Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Базовые понятия системного подхода 6 глава

Перечень угроз

1. Зависимость (экономическая, политическая) от государства, перекос межбюджетных отношений в сторону центра.

2. Старение населения и его уменьшение.

3. Неверие в проводимые реформы и апатия населения.

4. Конкуренция со стороны муниципальных образований.

5.Вероятность насыщения российского рынка подобной продукцией, появление новых конкурентов.

 

Рис. 6.7. Структура параметров менеджмента в организации

 

6. Высокий удельный вес импорта.

7. Недостаток объектов по утилизации твердых бытовых и промышленных отходов, канализационных стоков.

8. Высокий износ инженерных коммуникаций (водопровод, канализация, теплоснаб­жение).

9. Низкий уровень общественной безопасности. 10. Высокий риск для предпринима­телей.

Результаты SWOT-анализа обрабатываются следующим образом. Проблемное поле упорядочивается, и методом парных сравнений определяются наиболее значимые про­блемы.

Возможности и угрозы, а также сильные стороны организации не имеют между собой ярко выраженных причинно-следственных связей. Поэтому определение наиболее значи­мых параметров из числа сильных сторон и параметров внешней среды осуществляется методом экспертных оценок.

Выявленные из полученных перечней наиболее значимые параметры SWOT-анализа позволяют составить матрицу решений.

 

Контрольные вопросы

1. Что представляет собой внешняя среда организации?

2. В чем проявляется адаптация организации к внешней среде?

3. Как расшифровывается аббревиатура SWOT?

4. В чем заключается основное содержание SWOT-анализа?

5. Что представляют собой сильные стороны организации?

6. Можно ли сказать, что слабые стороны организации являются ее проблемами?

7. В чем проявляются возможности организации?

8. Могут ли одни и те же события внешней среды нести в себе как возможности, так и угрозы?

9. Из каких подсистем состоит макроокружение организации?

10.Как влияет на организацию дальняя внешняя среда?

11.Что представляет собой _РДОТ-анализ?

12.Как влияют на организацию поставщики?

13.Какова может быть сила потребителей продукции организации?

14.В чем состоит анализ конкурентных сил?

15.Какова структура анализа внутренней среды организации?

16.Из каких элементов состоит анализ менеджмента в организации?

17.Что включает анализ эффективности трансформации ресурсов в готовую продук­цию?

Как можно использовать результаты SWOT-анализа?


 

Раздел II

 

Классификация систем управления

 

 

Глава 7. Организация как социально-экономическая система

 

7.1. Типология организаций

 

Исследование различных видов организаций (технических, биологических, обще­ственных, экономических, социальных, социально-экономических, политических, культур­ных, религиозных и др.) осуществляется в рамках такой дисциплины, как системология, основные параметры которой приведены на рис. 7.1.

Принципы организации, отраженные на рис. 7.2, свидетельствуют о том, что среди них можно выделить как общие, так и частные принципы, а также ситуационные.

Системный подход к рассмотрению особенностей организаций позволяет классифи­цировать их по сходным признакам или параметрам для выработки общих методов анализа хозяйственной деятельности, совершенствования управления и регулирования. По правовой форме выделяют четыре типа организаций:

1) юридическое лицо - организация, у которой есть печать, расчетный счет в банке, имеющая в собственности обособленное имущество, отвечающая по своим обязательствам этим имуществом, которая может от своего имени осу­ществлять имущественные и личные неимущественные права, выполняет возложенные обя­занности, имеет самостоятельный баланс, может быть истцом и ответчиком в суде и зареги­стрирована в органах власти, на то уполномоченных;

 


Рис. 7.1. Параметры системологии

 

Рис. 7.2. Принципы организации

 

2) неюридические лица - подразделения организации (части юридического лица, не подлежащие регистрации);

3) неюридическое лицо - предприниматель без образования юридического лица (под­лежит регистрации);

4) неформальная организация граждан - объединение людей, не связанных между собой формальными договоренностями о правах и обязанностях (не регистрируются в госу­дарственных органах).

