М. Е Салтыков-Щедрин. Рассказ «Пропала совесть»
По-старому толпились люди, по-cтарому суетились, и никто не догадывался, что чего-то вдруг стало недоставать и что в общем жизненном оркестре перестала играть какая-то дудка. Многие начали даже чувствовать себя бодрее и свободнее. Легче сделался ход человека; ловчее стало подставлять ближнему ногу, удобнее льстить, пресмыкаться, обманывать, наушничать и клеветать. Всякую болесть вдруг как рукой сняло; люди не шли, а как будто неслись: ничто не огорчало их, ничто не заставляло задуматься; и настоящее, будущее – всё, казалось, так и отдавалось им, счастливцам, не заметившим о пропаже совести. Совесть пропала вдруг... почти мгновенно! Еще вчера эта надоедливая приживалка так и мелькала перед глазами, и вдруг... ничего! Исчезли досадные призраки, а вместе с ними улеглась и та нравственная смута, которую приводила за собой обличительница-совесть. Оставалось только радоваться; мудрые мира поняли, что они, наконец, освободились от последнего ига, которое затрудняло их движения, и, разумеется, поспешили воспользоваться плодами этой свободы. Люди остервенились; пошли грабежи и разбои, началось всеобщее разорение. А бедная совесть лежала, между тем, на дороге, истерзанная, оплеванная, затоптанная ногами пешеходов. Всякий швырял ее, как негодную вещь, подальше от себя; всякий удивлялся, каким образом в благоустроенном городе и на самом бойком месте может валяться такое вопиющее безобразие. И Бог знает, долго ли бы пролежала таким образом бедная изгнанница, если бы не поднял ее какой-то несчастный пропоец, позарившийся с пьяных глаз даже на негодную тряпицу в надежде получить за нее шкалик. И вдруг он почувствовал, что его пронизала словно электрическая струя какая-то. Мутными глазами начал он озираться кругом и совершенно явственно ощутил, что голова его освобождается от винных паров и что к нему постепенно возвращается то горькое сознание действительности, на избавление от которого были потрачены лучшие силы его существа. Сначала он почувствовал только страх, тот тупой страх, который повергает человека в беспокойство от одного предчувствия какой-то грозящей опасности; потом всполошилась память, заговорило воображение. Память без пощады извлекала из тьмы постыдного прошлого все подробности насилий, измен, сердечной вялости и неправд; воображение облекало эти подробности в живые формы. Затем, сам собой, проснулся суд...
Жалкому пропойцу все его прошлое кажется сплошным безобразным преступлением. Он не анализирует, не спрашивает, не соображает; он до того подавлен вставшею перед ним картиною его нравственного падения, что тот процесс самоосуждения, которому он добровольно подвергает себя, бьет его несравненно больнее и строже, нежели самый строгий людской суд... Льются рекой покаянные пропойцевы слезы, останавливаются перед ним добрые люди и утверждают, что в нем плачет вино. Батюшки! Не могу... несносно! — кричит жалкий пропоец, а толпа хохочет и глумится над ним. Она не понимает, что пропоец никогда не был так свободен от винных паров, как в эту минуту, что он просто сделал несчастную находку, которая разрывает на части его бедное сердце. Если бы она сама набрела на эту находку, то уразумела бы, конечно, что есть на свете горесть, лютейшая всех горестей, — это горесть внезапно обретенной совести. 1869 (Цит. по кн. «Духовно-нравственная культура в школе. Учебно-методическое пособие для учителей общеобразовательных школ», сборник 1, с. 389, М. изд. Института экспертизы образовательных программ и государственно-конфессиональных отношений, 2007).
Из высказываний детей (5 класс) Будет мир лучше, когда совесть проснется, потому что люди должны подчиняться совести.(Володя Ч, Толя Н, Вика Г. Андрей Ч) Если в мире будет совесть, будет легче жить. Все будут отвечать за свои поступки, осознавать, что они делают. Если совесть будет на земле. То во всем мире будет царить добро. Никто не будет делать зла – совесть не позволит.(Настя Н, Вадим Н, Витя М, Витя Л Если у каждого совесть проснется, то на земле станет порядок. Люди будут жить в мире и согласии. Мы считаем, что без совести люди станут жестокими и злыми, а такие люди не смогут создать порядок и согласие.(Таня Л, Эдик Г, Юля П.)) С совестью мир оживет, повернется лицом к Богу, не будет тогда преступности и горя. Человек стоит выше всех по уму, значит он в ответе за все на свете. Помогать человеку будет совесть.(Артем З, Кристина Б, Гуро М, Саша Т, Саша С.) Зло – такое ужасное дело: Если к нему повернешься, уже не убежишь, не отвернешься. А совесть – такое хорошее дело: Измучит тебя и исправит тебя В любую секунду, в любую минуту. Будет учить тебя целыми днями, И станешь ты добрым, хорошим и умным, Ведь совесть тебя научила недаром Любить всех вокруг, Помогать всем вокруг. (Завиялов Ваня)
************
Педагогическая мастерская «Чувства и поступки» Благодарим Тервинскую Н.В. и Новикову И.В. за найденные информационные материалы и первоначальный вариант творческого нестандартного занятия, ставшего после работы на курсах обучения технологии мастерских педагогической мастерской ценностно-смысловой ориентации. Методический комментарий. Так как сегодня многие учителя используют мультимедийную технику (а в данной мастерской есть слайды), то и фразы, и маленькие тексты можно предъявлять на экране, а не напечатанными на листочках. И, наоборот, при отсутствии техники, слайды следует распечатать как фото и выдавать на группу. Кстати, в любой мастерской материалы, выложенные на столе для группы, способствуют сближению и более слаженной работе группы. Мастерская затрагивает очень сложную тему взаимодействия чувств и поступков. Очень важно научиться быстро узнавать свое чувство; признавать, что, как ни печально, внутри нас появляются и негативные чувства; выбрать лучший способ работы с энергией чувства и применить его по отношению к беспокоящему чувству. Это и выправление состояния после переживания негативных чувств, и психологическая профилактика нежелательного поведения и разрушения человеческих отношений. На этапе дедукции предлагаются разные способы работы с чувствами, можно только их перечислить, можно умолчать (т.к. времени всегда мало, а интенсивность переживаний по такому содержанию высокая) и провести отдельное занятие по изучению такой работы над собой, можно пригласить школьного психолога, которому близка данная тема.
Сформулировать закон связи поступков и чувств – задача, которая кажется непосильной для учащихся. Но пошаговое неторопливое вживание в удивительные притчи «О слепом» и «Окно» позволяет достичь цели. Встреча с одним из самых страшных человеческих чувств – завистью – это очень серьезная работа. Она позволит в будущем участникам мастерской прислушиваться к своим зарождающимся чувствам и «узнать в лицо» зависть, если она появится, быстро отреагировать и вовремя поработать над собой, зная после прожитого занятия, чем чревато поселение во внутреннем мире человека этой незваной гостьи. Проживание этических мастерских – это, своего рода, нравственная прививка.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|