Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Базовые понятия системного подхода 12 глава

•   участие более чем в одной ФПГ не допускается;

•   не допускается участие в ФПГ общественных и религиозных организаций (объеди­нений).

ФПГ классифицируются [48]:

• по отраслевой принадлежности - отраслевые, межотраслевые;

• по масштабам деятельности - региональные, национальные, международные;

• по степени диверсификации - моно- и многопрофильные;

•   по формам производственной интеграции - горизонтальные, вертикальные, конгло­мераты.

Вертикальные ФПГ представляют собой объединение под единым контролем пред­приятий, осуществляющих разные стадии производства того или иного товара, т. е. функци­онирующих по принципу замкнутой технологической цепочки. Замкнутая технологическая цепочка подразумевает полный цикл - от добычи сырья до выпуска готовой продукции и доведения ее до потребителя через собственную транспортную и сбытовую сеть.

Горизонтальные ФПГ - это объединение под единым контролем двух и более предпри­ятий, располагающих полным технологическим циклом одновременно в нескольких отрас­лях. Горизонтальные ФПГ возникли в ответ на стремительное развитие новых отраслей про­изводства, как попытка укрепить свои позиции на рынке посредством внедрения в новые сферы деятельности и включения современных видов производств в состав уже сформиро­вавшихся ФПГ.

Под влиянием процессов диверсификации формируются конгло-меративные ФПГ, которые образуются посредством объединения различных предприятий, находящихся на разных стадиях производства, функционирующих в различных отраслях и не связанных между собой. Такие объединения ориентированы на развитие и максимизацию прибылей. При этом происходит объединение целой сети разнородных предприятий, которые не имеют целевого и технологического единства, финансового контроля со стороны управляющей компании. Конгломераты отличаются значительной децентрализацией управления, причем главными средствами управления в них являются экономические и финансовые рычаги, методы косвенного регулирования деятельности подразделений. Благодаря диверсифициро­ванной структуре, уменьшающей риск убытков от циклических, конъюнктурных и струк­турных колебаний, конгломераты более устойчивы к конкуренции.

Таким образом, главные различия между ФПГ и холдинговой компанией (в рамках российского законодательства) состоят в следующем. Во-первых, ФПГ может не владеть контрольными пакетами акций участников группы. Во-вторых, в холдингах не обязательно наличие кредитно-финансовых организаций.

Классификация ФПГ, как правило, осуществляется по таким характеристикам, как: способ формирования, тип организационного строения, форма собственности, способ внутригруппового управления, границы осуществления деятельности. Классификация ФПГ приведена на рис. 10.3 [38].

Кэйрэцу - объединение фирм в устойчивые промышленнофи-нансовые группы, характерные для Японии [2]. Объединившись в кэйрэцу, несколько десятков разнопрофиль­ных фирм образуют универсальный многоотраслевой концерн. Из 100 крупнейших промы­шленных фирм Японии 70 являются членами той или иной кэйрэцу.

Несмотря на то что буквальный перевод этого слова с японского означает «объедине­ние без руководителя», кэйрэцу - это секретное оружие японской промышленности, означа­ющее объединение большого числа фирм вокруг торговых компаний и/или банков [63]. Кэй­рэцу характеризуется замысловатой системой перекрестного владения акциями, когда банк владеет акциями всех коммерческих компаний, а последние владеют акциями друг друга.

Кэйрэцу объединены на основе общей лояльности, взаимодействия и взаимного допол­нения. Его члены действуют сообща, помогая друг другу увеличить долю рынка, особенно компаниям, действующим «на передовой», т. е. конкурирующим на мировых рынках. Они помогают друг другу приобретать дешевое сырье, делятся технологией, повышают стан­дарты качества, обмениваются информацией о рынке и оказывают друг другу финансовую поддержку.

Рис. 10.3. Классификация финансово-промышленных групп

 

Кэйрэцу представляют собой современные объединения, но в то же время сохранили многие черты дзайбацу.

Запрет на холдинги, действующий до настоящего времени в Японии, привел к тому, что каждая из компаний, входящих в группу, владеет небольшим (в несколько процентов) паке­том акций многих из партнеров группы, однако вместе взятые участники группы владеют достаточным пакетом акций какой-либо компании и могут влиять на ее действия. Поэтому проводимые регулярно совещания президентов компаний, образующих кэйрэцу, фактически представляют собой собрания крупнейших акционеров этих компаний. Такое относительно мягкое управление делами позволяет им, с одной стороны, пользоваться преимуществами объединения, а с другой - не лишает самостоятельности.

