Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рассказ В.А. Осеевой «Случай».

Мама подарила Коле цветные карандаши. Однажды к Коле пришел его товарищ Витя.

- Давай рисовать!

Коля положил на стол коробку с карандашами. Там было только три карандаша: красный, зеленый и синий.

- А где же остальные? – спросил Витя.

Коля пожал плечами.

- Да я раздал их: коричневый взяла подружка сестры – ей нужно было раскрасить крышу дома; розовый и голубой я подарил одной девочке с нашего двора – она свои потеряла... А черный и желтый взял у меня Петя – у него как раз таких не хватало…

- Но ведь ты сам остался без карандашей! – удивился товарищ. – Разве они тебе не нужны?

- Нет, очень нужны, но все такие случаи, что никак нельзя не дать!

Витя взял из коробки карандаши, повертел их в руках и сказал:

- Все равно ты кому-нибудь отдашь, так уж лучше дай мне. У меня ни одного цветного карандаша нет!

Коля посмотрел на пустую коробку.

- Ну, бери…, раз уж такой случай… - пробормотал он.

 

Приложение к шагу 13.

Конверт № 5

Развязный, аккуратный, доброжелательный, вежливый, грубый, неучтивый, умеет прощать обиды, чуткий, отзывчивый, помогает в беде, часто ссорится, вспыльчивый, скромный, общительный, ласковый, веселый, счастливый, наглый, внимательный, жадный, крикливый, вредный, эгоистичный, милосердный, добрый, щедрый, хороший друг, лживый.

Приложение к шагу 19.

Плакат или слайд

Добрые мысли – корни,

Добрые слова – цветы,

Добрые дела – плоды,

Добрые сердца – сады.

 

************

 

Педагогическая мастерская

«Чуткость»

Методический комментарий. Возвращение к истокам – к русскому языку при необычных условиях: ребенку доверяют, дают возможность встретиться со словом, вроде бы русским по всему – и по звучанию, и по строю и в то же время незнакомым… И через слово, через смелое его толкование, через критическое осмысление словарных статей – к нравственному понятию с доверием к личностному опыту и к самостоятельности в освоении текстов. Такой путь продвижения к нравственной ценности чуткости предлагается в данной мастерской. И как можно меньше учителя – одно из правил Нового Образования.

 

Левановская Л. И.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА МАСТЕРСКОЙ

«Чуткость»

Цель: создать условия для

- самостоятельного восхождения к пониманию нравственных категорий на примере понятия «чуткость»;

- развития умений работы с литературными текстами и словарями;

- освоение коммуникативной культуры;

- применения и развития участниками языкового чутья и аналитических способностей.

Расположение учащихся: группами.

 

Алгоритм

1. В группе:

- решите, что имеют в виду ученые, когда какой-либо прибор называют «чутким».

2. Социализация (с записью на доске всех предположений).

( Предполагается – прибор, который воспринимает все чутко - т.е. точно, быстро, верно, метко).

3. В группе:

- обсудите, что означает выражение «чует как собака»?

4. Социализация (с записью на доске всех предположений).

5. В группе:

- попытайтесь догадаться, что понималось в старинном русском языке под качеством человека, которое в толковом словаре В. Даля обозначено как чулость – от глагола чуять.

6. Социализация (с записью на доске всех предположений).

7. В группе:

- дайте определение слову «чуткость», опираясь на все ваши находки».

8. Социализация (с записью на доске всех предположений).

9. Дедукция. Знакомство со словарными статьями (см. Приложение 1)

10. Индивидуально:

- расположите героев рассказа по степени чуткости (читается учителем рассказ «Серое перышко», см. Приложение 2).

11. В группе:

-обоснуйте свой вариант и найдите общее решение.

12.Социализация с обоснованием точек зрения.

13.В группе:

- проделайте ту же работу с рассказом «Разделенная радость» (выдается текст, см. Приложение 2).

14. Социализация с обоснованием точек зрения.

15. В группе:

- отнесите определения чуткости в словарях разных авторов к следующим категориям (выданы ранее на шаге 9):

б) неверное,

в) неполное,

а) верное,

г) полное.

16. Социализация (предполагается: все неполные).

17. В группе:

- составьте список слов из всех словарей, необходимых для создания наиболее полной характеристики понятия «чуткость», используйте и ваши наработки.

18. Социализация с записью на доске.

19. Фронтальное с записью на доске создание наиболее полной характеристики понятия «чуткость».

