Шеллинг, Гегель и увеличение значимости понятия
«эволюция» в философии Понятие «эволюция» заняло важное место в философии, главным образом, в конце XVIII в. и в XIX в. Будет полезным еще раз обратить внимание читателей на ошибку, которая часто допускается в данном случае: не следует путать понятие «эволюция» с теорией эволюции. Под «эволюцией» подразумевается поэтапный, направленный на развитие процесс. Понятие «эволюция» в данном значении становится центральным в философии природы Шеллинга (1775–1854), в идеалистической философии и философии истории Гегеля (1770–1831), в материалистической и экономической философии Маркса (1818–1883), а также в концепции Дарвина, затрагивающей проблему образования всех видов живых существ друг от друга (теория эволюции). Можно сказать, что в истории философии понятие «эволюция» заняло центральное место благодаря деятельности выдающегося философа Гегеля. Однако Гегель ни в одном из своих философских трудовне выдвигает концепций, похожих на теорию эволюции. Иными словами, суждение о том, что виды эволюционируют друг от друга, не является частью его философии. То, что в его трудах данное понятие играет важную роль, не означает, что он соглашается с мыслью об эволюции видов (теорией эволюции). Понятие «эволюция», конечно, связано с теорией эволюции, однако не следует понимать эту связь буквально. По сути дела, термин «эволюция» в значении развития из более простого, плохого, низшего состояния в последующее более сложное, более хорошее, высшее состояние, встречается в рамках теории эволюции, в особенности, в материалистической теории эволюции. Философы-идеалисты, такие, как Гегель, в силу того, что они брали разум Бога за основу развития, использовали эволюцию для обоснования того, почему это развитие постоянно. Между тем, поддерживавшие теорию эволюции представители школы «философии процесса», возникшей в XX в. (здесь можно обнаружить важное сходство со взглядами Гегеля), предпринимали попытку обосновать с помощью понятия «воли Бога» эволюцию как процесс развития. Что касается материалистического понимания истории (концепция Маркса), то такие этапы развития человечества, как капитализм, социализм и коммунизм, являются итогом экономических отношений между людьми; люди, однажды достигнув этих этапов, уже не могут вернуться назад. Это можно объяснить с помощью таких понятий, как человеческое сознание и воля. Однако, если пытаться обосновать теорию эволюции исходя из материалистического подхода, то, несмотря на действие таких механизмов, как, например, естественный отбор, закон «прогрессивной эволюции» перестает действовать. Хотя теория эволюции утверждает, что организмы, обладающие более сложной структурой, произошли от более простых живых существ, многие материалисты-эволюционисты высказали предположение, что данный процесс происходит случайно, и что более простые живые существа могут происходить от более сложных.
Многие сторонники материалистической теории эволюции выступали против «однонаправленной прогрессивной эволюции». Отвергать однонаправленный и прогрессивный процесс эволюции значит отрицать направленное на «прогресс» значение теории эволюции. Из-за этого понятие «эволюция», которое выражает, по мнению сторонников материалистической теории эволюции, «прогресс», не может быть абсолютным и основополгающим законом философии. Так полагает и Гегель и близкие к нему по взглядам философы. Живший с Гегелем в одно время философ Шеллинг, который был на несколько лет младше его, несколько раньше, чем Гегель, создал философию природы, в центре которой находится понятие об эволюции. Шеллинг говорил, что природу можно понимать только как постоянно продолжающийся процесс; она в начале была неживой, однако затем появились растения, животные и, в конце концов, человеческий разум, и природа наконец предстала как единое целое[210]. По мнению философа, развитие в природе происходит поэтапно и за этим развитием стоит Бог[211]. Выдающийся историк Артур Лавджой считает, что понятие «эволюционной метафизики» или, лучше сказать, «эволюционирующего Бога» вошло в философию вместе с именем Шеллинга.
Этот Бог представляет собой единое целое со Вселенной (монизм) и на конечном этапе Его сущность будет полностью понята и постигнута. Шеллинг в дискуссии с философом Якоби говорил, что Бог является и альфой, и омегой, а также попытался привести к компромиссу понятие «эволюционирующий Бог» и «совершенство Бога»[212]. Даже если Шеллинг и не внес важный вклад в развитие в целом науки, его учение оказало немалое влияние на развитие биологии[213]. Его имя достойно упоминания в связи с тем, что оказал влияние на становление целой плеяды натуралистов, таких, как Бурдах, Окен, Карус, Эрстед, Стеффенс, Шуберт[214]. Влияние Гегеля горазо более значительное, чем влияние Шеллинга. В философии Гегеля понятие «эволюция» играет более важную роль. Однако здесь речь идет не об эволюции в природе, а об эволюции в истории человечества. Эта эволюция происходит благодаря Абсолютному или Духу, а иногда и благодаря Богу. По Гегелю, божественная и человеческая природы тождественны, именно поэтому в гегелевской теории знания Дух можно познать с помощью сознания[215]. По мнению Гегеля, ум человека – это инструмент не субъективной оценки, а метод познания объективной действительности. Он выступал против идей Канта о том, что действительность нельзя познать, но можно познать лишь феномен[216]. Категории, согласно концепции Гегеля, необходимы не только для того чтобы размышлять о бытии, но и одновременно для того чтобы познать бытие, поскольку категории тождественны с бытием. Формы, входящие в шаблон мысли, представляют собой этапы божественного творения[217]. Божественное творение возникает внутри эволюционного процесса. В философии Гегеля Бог, который имманентен Вселенной, воплощает сам себя в процессе эволюции истории[218]. Кроме того, в трудах Гегеля, как и в трудах Шеллинга, прослеживается идея присущей Вселенной целесообразности.
Важно различать «эволюцию» и «теорию эволюции», однако наряду с этим необходимо принять во внимание, что философы, ставящие понятие «эволюция» во главу угла, гораздо легче признают достоверность теории эволюции. Например, Эрнст Майр указывает на то, что «эволюционистские» концепции натурфилософов Германии способствовали тому, что этой стране гораздо теплее отнеслись к теории эволюции Дарвина, чем в других странах[219]. Кроме того, данная идеалистическая «эволюционистская» точка зрения оказала влияние на то, что некоторые выдающиеся биологи, например, Вольф и фон Бэр, стали сторонниками концепции эпигенеза[220]. Впоследствие развитие этих идей привело к открытию основного биогенетического закона, который гласит, что в процессе своего эмбрионального развития человек проходит те стадии развития, что проходили в свое время предки его биологического вида[221]. Кроме того, идеалистско-эволюционистские взгляды натурфилософов стали источником вдохновения для теистического эволюционизма.
ВТОРАЯ ГЛАВА
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|