Методика логопедического воздействия при дизартрии
Базируется на: § знании структуры речевого дефекта при различных формах дизартрии § знании механизмов нарушений общей и артикуляционной моторики § учете индивидуальных особенностей ребенка Система логопедического воздействия носит комплексный характер: Ä коррекция звукопроизношения + формирование звукового анализа и синтеза + развитие лексико-грамматической стороны речи + развитие связного высказывания Ä дифференцированный артикуляционный массаж + гимнастика Ä логопедическая ритмика Ä ЛФК + физиотерапия Ä медикаментозное лечение Подготовительный этап коррекционной работы (1-ый этап) Основные цели: · подготовка артикуляционного аппарата · воспитание потребности в речевом общении · развитие и уточнение пассивного словаря · коррекция дыхания и голоса · развитие сенсорных функций (слуховое восприятие, звуковой анализ) Если у ребенка отсутствует речь: · стимуляция начальных голосовых реакций · вызывание звукоподражаний · медикаментозное лечение + ЛФК + физиотерапия + массаж. Этап формирования первичных коммуникативных произносительных навыков (2-ой этап) Цели: · развитие речевого общения и звукового анализа · коррекция артикуляционных нарушений · при спастичности: 1. расслабление мышц артикуляционного аппарата, 2. выработка контроля над положением рта, 3. развитие артикуляционных движений, 4. развитие голоса · коррекция речевого дыхания · развитие артикуляционного праксиса Работа по расслаблению мышц речевого аппарата: î мышечное расслабление шейной, грудной мускулатуры, мышц рук î расслабляющий массаж лица (от середины лба к вискам кончиками пальцев в медленном темпе) – дозированно, на те области, где есть повышенный тонус
î пассивно-активные движения (захват и удержание палочек, леденцов, питье через соломинку) î тренировка мышц языка (сначала движения языка вместе с движением нижней челюсти) Выработка контроля за положением рта: î 1 период – упражнения для губ î 2 период – закрывание рта активно-пассивным путем (наклоненная или запрокинутая голова) î 3 период – активные движения по инструкции (открывание-закрывание-вытягивание губ) и имитация по картинкам Артикуляционная гимнастика: î упражнения для мимических мышц (открывание – закрывание глаз, нахмуривание бровей) î упражнения с сопротивлением (с использованием салфетки) î стимуляция мышц корня языка и нижней челюсти (рефлекторное сокращение с помощью шпателя) î стимуляция кончика языка (используются игры) Развитие голоса: î упражнения на координацию деятельности дыхания, фонации и артикуляции Перед голосовой работой необходимо сделать: · артикуляционную гимнастику · массаж · расслабление шейной мускулатуры · специальные упражнения (вращение головы) î произнесение цепочек гласных: ИЭО, ИЭОУАЫ … î произнесение сочетаний звуков: ДОН – ДОН, КАР – КАР, АВ – АВ. î упражнение «АП»: удержание воздуха во рту под давлением Коррекция речевого дыхания: î общие дыхательные упражнения для увеличения объема легких и нормализации ритма î развитие ротового выдоха î упражнения на дыхание с сопротивлением (рука на грудной клетке) î задержка вдоха – медленный продолжительный выдох Упражнения проводят ежедневно по 5-10 минут Развитие артикуляционного праксиса: î потряхивания верхней и нижней губы î опускание и поднимание нижней челюсти î губы пассивно сомкнуты: дуть через губы и раздвигать их î язык помещается и удерживается между зубами
Коррекция звукопроизношения: · требуются контроль зрения, тактильно вибрационный контроль, помощь логопеда в производстве движений · сначала добиваются приближенного произношения звуков î 1-я группа звуков для постановки: А, П, У, М, К, Ы, Н, Х, В, О, Т, С, Л î дифференциация в этой группе осуществляется следующим образом: § ротовые –носовые звуки (М, Н) § внутри группы носовых М – Н § внутри группы взрывных К – Х § гласные А, О, У, Ы § взрывные – фрикативные Т – С î 2-я группа звуков: шипящие, аффрикаты, Р î дифференциация в этой группе: · звуки С – З · звуки Ш – Ж · звуки Ц – Ч · звуки Ч – Щ · звуки Ч –ТЬ · йотированные На этом этапе добиваются четкого произнесения звуков Упражнения для развития моторики: î пальчиковые упражнения î лепка î работа с мозаикой î работа со строительным материалом î рисование, раскрашивание, штриховка (сначала мягким карандашом) Для упражнений с детьми-дизартриками используются специальные приспособления: · эластичный резиновый жгут под челюстью (для укрепления мышц) · полотно для захвата двумя-тремя пальцами пуговиц на резиновых ножках · шнуровки и застежки
