Педагогическая мастерская «Юшка»
(по одноименному рассказу А.Платонова) Методический комментарий. Кроме рассказа А.Платонова в мастерской использованы цитаты из труда схиархимандрита Иоанна (Маслова) «Симфония по творениям святителя Тихона Задонского» (сборник «Духовно-нравственное воспитание в системе образования Российской Федерации» М.,2002). Авторы исходили из того, что «художественный текст в сопоставлении с другим текстом начинает играть новыми неожиданными гранями смысла, восприниматься глубже, чем раньше» (из педагогической рефлексии). По выражению Ю.М. Лотмана, «попадая в разные системы связей, один и тот же текст становится не равным самому себе» («Анализ поэтического текста». Просвещение. Л., 1972). Такая работа оправдана необходимостью развития самостоятельности учащихся. Авторами также предлагались в качестве эпиграфа на доске замечательные высказывания Ю. Рюрикова о любви. Это неверно, т. к. любой эпиграф сам по себе, появляясь в самом начале занятия, является индуктивным, но индукция должна быть конгруэнтна содержанию и характеру изучаемого произведения. Готовые правильные фразы о любви в начале работы развернут мышление учащихся в «рекомендованное» автором цитат направление, не оставляя выбора. В данной мастерской на первое, а, значит, индукционное место должен быть выдвинут текст «Юшки» А.Платонова и размышления о любви самих участников в связи с этим текстом, т. е. должен быть организован диалог между ними. Об этом пишут в педагогической рефлексии и авторы мастерской: «Восприятие и осмысление художественного текста подвигает человека к интеллектуальному и нравственному пробуждению, процесс осмысления художественного произведения – это диалог писателя и читателя, это сотворчество. Для того чтобы оно состоялось, требуется от читателя и культурная, и интеллектуальная, и нравственная готовность».
Мастерская создает для этого необходимые условия. Логвина И., Файман И., Орлова О. Педагогическая мастерская «Юшка» Расположение учащихся: 5 групп. Алгоритм Перед началом работы учащимся дается памятка: в мастерской все участники равны мастерская предполагает свободу действий при выполнении задания мастерская отдает предпочтение диалогу, а не спору все участники группы должны видеть лица друг друга ценно мнение каждого участника, принято выслушивать высказывания всех, никто не демонстрирует своего неудовольствия замечания высказываются в корректной форме, доброжелательным тоном оценка заменяется самооценкой и самокоррекцией 1. Индукция. В качестве индуктора предлагаем слово «любовь». Каждый участник мастерской напишет свои ассоциации, связанные с этим словом, то есть сосредоточится на том, что является личностно значимым именно для него. Ассоциации можно выразить словом, словосочетанием, цитатой, устойчивым выражением. 2. Фронтальная социализация. Все слова - ассоциации выписываются на доску. Каждый участник в это время дополняет свой ассоциативный ряд теми словами, которые показались ему особенно привлекательными. Примеры предложенных слов – ассоциаций: 7 класс: цветы, девочка, мальчик, стихи, серенады, секс, дружба, мама, любимчик, свадьба, семья, забота, жалость, нежность, подарки, свидание, поцелуй, дискотека, идти вместе домой, помощь, ласка, интерес, тепло, детство, взрослая жизнь, слезы, обида, ссора, непонимание, радость, счастье,дом, дети, теплота, рыцарь, дама сердца, серенада, стихотворение, роман, кино. 11-12 классы: светлое чувство, доброта, доверие, верность, уважение, возвышенная трагедия, тепло восходит в душе, ответственность, восхищение, собеседник, красота, ненависть, искренность, злоба, страдание, печаль, грусть, улыбка, желание быть вместе, душевная теплота, признание, страсть, воздух, ревность, без нее нет жизни, разочарование, переживание, соперничество, терпение, уважение, желание, дар свыше, прекрасный цветок, сила, смысл жизни, отношения, гнев, рок, судьба, весна,жертва, роковая встреча, свет, чудо, радость, боль, слабость, сама жизнь, близость, мгновение, поэзия, озарение, тайна, рана, лучик света.
