Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Базовые понятия системного подхода 1 глава

 

1  Изоморфизм - однозначное отображение двух совокупностей, сохраняющее их структурные свойства.

2  Понятие - это мысль, которая отображает существенные признаки и отличительные свойства рассматриваемого пред­мета. Термин - точно выраженное содержание научного понятия. Категория - предельно широкое по объему понятие, которое не подлежит дальнейшему обобщению.

С некоторой долей условности все понятия2 «системы» можно поделить на три группы.

Определения, принадлежащие к первой группе, рассматривают систему как комплекс процессов, явлений и связей между ними, которые существуют объективно, независимо от наблюдателя.

Определения второй группы рассматривают систему как инструмент, способ исследо­вания процессов и явлений. Наблюдатель, имея перед собой цель, конструирует систему как некое абстрактное отображение реальных объектов.

Третья группа определений представляет компромисс между двумя первыми. Система здесь - искусственно создаваемый комплекс элементов (людей, процедур, технологий, науч­ных теорий и т. д.), предназначенный для решения сложной организационной, технической, экономической задачи. Следовательно, здесь наблюдатель не только выделяет систему из среды, но и создает, синтезирует ее [2].

Рассмотрим основные понятия теории систем, к которым наряду с системой, в первую очередь, следует отнести такие категории, как среда, элемент, связи и структура.

Понятие «система» широко используется как в научных исследованиях, так и в повсе­дневной жизни. Этот термин также является отражением некоторой объективной реально­сти. Существует большое число определений системы, охватывающих различные признаки объектов, рассматриваемых как системы.

Под системой чаще всего понимают целостное множество взаимосвязанных элемен­тов, обладающее свойствами, отличными от свойств элементов, образующих это множе­ство. Из этого определения можно выделить следующие свойства системы. Система - это совокупность элементов. При определенных условиях элементы могут рассматриваться как системы.

Связи (взаимосвязи) между элементами закономерно определяют интегративные свой­ства системы, отличают систему от простого конгломерата и выделяют ее как целостное образование из окружающей среды.

Таким образом, система - это такой объект, свойства которого не сводятся без остатка к свойствам составляющих его элементов. Такой объект обладает целостностью, кото­рая выражается в неаддитивности, интегративности его свойств. Неаддитивность свойств целого означает не только появление новых систем, но и в некоторых случаях исчезнове­ние отдельных свойств элементов, наблюдавшихся до их соединения в систему. Например, молекула обладает такими свойствами, которых нет у составляющих ее атомов.

Под понятием «среда» понимается сфера, ограничивающая структурное образование системы. Среда есть все то, что воздействует на систему, но неподконтрольна ей. Воз­действие среды на систему называют входными воздействиями, или входами; воздействие системы на среду - выходные воздействия, реакция системы, или выходы. Сложное вза­имодействие системы и среды как ее окружение определяется соответственно понятиями «система» и «надсистема».

Само отношение этих систем между собой можно рассматривать как взаимодействие среды и системы. Определение границ системы в окружающей среде делается самим иссле­дователем или наблюдателем. Поэтому включение определенных объектов в качестве эле­ментов исследуемой системы является творческим и целевым моментом самого исследова­теля.

Понятие «система» стало терминологической основой построения теории систем. Трактовка этого понятия имеет различные варианты. Приведем примеры некоторых из них [3].

Система - это объективное единство закономерно связанных друг с другом предме­тов, явлений, а также знаний о природе и обществе.

Система - это комплекс элементов, находящихся во взаимосвязи.

Система - это множество элементов с отношениями между ними и между их атри­бутами.

Система есть отражение в сознании субъекта (исследователя, наблюдателя) свойств объектов и их отношений в решении задачи исследования, познания.

Система - это совокупность взаимосвязанных элементов, составляющих некоторое целостное образование, имеющее новые свойства, отсутствующие у ее элементов.

Содержание приведенных понятий для описания лишь одного термина показывает, что каждый из авторов имеет свое отношение к данному термину.

