И утрата церковью своего могущества
Люди, которые выдвигают научные идеи, не живут в изоляции от общества. Наука и общество взаимно влияют друг на друга; от этого влияния никуда не деться, путь оно и может причинить ущерб объективности науки. Мы убедились, что в средневековом христианском обществе господствовала парадигма, представляющая собой сочетание учения церкви и философско-научных взглядов Аристотеля. В обществе того времени могущество и господство церкви были самыми важными факторами в процессе формирования и дальнейшего развития этой парадигмы. Изменение сложившейся парадигмы произошло именно тогда, когда могущество церкви стало уменьшаться. Именно в этот момент удача оказалась на стороне тех политических сил, которые испокон веков находились в оппозиции к церкви. В частности, в тот период многие католики перешли на сторону протестантского движения, начало которому было положено Мартином Лютером и Жаном Кальвином в XVI в. Причиной тому послужило развитие физических наук, указавшее на прорехи в подконтольной церкви парадигме. Несмотря на то что роль катализатора в процессе изменения парадигмы (системы взглядов) сыграли физические науки (в особенности, астрономия), впоследствии эти изменения коснулись всех естественных наук и – что особо важно с точки зрения нашей темы – биологии. Наблюдения, осуществленные греческими и мусульманскими мыслителями, оказали весьма существенное влияние на Коперника (1473–1543), который сам провел очень мало экспериментов и опытов, и созданную им новую модель Вселенной. В начале XVI в. (в 1514 г.) астроном представил краткое изложение гелиоцентрической теории. Однако лишь к концу жизни Коперника его труд был опубликован. Изначально церковь не выступила против этой книги, однако впоследствии – в 1616 г. – труд ученого-астронома был запрещен[91]. В своем исследовании Коперник утверждал, что приняв тот факт, что в центре Вселенной находится не Земля, а Солнце, и что Земля вращается вокруг Солнца, мы сможем лучше понять движение небесных тел во Вселенной[92]. Это утверждение Коперника расходилось со сформулированной Аристотелем и официально принятой церковью научно-философской доктриной.
Если с Коперником церковь в открытую полемику не вступала и в ответ на его научные открытия сохраняла молчание, то по отношению к Галилею (1564–1642) она проявила все возможное сопротивление. Во многих книгах в качестве примера противостояния между наукой и религией приводятся столкновение представлений Коперника о Вселенной и религии, а также конфликт религии и теории эволюции Дарвина. Во всех этих книгах под «религией» подразумевается католическая церковь, и с исторической точки зрения отрицать это не представляется возможным. Однако как неверно было бы здесь под словом «религия» понимать какие-либо иные религии, так и мысль о том, в оппозиции католической церкви в этом противостоянии находились все христиане, тоже неверна, ведь Коперник, Кеплер, Галилей – все они были верующими христианами. В XVI и XVII вв. центральную роль в философии науки играло использование метода наблюдения совместно с математическими данными и моделями. В соответствии с этим, результаты наблюдений должны были соответствовать математической модели какой-либо теории; если в результате проверки данные наблюдений не совпадали с математической моделью теории, то теория должна была полностью изменена или исправлена. Кеплер (1571–1630) был одним из тех ученых, которые впервые применили данную концепцию в науке. После того как в 1601 г. умер выдающийся астроном Тихо Браге (1546–1601), Кеплер был назначен на его должность. Он пользовался данными наблюдений, проведенных Браге, а также осуществил новые эксперименты и наблюдения. В течение шести лет он проводил исследование орбиты Марса, оттолкнувшись от погрешности в восемь минут[93]. В результате он сделал открытие, что траектория движения Марса представляет собой не круг, а эллипс[94]. Таким образом, ему удалось исправить некоторые ошибки в картине Вселенной, выдвинутой Коперником; также была разработана более фундаментальная теория, объясняющая процессы, происходящие во Вселенной. Это очень важный пример, поскольку он демонстрирует значимость роли математики в новом понимании науки, а также взаимного соответствия математической модели и результатов наблюдений. Кеплер утверждал, что милостью Божьей был создан человек, которому единственному под силу познать процессы, происходящие во Вселенной – в математической Вселенной[95]. Математическая точность испокон веков очаровывала философов; после того как наука провозгласила свою независимость от философии, ученые взяли за основу именно математику.
