Методика логопедического воздействия при заикании
Формы логопедической работы при заикании: · психолого-педагогическое изучение ребенка · логопедические занятия · организация самостоятельной работы · использование в логопедической работе помощь других специалистов · самообразование и повышение квалификации логопеда Логопедические занятия проводятся с группой учащихся. Требования к занятиям: Ø регулярность Ø систематичность и последовательность Ø учет индивидуальных особенностей ребенка Ø опора на сознательность и активность детей Ø наглядность Ø прочность полученных навыков правильной речи Ø вариативность условий тренировки (в логопедическом кабинете, вне его, в жизненных ситуациях) Ø согласованность с требованиями программы Ø постоянное присутствие образца правильной речи Ø правильное документальное оформление Классическое логопедическое занятие с заикающимися имеет следующую структуру: 1. подготовительная часть: · организация детского коллектива · беседы психотерапевтического характера · речевые зарядки · повторение и закрепление пройденного материала · установка на основную часть занятия 2. основная часть · новый вид речевых упражнений или новые условия проведения 3. заключительная часть · итог работы детей на занятии (достижения, успехи) · советы и задания для закрепления вне занятия «Щадящий режим»: · оградить психику ребенка от отрицательных факторов воздействия · создать спокойную обстановку · не допускать фиксации на дефекте · выдерживать чередование нагрузки и отдыха · оградить ребенка от перегрузок Пути стимуляции ребенка на занятии: · убеждать, увлекать, заинтересовывать
· использовать ТСО (магнитофон, проигрыватель) · занимательность и доступность материала · добиваться успехов, осознаваемых ребенком · частая смена обстановки на занятии · приглашение на занятие родителей Если у ребенка проявился речевой спазм на занятии: а) при незначительной запинке – попросить повторить фразу, завуалировав причину «Скажи погромче», «Скажи медленнее». Если повторил без запинки – обратить на это внимание ребенка. б) если сильный спазм n задать наводящий вопрос n подсказать ответ n проговорить фразу сопряженно в) если длительный речевой спазм n перейти на более легкий материал – сопряженное и отраженное проговаривание Логопед должен четко знать, в каких случаях у конкретного ребенка возможны запинки: · трудные звуки · начало фразы · обстановка Эффективные приемы на этапе спонтанной речи: î поменяться с ребенком ролями (он задает вопросы, следит за речью других детей) î импровизированные игры, обыгрывание ситуаций («На приеме у врача», «За столом», «В магазине») î разыгрывание сюжета знакомой сказки î подготовка и проведение утренников Этапы подготовки выступления на утреннике: î репетиция «ЛОГОПЕД – РЕБЕНОК» î репетиция с родителями дома î выступление на занятии перед другими детьми î выступление на утреннике ТСО в работе с заикающимися: 1. Аппарат Деражне – эффект звукозаглушения 2. Аппарат «Эхо» -- 2 магнитофона с приставкой – эффект эха 3. Аппарат Раздольского – звукоусиление речи 4. Звукозаписывающая аппаратура 5. звуковоспроизводящая аппаратура Факторы, влияющие на усиление или ослабление заикания. 1 фактор: Степень самостоятельности речи заикающегося. Частота и сила судорог зависит от того, говорит ли ребенок сам или делает это с помощью логопеда. Следует соблюдать этапы усложнения речи: Ø сопряженная (проговаривают материал ребенок и логопед вместе)
