Риентировочные тексты-подсказки
1. Психоаналитический подход. Психоаналитический подход предполагает прежде всего исследование неосознаваемой психодинамики поведения Сергея. Основные моменты психотерапевтической работы следующие. 1) Углубленная работа с тревогой, связанной с подавленными сексуальными и агрессивными импульсами. В прошлом Сергей вынужден был подавлять эти импульсы, контролировать их, в противном случае попадал в трудное положение. 2) Принятие к сведению сильного супер-эго, сформировавшегося у Сергея под влиянием интерна- лизации родительских норм и ценностей. Перфекционистские цели и нормы диктуют Сергею основное правило, согласно которому он может быть любим только при условии, что будет совершенным. Естественно, что нереалистичность подобных установок привела лишь к интернализации агрессии и вины. Вместо того, чтобы направить эти чувства на родителей и брата, он обратил их на себя. 3) Приверженность курению может трактоваться как «оральная фиксация». В связи с тем, что в раннем детстве он недополучил любви и принятия, он до сих пор страдает от депри-вации, ища одобрения и принятия со стороны других. 4) Половая идентификация Сергея прошла неблагополучно. Являясь свидетелем постоянной борьбы родителей друг с другом, он идентифицировался со слабым отцом и перенес боязнь к матери, сильной и доминирующей, на всех женщин. Возможно он даже женился на женщине, похожей на его мать и вызывавшей у него те же чувства неполноценности. 5) Сердцевина психоаналитической терапии - установление отношений трансфера и их проработка. Вполне логично допустить, что к психотерапевту Сергей станет относиться как к матери (тем более, если это будет женщина), или - как к отцу, и анализ этих отношений даст ему возможность осознать неосознаваемые детерминанты собственного поведения. 6) Значительное внимание следует уделить анализу прошлого: отношений с родителями, братом, испытанным в детстве чувствам. Типичные вопросы к Сергею могут быть следующими: «Что ты делал, когда чувствовал себя нелюбимым? Когда ты был ребенком, мог ты выражать свои негативные чувства? Что ты делал с ними? Какое влияние на тебя оказали твои отношения с матерью?». 7) Особо следует выделить момент повторения в текущем поведении опыта детских переживаний, в частности, воспроизведение его неосознаваемой зависимости от матери. Застревание на симбиотической зависимости и неспособности по-настоящему отделиться от родителей свидетельствуют о незавершенности процессов индивидуации и интеграции, о незавершенности конфликта, борьбы, связанной с независимостью, что ведет к формированию чувства собственной малоцен-ности.
2. Экзистенциальный подход. Консультант исходит из того, что Сергей располагает способностями расширить свое сознание и определить для себя будущее направление своей жизни. Прежде всего терапевт обращается к Сергею, побуждая его осознать, OQ что тот не должен быть жертвой прошлого, а, наоборот, способен быть архитектором в реконструкции будущего. Сергей может освободить себя от детерминистских шор и принять ответственность, которая приходит вместе со свободой направления собственной жизни: Данный подход делает упор не на психотехнику, а на постижение мира Сергея терапевтом в процессе подлинных взаимоотношений как средства самопонимания. Сергею можно также противостоять в его попытках избежать свободы посредством алкогольно-никотиновой зависимости. Беспокойство Сергея (тревога) - это не то, что требует «лечения». Скорее, он нуждается в обучении тому, что реалистическое беспокойство -витальная составляющая жизни в свободе и неопределенности. В связи с тем, что гарантий не существует и человек одинок, вина, и даже отчаяние - нормальные сопутствующие этому переживания. Экзистенциальный терапевт склонен рассматривать воображаемое самоубийство Сергея как символ умирания его личности. Использует ли Сергей свой человеческий потенциал? Избирает ли он, так сказать, путь утверждения жизни или путь смерти? Можно было бы занять позицию