Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общие литературные черты Евангелий

 

У всех четерых канонических Евангелий есть общие литературные черты, за которыми стоят современный Христу симитский языковой фон и ветхозаветные образы. Евангелия написаны бо­гатым образным языком, в котором встречаются разнообразные фигуры речи. Некоторые из них напрямую за­имствованы из семитских языков, например, словосочетания со словами «сын» и определением, выраженным существительным в родительном падеже («сын света», «сын чертога брач­ного», «сын погибели»), или выражения с употреблением плеоназмов, например, с использованием форм глагола λέγω (говорить) в сочетании с другими глаго­лами («учил, говоря»). Для всех канонических Благовестий характерно употреб­ление синонимичных выражений («Царство Божие» и «Царство Небесное») или глаголов φιλέω и αγαπάω со значением «лю­бить».

Образы и фигуры речи, использованные евангелистами, взя­ты из повседневной жизни людей и поэтому относительно легко пони­маются разными читателями и пере­водятся на другие языки. Это подтверждает то, что Христос в Своей проповеди пользовался образами, хорошо известными Его слушателям из повседневной жизни, связанными с трудом рыбаков, земледельцев, виноградарей, с торговыми операциями, юридическими процедурами, с отношениями между людьми. Для иллюстрации Своего учения Господь пользовался примерами из Ветхого Завета, а также использовал поговорки и предания из устной традиции палестинских мудрецов того времени.

Стилистика речи Господа характерна обильным использованием поэтических стурктур, привычных для слуха иудеев первого века. В первую очередь, это – приточные выражения, притчи и поговорки, основанные на параллелизмах.

Параллелизм – это такое гармоническое сочетание мысли и формы в последовательных частях литературного отрывка, которое создает впечатление полноты или «завершенности». Простейшая модель параллелизма — два полустишья, составляющие «строку» или «стих». Вот несколько характерных примеров из Ветхого Завета:

«Боже! Ты знаешь безумие мое, / и грехи мои не сокрыты от Тебя» (Пс. 68:6);

«Блажен муж, боящийся Господа / И крепко любящий заповеди Его» (Пс. 111:1);

«Начало мудрости — страх Господень; / глупцы только презирают мудрость и наставление» (Притч. 1:7); 

«Глас вопиющего в пустыни: Приготовьте путь Господу, / Прямыми сделайте в степи стези Богу нашему» (Ис. 40:3).

 

В Евангелиях параллелизм чаще всего представлен в виде кратких изречениях Спасителя, которые построены на контрастах. Например, «Доб­рый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое...» (Лк. 6:45).

Но бывают и более сложные параллелизмы, которые распространяются на несколько стихов или даже целую главу Евангелия. Вот пример из повествования Матфея, в котром обыгрываютса слова Отец и Сын:

Мф.11:27:   А: Все предано Мне Отцем Моим,

В: и никто не знает Сына, кроме Отца;

В': и Отца не знает никто, кроме Сына,

А': и кому Сын хочет открыть.

                                                           

В этом примере параллелизм выступает как повтор идей между строками А-А' и В-В'. Благодаря такому повтору одной и той же мысли читатель лучше усваивает центарльную мысль: Отца никто не может открыть кроме Сына.

Вот пример более сложного параллелизма, в котором несколько ключевых слов:

 

Мф. 7:6:     А: Не давайте святыни псам

В: и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями,

В': чтобы они не попрали его ногами своими

А': и, обратившись, не растерзали вас.

                                                                       

Смысл этого отрывка трудно улавливается если не прочитать его с учетом параллелизма: от краев к центру (А→А' → В → В'): «Если вы дадите святыню псам, они накинутся на вас; если бросите жемчуг свиньям, они потопчут его ногами»[96].

Параллелизм в повествованиях апостолов может появляться не только между отдельными стихами, стоящими рядом, но и - между находящимися в разных частях одного Евангелия. Так у Матфея параллель исповеданию Петра у Кесарии Филипповой (Мф. 16:16) составляет глас с небес при Крещении Господнем и неумышленное «исповедание» иудейского первосвященника Каиафы во время суда над Иисусом. Сравним эти три выражения:

 

1) Мф. 3:17: Сей есть Сын Мой возлюбленный

2) Мф.16:16: Ты - Христос, Сын Бога Живаго

3) Мф. 26:63: Ты ли Христос, Сын Божий

 

Здесь прямая параллель, в первую очередь, - между вторым и третьим стихами. Во втором – апостол Петр, глава Церкви, открыто и убежденно исповедует Христа Сыном Божиим. В третьем, который появляется к концу Евангелия, Матфей заостряет вопрос («заклинаю Тебя Богом Живым») и первосвященник, вождь иудейского народа, признать Христа Сыном Божиим отказывается. В замкнутом круге мессианских исповеданий серединой (между гласом с небес при крещении (3:17) и вопросом Каиафы (26:63)) является речение, произнесенное от имени двенадцати учеников Петром (16:16). В таком параллелизме сквозь все Евангелие нельзя не видеть авторской задумки ап. Матфея, который в Евангельской истории вероятно хотел особо подчеркнуть значение исповедания апостолом Петром Иисуса Мессией.

Этот пример приближает нас к пониманию хиазма, как такой формы параллельных повторов (А-А' и В-В'), при которой выделяется центральная идея (С). Параллелизм хиазма (χιάζειν – отмечать перекрещенными линиями) может быть уложен в следующую структуру:

А                 В

                                           С

                               А'               В'

 

Характерный пример хиазма можно привести из следующего отрывка от Марка.

Мк. 1:12-13:

А: Немедленно после того Дух ведет Его в пустыню.

В: И был Он там в пустыне сорок дней,

С: искушаемый сатаною,

В': и был со зверями;

А': и Ангелы служили Ему.

От краев к центру называются высшие действующие силы (Дух/Ангелы) и рисуется фон (пустыня как дикое место в духовном отношении, дикие звери). Центр – на самом искушении от сатаны.

Протоиерей Джон Брек издал книгу под названием «Хиазм в Священном Писании» о том, как евангелисты используют поэтику библейского параллелизма на страницах своих благовестий. В своей книге автор уделяет особое внимание исследованию греческого текста Евангелия от Иоанна, в параллелизмах которого можно заметить ключевые догматические мысли апостола богослова. Представим несколько таких параллелизмов на основе рассуждений протоиерея Джона Брека.

           

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...