Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика логопедического воздействия при заикании

Формы логопедической работы при заикании:

· психолого-педагогическое изучение ребенка

· логопедические занятия

· организация самостоятельной работы

· использование в логопедической работе помощь других специалистов

· самообразование и повышение квалификации логопеда

Логопедические занятия проводятся с группой учащихся. Требования к занятиям:

Ø регулярность

Ø систематичность и последовательность

Ø учет индивидуальных особенностей ребенка

Ø опора на сознательность и активность детей

Ø наглядность

Ø прочность полученных навыков правильной речи

Ø вариативность условий тренировки (в логопедическом кабинете, вне его, в жизненных ситуациях)

Ø согласованность с требованиями программы

Ø постоянное присутствие образца правильной речи

Ø правильное документальное оформление

Классическое логопедическое занятие с заикающимися имеет следующую структуру:

1. подготовительная часть:

· организация детского коллектива

· беседы психотерапевтического характера

· речевые зарядки

· повторение и закрепление пройденного материала

· установка на основную часть занятия

2. основная часть

· новый вид речевых упражнений или новые условия проведения

3. заключительная часть

· итог работы детей на занятии (достижения, успехи)

· советы и задания для закрепления вне занятия

«Щадящий режим»:

· оградить психику ребенка от отрицательных факторов воздействия

· создать спокойную обстановку

· не допускать фиксации на дефекте

· выдерживать чередование нагрузки и отдыха

· оградить ребенка от перегрузок

Пути стимуляции ребенка на занятии:

· убеждать, увлекать, заинтересовывать

· использовать ТСО (магнитофон, проигрыватель)

· занимательность и доступность материала

· добиваться успехов, осознаваемых ребенком

· частая смена обстановки на занятии

· приглашение на занятие родителей

Если у ребенка проявился речевой спазм на занятии:

а) при незначительной запинке – попросить повторить фразу, завуалировав причину «Скажи погромче», «Скажи медленнее». Если повторил без запинки – обратить на это внимание ребенка.

б) если сильный спазм

n задать наводящий вопрос

n подсказать ответ

n проговорить фразу сопряженно

в) если длительный речевой спазм

n перейти на более легкий материал – сопряженное и отраженное проговаривание

Логопед должен четко знать, в каких случаях у конкретного ребенка возможны запинки:

· трудные звуки

· начало фразы

· обстановка

Эффективные приемы на этапе спонтанной речи:

î поменяться с ребенком ролями (он задает вопросы, следит за речью других детей)

î импровизированные игры, обыгрывание ситуаций («На приеме у врача», «За столом», «В магазине»)

î разыгрывание сюжета знакомой сказки

î подготовка и проведение утренников

Этапы подготовки выступления на утреннике:

î репетиция «ЛОГОПЕД – РЕБЕНОК»

î репетиция с родителями дома

î выступление на занятии перед другими детьми

î выступление на утреннике

ТСО в работе с заикающимися:

1. Аппарат Деражне – эффект звукозаглушения

2. Аппарат «Эхо» -- 2 магнитофона с приставкой – эффект эха

3. Аппарат Раздольского – звукоусиление речи

4. Звукозаписывающая аппаратура

5. звуковоспроизводящая аппаратура

Факторы, влияющие на усиление или ослабление заикания.

1 фактор: Степень самостоятельности речи заикающегося.

Частота и сила судорог зависит от того, говорит ли ребенок сам или делает это с помощью логопеда. Следует соблюдать этапы усложнения речи:

Ø сопряженная (проговаривают материал ребенок и логопед вместе)

Ø отраженная речь (ребенок повторяет за логопедом)

Ø вопросно-ответная речь (элементы самостоятельной речи). Самые трудные вопросы: ЧТО ДЕЛАЕТ? ДЛЯ ЧЕГО? ПОЧЕМУ?

Ø рассказ, пересказ

Ø спонтанная речь

2 фактор: Степень подготовленности речи

Следует соблюдать следующую последовательность:

Ø воспроизведение текста, заученного наизусть

Ø воспроизведение отрепетированного вслух текста

Ø воспроизведение мысленно продуманного текста

Ø экспромт

3 фактор: Степень сложности речевой структуры.