Всем отмеченным формам организаций присущи общие черты:

• наличие хотя бы одного сотрудника;

• наличие хотя бы одной общей цели, направленной на удовлетворение потребностей и интересов человека или общества;

• получение прибавочного продукта в разных формах (материалы, услуги, информа­ция, духовная пища);

• преобразование ресурсов в ходе деятельности (информация, финансы, материалы, энергия).

Классификации организаций проводятся по различным признакам. Например: по раз­меру, по форме собственности, по источникам финансирования, по признаку формализации, по отношению к прибыли, по организационно-правовой форме и др. Так, выделяют следу­ющие организации [2]:

• по отношению к власти - правительственные и неправительственные;

• по отношению к главной цели - общественные и хозяйственные;

• по отношению к прибыли - коммерческие и некоммерческие;

• по отношению к бюджету - бюджетные и небюджетные;

• по форме собственности - государственные, муниципальные и частные;

• по уровню формализации - формальные и неформальные;

• по отраслевой принадлежности - промышленные, транспортные, сельскохозяйствен­ные, торговые и пр.;

• по самостоятельности принятия решений - материнские, дочерние, зависимые;

•   по размеру и численности членов организации - крупные, средние, малые. Общественные организации создаются для удовлетворения социальных потребностей

и интересов членов общества: политические партии, союзы, блоки, правозащитные органи­зации и др. Осуществляют добровольно общественную деятельность, например, «Экология и мир», «Столичное собаководство», «Гринпис», «Союз потребителей» и пр.

Хозяйственные организации удовлетворяют потребности индивидуума и общества путем хозяйственно-производительной деятельности. Они подразделяются на производ­ственные, научно-производственные, посреднические и др.

Правительственная организация (ПО) - такой статус дается официальными органами власти федерального или местного уровней. К правительственным организациям относятся организации, зафиксированные в Конституции РФ, указах Президента РФ, например: мини­стерства, федеральные агентства, Администрация Президента РФ, префектуры, районные управы и пр. На эти организации распространяются различные привилегии и определенные жесткие требования (привилегии - финансирование, льготы, социальное обеспечение; тре­бования - государственный чиновник не имеет права возглавлять коммерческие структуры, использовать привилегии в целях собственной выгоды либо личной выгоды своих сотруд­ников).

Неправительственные организации - это организации, которые не имеют статуса ПО.

Коммерческие организации - организации, ставящие своей целью получение при­были в интересах учредителей или акционеров. Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации (ГК РФ) к ним относятся хозяйственные товарищества и общества, производ­ственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Некоммерческие организации ставят своей целью удовлетворение общественных потребностей. Несмотря на то что цели их носят некоммерческий характер, они могут зани­маться предпринимательством и получать прибыль, идущую на текущие расходы. Получен­ная прибыль идет не учредителям, а используется на развитие организации, прибыль не облагается налогом. В соответствии с ГК РФ к некоммерческим организациям относятся потребительские кооперативы, общественные и религиозные, благотворительные и другие фонды, ассоциации, союзы и учреждения.

Бюджетные организации - источником финансирования таких организаций является государственный бюджет или бюджет какого-либо государственного органа. Бюджетные организации освобождаются от многих налогов, в том числе от НДС.

Небюджетные организации сами изыскивают источники финансирования, в том числе источником финансирования может быть бюджет, а инвестором - бюджетная органи­зация.

По форме собственности организации различают государственные, муниципальные, частные и организации со смешанной формой собственности.

Государственные и муниципальные организации полностью или частично находятся под контролем государственных или муниципальных органов власти.

Частные организации - это организации, созданные индивидуальными предпринима­телями - товарищества, кооперативы, фермерские хозяйства, а также созданные за счет взно­сов акционеров - акционерные общества, хозяйственные товарищества и др.

Организации со смешанной формой собственности образуются на основе сочетания различных форм собственности: государственной, частной, иностранной. Например, акцио­нерное общество, наряду с участием государственного капитала, привлекает частные, в том числе и иностранные, инвестиции.

По уровню формализации различают формальные и неформальные организации.

Формальные организации - это зарегистрированные в установленном порядке обще­ственные и хозяйственные организации. Это объединения людей, связанных договором о своих правах и обязанностях. Формальные организации могут иметь статус юридического или неюридического лица.