Для кэйрэцу характерно:

• наличие собственной системы финансовых учреждений;

• взаимное владение акциями;

•   объединение фирм внутри группы для реализации крупных или перспективных про­ектов;

• наличие обязательств о взаимных поставках внутри группы;

• организация общей универсальной торговой фирмы;

• наличие системы регулярных совещаний руководителей фирм, входящих в кэйрэцу;

• взаимный обмен сотрудниками, в том числе руководителями разного уровня [2].

В кэйрэцу холдинг заменен советом президентов компаний-участниц, который и осу­ществляет контроль и координацию посредством владения частью акций.

 

10.3. Многонациональные и глобальные корпорации

 

Процессы интеграции и дифференциации как проявление адаптации организаций к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды побуждают отдельные организации консолидировать свои ресурсы, необходимые для достижения целей развития. Поэтому раз­растание корпоративных структур представляет собой одну из важнейших тенденций совре­менного развития экономики, основу которой в большей степени составляют национальные и транснациональные корпорации.

Транснациональная корпорация (ТНК) в мировой практике рассматривается как осо­бый вид корпорации, переросшей национальные рамки и осуществляющей свою деятель­ность на мировом рынке через свои заграничные филиалы и дочерние предприятия.

За последние несколько десятилетий возникло несколько десятков тысяч ТНК, имею­щих сотни тысяч филиалов по всей планете, владеющих третью производственных фондов и производящих более трети общепланетарного продукта [2].

Кроме того, ТНК зачастую служат движущей силой международного движения заемного капитала. Материнские корпорации часто предоставляют дочерним предприятиям капитал в расчете на будущие выплаты. Прямые иностранные инвестиции являются аль­тернативой международному движению ссудного капитала в той мере, в какой ТНК финан­сируют свои дочерние предприятия. Прямое иностранное капиталовложение - то же, что улица с двусторонним движением. Например, американские фирмы расширяют свои фили­алы в Европе, а европейские фирмы - свои дочерние предприятия в США. В то же время, признавая, что ТНК действуют как движущая сила межстранового перемещения капитала, ошибочно рассматривать прямые иностранные инвестиции как альтернативу выходу той или иной страны на рынок ссудного капитала. Главная цель прямого иностранного инвестирова­ния - облегчить создание международных корпоративных структур, способствуя тем самым расширению зоны контроля [48].

Глобализация деятельности ТНК является залогом их выживания и своего рода завер­шающим шагом в направлении ее транснационализации.

Процесс глобализации сопровождается непрерывной разработкой стратегических про­ектов и программ. Так, по результатам опроса радиоэлектронных фирм США, реализацией планов глобализации заняты 45 % фирм, 32 % - ведут разработку планов глобализации, 13 % - собираются ею заняться, и только 10 % - не видят в этом смысла.

Ныне действующие ТНК отличаются от многонациональных фирм, появившихся в 1960-х гг., когда в поисках дешевой рабочей силы многонациональные фирмы открывали за пределами своей страны преимущественно сборочные предприятия, осуществляя НИОКР и сбыт готовой продукции в своей стране. В настоящее время ТНК создают на территории других стран не только производственные предприятия, но и научно-исследовательские цен­тры, отделы сбыта и маркетинга, привлекают к руководству представителей разных стран, что обеспечивает продвижение научно-технического прогресса во всем мире. В силу отме­ченного, ТНК накопили огромный опыт организации и управления, сочетая международную интеграцию производства и локальную гибкость управления.

Например, японские фирмы стали открывать за пределами своей страны как производ­ственные подразделения, так и научно-исследовательские центры. При этом, правда, глав­ные решения принимаются все же в головном офисе, который расположен в Японии, причем иностранцы в них, как правило, не работают.

При рассмотрении направлений стратегического развития корпораций размещение производства зачастую упирается в наличие ресурсов. Например, добыча алюминия должна размещаться там, где имеются месторождения бокситов, в то время как процесс выплавки алюминия будет тяготеть к источникам дешевой электроэнергии. Производители персональ­ных компьютеров проводят свои наукоемкие конструкторские разработки в Массачусетсе или Северной Калифорнии, а трудоемкие сборочные предприятия размещают в Сингапуре или Ирландии. Однако транспортные расходы или другие трудности торговли могут влиять на размещение.