Сложности в речи возникают с усложнением материала. Возрастание его сложности можно отразить в схеме:

 

 


4 фактор: Степень громкости речи.

Последовательность упражнений:

Ø беззвучно

Ø шепотом

Ø тихо

Ø громко

Ø обычным голосом

5 фактор: Степень плавности и ритмичности речи.

Последовательность упражнений:

Ø пение

Ø пение с движением

Ø ритмизированная речь (стихи, проза) в сопровождении движения

Ø ритмизированная речь без движения

Ø опора на гласные звуки

Ø разнометрическая речь

6 фактор: Обстановка, окружение.

Условия формирования правильной речи:

Ø тренировки в знакомой обстановке

Ø тренировки в малознакомой обстановке

Ø тренировка в общении с близкими людьми

Ø тренировка в общении с малознакомыми людьми

Ø тренировка в общении с незнакомыми людьми.

Логопедические технологии формирования связной речи

(по Беляевой)

Коррекция заикания предполагает решение 3 основных задач:

Ä формирование навыка плавной речи

Ä воспитание личности заикающегося

Ä профилактика рецидивов и хроникации заикания

Решение логопедической задачи (1) связано с применением целого ряда логопедических технологий:

Ä Торможение патологических речедвигательных стереотипов

Ä Регуляция эмоционального состояния

Ä Развитие координации и ритмизации движений

Ä Формирование речевого дыхания

Ä Формирование навыков рациональной голосоподачи и голосоведения

Ä Развитие просодической стороны речи

Ä Развитие планирующей функции речи

1. Торможение патологических речедвигательных стереотипов

При заикании образуется «замкнутый круг» патологических мышечных возбуждений – судороги мышц речевого аппарата становятся генератором последующих судорог.

Поэтому необходимо проведение специальных речевых режимов:

Ø Режим молчания

Ø Режим ограничения речи

Ø «щадящий» речевой режим

Ø «специальный охранительный режим»

Специальный охранительный режим – это оздоровительное мероприятие, в которое входят:

Ø четкий распорядок дня

n плавный переход между видами деятельности ребенка

n медикаментозное лечение в случае нарушений сна, фобий, тревожности

n исключение ярких впечатлений (гости, телевидение)

n сужение круга общения

Ø ограничение речевого общения (ДА, НЕТ, однословные предложения) – в общении с ребенком и взрослых между собой

Режим ограничения речи: от 10 до 14 дней. Может плавно переходить в щадящий речевой режим, во время которого речевая активность постепенно увеличивается. Его длительность индивидуальна.

У подростков и взрослых может быть режим молчания – от 1 до 10-12 суток.

В период ограничения речи используют техники невербального общения:

n жесты

n мимику

n пантомимику

2. Регуляция эмоционального состояния.

Связывают с нормализацией мышечного напряжения. Расслабление мышц ведет к эмоциональному покою.

Используют аутогенные тренировки. Основным методом аутогенной тренировки является РАСШИРЕННАЯ ФОРМУЛА СПОКОЙСТВИЯ. Она включает:

n мышечную релаксацию

n регуляцию вегетативных функций

Методика тренировки зависит от возраста заикающегося. Для детей:

n сначала игровые упражнения (напряжение – расслабление)

n потом – сеанс релаксации

1. Последовательность игровых упражнений на расслабление:

· для расслабления мышц рук, ног, туловища

· для расслабления мышц плечевого пояса и шеи

· для расслабления мышц артикуляционного аппарата

Примеры игровых упражнений:

«БРЕВНЫШКИ-ВЕРЕВОЧКИ» -- поднять руки в стороны, слегка наклонившись вперед. Напрячь мышцы рук, сжав пальцы в кулак – «Бревнышки». Уронить расслабленные руки, пассивно покачивая ими – «Веревочки».

«НЕЗНАЙКА» -- поднять плечи как можно выше, а затем свободно опустить их вниз.

