Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Базовые понятия системного подхода 13 глава

Организация может сохраниться и перейти к следующему циклу развития только в том случае, если она сможет найти новый, привлекательный для потребителя товар, занять новое место на рынке. Если это удается, то она уже в превращенном виде может вновь пережить стадии формирования, интенсивного роста и стабилизации, которые неизбежно будут сме­нены новым кризисом.

В развитии организации кризисы неизбежны. По данным консультантов по управле­нию, даже самые консервативные компании, характеризующиеся устойчивым положением на рынке, переживают кризисы не реже чем раз в 50-60 лет. Для изменчивых же российских условий этап развития может продолжаться год-полтора, а зачастую и несколько месяцев.

Анализ историй успешных компаний позволяет выделить следующие основные осо­бенности целевой ориентации организации на различных стадиях ее развития.

1. Стадия формирования - в условиях рыночных отношений определение цели через уточнение представлений о клиенте, его специфических потребностях и соотнесение с пред­ставлениями о задачах деятельности организации.

2. Стадия закрепления на рынке с ориентацией на поиск и производство других (помимо зарекомендовавших себя с лучшей стороны) товаров и услуг, расширение круга потребителей, поставщиков и партнеров, а также закрепление собственного неповторимого имиджа. А поскольку достижение поставленной цели часто сопряжено с экспансией со сто­роны организации, то необходимо быть готовым к противодействию со стороны конкурен­тов. Следовательно, важной особенностью организации на этом этапе является готовность к борьбе.

3. Стадия стабилизации представляется, на первый взгляд, той самой заветной мечтой, к которой организация и стремилась с самого начала. Однако основная цель, пре­следуемая на этой стадии, - закрепление на достигнутом - потребует от организации не меньших, если не больших усилий, чем цели предыдущих стадий. Это связано с тем, что проблемы, которые необходимо решать на этой стадии, носят преимущественно внутренний характер, т. е. связаны с самой организацией. Если для первой стадии была характерна опре­деленная «пассионарность отцов-основателей», означающая известную долю вдохновения и сверхнормативного творчества, которыми и определялся успех предприятия, а для второй - азарт борьбы, то для третьей стадии такое требование, как следование внутренним нор­мам, причем без всякого творчества, становится определяющим. Успешность организации на этой стадии зависит от ее «аутентичности» существующим во внешней среде образцам. Иногда это может приводить к отказу от предыдущей истории жизни организации, что чаще всего реализуется в форме создания мифа.

4. Стадия кризиса - самый трудный этап существования организации, поскольку это сопротивление кризису и поиск альтернатив и путей выхода из критического состояния.

На каждой стадии организация реализует специфическую стратегию развития. Взгляд на организацию относительно стадий развития позволяет определить, в какой степени ее основные целевые и стратегические установки и ориентации адекватны внутренней ситуа­ции в организации.

Многочисленные исследования показывают, что организации в течение жизненного цикла уверенно развиваются лишь тогда, когда имеют обоснованную стратегию и эффек­тивно используют ресурсы.

По оценкам американских исследователей, лидерство организаций мирового бизнеса при прочих равных условиях определяется их видением основы движущих сил их собствен­ного развития. Аутсайдеры при этом придерживаются классических схем стратегического управления по формированию качеств, гарантирующих победу над конкурентами.

Определение ключевых факторов успеха и ориентация на стратегические цели обес­печивает не только лидерские позиции победителям, но и позволяет предвидеть возмож­ные изменения внешней среды, а в отдельных случаях - и формировать изменения внешней среды по своему сценарию.

Отмеченная процедура направлена на снижение неопределенности внешней среды, вызванной хаосом многофакторного взаимодействия различных систем внешней среды.

Недостаточная изученность закономерностей динамики хаотических систем и тенден­ций развития организационного окружения затрудняет оценки потенциальных благоприят­ных и неблагоприятных состояний внешней среды. Последнее обстоятельство обусловило стремление лиц, принимающих решения, концентрировать внимание на понятных и обозри­мых показателях сильных сторон организации и выстраивать стратегию развития организа­ции, основанную на ее потенциале.