Ø отраженная речь (ребенок повторяет за логопедом) Ø вопросно-ответная речь (элементы самостоятельной речи). Самые трудные вопросы: ЧТО ДЕЛАЕТ? ДЛЯ ЧЕГО? ПОЧЕМУ? Ø рассказ, пересказ Ø спонтанная речь 2 фактор: Степень подготовленности речи Следует соблюдать следующую последовательность: Ø воспроизведение текста, заученного наизусть Ø воспроизведение отрепетированного вслух текста Ø воспроизведение мысленно продуманного текста Ø экспромт 3 фактор: Степень сложности речевой структуры. Сложности в речи возникают с усложнением материала. Возрастание его сложности можно отразить в схеме:
4 фактор: Степень громкости речи. Последовательность упражнений: Ø беззвучно Ø шепотом Ø тихо Ø громко Ø обычным голосом 5 фактор: Степень плавности и ритмичности речи. Последовательность упражнений: Ø пение Ø пение с движением Ø ритмизированная речь (стихи, проза) в сопровождении движения Ø ритмизированная речь без движения Ø опора на гласные звуки Ø разнометрическая речь 6 фактор: Обстановка, окружение. Условия формирования правильной речи: Ø тренировки в знакомой обстановке Ø тренировки в малознакомой обстановке Ø тренировка в общении с близкими людьми Ø тренировка в общении с малознакомыми людьми Ø тренировка в общении с незнакомыми людьми. Логопедические технологии формирования связной речи (по Беляевой) Коррекция заикания предполагает решение 3 основных задач: Ä формирование навыка плавной речи Ä воспитание личности заикающегося Ä профилактика рецидивов и хроникации заикания Решение логопедической задачи (1) связано с применением целого ряда логопедических технологий: Ä Торможение патологических речедвигательных стереотипов Ä Регуляция эмоционального состояния Ä Развитие координации и ритмизации движений Ä Формирование речевого дыхания Ä Формирование навыков рациональной голосоподачи и голосоведения Ä Развитие просодической стороны речи Ä Развитие планирующей функции речи 1. Торможение патологических речедвигательных стереотипов
При заикании образуется «замкнутый круг» патологических мышечных возбуждений – судороги мышц речевого аппарата становятся генератором последующих судорог. Поэтому необходимо проведение специальных речевых режимов: Ø Режим молчания Ø Режим ограничения речи Ø «щадящий» речевой режим Ø «специальный охранительный режим» Специальный охранительный режим – это оздоровительное мероприятие, в которое входят: Ø четкий распорядок дня n плавный переход между видами деятельности ребенка n медикаментозное лечение в случае нарушений сна, фобий, тревожности n исключение ярких впечатлений (гости, телевидение) n сужение круга общения Ø ограничение речевого общения (ДА, НЕТ, однословные предложения) – в общении с ребенком и взрослых между собой Режим ограничения речи: от 10 до 14 дней. Может плавно переходить в щадящий речевой режим, во время которого речевая активность постепенно увеличивается. Его длительность индивидуальна. У подростков и взрослых может быть режим молчания – от 1 до 10-12 суток. В период ограничения речи используют техники невербального общения: n жесты n мимику n пантомимику 2. Регуляция эмоционального состояния. Связывают с нормализацией мышечного напряжения. Расслабление мышц ведет к эмоциональному покою. Используют аутогенные тренировки. Основным методом аутогенной тренировки является РАСШИРЕННАЯ ФОРМУЛА СПОКОЙСТВИЯ. Она включает: n мышечную релаксацию n регуляцию вегетативных функций Методика тренировки зависит от возраста заикающегося. Для детей: n сначала игровые упражнения (напряжение – расслабление) n потом – сеанс релаксации 1. Последовательность игровых упражнений на расслабление: · для расслабления мышц рук, ног, туловища · для расслабления мышц плечевого пояса и шеи · для расслабления мышц артикуляционного аппарата Примеры игровых упражнений: «БРЕВНЫШКИ-ВЕРЕВОЧКИ» -- поднять руки в стороны, слегка наклонившись вперед. Напрячь мышцы рук, сжав пальцы в кулак – «Бревнышки». Уронить расслабленные руки, пассивно покачивая ими – «Веревочки».