конфронтации по отношению к смыслу и цели его жизни. Есть ли причина (резон) для него продолжать хотеть жить? Каковы проекты обогащения его жизни? Что он может сделать, чтобы обрести смысл, значимый для него, и живительный? В жизни Сергея доминирует вина. Однако, в основном, это вина невротическая, т. к. она основана на том, что он думает будто подводит других людей и не удовлетворяет их ожидания. Сергей должен обучиться тому, что вина может выполнять ценную функцию, если она основана на осознании недостаточного использования собственных потенций. Сергею необходимо также принять ту реальность, что временами он может чувствовать себя одиноко, т. к. самостоятельный выбор и жизнь со своего собственного центра сопряжены с чувством одиночества. Экзистенциальный психотерапевт рассмотрел бы также надежду Сергея в процессе учебы открыть свой собственный личностный центр и жить собственными ценностными смыслами. В формировании такого собственного психологического центра своей жизни Сергей смог бы стать более основательной личностью и стал бы ценить себя выше. По мере становления такой центрации (я - центр собственного мира) он бы меньше искал одобрения других, в частности, родителей или их заместителей. Вместо установления зависимых
отношений он смог бы относиться к другим с позиций своей силы (достоинства). Только тогда возникла бы возможность преодол'ения чувства изолированности и отделенности от других. 3. Роджерианский подход. Психологическая автобиография Сергея четко показывает, чего он хочет для своей жизни. Он ставит цели, он мотивирован к изменению и у него достаточно беспокойства, чтобы работать над собой. Поэтому роджерианский психотерапевт прежде всего начал бы с веры в способность Сергея найти свой собственный путь и в его собственные силы. Иначе говоря, эта парадигма акцентирует не диагноз и не информацию о прошлом, а прежде всего предполагает свободное высказывание чувств - неадекватности, фрустрации, безнадежности и т. п. Терапевт предоставляет свободу и безопасность для исследования угрожающих аспектов личностного бытия, воздерживаясь от суждений и критики чувств. Здесь мало простого отражения чувств путем вербализации. Терапевт стремится полностью пережить в текущий момент, что это значит жить в мире Сергея. Подлинные отношения с Сергеем включали бы в себя: доброту, глубокое понимание, безусловное принятие и теплоту, а также желание позволить клиенту любые из его чувств в ходе терапевтического времени. Терапевт должен был бы передать Сергею основные установки понимания и принятия, и через это положительное отношение Сергей получил бы шанс отбросить свои опасения и более полно и свободно исследовать свои личные заботы. В сущности, Сергей рос бы личностно во взаимоотношениях с терапевтом, который должен был бы оставаться искренним. Сергей использовал бы эти отношения, чтобы научиться больше принимать себя со своими достоинствами и ограничениями. Сергею была бы предоставлена возможность открытого выражения чувства страха по отношению к женщинам, ощущений себя неудачником и «слабаком» и т. д. и, главное, -возможность исследовать, как он себя ощущает, когда его оценивают другие - родители, начальство. Он получил бы возможность выразить чувство вины, т. е. что он живет не так, как ожидали от него родители; что он никогда никого не любил, что он одинок и т. п.
Делясь своими чувствами, Сергей перестал бы ощущать свое одиночество, ибо он рискнул бы впустить в свой частный мир другого, т. е. психолога. Посредством таких личностный Оок отношений с терапевтом Сергей постепенно смог бы сосредоточиться на своих переживаниях и прояснить свои чувства и установки. А терапевт увидел бы его как человека, способного развить свои собственные силы и принимать самостоятельные решения. Словом, терапевтические отношения освободили бы его от саморазрушительных тенденций. В«ра и забота психолога увеличили бы его собственную веру и уверенность в своих способностях разрешать трудности и открывать новые пути бытия.