Неформальные организации - незарегистрированные в государственных органах вла­сти. Это объединения людей, не связанных между собой формальными договоренностями о правах и обязанностях, они не регистрируются в государственных органах, создаются на базе общих интересов в области культуры, быта, спорта и др. (например, группа тури­стов, объединение друзей бега и т. п.). Признак формирования неформальной организации - появление неформального лидера, что увеличивает шансы перерастания неформальной организации в формальную.


 

7.2. Характеристика организации как системы

 

Системный подход к организации представляет собой в большей степени способ мышления по отношению к организации и управления ею. Организацию следует рассматри­вать как основную единицу рыночной экономики, где принимаются управленческие реше­ния, направленные на развитие всего сообщества.

Свойства организации как системы проявляются в следующих характеристиках:

система стремится сохранить свою структуру (проявление закона самосохранения);

система имеет потребность в управлении;

в системе формируется сложная зависимость от свойств входящих в нее подсистем (проявление свойства эмерджентности и закона синергии).

Организация представляет собой систему как совокупность взаимосвязанных элемен­тов, образующих целостность, и в то же время сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, имеющее специфический набор взаимоувязан­ных целей. Организация, как правило, является открытой системой, так как взаимодействует с внешней средой неограниченное число раз. В любой организации реализуются три клю­чевых процесса: получение ресурсов из внешней среды, трансформация ресурсов в готовый продукт (или услугу) и передача его во внешнюю среду.

Организация как система координации поведения людей обеспечивает процесс дости­жения целей. Деятельность участников организации реализуется в рамках структуры и зави­сит от эффективности связей, установленных между ними. Для того чтобы организация эффективно выполняла свои функции по достижению целей, используют мотивацию, сти­мулирование, власть, лидерство, управление конфликтами, организационную культуру и др.

Ресурсы. Основные ресурсы, необходимые организации, - это люди (человеческие ресурсы), энергия, капитал, материалы и информация. Цели всякой организации (производ­ственной или обслуживающей) включают трансформацию ресурсов.

Взаимодействие с внешней средой. Одной из самых значимых характеристик орга­низации является ее взаимодействие с внешней средой. Ни одна организация не может быть абсолютно закрытой системой. Организация зависит от внешней среды как в отношении своих ресурсов, так и в реализации продуктов своей жизнедеятельности. Внешняя среда включает все силы и институты, с которыми организация сталкивается в своей оперативной или стратегической деятельности: экономические условия, законодательство, систему цен­ностных ориентиров, уровень технологий, конкурентов. Внешняя среда никогда не бывает стабильной, поэтому мало знать сущность своей «среды обитания» и природы ее изменений, надо уметь реагировать на эти изменения, а еще лучше - предвидеть или создавать измене­ния внешней среды, необходимые для развития организации.

Горизонтальное разделение труда. Важной характеристикой для любой организации является степень разделения труда, которая зависит от масштабов предприятия и уровня ее специализации. Разделение всех видов деятельности в организации на элементы работ обычно называется горизонтальным разделением труда. Оно направлено на специализацию функций работников организации. Например, выделение таких видов деятельности, как пла­нирование, организация, координация, учет, контроль или создание подразделений по тех­нологическому признаку - маркетинг, снабжение, производство, сбыт.

Подразделения. Любая сложная организация состоит из подразделений, которые выполняют конкретные задания и добиваются конкретных специфических целей. Такие под­разделения часто называются отделами или службами. Как и целая организация, частью которой они являются, подразделения представляют собой совокупность людей, деятель­ность которых сознательно координируется для достижения общей цели подразделения, вписывающейся в цели функционирования организации в целом.

Вертикальное разделение труда. Деятельность организации основана на иерархии управления, которая представляет собой управленческую подсистему организации. Верти­кальное разделение труда отделяет координацию как самостоятельную функцию. Деятель­ность одних людей по координированию работы других людей и составляет сущность упра­вления организацией.

