порожнего кресла. Посредством этого Сергей может осознать те мазохистские игры, которые он ве­дет с собой. Учитывая, что Сергей теряется при женщинах,

можно предложить ему сыграть роль маленького мальчика и с этой утрированной позиции поговорить с могущественной женщиной (в порожнем кресле), а затем он мог бы сам стать этой сильной женщиной и с этой позиции ответить «маленько­му мальчику». Основной момент здесь - его конфронтация с собственными страхами и диалог тех полюсов, которые су­ществуют в нем. Цель - не извлечь наружу чувства, а научить­ся жить с ними, т. е. почему, собственно, он должен быть либо «маленьким мальчиком», либо «суперменом»? Почему бы ему не научиться быть человеком, которому временами свойствен­на слабость и опасения? Большинство техник гештальт-тера­пии служат одной, но главной цели: помочь Сергею получить более полное чувство того, что, собственно, он делает в настоя­щем, чтобы продолжать удерживать внутри себя значимые фигуры. По мере достижения осознания того, насколько зави­симым от них он позволяет себе быть, у него будет появляться возможность обретения центра внутри себя и жить ради своих собственных целей, а не оставаться под контролем значимых для него фигур.

5. Транзактный анализ. В связи с тем, что транзактный ана­лиз - контрактная форма терапии, следует начать с оговарива­ния желаемых, согласно контракту, изменений и тех областей, в которых они должны произойти. Общая область, которую хо­тел бы изменить Сергей, судя по всему, - это как научиться чувствовать себя хорошо. Для ТА существенен анализ нынеш­него поведения, взаимодействия с другими и отношений к себе, хотя анализ прошлого также важен, ибо в нем содер­жатся важные ранние решения, влияющие на теперешнее по­ведение. Их надо раскрыть. Так, для Сергея таким ранним ре­шением было следующее: «Я - глуп, и лучше, чтобы меня здесь не было. Я неудачник». В дополнение к этому раннему решению Сергей принял такие формулы как: «лучше бы тебя не было»; «будь совершенным»; «не верь женщинам»; «быть мужчиной - значит всегда быть сильным»; «у тебя ничего не получится». Возможно, главная формула: «лучше бы тебя не было». Разными путями Сергей программировался послания­ми типа: «хоть бы тебя не видеть, чтобы сердце не болело» и т. п. Сергей получал много отрицательных подкреплений (ударов), и его личностная ценность девальвировалась. Теперь ему трудно вступить в близкие отношения и принимать погла-

живания. Он вложил значительную энергию в накопление от­рицательных отношений и эмоций (тревоги, вины, самоуни­чижения, даже суицидальных мыслей), которые необходимо прорабатывать в психотерапевтическом процессе. Скорее все­го психотерапевт данного направления займет по отношению к Сергею позицию конфронтации, указав те игры, в которые он играет: «Бедный я бедный»; «Жертва»; «Беспомощный»; «Страдалец». Его «рэкет» - это собирание чувств, которые он использует для оправдания своего жизненного сценария и, в частности, ранних решений, которые зафиксированы в «рэ­кете вины» и «депрессии». По всей вероятности, Сергей скло­нен накапливать чувства вины и депрессии, а игры, в кото­рые он играет, в качестве приза содержат именно эти чувства. В этом случае он как бы оправдывает в своих глазах свою собст­венную жизнь, ибо таков сценарий. Формула «не будь» заслу­живает особого исследования. В ходе психотерапии Сергея следует обучить анализу жизненного сценария. Следует пока­зать, что он основывает свой жизненный план на серии реше­ний и приспособлений. С помощью такого анализа он научит­ся определять жизненные стереотипы, которым следует, и, таким образом, изменять свою запрограммированность. С по­мощь расширения сознания он сможет освободиться от ранне­го сценария. Автобиография Сергея показывает, что он интрое-цировал критического Родителя, который наказывает его и понуждает всегда чувствовать свою неадекватность. Таким образом, Сергею необходимо научиться быть добрее и более снисходительным к себе, тогда он сможет любить и других. Он должен приобрести способность питать себя, принимать свои успехи и открывать себя другим.

