Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Акустико -- гностическая афазия

Проявления:

v нарушение понимания речи – чужая речь как нечленораздельный поток звуков, потом, по мере восстановления – недопонимание обращенной речи

v больные не осознают у себя наличия речевого расстройства, они возбуждены, многоречивы

v происходит подмена слов догадками (одинаково звучат ХВОСТ – ГВОЗДЬ – КОСТЬ – ТРОСТЬ)

v потеря предметной отнесенности слова, ориентация на окончание (КОЛОКОЛЬЧИК – что-то маленькое, но не знаю что – не улавливают значение корня слова)

v нарушение фонематического слуха

v расстройство слухового контроля за собственной речью много парафазий (ЧЕМОДАН – ШКАФ, ТИХО – ДЕЛИКАТНО)

v на ранних этапах речь может быть не понятна окружающим, т.к. это случайный набор звуков, слогов, слов – «речевая окрошка» У ВАС БОЛИТ ГОЛОВА? – РАЗ НАС ЭТО И ГРАМАЖИН, НУ МЫ И НА ЭТО ДАВНО БЫЛО 5 ЛЕТ

v логорея (многоречивость) с аграмматизмами (несогласованность между членами предложения в роде, числе, падеже)

v незаконченность высказывания, пропуски слов, замены существительных местоимениями

v нарушения чтения и письма:

§ затруднена постановка ударения

§ нарушено понимание прочитанного

§ затруднено списывание

§ нарушено письмо под диктовку

§ лишние буквы на письме ДОМ – 8 букв

§ механическое чтение сохранно

v нарушение счета: вместо решения примера копируют его 2+3=2+3 (счет восстанавливается быстро)

Методика логопедического воздействия

Задачи:

Ø восстановление фонематического слуха

Ø восстановление экспрессивной речи, чтения, письма

î дифференциация слов, контрастных по длине: ЕЛЬ – ВЕЛОСИПЕД, КОТ-- МАШИНА (соотнесение картинки со словом, подкладывание надписей)

î закрепление восприятия слов в процессе списывания, прпоговаривания (слова из 1-2 слогов)

î дифференциация слов с близкой слоговой структурой, но далеких по звучанию: РЫБА – НОГИ, ЗАБОР – ТРАКТОР (с опорой на картинки, подписи, чтение, списывание)

î дифференциация слов с близкой слоговой структурой, резко отличающихся одним звуком: РАК –МАК, КЛЮВ – КЛЮЧ, ЛЕС – ЛЕВ

î дифференциация слов, близких по звучанию: ДОМ – ТОМ, ДОМ – ДЫМ (вставление пропущенных букв, использование контекста)

î закрепление дифференциальных признаков фонем

î восстановление смысла слова: ОСТРЫЕ ПРЕДМЕТЫ, СТЕКЛЯННЫЕ ПРЕДМЕТЫ, ПОСУДА, ОБУВЬ

î различение смыслового оттенка слов

î подбор существительных к глаголу, глаголов, прилагательных к существительному и т.д.

î восстановление чтения и письма

Акустико – мнестическая афазия

Проявления:

· нарушение понимания обращенной речи -- дефект слухоречевой памяти (не могут повторить 3-4 слова, не связанные по смыслу, но повторяет слова по одному)

· фонематический слух и артикуляции сохранны

· нарушено понимание длинных фраз (5-7 слов)

· повторяют слово, не могут вспомнить предмет и показать

· не называют детали предмета: НОСИК ЧАЙНИКА, КРЫШКА ЧАЙНИКА

· трудности подбора слов в речи

· вербальные парафразии: ВИЛКА + НОЖ = НОЖИЛКА

· трудности в составлении рассказа по картинке (нет существительных -- местоимения)

· аграмматизмы

· нарушения чтения и письма:

- смешение предлогов

- смешение звонких – глухих

- при письме под диктовку не удерживают в памяти слова

- плохо понимают прочитанное

· нарушения счета: не могут выполнять арифметические действия при сохранном счете

Методика логопедического воздействия

Задачи:

v восстановление речеслуховой памяти

v восстановление зрительных представлений о признаках предметов

v преодоление мнестических трудностей

Используют:

v кодирование замысла речевого высказывания

v составление внешних опор высказывания

î подбор 3-4 предметных картинок, связанных ситуацией из набора: ВИЛКА – СТОЛ – ОГУРЕЦ; ЛЕС – ОХОТНИК – ЗАЯЦ

î подбор названных картинок (на слух)

î подбор запомненных ранее картинок (качества)

î запоминание №№ телефонов

î слуховые диктанты (3-4 слова с опорой на сюжетную картинку)

î анализ похожих предметов: ЧАШКА – ЧАЙНИК – САХАРНИЦА; ШКАФ-- ХОЛОДИЛЬНИК – БУФЕТ

î конструирование предметов из элементов (разрезные картинки, кубики; дорисовывания)

î послоговое прослушивание сложных слов и их повторение (ВЫКАРАБКИВАЮЩАЯСЯ ЛЯГУШКА)

î понимание многозначности слова

î уточнение синонимов, антонимов, омонимов

î упражнения в письме и чтении

Семантическая афазия

Проявления:

· вместо называния слова описание предмета, замена слова фразой: РУЧКА = НУ, ЭТО ТО, ТАКОЕ, ЧЕМ ПИШУТ; НОЖ = ЭТОТО, ЧТОБЫ РЕЗАТЬ ХЛЕБ

· нарушено понимание сложных смысловых и грамматических взаимоотношений слов (не могут расположить три предмета по инструкции: ПОЛОЖИТЕ НОЖНИЦЫ СПРАВА ОТ ВИЛКИ И СЛЕВА ОТ КАРАНДАША

· затруднено понимание сравнительных словосочетаний с наречиями ДАЛЬШЕ, БЛИЖЕ, СЛЕВА, СПРАВА

· нарушена расшифровка инвертированных словосочетаний: ПОКАЖИ РАСЧЕСКУ РУЧКОЙ. КОЛЯ УДАРИЛ ПЕТЮ.КТО ДРАЧУН?

· нарушена коммуникация отношений: БРАТ ОТЦА и ОТЕЦ БРАТА

· нарушено понимание причинно-следственных конструкций: Я ПОШЕЛ В ШКОЛУ ПОСЛЕ ТОГО, КАК ПОГОВОРИЛ С БРАТОМ. Что сначала, что потом?

· Непонимание метафор, пословиц, поговорок «КАМЕННОЕ СЕРДЦЕ», «ЗОЛОТЫЕ РУКИ»

· артикуляция собственной речи сохранна

· бедность лексики: мало прилагательных, глаголов, наречий, нет причастий

· письменная речь отличается стереотипностью синтаксических форм

· грубые нарушения счетных операций (путают действия, не могут записать число на слух, не понимают текст задач)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...