Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Завещание двенадцати Патриархов

 

Иудео-хистианский апокриф «Завещание двенадцати Патриархов» был вероятно написан неким иудеем во II в. до Р.Х., а затем был переработан и сохранен кем-то из христиан. Время его окончательной редакции – II в. по Р.Х.

В основе этого сочинения в жанре завещания лежит библейская традиция предсмертных благословений и прощальных бесед праотцов, пророков и праведников, представленная прежде всего такими текстами, как Быт. 49 (благословения Иакова) и Втор. 31-34 (прощальная беседа, пророчества и рассказ о погребении Моисея).

В теперишнем виде апокриф представляет собой собрание 12 самодостаточных произведений, написанных от лица одного из 12 сыновей Иакова и расположенных в порядке их старшинства - от Рувима до Вениамина. Основное внимание в апокрифе уделяется Иосифу и Левию[25]. Каждый раздел строится по общей схеме: введение, рассказ о жизни патриарха (отсутствует лишь в Завещании Асира), этические наставления (минимальны в Завещании Левия), предсказание будущего, 2-е (краткое) наставление, рассказ о смерти и погребении патриарха (все похоронены в Хевроне). Разделам предшествуют заглавия, в которых указывается их основная тема (напр., Завещание Симеона - о зависти). Каждый из патриархов, вспоминая эпизоды своей жизни, рассказывает о своих грехах и добродетелях. На основании рассказанного дается предостережение от повторения грехов и наставление подражать добродетелям. В повествовании присутствует единая сюжетная линия: грех - наказание - покаяние - спасение. Предсказания о будущем даются в традициях пророческой литературы, этические наставления - в традициях литературы премудрости. Грех начинается с помыслов. Пост и молитва дают силы победить духа блуда, в чистое же сердце может войти Господь. Эти идеи хотя выходят из иудейства, но уже стоят на пороге развития аскетики новозаветной.

 «Завещание двенадцати Патриархов» написано в духе межзаветной апокалиптической литературы, в нем многократно упоминаются ангелы, которые находятся при праведных людях, и, напротив, над нечестивыми обладают духи Велиара. В данном апокрифе есть ссылки на книгу Еноха и многочисленные совпадения с книгой Юбилеев.

В апокрифе прослеживается идея о двух Мессиях. В Завещании Симеона говорится, что «восстанет Господь из Левия как Первосвященник, а из Иуды как Царь. Он спасет род Израиля» (VII:2).

В Завещании Завулона автор предсказывает, что в трудные времена рассеяния евреев «взойдет для вас Сам Господь, свет справедливости, и возвратитесь вы в землю вашу, и узрите Его в Иерусалиме, избранном ради имени Его святого. И вновь злобою дел ваших прогневаете Его, и отвержены будете Им вплоть до конца времен» (IX:8-9). Левий получает откровение через ангела, что «восстанет царь от Иуды и сотворит новое священство по образу народов для всех народов. И обретет любовь явление его, ибо он будет пророком Всевышнего от семени Авраама» (VIII: 14-15).

Семьдесят седмин священники пребывали в заблуждении и отскверняли жертвенники, закон и речи пророков отвергли, преследовали мужей справедливых, а словами правдивых гнушались. Как наказание – «запустеют святыни ваши до основания. И не будет чисто место ваше, но будете прокляты и рассеяны среди народов дотоле, пока не явится Он вновь, и не смилуется, и не примет вас к Себе» (XVI:4-5). Когда придет отмщение от Господа, «восставит Господь священника нового, коему все слова Господа откроются, и сам будет вершить он суд правды на земле множество дней… настанет мир на всей земле… и прольется на него слава Всевышнего, и дух знания и святости почиет на нем… и даст он святым вкусить от Древа Жизни… и Велиара свяжет он и даст власть детям своим попрать злых духов…» (XVIII:1-14).

В Завещении Иуды образ Мессии близок образу Христа как Сына Человеческого: «восстанет человек… и будет жить с людьми в кротости и справедливости, и не будет на нем никакого греха. И разверзнутся над ним небеса, дабы излить дух благословения Отца Святаго, и сам он изольет дух милости на вас. И будете ему сыновьями истинными… на нем взрастет жезл праведности для народов, дабы судить и спасти всех призывающих Господа» (XXIV:1-6). Христианский редактор, видимо, также старался придать образ Мессии черты сына Божия. Так, от Левия и Иуды придет спасение, «от скиптра их явится Бог на земле, дабы спасти род Израиля и привести к нему праведных из язычников» (Неффалим, VIII,3).

Спаситель как будто знает это сочинение. Например, Иосиф в своем Завещании (I.4-6) говорит такие слова: «Продан я был в рабство, но Владыка над всеми освободил меня. Был я в плену, но могучая рука Его помогла мне. Голод мучил меня, но Сам Господь накормил меня. Одинок я был, и Бог утешил меня; занемог, и Господь посетил меня, в темнице был я, и Бог мой смиловался надо мною». Христос как будто ссылается на эти слова, но меняет местами роли Бога и человека. В евангельской притче о Страшном суде не праведник, но Сам Господь оказывается голодным, больным и заключенным, а человек посещает, одевает и кормит своего Бога. Это кажется удивительным не только для грешников, но и для праведников: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили?..» (Мф. 25:31-46). Так благочестивый рассказ о Божией помощи праведнику в житейских испытаниях в устах Иисуса Христа превращается в возвышенное поучение о милосердии страждущим, которое является залогом вечной жизни с Богом.   

 

Другие апокрифы

 

В апокрифе под названием «Псалмы Соломона» (после 63 г. до Р.Х.) рисуется картина пришествия Помазанника, который изгонит из Иерусалима язычников и нечестивцев и станет владыкою не только еврейского народа, но и всех прочих, которые придут, чтобы видеть «славу Господню» (Пс. Сол. 17:31). Мессия – могущественный царь, но крепость его только от Бога, «ибо он не возлагает надежды на коня, всадника или лук, и не копит себе золота и серебра для войны, и не надеется на множество людей в день битвы» (Пс. Сол.17:33).

В «Вознесении Моисея» (7-30 гг. по Р.Х.) автор предвидит будущее еврейского народа, призывает к сопротивлению нечестивым правителям; и эта борьба должна приблизить явление Царства Божия.

Поздее, в подражание книге Еноха написаны апокалипсисы Ездры, Варуха и др.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...