Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Технологическая карта мастерской

«Ласточка»

Цель: через ощущения детей донести до них

- необходимость бережного отношения к живому,

- значимость прощения.

Расположение учащихся: группами.

Оборудовани е: у каждого ученика на столе лежит бумажный контур ласточки. На доске из бумаги контур весов.

Алгоритм

1. Индивидуально.

- Возьмите контур ласточки в ладони. Представьте, что это живая ласточка. Напишите на контуре ласточки слова, которые помогут представить, что перед вами живая ласточка.

2. В группе:

- выберите самые «живые» слова со всех ваших контуров, допишите эти слова на свой контур ласточки ручкой другого цвета.

3. Афиширование. На доске из бумаги висит большой контур ласточки. Учитель маркером вписывает «живые» слова.

Дети вписывают на свой контур ласточки недостающие слова ручкой другого цвета.

4. Индивидуально:

-прочитайте про себя текст из рассказа В. П. Астафьева «Ода русскому огороду» и решите: удалось ли автору описать живую ласточку. Каждому выдана первая часть текста до слов «А маленьким и беззащитным существам никогда не следует забываться» и словарик к этой части:

щебетать – о птицах: петь;

застреха – в крестьянских избах: нижний, свисающий край крыши;

охмелет ь – опьянеть).

5. Индивидуально.

- Ручкой другого цвета напишите на своём контуре ласточки слова, которыми удалось автору показать птичку «живой».

- Из этих слов выберите самое «живое» слово.

6. Социализация.

- Учитель вписывает предлагаемые «живые» слова в контур ласточки на доске маркером другого цвета.

- Дети пишут на свой контур ласточки недостающие слова ручкой другого цвета.

7. В группе.

- Из всех «живых» слов найдите слово, которое, по-вашему, является авторским (ожидаемое - чурлюкая).

8.Межгрупповая социализация.

9. В группе.

- Предположите, как дальше будут развиваться события?

10. Социализация. Высказывания учащихся от групп.

11. Возьмите в руки свой контур ласточки. Представьте, что в ваших руках ласточка, о которой мы только что прочитали.

Послушайте, что произошло дальше.

И как только я закончу читать, встаньте и сделайте то, что вам захочется сделать, как если бы ласточка была настоящая.

Чтение второй части текста учителем (до слов «Клюв открывался беззвучно, круглые глаза глядели на мальчика»). Затем учитель просит детей встать и сделать то, что им захотелось сделать.

12. В группе.

- Расскажите, что вы делали.

13. Возьмите в руки ласточек. Сейчас я прочитаю третью часть рассказа, а вы на другой стороне контура ласточки запишите первую чёткую мысль, которая у вас «вызреет»  по окончании моего чтения.

Чтение учителем третьей части текста (до слов «…не мог понять смерть…»).

14. Афиширование. Дети передают своих ласточек другой группе. Учитель просит прочитать работы детей из другой группы, и найти за этими мыслями чувства, которые испытывали авторы к мальчику. После высказываний учащихся от групп, учитель спрашивает: «Авторы, вы согласны с читателями?»

Все высказывания от групп учитель цветным мелом записывает на доску, озаглавив «Наши чувства к мальчику». (Предполагается: сочувствие к живому; страх смерти; гнев на обидчика; обида за гибель ласточки; злость на мальчика).

15. В группе.

- Перечитайте третью часть текста.

Дан словарик: скорбно – крайне печально, горестно.

- Обсудите, какие чувства испытывает мальчик.

16. На доске из бумаги вырезан контур весов. На правой чаше написано «Чувства мальчика в третьей части текста», на левой – «Чувства мальчика во второй части текста». Учитель чёрным маркером записывает высказывания детей на правую чашу весов.

(Предполагается: жалость к ласточке, стыд за содеянное; сожаление о случившемся; чувство вины, гнев на себя - обидчика ласточки; надежда; желание исправиться).

17. В группе.

- Вернитесь ко второй части текста, перечитайте её.

Дан словарик: азарт – сильное возбуждение, задор.

- С помощью текста найдите, какие чувства переполняли мальчика.

18. Социализация. Учитель чёрным маркером записывает высказывания детей на левую чашу контурных весов, просит обосновать эти мысли.

(Предполагается: охотничий азарт; желание убить; показать свою силу; доказать свою меткость).

19. В группе.

- Взвесьте чувства мальчика, описанные во 2 части и в 3 части рассказа. Решите, какая чаша весов перетягивает.

20. Социализация. Высказывания групп. Учитель на доске соответственно перемещает чаши вниз-вверх.

21. Вернёмся к «Нашим чувствам» (см. шаг 14).

В группе.

 - Посмотрите на наши записи на доске. Обсудите, можете ли вы простить мальчика. Почему да или почему нет?

22. В группе.

- Прочитайте четвертую часть рассказа (Наивный мальчик! Если бы всё в мире делалось по желанию и разуму детей, не ведающих зла!…)

- Решите по этим строкам: простил ли автор этого мальчика? Докажите по тексту.

- Работа со словом наивный - выписка из словаря: наивный – простодушный, обнаруживающий неопытность, неосведомлённость.

- Найдите, чего не знал «наивный мальчик»? (Предполагается: ему будет больно, когда испытает глубокое чувство сожаления о случившемся).

23. Социализация. Высказывания групп.

24. Рефлексия.

- Поднимите руку, кто простил мальчика? Кто не простил? У кого двойственное чувство?

- Попробуйте выразить свои чувства, когда прощаете или не прощаете.

25. Чтение учителем всего рассказа.

 

************

 

Педагогическая мастерская

«А мы войны, представь себе, не знали...»

Методический комментарий. Часто начинающими мастерами предлагается музыка в качестве «фона, улучшающего эмоциональный настрой». Это может быть неплохо на отдельных этапах обычного урока, но является ошибкой в случае мастерской, которая вся строится на индукционной логике. Дело в том, что музыкальный фрагмент сам по себе является индукционным, т. е. активизирующим внутренний опыт слушателя; рождающим ассоциации, эмоции, воспоминания, которые могут не иметь и, чаще всего, не имеют никакого отношения к содержанию мастерской. Лучшим звуковым фоном в мастерской является тишина размышлений, «жужжание» обсуждения, или эмоциональный «выплеск» отклика на находку.

Но есть случаи, когда использование музыки оправдано необходимостью содержания (не берем в расчет мастерские по музыке и о творчестве музыкантов). Так, в данной мастерской музыка помогает современным детям войти в нужное Время, которое они знают более по фильмам и урокам (уже далекой!) истории, нежели по рассказам прабабушек и прадедушек.

Фомина И. В.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...