Управление предприятиями, расположенными в разных странах, может эффективно осуществляться из одной страны с использованием современных информационных техно­логий и глобальных сетей. Эти связи формируют основу корпоративной структуры, да и сама фирма существует главным образом для того, чтобы облегчить установление таких связей. Многонациональные корпорации существуют благодаря тому, что такие связи более выгодно устанавливать внутри одной фирмы, а не между разными фирмами. Поэтому дви­жущую силу создания многонациональных фирм называют интернализацией.

На практике многонациональные корпорации играют большую роль в мировой тор­говле и инвестициях. Например, половина американского импорта приходится на торго­влю между «родственными» предприятиями. Под этим выражением мы подразумеваем, что предприятие-продавец, как и покупатель, в большой степени принадлежит одному и тому же владельцу и контролируется им. Поэтому можно считать, что половина американского импорта приходится на сделки между отделениями многонациональных фирм. В то же время 24 % американских активов за рубежом принадлежат зарубежным филиалам амери­канских фирм. Таким образом, хотя торговля и инвестиции США не полностью контроли­руются многонациональными корпорациями, но в значительной мере осуществляются ими.

Главными формами объединения (интеграции) корпораций являются:

• горизонтальная интеграция, имеющая целью получение экономии на масштабе и уси­ление рыночной власти;

• вертикальная интеграция, направленная на обеспечение большей безопасности снаб­жения сырьем и необходимыми компонентами рынков сбыта;

• диверсификация деятельности корпораций с целью более эффективного распределе­ния рисков, приводящая к формированию конгломератов.

В последнее десятилетие XX в. процесс слияния и поглощения корпораций в Европе охватил все ведущие отрасли промышленности: химическую, электронную, электромаши­ностроение, автомобилестроение, пищевую и аэрокосмическую. За последние 25 лет число ТНК ведущих промышленно развитых стран возросло с 7 до 24 тыс. В настоящее время в мире действуют 37 тыс. ТНК, которые контролируют около трети активов в частном секторе, их обороты составляют около 5,5 трлн долл. К концу 1990 г. накопления международных прямых инвестиций в мире достигли 1,7 трлн долл. против 517 млрд долл. в 1980 г., 211 млрд долл. - в 1973 г. и 112 млрд долл. - в 1967 г. После 1983 г. вывоз прямых инвестиций возра­стал (в текущих ценах) в среднем на 29 % в год, что в три раза быстрее прироста экспорта (9,4 % в год) и в 4 раза - мирового производства (7,8 % в год).

Рост международных прямых инвестиций отражает тот факт, что ТНК приобретают все более важную роль в мировой экономике. К началу 1990-х гг. они превратились в глав­ный двигатель мирового экономического роста. В последние годы ТНК обеспечивали 80 % частных расходов по всему миру на исследования и разработки. При этом они контролиро­вали такую же долю международной торговли. Стоимость продукции, производимой зару­бежными отделениями ТНК, превысила объем международной торговли [48].

Главной причиной активизации зарубежной деятельности компаний мирового класса является необходимость ускорения поставки продукции или услуг заказчику. По мнению экспертов, ТНК имеют следующие преимущества [2], т. е. возможности:

• преодоления торговых барьеров;

• снижения конфликтных ситуаций на международном рынке;

• преодоления различных государственных ограничений на деятельность фирм (напри­мер, в области лицензирования);

• оптимизации расходов и доходов (если спрос падает в одном регионе, можно увели­чить продажи за счет другой продукции или другого региона);

• быстрого распространения новых технологий в различные страны.

Перерастание национальных корпораций в ТНК хорошо видно на примере амери­канской фирмы «Дженерал электрик»: созданы на территории 22 стран (не считая США) научно-исследовательские, производственные и сбытовые отделения с общей численностью занятых 49 тыс. человек (почти 17 % от общей численности фирмы). Доля зарубежных про­даж фирмы составляет около 25 %. Управление всеми зарубежными отделениями осуще­ствляется через сеть Интернет. Некоторые данные, характеризующие деятельность ТНК, приведены в табл. 10.3.

Основные подразделения ТНК [41] показаны на рис. 10.4: главная штаб-квартира; региональные офисы; центры НИОКР и собственно производственные подразделения, а также перечислены основные условия их размещения.