«НЕЗНАЙКА» -- поднять плечи как можно выше, а затем свободно опустить их вниз. «ХМУРЫЙ РЕБЕНОК» --наморщить лоб, подняв брови на 5-10 секунд, концентрируя внимание на напряжении в области лба. «СПАТЬ ХОЧЕТСЯ» -- зевнуть легко, более глубоко, закрыв глаза и растянув мышцы рта. 2. Сеанс релаксации (проводит логопед) МЫ УСПОКАИВАЕМСЯ. МЫ ОТДЫХАЕМ. ГЛАЗКИ ЗАКРЫТЫ РУЧКИ УСТАЛЫЕ, ТЯЖЕЛЫЕ, ОТДЫХАЮТ. НОЖКИ УСТАЛЫЕ, ТЯЖЕЛЫЕ, ОТДЫХАЮТ. КАК ХОРОШО И ПРИЯТНО ОТДОХНУТЬ. От 2 до 5 минут длится сеанс релаксации. Каждая формула проговаривается 2-3 раза. Голос мягкий, тихий, темп речи – замедленный. Показатели расслабления: · спокойное выражение лица · ритмичное дыхание 3. Релаксация через образные представления МЫ ПРИШЛИ НА ЛЕСНУЮ ПОЛЯНКУ. ТРАВКА НА НЕЙ ЗЕЛЕНАЯ, МЯГКАЯ. ГРЕЕТ НАШЕ ТЕЛО ТЕПЛОЕ СОЛНЫШКО. КАК ПРИЯТНО ОТДЫХАТЬ! Из положения лежа дети переводятся в положение сидя – «поза кучера» 4. Релаксация с «формулами правильной речи» МЫ ГОВОРИМ НЕТОРОПЛИВО И СПОКОЙНО. НАША РЕЧЬ СЛИТНАЯ И ПЛАВНАЯ. МЫ ГОВОРИМ СМЕЛО и т.д. Это внушение делается: - достаточно громким голосом - с уверенной интонацией - с соблюдением речевых правил Речевые тренипровки закрепляют слуховые и кинестетические ощущения правильной речи. 5. Прием мысленного представления ситуации, трудной для речевого общения. Это происходит по схеме: РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ ВЕГЕТАТИВНАЯ РЕАКЦИЯ РАСШИРЕННАЯ ФОРМУЛА СПОКОЙСТВИЯ РАССЛАБЛЕНИЕ И УСПОКОЕНИЕ С ТРЕНИРОВКОЙ РЕЧИ 3. Развитие координации и ритмизации движений. Происходит посредством логопедической ритмики. 1. Ритмическая разминка: · развитие движений под музыку · умение менять ритм и темпдвижений · создание настроения на занятии Используют маршировки со сменой направлений 2. Упражнения, регулирующие мышечный тонус · снижение мышечного напряжения · воспитание пластичности Упражнение: дети стоят в кругу. Под музыку – спокойное качание рук вперед—назад. 3. Упражнения для развития чувства ритма и темпа · ритмизация движений · ходьба, отстукивание, отхлопывание под музыку · пропевание слогов и слов Упражнение: отхлопать мелодию песни «Петушок»!!!!!!,!!!!!! 4. Упражнения на развитие координации речи с движением · ритмизация устной речи · движения + проговаривание под музыку Упражнение: ПЕРЕД НАМИ ЛУГ ШИРОКИЙ руки в стороны А НАД НАМИ ДУБ ВЫСОКИЙ на носки, руки вверх А НАД НАМИ СОСНЫ, ЕЛИ наклоны в стороны, покачивания ГОЛОВАМИ ЗАШУМЕЛИ. руками над головой 5. Пение · нормализация темпа речи · нормализация речевого дыхания 6. Игра · закрепление полученных навыков
Особая задача – развитие чувства ритма в речи. 1. Послоговой ритм (ТЕППИНГ) Проговаривание каждого слога сопровождается отбиванием ритма раскрытой ладонью ведущей руки о твердую поверхность. Удар приходится на гласный звук. Темп сначала замедленный, а потом нормальный. Особое внимание – интонации речи. При паузе рука все равно отбивает ритм 2. Полный стиль произнесения (без редуцирования): ТАЗИК – ТАЗК. 3. Пословный ритм. Движение всей руки в сочетании с произнесением каждого слова фразы (в виде «8» -- от себя и к себе) 4. Формирование речевого дыхания У заикающихся: · могут быть судороги в речевом аппарате · недостаточный объем вдыхаемого воздуха перед речью · укороченный речевой выдох · раскоординированность дыхания и фонации Методические указания для дыхательных упражнений: Ø ребенок не должен фиксировать внимание на вдохе и выдохе Ø дыхательные упражнения для детей организованы в виде игры Ø все дыхательные упражнения связаны с двумя движениями: охват грудной клетки из положения «в стороны» или из положения «сверху вниз» Ø сочетание выдоха с артикуляцией согласных или фонацией гласных Упражнения «Задуй свечку», «Надуй шарик» и т.