Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Он шел по улице и плакал. Ему было страшно.

"Павлику хорошо! - думал Котька. - Он мне свои огурцы отдал, а сам дома сидит. Ему, небось, не страшно".

Вышел Котька из деревни и пошел полем. Вокруг не было ни души. От страха он не помнил, как добрался до огорода. Остановился возле шалаша, стоит и плачет все громче и громче.

Сторож услышал и подошел к нему.

- Ты чего плачешь? - спрашивает.

- Дедушка, я принес огурцы обратно.

- Какие огурцы?

- А которые мы с Павликом нарвали. Мама сказала, чтоб я отнес обратно.

- Вот оно, какое дело! - удивился сторож. - Это, значит, я вам свистел, а вы все-таки огурцы-то стащили. Нехорошо!

- Павлик брал, и я взял. Он мне и свои огурцы отдал.

- А ты на Павлика не смотри, сам понимать должен. Ну, больше не делай так. Давай огурцы и иди домой.

Котька вытащил огурцы и положил их на грядку.

- Ну, все, что ли? - спросил старик.

- Нет... одного не хватает, - ответил Котька и снова заплакал.

- Почему не хватает, где же он?

- Дедушка, я один огурец съел. Что теперь будет?

 

Приложение к шагу 10. Четвертая часть текста

Котька во весь дух помчался по полю, через овраг, по мостику через ручей и, уже не спеша, пошел по деревне домой. На душе у него было ….

Ну что ж будет? Ничего не будет. Съел, ну и съел. На здоровье.

- А вам, дедушка, ничего не будет за то, что огурец пропал?

- Ишь ты, какое дело! - усмехнулся дедушка. - Нет, за один огурец ничего не будет. Вот если б ты не принес остальных, тогда - да, а так - нет.

Котька побежал домой. Потом вдруг остановился и закричал издали:

- Дедушка, дедушка!

- Ну что еще?

- А этот вот огурец, что я съел, как будет считаться - украл я его или нет?

- Гм! - сказал дед. - Вот еще какая задача! Ну, чего там, пусть не украл.

- А как же?

- Ну, считай, что я тебе подарил его.

- Спасибо, дедушка! Я пойду.

- Иди, иди, сынок.

Приложение к шагу 18. Определения:

Стыд – это всегда стыд перед другими, страх быть осужденным окружающими людьми. Выражение «мне стыдно» подразумевает кого-то другого, авторитетное лицо или группу лиц, с которыми я разделяю эту точку зрения.

Совесть – способность личности осуществлять самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершенных поступков.

Золотое правило нравственности и выбор поступка

Мало говорить о ценностях, лучше их прожить каким-то образом. Для этого надо либо создать реальную ситуацию, в которой участники окажутся в позиции самого себя, либо предложить инсценировку по рассказанной в группе чьей-то личной истории или по готовому тексту, предложенному мастером. Первое слишком диагностично, потребуется сильная рефлексия. Во втором случае авторство позиции частично скрыто за счет того, что группа выбирает из авторских историй одну или даже немного ее переделывает. Третий вариант – самый мягкий: инсценируется «чужая – как-будто ничья» история, даже сказка. И это позволяет смело играть роль персонажа, за «маской» которой скрыто и в тоже время явлено понимание позиции, установки, правила, представления об этической норме. Здесь взят мягкий вариант.


Белова Н.И., Листова Л.А.

Педагогическая мастерская

«Золотое правило»

Расположение учащихся: 5 групп.

Ход мастерской

1. В группе:

- разыграть сценку с продолжением (быстрая импровизация 5мин). Предложен первый отрывок сказки В. Осеевой «В одном доме» до слов «… пригладила свои» (см. Приложение 1, отрывок 1).

2.Социализация:

- предъявление всех сценок;

- задание зрителям: определите в группе, где Зло, где Добро у персонажей сценок, предложенных другими группами;

- предъявление зрительских решений.