Для того чтобы выработать наиболее объективное отношение к термину «система», необходимо выделить наиболее общие свойства, которые его характеризуют. К таким свой­ствам можно отнести:

- наличие элементов, которые могут быть описаны атрибутами (свойствами самих элементов);

- наличие разного вида связей между элементами, которые определяют степень их организации в целом (функциональные свойства);

- наличие отношений между элементами, которые определяют уровни иерархии в строении целого образования (свойство соотношения);

- наличие цели существования системы, которая определяет целесообразность ее существования в окружающей среде (свойство самоуправления или управления);

- наличие языка описания состояния и функционального поведения системы (свой­ство изоморфизма, многообразия средств описания).

Все указанные свойства системы в той или иной степени корреспондируются с методо­логическими принципами теории систем (представленными выше) и могут рассматриваться как закономерности исследования, проектирования и создания любых систем.

На основании этих свойств можно сформулировать еще одно определение. Система -это целостное структурное образование, выделяемое исследователем из окружающей среды на основе единства функционирования множества взаимосвязанных объектов в качестве элементов, обладающих определенными свойствами, связями и отношениями.

В качестве элемента системы рассматривается объект, относительно самостоятельный и не подлежащий дальнейшему расчленению на данном уровне рассмотрения, выполняю­щий определенные функции, находящийся во взаимосвязи с другими объектами, составля­ющими систему. Разделение объектов на элементы и системы относительно. Каждая система может быть представлена как элемент системы большого масштаба (суперсистемы); в свою очередь элемент можно рассматривать в качестве относительно самостоятельной системы. Выделение элементов в очень сложных системах опосредуется расчленением системы на подсистемы, которые представляют собой относительно самостоятельные части системы, подлежащие дальнейшему расчленению.

Понятие «элемент системы» применяется в системных исследованиях для определе­ния способа отделения части от целого. В данном смысле элемент выступает как свое­образный предел возможного разделения системы на элементарные составляющие, которые позволяют наилучшим способом разобраться и понять закономерности функционирования каждой части системы в целостном образовании. Выделение элементов системы дает воз­можность понять строение самой системы и определить ее структурно-функциональные связи и отношения. Определение количества таких элементов в процессе исследования системы имеет субъективно-творческий характер. Каждый исследователь, формулируя цели и задачи исследования, определяет и глубину членения целой системы на части. Элементами системы могут быть как подсистемы, так и ее компоненты, в зависимости от тех свойств, которыми обладает выделенный элемент системы.

Понятие «подсистема» подразумевает выделение относительно независимой части системы, которая сама обладает свойствами объекта-системы. К таким свойствам можно отнести наличие структурной целостности, подцелей функционирования и коммуникативности с другими подсистемами (элементами). Сама подсистема должна состоять из неодно­родных элементов, т. е. обладающих разными свойствами.

Функционирование системы как единого целого обеспечивается связями между элементами. Связь - это перенос материальных, энергетических или информационных компо­нентов из одного объекта в другой; это функциональная характеристика элемента, а отно­шение - это структурная характеристика.

Понятия «связь» и «отношение» имеют достаточно сложное объяснение. В специаль­ной литературе принято отождествлять понятие «связь» с динамичным состоянием элемен­тов, которое определяется целями функционирования и методами управления в процессе установления связи.

Понятие «отношение» характеризуется статикой строения самого элемента, т. е. его структурой. В теории логики принято «отношение» рассматривать как соотношение, сопод­чинение одного свойства элемента другому. Такое соотношение тоже основывается на раз­ных видах связей, например в микроэлементах. Понятие «отношение» можно рассматривать как «связи строения» элемента.

Связи делятся на внутренние, когда такой перенос компонентов происходит между элементами системы, и внешние, когда выход одной системы становится входом в другую. Такую связь принято называть прямой связью. Например, поставки ресурсов организации. Кроме прямой связи, существует еще и обратная связь. Прямая связь обеспечивает передачу воздействия, информации с выхода одного элемента на вход другого, а обратная - с выхода некоторого элемента на вход того же элемента.

