Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Базовые понятия системного подхода 4 глава

Табличное представление классификации систем приведено в табл. 4.2.

 

Таблица 4.2 - Классификации систем [2, 5]

 

Наименование признака Содержание классификации
Происхождение Естественные и искусственные
Объективность Материальные и абстрактные
Содержание Социальные, физические, экономические, технические и т. п.
Степень взаимо­связи с внешней средой Открытые, закрытые, относительно обособленные
Изменчивость свойств Статические и динамические
Обусловленность функционального действия Детерминированные и вероятностные
Обусловленность процессов управ­ления Управляемые и самоуправляемые
Степень сложности Суперсложные, большие и сложные, подсистемы, эле­менты
Степень внутрен­ней организации Хорошо организованные, дисрфузные и самоорганизо­ванные
Методы формали­зованного описа­ния объекта в ка­честве системы Адекватное, теоретико-множественное представление, и нфо рмацио н ное оп исани е. и м итаци он но-ди нами чес кое, структурно-лингвистическое представление и т, п,
Реакция на возму-щаюшее воздей­ствие Активные и пассивные
Методы модели­рования процесса развития Управляемые, адаптивные, самообучаемые, самовосста­навливающиеся, самовоспроизводящиеся и т. п.
Длительность существования Постоянные и временные

 

Чаще всего в процессе исследования систем используются три основных класса: абстрактные, естественные и искусственные. Первые - являются основой для эволюции научных теорий познания, в то время как вторые - для выявления закономерностей и фор­мулирования законов природы всех явлений, третьи - применяются для развития отрасле­вых научных знаний.

Абстрактные - это системы теоретико-методологического характера, позволяющие описывать общие и специфические свойства организационной структуры элементов, связей и отношений в целостном образовании для познания, изучения и проектирования состояния, поведения и развития исследуемого сложного объекта в качестве системы.

К естественным принято относить те системы, которые имеют естественно-природ­ное происхождение, а к искусственным - все остальные, которые были созданы человеком.

В зависимости от выбора критерия, по которому ведется оценка систем, может быть создано бесконечное множество классов систем. Например, если в основу классификации положить происхождение естественно существующих объектов и объектов, созданных чело­веком, то можно составить три класса систем: естественные, искусственные и смешанные.

Естественные системы в свою очередь могут включать подсистемы:

• живые (например, любое животное);

• неживые (например, земная кора);

• экологические (например, любой водоем);

• социальные (например, семья) и другие подсистемы.

К искусственным системам обычно относят орудия труда, машины и механизмы, авто­маты и роботов.

Смешанные системы объединяют искусственные и естественные системы:

• эргономические (например, токарный станок и токарь);

• биотехнологические (например, микроорганизмы и технологическое оборудование);

•   организационные (например, коллектив работников предприятия и средства произ­водства);

•   автоматизированные (например, автомат, приводимый в действие оператором).

Конечно же, каждая из перечисленных подсистем может быть представлена более дета­лизированными подсистемами. Графическая модель приведенной классификации показана на рис. 4.7.

 

 

Рис. 4.7.Классификация систем

 

 


 

4.7. Типы способов управления и регулирования

 

Задача управления системой - предупреждать ее разрушение и отклонение от эффек­тивного достижения целей. В этом смысле управление представляет собой функцию системы, направленную на удержание (в допустимых пределах) отклонений системы от заданных целей. Но управление в этом случае должно обеспечиваться измеримостью полу­чаемых результатов и сравнением их с заданными; возможностью корректировки управля­ющих воздействий; быстрым (упреждающим) изменением системы в соответствии с изме­нением внешней среды.

Качественные и количественные изменения, происходящие в системе, связаны с изме­нениями параметров системы во времени и в пространстве. Динамику изменений соотно­шения между состояниями входа и выхода системы называют поведением системы.

Если под управлением системы понимают процесс получения заданного результата при направленном воздействии на вход системы, то обратная связь позволяет системе само­стоятельно реагировать на воздействие внешней среды и приспосабливаться к ней. В этом случае говорят, что система обладает свойством вырабатывать внутреннее воздействие и является самоуправляемой.

Самоорганизация представляет собой процесс упорядочения системы за счет взаимо­действия ее составляющих. Одной из основных характеристик самоорганизации является то, что процессы, происходящие в системе, не обладают постоянной во времени структурой, изменения происходят спонтанно и лишь частично зависят от внешних воздействий.

