Современные педагогические подходы
Н. И. Белова, О. В. Орлова ПО МЕРКАМ ДОБРА / педагогические мастерские ценностно-смысловой ориентации /
Ковров ООО "Медиа-Пресс" Год
УДК 371.3 ББК 6/8 Научная редакция и методические комментарии: Н.И.Белова, кандидат педагогических наук Рецензенты: Е.О.Галицких, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой русской и зарубежной литературы Вятского государственного гуманитарного университета, Заслуженный учитель РФ Е.Н.Шавринова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-педагогического образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования
Н.И. Белова, О.В.Орлова По меркам добра /педагогические мастерские ценностно-смысловой ориентации/. Методическое пособие. – Ковров, ООО "Медиа-Пресс", 2013.-176с. ISBN 978-5-93787-143-5 В пособии представлена теория и практика инновационной образовательной технологии - педагогической мастерской ценностно-смысловой ориентации, позволяющей решать современные воспитательные проблемы. В книгу вошли мастерские кандидата педагогических наук Беловой Надежды Ивановны и кандидата педагогических наук Орловой Ольги Васильевны и мастерские учителей-выпускников курсов разных лет, организованных Санкт-Петербургской академией постдипломного педагогического образования. Мастерские ценностно-смысловой ориентации могут быть использованы для проведения классных часов, родительских собраний, внеклассных воспитательных мероприятий и уроков с приоритетной воспитательной целью (литература, история, экология, этика и др.), при подготовке педсоветов и организации курсов по освоению данной технологии учителями любых предметов методом «проживания».
Пособие адресовано педагогам начальной и средней школы, классным руководителям, воспитателям и организаторам внеклассной и внешкольной работы, студентам педагогических вузов и колледжей, родителям и старшеклассникам. УДК 371.3 ББК 6/8 ISBN 978-5-93787-143-5 © Белова Н.И., Орлова О.В., 2013 © ООО "Медиа-Пресс", 2013 Содержание Вступительные статьи 1. Орлова О.В. Мастерские ценностно-смысловой ориентации: современные педагогические подходы стр. 5 2. Белова Н.И. Искусство творческой сборки. стр. 7 Педагогические мастерские С методическими комментариями 3. Педагогическая мастерская (далее - мастерская) «ФГОС» (Федеральный государственный образовательный стандарт) стр. 15 4. Знакомство с этикой в педагогических мастерских: стр. 27 а). О стыде, совести и достоинстве человека. стр. 27 Мастерская «Огурцы» стр. 28 б). Золотое правило нравственности и выбор поступка. стр. 34 Мастерская «Золотое правило» стр. 35 5. Мастерская «Совесть» стр. 40 6. Мастерская «Чувства и поступки» стр. 47 7. Мастерская «Доброта» стр. 54 8. Мастерская «Чуткость» стр. 60 9. Мастерская «Ласточка» стр. 65 10. Мастерская «А мы войны, представь себе, не знали...» стр. 70 11. Путь к успеху стр. 74
а). Мастерская «Успешный человек» стр. 77 б). Мастерская «Мастер своего дела» стр. 80 12. Мастерская «Лидер» стр. 83 13. Мастерская «Женственность» стр. 88 14. Трагедия любви стр. 96 Мастерская «Юшка» стр. 97 15. Мастерская «Совершенная квартира для...» стр. 101 16. О личностных правах стр. 110 Мастерская «Имею право» стр. 111 17. Родительское собрание в технологии педагогической мастерской стр. 114 а) Мастерская «Цветок жизни» стр. 115 б) Мастерская «Три кита» стр. 121 в) Мастерская «Золотой ребенок» стр. 128 18. По ниточке роли стр. 130 а) Мастерская «Мировоззрение» стр. 132 б) Мастерская «Судьба» стр. 139 19. Организация деятельности на мастерской стр. 146 Мастерская "Я - Жизнь, которая..." стр. 147
От редактора: комментарий к методическим комментариям Каждый комментарий – это новый маленький технологический штрих к портрету педагогической мастерской, важная частица общей её характеристики. К концу чтения читатель сам выстроит мозаичное, но вполне целостное представление о философско-педагогических основах предлагаемого подхода и о требованиях к конструкции педагогической мастерской; что в ней должно быть, что не должно; что имеет место быть, но не является её обязательной чертой. Поэтому в данной книге нет вводных статей об алгоритме педагогических мастерских или принципах и содержании. Читателю предоставлено много возможностей для создания портрета педагогической мастерской в широких мазках первичного просмотра или в детальном прорисовывании тонкостей при внимательном прочтении.