«ХМУРЫЙ РЕБЕНОК» --наморщить лоб, подняв брови на 5-10 секунд, концентрируя внимание на напряжении в области лба.

«СПАТЬ ХОЧЕТСЯ» -- зевнуть легко, более глубоко, закрыв глаза и растянув мышцы рта.

2. Сеанс релаксации (проводит логопед)

МЫ УСПОКАИВАЕМСЯ. МЫ ОТДЫХАЕМ.

ГЛАЗКИ ЗАКРЫТЫ

РУЧКИ УСТАЛЫЕ, ТЯЖЕЛЫЕ, ОТДЫХАЮТ.

НОЖКИ УСТАЛЫЕ, ТЯЖЕЛЫЕ, ОТДЫХАЮТ.

КАК ХОРОШО И ПРИЯТНО ОТДОХНУТЬ.

От 2 до 5 минут длится сеанс релаксации. Каждая формула проговаривается 2-3 раза. Голос мягкий, тихий, темп речи – замедленный.

Показатели расслабления:

· спокойное выражение лица

· ритмичное дыхание

3. Релаксация через образные представления

МЫ ПРИШЛИ НА ЛЕСНУЮ ПОЛЯНКУ. ТРАВКА НА НЕЙ ЗЕЛЕНАЯ, МЯГКАЯ. ГРЕЕТ НАШЕ ТЕЛО ТЕПЛОЕ СОЛНЫШКО. КАК ПРИЯТНО ОТДЫХАТЬ!

Из положения лежа дети переводятся в положение сидя – «поза кучера»

4. Релаксация с «формулами правильной речи»

МЫ ГОВОРИМ НЕТОРОПЛИВО И СПОКОЙНО.

НАША РЕЧЬ СЛИТНАЯ И ПЛАВНАЯ.

МЫ ГОВОРИМ СМЕЛО и т.д.

Это внушение делается:

- достаточно громким голосом

- с уверенной интонацией

- с соблюдением речевых правил

Речевые тренипровки закрепляют слуховые и кинестетические ощущения правильной речи.

5. Прием мысленного представления ситуации, трудной для речевого общения.

Это происходит по схеме:

РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ ВЕГЕТАТИВНАЯ РЕАКЦИЯ РАСШИРЕННАЯ ФОРМУЛА СПОКОЙСТВИЯ РАССЛАБЛЕНИЕ И УСПОКОЕНИЕ С ТРЕНИРОВКОЙ РЕЧИ

3. Развитие координации и ритмизации движений.

Происходит посредством логопедической ритмики.

1. Ритмическая разминка:

· развитие движений под музыку

· умение менять ритм и темпдвижений

· создание настроения на занятии

Используют маршировки со сменой направлений

2. Упражнения, регулирующие мышечный тонус

· снижение мышечного напряжения

· воспитание пластичности

Упражнение: дети стоят в кругу. Под музыку – спокойное качание рук вперед—назад.

3. Упражнения для развития чувства ритма и темпа

· ритмизация движений

· ходьба, отстукивание, отхлопывание под музыку

· пропевание слогов и слов

Упражнение: отхлопать мелодию песни «Петушок»!!!!!!,!!!!!!

4. Упражнения на развитие координации речи с движением

· ритмизация устной речи

· движения + проговаривание под музыку

Упражнение:

ПЕРЕД НАМИ ЛУГ ШИРОКИЙ руки в стороны

А НАД НАМИ ДУБ ВЫСОКИЙ на носки, руки вверх

А НАД НАМИ СОСНЫ, ЕЛИ наклоны в стороны, покачивания

ГОЛОВАМИ ЗАШУМЕЛИ. руками над головой

5. Пение

· нормализация темпа речи

· нормализация речевого дыхания

6. Игра

· закрепление полученных навыков

Особая задача – развитие чувства ритма в речи.

1. Послоговой ритм (ТЕППИНГ)

Проговаривание каждого слога сопровождается отбиванием ритма раскрытой ладонью ведущей руки о твердую поверхность. Удар приходится на гласный звук. Темп сначала замедленный, а потом нормальный.

