Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Базовые понятия системного подхода 3 глава

Т. А. Акимова приводит 12 постулатов из книги Моримаса Огавы «Практический менеджмент», одного из руководителей компании «Мацусита дэнки», в подтверждение необходимости знания основных информационных правил управления организацией как системой:

«1. Информация появляется в результате изменения ситуации и является известием об этом изменении. Информация есть самопроявление изменений. Проблема заключается в восприимчивости и наличии способностей улавливать события - предвестники перемен.

2.Степень усвоения информации определяется величиной потребности в ней и опытом получателя информации. Та или иная информация бесполезна для того, у кого нет потреб­ности в ней.

3.Ценность информации зависит от скорости ее получения и точности.

4.Ценность информации повышается при ее целевом отборе и упорядочении. Группи­ровка и обработка данных создают новые возможности их применения.

5.Чем информация концентрированнее, тем лучше.

6.Практическое использование информации зависит от восприимчивости, опыта и знаний ее получателя.

7.Человек склонен, отбирая удобную для себя информацию, недооценивать и оста­влять без внимания нежелательную.

8.В организации существует тенденция роста желательной информации и сокраще­ния, иногда до полного исчезновения, нежелательной. Многие руководители призывают подчиненных сообщать им плохие новости, но лишь некоторые из этих руководителей создают атмосферу, в которой это было бы возможно.

9.Избыток информации бывает так же вреден, как и ее недостаток, - необходим отбор. Нужно выработать систему упорядочения и использования информации.

10.Свою истинную ценность информация проявляет тогда, когда попадает к людям, ее понимающим и использующим.

11.Информация, становясь общим достоянием многих людей, проявляет большую силу воздействия. Менеджеры должны ставить своей целью построение целостного коллек­тива на основе обладания информацией всеми работниками компании. Выигрыш от этого гораздо больше, чем возможный ущерб от более вероятной в этом случае утечки информа­ции.

12.Приобретение информации происходит по принципу «брать и давать». Тому, напри­мер, кто во время учебы все выспрашивает о других компаниях, а когда доходит дело до своей - рот на замок, информации не собрать. Информация собирается пропорционально ее передаче» [2].

Закон единства анализа и синтеза. Анализ и синтез не могут существовать друг без друга, поэтому, говоря о единстве анализа и синтеза, подразумевают их неразрывность и взаимодействие в процессе любой мыслительной деятельности.

Анализ и синтез являются основными методами познания.

Анализ - исследовательский метод, состоящий в том, что объект исследования, рас­сматриваемый как система, мысленно или практически расчленяется на составные элементы (признаки, свойства, отношения и т. п.) для изучения каждого из них в отдельности и выявле­ния их роли и места в системе.

Синтез - исследовательский метод, имеющий целью объединить отдельные части изучаемой системы, ее элементы в единую систему.

Закон звучит следующим образом: каждая материальная система, живой организм, социальная организация стремится настроиться на наиболее экономичный режим функци­онирования за счет постоянного изменения своей структуры или функций. Эти изменения идут в следующем цикле: разделение - преобразование - объединение - преобразование.

С помощью бесконечного циклического процесса анализа и синтеза происходит струк­турная оптимизация системы; система избавляется от неэффективных элементов, заменяя их более прогрессивными. Таким образом, сочетание анализа и синтеза обеспечивают стре­мление системы к оптимальной самореализации.

Закон композиции и пропорциональности. Гармония в организации предполагает наличие совокупности элементов, процессов и их соотносительности (пропорционально­сти).

Закон гласит: каждая материальная система стремится сохранить в своей структуре все необходимые элементы (композицию), находящиеся в заданной соотносительности или в заданном подчинении (пропорции).

Проявлением сохранения пропорциональности и композиции является стремление к оптимальному сочетанию в организациях общих, частных и индивидуальных целей.

Закон композиции и пропорциональности рассматривается на уровне внешней среды, в которой организация является одним из элементов. Этот закон относится к объективным законам организации.

Закон гармонии (греч. harmonia - связь, стройность, соразмерность) - один из основ­ных законов природы. У специалистов в области управления стремление к гармонии ассо­циируется со стремлением к оптимальной и эффективной организации. Гармония при этом понимается как согласованность, стройность, соразмерность в сочетании чего-либо.

