Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Искусство творческой сборки

Чтобы сделать мастерскую, надо, в первую очередь, найти содержание, которое достойно такой сложной синтетической нелинейной педагогической формы, как эта. Один из частых вопросов, задаваемых учителями на курсах, является именно вопрос о содержании: «Любое ли содержание может быть основанием для выбора учителя в пользу мастерской?» Нет, не любое. Во-первых, незачем тратить время и силы на простую информационную тему, если с ней можно легко справиться на обычном уроке с использованием рассказа, беседы, лекции, работы с книгой и т.д.

Название типа мастерской – ценностно-смысловых ориентаций – говорит само за себя: ее содержанием являются нравственные ценности, этические принципы, мировоззренческие установки, мораль, смыслы человеческих поступков.

Мастерская построения знаний нуждается в материале, который:

- имеет более широкую и глубокую интеграцию с другими курсами и более значительную нравственную, этическую, культурологическую, экологическую, философскую направленность;

- содержит для решения целей самопознания психологический материал;

- включает в себя доказательства, историю открытий, историю происхождения изучаемого объекта;

- требует понимания процессов и механизмов;

- несет в скрытом виде проблему, глубокое противоречие, конфликтность, разночтение, столкновение идей.

В любом случае, содержание для мастерской построения знаний носит не описательный, не объяснительный, а концептуальный характер; обладает принципиальной новизной для ученика, переоткрывающего “велосипед”.

Содержание мастерской всегда интегративно. Целостная содержательная картина складывается из многих «знаниевых пазлов», не следующих друг за другом в логическом порядке «причина-следствие». Логика построения мастерской нелинейна, индуктивна. Индуктивный путь в мастерской – от разрозненных фактов, частичных знаний, от неопределенности и неполноты – к целостному видению, от хаоса – к порядку. Попытки, пробы, формулирование и переформулирование гипотез и выводов; предъявление идей, выбор, отбрасывание некоторых и, возможно, возврат к ним же; экспериментирование, анализ, прорыв - траектория движения к знанию как и в науке, как и в жизни – далеко не прямая линия. Чтобы в практической деятельности все ученики в педагогической мастерской от своих частных, личных, единичных суждений пришли к общим закономерностям или свойствам явлений, чтобы произошла сборка этой целостной картины с учетом особенностей участников сборки, нужно упаковать "скрытый смысл" этих общих закономерностей в некий «генетический смысловой узел». Все пласты разнопланового содержания должны сойтись в одной точке – некоей точке «изумления».

И вот соответствующее содержание найдено. Оно глубоко, многомерно, противоречиво, парадоксально и укладывается в нелинейную логику. Оно исполнено психологичности или экологично, содержит культурологические пласты или даёт надежду на «переоткрытие» открытия.

Вы видите в нём ядро разрыва – возможность будущего переживания учеником ощущения эмоциональной \ интеллектуальной неполноты или отсутствия знания, т. е. место будущего инсайта.

Вы осознаете, что разрыв – не этап мастерской, а состояние души и ума участника, задаваемое парадоксальностью содержания и самим процессом его «проживания»: эмоциональным входом, нелинейным движением освоения-присвоения-усвоения информации и интеллектуальным и рефлексивным выходом. Вы знаете, что планировать разрыв – это искать в изучаемом материале точки изумления, точки парадокса и маршруты возможного продвижения к ним.

Вы можете сформулировать цель педагогической мастерской, соответствующую Вашим (и международного движения «Новое Образование») гуманистическим убеждениям. Это создание условий для:

- знакомства участника мастерской с …

- обнаружения участником …

- самостоятельного формулирования учеником … (закона, правила, гипотезы)

- создания участниками … (формулы, проекта, свода правил, системы понятий, классификации и т.д.)

- переживания ими …

- осознания участниками …

Вы понимаете, что условия для решения учеником таких многоплановых задач создаются за счёт известных блоков педагогической мастерской: индукция, самоконструкция, социоконструкция, внутригрупповая и межгрупповая социализация, дедукция и рефлексия. При этом каждый блок выполняет свою функцию.

Индукция - этап мастерской, ("наведение"), актуализация части внутреннего мира участника (ассоциативные ряды, воспоминания, ощущения, эмоции, личный опыт...). Пробуждение личностного интереса, создание эмоционального настроя, включение подсознания, области чувств каждого участника, создание личностного отношения к предмету обсуждения, мотивационный механизм.