3. Индивидуально. Каждый создает свой текст (5 мин) на тему «Что такое настоящая любовь?» (объем в данной работе не имеет существенного значения). 4. Групповая социализация. Обсуждение(5 мин.) и выбор варианта для презентации. 5. Межгрупповая социализация. Презентация текстов. Во время прослушивания следует отмечать своеобразие, достоинства и находки других. Примеры фрагментов текстов: 7 класс: Настоящая любовь - это как бы большая дружба. Надо любить и уважать друг друга, но совсем не так, как родственников.(Р.Н. 7кл.) Нельзя любить и одновременно поступать подло, оскорблять, подкалывать. Если любишь, надо уметь прощать.(Г. К. 7 кл.) Настоящая любовь не несет зла. Если любишь, не делай человеку больно, не разбивай сердца, а главное – не лги. Нельзя ранить любимого. Просто надо любить, а если не любишь, то и не подавай надежды.(Н. Алексеева 7 кл.) Каждый знает о безответной любви. Ты ее любишь, страдаешь, а ей все равно. Она и внимания на тебя не обращает. Шлешь ей записки, придумываешь стихи, а она в твою сторону и не смотрит. Потом набираешься смелости и говоришь ей о своем чувстве. Она пожала плечами и ушла. Сначала обидно. Потом привыкаешь и понимаешь..., что повзрослел. (Р.Л. 7 кл.) 11-12 классы: Настоящая любовь- это луч в темном царстве, пробившийся сквозь темную тучу, согревший душу теплом. Он может не только согревать, но и превратить жизнь в бурю с грозой.(11кл.) Любовь- важная составляющая часть нашей жизни.Ее невозможно забыть.Это сила и страсть. Но это и уважение, и взаимопонимание.Она приносит с собой восхищение, когда человек любит, весь мир кажется ему прекрасным. Это неземное чувство.(11 кл.)
С чем любовь может быть схожа? С биением сердца в груди, С улыбкой младенца, быть может, Её неожиданно жди. Приход ее незаметен, Как трепетный солнца луч, Который своим появленьем Изменит засилие туч. (11кл. Ю.Петрова) Никто не может дать точного определения любви. И я не могу.Она- творец всего доброго, возвышенного, сильного, теплого и светлого.Но сегодня, по- моему, разучились любить. Вокруг злоба и ненависть Любят по-настоящему сегодня только деньги.(М. П.12 кл.) Любовь- неуловимое чувство блаженства, которое может внезапно настигнуть тебя и так же внезапно уйти. Она разная: трагичная, гордая,непонятная. а иногда жестокая. Но настоящая, самая-самая заветная, по-моему, всегда скромна и тиха.(В.Ч. 12. кл.) (Как показывает опыт, тексты семиклассников носят более свободный, нестандартный характер, в текстах старшеклассников чаще встречаются штампы, что убеждает нас в необходимости проводить мастерские, развивающие творческие способности, уже в младшем школьном звене.) Работа с текстом. а) Чтение учителем рассказа А.Платонова «Юшка» б) Каждая группа получает задание - составить внутренний монолог Юшки, девушки-врача, кузнеца, Даши, убийцы Юшки (по жребию). Необходимо заглянуть в душу каждого персонажа, мотивы его поступков, внутренние колебания, постараться передать особенности мыслей, речи персонажа. Здесь возможен элемент игры, импровизации. Если подобная работа никогда ранее не проводилась, участникам предлагаются варианты зачинов, которые можно изменить. Последовательность, в которой будут выступать участники мастерской, нам представляется очень важной: Юшка, девушка-врач, кузнец,Даша, убийца Юшки. Предлагаемые зачины (могут быть изменены): Юшка: Сколько лет на свете живу, а все радуюсь тому, как Божий мир устроен. Сколько любви во всем, надо только увидеть и своей любви не скрывать… Девушка-врач: Найдется ли ещё на земле человек такой душевной доброты? Милый Ефим Дмитриевич, вот и нет тебя больше, что стало бы со мной, если бы не щедрость твоего сердца? Кузнец: Да, вот жизнь, полвека с Дмитричем старились вместе, а теперь вот… Тихий он такой был, неприметный, чахоткой мучился…
