Рассказ В.А. Осеевой «Случай».
Мама подарила Коле цветные карандаши. Однажды к Коле пришел его товарищ Витя. - Давай рисовать! Коля положил на стол коробку с карандашами. Там было только три карандаша: красный, зеленый и синий. - А где же остальные? – спросил Витя. Коля пожал плечами. - Да я раздал их: коричневый взяла подружка сестры – ей нужно было раскрасить крышу дома; розовый и голубой я подарил одной девочке с нашего двора – она свои потеряла... А черный и желтый взял у меня Петя – у него как раз таких не хватало… - Но ведь ты сам остался без карандашей! – удивился товарищ. – Разве они тебе не нужны? - Нет, очень нужны, но все такие случаи, что никак нельзя не дать! Витя взял из коробки карандаши, повертел их в руках и сказал: - Все равно ты кому-нибудь отдашь, так уж лучше дай мне. У меня ни одного цветного карандаша нет! Коля посмотрел на пустую коробку. - Ну, бери…, раз уж такой случай… - пробормотал он.
Приложение к шагу 13. Конверт № 5 Развязный, аккуратный, доброжелательный, вежливый, грубый, неучтивый, умеет прощать обиды, чуткий, отзывчивый, помогает в беде, часто ссорится, вспыльчивый, скромный, общительный, ласковый, веселый, счастливый, наглый, внимательный, жадный, крикливый, вредный, эгоистичный, милосердный, добрый, щедрый, хороший друг, лживый. Приложение к шагу 19. Плакат или слайд Добрые мысли – корни, Добрые слова – цветы, Добрые дела – плоды, Добрые сердца – сады.
************
Педагогическая мастерская «Чуткость» Методический комментарий. Возвращение к истокам – к русскому языку при необычных условиях: ребенку доверяют, дают возможность встретиться со словом, вроде бы русским по всему – и по звучанию, и по строю и в то же время незнакомым… И через слово, через смелое его толкование, через критическое осмысление словарных статей – к нравственному понятию с доверием к личностному опыту и к самостоятельности в освоении текстов. Такой путь продвижения к нравственной ценности чуткости предлагается в данной мастерской. И как можно меньше учителя – одно из правил Нового Образования.
Левановская Л. И. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА МАСТЕРСКОЙ «Чуткость» Цель: создать условия для - самостоятельного восхождения к пониманию нравственных категорий на примере понятия «чуткость»; - развития умений работы с литературными текстами и словарями; - освоение коммуникативной культуры; - применения и развития участниками языкового чутья и аналитических способностей. Расположение учащихся: группами.
Алгоритм 1. В группе: - решите, что имеют в виду ученые, когда какой-либо прибор называют «чутким». 2. Социализация (с записью на доске всех предположений). ( Предполагается – прибор, который воспринимает все чутко - т.е. точно, быстро, верно, метко). 3. В группе: - обсудите, что означает выражение «чует как собака»? 4. Социализация (с записью на доске всех предположений). 5. В группе: - попытайтесь догадаться, что понималось в старинном русском языке под качеством человека, которое в толковом словаре В. Даля обозначено как чулость – от глагола чуять. 6. Социализация (с записью на доске всех предположений). 7. В группе: - дайте определение слову «чуткость», опираясь на все ваши находки». 8. Социализация (с записью на доске всех предположений). 9. Дедукция. Знакомство со словарными статьями (см. Приложение 1) 10. Индивидуально: - расположите героев рассказа по степени чуткости (читается учителем рассказ «Серое перышко», см. Приложение 2). 11. В группе: -обоснуйте свой вариант и найдите общее решение. 12.Социализация с обоснованием точек зрения.