Использование закона композиции и пропорциональности на практике помогает решать проблемы планирования, производства, распределения, учета, стимулирования и пр. Руководитель организации с помощью рассматриваемого закона стремится создать команду единомышленников и гармоничное предприятие.

Закон композиции и пропорциональности в организации отражает необходимость учета целей всех субъектов целеполагания в организации, с одной стороны, а с другой -потребность в формировании целей структурных подразделений исходя из стратегической цели развития организации.

Как утверждают специалисты, достижение необходимых пропорций, соразмерности и соответствия в границах организации равнозначно повышению жизнеспособности, повы­шению уровня самосохранения системы.

 

Контрольные вопросы

 

1. Дайте определение закона.

2. Дайте определение зависимости.

3. Назовите типы зависимостей.

4. Чем отличаются законы от закономерностей?

5. Приведите определение закона синергии.

6. Приведите пример проявления закона синергии.

7. Дайте определение закона самосохранения систем.

8. Какие стратегии самосохранения могут использовать организации?

9. Дайте определение закона развития систем.

10.Опишите этапы жизненного цикла системы.

11.В чем заключается принцип инерции системы?

12.Охарактеризуйте принцип эластичности потенциала системы.

13.В чем заключается принцип непрерывности изменения потенциала системы?

14.В чем заключается принцип стабилизации системы?

15.Дайте определение закона информированности-упорядоченности.

16. В чем состоит связь закона информированности-упорядоченности с устойчивостью
организации?

17.Дайте определение закона единства анализа и синтеза.

18.Приведите определение закона композиции и пропорциональности.


 

Глава 4 Системы и модели систем

 

4.1. Моделирование и определение системы

 

Первоначально моделью называли некое вспомогательное средство, объект, который в определенной ситуации заменял другой объект. Моделирование является основополагаю­щим методом исследования больших и сложных систем в теории систем.

Каждая теория - это тоже модель понимания содержания предмета исследования. Модели могут создаваться на основе средств познания (формы мышления) - эвристические, гипотетические, концептуальные и на основе рационально-логических средств исследова­ния - эмпирические, теоретические, математические.

Существует много определений моделей. Особенно в этом преуспели математики, создавшие теорию моделей. Чаще всего под моделью понимают некий объект-заменитель, который в определенных условиях может заменять объект-оригинал, воспроизводя интере­сующие нас свойства и характеристики оригинала. Причем здесь существенное преимуще­ство имеют удобства, т. е. модель представляет собой отображение каким-либо способом существенных характеристик объектов, процессов и их взаимосвязей с реальными систе­мами. В основе моделирования лежит принцип аналогии3.

Убедившись в аналогичности двух объектов, предполагают, что функции, свойства одного объекта присущи другому объекту, для которых они не установлены. Метод аналогий состоит в том, что изучает один объект - модель, а выводы переносятся на другой - ориги­нал. Иначе говоря, аналогия - вывод от модели к оригиналу.

Модель является своего рода инструментом исследования систем и позволяет на основе изменения исходных предположений прогнозировать поведение системы. Кроме того, модель представляет собой средство упрощения объекта и его изучения, поскольку позволяет исследовать систему с точки зрения ее существенных характеристик, абстрагиру­ясь от побочных влияний среды.

Среди методов упрощения, осуществляемых в процессе моделирования, можно назвать:

• исключение из рассмотрения ряда переменных - как исключение несущественных, так и за счет агрегирования переменных;

• изменение природы переменных - как за счет рассмотрения переменных в качестве констант, так и за счет рассмотрения дискретных величин как непрерывных;

• изменение характера связи между элементами (замены нелинейных зависимостей на линейные);

• изменение ограничений - как путем снятия ограничений, так и за счет введения новых.

Любая модель строится на основе некоторых теоретических принципов и реализуется определенными инструментальными средствами прикладных наук.

В теории систем широко используются специальные методы моделирования, которые применяются в прикладной информатике. К ним относятся:

•   имитационное динамическое моделирование, использующее методы статистики и специальный язык программирования взаимодействия структурных элементов;

• ситуативное моделирование, использующее методы теории множеств, теории алго­ритмов, математической логики (Булевой алгебры) и специальный язык анализа проблем­ных ситуаций;

• информационное моделирование, использующее математические методы теории информационного поля и теории информационных цепей.