В этом случае «выдающиеся корпорации становятся заложниками своих сильных сто­рон, которые являются причиной их гибели. В таких организациях успешная деятельность на основе сильных сторон, вызывая специализацию и рост производства, способствует уси­лению самоуверенности и догматических начал в работе» [38].

Четыре варианта подобного организационного развития приведены в табл. 11.1.

Таблица 11.1 Траектории развития «парадокса Икара» (по Миллеру) [38]

 

Исходное состояние органи-эации Характеристика содержания траектории развития Конечное состояние органи­зации
«Конструк­торы» Организации, в которых основные конкурентные преимущества строятся на их исключительных инженерно-конструкторских достижениях, раз­вивая стратегии улучшения качества и экономии на издержках, сами незаметно для себя рано или поздно начинают игнорировать мнение своих клиентов в отношении выпускаемой ими продукции «Лудильшики»
«Стро­ители» Быстро растущие организации, управляемые с самого начал а одаренны ми лидерами, с хорэшо организованным персоналом, развивая стратегию экспансии, рано или поздно оказываются вовле­ченными в такие виды бизнеса, о которых они имеют очень слабое представление. Это приводит к пустому растрачиванию их внутренних ресурсов «Застройщики»
«Пионеры» Организации, имеющие в своем составе мошные научно-исследовательские центры, позволяющие им добиваться создания уникальных продуктов. Развивая только эту сторону, они оказываются заложниками футуристических проектов ведущих конструкторов и изобретателей «Отшельники»
«Коммивоя­жеры» Организации с развитыми маркетинговыми спо­собностями, широкими рынками сбыта и извест­ными торговыми марками. Сосредоточиваясь на развитии исключительно этих качеств, теряют цели существования. Из-за это го страдают дизайн и качество продукции, все функционирование сосредоточивается на обслуживании заказов «Дрейфовшики»

 

Организационные изменения изначально задаются стратегией развития, для реализа­ции которой организация должна использовать определенные функции, которые трансфор­мируются в структуру управления организацией. Далее реализуется фаза децентрализации и делегирования полномочий, сопровождаемая совершенствованием внутриорганизацион-ной кооперации и координации деятельности.

На пике развития организации возникает необходимость в новых формах коллектив­ной работы на базе команд-единомышленников. Новые направления развития организаций проявляются в том, что усиливается интеграция организационной деятельности; формиру­ются организации «без внутренних перегородок» (формируется своего рода сеть внутри организации); создается новая модель корпоративного управления с использованием инфор­мационных технологий; идет непрерывное формирование стратегических альянсов.

Главная цель слияний и поглощений организаций заключается в стремлении получить преимущества за счет реализации закона синергии. Но развитие организаций указанными способами не всегда обеспечивает положительный результат. Причины кроются в проявле­нии следующих факторов:

«1) отсутствие исследований, связанных с деятельностью приобретаемой компании (отсюда неполная информация). Причиной неудачи в этом случае может стать какой-либо неожиданный сюрприз уже после объединения;

2) несовпадение корпоративных культур объединяющихся компаний;

3) отсутствие коммуникации как внутри объединенной компании, так и между объеди­няющимися компаниями;

4) потеря ключевых штатных сотрудников в приобретаемой компании после интегра­ции;

5) слишком большая стоимость приобретаемой компании, что подвергает поглощаю­щую компанию финансовому риску;

6) предположение, что рынок, где действует приобретаемая компания, будет расти бес­конечно. Рынок может как расти, так и уменьшаться» [61].

Любая система развивается циклично: за подъемом следует спад, наступает депрессия, после которой снова наступает рост, и цикл снова повторяется.

Цикличность развития обусловлена кризисами (например, экономическими или соци­альными). Каждый спад (рецессия) оказывает негативное воздействие на экономику, так как в этот период происходит застой в развитии, увеличивается безработица, снижается жизнен­ный уровень и т. д. Но кризисная ситуация является источником активизации различного рода деятельности, направленной на то, чтобы найти выход из кризиса и обеспечить после­дующий рост.