13.В группе: - проделайте ту же работу с рассказом «Разделенная радость» (выдается текст, см. Приложение 2). 14. Социализация с обоснованием точек зрения. 15. В группе: - отнесите определения чуткости в словарях разных авторов к следующим категориям (выданы ранее на шаге 9): б) неверное, в) неполное, а) верное, г) полное. 16. Социализация (предполагается: все неполные). 17. В группе: - составьте список слов из всех словарей, необходимых для создания наиболее полной характеристики понятия «чуткость», используйте и ваши наработки. 18. Социализация с записью на доске. 19. Фронтальное с записью на доске создание наиболее полной характеристики понятия «чуткость». 20. В группе: -определите с помощью созданной вами полной характеристики понятия «чуткость», кого можно назвать чутким из героев третьего рассказа «Подарок» (выдается текст, см. приложение 3) 21. Социализация. 22. Рефлексия: - для меня было неожиданным … новым… узнаваемым… неприемлемым… - я понял (а), что чуткость нужна человеку потому, что…
Приложение Приложение 1. «Чуткий» - толкование, значение, смысл Словарь русского языка С. И. Ожегова: Чуткий - быстро и легко воспринимающий что-нибудь органами чувств Ч. зверь. Чуткое ухо. Ч. сон (легко нарушаемый). Чуткие приборы. (в переносном значении). Ч. на несправедливость (в переносном значении). Чуткий - чуткий отзывчивый, сочувственный. Чуткое отношение к людям. Чуткая душа. Чутко (наречие) отнестись к кому-нибудь. Cловарь синонимов Н. Абрамова (разговорная форма): Чуткий – см. также бдительный, тонкий, чувствительный Толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова: Чуткий - чуткая, чуткое; чуток, чутка, чутко. 1. Очень восприимчивый к впечатлениям, легко воспринимающий впечатления органами чувств. Но лишь божественный глагол до слуха чуткого коснется, душа поэта встрепенется, как пробудившийся орел. Пушкин. Чуткое ухо. В феврале чуткий нос уже чувствует в воздухе мягкое веянье близкой весны. Гончаров. Чуткая песня; песенное, встречающееся в песнях Чуткая дичь. «Так птичка в бурю под кустом сидит - и чутко (наречие) буре внемлет». Некрасов. «Кони чуткие храпят». Пушкин. Чуткий сон.
2. В переносном значении: легко, сразу замечающий, постигающий, учитывающий, понимающий происходящее. Чутко (наречие) прислушиваться к событиям. «Несправедливость, на которую они страшно чутки, возмущает их до дна души». Тургенев. 3. в переносном значении: отзывчивый, внимательный к окружающим, сочувственный. Чуткий человек. Чуткое отношение к кому-нибудь. Чутко (наречие) отнестись к кому-нибудь. «Чуткое сердце трепещет». Брюсов. Новый толково- словообразовательный словарь русского языка Т. Ефремовой: Чуткий – прилагательное. 1) Восприимчивый к впечатлениям, тонко воспринимающий что-либо органами чувств. 2) а) Легко замечающий, постигающий, понимающий, учитывающий происходящее (о человеке). б) в переносном значении: быстро реагирующий на малейшее воздействие, раздражение (о предмете, приборе). 3) в переносном значении - внимательный к окружающим; отзывчивый, участливый. Приложение 2 «Серое перышко» Было это в лагере под Москвой. Ребята вышли на лесную полянку и развлекались, кто как: гоняли мяч по траве, играли в бадминтон, бегали друг за другом. А один мальчик сидел на пеньке и читал книжку. Вдруг кто-то заметил белку на вершине одиноко стоявшей сосны. В одну секунду ребята с криком окружили дерево. Полетели вверх шишки, камни, комья земли. Белка в ужасе заметалась с ветки на ветку… Тогда мальчик встал, положил свою книжку и пошел к ребятам. Он стал уговаривать ребят прекратить «охоту» и, что удивительно, уговорил. Белку оставили в покое, а мальчик вернулся к своему пеньку. Но книжкой его уже завладели девчонки. Они перелистывали ее, разглядывали картинки и не спешили вернуть владельцу. А он терпеливо ждал. Вдруг из книжки выпало перышко. Маленькое серое перышко с черными крапинками. Должно быть от цесарки, а может быть от другой какой птички. Мальчик бросился к перышку, но одна девочка уже подхватила его, подняла, дунула снизу, и перышко легко, как пушинка, взлетело кверху. Его закрутило ветерком и понесло в сторону. Мальчик побежал за перышком, но девочки опередили его, и перышко снова взлетело в воздух.
