Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятийно-категорийный аппарат логопедии

Логопедия как наука

Логопедия – это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания.

Логопедия изучает:

§ причины

§ механизмы

§ симптоматику нарушений речевой деятельности

§ течение

§ структуру

Термин «ЛОГОПЕДИЯ» состоит из двух греческих слов:

«Логос» - слово

«Пайдео» - воспитываю ВОСПИТАНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ

Предмет логопедии -- 1. нарушения речи

2. процесс обучения и воспитания правильной речи у лиц с

речевыми расстройствами

Объект изучения – человек, страдающий речевыми нарушениями.

Нарушения речи изучают также представители других наук:

§ физиологи

§ невропатологи

§ психологи

§ лингвисты

Каждый рассматривает их под определенным углом зрения в соответствии с целями, задачами и средствами своей науки.

Логопедия относится к блоку наук специальной педагогики.


Структура логопедии:

 

     
 

 


Цель логопедии

v разработка научно-обоснованной системы обучения, воспитания и перевоспитания лиц с нарушениями речи

v предупреждение речевых расстройств.

Первое упоминание о речевых расстройствах имеется в древнегреческой культуре – папирус, относящийся к 17 в. до н.э. Считается, что этот папирус является копией еще более древнего трактата, датируемого 30 в до н.э.

В нем назывались заболевания речи, ставились DS, предписывалось лечение.

Наиболее полное и системное описание речевых расстройств дает в античной медицине Гиппократ. В его сочинениях описаны:

· потеря голоса

· потеря речи

· нарушения звукопроизношения

· непонятная речь

· заикание

Задачи логопедии

1. изучение онтогенеза речевой деятельности при различных формах речевых нарушений

2. определение распространенности, симптоматики, степени проявлений нарушений речи

3. выявление динамики спонтанного и направленного развития детей с нарушениями речевой деятельности, характер влияния речевых расстройств на формирование личности, психическое развитие

4. изучение особенностей формирования речи и речевых нарушений у детей с различными отклонениями в развитии

5. выявление этиологии, механизмов, структуры и симптоматики речевых нарушений

6. разработка методов педагогической диагностики речевых расстройств

7. систематизация речевых расстройств

8. разработка принципов, дифференцированных методов и средств устранения речевых нарушений

9. совершенствование методов профилактики речевых расстройств

10. разработка вопросов организации логопедической помощи

Существуют два аспекта логопедии:

-- теоретический -- практический

Принципы и методы логопедии как науки

Логопедия опирается на следующие основные принципы

· системность

· комплексность

· принцип развития

· взаимосвязь с другими сторонами психического развития

· деятельных подход

· онтогенетический принцип

· принцип учета этиологии и механизмов

· учет симптоматики нарушения и структуры речевого дефекта

· принцип обходного пути

· общедидактические принципы

Рассмотрим некоторые из них:

1. Принцип системности

Речь – сложная функциональная система, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии. При изучении и коррекции следует воздействовать на все компоненты этой системы.

Принцип комплексности

Речевые нарушения включаются в синдромы нервных и нервно-психических заболеваний (дизартрия, заикание). Устранение речевых нарушений должно носить комплексный характер (медико-психолого-педагогический)

Принцип развития

Выделение в процессе логопедической помощи тех задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития.

Онтогенетический принцип

Логопедическая работа ведется с учетом последовательности появления форм и функций речи и видов деятельности ребенка в онтогенезе

5. Принцип симптоматики нарушения

В каждом случае речевого расстройства устанавливается ведущий дефект

Принцип обходного пути

Формирование новой функциональной системы происходит в обход пострадавшего звена

7. Общедидактические принципы:

Формирование новой функциональной системы происходит в обход пострадавшего звена

Методы логопедии как науки можно условно разделить на 4 группы:

v организационные методы

Ø сравнительный

Ø лонгитеодинальный (динамика)

Ø комплексный

v эмпирические методы

Ø обсервационные (наблюдение)

Ø экспериментальные (

§ лабораторный, естественный формирующий или психолого-педагогический эксперимент

§ психологодиагностический (тесты, анкеты, беседы, интервью)

§ праксиметрические приемы анализа деятельности

§ биографические (сбор и анализ биографических данных)

v количественный им качественный анализ полученных данных (матиматико-статистические методы)

v интерпретационные методы (связь между изучаемыми явлениями)

Речь – исторически сложившаяся форма общения людей, опосредованная языком.

Язык – система знаков, средство осуществления человеческого общения и мышления.

Различают две формы речи – внешнюю и внутреннюю.

Внешняя речь (экспрессивная) – имеет звуковое выражение. Включает следующие виды:

 

     
 

 

Диалогическая речь – возникает при непосредственном общении двух или нескольких собеседников, состоит в обмене репликами.

Монологическая речь – последовательное связное изложение одним лицом определенной системы знаний или события.

Выделяют три основных вида монологической речи: повествование (рассказ, пересказ, сообщение и др.), описание и рассуждение.

Письменная речь – графически оформленная речь, организованная на основе буквенных изображений.

Внутренняя речь - это беззвучная речь, которая возникает, когда человек думает о чем-либо, мысленно составляет свои высказывания.

В онтогенезе внутренняя речь формируется у ребенка на основе внешней и представляет собой один из механизмов мышления.

Понятийно-категорийный аппарат логопедии

Норма речи – общепринятые варианты употребления языка в процессе речевой деятельности.

Нарушение речи – отклонение в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде, обусловленное расстройством нормального функционирования психофизических механизмов речевой деятельности.

Речевые нарушения характеризуются следующими особенностями:

§ не соответствуют возрасту говорящего

§ не являются диалектизмами, безграмотностью и выражением незнания языка

§ связаны с отклонениями в функционировании психофизических механизмов речи

§ носят устойчивый характер, самостоятельно не исчезают, а закрепляются

§ требуют определенного логопедического воздействия

§ часто оказывают отрицательное влияние на дальнейшее психическое состояние ребенка и его развитие

Синонимы “нарушения речи”:

§ “расстройства речи”

§ “дефекты речи”

§ “недостатки речи”

§ “речевая патология”

§ “речевое отклонение”

Различают:

     
Недоразвитие речи
 
Нарушение речи


Недоразвитие речи – качественно более низкий уровень сформированности той или иной функции или речевой системы в целом.

Нарушения речи – расстройства, отклонения от N в процессе функционирования механизмов речевой деятельности.

Речь имеет свои составные компоненты:

 

                         
 
РЕЧЬ
Произношение
 
Лексика
 
Грамматика

 


Общее недоразвитие речи – такая форма речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речи:

§ фонетико-фонематической стороны

§ лексического состава

§ грамматического строя

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...