Развитие фонематического слуха
Направления работы: Ø улавливание различия между правильным и искаженным звуком Ø развитие слухового внимания (по картинкам-символам), слуховой памяти, фонематического восприятия Стратегия: Ê узнавание неречевых звуков («Что шумит?», «Что гудит?») Ê различение силы, высоты, тембра звука («Ау!», «Близко-далеко», «Какая дудочка играет?», «Мама и детеныш») Ê различение слов, близких по звуковому составу (ВАГОН-ФАКОН-ЗАКОН-ВАГОМ…), различение пар слов (ЛАК-РАК, КОЗА-КОСА) Ê дифференциация слогов (ПА-ПА-ТА-ПА) Ê дифференциация фонем (ТИГР РЫЧИТ – САМОЛЕТ ГУДИТ) Ê развитие навыков элементарного звукового анализа: · определение количества слогов в слове (отхлопывание) · анализ гласных · анализ согласных (выделение последнего звука в слове, выделение начального согласного, выделение в середине слова) Отработка опорных звуков. Опорные звуки – сходные с нарушенными по артикуляции, но произносимые ребенком правильно. От них будут вызываться правильные звуки.
Этап формирования первичных произносительных навыков Включает: · постановку звука · автоматизацию звука · дифференциацию звука Постановка звука Цель – добиться правильного звучания изолированного звука. Существует 3 способа постановки звуков: 1 способ – по подражанию: фиксируется внимание на определенном положении органов артикуляции (зрительный контроль) + слуховой контроль + тактильно-вибрационные ощущения (струя). Используются опорные звуки. 2 способ – с механической помощью: используются шпатель, зонды, подручные средства
3 способ – смешанный При всех способах постановки используют: · словесные инструкции · кинестетические ощущения · зрительный, слуховой, тактильно-вибрационный контроль · опорные звуки Автоматизация звука Цель – добиться правильного произнесения звука во фразовой речи. Стратегия: Ê постепенное последовательное введение звука в слоги, слова, предложения и самостоятельную речь Ê к новому материалу можно переходить только если усвоен предыдущий Автоматизация в словах (алгоритм): Ø прямой слог (С+А = СА) Ø обратный слог (А+ С = АС) Ø звук между гласными (А+С+А= АСА) Ø слог со стечением (СТА, СПА) Приемы: Ø отраженное проговаривание Автоматизация в словах ( алгоритм) Ø звук в начале слова Ø звук в конце слова Ø звук в середине слова без стечения Ø звук в середине слова со стечением согласных Если в слове есть звуки, которые ребенок тоже произносит неправильно, такие слова не используются. Учитывается структура слов (количество слогов) и берутся только знакомые слова. Приемы: · называние картинок · отраженное проговаривание Автоматизация в предложениях (алгоритм): Ø простое двусоставное предложение (СОНЯ СПИТ) Ø распространенное предложение (СОНЯ СЛАДКО СПИТ) Автоматизация в тексте (алгоритм) Ø чистоговорки Ø предложения Ø стихи Дифференциация звука Цель – учить детей различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в речи Стратегия: Ê постепенная последовательная дифференциация сначала изолированных звуков, затем в слогах, в словах, в предложениях, в чистоговорках, в стихах, в рассказах, в самостоятельной речи. Ê одновременно можно работать над двумя звуками, если они контрастны (С и Р) Ê одновременно с исправлением звукопроизношения ведется словарная работа
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|