Понятие «связь» определяется как проявление свойств коммуникации самого элемента с его окружением. Связь осуществляется на основе закона обмена энергией информацией и веществом в процессе динамического развития самого элемента. Понятие «связь» опи­сывает степень ограничения свободного развития самого элемента. Все элементы любой системы всегда вступают во взаимодействие друг с другом, теряя при этом некоторые из своих свойств. Наличие свойств связей у элемента (коммуникации) обеспечивает его жизне­деятельность. Следовательно, понятие «связь» определяет функционально-процессуальную характеристику системы, а понятие «отношение» - функционально-структурную характе­ристику.

По классификации И. В. Блауберга, В. Н. Садовского и Э. Г. Юдина, связи могут быть следующими [60]:

- генетические порождения, когда один объект является основой для рождения другого;

- преобразования, когда элементы одной системы в процессе взаимодействия с элемен­тами другой приобретают новые свойства в одной или обеих системах;

- взаимодействия, которые подразделяются на связи взаимодействия объектов или отдельных свойств объектов;

- функционирования, которые обеспечивают реальную жизнедеятельность объекта;

- развития, которые возникают в процессе перехода из одного качественного состояния объекта в другое;

- управления, которые могут образовывать разновидность либо функциональных связей, либо связей развития.

Представленная классификация показывает, что определения связей часто размыты и могут пересекаться.

В рамках системных исследований понятие «связь» имеет наибольшее значение, так как в процессе взаимодействия элементов в системе устанавливаются алгоритмы их совместного функционирования. Например, рекурсивная связь устанавливает при­чинно-следственную связь между различными параметрами в экономической системе. Синергическая связь в теории систем определяет результат совместных действий взаимо­связанных элементов как общий эффект, который превышает сумму эффектов, получаемых от каждого независимого элемента. Циклическая связь рассматривается как сложная обрат­ная связь между элементами в системе, определяющая ее полный жизненный цикл, напри­мер, в процессе производства какого-либо изделия. Обратная связь является основой само­регуляции, развития систем, приспособления их к изменяющимся условиям существования. Например, в управлении социально-экономическими системами используется функция кор­ректировки, которая основана на принципе обратной связи, т. е. возможности принятия решения в зависимости от сложившихся условий.

По своему характеру связи могут быть положительными, отрицательными и гармони­зированными.

Под положительной связью понимается результат взаимодействия элементов, в про­цессе которого не нарушается внутренняя структура самих элементов. Этот результат дает импульс к дальнейшему развитию элементов и всей системы.

Под отрицательной связью понимается результат взаимодействия элементов, в про­цессе которого происходит разрушение как самого элемента, так и всей системы.

Под гармонизированной связью понимается устойчивое динамическое состояние раз­вития элементов в результате их взаимодействия.

Следовательно, в системах различной природы всегда существуют разные виды связей, за счет которых обеспечивается сохранение целостного образования.

Количество связей между элементами в системе принято представлять как возможное сочетание по формуле

S = g (g - 1),                                                     (2.1)

где g - количество элементов.

Исходя из теории алгоритмов, можно констатировать, что связи между элементами в системе могут иметь линейный (однонаправленный), нелинейный (многонаправленный) и циклический характер или их сочетание.

Состав элементов и способ их объединения определяют структуру системы. Фор­мально ее часто представляют в виде граф, где вершины соответствуют элементам системы, а дуги - их связям. Особое место среди структур разных типов занимают иерархические структуры.

Понятие «отношение» в качестве внутренней связи между элементами системы логи­чески связано с понятием «структура», которое означает строение, расположение, порядок. Структура отражает взаимосвязи и взаимоотношения между элементами системы, устана­вливающими порядок ее строения. Структуру системы принято описывать видом связей и отношений (иерархия связей) между ее элементами. Структура описывает внутреннее строе­ние (состояние) системы. Структуры бывают как статическими, так и динамическими. Одна и та же система может быть описана разными видами структур в зависимости от аспектов и стадий исследования или проектирования в пространстве и во времени.

Структуры систем могут описывать состояние системы, ее поведение, условия ее рав­новесия, устойчивости и развития.

Состояние системы - это описание ее в определенный момент времени как «статич­ной фотографии». В таком состоянии все элементы имеют статичные входные и выходные параметры.

Под равновесием системы понимается описание состояния системы, которая лишена внешних воздействий и находится в состоянии равновесия.

