Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Республиканская и императорская формы правления

Римская республика (лат. Res publica Populi Romani — «Общее дело народа Рима») — историческая эпоха Древнего Рима (509-27 года до н. э.). Государственно-политический строй Республики совмещал демократические, олигархические и монархические (в традициях предшествовавшей царской эпохи) элементы. Периодизация истории Римской республики:

1. Ранняя Республика (509—287 гг. до н. э.)

2. Классическая (средняя) Республика (287—133 гг. до н. э.)

3. Поздняя Республика (133-27 гг. до н. э.)

 

Рим, наряду с античной Грецией, считается основой Западной цивилизации: отсюда идут и латинская культура, и лексика, и название месяцев, и строительство дорог, и основа западного права и т. д. Главное, что выделяет Рим от прочих государств древнего и античного мира, — наличие самой совершенной для своего времени армии. Армия Рима была лучшей не только в силу высокого качества римских воинов и полководцев, римляне уделяли большое внимание технике — оружию, средствам защиты, военным машинам (метательным и другим), флоту. Более того, большое внимание уделялось устройству военных лагерей, инженерным работам, снабжению войск, строительству дорог и мостов. В армии находились врачи. Революционным было и разделение римлянами армии на малые группы — легионы, центурии, манипулы и т. д. Это увеличило возможность маневрирования войск, увеличило скорость их передвижения.

 

Высшая власть в Риме принадлежала Сенату. Сенат эпохи развитой и поздней республики состоял из 300 сенаторов, обычно бывших высокопоставленных должностных лиц государства (магистратов) (в более отдалённые времена — родовых старейшин). Пополнением сената ведали цензоры, которые из числа бывших магистратов включали в его состав наиболее достойных.

Члены сената делились на ранги в соответствии с ранее занимаемыми должностями. Во время дискуссий сенаторы получали слово в соответствии с этими рангами. Во главе сената стоял наиболее заслуженный, первый из сенаторов — принцепс (princeps senatus). Также от сенатора требовалось всегда прилежное поведение, образованность, внимание и ответственность.

В период республики в ходе сословной борьбы плебеев с патрициями (V—III века до н. э.) власть сената была несколько ограничена в пользу комиций (народных собраний). В III—I веках до н. э. сенат предварительно рассматривал законопроекты, предлагавшиеся для голосования в комициях, ему принадлежало высшее руководство военными делами, внешней политикой, финансами и государственным имуществом, надзор за религиозными культами, право объявлять чрезвычайное положение и т. д. Сенат утверждал законы и результаты выборов, контролировал деятельность магистратов. Таким образом, сенат фактически осуществлял руководство государством.

Первоначально в сенат входили только члены исконно римских фамилий, но с I века до н. э. это право получили и италики, а во времена империи — даже знатные провинциалы.

Комиции (лат. comitio, от лат. comeo — схожусь, собираюсь) — народные собрания в Древнем Риме. Существовали три вида комиций:

1. Куриатные комиции — собрания патрициев по куриям, восходящие к родовому строю. В царскую эпоху (VIII—VI века до н. э.) решали вопросы войны и мира и избрания царей. В эпоху республики потеряли политическое значение, сохранив формальное право вручения верховной власти магистратам, а также право решения вопросов, связанных с отношениями между членами родов и фамилий, и дел религиозного характера.

2. Центуриатные комиции — собрания по центуриям, объединявшим и патрициев, и плебеев по принципу имущественного ценза. Согласно исторической традиции, были основаны в середине VI в. до н. э. Сервием Туллием. Изначально были собраниями воинов. Центуриатные комиции ведали вопросами войны и мира, избирали высших магистратов, исполняли судебные функции. Созывались высшими магистратами для избрания консулов, преторов, цензоров.

3. Трибутные комиции — собрания всех граждан по территориальным округам — трибам. Выросли из сходок плебса, где избирались народные трибуны и плебейские эдилы. В результате борьбы плебеев с патрициями с 287 до н. э. получили законодательную, а потом и судебную власть и право избирать всех низших магистратов, превратившись в важнейший вид народных собраний. Созывались консулами, преторами, диктаторами и народными трибунами. Представляли собой 35 триб, состоящих из всего населения Рима без различия по классам. Трибутное собрание могло избирать курульных эдилов, квесторов, военных трибунов, составлять и принимать законы. До учреждения Луцием Корнелием Суллой постоянных судов в трибутных комициях могли проводиться судебные процессы. В период Поздней Республики собиралось в основном для принятия законов и проведения выборов.

В I веке до н. э., с распространением римского гражданства на свободное население всей Италии, система комиций переживает кризис. При Сулле ограничиваются, а при Августе отмирают судебные функции комиций, выборные функции становятся формальностью. К концу I в. н. э. отмирают и законодательные функции комиций.