Самоорганизующиеся системы обладают следующими свойствами:

• способностью изменять среду в своих целях;

• приспособляемостью к изменениям внешней среды;

• непредсказуемостью поведения;

• способностью к самообучению.

Классификацию по способам управления построят в зависимости от того, откуда исхо­дит управляющее воздействие: управляется ли система самостоятельно или извне или упра­вление является комбинированным.

Указанные подсистемы могут быть представлены подсистемами более детализирован­ными. Например, в зависимости от степени известности траектории, приводящей к заданной цели, и возможности управляющей системы удерживать управляемую систему на заданной траектории, системы, управляемые извне, можно представить следующими подсистемами.

Управление без обратной связи. В этом случае траектория движения подсистемы известна точно, и обратная связь между управляемой и управляющей системами отсут­ствует. Например, пуля, выпущенная из ружья, летит по заданной траектории.

Регулирование. Применяется в том случае, когда имеется возможность возвратить систему на заданную траекторию. Например, студент, не сдавший экзамен, должен выучить материал по курсу.

Управление по параметрам. Осуществляется в том случае, когда невозможно задать траекторию движения управляемого объекта на весь период времени, поэтому требуется «поднастройка» системы. Например, управляющие воздействия водителя, который едет на машине по проселочной дороге.

Управление по структуре. Применяется в том случае, если ни один из параметров не обеспечивает определение траектории. В этом случае цель недостижима, и приходится менять структуру системы. Примером может служить неплатежеспособное предприятие, подлежащее реструктуризации.

Типология способов управления системно представлена на рис. 4.8.

Рис. 4.8. Классификация типов способов управления

 

Схематически самоуправляемая система может быть представлена моделью, изобра­женной на рис. 4.9.

Переменные различают по типам. Количественные переменные могут быть дискрет­ными, непрерывными и смешанными. Качественные - имеют формализованное описание или описание содержания.

Сами операторы систем (S и C) могут соответствовать модели «черного ящика» или модели «белого ящика». Они могут быть не параметризованными, когда S и C известны частично, или параметризованными, когда их содержание известно до параметра. Опера­торы также могут быть и смешанными.

Для построения самоорганизуемой системы в общем виде необходимо описать при­роду (происхождение), типологию и внутреннюю структуру систем С и S; рассмотреть типы переменных X, Y, Z; конкретизировать тип отображения элементов между системами S и C (т. е. определить тип оператора); рассмотреть способы управления двух систем (критерии и способы получения управляющих воздействий U) и в конце выйти на задание условий получения необходимых воздействий.

Из теории систем известно, что самоуправляемые системы для достижения цели, сто­ящей перед ними, изменяют во времени свои параметры (в первую очередь свою струк­туру) не столько в результате воздействий извне, сколько путем генерирования и реализа­ции решений внутренними подсистемами и элементами самой системы. По существу, имеет место перебор все новых и новых моделей систем до тех пор, пока не будет найдена модель системы, обеспечивающая попадание системы в заданную целевую область.

Рис. 4.9. Общая схема функционирования систем: X - входные параметры; Y - выход­ные параметры; Z - описание внутренних переменных системы С; C - управляемая система; S - управляющая система; V - управляющие воздействия внешней среды; U - управляющие воздействия системы S; Aj, А2, A3 - сигналы; Si, S2 - подсистемы управляющей системы; N - нормирование

 

Контрольные вопросы

 

1. Что понимают под моделью чаще всего?

2. По каким признакам можно классифицировать модели?

3. Какие пределы истинности можно допустить по отношению к моделям?

4. Что называется языковой моделью?

5. Дайте первое определение системы.

6. Что представляют собой цель и проблема как модели?

7. Что такое модель «черного ящика»?

8. Приведите пример модели «черного ящика».

9. Что является причиной множественности входов и выходов в модели «черного ящика»?

10.Что представляет собой модель состава?

11.Что называется элементом системы?

12.Приведите пример модели состава.

13.Что представляет собой модель структуры? Приведите пример.

14. После построения какой модели можно приступить к построению модели структуры?

15. Дайте второе определение системы.

16. Что называется графом? Приведите примеры графов, используемых в теории систем и теории управления.

