Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формирование теории эволюции

Аннотация к главе

Рассмотренные в предыдущей главе научные и философские дискуссии на такие темы, как доказательство разумного замысла, конфликт механистического и телеологического подходов или онтологический статус биологического вида, продолжились с еще большим размахом после того, как была сформулирована теория эволюции. В этой главе будут освещено постепенное создание теории эволюции, начало которому было положено в начале XIX в., а также эволюция в целом. В то же время будет подробно рассмотрена научная парадигма, сыгравшая важную роль в процессе формирования учения об эволюции и его принятия, например, философия позитивизма, приведшая к ряду изменений в социальной и экономической сферах. Для того чтобы читатели смогли лучше понять темы, к которым мы будем обращаться на протяжении этой книги, я постараюсь рассказать о теории эволюции в контексте той научной парадигмы, которая, с одной стороны, повлияла на формирование и процесс принятия теории эволюции, а с другой стороны, сама же оказалась под влиянием этой теории. В этой главе я постараюсь лишь познакомить читателей с теорией эволюции, а к рассмотрению основных доказательств и аргументов в ее пользу перейду в следующей, третьей главе.

В этой главе мы сможем найти ответы на следующие вопросы: В чем разница между теорией эволюции Ламарка и теорией эволюции Дарвина? Какова связь между геологией и теорией эволюции? Какое влияние оказали экономические теории на становление теории эволюции? Какую жизнь прожил Дарвин? Каковы основные постулаты теории эволюции? Какие новшества привнес неодарвинизм? Какой вклад внесли в процесс становления теории эволюции такие мыслители и ученые, как Лайель, Гексли, Уоллес и Спенсер? Что собой представляет парадигма, которая оказала влияние на выдвижение теории эволюции, а также сама оказалась под влиянием этой теории?

Теория эволюции Ламарка

Между теорией эволюции Ламарка (1744–1829) и теорией эволюции в ее современном представлении существует большая разница. Впервые в истории человечества детальную биологическую теорию, в основе которой лежало возникновение новых видов друг от друга в результате их изменения, сформулировал Ламарк. На протяжении многих лет этот выдающийся ученый был последователем идей Линнея и утверждал, что биологические виды не подвержены изменениям[222]. Лишь к 56 годам (в 1800 г.), Ламарк стал сторонником идеи эволюции и в 1809 г., то есть в возрасте 65 лет, написал свою знаменитую книгу «Philosophie Zoologique» («Философия зоологии»).

Ламарк высказывал предположение, что процесс эволюции осуществлялся постепенно: новые виды возникали только после того, как проходило несколько поколений[223]. Эволюция, по мнению ученого, двигалась вверх по шкале, разделенной на множество мелких делений, и состояла из постепенных переходов с деления на деление; поэтому эволюция неощутима[224]. Сложная и совершенная структура живых существ, считал Ламарк, формировалась в течение очень продолжительного периода времени[225].  

По мере увеличения количества работ и исследований по палеонтологии становилось очевидным, что многие ранее существовавшие на Земле виды уже исчезли. В XVIII в., во времена господства идей Линнея, такая точка зрения вряд ли нашла бы себе сторонников. Главным образом, в силу того, что, по Линнею, виды оставались такими же и в таком же количестве, как и в самом начале. Ламарк предложил свое решение этой проблемы: существующие виды – это преобразовавшиеся в результате эволюции старые виды[226]. Таким образом, виды, об исчезновении которых говорили биологи, на самом деле не исчезли, а продолжают существовать в качестве новых видов, прошедших все стадии эволюции.

