С кем мы должны поговорить?
Что предполагает русская культура? Каковы ожидания пациента и его семьи?
Обычно лучше всего вести разговор непосред ственно с пациентом. Ведь, в конце концов, речь 206 ВВЕДЕНИЕ В ПАЛЛИАТИВНУЮ ПОМОЩЬ
пойдет именно о его организме, о его болезни и лече нии. И именно ему предстоит принять «информиро ванное решение» на основании информации, которую он от нас услышит. Мы не должны привлекать к раз говору членов семьи без согласия пациента.
Собираетесь ли вы вести разговор один на один
с пациентом? Или есть какие-то веские основания, чтобы другие люди присутствовали при этом? Иногда хорошо, чтобы с вами находилась опытная и чуткая медсестра. У нее могут быть полезные комментарии. А если вам предстоит сообщить плохую новость, она увидит реакцию пациента и семьи и сможет впослед ствии поддерживать их.
Пациент также может пожелать, чтобы кто-нибудь из членов семьи или друзей присутствовал:
1) для поддержки;
2) чтобы запомнить информацию, которую он услышит во время разговора.
Будет ли аудио- или видеозапись разговора полезна для пациента и его семьи? Особенно если это первый такой разговор с пациентом.
Для начала нам необходимо представиться. Это простые правила вежливости: поздороваться и пред ставиться. Очень полезно, чтобы у всех сотрудников хосписа были беджи с именем и должностью, напи санными крупным, легко читаемым шрифтом.
Мы должны объяснить, для чего мы пришли, если это не запланированный визит, а не ежедневный плановый обход. Нужно спросить, не хочет ли паци ент что-нибудь обсудить с нами — и начать разговор именно с этой проблемы — и только тогда перейти к нашей теме.
Возможно, нам понадобится расположить вопросы пациента по степени важности: если он хочет обсудить несколько проблем, будет полезным выде лить среди них наиболее важные, а наименее важные перенести на следующий визит.
Нам необходимо уметь выслушать. Предложите пациенту поделиться своими мыслями и переживани ями, не перебивайте — обычно это дается нам труд но, мы даем пациенту около 15 секунд, прежде чем начать задавать наши вопросы! Надо дать ему хотя бы 2 минуты и выслушать все, что он хочет сказать! Если выделить пациенту несколько минут, он перейдет к сути намного быстрее, чем если вы будете наводить на тему вопросами!
Уточните, правильно ли вы поняли пациента:
— Иван Петрович, я правильно понимаю, что у вас в роду кто-то болел таким же заболеванием, или вы говорили о родственниках жены?
Подведите итог.
— Иван Петрович, позвольте, я кратко обобщу, что вы сейчас рассказали…
Очень важно интересоваться, что думает сам пациент о своем состоянии и как он объясняет себе происходящее.
— Иван Петрович, вам недавно пришлось узнать
о вашей болезни. Вам и вашей семье сейчас, навер ное, нелегко. Как вы думаете, в чем причина всей этой ситуации?
Иногда может быть полезным узнать о религи озных убеждениях пациента, была ли его семья рели гиозной, так как это может повлиять на его воспри 208 ВВЕДЕНИЕ В ПАЛЛИАТИВНУЮ ПОМОЩЬ
ятие ситуации, а также на то, к какому лечению он будет готов. Например, свидетели Иеговы будут отка зываться от любых переливаний крови. Во многих религиях существуют принятые посмертные обряды.
Спросите также о его предыдущем опыте или опыте родственников и друзей — если он еще ничего не сказал об этом, спросите сами. Имейте в виду, что иногда на пациента очень влияет информация, кото рую он получает из телевизора. Возможно, он смо трел по телевизору что-то, что считает чрезвычайно важным в отношении своей болезни.
Если это необходимо, готовьте ответы заранее. Если во время беседы у пациента возникает вопрос, на который у вас нет ответа, вы с полным правом може те сказать: «Да, это хороший вопрос… у меня пока нет на него ответа. Я обязательно это выясню и приду
к вам завтра с ответом». Но в таком случае вы непре менно должны действительно найти ответ и вернуть ся с ним к пациенту на следующий день.
Обсудите план лечения и оценку результатов. Сообщите пациенту, какое, по вашему мне
нию, лечение будет наиболее эффективным, согла суйте с пациентом план лечения, в том числе обсу дите, в каких случаях вы будете от него отступать. Поступайте в соответствии с совместно согласован ным планом и, если от него приходится отступать, объясните пациенту, почему.
Убедитесь, что пациент понял то, о чем вы с ним говорили и к каким выводам пришли. Иногда необхо димо, чтобы в обсуждении принимали участие чле ны семьи.
Очень важны слова, которые вы выбираете в разговоре. Говорите простым языком, избегайте меди цинских терминов. Нам очень легко иногда прятаться за словами, которые действительно отражают реаль ность, но ничего не значат для пациента.
При этом если вы употребляете слово «рак», что в принципе совершенно допустимо, воображение пациента может нарисовать такие вещи, которых вы не имели в виду. Поэтому очень важно пояснить, что именно вы сообщаете пациенту.
Далее в этой главе я рассмотрю эту проблему более подробно.
Обращайте внимание на невербальную сторону общения. Посмотрите на пациента: оцените его реак цию, был ли он достаточно спокоен во время разгово ра или же был напряжен. Постарайтесь заметить тот момент беседы, когда он чувствовал себя дискомфор тно. Тогда вы сможете мягко вернуться к этому вопросу.
Мы обсудили вопрос общения в целом, а теперь давайте перейдем к проблеме, которая никому из нас — даже самым опытным специалистам — не кажется простой.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|