Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Как сообщить плохую новость

 

Предметом такого разговора могут быть как сам диагноз, так и неблагоприятные изменения в течении болезни или прогнозе. Разговор может происходить в хосписе, в больнице или дома у пациента.

 

Нам нужно выяснить, что пациент думает, зна­ ет и чувствует. Что ему сказали и что он понял? Задавайте открытые вопросы, предлагайте открытое


210            ВВЕДЕНИЕ В ПАЛЛИАТИВНУЮ ПОМОЩЬ

 

 


начало фразы. На открытый вопрос нельзя ответить «да» или «нет». Можно начинать вопросы с вопро­ сительных слов: «Когда…?», «Где…?», «Как…?», «Что…?» или «Скажите, пожалуйста…».

 

Пример

 

Пациент госпитализирован в ваш хоспис. Вам необходимо выяснить, что пациент знает о своей болезни и прогнозе. Вы садитесь рядом с ним и начи­ наете беседу.

 

— Игорь Михайлович, скажите, пожалуйста,

 

что с вами произошло, как вы оказались здесь?

 

— Я заболел примерно четыре месяца назад.

 

У меня появились боли в спине, и становилось все хуже и хуже, пока я совсем уже не мог больше работать. И я пошел к терапевту, который направил меня к другому специалисту. Мне сделали анализы, прописали обезбо­ ливающее и сказали, что я быстрее поправлюсь, если пройду лечение в хосписе. Поэтому я лег к вам.

 

Вы задаете вопросы дальше:

 

— А что доктор сказал вам о вашей болезни?

 

— По сути, мне ничего не сказали. Мне выписа­ ли трамадол, он только отчасти снимает боль.

— Игорь Михайлович, что вы об этом думаете? Есть у вас кто-то в семье или среди знакомых, у кото­ рых было что-то подобное?

 

— Да. Мой отец умер от рака, и его болезнь начиналась с болей в спине. Я надеюсь, что у меня спина болит по какой-то другой причине, но не могу отделаться от мысли, что все серьезно…

 

— А что вы чувствуете?

 

— Я волнуюсь. Я думаю, что, если это рак, мне


Глава 13 211

 

нужно лечиться, а если это такая же болезнь, как у отца, то, может, и вылечиться нельзя…

 

Теперь вы представляете себе степень его пони­ мания, знаете некоторые его мысли и страхи.

 

Как сообщить самую плохую новость

 

Существуют достоверные опубликованные дан­ ные, что пациенты в Великобритании хотят знать больше, чем предполагают доктора. И абсолютное большинство докторов чувствуют, что они поступили правильно, сказав правду пациенту.

 

В «Британском медицинском журнале» были опубликованы данные по результатам исследования в онкологической больнице:

 

• 79% пациентов хотят знать всю правду;

• 96% хотят знать, рак это или нет;

• 91% хотят знать, каковы шансы на выздоровле­ ние;

 

• 94% хотят узнать о побочных действиях препа­ ратов (Meredith et al. BMJ. 1996. Sept.).

 

Мы представляли себе результаты и до публи­

 

кации, но были поражены такими высокими цифра­ ми: так много людей хотят знать правду о своей болез­ ни. Насколько я знаю ситуацию в России, здесь люди думают приблизительно так же.

 

Пример

 

Несколько лет назад я выступал в России перед выездной бригадой помощи онкобольным, и мы обсуждали вопрос, как сообщать плохие новости. Один из присутствовавших докторов — в комнате


212            ВВЕДЕНИЕ В ПАЛЛИАТИВНУЮ ПОМОЩЬ

 

 


было около 20 человек — сказал, что в медицинской практике в России говорить правду о диагнозе не при­ нято. Он считал, что только сами врачи могут выдер­ жать такую новость, поэтому он ничего не говорит своим пациентам об их болезни. Кроме троих врачей

 

в комнате находились примерно десять медсестер, которые также выезжали к пациентам на дом. Я спро­ сил, как они относятся к сказанному доктором.

 

Они были в ужасе от того, что сказал врач. Восемь из них ответили, что они хотели бы знать все о своем диагнозе. Две из них сказали, что хотели бы знать о болезни и методах лечения что-то, но не всё или, по крайней мере, не всё сразу.