Модели классифицируют по различным признакам. Приведем некоторые примеры. Графическая модель - объект, геометрически подобный оригиналу (географическая карта).

Геометрическая модель - объект, подобный оригиналу по форме (слепок). Функциональная модель - объект, отображающий поведение оригинала (любая дей­ствующая модель).

Символическая модель - выражается с помощью абстрактных символов (программа для ЭВМ).

Статистическая модель - описывает взаимосвязи между элементами, имеющие слу­чайный характер (схема Бернулли).

Описательная (дескриптивная) модель - словесное описание, сравнительные харак­теристики (различные определения).

Математическая модель - совокупность уравнений или неравенств, таблицы, матрицы и другие способы описания оригинала.

Примером статических моделей могут служить деньги (модель стоимости), фотогра­фия (модель конкретного объекта) или топографическая карта местности; динамических моделей - процесс обтекания модели самолета в аэродинамической трубе на различных режимах полета или демонстрация видеоролика, зафиксировавшего технологический про­цесс изготовления какого-либо продукта. Можно выделить абстрактные модели (образы, приходящие в сознание человека во сне), знаковые (математические модели) и т. д.

Кроме того, строятся смешанные модели. А. С. Малин и В. И. Мухин, рассматривая формы научного исследования, дают следующую классификацию моделей (табл. 4.1) [37].

Таблица 4.1 - Классификация моделей

Основание классификации Наименование классов моделей
Время Статические — все зависимости отнесены код-ному моменту времени и не меняются во времени в период санкционирования модели. Динамические — описывают систему управления во времени
Неопределенность Вероятностные — на выходе имеют неоднознач­ные величины параметров. Детерминированные — такие модели, в которых для определенных совокупностей входных значе­ний параметров на выходе системы может быть получен единственный результат
Непрерывность модели­руемых процессов Непрерывные — не содержат дискретных ве­личин, т. е. выражаются дифференциальными и интегральными уравнениями. Дискретные — все переменные в таких моделях выражены дискретными величинами
Тип связи между моде­лируемыми элементами объекта Линейные — отображают состояние или функ­ционирование системы таким образом, чтобы все взаимозависимости в ней принимались линейными. Нелинейные — взаимозависимости в таких моде­лях выражаются нелинейными функциями
Способ представления моделей Абстрактные — отражают предварительные, при­ближенные представления о системе управления. Физические — отражают материальные, вещественные, макетные модели и построены точно в соответствии со структурой системы управления

 

Поскольку различия между моделью и реальностью неизбежны, существует предел истинности: истинное, условно истинное и предполагаемое. Модель всегда беднее оригинала.

Если рассматривать определение как языковую модель системы, то следует понимать, что различие целей и требований к модели приводят к различным определениям (вербаль­ным моделям).

Приведем несколько определений.

Система есть средство достижения цели.

Цель - это субъективный образ (абстрактная модель) несуществующего, но желаемого состояния среды, которое решило бы возникшую проблему.

Проблема представляет собой неудовлетворительное состояние системы. То есть в том случае, когда возникает проблема, то из окружающей среды необходимо выбрать отдельные объекты, свойства которых можно использовать для достижения цели (решения возникшей проблемы), и так их объединить между собой, чтобы они решили проблему.

Простейший пример: когда нас мучит жажда, то мы из внешней среды берем один объект (стакан) и определенным образом его соединяем с другим объектом внешней среды (водой) - в результате получаем систему, обеспечивающую достижение поставленной цели (способную решить нашу проблему - утолить жажду).

 


 

4.2. Модель «Черного ящика»

 

Определение системы, приведенное выше, довольно абстрактно и ничего не говорит о внутреннем устройстве системы, а также о связях с внешней средой.

Тем не менее в теории, да и в практике часто бывает достаточно иметь только часть информации об объекте. Например, когда мы не знаем текущего цифрового значения точного времени (проблема - незнание точного времени, цель - не опоздать куда-либо), то доста­точно посмотреть на часы, не задумываясь при этом об их внутреннем устройстве и источ­нике поступления энергии для их работы.