Даша: Жалела я Юшку, чудной он был, все о любви какой-то людской говорил, какая любовь-то, когда побои одни да злоба. Убийца Юшки: Тоска смертная смотреть на этого юрода, чучело, еще и разговаривает, ну, треснул я его по роже… Из работ учащихся: Юшка: Что же вы смотрите на меня так не по-доброму? Чем виноват я перед вами? Я люблю всех. А вы и детей своих настраиваете против меня. Зачем? Я ведь нужен вам. И вы мне нужны.Открыть надо сердце и любить всех, люди-то для любви живут(7 кл.) Эх, не таю я злобы на вас, не серчаю. Ведь в людях сердце слепое бывает, черствое. Живете на свете и сами не знаете, как любить, что для любви делать? Вот ведь и улицей мне ходить не велите, а ведь я такой же, как и все. Я жить родителями поставлен. Родился и живу, радуюсь на мир божий. Все есть любовь. Ее на всех хватит, не бойтесь только говорить об этом, не скрывайте, не хороните свою любовь…(11кл.) Люди для любви на свете живут. Сами и не знают, как жизнь любят и людей, как нужны все друг другу.Ругаются на меня,дерутся, а жить без меня не могут – злобу-то свою домой не хотят нести. А и пусть, я-то привычный, потерплю, коли Богу так угодно. Каждому крест дается по силам его. Мне бы только девчонку свою на ноги поставить да выучить. Славная она, добрая, ждет меня, радуется, когда ей гостинцев принесу. Хорошо Божий мир устроен, живу и радуюсь: в нем все любовь.(12- кл.) Девушка-врач: Милый мой Юшка, Ефим Дмитриевич, спасибо тебе за все. Что бы делала я без тебя? Как бы жила сиротой? В детском доме, наверное. А ты заботился обо мне, кормил меня, одевал, за ученье мое платил. Здоровье свое подорвал, а меня не бросил. Вот приехала, а тебя уж и в живых нет. Как отблагодарить Тебя? Останусь в твоем городе, буду людей лечить да к тебе на могилу ходить.(7- кл.) Ты для меня самый дорогой человек. Пусть ты ушел, никогда не поверю, что навсегда… Когда-нибудь встретимся, и я скажу тебе слова благодарности. Часто думаю, как ты жил? Трудно, голодно, куска хлеба лишнего не ел, для меня берег. Жалел ты меня, любил. Помню, твои глаза, когда ты подобрал меня на вокзале: чистые, ясные … Ни у кого такой добротой глаза не светились, как у тебя. И здоровье свое загубил, а ведь даже не жаловался никогда…(11- кл.) Может быть, люди и вправду любили его. Даша говорит, он в это верил. Необыкновенный человек. Такой сильный, как жил он все эти годы? Я жалела его, но даже не представлял, как трудно ему среди людей было. Да и что я понимала тогда? Глупый, умирающий с голоду ребенок. Никто не умеет так. Он все отдал мне, так хотелось ему меня порадовать, выучить меня, в люди вывести. Сколько радости было в его приездах, как я ждала эти белые кусочки сахару. Разве знала я тогда, какой ценой, каким трудом добывал он для меня эти радости, которые дарил мне с необыкновенной легкостью… И вот теперь нет его больше..(12- кл.)
Кузнец: Жил он рядом со мной долго. Странный человек. Смеялись все над ним, дурачком считали. А он хороший работник. Честно работал у меня много лет. Дочка моя его спасала от побоев, лечила его. А он заболел и умер(7-с кл). Хороший мужик был Дмитрич. Терпеливый. Про дочь приемную не говорил, а ведь сколько лет со мной работал. А вон девчонку какую честную вырастил, ухаживает за чахоточными и денег не берет. Жалеет их. А он чудной был, … мухи не обидит.(11кл.) Да, вот как жизнь складывается, полвека с Дмитричем жили да старились вместе, а теперь вот и нет его. Очень он странный был, скромный что ли? Тихий, неприметный. Будто и нет его вовсе и не было, люди вот теперь злее стали, не на ком теперь злость свою вымещать. Вот намаялся он от своей чахотки, а даже и не жаловался никогда, до последнего на работу ходил. Да, вот жизнь…(12-кл.) И зачем только он на свете живет? Все его бьют, издеваются, то ухо разорвут, то нос разобьют, а он хоть бы рассердился, тюфяк какой-то. А мне его жалко, не любит его никто. Все обижают(7-с кл.) Даша: Я ничего о нем не знала раньше, думала, что он ненормальный, даже смерти ему желала, чтоб не мучался. Били его много, сильно. Даже до дому не доходил сам. Помогу ему, отмою, жду, что хоть огорчится на народ наш. Нет. Опять про свою любовь песню заводит. Слушать было тошно! (11-с класс) Жалела я Юшку, чудной он был, все о любви какой-то людской говорил. И доченька его хороша. Папаша приемный вкалывал, а она там в Москве сахар кушала, чтобы он здесь спину гнул и света белого не видел. Какая уж тут любовь? Побои да злоба, а дочка – то только и приехала, потому что денег он ей не привез. Вот и вся.