Самоконструкция - этап мастерской. Создание собственного интеллектуального продукта: описание собственного опыта, наблюдения, формулирование идеи, гипотезы, проекта, конструирование модели явления, природного объекта, системы взаимосвязей и т.д.

Социоконструкция - этап мастерской, создание интеллектуального продукта в группе.

Социализация - этап мастерской, предъявление созданного другим участникам занятия (в паре, в группе, между группами, всему коллективу). Происходит в разных формах: афиширование, устный рассказ, беседа, чтение вслух, молчаливое чтение вывешенных работ, передача по кругу, показ театральной миниатюры, пантомимы и др.

Дедукция - (“выведение”) - этап сверки своего выстроенного умозаключения или другого интеллектуального продукта с образцом. Логическое умозаключение от общего к частному; способ изложения, при котором частные положения выводятся из общих; обратное индукции.

Рефлексия - отражение, вспоминание своего проживания ситуации: чувств, ощущений, эмоций, состояний, эвристических моментов, разрывов, возникших у участников в ходе мастерской, ведущее к анализу собственного психического состояния и интеллектуального уровня.

 

Вы помните технологические особенности каждого блока:

— Индукция – это не просто странное задание. Это «умное делание», активирующее личностную историю ученика и приближающее его к смысловому, целевому ядру мастерской.

— Само- и социоконструкция взаимно переплетены: выполняя сразу групповое задание (без индивидуального), ученик в размышлении над темой создаёт свою внутреннюю самоконструкцию, которую и выдаёт на-гора во время внутригрупповой социализации.

— Социализация должна проходить не менее двух раз, т. к. сначала нужно избавить ученика от имеющихся у него представлений, за правильность/неправильность которых он, согласно одной из аксиом психологии, ответственности не несет. Только на свободном месте могут поместиться новые знания, а т. к. они только что «сконструированы» в коллективном труде и творчестве, то должны быть предъявлены социуму (социализация) и сверены с неким образцом (дедукция).

— Дедукция хороша, когда у учащихся возникает состояние тупика, неопределенности, противоречия сформулированных ими гипотез, сформировался запрос на информацию.

— Рефлекция - обязательный, заключительный этап. Здесь происходит осознание величины пройденного пути, своей прожитой позиции, завершенности построенного знания. Для некоторых участников именно здесь происходит достраивание своей собственной целостной когнитивной конструкции или встраивание «последнего пазла». За счет интегратора – рефлексии –  происходит завершение нелинейного поискового познавательного пути. Учителю и в этом случае предстоит большая прогностическая работа: подобрать те формулировки для рефлексивного круга высказываний, которые не просто снимут появившийся негатив отрицательных эмоций и расширят поток положительных, но и будут способствовать завершению процесса «строительства знания».

Вы уже не сомневаетесь, что нелинейная логика требует обязательного проживания мастерской.

Под проживаниемподразумевается существование, бытие участника “здесь и сейчас” в качестве субъекта, то есть носителя деятельности, предложенной в рамках данной образовательной технологии (шире - организации любого деятельностного процесса). “ Пребывание в ”, а не “ присутствие на...”. Проживанию способствуют осознанные внутренняя мотивация, внутреннее целеполагание. Неосознанному включению способствует индукция. Рефлексия неосознанного проживания приводит к осознанию, что ответственность за получение результата деятельности лежит на самом субъекте деятельности. Все условия и процедурные моменты мастерской созданы для ее проживания, то есть участия в ней не в роли присутствующего, а в качестве действующего и взаимодействующего человека. Проживание обеспечивает принцип бытийности педагогической мастерской, что приводит к эффекту последействия. Он заключается в том, что у участника долгое время сохраняется высокий уровень психической энергии, желания действовать; человек продолжает размышлять над содержанием мастерской, в нем идет рефлексия после рефлексии; он ищет необходимую информацию или замечает ее в случайном источнике – книге, СМИ, разговорах людей. Если на мастерской прожит этический материал, человек рефлексирует свое поведение, анализирует поступки как свои, так и чужие с точки зрения новой мировоззренческой позиции, узнанной, или освоенной, или присвоенной на мастерской. Проживание также позволяет осваивать новые способы работы с информацией, способы взаимодействия с людьми, приобретать другие умения и затем применять их в своей жизнедеятельности, т.е. делает ученика более компетентным в учебных видах деятельности.

