Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика логопедического воздействия при нарушениях голоса

Восстановление голоса следует начинать как можно раньше. Оно осуществляется комплексно:

-- медики фониатр

-- педагоги фонопед

Направления работы:

§ психотерапия

§ артикуляция и дыхательная гимнастика

§ ЛФК

§ вызывание голоса и его закрепление

При параличах и порезах:

î работа над дыханием

- дутье в губную гармошку (медленно, протяжно, на одной ноте от 45-60 сек до 2 мин. по 8-15 раз в день)

î комплекс дыхательных упражнений (сидя и стоя)

- вдох и выдох через нос (вдох быстрый, глубокий, выдох – дли

тельный)

- вдох через нос, выдох через рот

- вдох через одну ноздрю, выдох через другую

- дыхание одной ноздрей (попеременно)

- вдох через нос, выдох через плотно сжатые губы

- вдох и выдох толчками

î через 7-10 дней – упражнения для активизации мышц шеи, гортани

- наклоны головы вперед и назад – руки на затылке

- движения нижней челюсти вниз, в стороны, вперед

- сжимание челюстей

- надувание щек

- зевки

6 раз в день по 4-5 раз каждое упражнение

î ЛФК для установления диафрагмального дыхания

î коррекция голоса

Коррекция голоса вызывание голоса

автоматизация голоса

Вызывание голоса начинают со звука М:

î произнесение с ударением струи в твердое небо

î длительное произнесение МММ, МММ-А, ММММ-О

î слоги с ударением на втором: МА-МА, МА-МО

î сочетания с перемежающимся ударением: МА-МА, МА-МА

î после достижения громкого голоса:

- тренировка сочетаний гласных с Й: АЙ-ОЙ-ЭЙ-ЯЙ

- произнесение гласных и их сочетаний отраженно, потом самостоятельно: А, АУ, АОУ, АУИЭ …

Автоматизация голоса:

î проговаривание слов с прямыми ударными слогами: МОРЕ, МАНКА

î фразовая речь

î вокальные упражнения (пение)

При хронических ларингитах

î разъяснительная беседа

î охранительный режим (уменьшение голосовой нагрузки)

î работа над дыханием – выработка дыхательной опоры, сознательное замедление выдоха

Через 7-10 дней:

î ЛФК (диафрагмальное дыхание)

î легкий массаж шеи в области гортани 2-3 мин. по 3-4 раза в день

î вызывание голоса

î закрепление голоса (см. выше)

При функциональных нарушениях голоса

î устранение причины (форсирование, перенапряжение и др)

î постановка голоса (длительное произнесение М)

î работа над дыханием (координация дыхания и фонации)

î ЛФК

î активизирующая гимнастика для мышц шеи, гортани

î массаждля уменьшения тонуса мышц

î вызывание голоса от кашлевого толчка

î закрепление голоса

Используются технические средства:

Ø приборы И-2-М

Ø приборы ВИР-4 для контроля за тембром и силой голоса

Ø приборы АИР-2

Ø слухофильтры Страхова

Алалия

 

Алалияотсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка

Причины:

§ воспалительные поражения головного мозга

§ травматические поражения головного мозга

§ кровоизлияния в мозг в результате тяжелых или стремительных родов

§ обменные нарушения в период внутриутробного и раннего развития

§ последствия тяжелого рахита и заболеваний дыхательной системы

Происходит:

§ запаздывание созревания нервных клеток в определенных областях горы головного мозга (стадия нейробластов) – в обоих полушариях головного мозга – билатеральное поражение.

Может быть:

§ врожденное недоразвитие

§ ранопреобретенное недоразвитие (в доречевом периоде)

Классификация алалий

 


- запаздывание созревания нервных клеток в речевых областях коры головного мо

 

Моторная алалия

Моторная алалиясистемное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера, обусловленное несформированностью языковых операций порождения речевых высказываний при относительной сохранности смысловых и сенсорных операций

Моторная алалия -- нарушение продуцирования самостоятельного высказывания при сохранном понимании обращенной речи

Симптомы речевые:

§ фонетические нарушения(звукопроизношение)

§ недоразвитие фонематического слуха

§ аграмматизмы в речи

§ нарушения структуры слова и фразы

§ резко обеднен словарный запас

§ нет связной речи

§ несформирована мотивация общения

§ понимание речи сохранно

Симптомы неречевые:

§ общая моторная неловкость и недоразвитие мелкой моторики

§ нарушения координации движений

§ недоразвитие психических функций (внимание, память, мышление)

§ патологические качества личности (низкая работоспособность, негативизм)

§ вторичная задержка умственного развития (конкретность мышления, бедность логических операций, снижение способности к символизации, обобщению, абстрактности)

§ нарушение орального и динамического праксиса

§ несформированность игровых навыков

§ импульсивность, хаотичность деятельности

§ нестойкость интересов

Различают три уровня недоразвития речи:

1 уровень: отсутствие общеупотребительной речи

2 уровень: зачатки общеупотребительной речи

3 уровень: речь с элементами недоразвития во всей речевой системе.

Образцы речи:

Уровень:

§ аморфные слова-корни («тя бах» - чашка упалла, «Дека мо» -- девочка моет) могут быть понятны только в соответствующей ситуации при подкреплении жестами и мимикой

§ ребенок пользуется только ситуативной речью

2 уровень:

§ простая фразовая речь («Сек.Ипята.Сябака бесит гоки» - Снег. Ребята. Собака бежит с горки)

3 уровень:

§ речь включает развернутые аграмматичные высказывания («У бабути каева и гути и маненьки сяньаты» - у бабушки корова и гуси и маленькие поросята)

3 уровень:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...