3. Второй отрывок из сказки (до слов «… Есть глупее») читает учитель (см. Приложение 1, отрывок 2).

В группе:

- решите, какое правило знала утка Устинья. Выдается конверт с высказываниями мудрецов и поговорки (см. Приложение 2)

4. Межгрупповая социализация:

5. В группе:

- договоритесь, как, по-вашему, может звучать правило китайского мудреца Конфуция, вытекающее из его диалога с учеником?

Выдается текст на группу (см. Приложение 3).

6. Социализация: озвучивание правил с записью на доске или афиширование - группы пишут на больших листах фломастерами и вывешивают.

7. В группе:

-решите, какие из всех предложенных правил (кроме правила своей группы) золотые, какие - серебряные.

На группу выданы 4 жетона – «золото» и «серебро»

- голосование групп жетонами (прикрепляются под нужным правилом)

Если не окажется золотого:

- сформулируйте – сделайте из пяти одно, которое точно будет «золотое правило жизни».

8. Дедукция по Конфуцию.

а) - Предложите, как пользоваться «золотым правилом», чтобы решить, не относится ли поступок к Злу?

- Социализация способов или вариантов применения «золотого правила».

б) - Можно ли этот способ применить к сказанному слову?

(Ожидаем: да; если нет, - «спросим у Конфуция» - предлагается карточка с золотым правилом – см. Приложение 4.)

9. Конец сказки – читает учитель (см. Приложение 1, отрывок 3).

В группе:

а) - решите, куда должен был посмотреть Ваня на самом деле, он же знал, что сзади никого нет?

- Социализация решений.

б) - предложите Ване алгоритм использования золотого правила нравственности:

P в случае поступка

P в случае сказанного слова

Нужны фломастеры, бумага или полоски бумаги для записи шагов в готовых рамках.

- Афиширование алгоритмов.

- Учительский вариант алгоритма (см. Приложение 5)

11. Определите в группе плюсы и минусы золотого правила.

- Социализация предложений.

- Карточка для уточнения (см. Приложение 6).

9) Рефлексия:

-я понимаю, что золотое правило надо выучить наизусть потому, что…

- я чувствую, что, если не применять золотое правило в жизни, то…

- Расскажите о своих эмоциях, ощущениях, чувствах.

 

Приложения

Приложение 1

В. Осеева. «В одном доме»

К шагу 1. Первый отрывок.

Жили-были в одном доме мальчик Ваня, девочка Таня, пёс Барбос, утка Устинья и цыплёнок Боська.

Вот однажды вышли они все во двор и уселись на скамейку: мальчик Ваня, девочка Таня, пёс Барбос, утка Устинья и цыплёнок Боська.

Посмотрел Ваня направо, посмотрел налево, задрал голову кверху. Скучно! Взял да и дёрнул за косичку Таню.

Рассердилась Таня, хотела дать Ване сдачи, да видит - мальчик большой и сильный.

Ударила она ногой Барбоса. Завизжал Барбос, обиделся, оскалил зубы. Хотел укусить её, да Таня - хозяйка, трогать её нельзя.

Цапнул Барбос утку Устинью за хвост. Всполошилась утка…

 

К шагу 3. Второй отрывок.

Всполошилась утка, пригладила свои перышки. Хотела цыплёнка Боську клювом ударить, да раздумала.

Вот и спрашивает её Барбос:

- Что же ты, утка Устинья, Боську не бьёшь? Он слабее тебя.

- Я не такая глупая, как ты, - отвечает Барбосу утка.

 

К шагу 9. Третий отрывок.

- Есть глупее меня, - говорит пёс и на Таню показывает. Услыхала Таня.

- И глупее меня есть, - говорит она и на Ваню смотрит.

Оглянулся Ваня, а сзади него никого нет.

Приложение 2

Хочешь, чтобы тебя уважали, уважай достоинство других.

Умей противостоять неразумным, низким и преступным поступкам.