17.Какие подсистемы включают естественные системы?

18.Какие подсистемы включают искусственные системы?

19.Какие подсистемы включают смешанные системы?

20.Чем детерминированные системы отличаются от вероятностных?

21.Приведите пример сложных детерминированных систем.

22.Охарактеризуйте содержание классификации систем по способам управления.

23.Приведите примеры подсистем, управляемых извне.

24.В чем состоит суть регулирования систем?

25.В чем заключается управление по параметрам?

26.В чем заключается управление по структуре?

27.Каковы особенности самоуправляемых систем?


 

Глава 5 Анализ систем

 

5.1. Анализ и синтез систем

 

Системный подход способствует выработке правильного метода мышления о самом процессе управления, но любая система является частью большей системы и постоянно изменяется. В том случае, когда нет достаточной информации о существе проблемной ситу­ации, тогда для того, чтобы организовать процесс принятия решений, менеджер применяет системный анализ.

В общем виде процедуры системного анализа включают методики проведения иссле­дования и организацию процесса принятия решения. Предмет же системного анализа пред­ставляют собой «органически целостные системы, в разряд которых попадают биологиче­ские, психологические, социальные, экономические, сложные технические системы, а также комплексные климатические, географические и геологические образования» [37]. Сам термин «системный анализ» (далее - СА) появился в работах корпорации РЭНД, организован­ной в конце 1940-х гг. в США для решения глобальных военных задач и ряда слабострукту­рированных общих проблем и социально-экономических процессов.

Основу системного анализа составляет общая теория систем, которая позволяет осу­ществлять исследование проблем, не решаемых аналитически. Как правило, подобного рода проблемы содержат неопределенность ситуации, которая затрудняет принятие решений. Системный подход объединяет формальные знания и интуицию специалистов и стимули­рует целенаправленное аналитическое мышление. Он предусматривает разбиение процесса исследования на подпроцессы, моделирует процессы целеобразования и позволяет вырабо­тать алгоритм принятия решения, направленный на устранение накопившихся проблем.

В процессе системного анализа осуществляется не только системное формулирование проблем, но и установление между ними причинно-следственных связей и определение наи­более значимых среди них, для того чтобы затем сформулировать цель и определить спо­собы ее достижения. При этом часто логический анализ сопровождается математическими, статистическими вычислениями и вербальными оценками как проблем, так и целей и вари­антов их достижения.

Суть анализа (декомпозиции) состоит в разделении целого на части, в представлении сложного в виде простых составляющих.

Особенность системного анализа - использование формальных и неформальных про­цедур определения целей и функций систем управления. Этот анализ применяется для реше­ния проблем в ситуации неопределенности, когда следует использовать экспертные методы принятия решений.

Под анализом понимается процесс исследования систем, основанный на их декомпо­зиции с последующим определением статических и динамических характеристик элемен­тов, рассматриваемых во взаимосвязи с другими элементами систем и окружающей сре­дой. Цели анализа проявляются в стремлении повысить эффективность функционирования системы, а также в определении наилучшего варианта среди всех альтернативных.

В отношении систем управления задачи анализа сводятся к следующим процедурам:

• определение объекта анализа;

• структурирование системы;

• определение функциональных особенностей системы управления;

• исследование информационных характеристик системы;

• определение количественных и качественных показателей системы управления;

• оценка эффективности системы управления;

• обобщение и оформление результатов анализа.

В этом процессе исследователь может избрать одно из двух направлений анализа: опре­деление состояния системы, чтобы обозначить зоны, требующие улучшения, и стимулиро­вание изменений либо исследование альтернативных вариантов вновь создаваемой системы с целью выбора лучшего варианта.

Синтез (агрегирование) является центральным звеном создания систем, его суть состоит в соединении (мысленном или реальном) простых составляющих объекта в единое целое.

Рассмотрим аналитические и синтетические методы исследования систем.

Еще Р. Декарт, французский философ и математик, предлагал: расчлените изучаемую задачу на столько частей, чтобы легко и удобно было ее решать. Именно так и поступают математики: когда интеграл не «берется в лоб», - его «берут» по частям.

Другой подход известен из рассуждений древних философов: все люди смертны; Каин - человек, значит, Каин смертен.

В первом случае использовались методы анализа, во втором - синтетический метод исследования.

