Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Технологическая карта мастерской

«Совесть»

Цель: создать условия для

-освоения нравственно-ценностной категории «совесть»;

-осознанного знакомства с рассказами А.Гайдара «Совесть» и М.Е. Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть»;

-актуализации и осознания личностного опыта.

Расположение учащихся: сначала фронтально, затем группами.

Алгоритм

1. Индукция. Индивидуально:

- Представьте, что в один прекрасный день вы проснулись и почувствовали, как вместе с вами проснулась совесть. Вы вышли из дому и обнаружили, что совесть проснулась у всех детей и взрослых …

- Опишите картину наступившего дня на маленьком листочке.

2. Организация групп. Социализация в группе – обмен идеями.

3. Межгрупповая социализация картин дня.

4. - Прослушайте рассказ.

Рассказ А.Гайдара «Совесть» читает учитель до слов: «Вернулась Нина, села и заплакала. Нет! Не жалко ей было украденного завтрака. Но слишком хорошо пели над ее головой веселые птицы…» Название рассказа здесь не сообщается.

Задание в группе: -Напишите окончание рассказа. 5. Социализация. -Познакомьте всех со своей версией концовки рассказа.6. Дедукция. Предъявляется авторский вариант рассказа (объявляется автор и название рассказа).7. - Представьте такую картину (учитель читает следующий текст): Совесть лежала на дороге под ногами пешеходов. И Бог знает, долго ли бы она пролежала таким образом, если бы ее не поднял... Задание: - Предположите, кто бы мог ее поднять, и что будет происходить в его внутреннем мире.

8. Фронтальная социализация с записью на доске.

9. Задание в группе:

- Выстройте порядок чувств, который пережил человек, нашедший пропавшую совесть, - по рассказу М.Е. Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть». Каждому участнику мастерской предъявляется сокращенный текст отрывка из рассказа или демонстрируется слайд-текст. (см. Приложение к шагу 9).

10. Социализация с записью на доске

11. Задание в группе:

- Решите, вступают ли в противоречие с пословицей

«В ком совесть живет, тот свободу познает»

слова писателя М.Е. Салтыкова-Щедрина:

· «...Есть на свете горесть, лютейшая всех горестей, - это горесть внезапно обретенной совести»

· «... Процесс самоосуждения, которому человек добровольно подвергает себя, бьет его несравненно больнее и строже, нежели самый строгий людской суд»

(см. карточку в Приложении к шагу 11).

12. Межгрупповая социализация.

13. Индивидуально:

- Добавьте к народной мудрости свою 15-ю строчку и запишите ее на отдельном листочке.

Выдаются листочки для записи и карточки с пословицами (см. Приложение к шагу 13).

14.Афиширование. Участники молча вывешивают свои работы, ходят, читают.

15. Чтение учителем рассказа М.Е. Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» (1869г.).

16. Задание в группе:

-Исключите из предложенной карточки «лишние» глаголы, опираясь на свои чувства и мысли и определения понятия «Совесть».

Выдаются карточки или демонстрируется слайд (см. Приложение к шагу 16).

17. Межгрупповая социализация.

Возможные варианты ответов записываются на доске.

18. Рефлексия.

· Я понял, что

 -с совестью жить …

 -ответственность за «отодвинутую» совесть…

· Я на этом занятии пережил следующий спектр чувств: …

· Мне сегодня помогало в работе то, что…

· Я задумался о …

Приложения

Приложение к шагам 4 и 6.

Аркадий Гайдар. Совесть. Маленький рассказ.

Нина Карнаухова не приготовила урока по алгебре и решила не идти в школу.

Но, чтобы знакомые случайно не увидели, как она во время рабочего дня болтается с книгами по городу, Нина украдкой прошла в рощу.

Положив пакет с завтраком и связку книг под куст, она побежала догонять красивую бабочку и наткнулась на малыша, который смотрел на нее добрыми, доверчивыми глазами.

