Выдана первая часть (см. Приложение к шагу 3).
Предположите в группе, что произошло дальше? Дети обсуждают в группе, высказывают свои мнения, предлагают разные варианты реакции мамы на это событие. Выступления от групп. Прочитайте вторую часть рассказа (см.Приложение к шагу 5). Сделайте в группе предположение, что произошло дальше? Выступления от групп. 7. Прочитайте третью часть рассказа (см. Приложение к шагу 7). Сделайте в группе прогноз, что ответил дед? Выступления от групп. 9. Физминутка. 10. Прочитайте четвертую часть рассказа (см. Приложение 4). Закончите ее. Индивидуально - запишите на листочках, какое чувство мог испытывать Котька (предполагается - радостно). 11. Поделитесь со всеми. Учитель записывает слова на доске справа. 12. В группе:найдите причину появления этих чувств 13. Дети высказывают свои мнения (предполагается, что среди слов появится слово «совесть», если нет, учитель говорит, что такие чувства испытывает человек С ЧИСТОЙ СОВЕСТЬЮ. Котькино чувство совести связано с радостью: он переборол свои страхи, сам ответил за свой поступок и в результате этого получил чувство радости.) Учитель слово «совесть» пишет над словами, обозначающими эти чувства. 14.Со словом «совесть» связано еще одно выражение: «муки совести». Объясните, пожалуйста, как вы понимаете смысл выражения «муки совести»… 15. Озвучивание мнений. 16. В группе: определите, в чем разница в словах «стыд» и «совесть» Попробуйте дать определения. Дети высказывают свои мнения. 17. Озвучивание мнений. 18. Учитель дает определение этих понятий и вывешивает на доске плакатики с краткой записью или тексты на экране. Учитель уточняет, если необходимо, смысл некоторых понятий:
Учитель: Со словом «стыд» все понятно: нам всегда стыдно перед другими. А вот почему нам бывает совестно, даже если никто не знает нашего проступка? Посмотрите на слово «СО-ВЕСТЬ». Что обозначает частица СО? Что такое сотворчество, содружество, сотрудничество? СО – подразумевает кого-то Другого, может быть Бога? Или человечество? Значит, нам совестно перед тем, кто внутри нас, это он несет нам весть о нашем поступке! 19. Герой рассказаКотька украл огурцы и тем самым нарушил заповедь «Не укради». Решите в группе, достоин ли он уважения (предполагается, что высказывания детей будут в пользу Котьки). 20. Озвучивание мнений. 21. Обсудите в группе, что такое «достоинство человека». 22. Озвучивание мнений. 23. Учитель дает определение этого понятия и вывешивает на доске или предъявляет на медиа-экране: Достоинство – чувство самоуважения, ощущения собственной значимости, соответствия человеческому предназначению. 24. Решите в группе, что двигало остальными героями – Павликом, мамой, дедом – стыд или совесть. 25. Озвучивание мнений. 26. Рефлексия. Сегодня мы размышляли над очень сложными понятиями: «стыд», «совесть», «достоинство человека». Разговор получился содержательный, интересный, но остались вопросы, на которые хочется получить ответы. Но этим вопросам мы посвятим следующее занятие. А сейчас возьмите листочки и продолжите начатое высказывание, вспоминая этапы нашей мастерской. Для меня на этой мастерской – ● самое важное … ● самое неожиданное … Я понял, что… Я задумался… 27.Завершение. Вопросы для размышления: - К какому возрасту, по-вашему, прорастает чувство совести? - Где находится совесть? - Где находится стыд? Спасибо, ребята, за содержательную и интересную работу. Приложения Приложение к шагу 3. Первая часть текста рассказа «Огурцы» Один раз Павлик взял с собой Котьку на реку ловить рыбу. Но в этот день им не повезло: рыба совсем не клевала. Зато когда шли обратно, они забрались в колхозный огород и набрали полные карманы огурцов. Колхозный сторож заметил их и засвистел в свисток. Они от него бежать. По дороге домой Павлик подумал, как бы ему дома не досталось за то, что он лазит по чужим огородам. И он отдал свои огурцы Котьке.
Котька пришел домой радостный: - Мама, я тебе огурцов принес! Мама посмотрела, а у него полные карманы огурцов, и за пазухой огурцы лежат, и в руках еще два больших огурца. - Где ты их взял? - говорит мама. - На огороде. - На каком огороде? - Там, у реки, на колхозном. - Кто ж тебе позволил? - Никто, я сам нарвал. - Значит, украл? - Нет, не украл, а так просто... Павлик брал, а мне нельзя, что ли? Ну, и я взял. Котька начал вынимать огурцы из карманов. Приложение к шагу 5. Вторая часть текста - Постой, постой! Не выгружай! - говорит мама, - Почему? - Сейчас же неси их обратно! - Куда ж я их понесу? Они на грядке росли, а я сорвал. Все равно они теперь уже расти не будут. - Ничего, отнесешь и положишь на той же грядке, где сорвал. - Ну, я их выброшу. - Нет, не выбросишь! Ты их не садил, не растил, не имеешь права и выбрасывать. Котька стал плакать: - Там сторож. Он нам свистел, а мы убежали. - Вот видишь, что делаете! А если б он поймал вас? - Он не догнал бы. Он уже старенький дедушка. - Ну как тебе не стыдно! - говорит мама. - Ведь дедушка за эти огурцы отвечает. Узнают, что огурцы пропали, скажут, что дедушка виноват. Хорошо будет? Мама стала совать огурцы обратно Котьке в карман. Котька плакал и кричал: - Не пойду я! У дедушки ружье. Он выстрелит и убьет меня. - И пусть убьет! Пусть лучше у меня совсем не будет сына, чем будет сын вор. - Ну, пойдем со мной, мамочка! На дворе темно. Я боюсь. - А брать не боялся? Мама дала Котьке в руки два огурца, которые не поместились в карманах, и вывела его за дверь. - Или неси огурцы, или совсем уходи из дому, ты мне не сын! Котька повернулся и медленно-медленно пошел по улице. Уже было совсем темно. Приложение к шагу 7. Третья часть текста "Брошу их тут, в канаву, а скажу, что отнес, - решил Котька и стал оглядываться вокруг. - Нет, отнесу: еще кто-нибудь увидит и дедушке из-за меня попадет".
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|