Технологическая карта мастерской
«А мы войны, представь себе, не знали... Задачи мастерской: - вызвать эмоциональный отклик у детей, - помочь задуматься, переосмыслить свое отношение к событиям и людям военного времени. Расположение учащихся: в 4 группы. Оформление кабинета: на стенде вывешена надпись «А мы войны, представь себе, не знали...». Показывается видеоролик, в котором задаются вопросы о войне прохожим подросткам (можно выбрать в интернете, в You Tube, в поисковике «Опрос на улице о войне», появятся несколько роликов.) Задание 1: - Напишите ассоциации к слову «война» (8-10 слов). Один представитель от группы зачитывает слова. Остальные дополняют свой список словами, которых у них нет. - Выделить 5 слов, которые, по вашему мнению, наиболее важны, и составить 5 предложений, используя их. Каждая группа зачитывает свои эссе. Слова учителя: - История человечества пережила немало войн, но войны, подобной Второй мировой, мир не знал. Развязанная фашистской Германией, она втянула в себя десятки стран, сотни миллионов людей. 40-е годы 20 века - кровавая метка в истории человечества. Это великое событие нашло отражение в живописи. (На каждый стол даются репродукции без названий. Их можно взять в интернете).
Задание 2: - Перед вами репродукции картин на военную тему. Озаглавьте их. Ребята придумывают названия картинам, подписывают их. Работы вывешиваются на стенд. Вызываются представители от каждого стола к учителю, у которого 4 таблички: 1) дети войны; 2) женщины войны; 3) блокадники; 4) солдаты. Дети вытягивают одну и ставят табличку с общими «судьбами» на свой стол для группы, получившей, таким образом, статус на время работы в педагогической мастерской.
Слово учителя: Для того, чтобы поднять боевой дух у людей, поддержать в страшное время, призвать к борьбе, создавались плакаты. (Объясняются основные требования к плакатам: лозунг должен быть крупный, яркий, призывающий.)
Задание 3: - Коллективно создайте плакат от лица вашей группы. (Фоном звучит песня «Темная ночь»). Плакаты вывешиваются на стенд. Показываются слайды плакатов военного времени. Они взяты из интернета.
Слово учителя: Вдохновляемые агитационными плакатами, чувством любви к Родине, стране, люди находили силы не только сопротивляться врагу, но и описывать происходящие события, сочинять песни.
Задание 4: - Напишите на листочках, какие военные песни вы знаете. (Получилось по 5-6 песен). Слово учителя: - Как мы видим, песни были посвящены разным родам войск: «Три танкиста», «Песня фронтовых шоферов», «Песня военных корреспондентов». Но были и песни-воспоминания, песни-размышления. В редкие минуты затишья перед боем солдаты писали письма домой. И, конечно, очень ждали писем от любимых и близких людей. (В группу на стол кладутся вниз надписью карточки с «судьбами» для каждого участника группы. Каждый берет одну карточку. Индивидуальные «судьбы» соответствуют групповой, написанной на статусной табличке. Если стол «блокадников», то судьбы связаны с блокадой. Например: Марина, 14 лет, мама умерла от голода, осталась с бабушкой... Дети читают выбранные ими судьбы и «знакомятся» друг с другом за столом. Таким образом, «судьба» конкретизировалась.)
Задание 5: - Представьте себя тем человеком, о котором написано у вас в карточке и от его имени напишите письмо, адресованное кому-нибудь из близких. Участники мастерской пишут письма. Когда письма написаны, их сворачивают треугольниками. Учитель показывает, как это сделать: Тетрадный лист сворачивают углом на сторону. Образовавшийся острый угол сворачивают еще раз, получается треугольник с прямоугольной частью листа.
Уголки на прямоугольной части сворачивают и полученную фигуру вкладывают в треугольник. Фоном звучит песня «В землянке». Письма, адресованные домой, имеют домашний адрес, а письма на фронт имеют адрес полевой почты. Затем участники отдают письма тому, кому они адресованы - детям, женщинам, солдатам, блокадникам. См. задание №2. Адресаты их читают вслух по желанию. Задание 6 (рефлексия): - Напишите на отдельном листочке, какие чувства посетили вас во время нашей встречи. Учащиеся описывают свои ощущения, затем зачитывают то, что написали. Учитель спрашивает у ребят, кто испытал такие же чувства. Дети поднимают руки (таким образом, поднятием руки каждый ребенок участвует в рефлексии, если ему не удалось высказаться). Затем звучит вопрос: «У кого другие ощущения»?
Приложение Судьбы солдат: 1. Иванов Матвей. 26 лет. Воюет под Сталинградом. Дома мать, маленькая сестра. Подбил 6 танков. 2. Сергей. 18 лет. Первый месяц на фронте. Пехотинец. Родители погибли под бомбежкой. 3. Семен Главко. 48 лет. Семья осталась на оккупированной территории. Танкист. 4. Иван Сергеевич. 50 лет. Командир роты. Был ранен под Москвой. Лежит в госпитале. Семью расстреляли фашисты.
Судьбы блокадников: 1. Валя 14 лет. Мама умерла, отец на фронте. Живет одна с маленьким братом. Есть нечего. 2. Катюша. 11 лет. Осталась в блокадном Ленинграде с бабушкой. Помогает ей перематывать бинты в госпитале. 3. Лидия Ивановна. 48 лет. Работает на Балтийском заводе. Муж и сын на фронте. Помогает соседской девочке-сироте. 4. Павел. 17 лет. Помогает защищать город. Сбрасывает фугасы с крыш. Стремится попасть на фронт, но по возрасту его не берут.