20. В группе:

-определите с помощью созданной вами полной характеристики понятия «чуткость», кого можно назвать чутким из героев третьего рассказа «Подарок» (выдается текст, см. приложение 3)

21. Социализация.

22. Рефлексия:

- для меня было

— неожиданным …

— новым…

— узнаваемым…

— неприемлемым…

- я понял (а), что чуткость нужна человеку потому, что…

 

Приложение

Приложение 1.

«Чуткий» - толкование, значение, смысл

Словарь русского языка С. И. Ожегова: Чуткий - быстро и легко воспринимающий что-нибудь органами чувств Ч. зверь. Чуткое ухо. Ч. сон (легко нарушаемый). Чуткие приборы. (в переносном значении). Ч. на несправедливость (в переносном значении). Чуткий - чуткий отзывчивый, сочувственный. Чуткое отношение к людям. Чуткая душа. Чутко (наречие) отнестись к кому-нибудь.

Cловарь синонимов Н. Абрамова (разговорная форма): Чуткий – см. также бдительный, тонкий, чувствительный

Толковый словарь русского языка  Д. Н. Ушакова: Чуткий - чуткая, чуткое; чуток, чутка, чутко.

1. Очень восприимчивый к впечатлениям, легко воспринимающий впечатления органами чувств. Но лишь божественный глагол до слуха чуткого коснется, душа поэта встрепенется, как пробудившийся орел. Пушкин. Чуткое ухо. В феврале чуткий нос уже чувствует в воздухе мягкое веянье близкой весны. Гончаров. Чуткая песня; песенное, встречающееся в песнях Чуткая дичь. «Так птичка в бурю под кустом сидит - и чутко (наречие) буре внемлет». Некрасов. «Кони чуткие храпят». Пушкин. Чуткий сон.

2. В переносном значении: легко, сразу замечающий, постигающий, учитывающий, понимающий происходящее. Чутко (наречие) прислушиваться к событиям. «Несправедливость, на которую они страшно чутки, возмущает их до дна души». Тургенев.

3. в переносном значении: отзывчивый, внимательный к окружающим, сочувственный. Чуткий человек. Чуткое отношение к кому-нибудь. Чутко (наречие) отнестись к кому-нибудь. «Чуткое сердце трепещет». Брюсов.

Новый толково- словообразовательный словарь русского языка Т. Ефремовой: Чуткий – прилагательное.

1) Восприимчивый к впечатлениям, тонко воспринимающий что-либо органами чувств.

2) а) Легко замечающий, постигающий, понимающий, учитывающий происходящее (о человеке). б) в переносном значении: быстро реагирующий на малейшее воздействие, раздражение (о предмете, приборе).

3) в переносном значении - внимательный к окружающим; отзывчивый, участливый.

Приложение 2

«Серое перышко»

Было это в лагере под Москвой. Ребята вышли на лесную полянку и развлекались, кто как: гоняли мяч по траве, играли в бадминтон, бегали друг за другом.

А один мальчик сидел на пеньке и читал книжку. Вдруг кто-то заметил белку на вершине одиноко стоявшей сосны. В одну секунду ребята с криком окружили дерево. Полетели вверх шишки, камни, комья земли. Белка в ужасе заметалась с ветки на ветку… Тогда мальчик встал, положил свою книжку и пошел к ребятам. Он стал уговаривать ребят прекратить «охоту» и, что удивительно, уговорил. Белку оставили в покое, а мальчик вернулся к своему пеньку. Но книжкой его уже завладели девчонки. Они перелистывали ее, разглядывали картинки и не спешили вернуть владельцу. А он терпеливо ждал.

Вдруг из книжки выпало перышко. Маленькое серое перышко с черными крапинками. Должно быть от цесарки, а может быть от другой какой птички. Мальчик бросился к перышку, но одна девочка уже подхватила его, подняла, дунула снизу, и перышко легко, как пушинка, взлетело кверху. Его закрутило ветерком и понесло в сторону.

Мальчик побежал за перышком, но девочки опередили его, и перышко снова взлетело в воздух.

--Отдайте, девочки! — крикнул мальчик. — Отдайте, пожалуйста!

Но девочки не слушали его. Они продолжали играть с перышком. И вдруг у той самой сосны, на которой сидела перепуганная белка, перышко взлетело повыше, к самой кроне, и запуталось там в иглах хвои.

