Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие фонематического слуха

Направления работы:

Ø улавливание различия между правильным и искаженным звуком

Ø развитие слухового внимания (по картинкам-символам), слуховой памяти, фонематического восприятия

Стратегия:

Ê узнавание неречевых звуков («Что шумит?», «Что гудит?»)

Ê различение силы, высоты, тембра звука («Ау!», «Близко-далеко», «Какая дудочка играет?», «Мама и детеныш»)

Ê различение слов, близких по звуковому составу (ВАГОН-ФАКОН-ЗАКОН-ВАГОМ…), различение пар слов (ЛАК-РАК, КОЗА-КОСА)

Ê дифференциация слогов (ПА-ПА-ТА-ПА)

Ê дифференциация фонем (ТИГР РЫЧИТ – САМОЛЕТ ГУДИТ)

Ê развитие навыков элементарного звукового анализа:

· определение количества слогов в слове (отхлопывание)

· анализ гласных

· анализ согласных (выделение последнего звука в слове, выделение начального согласного, выделение в середине слова)

Отработка опорных звуков.

Опорные звуки – сходные с нарушенными по артикуляции, но произносимые ребенком правильно. От них будут вызываться правильные звуки.


 

                     
         

 


Этап формирования первичных произносительных навыков

Включает:

· постановку звука

· автоматизацию звука

· дифференциацию звука

Постановка звука

Цель – добиться правильного звучания изолированного звука.

Существует 3 способа постановки звуков:

1 способпо подражанию: фиксируется внимание на определенном положении органов артикуляции (зрительный контроль) + слуховой контроль + тактильно-вибрационные ощущения (струя). Используются опорные звуки.

2 способс механической помощью: используются шпатель, зонды, подручные средства

3 способ – смешанный

При всех способах постановки используют:

· словесные инструкции

· кинестетические ощущения

· зрительный, слуховой, тактильно-вибрационный контроль

· опорные звуки

Автоматизация звука

Цель – добиться правильного произнесения звука во фразовой речи.

Стратегия:

Ê постепенное последовательное введение звука в слоги, слова, предложения и самостоятельную речь

Ê к новому материалу можно переходить только если усвоен предыдущий

Автоматизация в словах (алгоритм):

Ø прямой слог (С+А = СА)

Ø обратный слог (А+ С = АС)

Ø звук между гласными (А+С+А= АСА)

Ø слог со стечением (СТА, СПА)

Приемы:

Ø отраженное проговаривание

Автоматизация в словах ( алгоритм)

Ø звук в начале слова

Ø звук в конце слова

Ø звук в середине слова без стечения

Ø звук в середине слова со стечением согласных

Если в слове есть звуки, которые ребенок тоже произносит неправильно, такие слова не используются.

Учитывается структура слов (количество слогов) и берутся только знакомые слова.

Приемы:

· называние картинок

· отраженное проговаривание

Автоматизация в предложениях (алгоритм):

Ø простое двусоставное предложение (СОНЯ СПИТ)

Ø распространенное предложение (СОНЯ СЛАДКО СПИТ)

Автоматизация в тексте (алгоритм)

Ø чистоговорки

Ø предложения

Ø стихи

Дифференциация звука

Цель – учить детей различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в речи

Стратегия:

Ê постепенная последовательная дифференциация сначала изолированных звуков, затем в слогах, в словах, в предложениях, в чистоговорках, в стихах, в рассказах, в самостоятельной речи.

Ê одновременно можно работать над двумя звуками, если они контрастны (С и Р)

Ê одновременно с исправлением звукопроизношения ведется словарная работа

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...