 

Итак, как нам подойти к тому, чтобы сообщить плохую новость?

 

Во-первых, мы должны поговорить с самим пациентом. Не родственники, а именно больной дол­ жен узнать все первым. Это касается здоровья и жиз­ ни пациента, поэтому он должен получить инфор­ мацию первым, а потом он или она могут обсудить

 

с доктором: как, когда и кто сообщит семье. Может быть, такой подход для вас не совсем привычен. Но подумайте, как бы вы предпочли поступить, если бы речь шла о вас самих. Предпочли бы вы, чтобы чле­ ны вашей семьи узнали первыми и выбирали, что из услышанного они сообщат вам?

 

Во-вторых, плохие новости нужно сообщать очень бережно. Не сразу, шаг за шагом. Это не обя­ зательно должно занять много времени, но нужно делать паузы, чтобы дать возможность пациенту усво­ ить информацию.


Глава 13 213

 

Пример

 

К вам приходит пациентка Мария Павловна.

 

У нее обследовали уплотнение в молочной железе. Новости удручающие.

 

— Здравствуйте, Мария Павловна. Заходите, присаживайтесь. Как вы съездили в больницу?

 

— Слава богу, я вовремя добралась, несмотря на пробки. Была гроза, лужи на дорогах, пришлось ехать медленно...

 

— А обследования уже провели?

 

— Да. Они проводили дольше, чем я ожида­ ла… вот снимок. А потом еще сделали биопсию. Неприятная процедура — было больновато. Мне не объясняли, что это и зачем, но сделали.

 

— Результаты уже есть?

 

— Да, — пауза, — результаты мне отдали, — пауза, — есть там у меня что-то…

 

— Да, я вижу, есть нечто серьезное. Обследования показывают, что у вас рак груди.

 

Мария Павловна начинает плакать. После корот­ кой паузы вы продолжаете:

 

— Мария Павловна, у кого-то из вашей семьи или друзей была подобная болезнь?

 

— Да, у мамы и бабушки было такое… и обе умерли от этого.

 

— Как проходила болезнь у вашей матери?

 

— У нее были страшные боли, вся семья заму­ чилась. И у бабушки также.

 

— Мария Павловна, я сделаю все, что смогу, чтобы вы получили самое лучшее лечение. И как бы ни шло лечение, все наши медики всегда готовы вам помочь, звоните, когда нужно. Мария Павловна, важ­


214            ВВЕДЕНИЕ В ПАЛЛИАТИВНУЮ ПОМОЩЬ

 

 


но, что сейчас уже другое время. Сейчас есть новые препараты для облегчения боли и других симптомов. Вам доступно такое лечение, которого не было ни у мамы, ни у бабушки. Скажите, Мария Павловна, как вы будете добираться до дома? И кто сейчас дома?

 

— Поеду на метро. Все нормально. Мой муж Игорь будет дома. Я сама ему скажу. Мы с ним пого­ ворим.

 

— Мария Павловна, запишитесь ко мне на при­ ем через неделю. Я надеюсь договориться со специа­ листом к тому времени. Если я что-то узнаю раньше,

 

я вам позвоню.

 

— Доктор, спасибо, такой ужас, а вы мне так помогли! Я приду через неделю, если вы раньше не позвоните.

 

Как правило, целесообразно говорить прямо и недвусмысленно, чтобы избежать недопонимания.

 

Я выступал на курсах для врачей, которые готовились начать работать как семейные врачи, и мы обсуждали тот же самый вопрос. Я спрашивал у докторов, гово­ рят ли они своим пациентам, какой у них диагноз. И если это так, то какие слова они используют. Один из врачей сказал, что он всегда говорит только правду. Когда я его спросил, какие слова он при этом исполь­ зует, он ответил: «Я говорю, что у пациента идет про­ цесс метастазирования опухоли».

 

Это, конечно, правда. Но когда она подается таким образом, это осознанный выбор врача, чтобы скрыть правду от пациента, и, я думаю, врач старается таким образом предотвратить эмоциональную реак­ цию, с которой ему будет трудно справиться. Обычно


Глава 13 215

 

правильнее использовать слово «рак», иначе пациент может вас неправильно понять.