Основные этапы рассматриваемых методов приведены в табл. 5.1.

 

Таблица 5.1- Процедуры исследования систем

Анализ Синтез
Объект разделяется на части Объект рассматривается как часть большего целого
Объясняются части Объясняется целое, содержащее исследуемую часть
Знание о частях агрегируется в зна­ние о целом объекте Целое декомпозируется для объясне­ния частей

 

Агрегирование и декомпозиция, упомянутые в табл. 5.1, являются процедурами иссле­дования систем и представляют собой следующее. Декомпозиция - процедура разложения целого на части. Агрегирование - процедура объединения частей в целое.

Особенности синтетических методов заключаются в том, что вклад каждой части в общесистемный эффект зависит от вклада других частей. Поэтому, например, если каждую часть заставить функционировать наилучшим образом, то эффект не будет наивысшим. Например, если каждый игрок футбольной команды будет нацелен на ворота противника так, что будет стремиться забить гол, то свои ворота останутся незащищенными и многие из игроков окажутся вне игры. То есть акцент делается не просто на рассмотрение отдельных частей, а на их взаимодействие.

Сложность системного анализа заключается в том, что при расчленении целого на части не были утрачены свойства системы (свойства целого).

Области применения системного анализа в экономике. Особенность системного анализа состоит в том, что он позволяет формировать модель окружающей действительно­сти постепенно, обосновывая ее адекватность на каждом шаге. Начинается анализ с изуче­ния проблемной ситуации и формулировки проблемы.

Выделим основные области применения системного анализа с точки зрения решаемых задач:

анализ окружения системы;

анализ внутреннего содержания системы;

анализ социально-экономических параметров системы; анализ целей и функций;

• повышение эффективности процедур анализа проблем и принятия решений;

• разработка организационной структуры;

• определение содержания системы и связей между ее частями.

 

5.2. Модели систем как основания декомпозиции

 

Под основаниями декомпозиции здесь понимается совокупность элементов системы (частей), вглубь которых не проникает описание, т. е. они являются условно неделимыми.

Известно, что качество построенных структур зависит от применяемой методики декомпозиции. При этом набор частей, с одной стороны, должен быть полным, а с другой - не должен быть избыточным. Таким образом, основанием всякой декомпозиции является модель состава рассматриваемой системы.

Вопрос о полноте декомпозиции - это вопрос завершенности модели: частей должно быть столько, сколько элементов содержит модель, взятая в качестве основания.

Иногда полезно в качестве оснований декомпозиции не только перебирать разные модели целевой системы, но и брать сначала модели надсистемы, затем - самой системы и, наконец, модель подсистемы. Часто достаточно организовать простой перебор формаль­ных типов моделей (фреймов): «черного ящика», состава, структуры, структурной схемы, модель жизненного цикла, модель масштаба и т. д.

Проблема полноты моделей заключается в том, что содержательная модель строится по образцу формальной. Важно отыскать компромисс между полнотой и простотой.

Набор полных моделей (фреймов), по большому счету, только открывает перед иссле­дователем поле возможных вариантов изучения систем и направлен на то, чтобы вызвать определенные ассоциации по поводу исследуемой системы. К числу полных моделей отно­сится и схема К. Маркса любой деятельности человека (рис. 5.1).

Если говорить о ресурсах как о средствах, то формальный перечень типов ресурсов состоит из энергии, материи, времени, информации, кадров и финансов.

При анализе ресурсного обеспечения любой конкретной системы этот перечень не дает возможности пропустить что-либо важное. Главная цель при этом заключается в том, чтобы свести сложный объект анализа к конечной совокупности простых подобъектов либо объ­яснить конкретную причину неустранимой сложности.

Рис. 5.1.Общая схема деятельности

 

Алгоритм декомпозиции как способ упрощения сложного заключается в следующем:

1) определение объекта анализа (все что угодно – любое высказывание, раскрытие смысла которого требует структурирования);

2) определение целевой системы (определить, зачем нужно то, что мы собираемся делать; в качестве целевой выступает система, в интересах которой осуществляется анализ);

3) выбор формальных моделей (набор фреймов и правил перебора);

4) определение модели основания (строится с помощью классификаторов на основании изучения целевой системы);

5) анализ очередного объекта декомпозиции;

6) осуществление процедуры декомпозиции;

7) анализ полученных фрагментов;

8) проверка очередного фрагмента на элементарность;

9) проверка использования всех фреймов;

10)проверка детализированности всех оснований;

11)отчет - окончательный результат в форме графа.