Под устойчивым состоянием системы понимается такое поведение, которое обеспе­чивает ей возвращение в равновесное состояние после воздействия внешних факторов. Как правило, состояние устойчивости обеспечивается за счет сочетания свойств самих элемен­тов системы.

Развитие системы - это такое состояние системы, которое обеспечивает развитие свойств связи отношений в рамках организационной структуры в продолжительном вре­менном периоде, с учетом воздействия факторов внешней среды. (Далее будет рассказано о таком классе систем на примере адаптивных систем, самообучающихся и саморазвиваю­щихся систем.)

Теория систем изучает закономерности организации, структурирования, функциони­рования, поведения и существования любого объекта в качестве системы. Методологиче­ской основой построения теории систем стали такие универсальные научные принципы, как: целостность, дискретность, гармония, иерархия и адекватность.

В теории систем широко используются методы моделирования на базе линейного и нелинейного программирования, в основе которого лежат методы теорий, представленных в табл. 2.2.

 

Таблица 2.2- Перечень теорий

 

Теория Особенности теории
Множеств Формально описывает свойства системы и ее элементов на основе математических аксиом
Ячеек Изучает систему в качестве подсистем (ячеек) с определен­ными граничными условиями, причем между этими ячейками происходит процесс переноса свойств (например, «цепная» реакция)
Сетей Изучает функциональную структуру связей и отношений меж­ду элементами в системе
Графов Изучает реляционные (матричные) структуры, представляе­мые в топологическом пространстве
Информации Изучает способы информационного описания системы-объек­та на основе количественных характеристик
Кибернетики Изучает системы управления в качестве процесса передачи информации между элементами системы и между системой и окружающей средой, с учетом принципа обратной связи
Автоматов В теории автоматов система рассматривается сточки зрения «черного ящика^. т, е. входных и выходных параметров
Игр Исследует систему-объект сточки зрения «рационального» поведения при условии получения максимального выигрыша при минимальных потерях
Оптимальных решений Позволяет математически описать условия выбора наилучше­го решения из альтернативных возможностей
Очередей Использует методы оптимизации обслуживания элементов в системе потоками данных при массовых запросах

 

 

2.3. Три описания систем

Приступая к изучению новой, неизвестной системы, мы не знаем, с чем имеем дело. В этом случае представление об объекте исследования может дать некоторое описание его свойств.

Функциональное описание системы отражает ее параметры, происходящие процессы и иерархию системы. Оно дает возможность ответить на вопрос, для чего предназначена система. В более широком смысле функциональное описание позволяет оценить значимость системы в ее конкретной функции и воздействие на внешнюю среду (связи с другими систе­мами). При этом функция системы выполняется, если параметры системы и процессы огра­ничены пределами, вне которых система разрушается либо радикально меняет свои свой­ства. Например, функциональное описание системы отопления учебного помещения.

Морфологическое описание дает ответ на вопрос о том, из каких элементов состоит система. Оно определяет глубину описания (выбор элемента, внутрь которого описание не проникает), композиционные свойства (способ объединения элементов в систему) и эффек­тивность выполнения функции, на которую влияют искажения и непредусмотренные потери информации.

Таким образом, морфологическое описание отражает состав системы и связи между ее элементами, позволяет построить иерархическую структуру системы. Например, предста­вим себе морфологическое описание системы отопления учебного помещения.

Информационное описание дает представление об обмене информацией между частями системы, системой и внешней средой. Описание позволяет судить об информаци­онной упорядоченности системы. При этом обычно определяют меру неопределенности (энтропию) или упорядоченности (негэнтропию) системы и информационный метаболизм (обмен информации со средой). Важно помнить о том, что для системы особо ценна инфор­мация, привнесенная из внешней среды, но нельзя забывать и о том, что не всякая инфор­мация нужна системе. Для примера сделаем информационное описание системы отопления учебного помещения.

Как видим, составив три описания системы (например, системы отопления), мы полу­чаем упорядоченную информацию об интересующем нас объекте.

 

Суть системного подхода

 

Потребность в использовании системного подхода в управлении обострилась в связи с необходимостью управления объектами, имеющими большие размеры в пространстве и во времени в условиях динамичных изменений внешней среды.