 

Рис. 10.4. Условия размещения основных подразделений ТНК

 

Важную роль при размещении штаб-квартиры играет наличие финансовых и инфор­мационных центров, разветвленной сети деловых услуг, современных средств связи. К реги­ональным офисам, наряду с уже указанными требованиями, добавляется обеспеченность средствами транспорта. Как правило, региональные офисы размещаются в крупных городах и столицах.

 

Таблица 10.3 -Параметры крупнейших ТНК

 

 

 

Страна Фирна Объем продаж, млрд долл. Доля зарубежных продаж,% Доля АКЦИЙ, проданных иностран­цам, % Особенности руководства
Нидер­ланды Philips 30,0 94,0 46,0 Основная пасса руководителей — голландцы
Канада Northern Telekom 6,1 67,1 16,0 Все руководители — канадцы

США

IBM 62,7 59,0 Нет данных Зарубежные филиалы возглавляют, как правило, руко­водители местного происхождении; количество ино­странцев в центральном правлении возрастает
Xerox 12,4 54,0 о Совместные предприятия Великобританией и Японией определили национальный состав руководства высшего уровня
ЭМ 12,0 46,0 15,0 Руководство намерено увеличить долю зарубежных продаж
ФРГ Siemens 36,3 51,0 44,0 Во главе некоторых зарубежных фирм стоят руководи­тели местного происхождения; в центральном правле­нии ино;транцев нет

Япония

Sony 16,3 66,0 13,0 Единственная японская крупная фирма, в центральном правлении которой есть иностранцы
Matsushita 41,7 42,0 7.0 Президент одного из американских филиалов — амери­канец; в центральном правлении иностранцев нет

Для размещения центров НИОКР одним из значимых условий следует назвать наличие квалифицированных кадров, а для производственных подразделений существенными фак­торами являются наличие дешевой рабочей силы, цена на землю, а также условия снижения коммерческих и политических рисков.

 

Контрольные вопросы

1. Назовите основные цели формирования корпораций.

2. Назовите основные виды трансформаций корпораций.

3. Что представляет собой поглощение корпораций?

4. Что следует понимать под слиянием корпораций?

5. Перечислите основные виды слияний корпораций.

6. Приведите основное содержание синергической теории слияний.

7. Какие факторы следует учитывать при слияниях и поглощениях?

8. Какие трансформации надо отнести к дезинтеграционным?

9. Что побуждает компании производить продажу бизнесов?

10.В чем заключается специфика управления кэйрэцу?

11.Что представляют собой стратегические альянсы организаций?

12.В чем заключаются достоинства холдинговой компании?

13.Какова типовая структура финансово-промышленной группы?

14.Чем отличается консорциум от конгломерата?

15.Чем отличается картель от концерна?

16.Что побуждает организации консолидировать свои ресурсы в ТНК?

17.Что следует понимать под ТНК?

18.В чем проявляется процесс глобализации экономики?

19.Назовите главные формы объединения корпораций.

20.В чем заключаются преимущества ТНК?

21.Перечислите основные подразделения ТНК.

22.При каких условиях может быть открыт региональный офис ТНК?


 

Раздел III

Проблемы и цели управления организациями

 

Глава 11 Развитие организации

 

11.1. Модели организационного развития

 

Парадигма как система форм меняющейся конструкции применима к формам суще­ствования организаций следующим образом. Составим классификацию (модель состава) организаций в зависимости от форм управления ими.

Закрытая модель характеризуется единоначалием в управлении организации. Каналы информации в данной модели (графически она изображена на рис. 11.1) расположены строго вертикально, а информация по ним поступает преимущественно сверху вниз, поэтому здесь борьба за информацию равносильна борьбе за власть.

Рис. 11.1. Закрытая модель управления

 

Инициатива в закрытой модели не поощряется, вся ответственность лежит на руко­водителе. Модель хорошо работает, когда удается построить иерархию для осуществления процесса в виде конвейера, поэтому деятельность работников должна быть как можно пол­нее регламентирована в виде положений, инструкций, стандартов и т. д. Слабость ее состоит в том, что при значительном изменении внешней среды модель может разрушиться, как, например, предприятия российского ВПК при проведении экономических реформ в стране.

Рассмотренная модель структуры свойственна в целом организациям, работающим в системе с плановой экономикой.