 

Пример

 

Николай Александрович вернулся из больницы

 

с результатами обследований. Обследования показа­ ли, что у него рак желудка, но доктор об этом умол­ чал.

 

Когда он возвращается домой, жена спрашива­ ет, как дела.

 

— Все нормально, — отвечает Николай Алексан­ дрович, — доктор сказал, что у меня просто язва желудка… А я думал, у меня рак.

 

Но что означает для него слово «рак»? Нам необходимо выяснить, что думает сам пациент. Как мы можем это сделать? Мы можем спросить у него, была ли подобная болезнь у его друзей или родст­ венников и как она протекала. Как только вы упомя­ нете слово «рак», перед пациентом тут же ярко вста­ нут все эти воспоминания. Как в нашем прошлом примере с Марией Павловной. Слова «рак груди» немедленно напомнили ей картины смерти мамы и бабушки.

 

Однако не все пациенты реагируют с таким ужасом.

 

Например, Петру Семеновичу уже хорошо за 80. После некоторой подготовки вы сообщаете, что у него рак. Он не выглядит потрясенным. Вы спрашиваете, было ли нечто подобное у членов его семьи.

 

— Да, — отвечает он, — у отца был рак про­ статы. В том же возрасте. На лечении он продержал­


216            ВВЕДЕНИЕ В ПАЛЛИАТИВНУЮ ПОМОЩЬ

 

 


ся еще много лет… И умер он хорошо. Во сне, в сво­ ей постели. Мы все были рядом.

 

Но, к сожалению, не всегда плохие новости сообщают должным образом.

 

Один из моих пациентов находился в стациона­ ре. Его только что прооперировали и обнаружили рак. На следующее утро заведующий отделением во вре­ мя обхода задернул шторку вокруг кровати пациента и сообщил новость очень прямолинейно и нечутко при всем персонале. Остальные больные в той шестимест­ ной палате слышали, как мой пациент громко заплакал.

 

Это пример очень неудачной со всех точек зре­ ния коммуникации. И конечно, в этой ситуации нуж­ но было поступить иначе.

 

Другой пример

 

Пациент после операции находится уже в палате. Хирург входит в хирургическом костюме, пря­ мо из операционной. Он задергивает шторки вокруг

 

постели пациента, становится на колени рядом с кро­ ватью так, чтобы их с пациентом лица находились на одном уровне.

 

— Вы выдержали сегодня очень серьезную опе­ рацию. Мы еще не можем точно сказать, каков будет результат. Вам нужно восстановиться, прежде чем вы сможете вернуться домой. Через несколько недель мы получим результаты анализов, которые мы взяли во время операции, и все с вами обсудим.

 

Позже пациент сказал медсестре:

 

— Надо же, доктор пришел и так со мной разго­ варивал! Такой занятой и ко мне сам пришел! Такому заботливому врачу можно доверять.


Глава 13 217

 

После того как вы сообщили пациенту плохую новость, постарайтесь чем-то его обнадежить.

 

— Иван Александрович, ваша печень увели­ чена, в этом причина ваших болей. Вероятно, это вызвано раком, источник которого — в нижнем отде­ ле кишечника. Вы оцениваете свою боль на 6 из 10, а через 1 час после приема трамадола — на 3 из 10. На данный момент вы принимаете максимальную дозу трамадола, 400 мг в день. Сначала это вам помога­ ло, но через несколько недель оказалось недостаточ­ ным. Мы можем назначить вам такой же препарат, но более сильный. Это морфин пролонгированного дей­ ствия. Его нужно принимать регулярно 2 раза в день. Возможно, нам понадобится отрегулировать дозу. Но вы увидите, что это поможет. Что вы думаете?

 

Еще один случай из реальной жизни в России, осложненный «заговором молчания». Я посещал паци­ ента, пожилого мужчину по имени Лев. Любящая семья окружила его заботой. У него был рак желудка в тер­ минальной стадии. Ему, по-видимому, оставалось жить лишь несколько недель. В его семье знали диагноз­, но посещавшие его медсестры из хосписа были предупре­ ждены, что сам он о диагнозе не знает, они видели, что пациент не понимает, почему ему не становится лучше,

 

и от этого ему плохо. Никто ему ничего не говорил, пото­ му что все боялись, как на него подействует эта инфор­ мация. Врачи тоже советовали ничего ему не говорить.