В системе Ламарка «теория эволюции» отождествлялась с «мудростью Бога». Здесь уместно будет спросить, ввиду каких причин исчезновение видов представлялось расхождением с волею Бога. Первая причина – это распространенное в те времена заблуждение, что животные созданы лишь для службы человеку. Соответственно, существование видов, которые более не представлялись полезными человеку, было неугодно Богу. Ошибочное предположение, что все создано для человека, привело к тому, что возникли неправильные представления о Божьей воле. Система Аристотеля – Птолемея в астрономии и система Линнея в биологии – лучшие примеры подобного заблуждения. Если мы будем объяснять существование всех явлений во Вселенной лишь «нацеленностью на службу человеку», не будет ли это ограничением Божьей воли? Вторая причина – это мысль о «шкале бытия», история которой берет свое начало еще в эпоху Аристотеля. Предполагалась, что если некоторые виды исчезнут, то на этой шкале возникнут пропуски, что, в свою очередь, разрушит образ превосходного Божественного творения. Напомню, что иерархически виды выстроены так, между двумя разными видами стоит третий, между ними нет пустот, все виды, выстраиваясь в определенном иерархическом порядке, и образуют «шкалу бытия». Если хотя бы одно звено цепи сломается, то выйдет из строя все система. То есть виды исчезать не могут. Такая умозрительно построенная концепция была отождествлена с волей Бога и с онтологической структурой живой природы. Когда выяснилось, что некоторые виды более не существуют на Земле, стало понятно, что вышеописанное суждение возникло в умах философов и представляет собой утопию. Впоследствии многие поймут, что поиск противоречий между Божьей волей и исчезновением видов – это искусственно созданная проблема. Убеждение, что все созданное Богом призвано или служить человеку, или быть объектом его наблюжений, привело к целому ряду неверных выводов. Ламарк думал, что он нашел решение для этой искусственно созданной проблемы.

Кювье (1768–1833), соперник Ламарка, живший с ним в одно время и пользовавшийся славой в научных кругах, сегодня считается одним из самых компетентных ученых в области анатомии и палеонтологии. Он высказывал критику в адрес предположения Ламарка, что лестница бытия всегда уходит вверх (т. е. эволюция всегда прогрессивна). Ученый также считал, что в мире живых существ нет никакой «иерархической шкалы»; этот мир настолько многообразен, что его невозможно поделить на группы и распределить их по мере возрастания их превосходства. Современники и единомышленники Кювье полагали, что он доказал несостоятельность теории эволюции, созданной Ламарком[227]. В отличие от Ламарка, который считал, что на Земле постепенно происходят незначительные изменения, Кювье утверждал, что происходящие изменения колоссальны, катастрофичны, и связывал исчезновение старых видов и появление новых именно с такими изменениями (например, со Всемирным потопом). В качестве доказательства того, что виды неизменны и что существует такой механизм, который препятствует уничтожению видов и эволюционироваю видов, ученый использовал пример древнеегипетских мумий животных, ясно демонстрировавшими, что какими животные были в те времена, такими они и остались[228].

Ламарк высказал предположение, что в живой природе есть тенденция к усложнению, свойственная живым существам, и эта тенденция была заложена в них Создателем[229]. Из этого следует, что теория эволюции Ламарка признает существование Бога. Это, в свою очередь, показывает, что теория эволюции не представляет собой в обязательном порядке атеистическое учение. По мнению Ламарка, самые простые живые существа возникали в природе путем самозарождения[230], а затем из этих простых существ возникали более сложные. Поскольку человек представляет собой верх превосходства и совершенства, то и живые существа в силу своей близости к человеку также являются в определенной степени совершенными[231]. Человек, по мнению Ламарка, является высшим достижением эволюции и произошел от обезьяноподобных существ[232]. Таким образом, Ламарк еще до Дарвина высказал предположение, что человек произошел от обезьяны. Ламарк, построивший схему эволюционного пути от животного до человека, выступил против тех, кто, подобно французам Декарту и Бюффону, считали, что между человеком и животными существуют глубокая и непреодолимая пропасть. 

Итак, что же отличает теорию эволюции Ламарка от той теории, которая сегодня известна нам? Прежде всего, то, что Ламарк отрицал идею происхождения всех видов, существующих на Земле, от одного общего предка. Так, например, Бюффон полагал, что все биологические виды происходят от «коренных», созданных в начале времен видов, однако он отвергал теорию эволюции и поэтому отвергал и мысль о существовании одного общего предка существующих на Земле всех видов. Ламарк же был чужд мысли об общем предке, поскольку, по его мнению, простейшие, возникающие в процессе самозарождения организмы и живые существа с более сложным строением находятся на разных линиях эволюционного развития[233].

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...