Тип руководителя, характерный для реализации закрытой парадигмы, соответствует типу личности SJ. Руководители этого типа ориентированы на стабильность и порядок; стре­мятся устанавливать официальные взаимоотношения с персоналом; ценят в подчиненных трудолюбие, исполнительность и дисциплину; склонны, скорее, критиковать подчиненных за ошибки, чем вознаграждать за заслуги.

Модель случайного управления типична для НИИ и КБ, в которых функционируют временные творческие коллективы работников. Такая модель (рис. 11.2) предполагает нали­чие высокого динамического потенциала организации, в которой работают творцы и экспе­риментаторы. Здесь слабо выражена иерархия управления, поэтому руководителю сложно управлять подобной организацией.

Рис. 11.2. Модель случайного управления

 

Тип руководителя, характерный для реализации случайной модели управления, соот­ветствует типу личности SP. Руководители этого типа ориентированы на действия по реше­нию реально возникающих проблем; обладают талантом ведения переговоров, особенно в кризисных ситуациях; гибки и терпимы к подчиненным, с которыми стремятся установить отношения сотрудничества; много внимания уделяют своевременному выявлению и устра­нению неполадок в работе организации.

Примером открытой модели управления может быть Британский парламент, в кото­ром все равны в правах и ответственности и где каждый парламентарий может высказать свое мнение по обсуждаемым вопросам. В данном случае важны позиция партнерства и работа командой. В организациях подобного рода (рис. 11.3) в управленческой команде (гласно или негласно) расписываются роли членов команды: председатель, навигатор (опре­деляющий курс), генератор идей, оценщик, работник-исполнитель, снабженец, миротворец и финалист.

Задача председателя в работе такой команды - выслушать все точки зрения, на что тра­тится много времени. Председатель может выступать как модератор обсуждения (активно участвовать в процессе) или фасилитатор (организовывать процесс, облегчать участие каждого члена команды в выработке решений без активного своего участия).

Рис. 11.3. Открытая модель управления

 

Тип руководителя, характерный для реализации открытой парадигмы, соответствует типу личности NF. Руководители этого типа ориентированы на людей и стремятся учитывать социальные последствия управленческих решений; обладают талантом убеждать и вдох­новлять подчиненных; склонны принимать решения, основываясь на личных симпатиях и антипатиях; но в то же время они часто закрывают глаза на проблемы, в надежде, что все уладится само собой.

Организационная модель типа идея характерна для синхронных организаций, в кото­рых работники, увлеченные какой-либо идеей, как металл за магнитом, фанатически дви­гаются в одном направлении. Идея, обсужденная и принятая членами организации, задает направление движению, но в случае проявления изменений, порочащих идею, организация распадается. Графическая модель такой организации представлена на рис. 11.4.

Рис. 11.4.Модель управления типа идея

 

Руководитель подобной организации должен иметь черты харизматической личности. Тип руководителя, характерный для реализации модели управления типа идея, соответ­ствует типу личности NT. Руководители этого типа ориентированы на открывающиеся стра­тегические возможности и обладают талантом системного мышления; проявляют энтузиазм к идеям подчиненных;

с воодушевлением принимаются за новые проекты, но чаще всего не доводят их до конца.

В процессе жизненного цикла организация может соответствовать всем четырем рас­смотренным парадигмам. Рассмотрим подробнее этапы организационного развития.

 

11.2. Развитие организации

 

Организации «живут» от нескольких дней до нескольких десятков и даже сотен лет, большая часть из них имеет короткую продолжительность жизни: в рыночной экономике из 100 вновь созданных фирм до 5-летнего возраста доживают не более 20 (половина гибнет в первый год). При этом каждая организация как материальная система стремится выжить, сохранить себя и использует для этого весь имеющийся потенциал на всех этапах своего развития.

Развитие - это необратимое, направленное, закономерное изменение систем. Только наличие трех свойств выделяет процессы развития среди других изменений:

1) обратимость изменений характеризует процессы функционирования (циклическое воспроизведение постоянной системы функций);

2) отсутствие закономерности свойственно случайным процессам катастрофического типа;

3) при отсутствии направленности изменения не могут накапливаться, и потому процесс лишается характерной для развития единой, внутренне взаимосвязанной линии. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта, которое выступает как изменение его состава или структуры (т. е. возникновение, трансформация или исчезновение его элементов и связей).

