Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Альтруизм, сотрудничество и ген выживания

Альтруизм (altruism, англ. altruism) – нравственный принцип поведения, означающий способность бескорыстно жертвовать собственными интересами в пользу интересов другого. В мире живого очень часто можно наблюдать примеры альтруизма. Существует множество примеров альтруизма, начиная от кровососущих летучих мышей, которые делятся добытой кровью с другими членами группами, не способными добыть себе пропитание, и заканчивая некоторыми птицами, которые помогают выращивать и защищать неродных птенцов. Особый вид альтруистического поведения представляют собой различные виды живых существ, использующие четкое разделение труда, такие как муравьи, термиты, пчелы и другие.

Мы не будем рассматривать человеческий альтруизм, поскольку он обусловлен культурными установками и воспитанием; что же касается упомянутых нами животных, то все они с рождения обладают генетическим кодом альтруистического поведения и совместной работы. Известный сторонник эволюции и натуралист Эдвард О.Уилсон разделяет эту точку зрения и говорит об этом следующее: «Все эти разнообразнейшие виды деятельности, вызывающие наше изумление, являютсяинстинктивными и заключены в генах. Они не могут быть приобретены посредством образования или культуры»[652].

Одним из примеров альтруистического поведения у животных являются виды муравьев. У большинства типов муравьев имеется очень строгое разделение труда: кто-то кормит муравьиную матку, кто-то охотится, кто-то строит гнезда, кто-то защищает их, кто-то следит за гнездом и т.д.[653] Рабочие муравьи при атаке врага, подобно летчику-камикадзе, взрывают содержащееся в их теле токсическое вещество[654]. У медовых муравьев существует особая каста, чьей единственной задачей является висеть под потолком, как лампочки, с наполненными пищей животами: они служат в качестве хранилища пищи для рабочих муравьев[655]. Муравьи типа Pachycondyla переносят капли воды и нектара в подчелюстном пространстве в гнездо и там передают их изо рта в рот[656]. Как отмечал Докинз, у таких живых существ, как термиты, муравьи и пчелы имеется настолько четкое разделение труда, что они двигаются слаженно, будто члены единого организма[657].

Вероятно, самым важным элементом дарвинистического подхода является постоянное подчеркивание конкуренции между живыми существами, идея о том, что именно в результате этой конкурентной борьбы самые приспособленные к жизни виды выживают, а неподходящие перемалываются естественным отбором, что и объясняет происхождение всех видов на земле. Для теории, которая делает такой акцент на борьбе и соперничестве, наличие в природе в значительном числе случаев разделения труда и альтруистического поведения, когда существо вместо того, чтобы заботиться о собственном выживании, полностью жертвует собой ради своего вида, представляет существенную проблему.

Сторонники натуралистического подхода и эволюционисты стараются разрешить этот вопрос, объясняя случаи альтруизма двумя путями. Во-первых, они объясняют альтруизм принципом взаимности; такой вид альтруизма называется «взаимным альтруизмом» (reciprocal altruism)[658]. Примером этого могут являться обезьяны, которые очищают спину партнера от паразитов. Очищение спины одной обезьяной другой обезьяне является проявлением альтруизма, однако она ждет, что ее партнер будет делать то же самое и для нее. В итоге, в этих действиях нет никакого самопожертвования, и в таком поведении отсутствуют элементы, противоречащие подходу защитников естественного отбора и конкуренции.

Самопожертвование в животном мире, однако, не может быть объяснено с помощью понятия «взаимного альтруизма». Поэтому была выдвинута другая теория: наряду с механизмом естественного отбора, распространяющим свое действие на всех живых существ, предполагается наличие дополнительного механизма «родственной селекции» (kin selection), который воздействует на имеющих общие гены родственников. Именно механизм «родственной селекции» объясняет альтруистическое поведение. Этот механизм в 1960 г. описал Уильям Гамильтон[659]. Согласно этому механизму, жертвующие собой живые существа делают это для того, чтобы увеличить вероятность жизни генов. В группе родственников за такое альтруистическое поведение отвечает так называемый «генофонд». Согласно этому объяснению, альтруистическое поведение не является недостатком в борьбе за выживание «генофонда», поэтому ученые стараются показать присутствие эгоистического фактора. Именно этим объясняется название книги Ричарда Докинза «Эгоистичный ген» (The Selfish Gene).

Однако невозможно объяснить все виды альтруистического поведения только «взаимным альтруизмом» и «родственной селекцией». Это касается помощи, которую оказывают киты и дельфины болеющим сородичам, или же помощи, оказываемой стареющим родственникам которые уже не смогут внести вклад в общий генофонд. Если считать, что сознательно оказываемая другим помощь является альтруизмом, а сознательно совершаемые для собственной выгоды действия являются эгоизмом, то у животных, среди которых мы находим наибольшее количество примеров (пчелы, термиты, муравьи) нет ни сознательного альтруизма, ни сознательного эгоизма. Докинз и Вилсон утверждают, что поскольку в мире животных нет сознательного альтруизма[660], альтруистическое поведение лишь кажется таковым, а на деле является результатом работы эгоистичных генов; но это утверждение не имеет особого значения. Вопрос о том, существует ли альтруизм в истинном смысле слова, в гораздо большей степени касается самого человека; этот вопрос активно осуждался и рассматривался в таких областях, как философия, психология и антропология. Особенное внимание этой теме было уделено в 1970-х гг. в работах Уилсона по социобиологии, вызвавших большой интерес[661]. Так как поведение человека наряду с генами определяет и культурная составляющая, в отличие от всех других существ, то эти споры имеют иное измерение. Человеческое поведение также крайне важно для таких направлений, как мораль и религия, что также может увести нас далеко от темы. Вопросы социобиологии я рассматриваю в пятом разделе книги, посвященном религии.

Связанные с защитой, питанием и различными видами симбиоза особенности живых существ показывают нам, что одни виды были созданы с учетом наличия других видов; особенности, связанные с воспроизводством живых существ показывают, что один пол был создан с учетом наличия другого пола; те же особенности, которые связаны с альтруизмом и совместной трудовой деятельностью у животных, обнаруживают, что одни представители некого вида были созданы с учетом наличия других представителей того же вида, и предполагалось разделение труда между ними. Все эти особенности заложены в генетическом коде живых существ. Обеспечение всех вышеупомянутых особенностей cвязано с образованием тысяч видов одного только белка и сложным образом взаимодействующих друг с другом молекул, формированием клеток, организацией этих клеток в ткани, организацией последних в виде органов и частей тела и соответствующей работой всего тела; причем каждый из этих сложных этапов еще более сложным образом закодирован в генах живого существа. Так как невозможно случайное или обусловленное естественным отбором образование этих генов, то и объяснить такое поведение живых существ, как альтруизм и разделение труда, с точки зрения натурализма и атеизма невозможно. Я не вижу никаких проблем с названием, которое таким генам дал Докинз – «ген эгоизма», но я предпочел бы называть этот ген «геном выживания».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...