Методика логопедического воздействия при нарушениях голоса
Восстановление голоса следует начинать как можно раньше. Оно осуществляется комплексно: -- медики фониатр -- педагоги фонопед Направления работы: § психотерапия § артикуляция и дыхательная гимнастика § ЛФК § вызывание голоса и его закрепление При параличах и порезах: î работа над дыханием - дутье в губную гармошку (медленно, протяжно, на одной ноте от 45-60 сек до 2 мин. по 8-15 раз в день) î комплекс дыхательных упражнений (сидя и стоя) - вдох и выдох через нос (вдох быстрый, глубокий, выдох – дли тельный) - вдох через нос, выдох через рот - вдох через одну ноздрю, выдох через другую - дыхание одной ноздрей (попеременно) - вдох через нос, выдох через плотно сжатые губы - вдох и выдох толчками î через 7-10 дней – упражнения для активизации мышц шеи, гортани - наклоны головы вперед и назад – руки на затылке - движения нижней челюсти вниз, в стороны, вперед - сжимание челюстей - надувание щек - зевки 6 раз в день по 4-5 раз каждое упражнение î ЛФК для установления диафрагмального дыхания î коррекция голоса Коррекция голоса вызывание голоса автоматизация голоса Вызывание голоса начинают со звука М: î произнесение с ударением струи в твердое небо î длительное произнесение МММ, МММ-А, ММММ-О î слоги с ударением на втором: МА-МА, МА-МО î сочетания с перемежающимся ударением: МА-МА, МА-МА î после достижения громкого голоса: - тренировка сочетаний гласных с Й: АЙ-ОЙ-ЭЙ-ЯЙ - произнесение гласных и их сочетаний отраженно, потом самостоятельно: А, АУ, АОУ, АУИЭ … Автоматизация голоса: î проговаривание слов с прямыми ударными слогами: МОРЕ, МАНКА î фразовая речь î вокальные упражнения (пение)
При хронических ларингитах î разъяснительная беседа î охранительный режим (уменьшение голосовой нагрузки) î работа над дыханием – выработка дыхательной опоры, сознательное замедление выдоха Через 7-10 дней: î ЛФК (диафрагмальное дыхание) î легкий массаж шеи в области гортани 2-3 мин. по 3-4 раза в день î вызывание голоса î закрепление голоса (см. выше) При функциональных нарушениях голоса î устранение причины (форсирование, перенапряжение и др) î постановка голоса (длительное произнесение М) î работа над дыханием (координация дыхания и фонации) î ЛФК î активизирующая гимнастика для мышц шеи, гортани î массаждля уменьшения тонуса мышц î вызывание голоса от кашлевого толчка î закрепление голоса Используются технические средства: Ø приборы И-2-М Ø приборы ВИР-4 для контроля за тембром и силой голоса Ø приборы АИР-2 Ø слухофильтры Страхова Алалия
Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка Причины: § воспалительные поражения головного мозга § травматические поражения головного мозга § кровоизлияния в мозг в результате тяжелых или стремительных родов § обменные нарушения в период внутриутробного и раннего развития § последствия тяжелого рахита и заболеваний дыхательной системы Происходит: § запаздывание созревания нервных клеток в определенных областях горы головного мозга (стадия нейробластов) – в обоих полушариях головного мозга – билатеральное поражение. Может быть: § врожденное недоразвитие § ранопреобретенное недоразвитие (в доречевом периоде) Классификация алалий
- запаздывание созревания нервных клеток в речевых областях коры головного мо
Моторная алалия
Моторная алалия – системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера, обусловленное несформированностью языковых операций порождения речевых высказываний при относительной сохранности смысловых и сенсорных операций Моторная алалия -- нарушение продуцирования самостоятельного высказывания при сохранном понимании обращенной речи Симптомы речевые: § фонетические нарушения(звукопроизношение) § недоразвитие фонематического слуха § аграмматизмы в речи § нарушения структуры слова и фразы § резко обеднен словарный запас § нет связной речи § несформирована мотивация общения § понимание речи сохранно Симптомы неречевые: § общая моторная неловкость и недоразвитие мелкой моторики § нарушения координации движений § недоразвитие психических функций (внимание, память, мышление) § патологические качества личности (низкая работоспособность, негативизм) § вторичная задержка умственного развития (конкретность мышления, бедность логических операций, снижение способности к символизации, обобщению, абстрактности) § нарушение орального и динамического праксиса § несформированность игровых навыков § импульсивность, хаотичность деятельности § нестойкость интересов Различают три уровня недоразвития речи: 1 уровень: отсутствие общеупотребительной речи 2 уровень: зачатки общеупотребительной речи 3 уровень: речь с элементами недоразвития во всей речевой системе. Образцы речи: Уровень: § аморфные слова-корни («тя бах» - чашка упалла, «Дека мо» -- девочка моет) могут быть понятны только в соответствующей ситуации при подкреплении жестами и мимикой § ребенок пользуется только ситуативной речью 2 уровень: § простая фразовая речь («Сек.Ипята.Сябака бесит гоки» - Снег. Ребята. Собака бежит с горки) 3 уровень: § речь включает развернутые аграмматичные высказывания («У бабути каева и гути и маненьки сяньаты» - у бабушки корова и гуси и маленькие поросята) 3 уровень:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|