Нарушения звукопроизношения
1. ДИСЛАЛИЯ – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Синонимы: § «дефекты звукопроизношения» § «недостатки произношения фонем» Проявления: § неправильное звуковое оформление речи (искажение звуков, замены звуков, смешение звуков) Причины: § дефекты речевого аппарата § неправильное воспитание речи в семье («сюсюканье», общение с людьми, имеющими речевые дефекты) § двуязычие § педагогическая запущенность § недоразвитие фонематического слуха § недостатки развития артикуляционной моторики § снижение слуха – 10% детей с дислалиями § снижение интеллекта – 50% у.о. Дефект обусловлен: · у ребенка не сформирована артикуляторная база · у ребенка неправильно сформированы артикуляторные позиции Если у ребенка есть анатомический дефект в строение артикуляционного аппарата, то это нарушения органического характера, при их отсутствии – функционального характера. В зависимости от нарушенного звука различают несколько видов дислалий: § сигматизм § ламбдацизм § каппацизм § гаммацизм § хитизм § ротацизм § йотацизм § дефекты озвончения § дефекты смягчения НРУШЕНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ И ИНТОНАЦИОНННО-МЕЛОДИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧИ 1. ДИЗАРТРИЯ – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата. Проявления: § расстройства артикуляции § нарушения голосообразования § изменение ритма, темпа и интонации речи Причины: § органическое поражение ЦНС в результате воздействия различных неблагоприятных факторов во внутриутробном и раннем периодах развития § острые и хронические инфекции
§ кислородная недостаточность § недоношенность § резус-несовместимость § ДЦП – 65-85% детей § родовые травмы § токсикоз беременности и др. Классификация дизартрий основана на выделении локализации пораженного участка коры головного мозга. 2. РИНОЛАЛИЯ -- нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Синонимы: § «гнусавость» -- устаревший термин § «палатолалия» Проявления: § назализация (воздушная струя при звукопроизнесении попадает в полость носа и возникает носовой резонанс) § искаженное произношение всех звуков § речь невнятная, монотонная § грубые нарушения артикуляционного аппарата (расщелина неба) РИНОФОНИЯ – если нет расщелины неба, а есть только носовой оттенок голоса. НАРУШЕНИЯ СИСТЕМНО-СЕМАНТИЧЕСКОГО (ВНУТРЕННЕГО) ОФОРМЛЕНИЯ ВЫСКАЗЫВАНИЯ подразделяется на два вида:
АЛАЛИЯ – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка. Синонимы: § «дисфазия» § «ранняя детская афазия» § «афазия развития» Проявления: § не сформирована речевая деятельность ребенка § не сформирована система речевых средств (фонетика, грамматика, лексика) § страдает мотивация речи § грубые семантические дефекты § нарушения звукового и слогового состава слова Причины: § органическое поражение ЦНС § воспалительные заболевания головного мозга § травмы головного мозга § кровоизлияния в мозг при родовой патологии § тяжелые заболевания (рахит) 2. АФАЗИЯ – полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга. Синонимы: · « распад речи» · « утрата речи» Проявления: · у ребенка распадается речь в результате черепно-мозговой травмы, нейроинфекции, опухоли головного мозга.
Различают: Детскую афазию Раннюю афазию Афазию у взрослых Если распад речи произошел у ребенка до 3-х лет, то диагноз «Афазия» не ставится. НАРУШЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ Встречаются нарушения письменной речи двух типов:
1. ДИСЛЕКСИЯ – частичное специфическое нарушение процесса чтения. АЛЕКСИЯ – невозможность овладения чтением. Проявления: § затруднения опознавания букв § затруднения слияния букв в слоги и слова § аграмматизмы § искажение понимания прочитанного 2. ДИСГРАФИЯ – частичное специфическое нарушение процесса письма. АГРАФИЯ – невозможность овладения письмом. Проявления: § нестойкость оптико-пространственного образа буквы § смешение или пропуск букв на письме § искажение звукового состава слова § искажение структуры предложения. Таким образом в МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КЛАССИФИКАЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ выделяют 11 видов речевых патологий, из них 9 – нарушения устной речи и 2 – нарушения письменной речи.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|