Когда мы говорим происходит раздражение прорприо—и барорецепторов, которое идет по центростремительным путям к коре головного мозга.
Ядра ствола мозга – в них берут начало черепно-мозговые нервы (12 пар). Главные из них: ü тройничные нерв – к мышцам нижней челюсти ü лицевой нерв – к мимической мускулатуре (движение губ, надувание щек) ü языкоглоточный – к мышцам гортани, голосовых складок, глотки, мягкого неба – отвечает за чувствительность языка ü блуждающий – к мышцам гортани, голосовых складок, глотки, мягкого неба, к мышцам органов дыхания и сердца ü добавочный нерв -- к мышцам шеи ü подъязычный нерв – к мышцам языка Через систему черепно-мозговых нервов передаются нервные импульсы от центрального речевого аппарата к периферическому приводят в движение речевые органы обратная связь: от периферии к центру. 2. Периферический речевой аппарат Состоит из трех отделов: ü дыхательный ü голосовой ü артикуляционный Дыхательный отдел: § входит грудная клетка с легкими, бронхами и трахеей § речь тесно связана с дыханием § воздушная струя осуществляет голосообразующую и артикуляционную функции § дыхание в момент речи отличается от обычного (длинный выдох, число дыхательных движений в 2 раза меньше) § для речи необходим большой запас воздуха (объем) и большее давление воздушной струи Голосовой отдел: § включает гортань с голосовыми складками Гортань: § широкая короткая трубка, состоит из хрящей и мягких тканей § расположена в переднем отделе шеи (прощупывается) § сверху переходит в глотку, снизу – в трахею § на границе гортани и глотки – надгортанник – хрящ в форме лепестка, служит клапаном: закрывает при глотании вход в гортань (чтобы не попадала пища и слюна) § у мужчин гортань крупнее, голосовые складки длиннее и толще (20-24 мм), у женщин – 18-20 мм.
§ у детей гортань меньшего размера. Рост происходит в 5-7 лет, в 12-13 (у девочек), в 13-15 (у мальчиков) – результат: низкий голос, кадык. Голосовые складки: § застилают просвет гортани, оставляя узкую голосовую щель § при дыхании голосовая щель раскрыта, имеет форму треугольника, воздух проходит беззвучно § при фонации голосовые складки смыкаются, струя воздуха раздвигает их в стороны, под действием мышц, которые сужают голосовую щель, складки возвращаются в исходное положение колебания передаются в окружающую среду и воспринимаются как звуки речи (складки колеблются в поперечном направлении) § при шепоте – происходит неполное смыкание складок – щель в виде треугольника, складки не колеблются, слышен шум трения о края треугольной щели – шепот. Голос обладает: Ø силой Ø высотой Ø тембром Сила голоса зависит от · амплитуды колебания голосовых складок (сила выдоха) · участия резонаторных полостей (ротовая и носовая) – усилители звука. Тембр голоса – индивидуальная окраска голоса – зависит от особенностей строения гортани и резонаторных полостей Высота голоса – зависит от: · частоты колебания голосовых складок · толщины, длины и степени их напряженности Артикуляционный отдел включает: · язык · губы · челюсти (верхнюю и нижнюю) · твердое и мягкое небо · альвеолы Из них подвижными являются губы, язык, мягкое небо и нижняя челюсть. Язык: · массивный мышечный орган, заполняет ротовую полость · передняя часть языка подвижна, задняя – фиксирована (это корень языка) · для артикуляции важны: - кончик языка - боковые края языка - спинка языка § язык может в больших пределах изменять свою форму, положение и степень напряжения § язык участвует в образовании всех гласных и согласных (кроме губных) Губы, зубы, твердое и мягкое небо, альвеолы, челюсти: § участвуют в артикуляции звуков, образуя щели или смычки (при приближении или прикосновении к ним языка)
Резонаторы: § создают громкость и отчетливость звуков Надставная труба – резонаторы вместе с глоткой: § глотка и рот соединены (в результате эволюции) § надставная труба может менять объем и форму (вытянутая, сжатая, растянутая) благодаря этому создаются явления резонанса (тембр голоса) Например: звук А: q ротовая полость расширяется q глотка сужается и вытягивается Звук И: q ротовая полость сжимается q глотка расширяется Функции надставной трубы: ü резонатор ü шумовой вибратор (с его помощью образуются глухие согласные) При одновременном включении шумового вибратора и голосовых складок образуются звонкие согласные и соноры. Ротовая полость принимает участие в произнесении всех звуков, носовая – в произнесении М, МЬ, Н, НЬ. В других случаях мягкое небо и язычок (небная занавеска) закрывают вход в полость носа. Итак: v дыхательный отдел – для подачи воздуха, v голосовой отдел – для голосообразования v артикуляционный отдел – резонатор и фонемообразователь. Для того, чтобы произошло произнесение звука в коре головного мозга производится отбор команд для организации речевых движений – артикуляционная