Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Наука и биология в представлении

Мусульманских мыслителей

После смерти Галена в истории биологии начался период, который не был отмечен ни одним серьезным научным исследованием или трудом. Этот период продолжался вплоть до XIII в. С IX по XIII вв. создаются важнейшие труды мусульманского мира. В VII в. возник ислам, и священная книга мусульман, Коран, расценивая все формы бытия в качестве доказательства существования Бога, побудила всех мусульман к их изучению. В аятах Корана звучит мысль о том, что занятие наукой есть один из возможных способов поклонения Богу и одно из средств приближения к Нему. Язык Корана стал использоваться в науке на международном уровне. Жившие в эти века мусульманские ученые Джабир ибн Хайян, ал-Кинди, ал-Хорезми, Абу Бакр ар-Рази, ал-Фергани, Ибн Сина, ал-Бируни, Ибн Юнис, Ибн ал-Хайсам не имели на Западе равных себе по знаниям. Использование понятия «темные века» применительно к западному Средневековью может быть вполне закономерным, в то время как про научные достижения мусульманского мира той эпохи так сказать ни в коем случае нельзя[59].

Выдающийся историк науки Сартон так выстраивает свою хронологию этого периода: он делит весь временной промежуток, начинающийся во второй половине VIII в. и кончающийся в XII в., на равные отрезки в 50 лет, называя каждый из них по имени жившего в тот момент мусульманского ученого, а весь этот период в целом характеризует как «золотой век»[60].

Поскольку мусульмане считали, что лишь Аллах является истинным обладателем знания, они не видели ничего предосудительного в том, чтобы заимствовать знания у иностранцев и переводить тексты их трудов и исследований. Они обращались к научному наследию Индии, Персии, Месопотамии и, в особенности, Греции. Их основной принцип состоял в том, чтобы заимствовать полезное и не обращать внимание на второстепенное и неважное. Так, несмотря на то, что мусульманские ученые переводили древнегреческие научные труды и исследования и применяли почерпнутые из них сведения, они относились к древнегреческой мифологии как к одной из форм проявления многобожия и не проявляли к ней особого интереса[61].

Мусульманские мыслители занимались не просто переводами, к которым они не добавляли ничего своего; в рамках своего понимания бытия и веры они делали выбор в пользу того или иного мыслителя и ученого, а также той или иной философской или научной концепции. Можно сказать, что особенно значительный вклад в развитие биологии в мусульманском мире внесли Аристотель, Гален, а позже и Гиппократ. Этому способствовало и то, что в научных концепциях Гиппократа и Галена присутствует мысль о гармонии и равновесии, занимающая исключительно важное место и в исламе[62]. Существующее в исламе представление о том, что живые существа являются доказательством бытия и могущества Бога, близко по сути к телеологическому подходу Аристотеля и Галена; это способствовало тому, что мусульманские мыслители с особым вниманием относились к их трудам и исследованиям.

Как уже говорилось, мусульманские мыслители не ограничивались накоплением знаний при помощи переводов: они четко понимали, что с точки зрения теории познания исключительную важность имеют систематические наблюдения и проведение экспериментов, и самостоятельно совершали различные научные открытия. Например, весьма значимо открытие Ибн ан-Нафисом малого круга кровообращения[63]. Ибн ан-Нафис внес некоторые поправки в учение Галена и установил, что сердце состоит не из трех, а из двух желудочков[64]. Что касается зоологии, то самым важным исследованием того времени бесспорно является «Книга о животных» ал-Джахиза. Этот мусульманский ученый, прибегая к знаниям, накопленным Аристотелем, с одной стороны, развивал учение последнего, а с другой стороны, критиковал некоторые его суждения. Ал-Джахиз предложил рассматривать зоологию (науку о животных) в составе религиозных учений[65]. Такая установка позволяла мусульманским ученым заниматься естественными науками, полностью соответствуя общей картине мира того времени. В Коране живым существам отводится особое место. Об этом свидетельствует даже то, что целых шесть сур Корана, одна из которых одновременно является и самой длинной, названы именами животных[66]. 

Мусульманские ученые создали важные произведения и в области ботаники. Например, «Книга о растениях» Абу Ханифы ад-Динавари – самый выдающийся труд по ботанике из созданных в IX в. Кроме того, работы по ботанике Басрийских братьев, Ибн Сины, Ибн Баджи оказали влияние на развитие естественных наук не только в тот период, когда были созданы, но и в последующие эпохи[67]. 

Исследования Ибн ал-Хайсама в области оптики вплоть до XVI–XVII вв. считались самыми значительными научными трудами на эту тему[68]. Свод знаний по оптике оказался важен не только для астрономии, но и для биологии. Благодаря достижениям в сфере оптики стало возможным не только изобретение телескопа, но и микроскопа. Именно поэтому открытия Ибн ал-Хайсама в оптике оказали влияние и на развитие биологии. Многие выдающиеся ученые, начиная с Роджера Бэкона и Витело и вплоть до Леонардо да Винчи, обращались в ходе своих исследований к посвященным оптике трудам Ибн ал-Хайсама[69].   

Современная биология и теория эволюции развивались главным образом в западной научной среде. Ввиду этого полезно познакомиться с достижениями древнегреческой цивилизации и мусульманской научной мысли, питавшими западную науку и западную биологию. Так мы сумеем еще лучше понять пути развития западного мира. Запад узнал о богатом научном наследии Древней Греции посредством многочисленных переводов трудов и исследований древнегреческих ученых и философов с арабского языка, а ведь именно древнегреческая цивилизация воспринимается западными учеными как предшественница цивилизации западноевропейской. При этом западные ученые принимали во внимание комментарии представителей мусульманских ученых кругов, касающийся Древней Греции, а также брали на вооружение их методологию и открытия. Такие выдающиеся ученые, как, например, Альберт Великий, Фома Аквинский, Дунс Скот, находились под сильнейшим влиянием научно-философских концепций Ибн Сины и Ибн Рушда[70]. Историки западной науки отмечали, что изобретение экспериментального метода, приписываемое Бэкону, на самом деле было совершено мусульманскими учеными, и что многие выдающиеся ученые Запада (такие, как Бэкон и Леонардо да Винчи) находились под серьезным влиянием мусульманских ученых[71]. 

Выполненные в XI и XIII вв. переводы с арабского на латинский язык привели к революции в области европейского образования: под их влиянием проходило создание первых университетов[72]. Некоторые слова и понятия, пришедшие в западные языки из арабского языка и использовавшиеся в них достаточно долгое время, в XVI в. с особой старательностью были исключены из западной научной терминологии[73].

Можно сказать, что среди мусульманских мыслителей самым выдающимся в области биологии является Ибн Сина. Особенно важен его труд «Канон врачебной науки», который на протяжении многих веков считался учебником по биологии и медицине. Вплоть до конца XV в. «Канон врачебной науки» вместе с работами Галена досконально изучался на медицинских факультетах Западной Европы. В Италии этот научный труд вызывал особый интерес, в особенности начиная с XIII в.[74]

Мусульманские ученые, изучавшие научное наследие различных цивилизаций, объединили в одно целое теистическое понимание бытия, теорию познания, учитывавшую важность опыта и наблюдения, с религиозной традицией, признававшей необходимость изучения Вселенной и живых существ. Мусульманская научная мысль, синтезирующая в себе все вышеперечисленное, на протяжении многих лет оказывала влияние на становление новых научных и философских концепций Запада.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...