В реализации приведенного алгоритма компромисс достигается с помощью понятий существенного (необходимого), элементарного (достаточного), а также постепенной нара­стающей детализацией базовых моделей и итеративности алгоритма декомпозиции.

 

5.3. Агрегирование и эмерджентность систем

 

Агрегирование как процедура объединения нескольких элементов в единое целое позволяет получить систему, которую принято в этом случае называть агрегатом. Рассмо­трим подробнее агрегаты-операторы и агрегаты-структуры.

Все агрегаты обладают одним и тем же свойством - эмерджетностью (от англ. emergere - появляться, возникать). Эмерджентность - особенность систем, состоящая в том, что свойство системы не сводится к совокупности свойств частей, из которых она состоит, и не выводится из них.

Приведенное определение основано на том, что при объединении частей в целое воз­никает нечто качественно новое, такое, чего не было и не могло быть без этого объединения. Например, осветительная система помещения, в том числе и учебного, состоящая из прово­дов, осветительных элементов, переключателей, крепежных элементов и т. д., становится системой и приобретает новое качество (освещать помещение) только тогда, когда перечи­сленные элементы будут объединены и связаны между собой вполне определенным обра­зом. То есть, несмотря на то что ни один из перечисленных элементов не обладает способ­ностью освещать помещение, вместе они образуют систему освещения.

Кратко эмерджентность системы иногда иллюстрируют простым математическим выражением: 2 + 2 > 4.

В самом общем виде агрегирование можно определить как установление отношений на заданном множестве элементов. Если теперь представить, что отношения будут описаны на разных языках (экономическом, философском, юридическом, техническом и др.), то можно получить несколько агрегатов одного и того же объекта.

Агрегат, состоящий из качественно различных языков описания системы и обладаю­щий тем свойством, что число этих языков минимально, но необходимо для заданной цели, называется конфигуратором.

Обычно, рассматривая кандидатуру на замещение вакантной должности, лицо, прини­мающее решение, составляет подобный конфигуратор на претендентов. Рассматриваются профессиональные данные (образование, опыт работы и т. д.); анализируются деловые каче­ства (характеристики, продвижение по работе и т. д.); определяется состояние здоровья (воз­раст, хронические заболевания и т. д.) и др.

В реальной жизни не бывает проблем чисто физических, химических, экономических, социальных или иных. Эти термины отражают не саму проблему, а точку зрения специали­ста в какой-либо области знаний.

Агрегаты-операторы. Их можно рассматривать как механизмы уменьшения размер­ности исследуемой системы. Простейший способ агрегирования состоит в установлении отношения эквивалентности между агрегируемыми элементами, т. е. в образовании классов.

Рассмотрим классификацию на примере учебной группы студентов. Множество сту­дентов (состоящее, скажем, из 20 человек) можно представить в виде двух агрегатов - дево­чек (15) и мальчиков (5).

Принцип классификации, примененный еще К. Линнеем, лежит в основе морфологи­ческого анализа систем.

Агрегаты-структуры. Структура является моделью системы и, следовательно, опре­деляется тройственной совокупностью: объектом, целью и средствами моделирования. Этим объясняется многообразие типов структур.

Проект любой системы должен содержать столько структур, сколько языков включено в его конфигуратор. Описание связей должно осуществляться на всех языках конфигуратора. Если говорить о типах структур, то к ним можно отнести уже известные нам сети, матрицы, древовидные и линейные структуры.

 

5.4. Система методов анализа

 

Системный анализ применяется для решения таких проблем, которые не могут быть сформулированы и решены с помощью отдельных формальных методов. В системном ана­лизе используются как формальные методы, так и методы качественного анализа, напра­вленные на активизацию творческого мышления экспертов.

Системный анализ можно рассматривать не только как одно из направлений развития общей теории систем, но и идей кибернетики: он исследует общие закономерности, относя­щиеся к сложным системам, которые изучаются любой наукой.