программа. Она реализуется в исполнительной части речедвигательного анализатора: v в дыхательной v в голосовой (фонаторной) v в резонаторной системах Для правильного осуществления речевого акта необходим контроль: Ø с помощью слуха ( действует в момент произнесения) Ø через кинестетические ощущения ( позволяет предупредить ошибку и внести поправку до произнесения звука) Обратные импульсы идут от речевых органов к коре головного мозга, где контролируется, при каком положении органов произошла ошибка. От центра посылается импульс, который вызывает точную артикуляцию. И снова – обратный импульс – о достигнутом результате. Это происходит до тех пор, пока не будут согласованы артикуляция и слуховой контроль. Система обратной связи обеспечивает автоматическое регулирование работы органов речи. Так формируется 2-я сигнальная система. 5. Этиология речевых нарушений Термин “ЭТИОЛОГИЯ” – учение о причинах (“этио” – причина, “логос” – учение)
Вопросы этиологии речевых нарушений начали активно разрабатываться с 20 гг ХХ в. Предприняты первые попытки классификации речевых нарушений в зависимости от причин их возникновения. Причина нарушений речи – воздействие на организм внешнего или внутреннего вредоносного фактора или их взаимодействия, которые определяют специфику речевого расстройства и без которых оно не может возникнуть. По классификации М.Е.Хватцева выделяют: v органические причины – 1. недоразвитие или повреждение мозга во внутриутробном периоде, в момент родов или после рождения 2. различные нарушения периферических органов речи v психоневрологические причины – 1. умственная отсталость 2. расстройства психических функций v социально-психологические причины – неблагоприятное влияние окружающей среды Все вредные факторы, вызывающие речевые нарушения условно можно разделить на 2 группы: q экзогенные факторы (внешние) q эндогенные (внутренние) Между ними существует тесная связь. В возникновении речевых нарушений большую роль играют специфические факторы, способствующие или препятствующие нарушению речи. Например: ЗАИКАНИЕ Причина – психотравма. Способствующие факторы: · соматическая ослабленность ребенка · повышенная возбудимость · остаточные явления органического поражения ЦНС · возраст В разных случаях один и тот же фактор может играть роль УСЛОВИЯ или ПРИЧИНЫ. В данном примере возраст (условие) + повышенная возбудимость = причина заикания. В развитие речевых нарушений очень важны: · речевое окружение ребенка · речевое общение Пример: если речевое окружение дефектно (например, глухие родители) происходит нарушение речевого общения и как следствие, нарушение речевого развития. Речевое общение должно быть: · значимым · проходить на эмоционально-положительном уровне · побуждать к ответной речевой реакции Предпосылкой развития речи является накопление ребенком впечатлений в его предметно-игровой деятельности.
Речь развивается по подражанию. Поэтому некоторые речевые нарушения могут иметь в своей основе подражание (заикание, нарушения звукопроизношения, ускоренный темп речи) Наиболее часто страдает речевая функция в критические периоды развития. Их 3: 1. 1-2 год жизни – формируются предпосылки речи 2. 3 года – интенсивно развивается связная речь, переход от ситуативной речи к контекстной (отставание речевого развития, мутизм, заикание) 3. 6-7 лет – начало развития письменной речи. Критические периоды играют предрасполагающую роль и могут сочетаться с неблагоприятными факторами. 1. Различные внутриутробные патологии, приводящие к нарушению развития плода: · токсикоз беременности · вирусные заболевания (грипп, ОРВИ, краснуха, корь) · эндокринные заболевания (сахарный диабет) · внутриутробные травмы · радиация, вибрация · несовместимость по резус-фактору · интоксикации (курение, алкоголь) 2. Родовые травмы и асфиксия во время родов · затяжные роды · обвитие пуповины · акушерские манипуляции 3. Недоношенность 4. Различные заболевания в первый год жизни ребенка: · вирусные (грипп, ОРВИ) · детские инфекции (корь, краснуха) · хронические соматические заболевания (хр. пневмония) · нейроинфекции (менингит, энцефалит) 5. Травмы черепа с сотрясением мозга 6. Наследственные факторы: · генные мутации · хромосомные синдромы (болезнь Дауна) · У-хромосомные проявления (у мальчиков) 7. Неблагоприятные социально-бытовые условия: · педагогическая запущенность · эмоциональные депривации (недостаточность эмоционально-положительного контакта со взрослыми) Группа риска по речевой патологии: 1. семьи, в которых уже есть ребенок с особенностями развития 2. семьи с у.о., шизофренией, нарушением слуха у родителей 3. семьи, где матери во время беременности перенесли острое инфекционное заболевание, токсикоз 4. семьи, в которых имеются дети, перенесшие внутриутробно гипоксию (кислородное голодание), нейроинфекцию, ЧМТ.