Цикличность можно рассматривать в качестве своеобразной формы развития эконо­мики организаций как единого целого, это движение от одного равновесия к другому.

Как отмечали наш соотечественник Н. Д. Кондратьев и другие ученые, «перед началом волны очередного подъема наблюдались значительные изменения в хозяйственной жизни общества. Эти изменения связаны с появлением принципиально новых и значительных изо­бретений и открытий, изменением условий денежных отношений, усилением воздействия стран в мировой хозяйственной жизни» [5].

Причиной цикличности является воздействие целой совокупности условий, а поводом для подъема или спада в создавшихся условиях могут быть воздействия конкретного фак­тора. Так, по результатам исследования сущности и влияния цикличности на экономическое развитие предприятий можно сделать следующие выводы, которые могут быть использо­ваны при совершенствовании системы управления:

«1. Цикличность развития - это обязательный элемент, который необходимо учитывать в процессе управления экономикой страны, региона, предприятия, - это важно помнить в момент принятия решений при любой системе управления.

2. Учеными и мировой практикой установлено, что существует три вида циклов по продолжительности: большие (длинные волны - 45-60 лет), средние (7—11 лет), короткие (3-3,5 года).

Исследования показали, что ни один из числа каких-либо факторов не может быть глав­ной причиной возникновения циклов. Поэтому можно сделать вывод, что причиной появле­ния циклов может быть воздействие целой совокупности созревших условий и предпосылок. Однако поводом для подъема или спада в создавшихся условиях может быть воздействие конкретного фактора.

3. Каждый цикл состоит из периодов роста (повышательные волны), спада и депрессии (понижательные волны). Воздействия каждой волны на экономику различны.

Каждый цикл к тому же сопровождают как положительные, так и отрицательные соци­ально-экономические последствия, что подтверждает необходимость управления циклами развития, чтобы уменьшить потери от негативных последствий.

4.При формировании системы управления предприятием необходимо учитывать, что циклические колебания деловой активности происходят от воздействия внешних и внутрен­них факторов, следовательно, важно создать такой механизм управления, который позво­лил бы предупреждать воздействие экономических, конъюнктурных волн, учитывать техно­логические и инновационные циклы развития предприятия и принимать соответствующие решения по минимизации потерь.

5.Процессы обновления и развития производства нарушают текущее равновесное состояние и ухудшают экономическое положение предприятия в переходный период, однако по его окончании достигается более высокий качественный уровень развития. Это необхо­димо учитывать и определять разумные пропорции между объемами текущего производства и затратами на обновление и развитие производства.

6.Установлено, что в период больших циклов происходят несколько средних и кратко­срочных циклов. Поэтому важно знать, что если средние циклы попадают на период спада большого цикла, то тенденции роста средних циклов ослабевают, а кривые падения усили­ваются. И наоборот, происходят обратные явления, если средний цикл попадает на повыша­тельную волну большого цикла.

В связи с этим в процессе управления развитием нужно учитывать не только общее состояние экономики, но и положение среднего цикла относительно большого.

7. Многообразие и сложность проблем управления в условиях цикличности развития требуют расширения объемов исследования и более глубокого изучения различных циклов и взаимосвязей с целью повышения эффективности управления экономическим ростом предприятий, регионов, страны» [5].

На рис. 11.5 приведены факторы, влияющие на цикличность.

Несмотря на то что проблема определения природы цикличности до конца еще не разрешена, можно утверждать, что цикличность представляет собой волновые колебания, включающие различные состояния (фазы): рост (подъем), насыщение, спад (рецессию), депрессию (застой), за которой опять следует рост. При этом все фазы цикла развития насту­пают при соответствующих условиях и предпосылках.

Рис. 11.5. Основные факторы, влияющие на цикличность

 

В свое время И. Шумпетер показал обязательность смены фаз депрессии и подъема и одновременно отсутствие строгой регулярности кризисов. Циклические изменения Шум-петер считает формой отклонения от равновесия, к которому всегда стремится организация. При этом можно выделить три цикла (волны) - короткий, с периодом 40 месяцев, средний в 7—11 лет и длинный, продолжающийся 45-60 лет («цикл Кондратьева»).