Системный анализ сформировался в 60-х гг. XX в., когда на основе теории эффектив­ности, теории игр, теории массового обслуживания появилась синтетическая дисциплина - «Исследование операций». Затем она постепенно переросла в системный анализ, кото­рый явился синтезом исследования операций и теории управления. Он применяется глав­ным образом в исследовании искусственных социотехнических систем.

Возникающая острая проблема в соответствии с системным подходом должна быть рассмотрена как нечто целое, как система во взаимодействии всех ее компонентов между собой и во взаимодействии целого с внешней средой. Однако материальные системы настолько сложны, что для целей их анализа используются, как правило, модели систем.

В этом смысле системный анализ представляет собой совокупность методов и средств исследования и конструирования сложных объектов, методов обоснования решений при создании и управлении техническими, экономическими и социальными системами.

Применительно к социальным системам системный анализ используется как один из важнейших методов системного управления организацией. Построение данных моделей начинается со сбора информации и анализа разрозненных фактов, позволяющих сделать обобщения и выявить эмпирические закономерности. Далее переходят к определению меха­низмов, реализующих эти закономерности, поскольку если существует какая-то подтвер­жденная фактами закономерность, то существуют и механизмы, обеспечивающие проявле­ние этой закономерности.

Споры о том, можно ли считать системный анализ наукой, продолжаются до сих пор. Наибольшие сложности возникают с исследованием систем, в которых присутствуют люди.

Подобные системы слабо формализуются в силу многофакторности связей между элемен­тами. Тем не менее общий алгоритм проведения системного анализа заключается в следую­щем: формулирование проблемы, выявление целей, формирование критериев, генерирова­ние альтернатив и выбор варианта решения для последующей реализации.

Можно сделать заключение о том, что системный анализ - «это дисциплина, занима­ющаяся проблемами принятия решений в условиях, когда выбор альтернативы требует ана­лиза сложной информации различной физической природы» [8]. Отсюда следует вывод, что истоки системного анализа и его методические концепции лежат в дисциплинах, ориенти­рованных на проблемы принятия решений, в теории исследования операций и общей теории управления.

Но, несмотря на значительную составляющую системного анализа, ориентированную на формальный инструментарий и точные методы, традиционные приемы анализа, основан­ные на интуиции человека и его склонности к ассоциациям (и еще многое другое, что лежит вне математики и пока еще не присуще искусственному интеллекту), продолжают активно использоваться в системном анализе.

Главное достижение системного анализа состоит в разработке методов перехода от неформальных задач к формальным, от моделей типа «черного ящика» к моделям типа «белого ящика». Большая часть этих методов имеет неформальный характер, но они доста­точно конкретны и пригодны для использования как технология решения проблем.

В системном анализе используются следующие методы:

• строго формализованные (экспериментальные исследования, построения моделей);

• слабо формализованные (экспертные оценки, коллективный выбор);

•в принципе неформализованные операции (формулирование проблем, выявление целей, определение критериев, генерирование альтернатив).

Если рассматривать вопрос алгоритмизации системного анализа, то необходимо отме­тить, что любой процесс исследования по своей природе алгоритмичен. Алгоритм является планом этого процесса. В то же время очевидно, что для каждой проблемы может потребо­ваться особый алгоритм анализа.

Классификация, разработанная в свое время Ю. И. Черняком, разделяет методы ана­лиза на четыре основные группы по принципу их применения в системных исследованиях: неформальные, графические, количественные и моделирования. Кроме того, единая система методов системного анализа представлена в учебнике В. Н. Волковой и А. А. Денисова «Основы теории систем и системного анализа» [4].

Аналитические методы позволяют описать ряд свойств многомерной и многосвязной системы, отображаемой в виде одной-единственной точки, совершающей движение в л-мер-ном пространстве. Это отображение осуществляется с помощью функцииf (s) или посред­ством оператора (функционала) F(S). Также возможно отобразить точками две или более системы или их части и рассматривать взаимодействие этих точек. Каждая из них совершает движение и имеет свое поведение в л-мерном пространстве. Это поведение точек в простран­стве и их взаимодействие описываются аналитическими закономерностями и могут быть представлены в виде величин, функций, уравнений или системы уравнений. Аналитические методы являются основой классической математики и математического программирования. Они применяются лишь в том случае, когда свойства системы могут быть представлены в детерминированных параметрах или в виде зависимостей между ними.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...