4. Подход гештальт-терапии. Гештальт-терапевт прежде всего сосредоточился бы на незавершенном действии Сергея по отношению к родителям и бывшей жене. Скорее всего, это чувство негодования, но Сергей направил его в свою сторону. Поместив в центр работы его нынешнюю ситуацию, психотерапевт учел бы также и то, что Сергей нуждается в повторном переживании прошлых чувств, которые иначе вмешиваются в нынешнюю жизнь. Однако, в гештальт-терапии проработка прошлых чувств осуществляется не в реминисценциях, а в ситуации «здесь и теперь» в воображаемых сценках из жизни с бывшей женой. Сергей как бы анимировал ситуацию, обращаясь «непосредственно» к жене. Он мог бы прямо сказать ей о своих отрицательных чувствах и тем самым завершить незавершенное. Ему нужен также символический разговор с матерью и отцом. Здесь важно именно содержание его речей, обращенных к родителям, содержание, которое не проявлялось в реальной жизни. При этом психотерапевт может побуждать высказываться следующими вопросами: «Что вызывает у тебя самое большое возмущение в отношении этих людей? Чего ты желал получить от них и не получил? Как бы ты хотел, чтобы они к тебе относились? Что тебе надо сказать им сейчас, чтобы высказать все свое негодование и обиду?» Через осознание того, что он сейчас делает и как удерживает себя в замкнутом пространстве прошлого, Сергей может принять ответственность за свою жизнь. Вовлекая его в диалог между разными «частями» его личности, психотерапевт предоставляет Сергею возможность сыграть разные «Я» и установить между ними более сбалансированные отношения. Можно при этом использовать технику порожнего кресла. Посредством этого Сергей может осознать те мазохистские игры, которые он ведет с собой. Учитывая, что Сергей теряется при женщинах, можно предложить ему сыграть роль маленького мальчика и с этой утрированной позиции поговорить с могущественной женщиной (в порожнем кресле), а затем он мог бы сам стать этой сильной женщиной и с этой позиции ответить «маленькому мальчику». Основной момент здесь - его конфронтация с собственными страхами и диалог тех полюсов, которые существуют в нем. Цель - не извлечь наружу чувства, а научиться жить с ними, т. е. почему, собственно, он должен быть либо «маленьким мальчиком», либо «суперменом»? Почему бы ему не научиться быть человеком, которому временами свойственна слабость и опасения? Большинство техник гештальт-терапии служат одной, но главной цели: помочь Сергею получить более полное чувство того, что, собственно, он делает в настоящем, чтобы продолжать удерживать внутри себя значимые фигуры. По мере достижения осознания того, насколько зависимым от них он позволяет себе быть, у него будет появляться возможность обретения центра внутри себя и жить ради своих собственных целей, а не оставаться под контролем значимых для него фигур.
5. Транзактный анализ. В связи с тем, что транзактный анализ - контрактная форма терапии, следует начать с оговаривания желаемых, согласно контракту, изменений и тех областей, в которых они должны произойти. Общая область, которую хотел бы изменить Сергей, судя по всему, - это как научиться чувствовать себя хорошо. Для ТА существенен анализ нынешнего поведения, взаимодействия с другими и отношений к себе, хотя анализ прошлого также важен, ибо в нем содержатся важные ранние решения, влияющие на теперешнее поведение. Их надо раскрыть. Так, для Сергея таким ранним решением было следующее: «Я - глуп, и лучше, чтобы меня здесь не было. Я неудачник». В дополнение к этому раннему решению Сергей принял такие формулы как: «лучше бы тебя не было»; «будь совершенным»; «не верь женщинам»; «быть мужчиной - значит всегда быть сильным»; «у тебя ничего не получится». Возможно, главная формула: «лучше бы тебя не было». Разными путями Сергей программировался посланиями типа: «хоть бы тебя не видеть, чтобы сердце не болело» и т. п. Сергей получал много отрицательных подкреплений (ударов), и его личностная ценность девальвировалась. Теперь ему трудно вступить в близкие отношения и принимать погла- живания. Он вложил значительную энергию в накопление отрицательных отношений и эмоций (тревоги, вины, самоуничижения, даже суицидальных мыслей), которые необходимо прорабатывать в психотерапевтическом процессе. Скорее всего психотерапевт данного направления займет по отношению к Сергею позицию конфронтации, указав те игры, в которые он играет: «Бедный я бедный»; «Жертва»; «Беспомощный»; «Страдалец». Его «рэкет» - это собирание чувств, которые