6. Поведенческий подход. Первоначальная задача психотера­певта поведенческой ориентации заключалась бы в том, чтобы помочь Сергею перевести некоторые из его общих целей в кон­кретные и измеряемые. Так, если Сергей говорит: «Я хотел бы лучше относиться к себе», терапевт может спросить: «Что ты имеешь в виду? Когда ты чувствуешь себя хорошо? Что ты мо­жешь сделать, чтобы сузить свою цель?» Когда Сергей говорит: «Я хочу избавиться от своего комплекса неполноценности», те­рапевт может задать встречный вопрос: «Какое твое поведение ведет к чувству неполноценности?» В случае с Сергеем некото­рые конкретные цели могут быть связаны с его никотинозависи-

мостью. Его можно попросить вести запись событий, ведущих к курению или выпивке. Что касается неуверенности Сергея в общении с людьми, ему можно предложить моделирование, ролевую игру, тренировку поведения, когда терапевт, играя роль партнера, мог бы предоставить обратную связь о том впе­чатлении, которое производит Сергей в общении, и они смогли бы закрепить эффективное поведение. Тревожность Сергея, свя­занную с женщинами, также можно было бы проработать мето­дами функциональной тренировки поведения. При этом тера­певт мог бы, к примеру, сыграть роль женщины, которой Сергей назначает свидание, а Сергей бы практиковал желаемое поведе­ние с проговариванием всех опасений и соответствующим ана­лизом обратной связи. Страх неудачи можно было бы прораба­тывать с помощью систематической десенсибилизации. Начав с обучения релаксации, можно было бы затем составить пере­чень конкретных страхов, связанных с несостоятельностью. Возглавлял бы это список, скорее всего, страх импотенции, а в конце его значился бы просто разговор со студенткой-колле­гой. Затем можно было бы представить ему вообразить прият­ную сценку и начать процесс десенсибилизации с меньшего страха, прорабатывая его до ситуаций, вызывающих наиболь­ший страх. Далее терапия сфокусировалась бы на модификации поведения, приводящего к чувствам вины и тревоги. Скорее все­го, анализировалось бы не столько прошлое, сколько нынешнее неверное поведение. Значимость придавалась бы не столько ин-сайту или переживаниям, сколько обучению совпадающему по­ведению, устранению нереалистичных чувств вины и страха и выработке более адаптивных реакций, чем существующие, что приведет к большей степени удовлетворенности.

7. Рациоиально-эмотивный подход. Прежде всего, здесь важ­но минимизировать пораженческие и разрушительные установ­ки Сергея, чтобы выработать более реалистичный взгляд на жизнь. Начать можно было бы с раскрытия Сергею того факта, что он постоянно необдуманно индоктринирует себя иррацио­нальными идеями, и что он может научиться бросать вызов ис­точнику этих затруднений. Он должен мыслить более рацио­нально и станет чувствовать себя лучше. Каковы основные шаги? Первый. Следует предложить рассмотреть Сергею многие «должен», «обязан», которые он смело принимает. Психотера­певт занимает позицию конфронтации по отношению к Сергею,

когда тот строит иррациональные верования типа «Я всегда дол­жен быть сильным и совершенным. Я не мужчина, если показы­ваю слабость». Или «Если меня никто не любит, это - катастро­фа», или «Если женщина отвергает меня, значит действитель­но я - ничто» и т. д. Второй. Можно попросить Сергея оценить способы, которыми он индоктринирует себя с помощью подоб­ных саморазрушительных сентенций. При этом терапевт может не только подвергнуть критике конкретные проблемы, но и саму сердцевину иррационального мышления Сергея, атакуя его, на­пример, такой идеей «Ты - не твой отец, и ты вовсе не должен продолжать говорить себе, что ты тоже такой же. Сколько ты мо­жешь продолжать некритично переносить на себя все оценки своих родителей? Ты говоришь, что ты себя чувствуешь непол­ноценным. Что, твоя теперешняя деятельность подтверждает это? Для чего ты так жесток с собой? Означает ли то, что ты был в своей семье козлом отпущения, что ты им обязан оставаться по своей воле?» Третий. Как только Сергей понял природу своих иррациональных верований и осознал то, как он их поддержива­ет, терапевт подбадривает его и приучает к своеобразной контр­пропаганде. Терапевт может давать Сергею специальные до­машние задания, чтобы помочь избавиться от страхов. К приме­ру, он может предложить Сергею исследовать страх перед жен­щинами путем осознания, что заставляет его руководствоваться формулой: «Они могут кастрировать меня. Они ожидают, чтобы я был сильным и совершенным. Иначе они будут властвовать надо мной?» Домашнее задание может включать назначение свидания с женщиной. Если ему это удастся, он может бросить вызов своим катастрофическим ожиданиям. А что ужасное про­изойдет, даже если ему откажут? Почему он должен получать подтверждение только от одной женщины? Можно также ис­пользовать и поведенческие техники типа ролевой игры, моде­лирования, десенсибилизации, функционального тренинга по­ведения плюс юмор. Иначе говоря, от психотерапевта ожидает­ся активная директивная позиция и фокусировка на когнитив­ных и поведенческих аспектах. Сергея обучают иным установочным формулам: «Меня можно любить», «Я могу до­биваться успехов или временами терпеть неудачу», «Я не дол­жен превращать всех женщин в свою мать», «Я не должен себя наказывать за то, что не всегда совершенен». Кроме того Сергей получил бы пользу от когнитивно-поведенческих процедур, пе-

