Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Линней, биологические виды и таксономия

Термин «таксономия» образовался путем соединения двух основ греческого языка: «таксис», что означает «строй, порядок», и «номос», что, в свою очередь, переводится как «закон». В биологии данное понятие используется для обозначения учения о принципах классификации и систематизации живых существ. Отцом таксономии считается Карл Линней (1707–1778). Именно Линней впервые в истории биологии предложил способ систематизации всех живых существ, дав им определение, состоящее из двух слов[184]. Например, таким определением для биологического вида человека будет «Homo sapiens», а биологический вид «домашняя собака» значится в биологических работах под наименованием «Canis familiaris». Линней сумел из существовавшего в биологии хаоса создать порядок, создал способ описания живого существа с помощью нескольких строк. В большей степени благодаря ему в XVIII в. и в первой половине XIX в. господствующей концепцией в биологии был таксономический подход.  

Стоит отметить, что, по Линнею, ключевым для философии природы понятием является замысел Бога. Он считал, что Бог создал Вселенную таким образом, чтобы человеческий разум смог постичь механизм этого сотворения. Линней полагал, что он, в свою очередь, является тем человеком, который раскрывает суть божественного плана, способствует тому, чтобы мысли и идеи Бога были как можно лучше поняты другими людьми[185]. Подобный подход несколько схож с концепцией одного из выдающихся физиков[186], который сказал однажды, что его основная цель заключается в том, чтобы «читать мысли Бога». Однако есть небольшая разница между Линнеем и этим физиком: биолог был твердо убежден в том, что ему это удалось. Он, следуя основным положениям логики Аристотеля, взял за основу своего учения мысль об отождествлении бытия и логики. Между тем будет полезным отметить то, что сам Аристотель, обращаясь к биологии, делал упор прежде всего на наблюдении и выстраивал свою классификацию живых существ по принципу наблюдаемых особенностей: «с кровью – без крови», «с шерстью – без шерсти» и т. д.

Линней старался определить место каждого живого существа в природе, классифицировав их, исходя из того, к какому царству, типу, классу, отряду, семейству, роду и виду они относятся. Используя метод биолога, место человека в этой классификации можно описать следующим образом:

Царство           Животные

Тип             Позвоночные

Класс     Млекопитающие

Отряд               Приматы

Семейство Гоминиды

Род             Люди

Вид             Человек разумный

Линней считал, что виды сохраняют себя в той форме, в которой они были созданы и что количество видов с самого начала было определено и остается неизменным. Он поддержал Лейбница в том, что развитие природы происходит не скачкообразно, и высказал мысль о том, что в иерархии биологических видов каждый вид занимает свое определенное место между двумя другими[187].

По сути дела, эта мысль, согласно которой в природе нет места новым, образовавшимся вследствие эволюции видам, потому что все места в природной иерархии уже распределены между видами существующими, противоречит теории эволюции. Кроме того, мысль о постоянном, сохраняющемся количестве видов на Земле также противоречит этой теории. Ввиду упомянутых выше обстоятельств можно предположить, что подход Линнея стал одной из основных причин несогласия с теорией эволюции. С другой стороны, мы также можем сказать, что именно концепция Линнея открыла дорогу к учению об эволюции. Линней высказал мысль о том, что биологические виды растений, подобно государствам на карте мира, соприкасающимся своими границами, являются смежными между собой[188]. Подобная точка зрения одновременно демонстрировала изоляцию биологических видов и указывала на то, виды все-таки определенным образом взаимодействуют. Дарвин также до последнего был уверен в том, что в природной иерархии существует строгий порядок, что количество видов остается постоянным и что в природе нет места скачкообразному развитию. Пусть он и не распологал все живые существа в иерархическом порядке, он утверждал, расположив каждый вид между двумя другими, что в природе возможно продолжение развития. Но это объяснялось не данными наблюдений, а метафизическим принципом, основанным на идее того, что в развитии природы не должно быть скачков. В третьей главе этой книги, в подглавах, посвященных гомологии и ископаемым останкам, данная тема будет рассмотрена более подробно.

При помощи идеи Линнея о том, что у всех видов на Земле есть один общий предок, и что все виды произошли друг от друга, была совершена попытка описания эволюционного развития. Здесь необходимо задаться вопросом, насколько правильна классификация Линнея и насколько достоверно построение иерархии в рамках теории эволюции. Исходя из каких критериев можно классифицировать пчелу, производящую мед, дельфина, обладающего гидролокационной системой, птицу, способную запоминать путь на длинных дистанциях, а также человека, способного разговаривать? Некоторые живые существа по своим способностям превосходят все другие. Кто сможет классифицировать столь разные живые существа, кто определит критерии для построения подобной иерархии? Современные исследователи живой природы, более подробно рассмотревшие уникальные особенности живых существ, говорят о невозможности расположения их в виде иерархии. Нет сомнений, что человек и еще несколько биологических видов в чем-то, что свойственно именно им, превосходят другие живые существа. Какой бы критерий для построения иерархии мы ни выбрали, большую часть живых существ не удастся каким-то образом расположить по отношению друг к другу. Практически все современные классификации созданы на основании сходств между живыми существами и игнорируют идею об иерархическом расположении этих существ в природе.