(12-с кл.) Убийца Юшки: Иду я по городу, скукота… противно все, погода плохая, смотрю дурачок идет, еще и разговаривает, меня с собой сравнивает. Взяла меня злость, я его и ударил, а он упал и лежит. Ну и пусть.(7-с кл.) Эх и денек выдался, зарплату раньше дали, сходили с мужиками по рюмочке пропустить, теперь опять жена - дура орать будет: “Где деньги?”. А где надо. Буду я у нее спрашивать. Ого, кто это идет, неужто юрод наш? Может, хоть с ним по душам поговорю. Что? Не нравится ему, как я сказал? А что я сказал? Урод – он и есть урод! Смотри-ка он еще мне и перечить будет! Дам по морде – и разговор короткий! Упал? Не впервой, пусть полежит (сцена убийства была инсценирована учеником 11 класса). Кто это там идет? Юшка? Сейчас хоть тоску разгоню, скука страшная, слова сказать не с кем. Что это мужик разве? Чучело какое-то! “ Хоть бы ты сдох”,- говорю. А он мне: “Я жить с тобой наравне поставлен.” Ну, сказал, сравнил … эх и разобрало меня, с кем тягается, уродина! Ну и треснул я его по роже. Может, убил? А кому его жаль-то будет? Вот пусть и лежит, вдруг кто подберет?(12-с кл.) 7. Работа с информацией. Цитаты из«Симфонии по творениям святителя Тихона Задонского» сгруппированы в пять карточек. - Каждая группа берет одну карточку, обсуждает фразы, объясняет и комментирует их. №1. “ Блага материальные даются на нужды и дела благотворения, а не на прихоти и роскошь” “ Благочестие – признак духовно живущего человека ” “ Благодать зажигает в сердце любовь” “ Злоба рождается от зависти или обиды” “ Злоба замышляет вред сделать различными способами “ От зла рождается зло” “ По примеру Христа кротко обходиться с обидчиками”
№2 “ Злоба есть утвердившийся гнев” “ Творящий зло убегает от света ” “ Гнев гневом гасится, а кротость и сви репых смягчает” “ Признак смирения – терпеть все без ропота” “ Злобный мучится от своей страсти” “ Злоба происходит из самолюбия” “ Любовь не раздражается и не мыслит зла”
№3 “ Первый плод любви – не творить зла” “ Второй плод любви – оказать ближнему милость в нужде ” “ Любовь к ближнему есть выражение любви к богу” “ Любовь есть дар Божий, который входит в сердце, очищенное покаянием” “ Обижающий ближнему вредит самому себе” “ Благодарность есть память благодеяний ”
№4 “ Все отношения человеческие должны быть с любовью ” “ Злоба доводит до слепоты духовной ” “ Естество человеческое требует быть милосердным” “ Сердце, согретое любовью, источает ее на всех” “ Милосердие есть свет” “ Доказательство любви – терпение в скорбях “ Смысл христианской жизни – любовью платить друг другу” “ Любовь удовлетворяется только взаимной любовью” “ Благодарность привлекает новые благодеяния” №5 “ Злоба решается на убийство” “ Без любви добра не бывает” “ Благодарность привлекает новые благодеяния” “ Любовь есть дар Божий, который входит в сердце, очищенное покаянием” “ Если бы была взаимная любовь, общество процветало бы в благополучии” “ Кто делает ближнему зло и не оказывает ему милость, тот не имеет любви” “ Образец смирения – Христос”
Презентация комментариев. 9. Участникам мастерской предлагается посмотреть тексты, созданные в начале урока и подумать, не хотят ли они что-нибудь добавить, исправить. 10. Социализация. Желающие зачитывают тексты. 11. Рефлексия. К какому открытию вы пришли сегодня? Примеры некоторых высказываний: Я себе понравилась, даже не думала, что могу так классно работать Здорово работать в группах: чувствуешь поддержку, даже не думала. что разговор о любви может состояться в такой большой аудитории Больше всего понравилось. что нет оценок, работаешь ради удовольствия Никогда не думал, что свою любовь к людям можно открыто проявлять, как Юшка, всегда казалось, что от людей надо защищаться Приятно работать в доброжелательной атмосфере Поняла, что русская любовь - всегда трагедия. 12. Домашнее задание: создание творческого продукта. Ученикам предлагается выбор: Ответить на вопрос: что я открыл для себя, прочитав рассказ А.Платонова «Юшка»? Написать микротекст на одну из тем: «Что значит настоящая любовь к человеку», «Легко ли любить человека?», «Умеем ли мы быть благодарными?», «Трагедия любви» Учащиеся могут придумать тему и форму творческой работы самостоятельно.
************
Измайлова Л. А.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|