реструктурирующих его «Я-утверждения» в конструктивные и позитивные. При этом полезны: 1) самоанализ поведения в раз­ных ситуациях (в письменной форме), анализ внутреннего диало­га (что он себе говорит в ситуации, как он себя настраивает); 2) обучение новому внутреннему диалогу, поскольку мысленные установки влияют на поведение; 3) обучение совладеющему пове­дению на когнитивном и поведенческом уровнях вначале в про­цессе учебных, а затем - реальных ситуаций.

Ответы к заданию №5

1. - в; 2. - а; 3. - в; 4. - г; 5. - б;. 6. - г; 7. - в; 8. - в.

Ответ к заданию 6

1. - Терапия, центрированная на клиенте (по Карлу Роджер­су). 2. - Терапия реальностью. Книга Уильяма Глассера (Classer, 1965)называется «Терапия реальностью». 3. -Систематическая десенсибилизация (по Джозефу Уолпу). 4. - Гештальт-терапия (по Фредерику Перлзу). 5. - Эмотивно-рациональная терапия (по Олберту Эллису). 6. - Использование оперантного метода.


Приложение 3 КРОССВОРДЫ

Кроссворды составили студенты МОСУ и МПГУ: Кривцова Н., Полунина М., Генерозова М., Кузнецова Н., Галкина Г., Вороб-кало М., Горшкова Н., Груничева Е., Рачкова Е., Казакова И., СукуловаБ., Рослякова О., Писарева И., Леонова О., Копылова Е., Кучина И.

Ml

По горизонтали:

2. Теория и практика психотерапии, разработанная В. Фран-клом, исходящая из того, что основным двигателем поведе­ния и развития личности является стремление человека к по­иску и реализации смысла своей жизни. 4. Ученица К. Леви­на, которая исследовала явление зависимости эффективно­сти запоминания материала от меры законченности дейст­вия. 7. Общее состояние покоя, расслабленности при отходе ко сну, после сильных переживаний или физических усилий. 8. Психологическое направление, существовавшее в Герма­нии с начала 10-х до середины 30-х гг. XX в. 12. Американ­ский психотерапевт и психолог, создавший на основе разви­тия им некоторых психоаналитических идей «трансактный анализ».

По вертикали:

1. Прием стандартизированных испытаний для измерения межличностных отношений в малых группах. 3. Обследова­ние человека в целях определения индивидуальных особен­ностей развития его психики: способностей, личностных черт, мотиваций и т. д. 5. Американский психолог, автор оригинальной теории личности и основатель научной шко­лы психологии личностных конструктов. 6. Преднамерен­ное и целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности. 9. Психологический механизм, заключающий­ся в бессознательном приписывании субъектом имеющихся у него неосознаваемых мыслей, переживаний, черт и мотивов другим людям. 10. Эмоциональная отзывчивость человека на переживания другого. 11. Профессор, доктор, создатель цве­тового теста.

Ответы:

По горизонтали: 2. Логотерапия; 4. Зейгарник; 7. Релакса­ция; 8. Гештальтпсихология; 12. Берн. По вертикали: 1. Со­циометрия; 3. Диагностика; 5. Келли; 6. Наблюдение; 9. Про­екция.10. Эмпатия; 11. Люшер.

Литература:

Психологический словарь / под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Ме­щерякова. М., 1996.