Особое внимание – интонации речи. При паузе рука все равно отбивает ритм

2. Полный стиль произнесения (без редуцирования): ТАЗИК – ТАЗК.

3. Пословный ритм.

Движение всей руки в сочетании с произнесением каждого слова фразы (в виде «8» -- от себя и к себе)

4. Формирование речевого дыхания

У заикающихся:

· могут быть судороги в речевом аппарате

· недостаточный объем вдыхаемого воздуха перед речью

· укороченный речевой выдох

· раскоординированность дыхания и фонации

Методические указания для дыхательных упражнений:

Ø ребенок не должен фиксировать внимание на вдохе и выдохе

Ø дыхательные упражнения для детей организованы в виде игры

Ø все дыхательные упражнения связаны с двумя движениями: охват грудной клетки из положения «в стороны» или из положения «сверху вниз»

Ø сочетание выдоха с артикуляцией согласных или фонацией гласных

Упражнения «Задуй свечку», «Надуй шарик» и т.д.

Все инструкции должны касаться только выдоха (Кроме «Парадоксальной гимнастики Стрельниковой»)

Затем:

1. развитие длительного фонационного выдоха (начинают с гласных)

2. формирование собственного речевого выдоха (слоги, слова, фразы)

5. Формирование навыков рациональной голосоподачи и голосоведения.

У заикающихся отмечается:

· интонационная незавершенность окончания фразы

· нарушение ударения внутри фразы

· интонационная бедность речи

· отсутствие паузы в конце фразы

Последовательность работы:

î передача основных видов интонации «!», «?» с помощью гласных и жеста --! и @ --?

î передача основных видов интонации с помощью слога, слова, фразы

î использование междометий

î выделение значимого слова логическим ударением

î паузирование

î интонационное членение текста

6. Развитие планирующей функции речи

Начинают с внутреннего проговаривания (по А.А.Леонтьеву) – возможность отобрать лексику и грамматику и элементарных речевых заданий

Различают несколько постепенно усложняющихся этапов развития планирующей функции речи в зависимости от ведущеей формы речи на каждом из них.

Сопряженная речь – одновременное проговаривание ребенка и логопеда

Ä ребенок контролирует артикуляцию логопеда

Ä создается игровая ситуация с непосредственным предъявлением называемых предметов

Ä постепенно количество слов во фразе увеличивается до 4-5 и более

Отраженная речь – повторение вслед за логопедом слов, фраз. Позднее вводится повторение 2-4 строфных стихов

Ответы на вопросы по знакомым картинкам – вопрос задается таким образом, чтобы ребенок мог использовать для ответа слова вопроса.

Например: КТО ИГРАЕТ С КОТЕНКОМ? – ДЕВОЧКА ИГРАЕТ С КОТЕНКОМ.

Постепенно ответы ребенка становятся более распространенными и самостоятельными.

Самостоятельное описание картинок – самостоятельное построение фразы.

Используется для работы над речью процесс и результат деятельности ребенка (рисование, лепка, конструирование)

Логопед в диалоге:

- уточняет процесс деятельности ребенка

- уточняет материал деятельности

- обсуждает с ребенком результаты деятельности

Пересказ прослушанного небольшого текста.

Текст:

- должен иметь четкую композицию

- должен иметь четкую последовательность действий

Полезно:

q обыгрывание сюжета с помощью игрушек, картинок

q инсценировка рассказов

Уделяется особое внимание правильному грамматическому оформлению фразы.

Спонтанная речь – вводится в сюжетно-ролевых играх – «Овощной магазин», «Школа» и др. Детям дается определенная роль и они самостоятельно ведут диалог.

Затем дети учатся самостоятельно составлять творческие рассказы без наглядного материала на заданную тему.

Инструментальные методы воздействия

1. Аппараты «ЭХО», «АИР» -- регуляция речи:

Ä речь замедляется

Ä увеличивается сила голоса

Ä улучшается артикуляция

2. Усиление речи через громкоговорители:

Ä меньше напрягаются мышцы речевого аппарата

Ä используется мягкая атака голоса

3. Аппараты заглушения речи:

Ä снижается контроль ребенка за процессом высказывания

4. Компьютерная программа «Видимая речь».

