Акустико -- гностическая афазия
Проявления: v нарушение понимания речи – чужая речь как нечленораздельный поток звуков, потом, по мере восстановления – недопонимание обращенной речи v больные не осознают у себя наличия речевого расстройства, они возбуждены, многоречивы v происходит подмена слов догадками (одинаково звучат ХВОСТ – ГВОЗДЬ – КОСТЬ – ТРОСТЬ) v потеря предметной отнесенности слова, ориентация на окончание (КОЛОКОЛЬЧИК – что-то маленькое, но не знаю что – не улавливают значение корня слова) v нарушение фонематического слуха v расстройство слухового контроля за собственной речью много парафазий (ЧЕМОДАН – ШКАФ, ТИХО – ДЕЛИКАТНО) v на ранних этапах речь может быть не понятна окружающим, т.к. это случайный набор звуков, слогов, слов – «речевая окрошка» У ВАС БОЛИТ ГОЛОВА? – РАЗ НАС ЭТО И ГРАМАЖИН, НУ МЫ И НА ЭТО ДАВНО БЫЛО 5 ЛЕТ v логорея (многоречивость) с аграмматизмами (несогласованность между членами предложения в роде, числе, падеже) v незаконченность высказывания, пропуски слов, замены существительных местоимениями v нарушения чтения и письма: § затруднена постановка ударения § нарушено понимание прочитанного § затруднено списывание § нарушено письмо под диктовку § лишние буквы на письме ДОМ – 8 букв § механическое чтение сохранно v нарушение счета: вместо решения примера копируют его 2+3=2+3 (счет восстанавливается быстро) Методика логопедического воздействия Задачи: Ø восстановление фонематического слуха Ø восстановление экспрессивной речи, чтения, письма î дифференциация слов, контрастных по длине: ЕЛЬ – ВЕЛОСИПЕД, КОТ-- МАШИНА (соотнесение картинки со словом, подкладывание надписей) î закрепление восприятия слов в процессе списывания, прпоговаривания (слова из 1-2 слогов)
î дифференциация слов с близкой слоговой структурой, но далеких по звучанию: РЫБА – НОГИ, ЗАБОР – ТРАКТОР (с опорой на картинки, подписи, чтение, списывание) î дифференциация слов с близкой слоговой структурой, резко отличающихся одним звуком: РАК –МАК, КЛЮВ – КЛЮЧ, ЛЕС – ЛЕВ î дифференциация слов, близких по звучанию: ДОМ – ТОМ, ДОМ – ДЫМ (вставление пропущенных букв, использование контекста) î закрепление дифференциальных признаков фонем î восстановление смысла слова: ОСТРЫЕ ПРЕДМЕТЫ, СТЕКЛЯННЫЕ ПРЕДМЕТЫ, ПОСУДА, ОБУВЬ î различение смыслового оттенка слов î подбор существительных к глаголу, глаголов, прилагательных к существительному и т.д. î восстановление чтения и письма Акустико – мнестическая афазия Проявления: · нарушение понимания обращенной речи -- дефект слухоречевой памяти (не могут повторить 3-4 слова, не связанные по смыслу, но повторяет слова по одному) · фонематический слух и артикуляции сохранны · нарушено понимание длинных фраз (5-7 слов) · повторяют слово, не могут вспомнить предмет и показать · не называют детали предмета: НОСИК ЧАЙНИКА, КРЫШКА ЧАЙНИКА · трудности подбора слов в речи · вербальные парафразии: ВИЛКА + НОЖ = НОЖИЛКА · трудности в составлении рассказа по картинке (нет существительных -- местоимения) · аграмматизмы · нарушения чтения и письма: - смешение предлогов - смешение звонких – глухих - при письме под диктовку не удерживают в памяти слова - плохо понимают прочитанное · нарушения счета: не могут выполнять арифметические действия при сохранном счете Методика логопедического воздействия Задачи: v восстановление речеслуховой памяти v восстановление зрительных представлений о признаках предметов v преодоление мнестических трудностей Используют:
v кодирование замысла речевого высказывания v составление внешних опор высказывания î подбор 3-4 предметных картинок, связанных ситуацией из набора: ВИЛКА – СТОЛ – ОГУРЕЦ; ЛЕС – ОХОТНИК – ЗАЯЦ î подбор названных картинок (на слух) î подбор запомненных ранее картинок (качества) î запоминание №№ телефонов î слуховые диктанты (3-4 слова с опорой на сюжетную картинку) î анализ похожих предметов: ЧАШКА – ЧАЙНИК – САХАРНИЦА; ШКАФ-- ХОЛОДИЛЬНИК – БУФЕТ î конструирование предметов из элементов (разрезные картинки, кубики; дорисовывания) î послоговое прослушивание сложных слов и их повторение (ВЫКАРАБКИВАЮЩАЯСЯ ЛЯГУШКА) î понимание многозначности слова î уточнение синонимов, антонимов, омонимов î упражнения в письме и чтении Семантическая афазия Проявления: · вместо называния слова описание предмета, замена слова фразой: РУЧКА = НУ, ЭТО ТО, ТАКОЕ, ЧЕМ ПИШУТ; НОЖ = ЭТОТО, ЧТОБЫ РЕЗАТЬ ХЛЕБ · нарушено понимание сложных смысловых и грамматических взаимоотношений слов (не могут расположить три предмета по инструкции: ПОЛОЖИТЕ НОЖНИЦЫ СПРАВА ОТ ВИЛКИ И СЛЕВА ОТ КАРАНДАША · затруднено понимание сравнительных словосочетаний с наречиями ДАЛЬШЕ, БЛИЖЕ, СЛЕВА, СПРАВА · нарушена расшифровка инвертированных словосочетаний: ПОКАЖИ РАСЧЕСКУ РУЧКОЙ. КОЛЯ УДАРИЛ ПЕТЮ.КТО ДРАЧУН? · нарушена коммуникация отношений: БРАТ ОТЦА и ОТЕЦ БРАТА · нарушено понимание причинно-следственных конструкций: Я ПОШЕЛ В ШКОЛУ ПОСЛЕ ТОГО, КАК ПОГОВОРИЛ С БРАТОМ. Что сначала, что потом? · Непонимание метафор, пословиц, поговорок «КАМЕННОЕ СЕРДЦЕ», «ЗОЛОТЫЕ РУКИ» · артикуляция собственной речи сохранна · бедность лексики: мало прилагательных, глаголов, наречий, нет причастий · письменная речь отличается стереотипностью синтаксических форм · грубые нарушения счетных операций (путают действия, не могут записать число на слух, не понимают текст задач)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|