№2

По горизонтали:

1. Трансакция, требующая одновременно участия более чем двух состояний Я (трансакционный анализ, Э. Берн). 2. Какое безусловное внимание испытывает психотерапевт по отношению к клиенту (личностный анализ, К. Роджерс). 3. Поощрение пациентов к использованию новых для них интел­лектуальных озарений в повседневной жизни - это эмоцио­нальное... (психоанализ, 3. Фрейд). 4. Серия следующих друг за другом скрытых дополнительных трансакций с четко опре­деленным и предсказуемым исходом (трансакционный ана­лиз, Э* Берн). 5. Материал, который 3. Фрейд использовал для анализа, рассматривая сны как прямой путь к бессознатель­ному (психоанализ). 6. Состояния Я, все еще действующее с момента их фиксации в раннем детстве и представляющие со­бой архаические пережитки. Неформальное проявление этого Я (трансакционнын анализ, Э. Берн). 7. Какое понимание

включает в себя не только проникновение в мысли, но и в чув­ства человека, умение смотреть на проблему с его позиции (личностный анализ, К. Роджерс). 8. Ассоциации (высказыва­ния), основанные не на размышлении человека, а на самопро­извольном изложении всего того, что приходит ему в голову по поводу какого-то слова, образа, представления и т.д. (пси­хоанализ).

По вертикали:

1. Единица общения (трансакционный анализ, Э. Берн). 2. «Обязательные» формы общения в одной группе: разговор, мимика и т.д. (трансакционный анализ, Э. Берн). 3. Тенден­ция не затрачивать неосознанный конфликт, и поэтому пре­пятствовать любой попытке прозондировать истинные источ­ники личностных проблем (психоанализ, 3. Фрейд). 4. Суть феноменологической позиции К. Роджерса. 5. Слова или дей­ствия в ответ того человека, к которому был обращен трансак­ционный стимул (трансакционный анилиз, Э. Берн). 6. Основ­ной мотив поведения (личностный подход, К. Роджерс)

Ответы:

По горизонтали: 1. Скрытая; 2. Позитивное; 3. Переучи­вание; 4. Игра; 5. Сновидения; 6. Ребенок; 7. Эмпатическое; 8. Свободные; По вертикали: 1. Трансакция; 2. Стимул; 3. Сопротивление; 4. Субъективность; 5. Реакция; 6. Актуали­зация.

Литература:

Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые игра­ют в игры. М., 1997.

Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1997.

Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.,1994.

№3

По горизонтали:

1. Этап (один из узловых моментов) процесса консультирования при личностно-ориентированном подходе. 5. Основная характери­стика детского мышления по Пиаже, которая заключается в неспо­собности ребенка к логическому рассуждению, тенденция заменять синтез соединением рядоположенного. 6. Архетип в теории Юнга, субъект всей психики, в том числе бессознательной сферы. Иде­альная величина, включающая в себя Я. Появляется в бессозна­тельных фантазиях в виде вышепоставленной или идеальной лич­ности. 9. Современный вариант самосовершенствования человека, когда он использует в своей деятельности психологические знания и техники. 10. Механизм, посредством коего новый предмет или ситуация объединяются с совокупностью предметов или с другой ситуацией, для коей уже существует схема (по Пиаже).

По вертикали:

2. Один из создателей феноменологической теории личности. 3. Первый этап помощи в процессе психологического консульти­рования при проблемно-ориентированном подходе. 4. Одно из

состояний Я по Берну. 5. Один из видов локуса жалобы клиента. 7. Универсальные образы и символы, содержащиеся в коллек­тивном бессознательном, предрасполагают индивидуума испы­тывать определенные чувства и мыслить определенным образом относительно данного объекта или ситуации (по Юнгу). 8. Одна из составляющих психотерапевтического контакта. Защитный ме­ханизм состоит в том, что человек приписывает другим свои не­приемлемые желания (по Фрейду).

Ответы:

По горизонтали: 1. Сверка; 5. Синкретизм; 6. Самость; 9. Пси­хотехника; 10. Ассимиляция. По вертикали: 2. Роджерс; 3. Диаг­ностика; 4. Взрослый; 5. Субъективный; 7. Архетип; 8. Плос­кость; 9. Проекция.

Литература:

Розин В. М. Психологическая помощь. Москва, 1995. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.,1997. Словарь практического психолога. Составитель С. Ю. Голо­вин. Минск. 1997.