Судьбы женщин: 1.Катюша. 20 лет. Потеряла жениха на фронте. Окончила курсы медсестер. Хочет на фронт. 2. Елизавета Петровна. 68 лет. Очень больна. Находится в оккупации. Потеряла на фронте трех сыновей. 3. Марина. 27 лет. Член партизанского отряда. Воюет в Белоруссии. Была ранена. Дома с мамой осталась маленькая дочь. 4. Ирина Викторовна. Врач. 40 лет. Работает в госпитале, куда привозят раненых с передовой. Кровь, страх, смерть на каждом шагу.
Судьбы детей:
1.Сережа. 6 лет. Боится взрывов. Во дворе под снаряд попала его кошка. Мама все время плачет. 2. Маша. 15 лет. Отец и брат на фронте. Они с мамой в оккупации. Вынуждены работать на фашистов. Стирать им вещи. 3. Ляля. 12 лет. На ее глазах расстреляли мать. Соседка спрятала ее у себя. Отец на фронте. 4. Марк. 14 лет. Работает вместе со взрослыми на заводе. Падает от усталости к вечеру у станка.
************
Путь к успеху Благодарим И.Н.Рудную за проект, предложенный к обсуждению и работе на годичных курсах. Публикуемые здесь разработки, несомненно, войдут в актив классных руководителей, в «Этику» как предмет и «Обществознание». Рудная И.Н. Проект мастерской «Путь к успеху»
Цель: формирование у учащихся представления о достижении личного жизненного успеха путем выбора трудовой деятельности.
Ход занятия 1. Индукция – рассказ учителя. В ходе рассказа ученики узнают историю молодого человека, который пытается построить свою жизнь самостоятельно, но неудачи приводят к мысли обратиться к богатому родственнику. Получено письмо (вскрывается одним из учеников класса) в котором лист со словами: «Сделай себя сам». Задание: Что могут обозначать эти слова? Как понять слова родственника? (см. Приложение к пм «Успешный человек» здесь). Фронтальное обсуждение. Ожидаемое: достигни успеха сам, не надейся на других. 3. Самоконструкция - индивидуально нарисовать словесный портрет успешного человека (запись на листах 3-5 предложений) 4. Социализация. Афиширование словесных портретов. Подойдите к работам. Прочитайте и найдите одно или несколько существительных, которые раскрывают понятие «успешный человек». Запишите себе в тетрадь. Учитель: Какие слова выписали? Ожидаемое: семья, труд, хорошая профессия, богатство и т.д. (запись на доске). 5. Социоконструкция - обсудите в группе: Какую часть вашей жизни должны занимать эти слагаемые успеха, изобразите в виде круговой диаграммы (работа в группе из 4 человек). Социализация. 6. Работа с информацией. Слово учителя: Сегодня в мире очень много различных профессий. Ученые разделили профессии по нескольким типам.
Учащиеся получают листы с описанием одного из типов профессий. Задание: Прочитайте текст, зафиксируйте в тетрадь в виде таблицы материал.
Обменяйтесь в группе информацией (можно найти в профориентационной литературе). 7.Тестирование. Учитель предлагает ученикам узнать, к какому типу профессий он имеет большую склонность. Ученики получают тест. Расшифровка результатов теста. 8. Социоконструкция. Слово учителя: В мире примерно 2000 профессий, сегодня появляются новые, названия которых нам не могут рассказать о том, чем занимается человек. Задание: Все вы работодатели. Ваша задача рассказать о своих профессия так, чтобы заинтересовать других. Работа в группах по 4 человека. Записи фиксируются в таблице.
Обсуждение: Какие из них показались интересными и вы, возможно, выбрали ли их? 9.Самоконструкция - вернемся к началу урока, к истории молодого человека и письму от родственника. В письме оказался второй лист, но не банковский билет, а инструкция с 99 советами как добиться успеха. Попробуйте дать себе хотя бы 2-3 совета, как добиться успеха. Афиширование. 11. Рефлексия: - Мне было интересно узнать… - О каких профессиях узнали впервые? Методический комментарий. Работая над проектом мастерской, учитель «раскапывает» много таких материалов, которые могут превратить любой урок в интересное и даже нестандартное занятие. Чтобы сконструировать из него мастерскую, надо выстроить осевую линию «цель – содержание – разрыв – индукция», это и есть самое трудное. И.Н.Рудная нашла содержательную тему «Успех», в которой можно отследить разные «слои, пласты». Это может быть профориентация, коммуникативные проблемы, психологические мотивы. В первоначальном варианте мастерской «Путь к успеху» содержание было взято широко. При таком подходе сделать мастерскую довольно сложно, скорее, надо думать о проекте «Слагаемые успеха» с разными индукционными входами! Для мастерской надо выбрать какую-то одну сторону достижения успеха, например – профессиональный выбор; тогда придется переделать вариант работы с таблицами, характеризующими профессии, внести в задания к ним долю неопределенности, даже некоторой странности. Если выбрать личностные и коммуникативные характеристики, тогда из первоначального варианта в новый войдут такие находки, как словесный портрет профессионально успешного человека и история молодого американца. Цель: формирование у учащихся представления о достижении личного жизненного успеха путем выбора трудовой деятельности – скорректируется в сторону создания условий для познания, размышления и осознания своих личностных качеств. И придется поискать еще информации: нелинейность требует «точек изумления» и неожиданных разворотов в заданиях, например, прямолинейное задание: все вы работодатели, ваша задача рассказать… - изменим так, чтобы работало воображение: взяли бы вы на работу человека…?
Путь к успеху тернист… Но среди качеств успешного человека есть установка на сотрудничество! Наше сотрудничество привело к созданию из одного проекта – двух мастерских: «Успешный человек» и «Мастер своего дела».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|