 

11.4. Развитие организации в условиях неопределенности

 

Неотчетливо воспринимаемая внешняя среда и точно не установленная картина вну­тренней ситуации в организации создает неопределенность состояния организации как социально-экономической системы. Энтропия как мера неопределенности систем может возрастать до величины, соответствующей состоянию хаоса.

Системный анализ параметров внешней и внутренней среды организации позволяет выявить противоречия, создающие и увеличивающие неопределенность в управлении орга­низацией. Одно из противоречий, которое кроется в самом анализе, заключается в том, что одномоментно собрать всю необходимую информацию не удается, а растяжка во времени требует обновления той информации, с которой начался информационный (системный) ана­лиз. Тем не менее выявление необходимой и достаточной информации об организации позволяет получить системное представление об организации и принимать управленческие решения по предотвращению хаоса.

Вербальная модель движения от хаоса к порядку представляет собой последователь­ность этапов, состоящих в поиске проблем, формулировании целей изменения внутренней и, по возможности, внешней среды, определение критериев достижения целей, генериро­вание альтернативных вариантов развития, выбор из альтернативных вариантов одного по заданным критериям и последующая его реализация.

Первый этап важен не только для понимания существа проблемной ситуации, но и для сокращения времени наведения порядка и экономии совокупных усилий.

На первый взгляд, начиная выяснять существо проблем, исследователи увеличивают величину неопределенности. Но спонтанное решение только очевидных проблем ведет в итоге к хаосу на этапе поиска вариантов и выбора решения. Схематично отмеченная ситуа­ция представлена на рис. 11.6 [56].

Рис. 11.6. Модель движения к порядку

 

Осознавая хаос как проблему, можно легче и быстрее двигаться к порядку. Не замечая проблем, можно создать иллюзию порядка, которая в конце концов ведет к хаосу.

Графически модель изменения величины усилий, необходимых для наведения порядка, в зависимости от того, с чего начинается процесс упорядочения – с поиска и формулирования проблем (кривая 1) или сразу с поиска решений (кривая 2), – представлена на рис. 11.7

Равновесие между хаосом и порядком скоротечно в силу динамики развития параметров внешней и внутренней среды организации, поэтому процесс упорядочения представляет собой непрерывную процедуру снижения неопределенности и напоминает процесс развития (обучения) человека в течение всей его жизни.

Таким образом, порядок возможен в том случае, если указанные процедуры становятся образом жизни лиц, принимающих решения. Это и обеспечивает скоротечное равновесие

Рис. 11.7. Модель изменения величины усилий

 

«Некоторые компании настолько хорошо организованы, что систематически отказы­ваются от старых решений и принимают новые. Большинство же компаний воспринимают изменения как процесс передвижения от одной архитектуры стабильности к другой. Иногда это эффективно, особенно когда основные изменения прогнозировались или спланированы заранее... Хорошая архитектура подразумевает микс из краткосрочной стабильности и дол­госрочной адаптации. Часто используемый подход к реорганизации - «давайте перерисуем схемы и вернемся к своему обычному бизнесу» - мало что дает» [4].

Именно поэтому в конкурентной борьбе побеждают те организации, которые способны к непрерывному сомообучению и обеспечению роста интеллектуального потенциала орга­низации.

Модель постоянного улучшения показана на рис. 11.8.

Рис. 11.8. Модель непрерывного усовершенствования

 

Проблемные ситуации имеют различную информационную обеспеченность. Доста­точное для принятия решений количество информации свидетельствует о сильных потоках информации из внешней и внутренней среды. В данном случае лица, принимающие реше­ния, получают сильные сигналы.

Нечеткие, слабые информационные потоки, как правило, проявляются на ранних ста­диях возникновения проблем и обладают неточными признаками наступления значимых событий.

Слабые сигналы крепнут и со временем становятся сильными. В динамично изменя­ющейся внешней среде процесс перехода слабых сигналов в сильные скоротечен, поэтому организации иногда опаздывают с решением проблем, дожидаясь сильного сигнала. В таких случаях принято говорить о необходимости готовить решение уже тогда, когда из внешней среды поступают только слабые сигналы.