Необходимость управления. Цель развития (или просто функционирования) орга­низации рассматривается в качестве ориентира, выравнивающего индивидуальное целе-полагание работников, и связей, обеспечивающих взаимодействие работников в процессе делегирования полномочий и ответственности. Для достижения данных целей задачи подразделений и работников организации должны быть взаимоувязаны (сбалансированы) посредством вертикального разделения, иерархии полномочий и ответственности, поэтому функция управления является существенно важной составляющей деятельности любой организации.

Организация как процесс, как функция управления связана с большим количеством разнообразных видов деятельности.

Для нормальной работы любая организация должна:

• сформировать образ идеального состояния организации;

• разработать миссию и стратегические цели;

• сформировать стратегию развития организации;

• определить содержание стратегии в виде функциональных стратегий, стратегических проектов и стратегических программ;

• распределить функции производства и управления;

• сформировать подразделения в соответствии с требуемыми функциями для реализа­ции стратегии;

• определить связи между подразделениями, сформировав структуру управления орга­низации;

• разработать сбалансированную систему показателей, обеспечивающую реализацию стратегии развития организации;

• осуществить стратегические изменения в организации;

• обеспечить системное функционирование организации как за счет управления вну­тренними процессами жизнедеятельности организации, так и путем активного взаимодей­ствия с внешней средой.

Главными элементами любой организации являются люди, которые в свою очередь представляют собой сложные и многофакторные системы, управляемые на основе адаптив­ных механизмов. Поэтому важно, чтобы персонал организации сочетал различные типы лич­ностей и в то же время был профессионально пригодным для достижения поставленных целей стратегического развития организации.

 

7.3. Социальные и социально-экономические системы

 

По определению организация представляет собой прежде всего совокупность людей, объединенных стремлением к достижению общей цели. Наличие человека в организации делает ее социальной, а стремление людей к достижению экономических целей - еще и эко­номической.

Для того чтобы социальная система могла обеспечивать достижение поставленных целей, необходима управляющая подсистема, находящаяся внутри организации или за ее пределами. Таким образом, организационную систему можно разделить на две подсистемы: управляющую и управляемую.

В управляющей подсистеме можно выделить два блока: блок постановки целей и блок регулирования. Функции управляющей системы выполняет, как правило, система органов управления (определение видения, миссии, целей, содержания стратегического плана, коор­динация в реализации плана, учет и контроль).

Управляемая подсистема, как правило, состоит из трех блоков: основная деятель­ность, вспомогательная деятельность и блок по обслуживанию деятельности.

Общая схема взаимодействия организационной системы с внешней средой и взаимо­действия управляющей и управляемой подсистем представлена на рис. 7.3.

Рис. 7.3. Взаимодействие подсистем

 

Социально-экономические системы относятся к открытым системам. Они активно вза­имодействуют с внешней средой, обмениваясь с ней ресурсами и продуктами своей жизне­деятельности.

Рассматриваемые системы имеют границы, которые определяются пределом распро­странения внутреннего управляющего воздействия самой системы. А в качестве внешней среды системы выступает область, не находящаяся под контролем лица, принимающего решение.

Модель состава свойств организации представлена на рис. 7.4. Из него следует, что свойства хозяйственной организации как системы - это сочетание качеств не только соци­ально-экономических, проявляющихся в их сложности, связности и организованности, но и требующих управления в словиях неопределенности внешней и внутренней среды организации.

Рис. 7.4. Сочетание свойств организации

 

Связность как свойство взаимной зависимости процессов преобразования ресурсов в полезные результаты определяет границы социально-экономической системы и позволяет выделить ее из среды. Факторы изменения параметров связности позволяют определить условия, необходимые для выделения социально-экономических систем различного мас­штаба. Эти условия следующие [23]:

• наличие специфической функции (цели), обеспечивающей реализацию общей функ­ции хозяйства России;

• определенное единство хозяйственных интересов взаимодействующих субъектов по отношению к их полезным результатам;

• обособление решений, подлежащих согласованию во взаимодействии различных субъектов.

В этом смысле можно выделить три типа социально-экономических систем: система на уровне хозяйства России; система на уровне региона; система на уровне предприятия.

