Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дополнительная информация влечет дополнительную неопределенность.

Обратимся опять к исходной модели распознавания слов по фрагментам при заданном характеристическом множестве . Информация, полученная о слове  при помощи множества , — это мультимножество фрагментов . Если мы «расширим» характеристическое множество, то есть рассмотрим множество  такое, что , то информацией о слове  будет являться мультимножество фрагментов, содержащее исходное мультимножество . Что при этом произойдёт с классами эквивалентности, порождёнными множеством ? Интуитивно очевидный ответ, состоящий в том, что классы эквивалентности не «расширятся», оказывается неверным. Рассмотрим следующий пример.

Пусть  и . Для любого слова  имеем

Отсюда получаем:

При любых натуральных  и  система (10.3) имеет единственное  решение. Отсюда следует, что характеристическое множество  является полным, то есть каждый класс эквивалентности содержит ровно одно слово.

Рассмотрим теперь «расширенное» характеристическое множество . Если , то класс эквивалентности  определяется таким мультимножеством фрагментов: . Далее, если , то  и потому . Таким образом, класс эквивалентности  содержит более одного элемента и множество  не является полным.

Объяснить эту ситуацию можно следующим образом. Каждый фрагмент слова  несёт определённую информацию об этом слове. Но с этим же фрагментом связана и неопределённость, которая заключается в том, что неизвестно от «действия» каких элементов характеристического множества получился этот фрагмент. Потому «увеличивая» мощность характеристического множества мы, с одной стороны, поднимаем уровень информированности о неизвестном слове, а с другой стороны повышаем степень неопределённости о способе получения этой информации. От исхода такого рода коллизий и возникают эффекты типа отмеченного выше.

Полные характеристические множества.

Возвращаясь ко всему сказанному выше напомним, что информацию о неизвестном слове  мы получали в виде фрагментов этого слова, которые, в свою очередь, формировались с помощью характеристического множества . Возникает естественный вопрос о «структурных» свойствах множества , которые влияют на количество информации, получаемой о неизвестном слове.

Определение. Характеристическое множество  называется полным, если  для любого слова .

Тривиальным примером полного характеристического множества является . Если , то множество  также является полным при . Этот пример может быть обобщён следующим образом.

Если представление

есть разбиение и  для , то характеристическое множество  является полным.

Пример.  Рассмотрим следующее характеристическое множество . Если , то фрагменты  следующие: . Восстановление  по этому множеству фрагментов производится очевидным образом: .

Отметим теперь, что множество  при  не является полным, так как

и, в общей форме, множество  также не является полным. Таким образом, разница между полными и неполными характеристическими множествами может быть незначительной.

Если , то следующая конструкция даёт нижнюю границу для , при котором  является полным множеством. Эту границу мы обозначим через .

Теорема 10.3. Справедливо соотношение

Доказательство этого неравенства – сложная задача и не входит в нашу программу. Ниже приводятся некоторые соображения на эту тему и схема доказательства.

Схема доказательства.

Заметим, что слова  и  «неразличимы» по фрагментам длины  или формально

Далее

Действительно, по критерию (9.5)

Итерируя эту процедуру, получаем

Так как длина слова , то из следует, что

Дополнения и замечания.

Отметим также, что каждое характеристическое множество  порождает разбиение

и энтропия такого разбиения равна следующей величине

Мощность каждого класса эквивалентности  может быть найдена как число единиц логического перманента булевой матрицы, построенной по характеристическому множеству . Такого рода вычисления были приведены выше.

Рассмотрим теперь следующую задачу. Дано некоторое множество слов , каждое из которых имеет длину , то есть . Существует ли слово  длины  такое, что

Другими словами, существует ли слово  длины  такое, что каждое из слов  является фрагментом ? Таким образом, в этой задаче три параметра  и ответ, очевидно, зависит от их соотношений.

1)  Если , то ответ положительный для любого . Действительно, слово  содержит в качестве фрагмента любое слово длины .

2)  Если , то ответ в общем виде негативный уже для , так как при ,  никакое слово длины  не содержит  и  в качестве фрагментов.

Таким образом, неопределённым остаётся случай  и  — некоторое произвольное множество из . То есть для некоторого множества слов , каждое из которых имеет длину , описать критерий существования слова  длины  такого, что

Довольно просто решается также следующая задача распознавания: даны два слова  и , является ли  фрагментом ? Если , , то решение этой задачи выглядит следующим образом.

1) Выбираем число , исходя из условия

Если  не существует, то ответ в исходной задаче: нет. Если  существует, то переходим к шагу .

2)  Рассмотрим слова ,  как новые входные данные и переходим к шагу .

Имеется довольно тесная и естественная связь между характеристическими множествами  и булевыми полиномами. Действительно, каждому булеву полиному

можно сопоставить характеристическое множество  по следующему правилу: если , то .

Обратное соответствие осуществляется очевидным способом: если , то  является мономом полинома .

В терминах понятия -эквивалентности эта связь имеет следующее выражение.

Предложение. Если , то .

Доказательство. По определению

По условию -эквивалентности мультимножество  однозначно определяется мультимножеством , что и приводит к равенству .

Упражнения.

1. Используя теорему о количестве вхождений одного слова в другое как фрагмента перевести сериальный код 0312010 в последовательность номеров единичных позиций.

2**. Превратить схему доказательства теоремы 10.2 в строгое доказательство.

3***. Превратить схему доказательства теоремы 10.3 в строгое доказательство.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...