Труды Коперника, по сути дела, не оказались особенно влиятельными, поэтому Церковь не придавала им особенного значения. Однако Церковь отнеслась отрицательно к тому, что идеи Коперника разделил Галилей. Клирики подвергли 69-летнего Галилея суду инквизиции, а также, воспользовавшись случаем, запретили книгу Коперника. Между тем Галилей был весьма набожным, верующим человеком. Две его дочери были монахинями, он сам имел прекрасные отношения со многими иерархами католической церкви. Он думал, что своими учениями он не причиняет вред церкви, а, наоборот, пытается спасти ее[96]. Даже если Галилей и Коперник и не намеревались вступать в противоречия с представителями церкви, их научная позиция, в конечном счете, кардинально расходилась с официальной точкой зрения церкви. Они думали, что их взгляды не противоречат идеи о существовании Бога и его безграничном могуществе. Например, Галилей говорил, что «математика – это язык, на котором Бог написал Вселенную». Он делал упор на то, что Бог написал Вселенную как книгу и что между книгами, написанными Богом, не может быть противоречий. Подобная позиция Галилея не помешала церкви, желавшей сохранить свой хрупкий авторитет, посадить его в тюрьму и подвергнуть моральным и физическим пыткам[97].
Галилей своими исследованиями посягнул на философский и научный авторитет Аристотеля. При этом Галилей не ограничился лишь проведением опытов и наблюдений, которые опровергли достоверность геоцентрической модели Вселенной, разработанной Аристотелем и Птолемеем; он доказал несостоятельность многих научных выводов Аристотеля, среди которых, например, идея о том, что тяжелые предметы падают быстрее, чем легкие[98]. С точки зрения биологии, этот исторический период важен, во-первых, свержением гегемонии церкви и Аристотеля в научной сфере, что привело к развитию новых идей. Кроме того, именно в этот период истории в биологии стало уделяться больше внимания количественным опытам. Например, Вильям Гарвей (1578–1657), очень значимый в истории биологии человек, открывший кровообращение, добился с помощью этого метода значительных результатов. Живший в то же время врач Санторио (1561–1636) в течение многих лет проводил опыты, используя при этом весы, калориметры, гигрометры. Гарвей рассчитал, что количество крови, проходящей через сердце в течение 30 минут, превышает общее количество крови в организме. Это открытие и связанные с ним расчеты выдающемуся ученому удалось сделать с помощью количественного метода, непривычного для того времени[99]. В истории биологии Гарвей считается первым ученым, который применил к этой области принцип, сформулированный Галилеем: «измерить то, что можно измерить, и рассчитать размеры того, что нельзя измерить»[100]. В своих исследованиях он объединил математический и экспериментальный подходы Френсиса Бэкона и Галилея (уместным будет заранее отметить, что и Бэкон, и Галилей были противниками использования методов Аристотеля в научной области) с телеологическим подходом Аристотеля[101]. Таким образом, Гарвей доказал, что можно с успехом синтезировать эти подходы, несмотря на то, что они всегда воспринимались как противоположные друг другу. Именно в эпоху Гарвея было положено начало традиции применения математики к области биологии и в других естественных науках. Среди философов, живших в XVII в., стоит отдельно упомянуть имя Френсиса Бэкона (1561–1626), чей метод также оказал большое влияние на естественные науки. Выдающиеся ученые Ньютон и Дарвин неоднократно признавались, что методология Бэкона сильно повлияла на их работу. Особенность философской концепции Бэкона заключается в методе индукции. Даже если начало экспериментальной науке и экспериментальным методам было положено еще до Бэкона, он по праву считается отцом позитивизма Нового времени. Бэкон утверждал, что научные определения являются не целевыми определениями, а причинными, и старался разграничить метафизику и науку. Особое ударение он делал на то, что если результаты экспериментов расходятся с теорией, то нужно не игнорировать их, а внести поправки в теорию.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|