Теория эволюции и вера в Бога
Вся система монотеистических религий зиждется на онтологии (представлении о бытии), в центре которой находится Бог. Стоит отметить, что вся система от начала и до конца основана на этой онтологии: связь между Вселенной и Богом, Богом и человеком, эсхатологические представления (идеи о загробном мире), а также рациональное обоснование различных практических проявлений культа – все это объясняется особым пониманием бытия, присущим представителям мировых религий. Именно поэтому одна из самых главных проблем, возникающих между религиями и теорией эволюции, – это вопрос о том, угрожает ли теория эволюции этой онтологии или нет, или, если сформулировать по-другому, существует ли компромисс между теорией эволюции и этой онтологией. Собственно говоря, совокупная значимость всех прочих проблем, существующих между теорией эволюции и религиями, в одно общее, намного меньше, чем важность вышеуказанного вопроса. Именно поэтому я прежде всего хочу коснуться этой темы и рассмотреть связь между теорией эволюции и верой в Бога, а все остальные проблемы пока оставить в стороне и обсудить их позже. Я думаю, что временно отстраниться от всех прочих проблем будет важно с точки зрения правильного восприятия данного вопроса. В противном случае может произойти путаница, и вопрос о компромиссе между теорией эволюции и идеей о божественном создании мира перепутается с проблемой возраста Земли или с дискуссией о моральных последствиях идеи о происхождении человека от обезьяноподобного существа. К этой мысли меня подтолкнуло следующее: я неоднократно был свидетелем того, как подобная ошибка совершается в ходе дискуссий касательно связи теории эволюции и религий, в результате чего один из самых важных для этой темы вопросов не получал достаточного освещения. Поэтому я и намерен вначале рассмотреть этот важнейший вопрос отдельно от всех остальных.
Одно из самых распространенных заблуждений в вопросе взаимоотношений теории эволюции и веры в Бога заключается в том, что всех тех, кто придерживается теории эволюции, огульно считают атеистами, а тех, кто отрицает эту теорию, называют «теистами». Между тем, реальность совершенно не такова. Существует множество набожных верующих, верящих в теорию эволюции. С другой стороны, многие атеисты продолжают оставаться атеистами вне всякой связи с теорией эволюции, совершенно не задумываясь о том, достоверна она или нет. Именно по этой причине глубоким заблуждением является отождествление веры в теорию эволюции с атеизмом, а отрицания данной теории, соответственно, с теизмом. При рассмотрении связи теории эволюции и веры в Бога перед нами, вопреки распространенному убеждению, обнаруживаются не две противоположные категории, а целое множество категорий. Многие люди утверждают, что невозможно знать, существует Бог или нет, или же, вовсе не задумываясь над этим вопросом, предпочитают занять нейтральную позицию. Собственно говоря, эту категорию людей мы рассмотрим в качестве третьей категории (наряду с верующими и атеистами) и назовем ее категорией агностиков. То же самое разделение можно применить и по отношению к теории эволюции. К первой категории будут относиться те, кто соглашается с достоверностью теории эволюции, ко второй – те, кто признают ошибочность данной теории, и третья категория – те, кто утверждает, что невозможно знать, достоверна эта теория или нет, или же те, кто безразличен к данной теории. Таким образом, при рассмотрении вопроса веры в Бога и в теорию эволюции перед нами оба раза возникает три категории людей; если же мы объединим их в пары, то получится девять пар. Эти пары можно наглядно изобразить следующим образом:
