Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Г лава 12 Системный анализ в проблемно-целевом управлении организацией

Проблемная ситуация

 

Разнообразие, привнесенное в организацию, увеличивает ее потенциал. Но вместе с тем внесение разнообразия понижает стабильность организации и приводит к отклонениям от нормы. Когда они приобретают уродливую форму, то речь ведут о патологии. Патологи­ческие изменения возникают не сразу, а в результате системных отклонений от нормы.

Организация претерпевает патологические изменения в силу неспособности работ­ников адекватно воспринимать происходящие в ней изменения. Неадекватность восприя­тия обусловлена как их прошлым опытом и прочими социокультурными факторами, так и физиологическими способностями каждого работника.

Начинаются патологические изменения с нарушений взаимодействия внутри системы. Иногда они активно поддерживаются работниками, хотя могут вызывать другие уродливые отклонения от нормы.

Источники отклонений от нормы могут находиться не только на границе между внеш­ней средой и системой (на входе и выходе), но и в составе самой системы и, кроме того, на линиях связей между элементами системы.

На входе в систему патология возникает как реакция на влияние внешней среды и регу­лирующие воздействия управляющей системы. На выходе из системы патология проявля­ется в несоответствии ожиданиям внешней среды и реальных потоков ресурсов из системы.

Связи между элементами системы как место зарождения патологии отражают борьбу, происходящую внутри системы за различные ресурсы (время, энергию, информацию, финансы и т. д.).

Образно говоря, чтобы лечить заболевание организации, необходимо выяснить источ­ник возникновения патологии и причины, которые способствуют ее сохранению.

Как показывают наблюдения за организациями, подавляющее количество патологиче­ских изменений находится внутри самой системы, а не на границе раздела ее с внешней сре­дой. Что же касается внутренних патологий, то большая их часть сосредоточена на линиях связей между работниками организации.

Признаки патологии на входе и выходе из организации обусловлены реакцией на внеш­нюю среду, которая может быть неадекватной, поспешной или, наоборот, запоздалой, а также формальной. Патология проявляется в формальном характере изменений в организа­ции, при наличии скрытых изменений при отсутствии явных, в отсутствии нововведений, предотвращающих старение организации.

Некоторые симптомы патологии модели состава организации приведены в табл. 12.1. Из нее следует, что содержание отклонений от нормы разносторонне и в зависимости от особенностей конкретной организации может дополняться специфическими проблемами.

 

Таблица 12.1 - Патологии моделей состава

Объекты Признаки Содержание организационной патологии
Руко­водство Мера власти Чрезмерная власть (мало власти или нет вооб­ще) у отдельных лиц или подразделений
  Неформальная власть Недееспособность формальной власти и влия­ние неформальной власти отдельных лиц и подразделений на организацию
  Нарушение единства руководства Игнорирование организационного порядка: ру­ководство «через голову» непосредственного начальника
  Бюрократизация и управленческая культура Использование служебного положения в иных целях и в ущерб делу: не руководство для предприятия, а предприятие для руководства
Персонал Кадровая поли­тика Отсутствие процедур подбора кадров; стремле­ние сохранить всех: боязнь уволить «балласт»; кадровые перестановки как решение проблем; увольнение «золотого фонда»
  Оценка кадров Субъективная оценка как произвол; выдвиже­ние недостойных
  Люмпенизация Посредственное выполнение работы; сопротив­ление профессиональному росту: организаци­онный патернализм; стремление к уравниловке
  Низкий уровень развития групп Инициатива и высокий профессионализм осуж­даются; развитие круговой поруки
  Смещение целей Рост числа должностей и подразделений; ресурсы расходуются впустую
  Всем вое «до лампочки» Организация — только место зарабатывания денег; деление окружающих на «своих» и «чу­жих»: поиск врага внутри организации и вовне

Проблемы организации проявляются в процессе исполнения функций, при реализации внутренних организационных связей и функционировании структуры, осуществлении дея­тельности, выработке решений и исполнении внутренних правил организации. Проблемы и конфликты, возникающие в процессе жизнедеятельности организации, приведены в табл. 12.2.