№4

По горизонтали:

1. Основной критерий качества метода, его обоснованность, достоверность. 2. Тип защиты, при котором человек сталкивает­ся с травматическим переживанием, отступает на более раннюю стадию развития. 3. Одно из основных качеств профессиональ­ного психолога связанное с сохранением информации. 4. Один из специальных методов анализа уникальной ситуации заказа клиента с целью создания для него альтернативных вариантов действий, переживаний, чувств, мыслей, целей, т. е. с целью соз­дания большей мобильности его внутреннего мира. 5. Создатель недирективной или клиент-центрированной терапии. 6. Вид психологической помощи, адресованный психически нормаль­ным людям для достижения ими целей личностного развития. 7. Процесс избегания определенных мыслей. 8. Механизм, по­средством которого невротическая или нормальная тревога об­ращаются в объективный страх. 9. Универсальная мыслитель­ная форма (идея), содержащая значительный эмоциональный элемент. Эта мыслительная форма создает образы или видения

в обычной бодрствующей жизни, соответствующие некоторым аспектам сознательной ситуации (Юнг).

По вертикали:

1. Это реакция, воздействующая на среду и изменяющая ее (Скиннер). 2. Совокупность отношений человека к самому себе как к некоемому «другому» - отношение Я к самому себе как к некоторому Не-Я. Поэтому «телом» ее является не отдельное тело особи вида «Homosapiens», а, по меньшей мере, два таких тела - Я и Ты, объединенных как бы в одно тело социально-че­ловеческими узами, отношениями, взаимоотношениями. 3. Процесс обработки диагностических данных, который мо­жет осуществляться либо как процесс количественной оценки, то есть полученный результат сравнивают с определенной нор­мой, либо в виде качественного анализа, при котором получен­ные данные сравниваем с целым рядом эталонов, значение ко­торых точно определено. 4. Наиболее важное из понятий Кэт-телла. Для него это - «ментальная структура», нечто, что подразумевается за наблюдаемым поведением и отвечающее за регулярность и согласованность этого поведения. 5. Это конст­рукт (конвенционная фикция или гипотетическое представле­ние), который обозначает силу, действующую в мозге, силу, ко­торая организует перцепцию, апперцепцию, интеллектуаль­ную деятельность, произвольные действия таким образом, чтобы наличная неудовлетворительная ситуация трансформи­ровалась в определенном направлении (Меррей).

Ответы:

По горизонтали: 1. Валидность; 2. Регрессия; 3. Конфи­денциальность; 4. Интервью; 5. Роджерс; 6. Консультирова­ние; 7. Вытеснение; 8. Проекция; 9. Архетип. По вертикали: 1. Операнта; 2. Личность; 3. Интерпретация; 4. Черта; 5. По­требность.

Литература:

Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию. Екате­ринбург, 1995

Холл Кэлвин С., Линдсей Гарднер. Теория личности. М., 1997.

По горизонтали:

1. Лежащая в основе всех сексуальных проявлений инди­вида специфическая психическая энергия. 2. Одно из обозна­чений сексуального инстинкта и инстинкта жизни. Также бог любви. 3. Комплекс идей и трудов Фрейда. 4. «Энергетиче­ский заряд», своеобразный квант психосексуальной энергии. 5. Состояние и направленность либидо на Я. 6. Группа пред­ставлений, связанных одним аффектом; эмоционально окра­шенная группа представлений, чаще всего вытесненная в подсознательное и бессознательное и влияющая на поведе­ние. 7. Термин, обозначающий первую фазу детской сексуаль­ной жизни, в течение которой используются различные спосо­бы полового удовлетворения с помощью частей собственного тела, а сторонний объект совершенно отсутствует. 8. Инстинк­тивное желание, побуждающее индивида действовать в на­правлении удовлетворения этого желания. 9. Один из видов психологической защиты, в результате которой неприемле­мые для индивида мысли, воспоминания, переживания изго­няются из сознания.

По вертикали:

1. Термин, обозначающий наиболее важную, содержательную и обширную систему психики, включающую различные, в том числе противоположные, неосознаваемые «первичные» влече­ния, инстинкты, желания, мысли и так далее. 2. Стремление, соз­дающее ошибочное суждение, проявляющееся в феномене.сексу­альной переоценки объекта ввиду того, что объект до некоторой степени не подвергается критике и все его качества оцениваются выше. 3. Механизм, проявляющийся в принятии индивидом со­циальной роли при вхождении в группу, в осознании им группо­вой принадлежности, формировании социальных установок и пр. 4. Бессознательные тенденции индивида к саморазрушению и возврату в неорганическое состояние; влечение к смерти. 5. Осо­бая психологическая инстанция, целиком бессознательные же­лания и влечения.

Ответы:

По горизонтали: 1. Либидо; 2. Эрос; 3. Фрейдом; 4. Катар­сис; 5. Нарциссизм; 6. Комплекс; 7. Автоэротизм; 8. Влечение; 9. Вытеснение. По вертикали: 1. Бессознательное; 2. Идеализа­ция; 3. Идентификация; 4. Танатос; 5. Оно.