По мере усложнения экономических и социальных отношений в различных органи­зациях все чаще возникают задачи, решение которых невозможно без использования ком­плексного системного подхода.

Стремление выделить скрытые взаимосвязи между различными научными дисципли­нами явилось причиной разработки общей теории систем. Тем более что локальные решения без учета недостаточного числа факторов, локальная оптимизация на уровне отдельных эле­ментов, как правило, ведут к снижению эффективности деятельности организации, а иногда и к опасному по последствиям результату.

Интерес к системному подходу объясняется тем, что с его помощью можно решить задачи, которые сложно решить традиционными методами. Здесь важна формулировка задачи, поскольку она открывает возможность использования существующих или вновь создаваемых методов исследования.

Системный подход представляет собой универсальный метод исследования, основан­ный на восприятии исследуемого объекта как нечто целого, состоящего из взаимосвязанных частей и являющегося одновременно частью системы более высокого порядка. Он позво­ляет строить многофакторные модели, характерные для социально-экономических систем, к которым относятся организации. Предназначение системного подхода заключается в том, что он формирует системное мышление, необходимое руководителям организаций, и повы­шает эффективность принимаемых решений.

Под системным подходом обычно понимают часть диалектики (науки о развитии), исследующей объекты как системы, т. е. как нечто целое. Поэтому в общем виде его можно представить как способ мышления в отношении организации и управления.

При рассмотрении системного подхода как метода исследования организаций следует учитывать то обстоятельство, что объект исследования всегда многогранен и требует все­стороннего, комплексного подхода, поэтому к исследованию следует привлекать специали­стов различного профиля. Всесторонность в комплексном подходе выражает частное требо­вание, а в системном - она представляет собой один из методологических принципов.

Таким образом, комплексный подход вырабатывает стратегию и тактику, а системный - методологию и методы [6]. В этом случае происходит взаимное обогащение комплекс­ного и системного подходов. Для системного подхода характерна формальная строгость, которой нет у комплексного подхода. Системный подход рассматривает исследуемые орга­низации как системы, состоящие из структурированных и функционально организованных подсистем (или элементов). Комплексный подход используется не столько для рассмотре­ния объектов с позиций целостности, сколько для разностороннего рассмотрения исследуе­мого объекта. Признаки и свойства этих подходов подробно рассмотрены В. В. Исаевым и А. М. Немчиным и приведены в табл. 2.3.

 

Таблица 2.3 Сопоставление комплексного и системного подходов

Характеристика подхода Комплексный подход Системный подход
Механизм реали­зации установки Стремление к синтезу на базе различных дис­циплин (о последующим суммированием резуль­татов] Стремление к синтезу в рамках одной научной дисциплины на уровне новых знаний, носящих системообразующий характер
Объект исследо­вания Любые явления, процес­сы, состояния, адди­тивные (суммативные системы) Только системные объекты, т. е. целостные системы, состоящие из закономерно структуриро­ванных элементов
Метод Междисциплинарный — учитывает два или более показателя, влияющих на эффективность Системный подход в простран­стве и во времени учитывает все показатели, влияющие на эффективность
Понятийный аппарат Базовый вариант, норма­тивы, экспертиза, сумми­рование, отношения для определения критерия Тенденция развития, элемен­ты, связи, взаимодействие, эмерджентность. целостность, внешняя среда, синергия
Принципы Отсутствуют Системность, иерархия, обратная связь, гомеостазис
Теория и прак­тика Теория отсутствует, а практика неэффективна Системопогия — теория систем, системотехника — практика, сис­темный анализ — методология
Общая характе­ристика Орган изацион но- м ето-дический (внешний), приближенный, раз­носторонний, взаимо­связанный, взаимообу­словленный, предтеча системного подхода Методологический (внутрен­ний), ближе к природе объекта, целенаправленность, упорядо­ченность, организованность, как развитие комплексного подхода на пути к теории и методологии объекта исследования
Особенности Широта охвата пробле­мы при детерминирован­ности требований Широта охвата проблемы, но в условиях риска и неопреде­ленности
Развитие В рамках существующих знаний многих наук, вы-сту пающи хобособленно В рамках одной науки (системо-погии) на уровне новых знаний системообразующего характера
Результат Экономический эффект Системный (эмерджентный. синергический) эффект

 

Известный специалист в области исследования операций Р. Л. Акофф в определении системы делает упор на то, что это любая общность, которая состоит из взаимосвязанных частей.