В теории социально-экономических систем свобода выбора лица, принимающего решения по преобразованию элементов входа в элементы выхода, рассматривается как неопределенность деятельности, представляемая в трех параметрах - последовательность, состав операции и время на их выполнение. Способы оценки неопределенности деятельно­сти зависят от исследования.

Представление о сложности системы обычно связывается с количеством элементов и связей между элементами. В то же время сложность социально-экономической системы оценивается не путем анализа числа и характера связей, а с помощью анализа разнообра­зия свойств и их распределения в частях социально-экономической системы. То есть слож­ность организации выражается отношением двух динамических процессов, охватывающих систему в целом: процесс непрерывного изменения состава свойств, которые можно встре­тить у элементов системы, и процесса непрерывного перераспределения этих свойств между элементами системы [23].

Поэтому сложность можно рассматривать как динамическое свойство, которое харак­теризует изменение разнообразия свойств элементов системы и распределения этих свойств по элементам. Если все элементы системы различны, то степень сложности системы высока.

Чем больше потенциально возможных связей известно лицу, принимающему реше­ния, тем больше возможностей в деятельности организации отыскать и реализовать такие действия, которые обеспечат наибольший прирост уровня реализации ее функции. Доля известных связей является основным, но не единственным фактором, определяющим упра-вляемость4 социально-экономической системы, поскольку существует множество наборов потенциально возможных связей.

В этом отношении управляемость социально-экономической системы тем выше, чем больше шансов у лица, принимающего решения, выявить этот эффективный набор связей.

С ростом числа связей естественным образом усложняется система. Но если нараста­ние сложности самой системы идет быстрее, чем нарастание числа фактически реализуе­мых связей, с помощью которых она снимается, то в этом случае социально-экономическая система справится с нарастанием сложности более эффективно.

Можно выделить основные уровни социальных систем: все конкретно-историческое общество (например, российское); сообщества, представляющие собой объединения людей меньшего порядка (нации, сословия, социальные и этнические группы, элиты, поселения); организации в их правовых формах, предусмотренных Гражданским кодексом РФ; уровень подразделений организаций.

Управляемость - это такое свойство социально-экономической системы, которое определяется долей известных свя­зей и определяет информационные условия согласования интересов.

Если в основу классификации положить административно-территориальные показа­тели, то следует выделить три уровня: Федерация, субъекты РФ (республика, край, область, национальный округ, автономная область, города федерального значения), муниципальные образования (город, поселок, село, деревня, хутор).

Другая классификация основана на определении сфер общественной жизни: эконо­мической, политической, социальной и духовной. Причем духовная сфера, избыточная с точки зрения целесообразности (мораль, религия, нравственность, идеология, мировоззре­ние), определяет развитие общества не менее жестко, чем сугубо материальные факторы, определяющие развитие социально-экономических систем.

Если говорить о развитии, то необходимо отметить, что его началом являются слу­чайные изменения, которые, с одной стороны, открывают новые возможности, а с другой -снижают устойчивость системы, что приводит к изменениям системообразующих факторов социально-экономических систем. К таким факторам можно отнести следующие [7]:

• общая цель всей совокупности компонентов;

• подчинение целей каждого компонента общей цели системы и осознание каждым элементом своих задач и понимание общей цели;

• выполнение каждым элементом своих функций, обусловленных поставленной зада­чей;

• отношения субординации и координации между компонентами системы;

• наличие принципа обратной связи между управляющей и управляемой подсисте­мами.

Несмотря на то что деятельность человека является цементирующим фактором всех подсистем организации, каждый элемент организации качественно определен и специфи­чен. Это означает, что экономическая подсистема в силу своих специфических черт обладает особенностями, отличающими ее от социальной подсистемы и любой другой, входящей в совокупность подсистем организации.

Специфика социальных отношений заключается в том, что они возникают из взаимо­действий, направленных на достижение разного рода ценностей.

Под социальными отношениями понимаются отношения между людьми и их объ­единениями в целях обеспечения личных и общественных потребностей. Они складываются между индивидуумами, между ними и общественными структурами разных масштабов, вплоть до общества в целом. Выделяют следующие разновидности социальных отношений

[7].

