Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Нарушения звукопроизношения

1. ДИСЛАЛИЯ – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

Синонимы:

§ «дефекты звукопроизношения»

§ «недостатки произношения фонем»

Проявления:

§ неправильное звуковое оформление речи (искажение звуков, замены звуков, смешение звуков)

Причины:

§ дефекты речевого аппарата

§ неправильное воспитание речи в семье («сюсюканье», общение с людьми, имеющими речевые дефекты)

§ двуязычие

§ педагогическая запущенность

§ недоразвитие фонематического слуха

§ недостатки развития артикуляционной моторики

§ снижение слуха – 10% детей с дислалиями

§ снижение интеллекта – 50% у.о.

Дефект обусловлен:

· у ребенка не сформирована артикуляторная база

· у ребенка неправильно сформированы артикуляторные позиции

Если у ребенка есть анатомический дефект в строение артикуляционного аппарата, то это нарушения органического характера, при их отсутствии – функционального характера.

В зависимости от нарушенного звука различают несколько видов дислалий:

§ сигматизм

§ ламбдацизм

§ каппацизм

§ гаммацизм

§ хитизм

§ ротацизм

§ йотацизм

§ дефекты озвончения

§ дефекты смягчения

НРУШЕНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ И ИНТОНАЦИОНННО-МЕЛОДИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧИ

1. ДИЗАРТРИЯ – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Проявления:

§ расстройства артикуляции

§ нарушения голосообразования

§ изменение ритма, темпа и интонации речи

Причины:

§ органическое поражение ЦНС в результате воздействия различных неблагоприятных факторов во внутриутробном и раннем периодах развития

§ острые и хронические инфекции

§ кислородная недостаточность

§ недоношенность

§ резус-несовместимость

§ ДЦП – 65-85% детей

§ родовые травмы

§ токсикоз беременности и др.

Классификация дизартрий основана на выделении локализации пораженного участка коры головного мозга.

2. РИНОЛАЛИЯ -- нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.

Синонимы:

§ «гнусавость» -- устаревший термин

§ «палатолалия»

Проявления:

§ назализация (воздушная струя при звукопроизнесении попадает в полость носа и возникает носовой резонанс)

§ искаженное произношение всех звуков

§ речь невнятная, монотонная

§ грубые нарушения артикуляционного аппарата (расщелина неба)

РИНОФОНИЯ – если нет расщелины неба, а есть только носовой оттенок голоса.

НАРУШЕНИЯ СИСТЕМНО-СЕМАНТИЧЕСКОГО (ВНУТРЕННЕГО) ОФОРМЛЕНИЯ ВЫСКАЗЫВАНИЯ подразделяется на два вида:

 

 

 

 

АЛАЛИЯ – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.

Синонимы:

§ «дисфазия»

§ «ранняя детская афазия»

§ «афазия развития»

Проявления:

§ не сформирована речевая деятельность ребенка

§ не сформирована система речевых средств (фонетика, грамматика, лексика)

§ страдает мотивация речи

§ грубые семантические дефекты

§ нарушения звукового и слогового состава слова

Причины:

§ органическое поражение ЦНС

§ воспалительные заболевания головного мозга

§ травмы головного мозга

§ кровоизлияния в мозг при родовой патологии

§ тяжелые заболевания (рахит)

2. АФАЗИЯ – полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.

Синонимы:

· « распад речи»

· « утрата речи»

Проявления:

· у ребенка распадается речь в результате черепно-мозговой травмы, нейроинфекции, опухоли головного мозга.

Различают:

Детскую афазию

Раннюю афазию

Афазию у взрослых

Если распад речи произошел у ребенка до 3-х лет, то диагноз «Афазия» не ставится.

НАРУШЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

Встречаются нарушения письменной речи двух типов:

 

 


1. ДИСЛЕКСИЯ – частичное специфическое нарушение процесса чтения.

АЛЕКСИЯ – невозможность овладения чтением.

Проявления:

§ затруднения опознавания букв

§ затруднения слияния букв в слоги и слова

§ аграмматизмы

§ искажение понимания прочитанного

2. ДИСГРАФИЯ – частичное специфическое нарушение процесса письма.

АГРАФИЯ – невозможность овладения письмом.

Проявления:

§ нестойкость оптико-пространственного образа буквы

§ смешение или пропуск букв на письме

§ искажение звукового состава слова

§ искажение структуры предложения.

Таким образом в МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КЛАССИФИКАЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ выделяют 11 видов речевых патологий, из них 9 – нарушения устной речи и 2 – нарушения письменной речи.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...