 

Магистратура (от лат. magistratus — сановник, начальник) — общее название государственных должностей в Древнем Риме. Магистратуры исполнялись безвозмездно, были краткосрочными (как правило, 1 год) и коллегиальными, т. е. исполнялись двумя людьми (за исключением должности диктатора). Человек, замещавший магистратуру, назывался магистратом. Первоначально все магистратуры, кроме народных трибунов, замещались патрициями, но к началу III века до н. э. стали доступны и плебеям.

Все магистраты имели право издавать указы по кругу своих обязанностей и налагать штрафы; высшие магистраты, исключая цензоров, обладали властными полномочиями (imperium). Их внешним отличием была свита из ликторов с фасциями. По закону Виллия (180 до н. э.) был установлен порядок и последовательность прохождения магистратур.

Различались магистратуры:

· ординарные (выборные):

§ высшие:

o консулы — высшая гражданская и военная власть;

o преторы — городское правосудие по гражданским делам, высшая власть в отсутствие консула;

o цензоры — проведение переписи населения (ценза), финансовый контроль, управление содержанием и обслуживанием общественных зданий и сооружений, надзор за нравами.

§ низшие:

o эдилы (плебейские и курульные) — содержание и обслуживание сооружений культа, защита интересов плебса, благоустройство города (площадей, улиц, рынков), полицейские функции;

o квесторы — первоначально общие помощники консулов, позже — уголовная юрисдикция, управление государственным казначейством и государственным архивом.

§ народные трибуны — защита и поддержка плебса, посредничество между плебсом и магистратами (должность признается магистратурой не всеми исследователями).

 

· экстраординарные (назначаемые):

§ высшие:

o диктатор — вся полнота власти при чрезвычайной ситуации в государстве;

o командующий конницей — помощник и заместитель диктатора;

o интеррекс — созыв комиций с целью избрания консула;

o децемвиры для записи законов — составление таблиц законопроектов, вносимых в комиции;

o военный трибун с консульской властью — вопросы войны (подготовка, предотвращение, ведение), отражение внешней агрессии и смягчение сословных внутригражданских конфликтов.

o триумвир (Второй триумвират) — чрезвычайные полномочия «для устройства государственных дел».

В эпоху Империи выборные должности утратили политическое значение, но сохранились в качестве предпосылки для занятия новых, влиятельных постов.

 

Римская империя (лат. Imperium Romanum) — постреспубликанская фаза в развитии древней римской государственности, характерной чертой которой были автократическая форма правления и большие территориальные владения в Европе и Средиземноморье.

Периодизация истории Римской империи различается в зависимости от подхода. Так, при рассмотрении государственно-правового устройства обычно выделяется два основных этапа:

1. Принципат — форма государственного устройства, сочетающая республиканские и монархические черты (где под прикрытием республиканских органов власти на самом деле была военная монархия), существовала в I веке до н. э. — III веке н. э. Период принципата можно разделить на следующие этапы:

а) Правление династии Юлиев-Клавдиев и формирование системы принципата (27 до н. э. — 68 н. э.)

б) Год четырёх императоров — масштабный кризис власти (68—69)

в) Правление династий Флавиев и Антонинов — расцвет системы принципата (69—192)

г) Правление династии Северов — начало формирования военно-бюрократической системы (193—235)

д) Кризис III века — полномасштабный социально-экономический и политический кризис Римской империи (235—284)

 

2. Доминат (284-476) — политическая система, более близкая к монархии. Внутри периода можно выделить следующие этапы:

а) Правление Диоклетиана и Константина I — формирование системы домината, административные, военные и социально-экономические реформы (284—337)

б) Империя IV века н. э. — достаточно стабильное существование системы, тенденция к политическому размежеванию западной и восточной частей империи (337—395)

в) Окончательное разделение империи на Восточную и Западную (395—476)

Дата окончания истории Римской империи дискуссионна. Для Запада обычно называется 476 год — год смещения императора Ромула Августула, или 480 год — год смерти Непота, последнего юридически легитимного императора. Для Восточной империи, государственность которой просуществовала, изменяясь, ещё около тысячи лет, называются даты: конец V века, 610 год, 1204 год или 1453 год.

Принципат со времен Августа сочетал в себе элементы республиканской магистратуры и военной монархии. Руководство магистратур формируется путём избрания или назначения, в то время как сан монарха предполагает престолонаследие, либо выборы, осуществляемые узким, как правило, кругом представителей высшей власти. В истории принципата практикуется как выборность, так и наследование, причём последнее иногда на основании специфического римского института усыновления: император усыновляет своего преемника. Время от времени в процесс передачи власти вмешиваются силовой фактор со стороны институтов, призванных охранять императорскую власть.

В период империи власть Сената всё более ограничивалась, сосредоточиваясь в руках императора, хотя формально сенат продолжал считаться одним из высших государственных учреждений. На самом деле, сенат превратился в собрание представителей знатных семейств, не имеющее большого политического влияния. Постановления сената сохранили силу законов, но принимались обычно по инициативе императора. Начиная с Октавиана Августа, фактический император Рима носил титул «принцепс» — то есть «первый из сенаторов».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...