он использует для оправдания своего жизненного сценария и, в частности, ранних решений, которые зафиксированы в «рэкете вины» и «депрессии». По всей вероятности, Сергей склонен накапливать чувства вины и депрессии, а игры, в которые он играет, в качестве приза содержат именно эти чувства. В этом случае он как бы оправдывает в своих глазах свою собственную жизнь, ибо таков сценарий. Формула «не будь» заслуживает особого исследования. В ходе психотерапии Сергея следует обучить анализу жизненного сценария. Следует показать, что он основывает свой жизненный план на серии решений и приспособлений. С помощью такого анализа он научится определять жизненные стереотипы, которым следует, и, таким образом, изменять свою запрограммированность. С помощь расширения сознания он сможет освободиться от раннего сценария. Автобиография Сергея показывает, что он интрое-цировал критического Родителя, который наказывает его и понуждает всегда чувствовать свою неадекватность. Таким образом, Сергею необходимо научиться быть добрее и более снисходительным к себе, тогда он сможет любить и других. Он должен приобрести способность питать себя, принимать свои успехи и открывать себя другим. 6. Поведенческий подход. Первоначальная задача психотерапевта поведенческой ориентации заключалась бы в том, чтобы помочь Сергею перевести некоторые из его общих целей в конкретные и измеряемые. Так, если Сергей говорит: «Я хотел бы лучше относиться к себе», терапевт может спросить: «Что ты имеешь в виду? Когда ты чувствуешь себя хорошо? Что ты можешь сделать, чтобы сузить свою цель?» Когда Сергей говорит: «Я хочу избавиться от своего комплекса неполноценности», терапевт может задать встречный вопрос: «Какое твое поведение ведет к чувству неполноценности?» В случае с Сергеем некоторые конкретные цели могут быть связаны с его никотинозависи- мостью. Его можно попросить вести запись событий, ведущих к курению или выпивке. Что касается неуверенности Сергея в общении с людьми, ему можно предложить моделирование, ролевую игру, тренировку поведения, когда терапевт, играя роль партнера, мог бы предоставить обратную связь о том впечатлении, которое производит Сергей в общении, и они смогли бы закрепить эффективное поведение. Тревожность Сергея, связанную с женщинами, также можно было бы проработать методами функциональной тренировки поведения. При этом терапевт мог бы, к примеру, сыграть роль женщины, которой Сергей назначает свидание, а Сергей бы практиковал желаемое поведение с проговариванием всех опасений и соответствующим анализом обратной связи. Страх неудачи можно было бы прорабатывать с помощью систематической десенсибилизации. Начав с обучения релаксации, можно было бы затем составить перечень конкретных страхов, связанных с несостоятельностью. Возглавлял бы это список, скорее всего, страх импотенции, а в конце его значился бы просто разговор со студенткой-коллегой. Затем можно было бы представить ему вообразить приятную сценку и начать процесс десенсибилизации с меньшего страха, прорабатывая его до ситуаций, вызывающих наибольший страх. Далее терапия сфокусировалась бы на модификации поведения, приводящего к чувствам вины и тревоги. Скорее всего, анализировалось бы не столько прошлое, сколько нынешнее неверное поведение. Значимость придавалась бы не столько ин-сайту или переживаниям, сколько обучению совпадающему поведению, устранению нереалистичных чувств вины и страха и выработке более адаптивных реакций, чем существующие, что приведет к большей степени удовлетворенности. 7. Рациоиально-эмотивный подход. Прежде всего, здесь важно минимизировать пораженческие и разрушительные установки Сергея, чтобы выработать более реалистичный взгляд на жизнь. Начать можно было бы с раскрытия Сергею того факта, что он постоянно необдуманно индоктринирует себя иррациональными идеями, и что он может научиться бросать вызов источнику этих затруднений. Он должен мыслить более рационально и станет чувствовать себя лучше. Каковы основные шаги? Первый. Следует предложить рассмотреть Сергею многие «должен», «обязан», которые он смело принимает. Психотерапевт занимает позицию конфронтации по отношению к Сергею, когда тот строит иррациональные верования типа «Я всегда должен быть сильным и совершенным. Я не мужчина, если показываю слабость». Или «Если меня никто не любит, это - катастрофа», или «Если женщина отвергает меня, значит действительно я - ничто» и т. д. Второй. Можно попросить Сергея оценить способы, которыми он индоктринирует себя