Линней, говоря о равновесии в природе, особенно большое значение придавал идее «борьбы за жизнь». Эта мысль впоследствии послужила фоном для теории естественного отбора Дарвина[189]. Линней, создавший свою классификацию исходя из физического сходства, расположил человека и обезьяну иерархически близко друг к другу. Это, в свою очередь, открыло дорогу одной из идей, выдвинутых в рамках теории эволюции, – идее происхождения человека от обезьяны. Вдобавок ко всему, то обстоятельство, что возраст Вселенной оказался гораздо больше, чем посчитал Ашшер, также способствовало выдвижению теории эволюции.

Минусом концепции Линнея является то, что биологические виды, по мнению ученого, не могут исчезнуть[190]. Тем временем, обнаруженные при раскопках окаменелости показали, что многие виды живых существ более не существуют. Выходит, что Линней ошибался, полагая, что может правильно читать мысли Бога. Кроме того, всем известно, что люди, а также и другие животные, способны убить множество живых существ. Если возможно уничтожить всех представителей одного вида, то почему нельзя уничтожить все виды? Образуются ли виды от индивидов? Становится очевидным, что желание применить категории собственной логики к бытию привело Линнея, одного из самых влиятельных и успешных биологов человечества, к глубокому заблуждению. 

В рамках концепции Линнея все представители того или иного вида обладают общими особенностями, которые создал Бог. Задача биолога состоит в том, чтобы обнаружить эти особенности и увязать каждый биологический вид с родом, с помощью чего и конкретизировать место того или иного живого существа в природе[191]. Сторонники этой точки зрения считают, что виды не меняются и что их особенности сохраняются. Те, кто не разделяет это убеждение, говорят, что хоть у видов и есть общие особенности, то эти особенности не являются неизменными и постоянно сохраняющимися[192]. В этом случае понятие «вид» имеет исключительно практическое значение в рамках биологии и не имеет реальных соответствий в мире живых существ. Согласно представлению Линнея о бытии, «вид» как раз и является одной из форм бытия. До сих пор ведется спор насчет того, каков онтологический статус вида. Многие биологи, среди которых и Стивен Джей Гулд, считают, что вид – это лишь проекция, созданная разумом, поскольку при изучении природы практичным является использование таксономической системы; таким образом, с точки зрения онтологии вид не существует в реальности[193].  

Дуглас Медин провел фундаментальное исследование на тему того, как человеческий разум создает таксономию. Данное исследование включило в себя изучение многих групп людей: от урбанизированных жителей Америки, вплоть до жителей дождливых лесов, сердца цивилизации Майя. Результатом трудов ученого стал вывод о том, что в разумах представителей всех культур строится таксономия, в основе которой группирование всех живых существ, кроме людей, исходя из их определенных «особенностей». Становится очевидным еще один вывод: склонность к восприятию мира в виде таксономии является особенностью человеческого разума, которая не зависит от результатов наблюдений внешней среды[194]. Это исследование в самом деле весьма интересно, но недостаточно для того, чтобы определить онтологический статус вида. Одни склоняются к тому, что у вида есть онтологический статус только потому, что человеческий разум воспринимает живые существа в соответствии с заранее известными ему категориями. Другие уверены, что Бог создал разум и природу в неразрывной связи друг с другом, поэтому Он наградил разум способностю исследовать созданные Им живые существа и классифицировать их (создавать таксономию).  

Представление об онтологическом статусе вида становится особенно запутанным, когда речь идет об одноклеточных, микроскопических существах; но нельзя игнорировать тот факт, что многие виды представляют собой закрытую систему, внутри которой они размножаются, дают жизнь новым поколениям, которые, в свою очередь, тоже произведут на свет потомство. Очевидно, что метод таксономии больше всего подходит для того, чтобы попытаться разобраться в мире живых существ. Однако это не должно пониматься как команда к применению таксономии, созданной Линнеем. Предпринимаются попытки создать различные таксономии; неважно, является биологический вид онтологически оправданной единицей или нет, бесспорно то, что использование таксономии помогает человеческому разуму постичь природу, а также способствует развитию науки.