Существенную характеристику процессов развития составляет время, так как, во-первых, развитие осуществляется в реальном времени; во-вторых, только время выявляет направленность развития.

Выделяют две формы развития - эволюционное (постепенные количественные и каче­ственные изменения) и революционное (скачкообразный переход от одного состояния мате­рии к другому). Либо выделяют прогрессивное и регрессивное развитие.

Развитие организаций обусловлено следующими факторами: изменением внешней среды (экономика, политика, этика, культура и др.);

• изменением внутренней среды (переход на новые технологии, перемещения работ­ников и др.);

• потребностями и интересами человека и общества (потребность в самовыражении человека, потребность в прибавочном продукте общества и др.);

• старением и износом материальных элементов (оборудования, человека, технологии);

• изменением экологии;

• техническим прогрессом;

• глобальным состоянием мировой цивилизации. Успешное развитие и рост организа­ции могут привести к синдрому большого бизнеса, который характеризуют следующие при­знаки:

• крайне централизованный и разбухший аппарат управления;

•   всеохватывающая система специальных форм и процедур для принятия повседнев­ных решений;

• рост числа всякого рода совещаний для выработки таких решений;

• передача решений и ответственности из одного отдела в другой.

Снять синдром большого бизнеса позволяют методы регрессивного развития путем движения назад к более простым структурам.

Развитие организации по шкале времени может быть представлено в терминах жиз­ненного цикла. Методологической основой для изучения жизненного цикла организации выступает теория обретения равновесия комплекса со средой. Именно динамический харак­тер равновесия делает такую организационную структуру, как фирма, устойчивой, дает ей возможность существовать во времени и в пространстве. Если возникает устойчивое нерав­новесное состояние, это может означать только одно - начался процесс разрушения фирмы с последующей ее ликвидацией.

Существует много факторов, влияющих на средний срок жизни экономической орга­низации, и в определенной ситуации степень их влияния различна. Сюда относятся: размер организации, отрасль приложения, тип товара, степень комбинирования, диверсификации, горизонтальной и вертикальной интегрированности, технический уровень, общее состояние общенациональной и мировой рыночной конъюнктуры, успешность менеджмента (струк­тура, стратегия, имидж, корпоративная идеология, корпоративная культура, уровень издер­жек) и др.

При внимательном изучении поведения «долгоживущей» организации видно, что про­текающие в ней процессы развиваются циклически. Анализируя формы неживой, живой и общественной материи, обнаруживается либо цикличность в чистом виде, либо поступа­тельное развитие по спирали: от простых форм к более сложным, к отрицанию отрицания в конечном итоге. Эти витки раскручивающейся спирали и есть последовательно сменяющие друг друга циклы.

 

11.3. Цикл развития организаций

 

Ни одна организация не может слишком долго оставаться в одном и том же состоянии. Она проходит несколько стадий своего развития, каждая из которых сменяется следующей, но зачастую это происходит непросто, а с переживанием трудностей и противоречий.

Периоды, проживаемые организацией в рамках однотипных ценностных установок и фиксирующие специфику управленческих задач в определенный период функционирова­ния организации, называются стадиями. Периоды, в которых организация принципиально изменяет внутренние ценности и ориентации, есть циклы развития.

Первая стадия развития организации - ее формирование. На этой стадии для органи­зации важно найти тот товар, который может быть предложен потребителю.

Если организации удается найти свое место на рынке, «раскрутить» свой товар, то она может перейти в следующую стадию развития - интенсивный рост. На второй стадии раз­вития организация растет, увеличивается объем продаваемого товара и количество персо­нала, число филиалов, подразделений и направлений деятельности.

Если организации удается удержаться, стабилизировать источники дохода, закре­питься на рынке уже в качестве полноправного агента, то она может перейти к третьей ста­дии - стабилизации. На данной стадии для организации важно максимально стабилизиро­вать свою деятельность. Для этого она старается снизить себестоимость продукции за счет сокращения издержек и максимального нормирования собственной деятельности. Обычно в связи с изменчивостью рынка и потребителя цикл жизни товара, предлагаемого организа­цией, ограничен, что сказывается и на стадийности развития организации.

После стадии стабилизации организация закономерно может перейти в следующую стадию - кризис. Как правило, он характеризуется снижением эффективности деятельности ниже границ рентабельности, потерей места на рынке и, возможно, гибелью организации.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...