В приведенном примере назначение часов (цель их существования) - показывать точ­ное время в произвольный момент и тем самым воздействовать на внешнюю по отношению к ним среду.

Если следовать первому определению системы, то система является средством, а сле­довательно, существуют возможности воздействовать на это средство из внешней среды (уточнять ход, снабжать энергией, наблюдать и т. д.).

Графически отмеченные взаимодействия системы с внешней средой представлены на рис. 4.1.

Рис. 4.1. Модель «черного ящика»

 

Содержимое системы в данном случае не известно (или не представляет интереса для внешней среды), но этого достаточно для решения возникшей проблемы. Например, при употреблении таблетки анальгина не обязательно знать состав самой таблетки и предста­влять механизм воздействия ее компонентов на организм, а важно то, что при этом проходит головная боль.

Другими словами, важно определить, что нужно на входе в систему и что должно быть на выходе из нее, и неважно - что находится внутри системы. Поэтому приведенную модель часто называют моделью «черного ящика».

Понятие «черный ящик» было предложено У. Р. Эшби. В кибернетике оно позволяет изучать поведение систем, т. е. их реакций на разнообразные внешние воздействия, и в то же время абстрагироваться от их внутреннего устройства. Таким образом, система изучается не как совокупность взаимосвязанных элементов, а как нечто целое, взаимодействующее со средой на своих входах и выходах. Метод «черного ящика» применим в различных ситуа­циях.

Этот способ используется при недоступности внутренних процессов системы для исследования. Например, изучение деятельности новых лекарственных средств. Метод «черного ящика» используется при исследовании систем, все элементы и связи которых в принципе доступны, но либо многочисленны и сложны, что приводит к огромным затратам времени и средств при непосредственном изучении, либо такое изучение недопустимо по каким-либо соображениям. Примерами могут служить проверка на готовность к эксплуата­ции автоматической телефонной станции, которая проводится путем «прозванивания», а не непосредственно проверкой всех блоков, схем и т. д.

Исследование с помощью метода «черного ящика» заключается в том, что осуществля­ется предварительное наблюдение за взаимодействием системы с внешней средой и уста­новление списка входных и выходных воздействий, среди которых выделяются существен­ные воздействия. Затем осуществляется выбор входов и выходов для исследования с учетом имеющихся средств воздействия на систему и средств наблюдения за ее поведением.

На следующем этапе производятся воздействие на входы системы и регистрация ее выходов. В процессе изучения наблюдатель и «черный ящик» образуют систему с обратной связью, а первичные результаты исследования - множество пар состояний входа и выхода, анализ которых позволяет установить между ними причинно-следственную связь.

В настоящее время известны два вида «черных ящиков». К первому виду относят любой «черный ящик», который может рассматриваться как автомат, называемый конечным или бесконечным. Поведение таких «черных ящиков» известно.

Ко второму виду относятся такие «черные ящики», поведение которых может быть наблюдаемо только в эксперименте. В таком случае в явной или неявной форме высказы­вается гипотеза о предсказуемости поведения «черного ящика» в вероятностном смысле. Без предварительной гипотезы невозможно любое обобщение или, как говорят, невозможно сделать индуктивное заключение на основе экспериментов с «черным ящиком».

Таким образом, «черный ящик» - это система, в которой входные и выходные вели­чины известны, а внутреннее устройство ее и процессы, происходящие в ней, не известны. Можно только изучать систему по ее входам и выходам, но подобное изучение не позволяет получить полного представления о внутреннем устройстве системы, поскольку одним и тем же поведением могут обладать различные системы.

Следует подчеркнуть, что главной причиной множественности входов и выходов модели «черного ящика» является то, что всякая реальная система, как и любой объект, вза­имодействует с объектами внешней среды неограниченное число раз и по разному поводу. Пример с часами можно дополнить такой информацией: часы могут иметь различные «выходы» во внешнюю среду - удобство ношения, прочность, гигиеничность, точность, кра­сота, габариты и т. д.

 

4.3. Модель состава

 

Как определить внутреннее устройство «черного ящика», когда это необходимо?

Целостность и обособленность как внутренние свойства системы тем не менее позво­ляют различать ее составные части, которые в свою очередь (в зависимости от постановки проблемы) могут быть представленными составными частями и элементами.