Трудовые отношения, которые складываются в сфере труда. Они связаны с обеспече­нием общественных и личных потребностей, касающихся использования труда, и возникают как между индивидуумами (работниками), так и между ними и различными общественными структурами - фирмами и другими организациями - носителями функций работодателя, их службами и должностными лицами, учреждениями профессиональной подготовки, служ­бами занятости и трудоустройства, государственными и муниципальными органами, выпол­няющими функции, связанные с занятостью и трудоустройством.

Управленческие отношения, предусматривающие распорядительство, координацию и исполнение. Ошибочно считать их волевыми или специфически экономическими, полити­ческими или идеологическими отношениями. Начальник и подчиненный, руководитель и руководимый - социальные субъекты, а значит, и отношения между ними носят социальный характер, и, как любые социальные отношения, они складываются с учетом социального статуса, который различен у руководителей и подчиненных ему сотрудников.

Стремление получить благо и ценности по применяемым методам, приемам у этих субъектов тоже будет разным в зависимости от того, в какой области и в отношении чего осуществляется управление - в производстве (товары и услуги), в организации професси­ональных и общеобразовательных учреждений (повышение знаний обучающихся), в науке (знания и технологии), в здравоохранении (сохранение и восстановление здоровья) и т. п.

Социальные отношения проявляются в социальной жизни и деятельности. Главная особенность социальной жизни - взаимодействие индивидуумов, образующих посредством своих связей и отношений социальные общности.

Социальная жизнь тесно связана с другими формами проявления общественной жизни - экономической, политической и духовной.

Социальная подсистема организации представляет собой одну из ведущих подси­стем организации, включающую совокупность индивидуумов, малых и больших групп, про­фессиональных, статусных, национальных слоев, неформальных сообществ, объединенных социальными отношениями и специфическими интересами, а также ценности, мотивы и ожидания.

Каждый человек как элемент социальной подсистемы имеет определенный круг обще­ния и входит в какую-либо группу, привнося в нее свои интересы и ценности, обретая в группе определенный статус.

Социальный статус характеризует место индивидуума в организации. Здесь следует отметить предписанный статус, который навязан человеку социумом и не зависит от усилий и заслуг личности. Подобный статус может быть обусловлен местом рождения, происхожде­нием и другими обстоятельствами. Приобретенный, или достигнутый, статус определяется усилиями самого индивидуума. Выделяют также естественный и профессионально-долж­ностной статусы, которые фиксируют социальное, экономическое положение человека (учредитель предприятия, работодатель или лица, работающие по найму, менеджеры и рядо­вые исполнители, администраторы и специалисты).

Человек, имеющий определенный статус, вольно или невольно играет соответствую­щую роль в организации. Совокупность ролей, обусловленных статусом, называют ролевой подсистемой.

Интерес как избирательная направленность индивидуума или социальной группы на приобретение тех или иных знаний (опыта) или выполнение той или иной деятельности является активным источником изменений в организации.

С одной стороны, интересы - причина действий или поступков людей, с другой -человек (социальная группа) может действовать вопреки собственным интересам. Интересы человека, хотя и порождены общественными условиями, базируются на ценностных ориен-тациях, составляющих внутренний мир личности. Их реализация побуждается мотивами, которые должны учитываться менеджером в процессе управления.

Ценность выражает собой особое социальное отношение, благодаря которому потреб­ности и интересы человека переносятся из мира идей в мир вещей, предметов, услуг и духов­ных ценностей, придавая им определенные социальные свойства. Различают ценности мате­риальные и духовные.

Индивидуальные ценности обладают ценностным значением в первую очередь для конкретной личности. Они обусловлены воспитанием, образованием и жизненным опытом конкретного человека.

Групповые, или коллективные, ценности формируются и утверждаются в процессе совместной деятельности людей и имеют значимость для сплочения группы вокруг них, позволяя членам группы идентифицировать себя с ней и идентифицировать саму группу во внешней среде.

Ценностные ориентации индивидуумов и социальных групп, с одной стороны, имеют национальную окраску, а с другой - оказывают влияние на формирование национальных, классовых и общечеловеческих ценностей в обществе.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...