Таблица 12.2 - Патологии моделей структуры

Особенность проблемных изменений в организациях заключается в том, что причиной их возникновения является деятельность человека, который непрерывно создает сам себе и окружающим проблемы, без решения которых невозможно рассчитывать на оздоровление организации и ее развитие.

При описании проблемных ситуаций необходимо выявить полный объем знаний о потребности организации и возможных средствах ее удовлетворения. Сбор информации не может продолжаться до бесконечности и должен быть подчинен конечной цели - решению проблемы. Поэтому в течение всего процесса сбора информации целесообразно корректи­ровать описание проблемной ситуации, что позволяет отсечь избыточную информацию и сократить поиск.

Процесс описания проблемной ситуации состоит из следующих этапов:

 фиксация проблемной ситуации (недостаточная и неупорядоченная информация о ситуации);

• предварительное описание проблемной ситуации (упорядочение имеющейся информации и осознание ее недостаточности);

• информационный поиск (получение дополнительной информации приводит к ее разупорядочению);

• полное описание проблемной ситуации (получение достаточной и упорядоченной информации о ситуации). Проблемная ситуация возникают в процессе познавательной деятельности субъекта, направленной на некий объект, когда субъект встречает какое-то затруднение или преграду. Графическая модель такой ситуации приведена на рис. 12.1.

 

Рис. 12.1. Графическая модель проблемной ситуации

 

Проблемную ситуацию следует рассматривать как разрыв в деятельности, рассогласование между целями и возможностями субъекта. Проблемная ситуация представляет собой условия, порождающие проблему.

Проблемные ситуации возникают в результате условий, представленных на рис. 12.2.

Рис. 12.2. Сочетание факторов проблемной ситуации

 

Для корректной постановки проблемы необходимо понимание проблемной ситуации, которое трактуется как усвоение смысла и способности ее воспроизведения.

Здесь требуется адаптация общего знания к конкретному объекту. Перегруппировка и адаптация информации, как правило, выступают в виде переформулировки описания проблемной ситуации, потому что описание оказывается противоречивым. При переформулировке надо учесть, что описание проблемной ситуации фиксирует не только элементы и структуру, но и эмпирический базис, целевые установки. Полезно задать вопрос о том, какеще можно составить описание проблемной ситуации, какими средствами, с учетом каких мотивов и установок.

Необходимой предпосылкой для использования имеющейся информации с целью получения дополнительной или новой информации о проблемной ситуации является спо­собность постановщика проблемы к особой перегруппировке и адаптации информации, содержащейся в описании проблемной ситуации.

Графической иллюстрацией подобной процедуры является изображенное на рис. 12.3 преобразование первоначальной структуры описания проблемной ситуации (состояние А) в иерархически систематизированную структуру (состояние Б).

Рис. 12.3. Модель преобразования описания проблемной ситуации в иерархическую структуру

 

В результате либо описание проблемной ситуации дополняется новыми вопросами, которые возникают в процессе анализа описания, либо совокупность вопросов системати­зируется посредством выявления новых отношений между ними. Оперируя первым или вто­рым приемами, работники организации могут находить новые элементы и структуры про­блемной ситуации.

Выявление проблемных ситуаций лежит в основе проблемы принятия решений, кото­рая разбивается на ряд обязательных этапов:

• определение цели исследования или системы подцелей;

• определение критериев их достижения;

• формулировка конкретных задач;

• выбор способов, приемов, методов и средств решения. Фундаментом принятия реше­ния является зависимость, связывающая цель решения со средствами ее достижения. Такая зависимость определяется на основе законов и научных знаний. Если теории на момент решения проблемы не существует, то выдвигается научная гипотеза. Развивая ее, разраба­тывается концептуально-имитационная модель, с помощью которой может быть достигнуто требуемое состояние системы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...