Элементы - это те части, которые рассматриваются как неделимые. Система разделя­ется на элементы различными способами в зависимости от формулировки задачи, цели и конкретизации в процессе анализа. Иногда изменяют принцип разбиения, выделяя другие элементы.

Части системы, состоящие более чем из одного элемента, назовем подсистемами. Деле­ние на подсистемы выявляет взаимозависимые элементы с относительно обособленными функциями-подцелями, способствующими достижению общей цели системы. В любом слу­чае, когда речь идет о подсистеме, имеют в виду, что выделенная совокупность сохраняет целостность системы, в отличие от группы элементов, для которых это свойство может не выполняться.

Таким образом, нетрудно представить себе модель состава системы. Например, наруч­ные часы:

• браслет, состоящий из звеньев, защелки, элементов крепления к корпусу часов;

• часы, состоящие из часового механизма, корпуса, крышки и стекла.

• Графическая модель модели состава системы представлена на рис. 4.2.


Рис. 4.2. Модель состава

 

Простейшими моделями состава являются всевозможные классификаторы и неупоря­доченные перечни составных частей какой-либо системы.

4.4. Модель структуры

 

Структурой системы называется совокупность необходимых и достаточных для дости­жения цели отношений между элементами. В то же время под структурой понимают образ, некоторый рисунок явления или объекта, поэтому говорят, что структура отражает законо­мерную картину связей элементов системы. Другими словами, структура есть множество элементов, которые взаимодействуют между собой в определенном порядке для осуществле­ния функций системы. Структура определяет организованность системы, упорядоченность ее элементов и связей.

Как следует из определения структуры, в большей степени речь идет о связях между составными частями системы. Очевидно, что о связях между элементами системы можно говорить только после того, как определена модель состава системы, т. е. после того, как рассмотрены сами элементы.

Между реальными частями любой системы имеется невообразимое (может быть, бес­конечное) количество отношений в силу бесконечности самой природы. Однако, когда мы рассматриваем некоторую совокупность объектов (частей) как систему, то из всех отноше­ний важными, т. е. существенными, для достижения цели являются только некоторые из них. Точнее, в модель структуры системы мы включаем только конечное число связей, которые, по нашему мнению, существенны по отношению к рассматриваемой цели.

Связь - совокупность зависимостей свойств одного элемента от свойств других эле­ментов системы. Установить связь между двумя элементами - значит, выявить наличие зави­симостей их свойств.

Взаимодействие - совокупность взаимосвязей и взаимоотношений между свойствами элементов, когда они приобретают характер взаимодействия друг с другом.

В философии учение о связях - основное понятие при описании явлений и процессов в виде универсального и связанного целого. Связи фигурируют в законах причинности, един­ства и борьбы противоположностей, содержания и формы, сущности и явления.

Связь как понятие, входящее в любое определение системы, характеризует возникно­вение и сохранение целостностных свойств системы, она отражает как строение, так и пра­вила функционирования системы.

Связи классифицируют по направленности (направленные и ненаправленные), по параметрам силы (сильные и слабые), по виду управления (подчинения и равноправные связи управления), по месту приложения (внутренние и внешние), по порядку действия (пря­мые и обратные).

Большое значение для организаций имеют такие типы связей, как: рекурсивная, т. е. причинно-следственная (связь между производительностью труда и заработной платой);

синергическая в виде кооперативного усиления некоторого явления от совместного действия элементов, приводящая к результату, превышающему суммарный вклад изолиро­ванных элементов системы (управленческая команда единомышленников);

циклическая в виде разновидности обратной связи (связи цикла принятия решений, например: проблема - цели - критерии достижения целей - генерирование альтернатив -выбор решения - реализация решения - проблема).

Таким образом, структура системы - это совокупность элементов системы и связей между ними в виде множества.

Графическая модель модели структуры приведена на рис. 4.3.

Рис. 4.3. Модель структурной схемы

 

Структурные отображения систем являются универсальными средствами их исследо­вания и во многих случаях помогают раскрыть неопределенность.

Например, обычный слесарный молоток представляет собой определенным образом связанную рукоятку и боек. Существенными в данном случае будут отношения между руко­яткой и бойком, обеспечивающие прочность (целостность) системы в процессе ее функци­онирования. При этом несущественным является то, из какого материала сделана рукоятка (металл, древесина или армированная пластмасса).