Правда нужна не только тебе, но и окружающим.

Ты есть не что иное, как ряд твоих поступков.

Тот, кто делает добро другу, делает добро себе.

Добро – не наука, оно – действие.

В хорошем поступке есть всегда и доброта, и сила для его совершения.

Что в другом не любо, того и сам не делай.

(Использованы пословицы, поговорки и афоризмы, в том числе Г.Гегеля, Э.Роттердамского, Р.Роллана, Ш.Монтескье)

 

Приложение 3

Две с половиной тысячи лет назад жил в Китае знаменитый учёный и мудрец по имени Конфуций. Однажды один из его учеников спросил:

- Учитель, ты очень много знаешь о мире, говоришь, что все должны помогать друг другу, не лениться, быть вежливыми, бороться со своими недостатками. Скажи, а можно ли всё твоё учение обозначить одним-единственным словом?

- Можно, - улыбнулся в ответ старый, мудрый Конфуций - Слово это – «взаимность»…

 

Приложение 4

Правило – «Не делай другому того, чего не желаешь себе».

«Встань в позицию того, по отношению к кому совершается поступок или сказано слово».

Так, согласно легенде, китайский мудрец Конфуций сформулировал правило, которое позже назвали золотым правилом нравственности:

«Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе»

«Не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе»

Приложение 5

Алгоритм 1

Хочу совершить поступок по отношению к А
Ставлю себя на место А
Если мне хорошо
Если мне плохо
Делаю
Не делаю
Оцениваю свое самочувствие

 


Меня обидели
Бью в ответ
Говорю плохие слова
Что делаю?
Слово
Алгоритм 2

 

Приложение 6

С помощью Золотого правила человечество выработало универсальный способ выбора поступка. В этом огромная положительная роль Золотого правила в развитии нравственности. Оно заставляет человека предвидеть последствия своих поступков.

Однако это правило не даёт ответа на вопрос: «Что в конкретном случае является добром, а что – злом?» Человек должен решить это сам на основе собственных убеждений и принятых в обществе правил нравственности.

Педагогическая мастерская

«Совесть»

Методический комментарий. Одной из самых больших трудностей учителей, начинающих делать мастерские, является поиск парадокса в предлагаемом материале, без которого практически не выстроить индукцию. Л. И. Ульянова сделала попытку сконструировать мастерскую, посвященную такой безусловно важной теме, как совесть, на основе одноименного рассказа Аркадия Гайдара. В качестве рефлексии ею было предложено следующее: Представьте, что в один прекрасный день вы проснулись и почувствовали, как вместе с вами проснулась совесть. Вы вышли из дому и обнаружили, что совесть проснулась у всех детей: дошколят и учеников, проснулась у взрослых: врачей, водителей автобусов, пекарей, учителей, банкиров, состоятельных бизнесменов …

Опишите картину наступившего дня.

 

Картина была представлена благостная – всем будет хорошо жить. И нет парадокса. А как быть с «муками совести»? Требовался еще один материал… И мы его нашли  – рассказ М.Е. Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть». Точка парадокса – это всегда основа для индукции. И предложенное для концовки мастерской задание естественно стало ее новым началом.

В первоначальном варианте в качестве индуктора была заявлена репродукция картины П. Решетникова «Опять двойка», но она, скорее всего, уведет к понятию «стыд», которое является чувством сильного смущения за свою вину, за свое поведение перед окружающими людьми, обществом. «Ни стыда, ни совести» - народная мудрость разводит эти понятия, как и психология. Тему совести, например, рассматривает подробно Э. Фромм в книге «Человек для себя».

Благодарим Л.И.Ульянову, учителя-словесника и завуча из Северобайкальска, предложившей тему с использованием рассказа А.Гайдара «Совесть» и предоставившей детские высказывания, полученные после проведения первоначального варианта занятия, несомненно, полезного для развития детей и нестандартного по форме.


Ульянова Л.И.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...