№6

По горизонтали:

1. Основатель трансактного анализа. 3. Единица общения. 5. Трансакционная реакция, которая на психологическом уровне говорит о том, что человек принял приглашение к игре. 7. Не­вербально передаваемый человеком девиз, который действует как скрытое сообщение. 9. Обозначение Родителя в Ребенке. 11. Один из пяти четко определенных способов поведения, ко­торый проигрывается в период времени от полусекунды до не­скольких секунд и является функциональным проявлением негативных контрсценариев. 14. Пассивное поведение, при ко­тором человек направляет свою разрушительную энергию нару­жу в попытке заставить окружающих решить за него его пробле­му. 16. Диаграмма в виде схемы с колонками, показывающая интуитивную оценку человеком важности каждого субподраз­деления модели эго-состояний в личности человека. 17. Набор сценарных поведений* используемых вне нашего сознания как средство манипулирования окружением и включающее в себя пе­реживания. 18. Вторая позиция в мини-сценарии, отражающая

жизненную позицию Я-Т+; приказание, которое человек слы­шит, находясь в этой позиции. 19. Темы сценариев и роли спо­собствуют ходу жизненной (...).

По вертикали:

2. Собрание догм и постулатов, которые человек получает еще в младенчестве и сохраняет в течение всей жизни. 4. План действий жизненной драмы личности, который предписыва­ет, где личность подойдет к концу своей жизни и каким путем она будет к нему идти. 6. Три внутренних ядра психологиче­ской активности, три компонента единого Я составляют (...). 8. Способность воспринимать чистые чувственные впечатле­ния так же, как это делает только что родившийся младенец, ничего не интерпретируя. 10. Психическая энергия, которая постулируется Берном для объяснения смещений из одного эго-состояния в другое. 12. Негативное сценарное послание, которое родитель передает ребенку в надежде на то, что таким образом он освободится от влияния этого послания. 13. Стрел­ка на трансакционной диаграмме, связывающая эго-состоя-ние, из которого исходит коммуникация, с эго-состоянием, в которое она направлена. 15. (в Драматическом треугольни­ке) человек, который считает себя ниже других, что его заслу­женно принижают или что он не может обойтись без посторон­ней помощи.

Ответы:

По горизонтали: 1. Берн; 3. Трансакция; 5. Клев; 7. Фут­болка; 9. Электрод; 11. Драйвер; 14. Насилие; 16. Эгограмма; 17. Рэкет; 18. Стоппор; 19. Драма. По вертикали: 2. Роди­тель; 4. Сценарий; 6. Личность; 8. Осознание; 10. Катексис; 12. Эпискрипт; 13. Вектор; 15. Жертва.

Литература:

Кондрашенко В. Т., Донской Д. И. Общая психотерапия. Мн., 1993.

Стюарт Я., Джойнс В. Современный тракактный анализ. СПб., 1996.

Джеймс М., Джонгвард. Рожденные выигрывать. М., 1993.

По горизонтали:

1. Непосредственная работа с людьми, направленная на ре­шение различного рода психологических проблем, где основ­ным свойством воздействия является беседа. 4. Явно выражен­ная клиентом просьба или жалоба. 8. Направление парной (супружеской) психологии сексуальных расстройств, в основе которой лежат бихевиористические ориентации. 9. Наблюде­ние человека за внутренним планом собственной психической жизни, позволяющее фиксировать ее проявления. 10. Единица психики, первичная по отношению к своим компонентам, с ко­торой работает терапевт в одной из парадигм практической психологии. 11. Социальная установка.

По вертикали:

2. Комплексное лечебное вербальное и невербальное воз­действие на эмоции, суждения, самосознание человека...

3. Действия психолога, которые предполагают избавление от страданий, возвращение человеку нормальной жизни.

5. Оценка личностью самой себя, своих возможностей, ка­честв и места среди других людей. 6. Целостное образование внутри человека, которое представляет интеграцию, объеди­нение переживаниий своего Я. 7. Ветвь в психологии, изучаю­щая проблемы практической деятельности людей в конкретно прикладном аспекте. 9. Категория, которая наиболее подроб­но разрабатывалась в психоанализе и интеракционизме. Об­раз, являющийся представителем других образов. Родственен понятию «знак».

Ответы:

По горизонтали: 1.

Поделиться:





©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...