 

4.5. Модель структурной схемы

 

Если систему представить тремя указанными выше моделями, то мы будем иметь пред­ставление о том:

• что поступает в систему из внешней среды и что система передает во внешнюю среду;

• из каких частей и элементов состоит система;

• как части системы между собой связаны.

Существует и четвертая модель, которая объединяет три рассмотренные модели, носит название «структурная схема» и изображена на рис. 4.4.

Рис. 4.4. Модель структурной схемы

 

Подобную модель еще называют «белым, или прозрачным, ящиком» как противоположность модели «черного ящика», которая не дает информации о содержании системы и ее внутренних связях.

Таким образом, можно сформулировать второе определение системы. Система есть совокупность взаимосвязанных элементов, обособленная от среды и взаимодействующая с ней как нечто целое.

Анализ моделей структурной схемы различных систем привел математиков к выводу о том, что общим для всех структурных схем является наличие элементов и связей между ними. В результате получилась схема, в которой обозначается только наличие элементов и связей между ними, а также разница между элементами и связями. Такая схема называется графом.

В теории систем управления используются графы, имеющие линейную (а), древовид­ную (б), матричную (в) и сетевую (г) структуру (рис. 4.5).

 

Рис. 4.5. Графы, соответствующие различным структурам

 

В линейной структуре между элементами системы устанавливается линейная (после­довательная) связь.

В иерархической (древовидной) структуре, напоминающей дерево, перевернутое кор­нем вверх, отражаются связи, определяющие соподчиненность элементов, их иерархию. В теории организации иерархия определяет принципы эффективного функционирования раз­личных видов систем. Иерархические структуры являются декомпозицией системы в про­странстве. В теории иерархических структур выделяют особые классы многоуровневых иерархий. Они называются стратами, слоями или эшелонами. Такие иерархии обладают раз­личными принципами взаимоотношений элементов в пределах уровня и приоритетом вме­шательства высшего во взаимоотношения элементов нижележащего уровня.

Матричная структура не имеет иерархической направленности, а представляет собой в общем виде связи между элементами в виде сочетания строк и столбцов.

Сетевая структура есть представление (декомпозиция) сложной структуры во времени. Она включает вершины, пути и ребра. Сетевые элементы могут располагаться параллельно и последовательно. Они чаще всего бывают однонаправленными.

 

4.6. Классификация систем

 

В основе классификаций систем лежат определения наиболее существенных призна­ков или их сочетания, которые описывают некоторую общность свойств систем (рис. 4.6).

Рис. 4.6. Классификация систем по сложности и детерминированности

 

К искусственным системам относятся системы, созданные человеком, а естественные - созданы самой природой.

Различают и такие системы, как детерминированные и вероятностные (стохастиче­ские), динамические и статические, с централизованным управлением и самоорганизующи­еся.

К детерминированным относятся системы, действие которых однозначно определя­ется приложенным к ним воздействием (предсказуемо). В противоположность указанным системам в аналогичных условиях действие вероятностных систем случайно.

Различают также открытые и закрытые системы. Закрытые имеют фиксированные границы и относительно независимы от внешней среды (например, часы). Открытые вза­имодействуют с внешней средой и приспосабливаются к ее изменениям, обмениваясь с ней ресурсами (например, живой организм).

Закрытая система характеризуется тем, что она не только игнорирует внешнее воздей­ствие (не принимает энергию из внешней среды), но и сама не передает энергию во внеш­нюю среду.

Открытые системы нацелены на активное взаимодействие с внешней средой. Взаимо­действие системы с внешней средой проявляется через обратную связь. Обмен ресурсами поддерживает равновесное положение системы во внешней среде.

Динамические - это системы развивающиеся, изменяющиеся во времени. Статиче­ские же системы представляют собой неподвижную модель реальной действительности, отражающие моментальное состояние какого-либо объекта.

Системы, в которых некоторый элемент (центральная подсистема) играет главную роль в ее функционировании, называются централизованными. В таких системах незначи­тельные изменения центральной подсистемы приводят к значительным изменениям всей системы. В децентрализованных системах центральной подсистемы нет; подсистемы имеют примерно равную ценность для системы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...