Направлением выхода из ситуации, требующей корректировки стратегических планов, является формирование сценарных планов развития организаций, но некоторые менеджеры да и ученые придерживаются противоположных решений, основанных на отказе от долго­срочных планов в пользу интуитивных решений проблем на уровне реакций на их возник­новение.

Оба подхода имеют право на существование. В организации должно присутствовать сочетание простого и сложного механизмов управления. Но, как пишет А. Н. Люкшинов, «изучая принципы управленческого поведения, лауреат Нобелевской премии Г. Саймон сде­лал вывод о том, что как отдельные люди, так и целые организации не могут справиться с проблемами, сложность которых превышает некий определенный уровень (концепция огра­ниченной рациональности), не в состоянии понять, что происходит вокруг, не могут осу­ществлять рациональную стратегию организации» [36]. Поэтому, если организация стре­мится не усложнять механизмы устранения хаоса до уровня, соответствующего условиям среды, то следует забыть про лидерские амбиции и покинуть нестабильные сферы деятель­ности. Уровень притязаний управляющих в организации и императивы (лат. imperativus -повелительный) внешней среды являются определяющими для организации при выборе системы принятия управленческих решений. Например, при рассмотрении инвестиционной деятельности стратегические проекты, направленные на развитие интегрированных корпо­ративных структур, «отличает высокая степень риска, так как инвестиционные возможно­сти с наибольшим потенциалом создания стоимости часто возникают в условиях высокой неопределенности, вызванной технологическими и продуктовыми инновациями, изменени­ями в поведении потребителей, процессами дерегуляции в экономике и т. д. В этих усло­виях корпорации имеют две очевидные альтернативы: осуществить полное инвестирование направления, надеясь на оптимистический вариант развития проекта (в противном слу­чае они могут понести значительные убытки), либо ждать, пока ситуация на рынке полно­стью не изменится (что может привести к перехвату инициативы конкурентами). Однако часто появляется еще одна альтернатива: инвестирование небольшого (относительно пол­ных инвестиций) объема средств для закрепления на рынке, с возможностью последующего расширенного инвестирования. Тем самым компания приобретает своеобразный опцион роста» [5]. И в условиях неопределенности формирования новых отраслей и рынков орга­низация может инвестировать средства и в проекты с отрицательными значениями чистой приведенной стоимости (Net Present Value - NPV) исходя из стратегических соображений, так как это может укрепить ее позиции и создать возможность будущего стратегического инвестирования. Традиционные методы управления организациями в последнее время ока­зываются неэффективными, поскольку не могут оценить возможности и угрозы внешней среды. В то же время использование сильных сторон организаций ведет к их специализации и неумеренному росту, а разделение труда - к бюрократизму. В результате организации ста­новятся недостаточно гибкими, чтобы быстро реагировать на внезапные изменения внеш­них условий.

Кроме того, условия неопределенности возникают, когда невозможно подсчитать веро­ятности, связанные с выбором, когда имеется так много переменных или «неизвестных» факторов, что невозможно бывает оценить вероятность потенциальных результатов.

В условиях быстрых перемен лица, принимающие решения, опираются на свои экс­пертные знания и опыт. Опыт руководителей часто подсказывает, что именно скорее всего произойдет с достаточно высокой степенью достоверности.

Подобные решения требуют учета таких новых и сложных факторов, о которых невоз­можно получить достаточно полной и точной информации. Неопределенность характерна для решений, которые менеджеры вынуждены принимать в быстро меняющихся обстоятель­ствах, при этом наибольшим потенциалом неопределенностей обладают социально-культур­ная, политическая и наукоемкая среда [7].

В подобных ситуациях решения должны приниматься быстро, пока не устарела исход­ная информация, в опоре на интуицию, поскольку всю необходимую информацию собрать не удается, и с оценкой по выбранным критериям.

