Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика логопедического воздействия при дизартрии

Базируется на:

§ знании структуры речевого дефекта при различных формах дизартрии

§ знании механизмов нарушений общей и артикуляционной моторики

§ учете индивидуальных особенностей ребенка

Система логопедического воздействия носит комплексный характер:

Ä коррекция звукопроизношения + формирование звукового анализа и синтеза + развитие лексико-грамматической стороны речи + развитие связного высказывания

Ä дифференцированный артикуляционный массаж + гимнастика

Ä логопедическая ритмика

Ä ЛФК + физиотерапия

Ä медикаментозное лечение

Подготовительный этап коррекционной работы (1-ый этап)

Основные цели:

· подготовка артикуляционного аппарата

· воспитание потребности в речевом общении

· развитие и уточнение пассивного словаря

· коррекция дыхания и голоса

· развитие сенсорных функций (слуховое восприятие, звуковой анализ)

Если у ребенка отсутствует речь:

· стимуляция начальных голосовых реакций

· вызывание звукоподражаний

· медикаментозное лечение + ЛФК + физиотерапия + массаж.

Этап формирования первичных коммуникативных произносительных навыков (2-ой этап)

Цели:

· развитие речевого общения и звукового анализа

· коррекция артикуляционных нарушений

· при спастичности:

1. расслабление мышц артикуляционного аппарата,

2. выработка контроля над положением рта,

3. развитие артикуляционных движений,

4. развитие голоса

· коррекция речевого дыхания

· развитие артикуляционного праксиса

Работа по расслаблению мышц речевого аппарата:

î мышечное расслабление шейной, грудной мускулатуры, мышц рук

î расслабляющий массаж лица (от середины лба к вискам кончиками пальцев в медленном темпе) – дозированно, на те области, где есть повышенный тонус

î пассивно-активные движения (захват и удержание палочек, леденцов, питье через соломинку)

î тренировка мышц языка (сначала движения языка вместе с движением нижней челюсти)

Выработка контроля за положением рта:

î 1 период – упражнения для губ

î 2 период – закрывание рта активно-пассивным путем (наклоненная или запрокинутая голова)

î 3 период – активные движения по инструкции (открывание-закрывание-вытягивание губ) и имитация по картинкам

Артикуляционная гимнастика:

î упражнения для мимических мышц (открывание – закрывание глаз, нахмуривание бровей)

î упражнения с сопротивлением (с использованием салфетки)

î стимуляция мышц корня языка и нижней челюсти (рефлекторное сокращение с помощью шпателя)

î стимуляция кончика языка (используются игры)

Развитие голоса:

î упражнения на координацию деятельности дыхания, фонации и артикуляции

Перед голосовой работой необходимо сделать:

· артикуляционную гимнастику

· массаж

· расслабление шейной мускулатуры

· специальные упражнения (вращение головы)

î произнесение цепочек гласных: ИЭО, ИЭОУАЫ …

î произнесение сочетаний звуков: ДОН – ДОН, КАР – КАР, АВ – АВ.

î упражнение «АП»: удержание воздуха во рту под давлением

Коррекция речевого дыхания:

î общие дыхательные упражнения для увеличения объема легких и нормализации ритма

î развитие ротового выдоха

î упражнения на дыхание с сопротивлением (рука на грудной клетке)

î задержка вдоха – медленный продолжительный выдох

Упражнения проводят ежедневно по 5-10 минут

Развитие артикуляционного праксиса:

î потряхивания верхней и нижней губы

î опускание и поднимание нижней челюсти

î губы пассивно сомкнуты: дуть через губы и раздвигать их

î язык помещается и удерживается между зубами

Коррекция звукопроизношения:

· требуются контроль зрения, тактильно вибрационный контроль, помощь логопеда в производстве движений

· сначала добиваются приближенного произношения звуков

î 1-я группа звуков для постановки: А, П, У, М, К, Ы, Н, Х, В, О, Т, С, Л

î дифференциация в этой группе осуществляется следующим образом:

§ ротовые –носовые звуки (М, Н)

§ внутри группы носовых М – Н

§ внутри группы взрывных К – Х

§ гласные А, О, У, Ы

§ взрывные – фрикативные Т – С

î 2-я группа звуков: шипящие, аффрикаты, Р

î дифференциация в этой группе:

· звуки С – З

· звуки Ш – Ж

· звуки Ц – Ч

· звуки Ч – Щ

· звуки Ч –ТЬ

· йотированные

На этом этапе добиваются четкого произнесения звуков

Упражнения для развития моторики:

î пальчиковые упражнения

î лепка

î работа с мозаикой

î работа со строительным материалом

î рисование, раскрашивание, штриховка (сначала мягким карандашом)

Для упражнений с детьми-дизартриками используются специальные приспособления:

· эластичный резиновый жгут под челюстью (для укрепления мышц)

· полотно для захвата двумя-тремя пальцами пуговиц на резиновых ножках

· шнуровки и застежки

 

9. Нарушение темпа речи

 

В логопедии выделяют 2 типа нарушений темпа речи:

 

 

 


При нарушениях темпа речи:

· нарушается развитие как внешней, так и внутренней речи

· речь малопонятна для окружающих

· в тяжелых случаях страдает процесс коммуникации

Брадилалия -- патологически замедленный темп речи.

Причины:

· наследственность

· экзогенные факторы (интоксикации, астения)

· психологические причины (подражание, воспитание)

Брадилалия может быть самостоятельным нарушением или симптомом другой патологии (умственной отсталости, ДЦП). Самостоятельное нарушение – у лиц флегматичных, заторможенных.

Замедленный темп может быть национальной особенностью – у народов Прибалтики.

Проявления:

v замедленный темп речи

v замедленный темп чтения и письма

v монотонность голоса, назализация

v удлиннение пауз между словами

v удлиннение пауз между звуками в слове

v может быть скандированная речь

v может быть нарушение звукопроизношения

v речь неэстетична, вызывает у окружающих истощение внимания, напряжение, мешает общению

v нарушения общей моторики

v нарушения мелкой моторики

v нарушения мимики

v замедленность восприятия, внимания, памяти, мышления

v затруднения переключаемости

v необходимость повторения инструкции

v склонность к стереотипам

v персеверации

v нарушения вербальной ориентировки в окружающем

Тахилалия – патологически ускоренный темп речи из-за преобладания процессов возбуждения.

Различают:

v тахилалия, как самостоятельное нарушение речи

v функциональная тахилалия (вторичное проявление заикания)

v параллельная форма тахилалии (переплетается с другими симптомокомплексами – дизартрией)

Проявления:

v быстрый темп речи (вместо 10-12 звуков – 20-30 звуков в секунду)

v стремительность речи

v расстройства речевого внимания

v запинки

v повторения

v проглатывания фонем, слогов, слов

v персеверации слогов, слов

v искажение структуры предложения

v неясность произношения

v быстрый темп чтения и письма

v нарушения общей моторики (ускоренная ходьба)

v нарушения вегетативной нервной системы (потоотделение)

v нарушения эмоционально-волевой сферы (вспыльчивость)

v отклонения в поведении

 баттаризм
 полтерн
ТАХИЛАЛИЯ
Классификация тахилалий

 

 

1. Баттаризм (парафразия) – неправильное формирование фразы как следствие нарушения речевого внимания.

Причины:

· психогенные

· соматические

· вредная привычка

Проявления:

v недостаточная концентрация речевого внимания

v несоответствие темпа мышления и речи

v перестановка слов

v проглатывания

v остановки в речи

v расстройство правильного оформления мысли

v аграмматизмы

v рыхлость предложения

v вставка в речь добавочных элементов

v нарушения буквенного состава слова

2. Полтерн (спотыкание) – патологически ускоренная речь с наличием прерывистости темпа несудорожного характера.

Проявления:

v запинки

v спотыкания

v необоснованные паузы

v нарушения общей и речевой моторики

v сочетания с другими речевыми нарушениями

v аграмматизмы

v провалы, повторения, вставки

v внутренний беспорядок мышления

Выделяют 4 формы полтерна:

Ø полтерн с моторными расстройствами (ускоренная речь + нарушения артикуляции)

Ø полтерн с сенсорными расстройствами (трудности нахождения необходимых слов + нарушения внимания)

Ø полтерн с общими трудностями формулирования речи при достаточном словаре)

Ø полтерн со спотыканием и дополнениями (отдельных гласных, восклицаний)

Полтерн наблюдается при следующих заболеваниях:

Ø хорее

Ø пседобульбарном параличе

Ø психопатии

Ø олигофрении

Ø некоторых психических заболеваниях

Коррекция требует комплексного воздействия:

n педагоги: нормализация темпа и ритма речи, развитие речи в целом

n медики: лекарства, физиотерапия, психотерапия, ЛФК + логоритмика

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...