Вы не забыли и о правиле доверия:

1. Чем больше ты доверяешь окружению, тем больше ты получаешь.

2. При большой открытости можно нечаянно испытать и негативные чувства.

3. Поэтому меру открытости определяешь ты сам.

4. И, соответственно, меру своего результата определяешь тоже ты сам.

Это правило позволяет создать атмосферу открытости и доверия, в которой только и возможно делиться представлениями, актуализировать воспоминания и предъявлять ошибочные суждения без страха быть осмеянным. Только в такой – психологически безопасной – атмосфере можно не бояться рисовать, петь, импровизировать, сочинять сценки, задавать любые вопросы, общаться на равных со всеми. Но для создания такого доверительного пространства нужна гарантия. Ею является слово, которое мы даем друг другу, слово о том, что за пределами этой мастерской мы, включая и мастера, конечно, не рассказываем о проживании никого из присутствующих, кроме своего. В ознаменование согласия с правилом доверия помолчим немного…

Вы уже обнаружили, что самое трудное – найти индуктор и соответствующие действия с ним, чтобы в голове ученика началась индукция, чтобы он вышел на «узкоколейку» темы, ведущую к разрыву.

И даже нашли этот чудесный, просто волшебный вход в мастерскую! Или нащупали его, долго, мучительно перебирая и отвергая варианты; или «поймали за хвост» во сне; или идея неожиданно посетила вас, когда вы её и не ждали, просто щёлкнуло! «Эврика!»

И что-то не выходит «каменный цветок». Как будто чего-то не хватает…

Возможно, Ваши задания легли слишком линейно, причинно-следственно, как на уроке? Отсмотрите побольше мастерских, описанных в педагогической литературе, потому что первый уровень творчества – это творчество по аналогии. Чем больше Вы увидите мастерских, тем зримее, конкретнее будет для Вас нелинейность индуктивной логики, заводящей участников в смысловой лабиринт. В настоящей мастерской ученики оказываются в состоянии неопределённости, неясности: что делать? какова цель? зачем мы это делаем? – потому что ответ к ним придёт позже, когда все «пазлы» содержания сложатся в целостную картинку, а они, как известно, укладываются по-разному разными людьми. Одни начинают с уголков, другие – с краешков, третьи ориентируются на цвет, четвёртые – на смысл. В мастерской же создание целостной картины происходит и в индивидуальной, и в групповой работе. Неизвестно заранее, какой штрих будет последним, зато известно, что все способы полезны и работают на одну цель, прописанную мастером в технологической карте, но не предъявленную ученикам. И придётся собирать картину не по образцу!

Возможно, Вы всё ещё не передали свою вопросительную позицию участникам мастерской, и вопросы и проблемы всё ещё ставите Вы, а не ученики? И им незачем задаваться вопросами, не испытывая недостатка информации, не обнаруживая в ней противоречия, не подходя самостоятельно к проблеме и не формулируя и переформулируя ее…

Возможно, Ваши задания просты, определённы, в них недостаточно интриги, неожиданности, шоковости? Естественно, это очень трудно – выйти на такую информацию и придумать странный ход в мастерской. И читать приходится больше, и по интернету гулять с непонятным запросом, и искать материалы, которые столкнутся «лбами» с тем, что Вы уже оформили в алгоритме… И, казалось, такой стройный алгоритм получился, гораздо интереснее урока, а нашлось нечто, что весь этот каркас рушит до нуля …

Кстати, не выбрасывайте этот интересный алгоритм нового, нестандартного для Вас урока – ребятам он жизнь улучшит, наверное, а со временем Вы его развернете «вниз головой» – и, неожиданно для себя, обнаружите новый ход…

Может быть, Вы использовали в начале занятия, отдельно или вместе с правильным заданием музыку, ведь она всегда так украшает урок? И Вы просто подумать не могли, что музыка - один из самых мощных индукторов, но только уводит-то он каждого слушателя в свой таинственный для других внутренний мир, так далекий от содержания мастерской… И придется теперь задуматься о роли и необходимости музыкальных фрагментов как в начале занятия (чтоб не заиндуцировать процесс не туда), так и в фоновом режиме (чтоб не свернули с найденного пути индукции).