Орлова О.В. Мастерские ценностно-смысловой ориентации: современные педагогические подходы
Социально-политические изменения, происшедшие в постперестроечной России, привели к смене ценностных ориентиров. Это оказало значительное влияние на общество: нарушилось духовное единство российского народа, произошли изменения традиционных моральных норм и нравственности, западные нормы жизни и социального поведения пришли на смену советской идеологии. В послании Президента России Медведева Д.А. Федеральному собранию РФ 2008 г. отмечено, что «духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность...». Личностные ценности формируются в семье, коллективе, под воздействием СМИ и т.д. Однако наибольшее влияние на развитие и воспитание личности оказывает система образования, причем их основы прорабатываются на этапе школьного обучения. В этих условиях одной из составляющих работы учителя является творческий подход к обучению и воспитанию. Важнейшим направлением творческого подхода в современном образовании является технология «педагогическая мастерская». Педагогическая мастерская - это такая форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому ценностному опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. Основой открытия в любой сфере знаний, включая самопознание, в мастерской является творческая деятельность каждого и осознание закономерностей этой деятельности. Личностно-ориентированные технологии воплощают гуманистические идеи в педагогике, психологии и методике. В этой технологии учащийся рассматривается как уникальная личность, которая стремится к максимальной реализации своих качеств, открыта для понимания смысла деятельности и восприятия нового опыта, способна осознавать жизненные явления и процессы и ответственно выбирать собственное решение в различных ситуациях. В отличие от непосредственной передачи воспитаннику знания и социальных норм (в традиционных формах обучения и воспитания) здесь главное для педагога - осознавать ценность, в первую очередь, развития личности ребенка.
В традиционной дидактике основой любой педагогической технологии является объяснение, а в личностно-ориентированном образовании - понимание и взаимопонимание. В диалоговой концепции культуры М.М.Бахтина - В.С.Библера так объясняется различие этих двух понятий: при объяснении - только одно сознание, один субъект, монолог; при понимании - два субъекта, два сознания, взаимопонимание, диалог. Объяснение - всегда взгляд «сверху вниз», всегда назидание. Понимание - это общение, сотрудничество, равенство во взаимодействии. Именно диалогические отношения (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-группа, ученик-автор текста, ученик-информация) являются основой педагогической мастерской. Системно-деятельностный подход в педагогической мастерской обеспечивает учащимся: -формирование и развитие мышления через обучение деятельности: умение адаптироваться внутри определенной системы относительно принятых в ней норм (самоопределение), осознанное построение своей деятельности по достижению цели (самореализация) и адекватное оценивание собственной деятельности и ее результатов (рефлексия); -становление системы нравственных и культурных ценностей и ее проявлений в личностных качествах и поведенческих актах; -построение целостной картины мира, адекватной современному уровню научного знания. Компетентностный подход в педагогической мастерской – это создание в ней условий для формирования базовых компетентностей современного человека: - информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем); - коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми); - самоорганизации (умение ставить собственные образовательные цели, задавать вопросы планировать, полноценно использовать собственные ресурсы); - самообразование (готовность конструировать и осуществлять собственную траекторию обучения в пространстве мастерской на всех этапах ее алгоритма). Использование инновационных (диалоговых) технологий в своей работе требует от учителя осуществлять поиск необходимой информации, ее креативную переработку, на этой основе структурировать новые знания и опыт и реализовывать их в своей педагогической практике. Инновационная деятельность при этом становится важнейшим фактором развития культуры самого учителя, позволяющей добывать, приобретать и создавать новые знания, а, следовательно, продолжать собственное саморазвитие в условиях «информационного взрыва», ускоряющего инновационные процессы.
В настоящем сборнике приводятся методические разработки мастерских ценностно-смысловой ориентации, которые способствуют решению задач духовно-нравственного воспитания личности.
************
Белова Н.И.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|