Я в качестве «специалиста из Англии» получил возможность поговорить с ним. Я заверил семью, что не скажу ему то, чего он не хочет услышать. Как я должен был действовать?


218            ВВЕДЕНИЕ В ПАЛЛИАТИВНУЮ ПОМОЩЬ

 

 


Я вошел, представился и сказал, что после осмо­ тра он может задать мне любые вопросы. С его разре­ шения я пропальпировал брюшную полость с плот­ ным образованием в эпигастрии. По мере обследова­ ния, когда моя рука была у него на животе, я сказал:

 

— Я чувствую здесь причину вашей болезни.

 

К сожалению, мы не можем вылечить вас, но можем помочь облегчить симптомы, которые сейчас вас бес­ покоят.

 

Он посмотрел на меня, улыбнулся и поблагода­ рил. Когда мы уходили, вся семья окружила его, они испытали облегчение после нашего разговора с паци­ ентом, им было спокойно и хорошо.

 

И наконец, помогите пациенту обсудить диаг­ ноз с членами семьи. Ему потребуются их поддерж­ ка и помощь в течение болезни, поэтому они должны знать диагноз, чтобы иметь возможность помочь ему.

 

Итак, общение — это существенная часть каче­ ственной медицинской помощи и лечения.

 

Общение включает четыре аспекта: 1) слуша­ ние; 2) говорение; 3) обдумывание; 4) невербальное общение.

 

Мы должны выстраивать коммуникацию:

 

1) с пациентом и его семьей;

 

2) внутри своей медицинской команды;

 

3) с сотрудниками медицинской службы ночно­ го времени и выходного дня;

 

4) с другими учреждениями, осуществляющи­ ми медицинскую помощь.


Глава 13 219

 

Общение в команде и коммуникация с коллега­ ми преследуют две цели:

 

• мы должны убедиться, что у нас есть полная картина в отношении пациента и его семьи;

 

• нам необходимо наладить коммуникацию таким образом, чтобы избежать ошибок и обеспечить качественное обслуживание пациента.

 

Помните также о невербальном аспекте обще­ ния, который может либо помочь, либо стать препят­ ствием хорошей коммуникации.

 

Продумывайте и тренируйтесь сообщать паци­ ентам плохие новости — разыгрывайте ситуации с коллегами или актерами. В таких разговорах подби­ райте ясные недвусмысленные фразы, но говорите деликатно. Полезно будет выяснить, что понимают пациенты под термином «рак» и др., и затем осторож­ но корректируйте их понимание, чтобы пациент дей­ ствительно получил от вас и смог воспринять точную информацию.

 

Помогайте пациенту обсудить все с семьей и, наоборот, семье с пациентом. В ходе болезни пациен­ ту понадобятся их помощь и забота.

 

«Заговор молчания» создает барьеры вокруг пациента и лишает его поддержки в тот самый момент, когда любовь и поддержка нужны больше всего.


220            ВВЕДЕНИЕ В ПАЛЛИАТИВНУЮ ПОМОЩЬ

 

 


Глава 14

 

Выбор пациента

 

Право пациента на выбор имеет очень большое значение. Это право не всегда признавалось меди­ ками как необходимое и законное. Однако именно невозможность выбирать, чувство потери контро­ ля над ситуацией во многом являются источниками тревоги для некурабельного пациента: пациент и его семья ощущают, что почва ушла из-под ног, их уно­ сит быстрым течением реки, и они ничего не могут сделать.

 

К счастью, наша социальная культура меняет­ ся и общество призывает медиков пересмотреть этот вопрос.

 

Медицинские клише

 

«Информированное согласие», «права паци­ ента», «защита прав пациента», «заблаговремен­ ное завещание относительно медицинских вмеша­ тельств» (документ, в котором пациент указывает, как бы ему хотелось, чтобы строились лечение или уход, когда он окажется не способен принимать реше­ ния. — Примеч. пер.), «пассивная эвтаназия» — это распространенные в наше время медицинские клише,


Глава 14 221

 

которые отражают теоретическое наличие у пациента права на выбор. Общество ожидает, что эти слова не останутся пустым звуком.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...