Дислалия Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Дислалия отмечается: · у 25-30% дошкольников (5-6 лет) · у 17-20 % школьников (1-2 класс) · у 1% взрослого населения При формировании произношения ребенок учится: Ø воспринимать обращенную к нему речь Ø управлять собственными органами артикуляции Чаще всего нарушаются следующие группы звуков: §свистящие (С, СЬ, З, ЗЬ, Ц) §шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ) §сонорные (Л, ЛЬ, Р, РЬ) §заднеязычные (К, КЬ, Г, ГЬ, Х, ХЬ) §звонкие (В, З, Ж, Б, Д, Г и их мягкие пары) §мягкие (ТЬ, ДЬ, НЬ) Если нарушается одна группа звуков (например, шипящие) – это мономорфное нарушение произношения.
Если нарушается одновременно 2 или несколько групп звуков (например, шипящие и соноры) – это полиморфное (сложное, диффузное) нарушение произношения Различают 3 формы нарушения звуков: ü искаженное произношение (горловое Р) ü отсутствие в речи звука (КООВА-КОРОВА) ü замена одного звука другим (КОЛОВА-КОРОВА) Причина искаженного произношения – недостаточная сформированность или нарушения артикуляционной моторики (например, движений языка ) фонетические нарушения (моторные, антропофонические) Причина замены звуков -- недостаточная сформированность фонематического слуха или его нарушения. Дети не слышат различия между звуком и его заменителем (например, Л – Р) фонематические (фонологические, сенсорные) нарушения. При замене одной фонемы другой может меняться смысл слова (ЛАК—РАК) Причина отсутствия звуков – могут быть и та, и другая. Если у ребенка звуки одной группы заменяются, а другой – искажаются, то это фонетико-фонематические нарушения. Акценты в коррекционной работе: v при фонетических нарушениях – развитие артикуляционной моторики, развитие мелкой моторики v при фонематических нарушениях – развитие речевого и фонематического слуха В логопедии выделяют уровень нарушения звуков: I уровень – полное неумение произнести звук II уровень – ребенок произносит звук изолированно, но искажает или пропускает в словах и во фразовой речи, т.е. звук не автоматизирован III уровень – ребенок смешивает звук с другим в речевом потоке (С-Ш, СЬ-Щ, З-Ж) – звук не дифференцирован. Выделяют две основные формы дислалии:
Механическая дислалия -- нарушение звукопроизношения, обусловленное анатомическими дефектами органов артикуляции. Чаще всего встречаются: · аномалии зубо-челюстной системы (диастемы) · отсутствие резцов или их аномалии · дефекты прикуса При этом могут быть: ü дефекты шипящих и свистящих (избыточный шум) ü дефекты губно-зубных, переднеязычных, взрывных ü нарушения гласных (очень редко) При патологии в строении языка (макролалия, микролалия, укороченная уздечка): ü страдает внятность речи ü дефекты шипящих ü дефекты вибрантов ü боковой сигматизм При губных деформациях (травма, расщелина): ü дефекты О, У, губных звуков Функциональная дислалия – нарушение звукопроизношения при отсутствии органических нарушений в артикуляционном аппарате.
Причины возникновения:
§ физическая ослабленность ребенка в период развития речи § задержка психического развития § задержка речевого развития § нарушение фонематического восприятия § неблагоприятное социальное окружение (ограниченность речевых контактов, подражание, недостатки воспитания –«сюсюканье») Различают три формы функциональной дислалии: Ø акустико-фонематическую Ø артикуляторно-фонематическую Ø артикуляторно-фонетическую Акустико-фонематическая дислалия: q дефекты звукового оформления речи обусловлены недостаточностью фонематического слуха q ребенок не опознает акустический признак звука q уподобляет акустически сходные фонемы друг другу q неправильно воспроизводит звук (РЫБА-ЛЫБА) q смешивает Л-Р, Ж-Ш, Д-Т,Г-К, З-С q у ребенка нет нарушений физического слуха q избирательно не формируется функция слухового различения фонем Артикуляторно-фонематическая дислалия: q дефект обусловлен несформированностью операций отбора фонем по артикуляторным параметрам в моторном звене производства речи q у ребенка или полностью не сформирована артикуляция, или он отбирает близкий по артикуляции звук q заменяет звуки более простыми артикуляциями - шипящие – свистящие(С-Ш, З-Ж, Т-К, Д-Г, С-СЬ, Л-ЛЬ, Т-ТЬ, Ц-Ч, Л-Р) q фонематический слух не сформирован
Артикуляторно-фонетическая дислалия: q дефект произношения обусловлен неправильно сформированными артикуляционными позициями q звуки произносятся искаженно q нарушаются переднеязычные невзрывные и заднеязычные взрывные
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|