Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

С кем мы должны поговорить?

 

Что предполагает русская культура? Каковы ожидания пациента и его семьи?

 

Обычно лучше всего вести разговор непосред­ ственно с пациентом. Ведь, в конце концов, речь


206            ВВЕДЕНИЕ В ПАЛЛИАТИВНУЮ ПОМОЩЬ

 

 


пойдет именно о его организме, о его болезни и лече­ нии. И именно ему предстоит принять «информиро­ ванное решение» на основании информации, которую он от нас услышит. Мы не должны привлекать к раз­ говору членов семьи без согласия пациента.

 

Собираетесь ли вы вести разговор один на один

 

с пациентом? Или есть какие-то веские основания, чтобы другие люди присутствовали при этом? Иногда хорошо, чтобы с вами находилась опытная и чуткая медсестра. У нее могут быть полезные комментарии. А если вам предстоит сообщить плохую новость, она увидит реакцию пациента и семьи и сможет впослед­ ствии поддерживать их.

 

Пациент также может пожелать, чтобы кто-нибудь из членов семьи или друзей присутствовал:

 

1) для поддержки;

 

2) чтобы запомнить информацию, которую он услышит во время разговора.

 

Будет ли аудио- или видеозапись разговора полезна для пациента и его семьи? Особенно если это первый такой разговор с пациентом.

 

Для начала нам необходимо представиться. Это простые правила вежливости: поздороваться и пред­ ставиться. Очень полезно, чтобы у всех сотрудников хосписа были беджи с именем и должностью, напи­ санными крупным, легко читаемым шрифтом.

 

Мы должны объяснить, для чего мы пришли, если это не запланированный визит, а не ежедневный плановый обход. Нужно спросить, не хочет ли паци­ ент что-нибудь обсудить с нами — и начать разговор именно с этой проблемы — и только тогда перейти к нашей теме.


Глава 13 207

 

Возможно, нам понадобится расположить вопросы пациента по степени важности: если он хочет обсудить несколько проблем, будет полезным выде­ лить среди них наиболее важные, а наименее важные перенести на следующий визит.

 

Нам необходимо уметь выслушать. Предложите пациенту поделиться своими мыслями и переживани­ ями, не перебивайте — обычно это дается нам труд­ но, мы даем пациенту около 15 секунд, прежде чем начать задавать наши вопросы! Надо дать ему хотя бы 2 минуты и выслушать все, что он хочет сказать! Если выделить пациенту несколько минут, он перейдет к сути намного быстрее, чем если вы будете наводить на тему вопросами!

 

Уточните, правильно ли вы поняли пациента:

 

— Иван Петрович, я правильно понимаю, что у вас в роду кто-то болел таким же заболеванием, или вы говорили о родственниках жены?

 

Подведите итог.

 

— Иван Петрович, позвольте, я кратко обобщу, что вы сейчас рассказали…

 

Очень важно интересоваться, что думает сам пациент о своем состоянии и как он объясняет себе происходящее.

 

— Иван Петрович, вам недавно пришлось узнать

 

о вашей болезни. Вам и вашей семье сейчас, навер­ ное, нелегко. Как вы думаете, в чем причина всей этой ситуации?

 

Иногда может быть полезным узнать о религи­ озных убеждениях пациента, была ли его семья рели­ гиозной, так как это может повлиять на его воспри­


208            ВВЕДЕНИЕ В ПАЛЛИАТИВНУЮ ПОМОЩЬ

 

 


ятие ситуации, а также на то, к какому лечению он будет готов. Например, свидетели Иеговы будут отка­ зываться от любых переливаний крови. Во многих религиях существуют принятые посмертные обряды.

 

Спросите также о его предыдущем опыте или опыте родственников и друзей — если он еще ничего не сказал об этом, спросите сами. Имейте в виду, что иногда на пациента очень влияет информация, кото­ рую он получает из телевизора. Возможно, он смо­ трел по телевизору что-то, что считает чрезвычайно важным в отношении своей болезни.

 

Если это необходимо, готовьте ответы заранее. Если во время беседы у пациента возникает вопрос, на который у вас нет ответа, вы с полным правом може­ те сказать: «Да, это хороший вопрос… у меня пока нет на него ответа. Я обязательно это выясню и приду

 

к вам завтра с ответом». Но в таком случае вы непре­ менно должны действительно найти ответ и вернуть­ ся с ним к пациенту на следующий день.

 

Обсудите план лечения и оценку результатов. Сообщите пациенту, какое, по вашему мне­

 

нию, лечение будет наиболее эффективным, согла­ суйте с пациентом план лечения, в том числе обсу­ дите, в каких случаях вы будете от него отступать. Поступайте в соответствии с совместно согласован­ ным планом и, если от него приходится отступать, объясните пациенту, почему.

 

Убедитесь, что пациент понял то, о чем вы с ним говорили и к каким выводам пришли. Иногда необхо­ димо, чтобы в обсуждении принимали участие чле­ ны семьи.


Глава 13 209

 

Очень важны слова, которые вы выбираете в разговоре. Говорите простым языком, избегайте меди­ цинских терминов. Нам очень легко иногда прятаться за словами, которые действительно отражают реаль­ ность, но ничего не значат для пациента.

 

При этом если вы употребляете слово «рак», что в принципе совершенно допустимо, воображение пациента может нарисовать такие вещи, которых вы не имели в виду. Поэтому очень важно пояснить, что именно вы сообщаете пациенту.

 

Далее в этой главе я рассмотрю эту проблему более подробно.

 

Обращайте внимание на невербальную сторону общения. Посмотрите на пациента: оцените его реак­ цию, был ли он достаточно спокоен во время разгово­ ра или же был напряжен. Постарайтесь заметить тот момент беседы, когда он чувствовал себя дискомфор­ тно. Тогда вы сможете мягко вернуться к этому вопросу.

 

Мы обсудили вопрос общения в целом, а теперь давайте перейдем к проблеме, которая никому из нас — даже самым опытным специалистам — не кажется простой.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...