А- 1. Верящие в теорию эволюции – агностики; 2. Верящие в теорию эволюции – атеисты; 3. Верящие в теорию эволюции – теисты. Б- 1. Отрицающие теорию эволюции – агностики; 2. Отрицающие теорию эволюции – атеисты; 3. Отрицающие теорию эволюции – теисты. В- 1. Утверждающие, что теория эволюции непознаваема – агностики; 2. Утверждающие, что теория эволюции непознаваема – атеисты; 3. Утверждающие, что теория эволюции непознаваема – теисты. При этом мы должны помнить о том, что взгляды людей, которых мы причисляем к одной из вышеуказанных категорий, на теорию эволюции и их вера в Бога не всегда совпадают. Например, представитель «философии процесса» Уайтхед и христианский монах Тейяр де Шарден оба относятся к категории «теистов, верящих в теорию эволюции», однако между их представлениями о Боге имеются важные различия. Собственно говоря, ряд трудностей возникает уже при распределении людей по этим категориям. Например, в самых главных научных трудах Дарвина мы обнаруживаем суждения теистического характера, а в его письмах звучит порой голос совершенного агностика. Поэтому эти категории не следует воспринимать как универсальные и пригодные для всех. Не стоит забывать о том, что среди людей, попадающих в одну и ту же категорию, могут быть различия. Однако полученные нами категории все же намного лучше и ближе к истине, чем разделение всех людей на теистов–противников эволюции и атеистов–эволюционистов. Недостаток такого разделения не только в том, что оно является весьма ограниченным, но и в том, что оно как будто бы говорит людям: «Либо ты будешь верить в Бога и отрицать эволюцию, либо ты будешь верить в эволюцию и отрицать Бога». При таком разделении у человека не остается никакой иной альтернативы, что ведет, в конечном счете, к возникновению предвзятого отношения и к вере в Бога, и к теории эволюции. Я постараюсь обсудить все упомянутые выше проблемы с помощью этой классификации, а попутно с этим объяснить, к какому из ее девяти разделов я отношу себя и по каким причинам. Те, кто верит в эволюцию Тех, кто верит в теорию эволюции, мы можем поделить на три группы: теисты, атеисты и агностики. Как мы уже убедились на примере Дарвина, существуют люди, которые могут переходить из одной группы в другую. Кроме того, существует множество примеров того, что точка зрения, согласно которой вера в теорию эволюции вынуждает людей становиться атеистами, является совершенным заблуждением. Однако с другой стороны, то, что теорию эволюции пытались использовать для укрепления атеистических подходов, является абсолютной истиной.
Во многих книгах, где говорится о достоверности теории эволюции, отсутствует упоминание такой темы, как вера в Бога. Это можно объяснить влиянием многих обстоятельств: автор книги может не хотеть полемики, может полагать, что между верой в Бога и теорией эволюции не существует ни положительной, ни отрицательной связи, возможно, он и вовсе не задумывается о проблеме веры в Бога в контексте данной теории. Сторонника теории эволюции, который ничего не говорит по поводу веры в Бога, мы не можем сразу же определить в категорию «агностиков». Автор этой книги может быть атеистом или теистом в той же степени, что и агностиком. Если ученый, который описывает в эмбриологии процессы образования и развития плода в утробе матери, ни разу при этом не упоминал Бога, то его не определяют сразу же в категорию атеистов или агностиков. По крайней мере, нам неизвестны такие примеры. Однако в отношении теории эволюции дело обстоит совершенно другим образом. Начиная с самых первых дней, когда была выдвинута теория эволюции, данное ошибочное, по сути, положение дел заняло значимое место в теологических спорах и дискуссиях. Если человек, защищающий теорию эволюции, не говорит ни слова о вере в Бога и не высказывает открыто свое мнение по этому поводу, то самое лучшее – не торопиться, определяя его в ту или иную категорию. Когда речь заходит о категории «верящих в теорию эволюции агностиков», то первым в голову приходит имя Томаса Генри Гексли. Одна из причин этого в том, что сам ученый дал себе такую характеристику. Именно Гексли впервые в истории науки использовал термин «агностик» в контексте данной темы. Стивен Джей Гулд, сторонник теории эволюции и основоположник многих современных дискуссий по этому поводу, также характеризует себя как агностик. Основная тенденция среди ученых и мыслителей, которые верят в достоверность теории эволюции и при этом считают себя агностиками, состоит в том, что они рассматривают веру и науку как две отдельные сферы, между которыми воздвигается непреодолимая стена. Именно поэтому они не соглашаются с тем, что из научных теорий могут следовать какие-либо выводы теологического характера.