Используют следующие модули –

- «Длительный речевой выдох»

- «Изменение высоты голоса»

- «Интонация»

- «Громкость и высота»

Использование приемов логопедического массажа

Применяется совокупность приемов механического воздействия на различные участки поверхности тела, которые связаны с обеспечением речевой деятельности.

При массаже:

· раздражаются рецепторы кожи

· улучшается кровоснабжение

· улучшается питание тканей

· усиливается отток крови

· улучшается лимфоток

· улучшаются обменные процессы.

Это приводит к

· снижению тонуса мышц при спазмах

· повышению тонуса мышц при гипотонии

· уменьшению скованности речевого аппарата

· улучшению эмоционального состояния

 

12. Нарушения голоса

 

Нарушения голоса – отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата.

Нарушения голоса проявляется в двух основных видах: афония и дисфония

Афония – полное отсутствие голоса

Дисфония – частичное нарушение высоты, силы и тембра голоса

Голос характеризуется следующими признаками:

· высота – частота колебания голосовых складок

· громкость (сила голоса) – степень смыкания голосовых складок и амплитуда их колебания

· тембр – индивидуальная окраска голоса (особенность строения гортани)

· диапазон – количество тонов голоса (у взрослых – 4-5, у детей – 2-3)

Проявления нарушений голоса:

v отсутствие голоса или его расстройства

v голосовое утомление

v субъективные ощущения (боль, давление, жжение, спазм …)

Фонопедия – комплекс педагогических мер фоздействия при нарушениях голоса

Органические нарушения голоса – вследствие анатомических изменений или хронических воспалительных процессов голосового аппарата.

 

 

 


Периферические органические нарушения голоса бывают

v при парезах, параличах гортани

v при травмах гортани

v при ларингитах

Симптомы:

· голос теряет нормальное звучание

· голосовая утомляемость

· охриплость

· рефлекторный кашель

· затрудненность дыхания

· поперхивания

Центральные органические нарушения голоса бывают

v при поражениях головного мозга

v при ДЦП

Эти нарушения хронические и сами не исчезают. Требуются фонопедические мероприятия. Нарушения не влияют на развитие и формирование речи.

Функциональные нарушения голоса – вследствие функциональных, временных расстройств голосообразования.

Причины:

· голосовое переутомление

· плохая постановка голоса при вокале

· инфекционные заболевания

· психические заболевания (истерия)

К периферическим функциональным нарушениям голоса относятся:

фоностения

гипо- гипертонусная афония

дисфония

Фоностения – нарушения голоса без видимых изменений в голосовом аппарате (чаще носит профессиональный характер)

Причины:

· психотравмы

· эмоциональные перегрузки

· несоблюдение гигиены голоса

Проявления:

- нарушения координации дыхания и фонации

- невозможность владеть голосом

Гипотонусная афония (дисфония) -- обусловлена порезами мышц гортани.

Причины:

· инфекции

· перенапряжение голоса

Проявления:

- голосовые складки в момент фонации полностью не смыкаются

- осиплость

- боли в мышцах шеи, затылка, грудной клетки

Гипертонусная дисфония – повышенный тонус гортанных мышц, тонический спазм

Причины:

· перенапряжение голоса, привычка говорить громко и много

Ринофония и ринолалия – нарушения голоса при патологической назализации

Функциональные нарушения голоса центрального происхождения

Функциональная (психогенная) афония

Причина – реакция на психотравму у истеричных особ

Проявления:

· сохранны кашель, звучный смех

· возможны рецидивы

· длительность течения

Методы исследования голосового аппарата (делают отолярингологи)

Ø ларингоскопия – осмотр гортани с помощью зеркала

Ø лярингостробоскопия – осмотр с помощью специального прибора – можно наблюдать колебания складок

Ø рентгенография

Ø томография

Ø электромиография – игольчатый электрод вводится в толщу мышцы

Ø глоттография

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...