И, что совсем грустно – возможно, Вас просто пока не посетила идея нестандартного, неожиданного хода, который перевернёт всю конструкцию, диаметрально поменяет направление работы над информацией, с которой Вы привыкли работать на уроке, порой, с точностью до противоположного! Ведь традиционный урок дедукционен, его надо развернуть с точностью до «наоборот», выстроить задания по осевой линии индукции – от частного к общему, через фрагменты звеньев цепи дать возможность ученикам собрать всю цепь, прилаживая их так и эдак, задаваясь вопросами, желая получить информацию, закрывающую пробелы (которые Вы же специально и «организовали»!).

Да, это грустно. Но именно так – словно извне – приходят в нашу голову новые мысли, идеи – таков акт творчества! Это может случиться во сне, потому держите карандаш и бумагу наготове, ловите идеи!

В коллективных усилиях время и энергия сжимаются, и идея появляется чаще в мозговом штурме, и это может случиться совсем не с Вами – автором темы мастерской, построившим первичный алгоритм, нашедшим нужные тексты. Во время мастерской конструирования мастерских идеи предлагаются, накапливаются, критикуются, отвергаются всеми ее участниками. Осмысление всего найденного «хозяином» мастерской происходит дома, затем – новый поиск, новый алгоритм – и новое обсуждение в инициативной группе рядом с мастером, ведущим занятие по обучению этой инновационной образовательной технологии.

И, конечно, «рука мастера» в первых созданных мастерских видна…

Но так было и с первыми мастерскими известных мастеров Нового Образования. Мы благодарны И.А Мухиной, методисту АППО, тогда еще ИУУ, за то, что она организовала в 1990 году лабораторию учителей-экспериментаторов, где все новорожденные мастерские по всем предметам проживались участниками этой лаборатории, обсуждались, разбирались до мелочей; так по крупицам собиралась теоретическая база нового педагогического явления, пока оно не оформилось в технологию.

Так же всё происходило и на деловых, обучающих встречах с французскими коллегами из международного педагогического движения «Новое Образование».

Однажды Мишель Дюк о м, французский педагог, поэт и философ, один из руководителей движения и автор многих мастерских, поручил нам коллективно создать мастерскую письма.

В качестве индуктора мы предложили, можно сказать, тысячу и одну вещь. Каждая была раскритикована Мишелем конструктивно – с пояснениями, почему так нельзя. И, наконец, мы застряли в тупике, не зная, какой ход предложить дальше. Время - далеко за полночь. Мишель отпускает нас, чтобы утром мы пришли с решением. Никто этого решения не предложил… А нам пора уже было ехать в МГУ – давать эту (!) мастерскую студентам! Вели её по очереди, чтобы попробовать себя в роли мастера - ведущего. Хода же для завершения не было ни у кого. Все надеялись, что у кого-то «щёлкнет»… Щёлкнуло только у мастера! Мишель взял бразды правления в свои руки. Он предложил такой простой, но тогда для нас совершенно оригинальный и непревычный этап мастерской – разбиться ее участникам на тройки. В тройке авторов текстов нужно было по очереди конструктивно критиковать каждый текст, но так, чтобы критикуемый автор всё слышал, но не имел права вмешаться, откликнуться или даже остановить критику. И мастерская состоялась. Ход оказался беспроигрышным. Авторы – вроде все, а без Мишеля?

Так и по просшествии более двух десятилетий… Можно днями, месяцами и даже годами «вынашивать» свою мастерскую, пока тебя не осенит необходимой странностью. А можно вступить в сотрудничество с такими же заинтересованными в обновлении образования людьми, как и Вы. Тогда первая проба завершится  успехом скорее. Причем совсем не плохо, если это будут специалисты по другому предмету: нестандартный ход легче придумать, если мало знаешь и потому задаешься нелепыми вопросами, которые не могут прийти в хорошо информированную голову. А ведь именно такими вопросами и отмечены «точки изумления» и места разрывов!

Так и в нашем сборнике представлены мастерские участников курсов, создавая которые каждый пережил перевороты в сознании, пришел к пониманию того, как происходит, по выражению одной участницы – в мастерской «вдох-выдох». Обучение через проживание – это принцип Нового Образования для всех обучающихся, в том числе, и для конструкторов мастерских.

Успешного сотрудничества, коллеги!

 

************

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...