с помощью подобных саморазрушительных сентенций. При этом терапевт может не только подвергнуть критике конкретные проблемы, но и саму сердцевину иррационального мышления Сергея, атакуя его, например, такой идеей «Ты - не твой отец, и ты вовсе не должен продолжать говорить себе, что ты тоже такой же. Сколько ты можешь продолжать некритично переносить на себя все оценки своих родителей? Ты говоришь, что ты себя чувствуешь неполноценным. Что, твоя теперешняя деятельность подтверждает это? Для чего ты так жесток с собой? Означает ли то, что ты был в своей семье козлом отпущения, что ты им обязан оставаться по своей воле?» Третий. Как только Сергей понял природу своих иррациональных верований и осознал то, как он их поддерживает, терапевт подбадривает его и приучает к своеобразной контрпропаганде. Терапевт может давать Сергею специальные домашние задания, чтобы помочь избавиться от страхов. К примеру, он может предложить Сергею исследовать страх перед женщинами путем осознания, что заставляет его руководствоваться формулой: «Они могут кастрировать меня. Они ожидают, чтобы я был сильным и совершенным. Иначе они будут властвовать надо мной?» Домашнее задание может включать назначение свидания с женщиной. Если ему это удастся, он может бросить вызов своим катастрофическим ожиданиям. А что ужасное произойдет, даже если ему откажут? Почему он должен получать подтверждение только от одной женщины? Можно также использовать и поведенческие техники типа ролевой игры, моделирования, десенсибилизации, функционального тренинга поведения плюс юмор. Иначе говоря, от психотерапевта ожидается активная директивная позиция и фокусировка на когнитивных и поведенческих аспектах. Сергея обучают иным установочным формулам: «Меня можно любить», «Я могу добиваться успехов или временами терпеть неудачу», «Я не должен превращать всех женщин в свою мать», «Я не должен себя наказывать за то, что не всегда совершенен». Кроме того Сергей получил бы пользу от когнитивно-поведенческих процедур, пе- реструктурирующих его «Я-утверждения» в конструктивные и позитивные. При этом полезны: 1) самоанализ поведения в разных ситуациях (в письменной форме), анализ внутреннего диалога (что он себе говорит в ситуации, как он себя настраивает); 2) обучение новому внутреннему диалогу, поскольку мысленные установки влияют на поведение; 3) обучение совладеющему поведению на когнитивном и поведенческом уровнях вначале в процессе учебных, а затем - реальных ситуаций. Ответы к заданию №5 1. - в; 2. - а; 3. - в; 4. - г; 5. - б;. 6. - г; 7. - в; 8. - в. Ответ к заданию 6 1. - Терапия, центрированная на клиенте (по Карлу Роджерсу). 2. - Терапия реальностью. Книга Уильяма Глассера (Classer, 1965)называется «Терапия реальностью». 3. -Систематическая десенсибилизация (по Джозефу Уолпу). 4. - Гештальт-терапия (по Фредерику Перлзу). 5. - Эмотивно-рациональная терапия (по Олберту Эллису). 6. - Использование оперантного метода. Приложение 3 КРОССВОРДЫ Кроссворды составили студенты МОСУ и МПГУ: Кривцова Н., Полунина М., Генерозова М., Кузнецова Н., Галкина Г., Вороб-кало М., Горшкова Н., Груничева Е., Рачкова Е., Казакова И., СукуловаБ., Рослякова О., Писарева И., Леонова О., Копылова Е., Кучина И. Ml По горизонтали: 2. Теория и практика психотерапии, разработанная В. Фран-клом, исходящая из того, что основным двигателем поведения и развития личности является стремление человека к поиску и реализации смысла своей жизни. 4. Ученица К. Левина, которая исследовала явление зависимости эффективности запоминания материала от меры законченности действия. 7. Общее состояние покоя, расслабленности при отходе ко сну, после сильных переживаний или физических усилий. 8. Психологическое направление, существовавшее в Германии с начала 10-х до середины 30-х гг. XX в. 12. Американский психотерапевт и психолог, создавший на основе развития им некоторых психоаналитических идей «трансактный анализ». По вертикали: 1. Прием стандартизированных испытаний для измерения межличностных отношений в малых группах. 3. Обследование человека в целях определения индивидуальных особенностей развития его психики: способностей, личностных черт, мотиваций и т. д. 5. Американский психолог, автор оригинальной теории личности и основатель научной школы психологии личностных конструктов. 6. Преднамеренное и целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности. 9. Психологический механизм, заключающийся в бессознательном приписывании субъектом имеющихся у него неосознаваемых мыслей, переживаний, черт и мотивов другим людям. 