Понятийно-категорийный аппарат логопедии
Логопедия как наука Логопедия – это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Логопедия изучает: § причины § механизмы § симптоматику нарушений речевой деятельности § течение § структуру Термин «ЛОГОПЕДИЯ» состоит из двух греческих слов: «Логос» - слово «Пайдео» - воспитываю ВОСПИТАНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ Предмет логопедии -- 1. нарушения речи 2. процесс обучения и воспитания правильной речи у лиц с речевыми расстройствами Объект изучения – человек, страдающий речевыми нарушениями. Нарушения речи изучают также представители других наук: § физиологи § невропатологи § психологи § лингвисты Каждый рассматривает их под определенным углом зрения в соответствии с целями, задачами и средствами своей науки. Логопедия относится к блоку наук специальной педагогики. Структура логопедии:
Цель логопедии v разработка научно-обоснованной системы обучения, воспитания и перевоспитания лиц с нарушениями речи v предупреждение речевых расстройств. Первое упоминание о речевых расстройствах имеется в древнегреческой культуре – папирус, относящийся к 17 в. до н.э. Считается, что этот папирус является копией еще более древнего трактата, датируемого 30 в до н.э. В нем назывались заболевания речи, ставились DS, предписывалось лечение. Наиболее полное и системное описание речевых расстройств дает в античной медицине Гиппократ. В его сочинениях описаны: · потеря голоса · потеря речи · нарушения звукопроизношения · непонятная речь · заикание Задачи логопедии 1. изучение онтогенеза речевой деятельности при различных формах речевых нарушений
2. определение распространенности, симптоматики, степени проявлений нарушений речи 3. выявление динамики спонтанного и направленного развития детей с нарушениями речевой деятельности, характер влияния речевых расстройств на формирование личности, психическое развитие 4. изучение особенностей формирования речи и речевых нарушений у детей с различными отклонениями в развитии 5. выявление этиологии, механизмов, структуры и симптоматики речевых нарушений 6. разработка методов педагогической диагностики речевых расстройств 7. систематизация речевых расстройств 8. разработка принципов, дифференцированных методов и средств устранения речевых нарушений 9. совершенствование методов профилактики речевых расстройств 10. разработка вопросов организации логопедической помощи Существуют два аспекта логопедии: -- теоретический -- практический Принципы и методы логопедии как науки Логопедия опирается на следующие основные принципы · системность · комплексность · принцип развития · взаимосвязь с другими сторонами психического развития · деятельных подход · онтогенетический принцип · принцип учета этиологии и механизмов · учет симптоматики нарушения и структуры речевого дефекта · принцип обходного пути · общедидактические принципы Рассмотрим некоторые из них: 1. Принцип системности Речь – сложная функциональная система, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии. При изучении и коррекции следует воздействовать на все компоненты этой системы. Принцип комплексности Речевые нарушения включаются в синдромы нервных и нервно-психических заболеваний (дизартрия, заикание). Устранение речевых нарушений должно носить комплексный характер (медико-психолого-педагогический) Принцип развития
Выделение в процессе логопедической помощи тех задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития. Онтогенетический принцип Логопедическая работа ведется с учетом последовательности появления форм и функций речи и видов деятельности ребенка в онтогенезе 5. Принцип симптоматики нарушения В каждом случае речевого расстройства устанавливается ведущий дефект Принцип обходного пути Формирование новой функциональной системы происходит в обход пострадавшего звена 7. Общедидактические принципы: Формирование новой функциональной системы происходит в обход пострадавшего звена Методы логопедии как науки можно условно разделить на 4 группы: v организационные методы Ø сравнительный Ø лонгитеодинальный (динамика) Ø комплексный v эмпирические методы Ø обсервационные (наблюдение) Ø экспериментальные ( § лабораторный, естественный формирующий или психолого-педагогический эксперимент § психологодиагностический (тесты, анкеты, беседы, интервью) § праксиметрические приемы анализа деятельности § биографические (сбор и анализ биографических данных) v количественный им качественный анализ полученных данных (матиматико-статистические методы) v интерпретационные методы (связь между изучаемыми явлениями) Речь – исторически сложившаяся форма общения людей, опосредованная языком. Язык – система знаков, средство осуществления человеческого общения и мышления. Различают две формы речи – внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь (экспрессивная) – имеет звуковое выражение. Включает следующие виды:
Диалогическая речь – возникает при непосредственном общении двух или нескольких собеседников, состоит в обмене репликами. Монологическая речь – последовательное связное изложение одним лицом определенной системы знаний или события. Выделяют три основных вида монологической речи: повествование (рассказ, пересказ, сообщение и др.), описание и рассуждение. Письменная речь – графически оформленная речь, организованная на основе буквенных изображений. Внутренняя речь - это беззвучная речь, которая возникает, когда человек думает о чем-либо, мысленно составляет свои высказывания.
В онтогенезе внутренняя речь формируется у ребенка на основе внешней и представляет собой один из механизмов мышления. Понятийно-категорийный аппарат логопедии Норма речи – общепринятые варианты употребления языка в процессе речевой деятельности. Нарушение речи – отклонение в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде, обусловленное расстройством нормального функционирования психофизических механизмов речевой деятельности. Речевые нарушения характеризуются следующими особенностями: § не соответствуют возрасту говорящего § не являются диалектизмами, безграмотностью и выражением незнания языка § связаны с отклонениями в функционировании психофизических механизмов речи § носят устойчивый характер, самостоятельно не исчезают, а закрепляются § требуют определенного логопедического воздействия § часто оказывают отрицательное влияние на дальнейшее психическое состояние ребенка и его развитие Синонимы “нарушения речи”: § “расстройства речи” § “дефекты речи” § “недостатки речи” § “речевая патология” § “речевое отклонение” Различают:
Недоразвитие речи – качественно более низкий уровень сформированности той или иной функции или речевой системы в целом. Нарушения речи – расстройства, отклонения от N в процессе функционирования механизмов речевой деятельности. Речь имеет свои составные компоненты:
Общее недоразвитие речи – такая форма речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речи: § фонетико-фонематической стороны § лексического состава § грамматического строя
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|