В 1753 г. Линнею было известно 6000 видов растений, и предполагалось, что всего в мире их существует около 10 000. В 1758 г. ученый насчитал в своих списках 4000 видов животных, и их предположительное количество тоже было около 10 000[195]. Ученому пришлось нелегко, когда он принялся исследовать мир насекомых, а также микроскопические живые существа. Сегодня известно, что количество биологических видов на Земле исчисляется миллионами.

Линней – выдающийся ученый своего времени, добившийся больших успехов в биологии. Постоянно совершенствуясь, он не раз менял свои убеждения. Поначалу он полагал, что виды с самого своего возникновения являются неизменными. Однако возможность скрещивания двух разных видов (пример скрещивания: мул как результат вязки лошади и осла) заставило Линнея поменять свое мнение. Он стал сторонником того, что в результате скрещивания могут образовываться новые виды. Эта мысль в будущем стала альтернативой для теории эволюции[196]. Мендель использовал ее в качестве аргумента против концепции Дарвина. По мнению Линнея, скрещивание и прочие внешние факторы приводили лишь к дегенерации видов и губили их совершенство[197]. Подобная точка зрения противоречила теории эволюции, которая говорила, что в результате изменений на свет появляются более совершенные и сложные живые существа.

Бюффон и трансформизм

Бюффон (1707–1788) родился в том же году, что и Линней, прожил более долгую жизнь, чем Линней, и стал, подобно Линнею, с которым неоднократно вступал в полемику, одним из самых крупных ученых в истории биологии. Бюффон – один из самых комментируемых ученых; причиной тому является его богатое энциклопедическое наследие, в котором ученый обращался к самым различным темам, начиная с возникновения Вселенной (космологии) и заканчивя зоологией. Еще одна причина заключается в том, что его мысли, которые неоднократно меняли свое направление, привели к серьезным противоречиям, которые нашли отражение в некоторых его исследованиях[198]. 

Бюффон высказывал серьезную критику в адрес таксономии Линнея и считал, что в природе существуют лишь индивиды, а распределение их по группам и классам представляет собой результат деятельности человеческого разума[199]. Ученый доказывал, что понятие «вид» – это лишь проекция, созданная нашим разумом для облегчения восприятия особенностей живых существ. В своем энциклопедическом труде «Histoire Naturelle» («Естественная история»), в особенности, в первых главах, Бюффон отрицает реальность существования биологических видов за пределами нашего разума. В том же произведении, только в последующих главах, ученый меняет свое мнение и соглашается с онтологической истинностью видов. Это убеждение не покидало его вплоть до самой смерти[200]. Взгляды Бюффона в тот период, когда он признавал вид как нечто существующее в реальности, в некоторой степени отличаются от взглядов Линнея. Можно сказать, что его подход к понятияю биологического вида ближе к учению Аристотеля[201]. Соглашаясь с достоверностью понятия «вид», ученый старался объяснить особенности, которыми обладают виды, не посредством отвлеченных умозаключений, а основываясь на опытах и наблюдениях. Особенное внимание Бюффон уделил понятию «генофонд». Объясняя многообразие видов с помощью этого понятия, ученый утверждал, что изменение видов происходит главным образом в виду влияния условий окружающей среды. Стоит отметить, что эта мысль оказала особенно сильное воздействие на Ламарка и Дарвина.

Бюффон высказал мысль о том, что «изначальные виды», которые Линней объединил под названием «Род» (genus), был созданы единомоментно в начале времен, а другие виды произошли в результате скрещивания. Виды, которые возникали в результате скрещивания, теряли свое превосходство и совершенство. Очевидно, Бюффон считал, что на Земле с самого начала существовало не так много «изначальных видов», как полагал Линней, которые дали начало всему существующему видовому многообразию. Согласно мнению Бюффона, образование новых видов от других видов – это дегенерация. Ввиду этого невозможно связать концепцию ученого с одной из основных идей теории эволюции, согласно которой каждый последующий вид является в большей степени превосходным, чем породивший его. Это суждение Бюффона о видах подобно второму закону термодинамики, то есть энтропии. Энтропия – это постоянное стремление Вселенной к хаосу, свойственное ей с самого момента ее возникновения, и это стремление не может быть ничем нарушено и предотвращено. Виды, по Бюффону, также находятся под действием закона, подобного энтропии: в результате скрещивания возникают в меньшей степени развитые виды, которые при скрещивании с посторонними видами не дают потомства и поэтому остаются закрытой системой.