В этом случае части также могут представлять собой систему более низкого уровня, которые называются подсистемами. Например, экономическая система является частью (подсистемой) системы общественных отношений, а производственная система - частью (подсистемой) экономической системы.

Разделение системы на части (элементы) может быть выполнено в различных вариан­тах и неограниченное число раз. Важными факторами здесь являются стоящая перед иссле­дователем цель и язык, который используется при описании исследуемой системы.

Системность заключается в стремлении исследовать объект с разных сторон и во вза­имосвязи с внешней средой.

В основе системного подхода лежат принципы, среди которых в большей степени выделяют такие, как:

1) требование рассматривать систему как часть (подсистему) некоей более общей системы, расположенную во внешней среде;

2) деление данной системы на части, подсистемы;

3) обладание системы особыми свойствами, которых может и не быть у отдельных элементов;

4) проявление функции ценности системы, заключающейся в стремлении к максими­зации эффективности самой системы;

5) требование рассматривать совокупность элементов системы как одно целое, в чем собственно проявляется принцип единства (рассмотрение систем и как нечто целое, и как совокупность частей).

В то же время системность определяют следующие принципы:

- развития (изменяемости системы по мере накопления информации, получаемой из внешней среды);

- целевой направленности (результирующий целевой вектор системы не всегда явля­ется совокупностью оптимальных целей его подсистем);

 

- функциональности (структура системы следует за ее функциями, соответствует им);

- децентрализации (как сочетание централизации и децентрализации);

- иерархии (соподчинение и ранжирование систем);

- неопределенности (вероятностного наступления событий);

- организованности (степени выполнения решений).

Сущность системного подхода в трактовке академика В. Г. Афанасьева выглядит как сочетание таких описаний, как:

- морфологическое (из каких частей состоит система);

- функциональное (какие функции выполняет система);

 

- информационное (передача информации между частями системы, способ взаимодей­ствия на основе связей между частями);

- коммуникационное (взаимосвязь системы с другими системами как по вертикали, так и по горизонтали);

 

- интеграционное (изменение системы во времени и в пространстве);

- описание истории системы (возникновение, развитие и ликвидация системы).

В социальной системе можно выделить три типа связей: внутренние связи самого человека, связи между отдельными людьми и связь между людьми в обществе в целом. Нет эффективного управления без хорошо налаженных связей. Связь объединяет организацию в единое целое.

Схематично системный подход выглядит как последовательность определенных про­цедур:

1) определение признаков системы (целостность и множество членений на элементы);

2) исследование свойств, отношений и связей системы;

3) установление структуры системы и ее иерархического строения;

4) фиксация взаимоотношений между системой и внешней средой;

5) описание поведения системы;

6) описание целей системы;

7) определение информации, необходимой для управления системой.

Например, в медицине системный подход проявляется в том, что одни нервные клетки воспринимают сигналы о появившихся потребностях организма; другие отыскивают в памяти, как эта потребность удовлетворялась в прошлом; третьи - ориентируют организм в окружающей обстановке; четвертые - формируют программу последующих действий и т. д. Так организм функционирует как нечто целое, и эта модель может быть использована при анализе организационных систем.

Статьи Л. фон Берталанфи о системном подходе к органическим системам в начале 1960-х гг. были замечены американцами, которые стали использовать системные идеи сна­чала в военном деле, а затем и в экономике - для разработки национальных экономических программ.

1970-е гг. были отмечены широким использованием системного подхода во всем мире. Его применяли во всех сферах человеческого бытия. Однако практика показала, что в систе­мах с высокой энтропией (неопределенностью), которая в большей степени обусловлена «несистемными факторами» (влиянием человека), системный подход может не дать ожида­емого эффекта. Последнее замечание свидетельствует о том, что «мир не так системен» [54], как его представляли основатели системного подхода [9].

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...