10. Эмоциональная отзывчивость человека на переживания другого. 11. Профессор, доктор, создатель цветового теста. Ответы: По горизонтали: 2. Логотерапия; 4. Зейгарник; 7. Релаксация; 8. Гештальтпсихология; 12. Берн. По вертикали: 1. Социометрия; 3. Диагностика; 5. Келли; 6. Наблюдение; 9. Проекция.10. Эмпатия; 11. Люшер. Литература: Психологический словарь / под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. М., 1996. №2 По горизонтали: 1. Трансакция, требующая одновременно участия более чем двух состояний Я (трансакционный анализ, Э. Берн). 2. Какое безусловное внимание испытывает психотерапевт по отношению к клиенту (личностный анализ, К. Роджерс). 3. Поощрение пациентов к использованию новых для них интеллектуальных озарений в повседневной жизни - это эмоциональное... (психоанализ, 3. Фрейд). 4. Серия следующих друг за другом скрытых дополнительных трансакций с четко определенным и предсказуемым исходом (трансакционный анализ, Э* Берн). 5. Материал, который 3. Фрейд использовал для анализа, рассматривая сны как прямой путь к бессознательному (психоанализ). 6. Состояния Я, все еще действующее с момента их фиксации в раннем детстве и представляющие собой архаические пережитки. Неформальное проявление этого Я (трансакционнын анализ, Э. Берн). 7. Какое понимание включает в себя не только проникновение в мысли, но и в чувства человека, умение смотреть на проблему с его позиции (личностный анализ, К. Роджерс). 8. Ассоциации (высказывания), основанные не на размышлении человека, а на самопроизвольном изложении всего того, что приходит ему в голову по поводу какого-то слова, образа, представления и т.д. (психоанализ). По вертикали: 1. Единица общения (трансакционный анализ, Э. Берн). 2. «Обязательные» формы общения в одной группе: разговор, мимика и т.д. (трансакционный анализ, Э. Берн). 3. Тенденция не затрачивать неосознанный конфликт, и поэтому препятствовать любой попытке прозондировать истинные источники личностных проблем (психоанализ, 3. Фрейд). 4. Суть феноменологической позиции К. Роджерса. 5. Слова или действия в ответ того человека, к которому был обращен трансакционный стимул (трансакционный анилиз, Э. Берн). 6. Основной мотив поведения (личностный подход, К. Роджерс) Ответы: По горизонтали: 1. Скрытая; 2. Позитивное; 3. Переучивание; 4. Игра; 5. Сновидения; 6. Ребенок; 7. Эмпатическое; 8. Свободные; По вертикали: 1. Трансакция; 2. Стимул; 3. Сопротивление; 4. Субъективность; 5. Реакция; 6. Актуализация. Литература: Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М., 1997. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1997. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.,1994. №3 По горизонтали: 1. Этап (один из узловых моментов) процесса консультирования при личностно-ориентированном подходе. 5. Основная характеристика детского мышления по Пиаже, которая заключается в неспособности ребенка к логическому рассуждению, тенденция заменять синтез соединением рядоположенного. 6. Архетип в теории Юнга, субъект всей психики, в том числе бессознательной сферы. Идеальная величина, включающая в себя Я. Появляется в бессознательных фантазиях в виде вышепоставленной или идеальной личности. 9. Современный вариант самосовершенствования человека, когда он использует в своей деятельности психологические знания и техники. 10. Механизм, посредством коего новый предмет или ситуация объединяются с совокупностью предметов или с другой ситуацией, для коей уже существует схема (по Пиаже). По вертикали: 2. Один из создателей феноменологической теории личности. 3. Первый этап помощи в процессе психологического консультирования при проблемно-ориентированном подходе. 4. Одно из состояний Я по Берну. 5. Один из видов локуса жалобы клиента. 7. Универсальные образы и символы, содержащиеся в коллективном бессознательном, предрасполагают индивидуума испытывать определенные чувства и мыслить определенным образом относительно данного объекта или ситуации (по Юнгу). 8. Одна из составляющих психотерапевтического контакта. Защитный механизм состоит в том, что человек приписывает другим свои неприемлемые желания (по Фрейду). Ответы: По горизонтали: 1. Сверка; 5. Синкретизм; 6. Самость; 9. Психотехника; 10. Ассимиляция. По вертикали: 2. Роджерс; 3. Диагностика; 4. Взрослый; 5. Субъективный; 7. Архетип; 8. Плоскость; 9. Проекция. Литература: Розин В. М. Психологическая помощь. Москва, 1995. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.,1997. Словарь практического психолога. Составитель С. Ю. Головин. Минск. 1997. №4 По горизонтали: 1. Основной критерий качества метода, его обоснованность, достоверность. 2. Тип защиты, при котором человек сталкивается с травматическим переживанием, отступает на более раннюю стадию развития. 3. Одно из основных качеств профессионального психолога связанное с сохранением информации. 4. Один из специальных методов анализа уникальной ситуации заказа клиента с целью создания для него альтернативных вариантов действий, переживаний, чувств, мыслей, целей, т. е. с целью создания большей мобильности его внутреннего мира. 5. Создатель недирективной или клиент-центрированной терапии. 6. Вид психологической помощи, адресованный психически нормальным людям для достижения ими целей личностного развития. 7. Процесс избегания определенных мыслей. 8. Механизм, посредством которого невротическая или нормальная тревога обращаются в объективный страх. 9. Универсальная мыслительная форма (идея), содержащая значительный эмоциональный элемент. Эта мыслительная форма создает образы или видения в обычной бодрствующей жизни, соответствующие некоторым аспектам сознательной ситуации (Юнг). По вертикали: 1. Это реакция, воздействующая на среду и изменяющая ее (Скиннер). 2. Совокупность отношений человека к самому себе как к некоемому «другому» - отношение Я к самому себе как к некоторому Не-Я. Поэтому «телом» ее является не отдельное тело особи вида «Homosapiens», а, по меньшей мере, два таких тела - Я и Ты, объединенных как бы в одно тело социально-человеческими узами, отношениями, взаимоотношениями. 3. Процесс обработки диагностических данных, который может осуществляться либо как процесс количественной оценки, то есть полученный результат сравнивают с определенной нормой, либо в виде качественного анализа, при котором полученные данные сравниваем с целым рядом эталонов, значение которых точно определено. 4. Наиболее важное из понятий Кэт-телла. Для него это - «ментальная структура», нечто, что подразумевается за наблюдаемым поведением и отвечающее за регулярность и согласованность этого поведения. 5. Это конструкт (конвенционная фикция или гипотетическое представление), который обозначает силу, действующую в мозге, силу, которая организует перцепцию, апперцепцию, интеллектуальную деятельность, произвольные действия таким образом, чтобы наличная неудовлетворительная ситуация трансформировалась в определенном направлении (Меррей). Ответы: По горизонтали: 1. Валидность; 2. Регрессия; 3. Конфиденциальность; 4. Интервью; 5. Роджерс; 6. Консультирование; 7. Вытеснение; 8. Проекция; 9. Архетип. По вертикали: 1. Операнта; 2. Личность; 3. Интерпретация; 4. Черта; 5. Потребность. Литература: Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию. Екатеринбург, 1995 Холл Кэлвин С., Линдсей Гарднер. Теория личности. М., 1997. По горизонтали: 1. Лежащая в основе всех сексуальных проявлений индивида специфическая психическая энергия. 2. Одно из обозначений сексуального инстинкта и инстинкта жизни. Также бог любви. 3. Комплекс идей и трудов Фрейда. 4. «Энергетический заряд», своеобразный квант психосексуальной энергии. 5. Состояние и направленность либидо на Я. 6. Группа представлений, связанных одним аффектом; эмоционально окрашенная группа представлений, чаще всего вытесненная в подсознательное и бессознательное и влияющая на поведение. 7. Термин, обозначающий первую фазу детской сексуальной жизни, в течение которой используются различные способы полового удовлетворения с помощью частей собственного тела, а сторонний объект совершенно отсутствует. 8. Инстинктивное желание, побуждающее индивида действовать в направлении удовлетворения этого желания. 9. Один из видов психологической защиты, в результате которой неприемлемые для индивида мысли, воспоминания, переживания изгоняются из сознания. По вертикали: 1. Термин, обозначающий наиболее важную, содержательную и обширную систему психики, включающую различные, в том числе противоположные, неосознаваемые «первичные» влечения, инстинкты, желания, мысли и так далее. 2. Стремление, создающее ошибочное суждение, проявляющееся в феномене.сексуальной переоценки объекта ввиду того, что объект до некоторой степени не подвергается критике и все его качества оцениваются выше. 3. Механизм, проявляющийся в принятии индивидом социальной роли при вхождении в группу, в осознании им групповой принадлежности, формировании социальных установок и пр. 4. Бессознательные тенденции индивида к саморазрушению и возврату в неорганическое состояние; влечение к смерти. 