По мнению Бюффона, вопрос о том, как произошли первые, «изначальные» виды, вполне справедлив. Ученый верил, что первые виды возникли путем самозарождения. Во времена Бюффона тема самозарождения жизни была одной из наиболее обсуждаемых и спорных вопросов. Бюффон полагал, что даже самый сложный вид возник в результате самозарождения[202]. Этот «изначальный» вид был подобен по своим функциям «форме» Аристотеля[203]. В то же время Бюффон был специалистом в сфере космологии и находился под глубоким влиянием физических теорий Лейбница и Ньютона. Он пытался описать с помощью механистического подхода особенности, присущие Вселенной и живым существам. Стоит отметить, что Бюффон не сумел защитить идею о «самозарождении», сформулированную Дидро и Лукрецием[204]. В «самозарождение» верили и теисты, а до того, как была выдвинута теория эволюции, практически все атеисты считали самозарождение единственной альтернативой божественному сотворению жизни. Бюффон не использовал данное понятие в атеистическом смысле и в качестве доказательства своей правоты привел опыт Нидхэма, о котором сообщалось в предыдущих главах книги.

Бюффон первым из ученых высказал мысль о происхождении всех живых существ от одного общего предка, а именно эта мысль является одним из основополагающих положений теории эволюции. Однако Бюффон, говоря о том, что эта мысль может получить дальнейшее развитие, тут же приводит ряд доказательств, почему не стоит этого допускать. Во-первых, история не знает ни одного случая возникновения новых биологических видов. Во-вторых, то обстоятельство, что особи, возникшие в результате скрещивания видов, не могут дать жизнь последующим поколениям, изолировало виды друг от друга. В-третьих, чтобы доказать, что два вида образовались друг от друга, необходимо найти промежуточные формы этого процесса, а эти формы в природе отсутствуют[205]. Примечательно то, что Бюффон, который, по сути дела, отрицал то, что мы впоследствии назовем теорией эволюции, стал в истории биологии первым ученым, который высказался в эволюционном ключе. С одной стороны, его считают настоящим отцом теории эволюции, с другой же стороны, существует мнение, что этот отец произвел на свет свое дитя, только чтобы убить его. Возражения Бюффона против теории эволюции до сих пор живы, и выступающие против теории эволюции биологи и философы продолжают развивать идеи ученого, подкрепляя их все новыми и новыми научными и философскими открытиями.

Как уже говорилась, на Бюффона сильно повлияла физика, в особенности физика Ньютона. Отличным примером этому служит тот факт, что ученый привнес свои знания по физике в биологию. Как и Ньютон, Бюффон читал труды Лейбница и испытывал восхищение от математической упорядоченности вселенских законов. Утверждая, что то же самое происходит и в мире живых существ, Бюффон включил этот подход в методологию экспериментальной биологии, существовавшую на тот момент, и использовал его не только применительно к биологии, но и к экологии, геологии, космологии.

Бюффон соглашался с теориями Уильяма Уистона (1667–1752), последователя Ньютона, и считал, что Земля возникла в результате столкновения Солнца с другой звездой. Воспользовавшись законом охлаждения, сформулированным Ньютоном, Бюффон опытным путем попытался определить возраст Земли. По его распоряжению были произведены несколько стальных сфер, которые затем подверглись нагреванию вплоть до плавления. После этого сферы были оставлены в различных местах до полного остывания. В конце концов были произведены расчеты, согласно которым возраст Земли составлял около 75 000 лет[206] и она преодолела семь стадий развития[207]. В частных разговорах ученый неоднократно высказывал предположение, что возраст Земли может равняться трем миллионам лет. Ранее мы наблюдали, как хронология Ашшера была воспринята словно основная доктрина христианства. Многие мыслители и ученые, в частности, Бюффон, оказали мощное сопротивление развитию этой идеи.

Бюффон создал ряд серьезных исследований, посвященных анатомическому строению человека. Он исследовал все этапы развития человека, начиная с эмбриональной стадии и вплоть до стадии старения. Особое внимание ученый уделил таким вопросам, как освоение ребенком языка и функционирование человеческого сознания. Бюффон был сторонником того, что анатомически человек очень похож на животное, однако их даже нельзя сравнивать[208]. Бюффон, подобно Декарту, сильно на него повлиявшему, полагал, что «мыслить» значит «существовать». Ученый считал, что поскольку животные не могут думать, между ними и человеком словно существуетколоссальная пропасть; следовательно, человек не может произойти от животного[209]. Собственно говоря, эта позиция противоречит теории эволюции. Таким образом, Бюффон, желая доказать несостоятельность мысли об эволюции, разделил людей и животных, объявив их существами, совершенно разными по своей сути; утверждал, что вначале было создано некоторое количество «изначальных» биологических видов, а потомство, получившееся в результате скрещивания этих видов, своего собственного потомства дать не может. Также его убеждение, что все виды имеют общего предка (все виды произошли от других видов) и что все виды хранят в себе особенности своего, и его взгляды на возраст Земли позволяют назвать его и противником теории эволюции, и ее отцом-основателем.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...