Нарушения лексики у у.о. школьников
Отмечаются: · бедность словарного запаса · неточность употребления слов · трудности актуализации словаря · преобладание пассивного словаря над активным · несформированность структуры значения слова · нарушение процесса организации семантических полей Причины бедности словаря: a) У.о. школьники 1 кл. не знают названий предметов, которые их окружают (БУДИЛЬНИК, ПЕРЧАТКИ, КРУЖКА) b) Не знают названий частей предметов (ОБЛОЖКА, СТРАНИЦА) c) В словаре преобладают существительные с конкретным значением, отсутствуют слова обобщающего характера (МЕБЕЛЬ, ПОСУДА, ОБУВЬ, ОДЕЖДА) d) В активном словаре отсутствуют глаголы, обозначающие способы передвижения (СКАЧЕТ, ПОЛЗАЕТ, ЛЕТАЕТ) – МАШИНА ИДЕТ, ЛЯГУШКА ИДЕТ … e) Глаголы с приставками заменяются бесприставочными глаголами (ПРИШЕЛ, ПЕРЕШЕЛ – ШЕЛ МОСТ) f) В словаре мало прилагательных (не употребляют ТОЛСТЫЙ, ДЛИННЫЙ, ВЫСОКИЙ – заменяют БОЛЬШОЙ) g) Мало прилагательных, обозначающих внутренние качества человека (ЧЕСТНЫЙ, ПРАВДИВЫЙ, ОТВАЖНЫЙ, СМЕЛЫЙ) h) Ограничено количество наречий (ЗДЕСЬ, ТАМ, ТУДА,ПОТОМ) i) Часто встречаются парафазии (замены слов) – БОТИНКИ – САПОГИ, ТУФЛИ j) Для актуализации пассивного словаря требуются наводящие вопросы k) У у.о. выбор слова-реакции осуществляется по случайному признаку (иногда звуковой ассоциации) – ВРАЧ – ГРАЧ l) Отмечается замедление темпа формирования значения слова – «предметная соотнесенность» Нарушение грамматического строя речи у.о У у.о. школьников наблюдается несформированность грамматического строя речи, которая проявляется в § аграмматизме § трудностях выполнения инструкций Несформированы: § морфологические формы словоизменения и словообразования
§ синтаксические структуры предложения 1. Искажения в употреблении падежей (наиболее легкие – Им., Вин., трудные – Творительный и Предложный) – МАЛЬЧИК КОПАЕТ ЛОПАТА, КАТАЕТСЯ НА САНКОВ, ПОД СТУЛА, ОКОЛО ДИВАН 2. Неправильное употребление падежей с предлогами § Смешение предлогов ЗА, ПЕРЕД,ОКОЛО, НА и НАД, ПОД, В § Пропуски предлогов В, ИЗ § Отсутствие в речи предлогов НАД, ОКОЛО, ПЕРЕД, ЗА, МЕЖДУ, ЧЕРЕЗ, ИЗ-ЗА, ПОД 3. Нарушения в согласовании наречия МНОГО с существительными МНОГО ДЕВОЧКИ, МНОГО ЦЫПЛЯТАХ 4. Неправильное согласование существительных и числительных 5. Неправильное согласование существительных и прилагательных 6. Редко употребляется средний род глаголов прошедшего времени (ВЕЧЕРЕЛО. ПОХОЛОДАЛО) 7. Редко употребляются существительные среднего рода 8. Трудности в образовании прилагательных от формы существительного (КАМЕНЬ – КАМЕННЫЙ) 9. Трудности в образовании уменьшительно-ласкательных форм существительных и прилагательных 10. Трудности в образовании глаголов с приставками (ВЛИЛ – ПЕРЕЛИЛ – ВЫЛИЛ) 11. Недостаточный набор суффиксов для словообразования. У.о. используют –ИК, -- ОЧЕК, -- ЧИК, -- ОНОК, --ЕНОК, --ОТ, -- ЯК, -- К. 12. Речь в основном состоит из простых предложений, распространенных прямым дополнением или обстоятельством места ДЕВОЧКА РВЕТ ЦВЕТЫ. ДЕТИ ИДУТ В ШКОЛУ. 13. В самостоятельной речи частыми бывают фрагментарные предложения с пропуском подлежащего или сказуемого МАЛЬЧИК РЫБУ ЛОВИТ. ВОТ БРОСИЛ. И ПОБЕЖАЛ. НА ЛОДКЕ КАТАЮТСЯ. 14. Бедны и неточны морфологические обобщения: -- ИК …. Что это? Нарушения связной речи у у.о. Особенности: ü Становление связной речи у у.о. имеет замедленный темп ü Дети длительное время задерживаются на вопросно-ответной форме и ситуативной речи ü В процессе порождения самостоятельного высказывания нуждаются в стимуляции (вопросы, подсказка и т.д.)
ü Наиболее трудна для у.о. контекстная речь ü Имеется трудность в формировании навыка постановки вопросов ü Связные тексты у у.о. часто состоят из отдельных фрагментов ü При пересказе у.о. дети пропускают многие важные части текста, передают содержание упрощенно, не понимают причинно-следственных связей, временных и пространственных отношений между предметами и явлениями. 5. Особенности нарушений письменной речи у у.о. Нарушения чтения ü Процесс овладения чтением протекает замедленно, имеет качественные трудности (в три раза медленнее, чем у N) ü Один и тот же ребенок в одно и то же время может пользоваться как примитивными так и более совершенными способами чтения (побуквенное – послоговое) ü Трудности возникают на каждом из этапов обучения чтению: - усвоение букв - слияние букв в слоги - послоговое чтение - понимание прочитанного слова - чтение предложения и текста ü Чаще чем в норме наблюдается чтение по догадке ü Большое количество дислексий – 65-70% у.о. 1-классников Нарушения чтения имеют следующие типичные проявления: q Неусвоение букв q Побуквенное чтение q Искажение слоговой и звуковой структуры слова q Нарушение понимания прочитанного q Аграмматизмы Разберем подробнее эти нарушения. I. Неусвоение букв – от нескольких букв до 20-25 букв. Лучше всего усвоиваются гласные А, О, У и длительные согласные Ш, С, Х. Буквы могут · совсем не называться · заменяться другими Д – Л, Х – К, Ж – З, Ч – Ш, Ж -- Ш, Д – Т, Р – Л, Г – К II. Побуквенное чтение § не могут слить отдельные слоги, называют буквы поочередно: К – О – Т § после побуквенного называния произносят слог слитно К – А = КА Побуквенное чтение наблюдается у 49% у.о. в конце подготовительного класса III. Искажение слоговой и звуковой структуры слова IV. Нарушение понимания прочитанного Дети могут читать бегло, технически правильно, но не соотносят прочитанное слово с картинкой, прочитав текст, не могут ответить на вопросы -- у 17% у.о V. Аграмматизмы Нарушения письма § проявляются у у.о. в сложном комплексном виде (сочетание различных форм) § характерно большое количество ошибок (несформированность языковых обобщений)
Коррекционная работа с у.о. I. По развитию лексики î расширение словаря глаголами движения, звукоподражания и др. («Кто как передвигается», «Кто как голос подает», «Кто что делает») î обогащение словаря прилагательными, образование прилагательных от существительных НОС – НОСОВОЙ, ЗУБ – ЗУБНОЙ î обогащение предметного словаря обобщениями МЕБЕЛЬ, ОВОЩИ…, называние частей и деталей предметов î обогащение словаря местоимениями î обогащение словаря числительными î обогащение словаря наречиями î уточнение слов-синонимов î уточнение схожих по значению слов
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|