9. Нарушение темпа речи
В логопедии выделяют 2 типа нарушений темпа речи:
При нарушениях темпа речи: · нарушается развитие как внешней, так и внутренней речи · речь малопонятна для окружающих · в тяжелых случаях страдает процесс коммуникации Брадилалия -- патологически замедленный темп речи. Причины: · наследственность · экзогенные факторы (интоксикации, астения) · психологические причины (подражание, воспитание) Брадилалия может быть самостоятельным нарушением или симптомом другой патологии (умственной отсталости, ДЦП). Самостоятельное нарушение – у лиц флегматичных, заторможенных. Замедленный темп может быть национальной особенностью – у народов Прибалтики. Проявления: v замедленный темп речи v замедленный темп чтения и письма v монотонность голоса, назализация v удлиннение пауз между словами v удлиннение пауз между звуками в слове v может быть скандированная речь v может быть нарушение звукопроизношения v речь неэстетична, вызывает у окружающих истощение внимания, напряжение, мешает общению
v нарушения общей моторики v нарушения мелкой моторики v нарушения мимики v замедленность восприятия, внимания, памяти, мышления v затруднения переключаемости v необходимость повторения инструкции v склонность к стереотипам v персеверации v нарушения вербальной ориентировки в окружающем Тахилалия – патологически ускоренный темп речи из-за преобладания процессов возбуждения. Различают: v тахилалия, как самостоятельное нарушение речи v функциональная тахилалия (вторичное проявление заикания) v параллельная форма тахилалии (переплетается с другими симптомокомплексами – дизартрией) Проявления: v быстрый темп речи (вместо 10-12 звуков – 20-30 звуков в секунду) v стремительность речи v расстройства речевого внимания v запинки v повторения v проглатывания фонем, слогов, слов v персеверации слогов, слов v искажение структуры предложения v неясность произношения v быстрый темп чтения и письма v нарушения общей моторики (ускоренная ходьба) v нарушения вегетативной нервной системы (потоотделение) v нарушения эмоционально-волевой сферы (вспыльчивость) v отклонения в поведении
1. Баттаризм (парафразия) – неправильное формирование фразы как следствие нарушения речевого внимания. Причины: · психогенные · соматические · вредная привычка Проявления: v недостаточная концентрация речевого внимания v несоответствие темпа мышления и речи v перестановка слов v проглатывания v остановки в речи v расстройство правильного оформления мысли v аграмматизмы v рыхлость предложения v вставка в речь добавочных элементов v нарушения буквенного состава слова 2. Полтерн (спотыкание) – патологически ускоренная речь с наличием прерывистости темпа несудорожного характера. Проявления: v запинки v спотыкания v необоснованные паузы v нарушения общей и речевой моторики v сочетания с другими речевыми нарушениями v аграмматизмы
v провалы, повторения, вставки v внутренний беспорядок мышления Выделяют 4 формы полтерна: Ø полтерн с моторными расстройствами (ускоренная речь + нарушения артикуляции) Ø полтерн с сенсорными расстройствами (трудности нахождения необходимых слов + нарушения внимания) Ø полтерн с общими трудностями формулирования речи при достаточном словаре) Ø полтерн со спотыканием и дополнениями (отдельных гласных, восклицаний) Полтерн наблюдается при следующих заболеваниях: Ø хорее Ø пседобульбарном параличе Ø психопатии Ø олигофрении Ø некоторых психических заболеваниях Коррекция требует комплексного воздействия: n педагоги: нормализация темпа и ритма речи, развитие речи в целом n медики: лекарства, физиотерапия, психотерапия, ЛФК + логоритмика
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|