Еще одно важное обстоятельство, заслуживающее нашего внимания, заключается в том, что часть сторонников теории эволюции не видят никакой связи между теорией эволюции и верой в Бога. Эти люди могут быть и теистами, и атеистами, и агностиками. Однако между этими людьми, их верой и их убежденностью в достоверности теории эволюции нет никакой связи. С точки зрения затронутой нами в этой главе темы, это очень важный момент, потому что эти люди занимают место в классификации как «агностики, верящие в теорию эволюции» или как «атеисты, верящие в теорию эволюции», однако между их отношением к вере в Бога и теории эволюции нет абсолютно никакой связи. Эти люди могут быть атеистами, например, исходя из каких-либо психологических проблем, или занимать позицию агностика просто потому, что они никогда не задумывались о вере в Бога. Они могут быть теистами, потому что так заведено и продолжается из поколения в поколение. Если мы затронем тему, открывает ли теория эволюции дорогу к атеизму или нет, то необходимо будет установить, является ли теория эволюции источником атеизма для атеиста-эволюциониста или нет. Собственно говоря, в первой главе настоящей книги было сказано, что до того, как в XIX в. была выдвинута теория эволюции, в мире науки и философии существовало довольно большое количество атеистов. Следовательно, независимо от существования теории эволюции в мире и так было множество причин для возникновения атеизма. Иногда, действительно, сложно определить, что является источником «агностицизма» у того или иного человека. Например, в метаниях Дарвина между теизмом и агностицизмом важное место занимает «проблема зла». В одном из своих писем Дарвин излагает свои размышления по поводу смерти от удара молнии совершенно безгрешного и невинного человека[683]. В «Происхождении видов», а также некоторых других трудах Дарвин, ищущий компромисс между теорией эволюции и верой в Бога, то выдвигает «агностический» (по мнению некоторых, атеистический) подход, то говорит о вере в Бога. Возможно, его колебания то в сторону агностицизма, то в сторону веры в Бога и оправданы, однако нельзя сказать, что единственной причиной тому является сформулированная им теория с ее понятием естественного отбора. Без сомнения, на это повлияло и поведение христианских священнослужителей, вступавших в дискуссии с Дарвином, а также и «проблема зла», терзавшая его сознание.
Анализируя связь между теорией эволюции и верой в Бога, мы не должны забывать о том, что важно иметь представление о характере веры в Бога тех, кто разделяет одну и ту же позицию по отношению к теории эволюции. Однако более сложной задачей является установить, как их взгляд на теорию эволюции влияет на их веру в Бога, и влияет ли вообще. Это объясняется тем, что вера людей в Бога связана не только с их знаниями или представлениями о существовании Бога или Его несуществовании, но и с их психологической организацией, общественно-политической позицией, личным опытом и пр. В качестве примера вышесказанного мы можем обратиться к двум историческим фигурам – Карлу Марксу и Фридриху Энгельсу. Оба они задолго до того, как познакомились с теорией эволюции, заняли позицию материалистов-атеистов. В своей диссертации, написанной в 1841 г., Маркс изучил учения Демокрита и Эпикура, самых выдающихся материалистов античности, и сформировал на основании полученных сведений свою материалистическую концепцию[684]. Маркс и Энгельс с симпатией отнеслись к теории эволюции Дарвина[685], более того, Энгельс сказал, что теория эволюции Дарвина является аналогом социальной теории Маркса применительно к миру живой природы[686]. Энгельс и Маркс, придав материалистическую направленность философии Гегеля, увидели эволюционный процесс в общественно-политической жизни и оценили теорию Дарвина, суть которой в том, что данный процесс действует и в мире живых существ. Они предположили, что теория эволюции принесет пользу, способствуя более правильному описанию образования живых существ. Однако Маркс и Энгельс не стали материалистами-эволюционистами из-за этой теории, они лишь посчитали теорию полезной с точки зрения своего материалистическо-атеистического подхода и признали ее, поскольку в ней звучала идея об эволюции, ключевом понятии их собственной концепции. Итог: Маркс и Энгельс не стали атеистами из-за теории эволюции.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|