Классификация нарушений речи
В настоящее время в современной отечественной логопедии в обращении находятся две классификации речевых нарушений:
КЛАССИФИКАЦИЯ Клинико-педагогическая классификация: ü опирается на традиционное сотрудничество с медициной ü речевые нарушения не привязываются строго к формам заболеваний ü ориентирована на коррекцию дефектов речи ü основывается на подходе от общего к частному (напр.: заикание) Для клинико-педагогической классификации характерны критерии проявления дефекта: § какими факторами обусловлен дефект (социальные – биологические) § на каком фоне он развивается (органическом – функциональном) § в каком звене речевой системы локализуется (центральном – периферическом) § какова степень нарушения § время наступления дефекта Все виды нарушений, рассматриваемых в этой классификации можно разделить на две группы, в зависимости от того, какой вид речи нарушен:
Нарушения устной речи делятся на два типа:
Нарушения фонационного оформления высказывания в зависимости от нарушенного звена подразделяется на: ü нарушения голосообразования ü нарушения темпо-ритмической организации речи ü нарушения интонационно-мелодической организации речи ü нарушения звукопроизношения Все эти нарушения могут наблюдаться: -- изолированно -- в комбинациях НАРУШЕНИЯ ГОЛОСООБРАЗОВАНИЯ 1. ДИСФОНИЯ (АФОНИЯ) -- отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата.
Синонимы: · «нарушения голоса» · «нарушения фонации» · «фонаторные нарушения» · «вокальные нарушения» Проявления: · отсутствие голоса (афония) · нарушения силы, высоты и тембра голоса (дисфония) Патология может быть обусловлена: · органическими расстройствами (узелки на складках) · функциональными расстройствами (несмыкание складок) Нарушения могут возникнуть в любом возрасте, но наиболее часто: § младенчество (узелки крикунов) § период полового созревания (патологическая мутация голоса) Дисфония может быть изолированным нарушением или может входить в состав других нарушений речи. НАРУШЕНИЯ ТЕМПО-РИТМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 1. БРАДИЛАЛИЯ -- патологически замедленный темп речи. («Bradi» -- медленно) Вместо 10-12 звуков в секунду человек произносит 3-4-6 звуков. Синонимы · «брадифразия» Проявления: § замедленная реализация артикуляторной программы § растягивание гласных § вялая нечеткая артикуляция § общая заторможенность § нарушения моторики, внимания, памяти Патология является центральнообусловленной. Может быть органической или функциональной. 2. ТАХИЛАЛИЯ -- патологически ускоренный темп речи (до 20-30 звуков в секунду) –«Tachi»- быстро. Причины: · преобладание процесса возбуждения над процессом торможения · наследственность · подражание · издержки воспитания Проявления: § повторение слов, слогов § нарушение структуры слов и предложений § беспорядочные движения рук, ног, тела 3. ЗАИКАНИЕ – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Синонимы: логоневроз Страдают до 2% людей. Причины: · речевая перегрузка · патологическая раздражительность · ускоренный темп речи · подражание · издержки воспитания · психотравмы Все это является предрасполагающими факторами для заикания.
Проявления: § судороги в момент речи в речевом аппарате § периодичность в течении § связь с общим эмоциональным состоянием § зависимость от внешних факторов (время года, питание, условия жизни) § сопутствующие движения (развиваются постепенно) судороги в различных группах внеречевой мускулатуры: лицо, шея, конечности (зажмуривание глаз, моргание, раздувание ноздрей, откидывание головы и т.д.) § эмболофразия (речевая уловка – добавление в речи стереотипных звуков «а-а-а», «э-э-э», «ну» и др. § логофобия – боязнь речи в целом или произнесения отдельных звуков.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|