--Отдайте, девочки! — крикнул мальчик. — Отдайте, пожалуйста! Но девочки не слушали его. Они продолжали играть с перышком. И вдруг у той самой сосны, на которой сидела перепуганная белка, перышко взлетело повыше, к самой кроне, и запуталось там в иглах хвои. Девочки со смехом разбежались, а мальчик так и остался под деревом. Он не плакал. Нет. Он просто смотрел на свое перышко, и по всему было видно, что потеря эта для него тяжела. Тут подошел к нему парень в шортах. Он тоже глянул вверх, ловко сплюнул в сторону и сказал: --Чего стоишь, как пристукнутый? И нос повесил. Подумаешь, ценность какая! --Это мне мама прислала из экспедиции. На память, - грустно сказал мальчик. --На память,--передразнил парень. —Хочешь я тебе петуха обдеру… на память? Мужчиной нужно быть, а не маменьким сынком. Стыдно.
Приложение 3
«Разделенная радость» У маленькой Кати большая радость – поправился ее папа. Больше года он болел, в больнице лежал, три операции перенес. Мама и Катя горевали. Не раз, бывало, проснется ночью Катя и слышит: мама тихо плачет. А сегодня отец уже на работе. Здоровый и бодрый. Встретила девочка во дворе двух своих одноклассников, Петю и Гришу, и поделилась радостью: --Наш папа выздоровел! Мальчики с удивлением посмотрели на Катю, пожали плечами и, ничего не сказав, побежали гонять мяч. Катя подошла к девочкам, игравшим в «классы». --Наш папа выздоровел,--сказала она. Одна из девочек, Нина, с удивлением спросила: --Ну и что же? Катя почувствовала, как к горлу подкатился тяжелый комок, дышать ей стало трудно. Она отошла к одинокому тополю и заплакала. --Почему ты плачешь, Катя?—услышала она голос Кости, молчаливого мальчика. Катя подняла голову и, всхлипывая, ответила: --Наш папа выздоровел… --Как хорошо!— обрадовался Костя.— Возле нашего дома много цветов. Пойдем, сорвем самый красивый цветок и отнесем твоему папе».
Приложение 4 «Подарок» Девочки одного 7го класса поздравляли мальчиков с Днем Защитника Отечества. Поздравляли и Колю и подарили ему игрушечный танк. Коля посмотрел на подарок и засмеялся: «Ерундистика!» — и выбросил танк в окошко. Учительница вызвала Колю и долго объясняла, что он был неправ. Но Коля ничего не понял. Прошел год. Опять наступил День Защитника Отечества. И опять девочки дарили мальчикам подарки… Приложение 5 концовка этой ситуации: Коля получил огромную коробку, в ней лежала коробка поменьше, в ней еще поменьше, а в самой маленькой коробке вместо подарка оказалась записка: «Вспомни прошлый год». И Коля, который учился уже в восьмом классе, заплакал от обиды.
************
Педагогическая мастерская «Ласточка» (для учащихся начальной школы) Методический комментарий. Использование произведений художественной литературы в процессе нравственного воспитания детей младшего школьного возраста в технологии мастерской помогает лучше осознать свои и чужие поступки, позволяя учащимся самостоятельно формировать нравственную оценку и самооценку. Только для этого нужен высоконравственный, яркий, эмоциональный текст, рождающий ответное чувство у читателя. В данной мастерской использован отрывок из рассказа В. П. Астафьева «Ода русскому огороду», где от камня, брошенного мальчиком, погибает белогрудая ласточка (напечатан в учебнике по чтению М. В. Головановой, В. Г. Горецкого, О. Ю. Шараповой «Наше русское слово», часть 2, стр. 124-126). Драматичны переживания мальчика, которые он испытал, держа в руках убитую им ласточку, и закономерна его «вызревшая» мысль: «Я никогда, никого не буду больше убивать!» Теперь надо создать условия для «вызревания мысли» из чувств детям и помочь им в прощении. Обратим внимание на то, что выделено курсивом – последуем за скрытыми идеями. Мальчик держал ласточку в руках – значит, в мастерской дети должны держать в руках контур ласточки! Вызревшая мысль – значит, надо дать время для вызревания мысли, читать рассказ частями, работая над словами. Рассказ о переживаниях – значит, надо обратиться к чувствам участников мастерской. Благодаря направляющим заданиям (определение главной мысли отрывка; определение чувств; «взвешивание» на весах чувств мальчика; действия с контуром ласточки; задания на прогнозирование и т. д.) дети смогут простить мальчика. Сыстерова Г.Ю., Белова Н.И.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|