д. Все инструкции должны касаться только выдоха (Кроме «Парадоксальной гимнастики Стрельниковой») Затем: 1. развитие длительного фонационного выдоха (начинают с гласных) 2. формирование собственного речевого выдоха (слоги, слова, фразы) 5. Формирование навыков рациональной голосоподачи и голосоведения. У заикающихся отмечается: · интонационная незавершенность окончания фразы · нарушение ударения внутри фразы · интонационная бедность речи · отсутствие паузы в конце фразы Последовательность работы: î передача основных видов интонации «!», «?» с помощью гласных и жеста --! и @ --? î передача основных видов интонации с помощью слога, слова, фразы î использование междометий î выделение значимого слова логическим ударением î паузирование î интонационное членение текста 6. Развитие планирующей функции речи Начинают с внутреннего проговаривания (по А.А.Леонтьеву) – возможность отобрать лексику и грамматику и элементарных речевых заданий Различают несколько постепенно усложняющихся этапов развития планирующей функции речи в зависимости от ведущеей формы речи на каждом из них. Сопряженная речь – одновременное проговаривание ребенка и логопеда Ä ребенок контролирует артикуляцию логопеда Ä создается игровая ситуация с непосредственным предъявлением называемых предметов Ä постепенно количество слов во фразе увеличивается до 4-5 и более Отраженная речь – повторение вслед за логопедом слов, фраз. Позднее вводится повторение 2-4 строфных стихов Ответы на вопросы по знакомым картинкам – вопрос задается таким образом, чтобы ребенок мог использовать для ответа слова вопроса. Например: КТО ИГРАЕТ С КОТЕНКОМ? – ДЕВОЧКА ИГРАЕТ С КОТЕНКОМ. Постепенно ответы ребенка становятся более распространенными и самостоятельными. Самостоятельное описание картинок – самостоятельное построение фразы. Используется для работы над речью процесс и результат деятельности ребенка (рисование, лепка, конструирование) Логопед в диалоге: - уточняет процесс деятельности ребенка - уточняет материал деятельности - обсуждает с ребенком результаты деятельности Пересказ прослушанного небольшого текста. Текст: - должен иметь четкую композицию - должен иметь четкую последовательность действий Полезно: q обыгрывание сюжета с помощью игрушек, картинок q инсценировка рассказов Уделяется особое внимание правильному грамматическому оформлению фразы. Спонтанная речь – вводится в сюжетно-ролевых играх – «Овощной магазин», «Школа» и др. Детям дается определенная роль и они самостоятельно ведут диалог. Затем дети учатся самостоятельно составлять творческие рассказы без наглядного материала на заданную тему. Инструментальные методы воздействия 1. Аппараты «ЭХО», «АИР» -- регуляция речи: Ä речь замедляется Ä увеличивается сила голоса Ä улучшается артикуляция 2. Усиление речи через громкоговорители: Ä меньше напрягаются мышцы речевого аппарата Ä используется мягкая атака голоса 3. Аппараты заглушения речи: Ä снижается контроль ребенка за процессом высказывания 4. Компьютерная программа «Видимая речь». Используют следующие модули – - «Длительный речевой выдох» - «Изменение высоты голоса» - «Интонация» - «Громкость и высота» Использование приемов логопедического массажа Применяется совокупность приемов механического воздействия на различные участки поверхности тела, которые связаны с обеспечением речевой деятельности. При массаже: · раздражаются рецепторы кожи · улучшается кровоснабжение · улучшается питание тканей · усиливается отток крови · улучшается лимфоток · улучшаются обменные процессы. Это приводит к · снижению тонуса мышц при спазмах · повышению тонуса мышц при гипотонии · уменьшению скованности речевого аппарата · улучшению эмоционального состояния