5. Особая психологическая инстанция, целиком бессознательные желания и влечения. Ответы: По горизонтали: 1. Либидо; 2. Эрос; 3. Фрейдом; 4. Катарсис; 5. Нарциссизм; 6. Комплекс; 7. Автоэротизм; 8. Влечение; 9. Вытеснение. По вертикали: 1. Бессознательное; 2. Идеализация; 3. Идентификация; 4. Танатос; 5. Оно. №6 По горизонтали: 1. Основатель трансактного анализа. 3. Единица общения. 5. Трансакционная реакция, которая на психологическом уровне говорит о том, что человек принял приглашение к игре. 7. Невербально передаваемый человеком девиз, который действует как скрытое сообщение. 9. Обозначение Родителя в Ребенке. 11. Один из пяти четко определенных способов поведения, который проигрывается в период времени от полусекунды до нескольких секунд и является функциональным проявлением негативных контрсценариев. 14. Пассивное поведение, при котором человек направляет свою разрушительную энергию наружу в попытке заставить окружающих решить за него его проблему. 16. Диаграмма в виде схемы с колонками, показывающая интуитивную оценку человеком важности каждого субподразделения модели эго-состояний в личности человека. 17. Набор сценарных поведений* используемых вне нашего сознания как средство манипулирования окружением и включающее в себя переживания. 18. Вторая позиция в мини-сценарии, отражающая жизненную позицию Я-Т+; приказание, которое человек слышит, находясь в этой позиции. 19. Темы сценариев и роли способствуют ходу жизненной (...). По вертикали: 2. Собрание догм и постулатов, которые человек получает еще в младенчестве и сохраняет в течение всей жизни. 4. План действий жизненной драмы личности, который предписывает, где личность подойдет к концу своей жизни и каким путем она будет к нему идти. 6. Три внутренних ядра психологической активности, три компонента единого Я составляют (...). 8. Способность воспринимать чистые чувственные впечатления так же, как это делает только что родившийся младенец, ничего не интерпретируя. 10. Психическая энергия, которая постулируется Берном для объяснения смещений из одного эго-состояния в другое. 12. Негативное сценарное послание, которое родитель передает ребенку в надежде на то, что таким образом он освободится от влияния этого послания. 13. Стрелка на трансакционной диаграмме, связывающая эго-состоя-ние, из которого исходит коммуникация, с эго-состоянием, в которое она направлена. 15. (в Драматическом треугольнике) человек, который считает себя ниже других, что его заслуженно принижают или что он не может обойтись без посторонней помощи. Ответы: По горизонтали: 1. Берн; 3. Трансакция; 5. Клев; 7. Футболка; 9. Электрод; 11. Драйвер; 14. Насилие; 16. Эгограмма; 17. Рэкет; 18. Стоппор; 19. Драма. По вертикали: 2. Родитель; 4. Сценарий; 6. Личность; 8. Осознание; 10. Катексис; 12. Эпискрипт; 13. Вектор; 15. Жертва. Литература: Кондрашенко В. Т., Донской Д. И. Общая психотерапия. Мн., 1993. Стюарт Я., Джойнс В. Современный тракактный анализ. СПб., 1996. Джеймс М., Джонгвард. Рожденные выигрывать. М., 1993. По горизонтали: 1. Непосредственная работа с людьми, направленная на решение различного рода психологических проблем, где основным свойством воздействия является беседа. 4. Явно выраженная клиентом просьба или жалоба. 8. Направление парной (супружеской) психологии сексуальных расстройств, в основе которой лежат бихевиористические ориентации. 9. Наблюдение человека за внутренним планом собственной психической жизни, позволяющее фиксировать ее проявления. 10. Единица психики, первичная по отношению к своим компонентам, с которой работает терапевт в одной из парадигм практической психологии. 11. Социальная установка. По вертикали: 2. Комплексное лечебное вербальное и невербальное воздействие на эмоции, суждения, самосознание человека... 3. Действия психолога, которые предполагают избавление от страданий, возвращение человеку нормальной жизни. 5. Оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. 6. Целостное образование внутри человека, которое представляет интеграцию, объединение переживаниий своего Я. 7. Ветвь в психологии, изучающая проблемы практической деятельности людей в конкретно прикладном аспекте. 9. Категория, которая наиболее подробно разрабатывалась в психоанализе и интеракционизме. Образ, являющийся представителем других образов. Родственен понятию «знак». Ответы: По горизонтали: 1.
©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|