Особенности разума и теория разумного замысла
Оценив первый путь, с помощью которого можно прийти от существования разума к доказательству идеи разумного замысла, мы подходим ко второму пути, который сводится к следующему: появление особенностей разума не может быть объяснено ни случайностью, ни естественным отбором. Единственное возможное объяснение – рассматривать разум в качестве произведения Всезнающего и Всесильного Творца. Как было указано ранее в названии, ведутся споры о том, имеет ли разум отношение к нематериальной субстанции или нет. Поэтому я придерживаюсь второго подхода, который ведет от особенностей разума к доказательству разумного замысла. Одной из главных характеристик сознания является то, что оно приходит к пониманию Вселенной. Эйнштейн сказал, что самой удивительной вещью для него является то, что мир познаваем. Он полагал, что тот факт, что разум способен познать Вселенную, является результатом проявления Бога в мире[665]. Наше понимание того, что с каждым шагом мы продвигаемся вперед, понимание того, что нужно делать, если пойдет дождь, понимание того, что идущие рядом с нами жена или дети в следующее мгновение никуда не исчезнут, уверенность в том, что наши ноги на месте, когда мы встаем по утрам – все это происходит благодаря пониманию Вселенной разумом. Для многих этих примеры покажутся слишком простыми, банальными, но в итоге понимание Вселенной происходит благодаря наличию нескольких предварительных условий. Возможность понимания Вселенной разумом обеспечивается за счет выполнения ряда различных условий, каждое из которых является необходимым. Вот эти условия: 1) Вселенная должна быть постижимой. Ибо если бы Вселенная была неупорядоченным хаотичным местом, то человек бы никогда бы не преодолел этап младенческого удивления всему, что происходит вокруг. Если бы все, что происходит во Вселенной, было упорядоченным, но чрезмерно сложным и недоступным для понимания человеческого разума, то понять Вселенную опять-таки не было бы возможности. В итоге благодаря наличию законов природы и тому, что они не чересчур сложные и запутанные для нашего понимания, мы постигаем Вселенную. Наличие этих законов в таком виде является первичным условием для того, чтобы разум воспринял Вселенную. Если бы сброшенные с высоты вещи не падали, а летали по непонятной траектории, и точно так же летали бы вещи, находящиеся на земле; если бы мы каждое утро просыпались не в том месте, где вчера заснули; если бы находящаяся в комнате вода внезапно начинала бы проливаться или кипеть, а вещи – пропадать со своего места… одним словом, если бы жили во Вселенной, в которой не было бы природных законов, то мы бы не могли ни разработать и использовать такой инструмент общения, как язык, ни создавать общественные объединения, и тогда в итоге о понимании Вселенной не могла бы идти речь.
2) Разум с самого рождения (априори) должен обладать ощущением времени и пространства. Как показал Кант, с самого рождения разум обладает ощущением времени и пространства. Для того, чтобы доказать, что это ощущение является не приобретенным опытом, а исходит от разума, Кант приводит различные примеры. Маленькие дети, не имея представления о расстоянии, хотят отдалиться от того, что им не нравится, и приблизиться к тому, что им по душе. Они априори знают, что эти вещи находятся рядом с ними, перед ними и за ними. Кроме того, ребенок, имеет представление о таких понятиях, как «до» и «после», не имея точного понятия о внешнем мире. И если бы этого не было, то он не смог бы воспринимать внешний мир и все виды восприятия пришли бы в беспорядок. Мы не можем ничего понять без использования таких понятий, как пространство и время. Именно эта невозможность показывает, что соответствующие представления находятся внутри нас еще до того, как могут поступить в наше распоряжение извне. Кроме того, Кант считал одним из аргументов в пользу априорности восприятия пространства и времени то, что математические и геометрические аксиомы интуитивно, вне зависимости от доказательств, ощущаются как верные. Ибо если бы у нас не было этого восприятия с самого рождения, то ощущения, предоставляемые нам органами чувств, перемешались бы и находились в хаотичном состоянии, не в состоянии сформировать какую-то ясную картину. Только благодаря этим априорным ощущениям возможен опыт[666].