А так как в руке он сжимал букварь с заложенной в него тетрадкой, то Нина смекнула, в чем дело, и решила над ним подшутить.

- Несчастный прогульщик! - строго сказала она. - И это с таких юных лет ты уже обманываешь родителей и школу?

- Нет! - удивленно ответил малыш. - Я просто шел на урок. Но тут в лесу ходит большая собака. Она залаяла, и я заблудился.

Нина нахмурилась. Но этот малыш был такой смешной и добродушный, что ей пришлось взять его за руку и повести через рощу. А связка Нининых книг и завтрак так и остались лежать под кустом, потому что поднять их перед малышом теперь было бы стыдно.

Вышмыгнула из-за ветвей собака, книг не тронула, а завтрак съела.

Вернулась Нина, села и заплакала. Нет! Не жалко ей было украденного завтрака. Но слишком хорошо пели над ее головой веселые птицы. И очень тяжело было на ее сердце, которое грызла беспощадная совесть.

Впервые опубликован в журнале "Мурзилка", 1946, N 8-9.

Приложение к шагу 9.

И вдруг он почувствовал, что его пронизала словно электрическая струя какая-то. Мутными глазами начал он озираться кругом и совершенно явственно ощутил, что голова его освобождается от винных паров и что к нему постепенно возвращается то горькое сознание действительности, на избавление от которого были потрачены лучшие силы его существа. Сначала он почувствовал только страх, тот тупой страх, который повергает человека в беспокойство от одного предчувствия какой-то грозящей опасности; потом всполошилась память, заговорило воображение. Память без пощады извлекала из тьмы постыдного прошлого все подробности насилий, измен, сердечной вялости и неправд; воображение облекало эти подробности в живые формы. Затем, сам собой, проснулся суд...

Все его прошлое кажется ему сплошным безобразным преступлением. Он не анализирует, не спрашивает, не соображает; он подавлен вставшею перед ним картиною его нравственного падения. Льются рекой покаянные слезы. «Не могу... несносно!» — кричит он. Находка разрывает на части его бедное сердце…

 

Приложение к шагу 11.

Пословица «В ком совесть живет, тот свободу познает».

Высказывания писателя М.Е. Салтыкова-Щедрина:

· «...Есть на свете горесть, лютейшая всех горестей, - это горесть внезапно обретенной совести»

· «... Процесс самоосуждения, которому человек добровольно подвергает себя, бьет его несравненно больнее и строже, нежели самый строгий людской суд»

 

Приложение к шагу 13.

Народная мудрость гласит:

— От человека утаишь, от совести не спрячешь.

— У кого совесть чиста, у того подушка под головой не вертится.

— Беззуба совесть, а с костьми сгложет.

— Пусть рожа кривая, зато совесть прямая.

— Добрая совесть – глас (голос) Божий.

— Как ни мудри, а совести не перемудришь.

— С совестью не разминешься (не разойдешься): она не сосед – ее не обойдешь.

— Богатством совести на купишь, а свою погубишь.

— Что того и совестить, у кого совести нет.

— У кого совесть большая, у того душа золотая.

— В ком совесть живет, тот свободу познает.

— Совесть с ложью не уживается.

— Совесть продашь и себя потеряешь.

— Совесть мучит, да уму учит.

 

Приложение к шагу 16.

Глаголы

 

Действия совести Будит, беспокоит, спит, просыпается, тревожит, говорит, кричит, съедает, молчит, томит, мучает, грызет, убивает…   Наши действия  Прислушиваемся, усыпляем, соглашаемся Страдаем, спорим, сердимся, мучаемся, переживаем…  

Определения понятия «Совесть»:

·  «Внутреннее сознание добра и зла, тайник души, в котором открывается одобрение или осуждение каждого поступка. Чувство, отвращающее от лжи и зла» (В.И.Даль)

· «Это сила, которая пробуждает в человеке чувство ответственности за все, что происходит вокруг» (Ф.М.Достоевский)

 

Приложение к шагу 15.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...