Технологическая карта мастерской
«Совесть» Цель: создать условия для -освоения нравственно-ценностной категории «совесть»; -осознанного знакомства с рассказами А.Гайдара «Совесть» и М.Е. Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть»; -актуализации и осознания личностного опыта. Расположение учащихся: сначала фронтально, затем группами. Алгоритм 1. Индукция. Индивидуально: - Представьте, что в один прекрасный день вы проснулись и почувствовали, как вместе с вами проснулась совесть. Вы вышли из дому и обнаружили, что совесть проснулась у всех детей и взрослых … - Опишите картину наступившего дня на маленьком листочке. 2. Организация групп. Социализация в группе – обмен идеями. 3. Межгрупповая социализация картин дня. 4. - Прослушайте рассказ. Рассказ А.Гайдара «Совесть» читает учитель до слов: «Вернулась Нина, села и заплакала. Нет! Не жалко ей было украденного завтрака. Но слишком хорошо пели над ее головой веселые птицы…» Название рассказа здесь не сообщается. Задание в группе: -Напишите окончание рассказа. 5. Социализация. -Познакомьте всех со своей версией концовки рассказа.6. Дедукция. Предъявляется авторский вариант рассказа (объявляется автор и название рассказа).7. - Представьте такую картину (учитель читает следующий текст): Совесть лежала на дороге под ногами пешеходов. И Бог знает, долго ли бы она пролежала таким образом, если бы ее не поднял... Задание: - Предположите, кто бы мог ее поднять, и что будет происходить в его внутреннем мире.8. Фронтальная социализация с записью на доске. 9. Задание в группе: - Выстройте порядок чувств, который пережил человек, нашедший пропавшую совесть, - по рассказу М.Е. Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть». Каждому участнику мастерской предъявляется сокращенный текст отрывка из рассказа или демонстрируется слайд-текст. (см. Приложение к шагу 9).
10. Социализация с записью на доске 11. Задание в группе: - Решите, вступают ли в противоречие с пословицей «В ком совесть живет, тот свободу познает» слова писателя М.Е. Салтыкова-Щедрина: · «...Есть на свете горесть, лютейшая всех горестей, - это горесть внезапно обретенной совести» · «... Процесс самоосуждения, которому человек добровольно подвергает себя, бьет его несравненно больнее и строже, нежели самый строгий людской суд» (см. карточку в Приложении к шагу 11). 12. Межгрупповая социализация. 13. Индивидуально: - Добавьте к народной мудрости свою 15-ю строчку и запишите ее на отдельном листочке. Выдаются листочки для записи и карточки с пословицами (см. Приложение к шагу 13). 14.Афиширование. Участники молча вывешивают свои работы, ходят, читают. 15. Чтение учителем рассказа М.Е. Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» (1869г.). 16. Задание в группе: -Исключите из предложенной карточки «лишние» глаголы, опираясь на свои чувства и мысли и определения понятия «Совесть». Выдаются карточки или демонстрируется слайд (см. Приложение к шагу 16). 17. Межгрупповая социализация. Возможные варианты ответов записываются на доске. 18. Рефлексия. · Я понял, что -с совестью жить … -ответственность за «отодвинутую» совесть… · Я на этом занятии пережил следующий спектр чувств: … · Мне сегодня помогало в работе то, что… · Я задумался о … Приложения Приложение к шагам 4 и 6. Аркадий Гайдар. Совесть. Маленький рассказ. Нина Карнаухова не приготовила урока по алгебре и решила не идти в школу. Но, чтобы знакомые случайно не увидели, как она во время рабочего дня болтается с книгами по городу, Нина украдкой прошла в рощу. Положив пакет с завтраком и связку книг под куст, она побежала догонять красивую бабочку и наткнулась на малыша, который смотрел на нее добрыми, доверчивыми глазами.
А так как в руке он сжимал букварь с заложенной в него тетрадкой, то Нина смекнула, в чем дело, и решила над ним подшутить. - Несчастный прогульщик! - строго сказала она. - И это с таких юных лет ты уже обманываешь родителей и школу? - Нет! - удивленно ответил малыш. - Я просто шел на урок. Но тут в лесу ходит большая собака. Она залаяла, и я заблудился. Нина нахмурилась. Но этот малыш был такой смешной и добродушный, что ей пришлось взять его за руку и повести через рощу. А связка Нининых книг и завтрак так и остались лежать под кустом, потому что поднять их перед малышом теперь было бы стыдно. Вышмыгнула из-за ветвей собака, книг не тронула, а завтрак съела. Вернулась Нина, села и заплакала. Нет! Не жалко ей было украденного завтрака. Но слишком хорошо пели над ее головой веселые птицы. И очень тяжело было на ее сердце, которое грызла беспощадная совесть. Впервые опубликован в журнале "Мурзилка", 1946, N 8-9. Приложение к шагу 9. И вдруг он почувствовал, что его пронизала словно электрическая струя какая-то. Мутными глазами начал он озираться кругом и совершенно явственно ощутил, что голова его освобождается от винных паров и что к нему постепенно возвращается то горькое сознание действительности, на избавление от которого были потрачены лучшие силы его существа. Сначала он почувствовал только страх, тот тупой страх, который повергает человека в беспокойство от одного предчувствия какой-то грозящей опасности; потом всполошилась память, заговорило воображение. Память без пощады извлекала из тьмы постыдного прошлого все подробности насилий, измен, сердечной вялости и неправд; воображение облекало эти подробности в живые формы. Затем, сам собой, проснулся суд... Все его прошлое кажется ему сплошным безобразным преступлением. Он не анализирует, не спрашивает, не соображает; он подавлен вставшею перед ним картиною его нравственного падения. Льются рекой покаянные слезы. «Не могу... несносно!» — кричит он. Находка разрывает на части его бедное сердце…
Приложение к шагу 11. Пословица «В ком совесть живет, тот свободу познает». Высказывания писателя М.Е. Салтыкова-Щедрина:
· «...Есть на свете горесть, лютейшая всех горестей, - это горесть внезапно обретенной совести» · «... Процесс самоосуждения, которому человек добровольно подвергает себя, бьет его несравненно больнее и строже, нежели самый строгий людской суд»
Приложение к шагу 13. Народная мудрость гласит: От человека утаишь, от совести не спрячешь. У кого совесть чиста, у того подушка под головой не вертится. Беззуба совесть, а с костьми сгложет. Пусть рожа кривая, зато совесть прямая. Добрая совесть – глас (голос) Божий. Как ни мудри, а совести не перемудришь. С совестью не разминешься (не разойдешься): она не сосед – ее не обойдешь. Богатством совести на купишь, а свою погубишь. Что того и совестить, у кого совести нет. У кого совесть большая, у того душа золотая. В ком совесть живет, тот свободу познает. Совесть с ложью не уживается. Совесть продашь и себя потеряешь. Совесть мучит, да уму учит.
Приложение к шагу 16. Глаголы
Определения понятия «Совесть»: · «Внутреннее сознание добра и зла, тайник души, в котором открывается одобрение или осуждение каждого поступка. Чувство, отвращающее от лжи и зла» (В.И.Даль) · «Это сила, которая пробуждает в человеке чувство ответственности за все, что происходит вокруг» (Ф.М.Достоевский)
Приложение к шагу 15.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|