12. Нарушения голоса
Нарушения голоса – отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Нарушения голоса проявляется в двух основных видах: афония и дисфония Афония – полное отсутствие голоса Дисфония – частичное нарушение высоты, силы и тембра голоса Голос характеризуется следующими признаками: · высота – частота колебания голосовых складок · громкость (сила голоса) – степень смыкания голосовых складок и амплитуда их колебания · тембр – индивидуальная окраска голоса (особенность строения гортани) · диапазон – количество тонов голоса (у взрослых – 4-5, у детей – 2-3) Проявления нарушений голоса: v отсутствие голоса или его расстройства v голосовое утомление v субъективные ощущения (боль, давление, жжение, спазм …) Фонопедия – комплекс педагогических мер фоздействия при нарушениях голоса Органические нарушения голоса – вследствие анатомических изменений или хронических воспалительных процессов голосового аппарата.
Периферические органические нарушения голоса бывают v при парезах, параличах гортани v при травмах гортани v при ларингитах Симптомы: · голос теряет нормальное звучание · голосовая утомляемость · охриплость · рефлекторный кашель · затрудненность дыхания · поперхивания Центральные органические нарушения голоса бывают v при поражениях головного мозга v при ДЦП Эти нарушения хронические и сами не исчезают. Требуются фонопедические мероприятия. Нарушения не влияют на развитие и формирование речи. Функциональные нарушения голоса – вследствие функциональных, временных расстройств голосообразования. Причины: · голосовое переутомление · плохая постановка голоса при вокале · инфекционные заболевания · психические заболевания (истерия) К периферическим функциональным нарушениям голоса относятся: фоностения гипо- гипертонусная афония дисфония Фоностения – нарушения голоса без видимых изменений в голосовом аппарате (чаще носит профессиональный характер) Причины: · психотравмы · эмоциональные перегрузки · несоблюдение гигиены голоса Проявления: - нарушения координации дыхания и фонации - невозможность владеть голосом Гипотонусная афония (дисфония) -- обусловлена порезами мышц гортани. Причины: · инфекции · перенапряжение голоса Проявления: - голосовые складки в момент фонации полностью не смыкаются - осиплость - боли в мышцах шеи, затылка, грудной клетки Гипертонусная дисфония – повышенный тонус гортанных мышц, тонический спазм Причины: · перенапряжение голоса, привычка говорить громко и много Ринофония и ринолалия – нарушения голоса при патологической назализации Функциональные нарушения голоса центрального происхождения Функциональная (психогенная) афония Причина – реакция на психотравму у истеричных особ Проявления: · сохранны кашель, звучный смех · возможны рецидивы · длительность течения Методы исследования голосового аппарата (делают отолярингологи) Ø ларингоскопия – осмотр гортани с помощью зеркала Ø лярингостробоскопия – осмотр с помощью специального прибора – можно наблюдать колебания складок Ø рентгенография Ø томография Ø электромиография – игольчатый электрод вводится в толщу мышцы Ø глоттография
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|