Максимизация прибыли как основной критерий здесь, как правило, не срабатывает, потому что трудно оценить вероятности исходов. Поэтому здесь применяют другие крите­рии:

• максимин (максимизация минимальной прибыли);

• минимакс (минимизация максимальных потерь);

• максимакс (максимизация максимальной прибыли);

• минимин (минимизация минимальных потерь) и др.

В условиях неопределенности речь идет все больше о риск-менеджменте, который включает как функции объекта управления, куда относится организация разрешения риска; рисковых вложений капитала; работ по снижению величины риска; процесса страхования рисков; экономических отношений и связей между субъектами хозяйственного процесса, так и функции субъекта управления, в рамках которых находятся прогнозирование, органи­зация, координация, регулирование, стимулирование и контроль.

В целом изменчивость внешней среды ведет к возрастанию уровня риска и стратегиче­ской неопределенности. Представляется заманчивым рассмотреть классификацию неопре­деленностей внешней среды. Но априори ясно, что многофакторность и непредсказуемость изменений внешней среды не позволят собрать и обработать всю информацию, необходи­мую для принятия стратегических решений. Сценарный анализ внешней среды позволяет сформировать поведенческие стратегии организации.

Сам по себе анализ внешней среды приводит к десятку стратегических неопре­деленностей, поэтому следует рассматривать возможные состояния внешней среды как некую систему, для которой можно составить ранжированный классификатор стратегиче­ских неопределенностей. Когда изменения внешней среды слабо предсказуемы, тогда может помочь сценарный анализ, с помощью которого разрабатывается несколько вариантов буду­щего развития, для каждого из которых формируется поведенческая стратегия организации.

Как пишет известный ученый, профессор Калифорнийского университета Д. Аакер, «проблема состоит в том, что счет стратегических неопределенностей идет на десятки, а неопределенностей второго порядка и того больше. Собирать и анализировать информацию по ним можно до бесконечности и до бесконечности тратить на это ресурсы. Например, издательство может быть озабочено развитием кабельного телевидения, стилями жизни, тенденциями в сфере образования, географическими миграциями населения, технологиями печати» [1].

Нужны критерии отбора неопределенностей, среди которых могут выступить два основных: влияние стратегической неопределенности на будущее организации и неотлож­ность стратегической неопределенности.

Например, одни бизнес-единицы обладают большей стратегической значимостью, другие - меньшей. В отношении неотложности стратегической неопределенности следует заметить, что разные события могут очень сильно повлиять на организацию, но вероятность их наступления бывает настолько низкой, что тратить дополнительные ресурсы на их изуче­ние просто не имеет смысла. В другом случае, если период времени, по истечении которого прогнозируется наступление события, намного превышает горизонт стратегического реше­ния, проявление повышенного интереса представляется необоснованным.

Схематично параметры для ранжирования стратегической неопределенности предста­влены на рис. 11.9. Таким образом, управление стратегическими неопределенностями осу­ществляется с учетом влияния содержания неопределенности и неотложности самого ука­занного состояния

Рис. 11.9. Параметры ранжирования стратегической неопределенности

 

Контрольные вопросы

 

1. Дайте определение термину «развитие» как экономической категории.

2. Чем отличается революционное развитие от эволюционного?

3. Назовите факторы, обусловливающие развитие.

4. Каковы этапы развития организаций?

5. Как связаны стратегия организации и ее развитие?

6. Какие существуют варианты организационного развития?


7.Каковы факторы, определяющие цикличность развития организаций?

8.Что создает для организации ситуацию неопределенности?

9.Что позволяет выявить противоречие внешней и внутренней среды организации?

10.Каково устройство модели движения от хаоса к порядку?

11.В чем состоит преимущественное отличие продуманного поиска и решения про­блем от решения спонтанных задач?

12.Следует ли стремиться обеспечить равновесие между хаосом и порядком?

13.Что представляют собой слабые сигналы в развитии организации?

14.Как должна реагировать организация на слабые сигналы?

15.В чем заключается принятие решений в условиях неопределенности?

16.Приведите классификацию стратегической неопределенности.

17.Можно ли рассматривать регион в качестве квазикорпорации?

18.Чем обусловлена необходимость в системном управлении социально-экономиче­ским развитием?


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...