Эти ощущения, которыми априори обладает разум, по идее должны передаваться генетически и быть закодированными в ДНК с помощью нуклеиновых кислот. Точно так же, как никто до сих пор не смог объяснить с помощью биохимии, каким образом мозг приобрел данные способности, непонятно, каким образом они генетически передаются. Однако одно очевидно: разум с самого начала должен обладать ощущением «единого времени» и «единого пространства». Невозможно себе представить ощущение «половинного времени» или «трех четвертей пространства»; наличие представления о времени при отсутствии представления о пространстве будет бесполезно, равно как и представление о пространстве при отсутствии представления о времени. Для разума это априори является одним из двух непременных условий, и если оба они не осуществятся, то, как показал Кант, невозможен будет и опыт[667]. Поэтому, если в этих априорных ощущениях есть биологическая составляющая, то она должна называться «неприводимо сложным комплексом». Эти два представления должны присутствовать с самого рождения, вместе и в полном виде. Мы не можем сказать, что естественный отбор сначала создал 5% этого представления, впоследствии немного его расширил, или сначала создал ощущение времени, а потом рядом с ним добавил ощущение пространства. Но возможно утверждение, что естественный отбор отобрал среди живых существ лишь 5%, обладающих этими особенностями, а остальные были отсеяны. Но так как лишь 5 % ощущения времени или одно лишь ощущение пространства по отдельности не имеют никакого значения, то об их постепенном развитии речь идти не может. Существует вероятность 1/1066, что 50 белков, из которых состоит жгутик, обеспечивающий подвижность состоящей из 4289 белков бактерии кишечной палочки, соберутся в одном месте. Можно с легкостью себе представить, насколько более ничтожной должна быть вероятность случайного формирования представления о пространстве и времени, организующего все остальные чувства человека и выполняющего кардинально важную для человека функцию. Эта ситуация схожа с ситуацией, когда человек, не понимающий устройства радиоприемника и телевизора, предполагает, что вероятность случайного соединения между собой всех частей телевизора должна быть ниже, чем аналогичная вероятность для радиоприемника.
3) Разум должен обладать математическими способностями. Для того чтобы понять Вселенную, разум должен обладать различными способностями. Математическое мышление является одной из главных способностей, которая обеспечивает понимание Вселенной. Если фермер не будет знать, сколько осталось помидоров, когда он сорвал пять штук с ветки и два из них съел, если пастух не может подсчитать, сколько утром баранов отправляется на пастбище и сколько их должно вернуться вечером, то как можно создавать сотовые телефоны, мосты и искусственный разум? При создании всех этих вещей человек использует математические способности. Способность мыслить математически является одним из основных факторов, благодаря которым человек находится выше других животных и в большей степени, чем все другие живые существа, способен изменить окружающий мир. Как мы видели в вышеуказанных примерах, пчелы обладают великолепной способностью к счету. Однако примеры такого типа не подтверждают того, что эти существа обладают такими же особенностями, как человек, который может математически мыслить, создавать производство, контролировать производимую продукцию, а это нужно отделять от простой возможности действовать. Пчелы, которые строят ульи и придают им нужные формы, не обладают способностью мыслить математически и производить необходимые вычисления. По сравнению с другими живыми существами, у человека способность мыслить математически является максимально развитой, и объяснить возникновение этой способности в рамках эволюционистского подхода не представляется возможным. Тем не менее, имеются предположения о том, что эта способность возникла в результате действия естественного отбора и полового отбора. Эти объясненияявляются очередным примером ошибки, к которой мы привлекаем внимание читателя на всем протяжении нашей книги. То, что некий вид не подвергся естественному отбору благодаря наличию некой особенности, а также то, что данная особенность благодаря половому отбору была распространена и закреплена с большей скоростью, совершенно ничего не говорит о том, как она возникла, и никак этого не объясняет. Он лишь показывает, почему появившаяся особенность не исчезла. Если бы вопрос состоял в том, «почему обладающие способностью мыслить математически люди не вымерли в результате естественного отбора», то тогда теория могла бы помочь с ответом. Однако наш вопрос – «Каким образом у человека образовалась сложная и крайне важная способность мыслить математически». И вот на этот вопрос у приверженцев натурализма и атеизма нет ответа.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|