Девочки со смехом разбежались, а мальчик так и остался под деревом. Он не плакал. Нет. Он просто смотрел на свое перышко, и по всему было видно, что потеря эта для него тяжела.

Тут подошел к нему парень в шортах. Он тоже глянул вверх, ловко сплюнул в сторону и сказал:

--Чего стоишь, как пристукнутый? И нос повесил. Подумаешь, ценность какая!

--Это мне мама прислала из экспедиции. На память, - грустно сказал мальчик.

--На память,--передразнил парень. —Хочешь я тебе петуха обдеру… на память? Мужчиной нужно быть, а не маменьким сынком. Стыдно.

 

Приложение 3

 

 «Разделенная радость»

У маленькой Кати большая радость – поправился ее папа. Больше года он болел, в больнице лежал, три операции перенес. Мама и Катя горевали. Не раз, бывало, проснется ночью Катя и слышит: мама тихо плачет.

А сегодня отец уже на работе. Здоровый и бодрый.

Встретила девочка во дворе двух своих одноклассников, Петю и Гришу, и поделилась радостью:

--Наш папа выздоровел!

Мальчики с удивлением посмотрели на Катю, пожали плечами и, ничего не сказав, побежали гонять мяч.

Катя подошла к девочкам, игравшим в «классы».

--Наш папа выздоровел,--сказала она.

Одна из девочек, Нина, с удивлением спросила:

--Ну и что же?

Катя почувствовала, как к горлу подкатился тяжелый комок, дышать ей стало трудно. Она отошла к одинокому тополю и заплакала.

--Почему ты плачешь, Катя?—услышала она голос Кости, молчаливого мальчика.

Катя подняла голову и, всхлипывая, ответила:

--Наш папа выздоровел…

--Как хорошо!— обрадовался Костя.— Возле нашего дома много цветов. Пойдем, сорвем самый красивый цветок и отнесем твоему папе».

 

Приложение 4

«Подарок»

Девочки одного 7го класса поздравляли мальчиков с Днем Защитника Отечества. Поздравляли и Колю и подарили ему игрушечный танк. Коля посмотрел на подарок и засмеялся: «Ерундистика!» — и выбросил танк в окошко. Учительница вызвала Колю и долго объясняла, что он был неправ. Но Коля ничего не понял.

Прошел год. Опять наступил День Защитника Отечества. И опять девочки дарили мальчикам подарки…

Приложение 5

концовка этой ситуации:

Коля получил огромную коробку, в ней лежала коробка поменьше, в ней еще поменьше, а в самой маленькой коробке вместо подарка оказалась записка: «Вспомни прошлый год». И Коля, который учился уже в восьмом классе, заплакал от обиды.

 

************

 

Педагогическая мастерская

«Ласточка»

(для учащихся начальной школы)

Методический комментарий. Использование произведений художественной литературы в процессе нравственного воспитания детей младшего школьного возраста в технологии мастерской помогает лучше осознать свои и чужие поступки, позволяя учащимся самостоятельно формировать нравственную оценку и самооценку. Только для этого нужен высоконравственный, яркий, эмоциональный текст, рождающий ответное чувство у читателя. В данной мастерской использован отрывок из рассказа В. П. Астафьева «Ода русскому огороду», где от камня, брошенного мальчиком, погибает белогрудая ласточка (напечатан в учебнике по чтению М. В. Головановой, В. Г. Горецкого, О. Ю. Шараповой «Наше русское слово», часть 2, стр. 124-126).

Драматичны переживания мальчика, которые он испытал, держа в руках убитую им ласточку, и закономерна его «вызревшая» мысль: «Я никогда, никого не буду больше убивать!» Теперь надо создать условия для «вызревания мысли» из чувств детям и помочь им в прощении. Обратим внимание на то, что выделено курсивом – последуем за скрытыми идеями. Мальчик держал ласточку в руках – значит, в мастерской дети должны держать в руках контур ласточки! Вызревшая мысль – значит, надо дать время для вызревания мысли, читать рассказ частями, работая над словами. Рассказ о переживаниях – значит, надо обратиться к чувствам участников мастерской. Благодаря направляющим заданиям (определение главной мысли отрывка; определение чувств; «взвешивание» на весах чувств мальчика; действия с контуром ласточки; задания на прогнозирование и т. д.) дети смогут простить мальчика.

Сыстерова Г.Ю., Белова Н.И.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...